Методическое пособие для преподавателей. Использование возвратных тестов (торнотестов) в преподавании профессиональных модулей.
методическая разработка на тему

Стеганцева Ольга Николаевна

Предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие   представляет собой руководство по освоению новой формы  тестовых заданий с подробной инструкцией  по их разработке, образцами торнотестов на примерах конкретных тем. Содержание  тестовых заданий  разработано на основе рабочей программы ПМ 02 «Участиевлечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в части освоения профессионального модуля ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  - Особенности оказания сестринской помощи  детям (для обучающихся по специальности 060501 сестринское  дело).      Выбор содержания  контрольных заданий определяется перечнем профессиональных знаний и умений, которые  должны быть  сформированы в процессе изучения данного  МДК.

Пособие   может быть полезным для преподавателей профессиональных  модулей и всех учебных дисциплин,  для практических  работников сферы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx52.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж №2»

 (ГБПОУ ДЗМ «МК №2»)

Структурное подразделение 4

Методическое пособие

 для преподавателей

Тема:

Использование возвратных тестов (торнотестов) в преподавании профессиональных модулей.

Профессиональный модуль ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах  

Специальность: 060501  Сестринское дело

Курс: 3

Семестр: 6

Москва, 2016 г

Утверждено

Методическим советом

Протокол №

От        2016 г.

Председатель

Волкова М. М. /

       ФИО                   подпись

Одобрено

ЦМК Профессиональный цикл

Протокол № 8

От «23»  мая  2016 г.

Председатель ЦМК

Стёганцева О.Н.

        ФИО                       подпись

Согласовано

с заведующей научно - методическим

отделом (методистом)

Волкова М. М.

         ФИО                     подпись

Автор:

Стёганцева О.Н., преподаватель Профессиональных модулей  высшей  квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2» СП №4

Рецензенты:

Васильева Л.Э., КМН,  преподаватель Профессиональных модулей  первой квалификационной категории, Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» СП №4

Шарикова Т.М., преподаватель Профессиональных модулей  высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2» СП №4

Содержание.

  1. Введение
  2. Пояснительная записка.
  3. Рекомендации для преподавателей  по работе с  торнотестами.
  4. Дополнительные  рекомендации   и   пояснения.
  5. Область применения.
  6. Образцы и примеры торнотестов.
  7. Литература.

Введение

                 Сегодня,  педагогическое тестирование, как метод педагогической диагностики, является  самым востребованным  для выявления уровня освоения содержания обучения.

Для современного педагогического процесса актуальны вопросы оценивания знаний, умений и компетенций и в этой связи все больше внимания привлекают  исследования,  решающие различные педагогические, организационные и другие вопросы тестирования в современном профессиональном образовании.

                В этой связи тестирование  относится  к  числу важнейших   форм  контроля в условиях реализации федерального государственного стандарта  в системе СПО.

                Преимущества тестирования перед другими формами оценивания очевидны:

  • повышение скорости  проверки качества усвоения знаний;
  • осуществление полного охвата всего учебного материала;
  • оперативное получение результатов проверки;
  • минимизация субъективного фактора при оценивании;
  • эффективное использование учебного времени;
  • полный охват всей группы обучающихся, что способствует более высокой  «накопляемости» оценок;
  • удобное использование при самопроверке;
  • высокая объективность оценки.

Хочу подчеркнуть, что  подход к тестированию, как методу,  поднимает этот инструмент оценивания на новый уровень и, в том числе, на новый уровень творчества преподавателя при разработке  тестовых заданий. Востребованность тестового контроля в нашей образовательной среде побуждает преподавателя на  разработку  новых форм структуры и  организации тестовых заданий.

Любая работа преподавателя приобретает реальный смысл и значение только при условии, что с ее результатами могут ознакомиться окружающие коллеги и студенты

Пояснительная записка.

