контрольно-оценочные средства по теме: сестринская помощь при заболеваниях дыхательной системы ПМ 02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
учебно-методический материал на тему
контрольно-оценочные средства для текущего контроля знаний по теме: Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos-_dyh.sist_.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №21
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
Контрольно-оценочные средства
для текущего контроля знаний
по теме 1.7. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья). ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
специальность 060501 Сестринское дело
Москва
2013 г.
Общие положения
Результатом освоения темы 1.7. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания являются приобретенный практический опыт, освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций с целью овладения видом профессиональной деятельности - Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
Раздел 1 Результаты освоения темы, подлежащие проверке
1.1 Приобретенный практический опыт
В результате контроля и оценки по теме осуществляется комплексная проверка следующего практического опыта:
ПО 1. осуществление ухода за пациентами при различных заболеваниях органов дыхания и состояниях.
1.2 Освоенные умения
В результате контроля и оценки по теме осуществляется комплексная проверка следующих умений:
У 1. готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
У 2. осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
У 3. консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
У 5. осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
У 7. проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
У 8. осуществлять паллиативную помощь пациентам;
У 9. вести утвержденную медицинскую документацию
1.3 Усвоенные знания
В результате контроля и оценки по теме осуществляется проверка следующих знаний:
З 1. причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
З 2. пути введения лекарственных препаратов;
З 4. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
Раздел 2 Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине
Таблица 1
Подтемы профессионального модуля | Результаты освоения темы, подлежащие проверке | Форма текущего контроля и оценивания |
Строение и функции дыхательной системы в разные возрастные периоды. Острый бронхит (простой и обструктивный): причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Фармакотерапия. | З 1, З2, З3 | Тестовые задания |
Исследование органов дыхания. Участие сестры в подготовке и проведении лабораторно-инструментальных исследований при заболеваниях органов дыхания пациентам разного возраста. | У1, У7, У9, З4 | проблемно-ситуационные задания |
Острый бронхит (простой и обструктивный): причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Фармакотерапия. | У1,У2, У3, У5 | проблемно-ситуационные задания |
Пневмония: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Фармакотерапия. Реабилитация. Особенности в разные возрастные периоды. | З 1, З2, З3 | Тестовые задания |
У1,У2, У3, У5, У7, У9 | проблемно-ситуационные задания | |
Бронхиальная астма: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Особенности в разные возрастные периоды. | З 1, З2, З3 | Тестовые задания |
З4, У1,У2, У3, У5, У7, У9 | проблемно-ситуационные задания | |
Хроническая обструктивная легочная болезнь: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. | З 1, З2, З3 | Тестовые задания |
З4, У1,У2, У3, У5, У7, У9 | проблемно-ситуационные задания | |
Бронхоэктатическая болезнь: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Фармакотерапия. Реабилитация. Паллиативная помощь | З 1, З2, З3 | Тестовые задания |
З4, У1,У2, У3, У5, У7, У9 | проблемно-ситуационные задания | |
Рак легкого: эпидемиология, факторы риска, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Фармакотерапия. Паллиативная помощь | З 1, З2, З3 | Тестовые задания |
З4, У1,У2, У3, У5, У7, У 8, У9 | проблемно-ситуационные задания | |
Особенности оказания сестринской помощи в стационарных и поликлинических условиях. Школы здоровья для пациентов. | У7, У9 | проблемно-ситуационные задания |
Раздел 3 Типовые задания для оценки освоения учебной темы(текущий контроль).
3.1 Типовые задания для оценки знаний З1, З2, З3, З4
Оценочные средства представляют собой тестовые задания для проведения текущего контроля по подтемам темы профессионального модуля и ориентированы на проверку качества знаний освоивших её обучающихся.
Тестовые задания следующих типов:
- задание с выбором одного ответа (закрытой и открытой формы);
- задание с множественным выбором;
- задание на установление правильной последовательности;
- задание на установление соответствия.
К заданиям закрытой формы относятся задания, при выполнении которых тестируемый выбирает правильный (-ые) ответ (-ы) из предложенного набора ответов (с единичным выбором; с множественным выбором)
К заданиям открытой формы относятся задания, при выполнении которых тестируемый самостоятельно формулирует ответ, регламентированный по содержанию и форме представления (с регламентированным ответом или свободно конструируемым ответом).