                   Предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие   представляет собой руководство по освоению новой формы  тестовых заданий с подробной инструкцией  по их разработке, образцами торнотестов на примерах конкретных тем.               Содержание  тестовых заданий  разработано на основе рабочей программы ПМ 02 «Участиевлечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в части освоения профессионального модуля ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  - Особенности оказания сестринской помощи  детям (для обучающихся по специальности 060501 сестринское  дело).      Выбор содержания  контрольных заданий определяется перечнем профессиональных знаний и умений, которые  должны быть  сформированы в процессе изучения данного  МДК.

                Пособие   может быть полезным для преподавателей профессиональных  модулей и всех учебных дисциплин,  для практических  работников сферы образования.

 

 Цели пособия:

  1. Представить методику возвратных тестов (торнотестов).
  2. Обучить технологии использования торнотестов.
  3. Дать преподавателям  конкретные рекомендации по работе с возвратными тестовыми заданиями.
  4. Продемонстрировать возможности  применения  возвратных тестов на конкретных примерах.
  5. Поделиться  опытом  применения  торнотестов.
  6. Расширить кругозор  коллег  по вопросам организации контроля знаний студентов.

Рекомендации для преподавателей  по работе с  торнотестами. Область применения.

            Торнотесты  получили  свое название от итальянского  глагола  «tornare», что означает «возвращаться».

            Методика формирования заданий в тестовой форме при использовании торнотестов,  ничем не отличается от стандартной.  Для разработки заданий Вы можете   применять  закрытую форму отвечающую   принципу альтернативы или двойной альтернативы,  закрытые тестовые задания, составленные по принципу кумуляции или градуации. Сложнее, но возможно применять  принцип сочетания в заданиях закрытой формы.  Далее, для торнотестов  подойдут и открытые тестовые задания-без готовых ответов.  Также при разработке  можно широко использовать инфографикуи другие виды визуализации.

            Так в чем - же  их отличие?   А в том, что торнотесты  принципиально отличаются  по  организации  работы с ними,  т.е  по технике  тестирования. Если в привычном виде при тестировании студент может использовать  эталон  и  узнать  свой  результат после прохождения  всего тестового задания  в целом,   и  затем следуют мероприятия по коррекции знаний,  то при  работе с торнотестами – контроль,  работа с эталоном и коррекция происходят  одновременно!   Это обстоятельство  делает  возвратное тестирование быстрым,  легким  и эффективным. Также  к достоинствам  торнотестов  следует отнести их непривычную форму, «свежесть», что привлекает  внимание  и  интерес  студентов,  и,  как следствие, имеет большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность обучающегося.  Даже нам, преподавателям, всегда интересна какая-то  новая форма, пусть  даже  хорошо  известной, многократно используемой  информации!

               Процедура торнотестирования, хоть и непривычна, но очень проста. Все   поле   разбито   на   квадраты  ( можете использовать любые другие объекты и их  количество,   по  Вашему  усмотрению),  главное,  что бы каждый  квадрат  имел  свой  порядковый  номер!  (рис №1)

                                                       

Рис. 1  «Поле торнотестов».

В первом квадрате задается вопрос и даются два ответа, имеющие свои номера (рис №2)

 Рис. 2  «Квадрат с вопросом и ответами».

           В случае, если обучающийся выбрал номер неверного ответа, в соответствующем квадрате будет написано слово «Не верно» и рекомендация вернуться к исходному вопросу.

                                                     

Рис. 3 «Квадрат с неверным ответом».

            Если студент не ошибается  и находит на «поле тестирования» квадрат с  номером правильного ответа, то видит слово «Верно» и следующее задание, построенное по той-же схеме.

                                                 Рис. 4  «Квадрат с положительным отзывом

                                                                        и   следующим  заданием»

         В идеальном случае, студент может пройти все тестовое задание до квадрата с надписью «Конец теста».

         Предложенная  методика интересна с позиции  широкой перспективы дальнейшего развития, явно прослеживается   потенциал в дальнейшем совершенствовании.

   Дополнительные рекомендации   и   пояснения.

Инструкция  для  студентов по использованию торнотестов.

Уважаемые  студенты!