Задания на установление соответствия – это задания, при выполнении которых необходимо установить правильное соответствие между элементами двух множеств: объектов (субъектов, процессов) и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и т.п.).
Задания на установление последовательности – это задания, при выполнении которых необходимо установить правильную последовательность действий, событий, операций (порядок среди однородных элементов некоторой группы действий, событий, операций).
В тест включаются задания различных уровней трудности. Под трудностью тестового задания понимают количество мыслительных операций и характер логических связей между ними, характеризующих продолжительность поиска и нахождения верного решения.
Время тестирования по одному варианту составляет 10 минут.
При оценке результатов за каждый правильный ответ ставится 1 балл,
за неправильный ответ – 0 баллов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
Тестовые оценки необходимо соотнести с общепринятой пятибалльной системой:
- оценка «5» (отлично) выставляется студентам за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов;
- оценка «4» (хорошо) соответствует результатам тестирования, которые содержат от 71 % до 90 % правильных ответов;
- оценка «3» (удовлетворительно) от 60 % до 70 % правильных ответов;
- оценка «2» (неудовлетворительно) соответствует результатам тестирования, содержащие менее 60 % правильных ответов.
Пример тестового задания по теме «Бронхиальная астма: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Особенности в разные возрастные периоды».
Инструкция для студента: в заданиях 1-12 выберите один правильный ответ, в заданиях 14-16 выберите несколько правильных ответов, в заданиях 17-20 продолжите предложение, вставить пропущенные слова.
1. К патологическому типу грудной клетки относится:
а) астеническая; б) гиперстеническая; | в) воронкообразная; г) нормостеническая. |
2. Экспираторная одышка, вынужденное положение, сухие, свистящие хрипы характерны для:
а) приступа бронхиальной астмы б) сердечной астмы | в) тромбоэмболии легочной артерии г) пневмоторакса |
3. Основной симптом при бронхиальной астме:
а) инспираторная одышка б) кашель с гнойной мокротой | в) кровохарканье г) приступ удушья |
4. Для профилактики приступов удушья при бронхиальной астме используется:
а) астмопент б) беротек | в) интал г) теофиллин |
5. Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают на дыхательную систему следующее действие
а) улучшают периферическое кровообращение
б) нормализуют процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга
в) укрепляют мышцы грудной клетки
г) нормализуют АД
6. К базисному лечению бронхиальной астмы относится
а) проивовоспалительная терапия
б) ферментативная терапия
в) элиминационная терапия
г) физиотерапия
7. Пациент должен тщательно полоскать рот после применения ингалятора
а) вентолина б) бекотида | в) беротека г) астмопента |
8. Небольшое количество вязкой стекловидной мокроты выделяется при
а) абсцессе легкого б) бронхиальной астме | в) пневмонии г) экссудативном плеврите |
9. При приступе удушья на фоне бронхиальной астмы применяется
а) кодеин б) либексин | в) сальбутамол г) тусупрекс |
10. Пикфлоуметрия – это определение
а) дыхательного объема б) жизненной емкости легких | в) остаточного объема г) пиковой скорости выдоха |
11.Частота дыхательных движений в норме (в мин):
а) 6-8; в) 60-80;
б) 20-40; г) 14-16.
12. Рентгенологические методы исследования органов дыхания:
а) бронхография, томография, флюорография;
б) холецистография, ирригоскопия, гастроскопия;
в) спирография, пневмотахометрия, пикфлоуметрия;
г) УЗИ.
13. Для среднетяжелого течения астмы характерен разброс показателей ПСВ (утро-вечер):
а)более 10-20%, | в) более 30% |
14. Приоритетными проблемами пациента при астматическом статусе являются:
а) удушье, одышка б) бессонница | в) тревога, страх за исход заболевания г) кашель |
15. Для клиники развивающегося астматического состояния характерны:
- повторные затяжные приступы удушья у больного бронхиальной астмой
- неотхождение мокроты после приступа
- низкая эффективность привычных бронхолитиков
- снижение диуреза
16. Осложнения длительного приема системных кортикостероидов:
а) остеопороз,
б) сахарный диабет,
в) онкологические заболевания,
г) катаракта,
д) астигматизм,
е) ожирение.
17. Какие побочные явления развиваются при пользовании ингаляционными глюкокортикоидами в обычных дозах:
а) Кандидоз глотки
б) Язвы желудочно-кишечного тракта
в) Дисфония
г) Стероидный диабет
д) Частые инфекции носоглотки
18. 3анятия какими видами спорта чаще провоцируют приступы астмы физического усилия:
а) Бег на длинные дистанции
б) Плавание
в) Велосипедный спорт
г) Бег на лыжах
д) Водное поло
19. Атопия – это……
20. Триггеры – это………
21. Причинами бронхиальной обструкции являются:
- спазм гладкой мускулатуры стенки бронха;
- ………………………
- усиление секреции густой вязкой слизи
22. Мероприятия, понижающие вязкость мокроты:
- обильное……, желательно ………..;
- прием средств ………………..действия;
- паровые содовые………
Эталоны ответов:
1.в | 7.б | 13. б | 19. – наследственно обусловленная склонность к аллергическим реакциям (повышена выработка IgE) |
2. а | 8.б | 14. а,в | 20. – провоцирующие факторы |
3.г | 9.в | 15. а,б,в | 21. - отек слизистой бронхов |
4. в | 10 г | 16. а,б,г,е | 22. - питье, щелочное - муколитического - ингаляции |
5. в | 11. г | 17. а,в | |
6. а | 12. а | 18. а,г |
3.2 Типовые задания для оценки знаний У1,У2, У3, У5, У7, У 8, У9 .
Оценочные средства представляют собой проблемно-ситуационные задачи для проведения текущего контроля по подтемам темы профессионального модуля и ориентированы на проверку качества умений освоивших её обучающихся.
Критерии оценок
Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи:
5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Пример проблемно-ситуационной задачи по теме «Бронхиальная астма: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Особенности в разные возрастные периоды».
Инструкция для студента. Внимательно прочитайте задачу. Выполните задания к задаче.
Задача.
Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом аллергическая бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.
Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра выяснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности забывает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мундштук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция набрана очень мелким шрифтом и непонятна.
Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст.
Задания
- Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
- Объясните пациенту методику подготовки к исследованию функции внешнего дыхания.
- Продемонстрируйте правила пользования карманным ингалятором.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- Не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором.
- Риск падений.
- Неэффективно откашливается мокрота.
Приоритетная проблема: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором.
Цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингалятором к концу беседы с сестрой.
План | Мотивация |
1. Беседа о правилах пользования ингалятором | Обеспечение права на информированное согласие |
2. Демонстрация ингалятора и правил обращения с ним | Обеспечение правильности выполнения назначений врача |
3. Адаптация имеющейся инструкции к уровню понимания пациента и запись крупным шрифтом. | Обеспечение правильности выполнения назначений врача |
4. Контроль за правильностью применения ингалятора | Оценка сестринского вмешательства |
Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута.
Студент доступно объяснит пациенту, как подготовиться к исследованию ФВД.
Студент демонстрирует применение карманного ингалятора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - тренажер к практическому занятию по теме "Сестринская помощь при заболевании системы пищеварения(острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит)"
Данная презентация составлена для всего практического занятия и является иллюстрацией к каждому этапу, включая все виды контроля....
МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»
Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном пр...
Задания в тестовой форме по теме: "Сестринская помощь при заболеваниях ЛОР органов, глаза и его придаточного аппарата" по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.01."Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях"
Задания в тестовой форме по теме: "Сестринская помощь при заболеваниях ЛОР органов, глаза и его придаточного аппарата" по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.01."Сестринский уход при...
Сборник тестов к разделу 5 «Сестринский уход в акушерстве и гинекологии» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» ПМ. 02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах для подготовки студентов к первому этапу
Данное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения и повторения студентами выпускных курсов медицинских колледжей специальности 34.02.01 Сестринское дело раздела 5 «Сестринский у...
Рабочая тетрадь. Раздел: "Сестринский уход в офтальмологии", МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Рабочая тетрадь разработана преподавателем ГБПОУ «Горячеключевского медицинского колледжа» Поповой Т.П. с целью повышения уровня усвоения лекционного материала, систематизации знаний...