         Сегодня вам предстоит поработать с необычными тестовыми заданиями - торнатестами. Они получили свое название от итальянского слова «tornare», что означает «возвращаться». И действительно, при выполнении теста вам, иногда, в случае неправильного ответа, прийдется вернуться к исходному вопросу и подумать еще раз…

         Работать с тестами легко. Не нужны тетрадь и ручка, только сам тест и ваши знания. Внимательно прочитайте инструкцию и начинайте действовать!

         Инструкция.

        Начинайте работать с квадрата №1 и дальше вас «поведет»  тест. В квадрате  вы найдете вопрос и два предполагаемых  ответа на него. Выбираете ответ, который считаете правильным и перемещаетесь в квадрат с его номером.  Если вы ошиблись - придется вернуться, не ошиблись - идите дальше, пока не дойдете до заветных слов «Тест пройден»

Торнотесты помогут вам успешно подготовиться к текущим занятиям, учебной практике и промежуточной аттестации,  да и просто «для себя» проверить свои знания  и провести время с пользой. Может быть один ответ, который вы сами должны сформулировать  и свериться с эталоном, (номер квадрата с эталоном стоит перед  вопросом).

        Если  Вы  хотите  получить  оценку  своей  работы,  выраженную в баллах- можно вести подсчет «возвратов», т.е. ошибок, допущенных во время тестирования и в конце работы обратиться к критериям преподавателя.

       Инструкция для  преподавателей по  разработке критериев оценки для торнотестов.

       Критерии к торнотестам  разработать  просто. Можно использовать стандартную таблицу критериев для оценки тестовых заданий,  количество  ошибок - это количество   возвратов.  Для этого студенты должны подсчитать количество возвратов и сверить их с таблицей, которую Вы составите исходя из общего количества заданий (рис №5).

Критерии оценки студентов

при выполнении 12 (или 16, 20 и т.п.) тестовых заданий.

количество  возвратов

%   правильных   ответов

отметка

5  (отлично)

4  (хорошо)

3  (удовлетворительно)

___

2  (неудовлетворительно)

Рекомендации  по  количеству заданий в торнотестах.

На  «поле торнотестов» в формате А-4  количество квадратов ограничено, следовательно, ограничено и количество заданий. В связи с этим, можно порекомендовать  для   разработки торнотестов  брать небольшие темы или «подтемы», с целью лучшей их проработки.

Область использования:

          Возвратные тесты могут использоваться  на разных этапах обучения: для закрепления знаний,  для   повторения   пройденного материала, для самоконтроля.

Торнотесты   можно применять не только, как задания для контроля знаний, но и  как задания для самостоятельной работы. Если преподавателю поставить перед студентом  цель систематизации и глубокой проработки материала, то самостоятельная разработка  торнотестирования  по заданной теме  поможет  студенту   достичь  эту  цель.

Образцы и примеры торнотестов:

           Вашему вниманию представляются  образцы  торнотестов.

Таблица №1.  Скрининг новорожденных

Таблица №2.  Муковисцидоз

Таблица №3.  Фенилкетонурия

Таблица №4.  Галактоземия

Таблица №5.  Дисплазия  тазобедренных  суставов.

Таблица №6.  Перелом  ключицы.

Таблица №7.  Родовая опухоль и кефалогематома

Таблица №8.  Повреждения  плечевого сплетения и лицевого нерва.

            В ходе экспериментального использования торнатестов, студенты отметили, что работать в таком формате тестирования не только очень легко и быстро ( что соответствует, по-видимому,  их клиповому типу мышления), но и интересно. Вызвать интерес к работе у студентов, наверное, огромное желание каждого преподавателя.

Использованная  литература:

1.Денисенко Л.Г. Тестовые материалы в условиях реализации ФГОС для учреждений профессионального образования. Часть 1. Новосибирск, 2014. 110 с.

2.Ефремова Н.Ф. Методологические указания по разработке оценочных средств / ДГТУ, кафедра «Педагогические измерения». Ростов-на-Дону, 2014.

3.Кабанов Т.А., Новиков В.А., Тестирование в современном образовании: Уч. Пос.-М.: Высшая школа, 2010.-381 с.

5. СевостьяноваН.Г. Сестринское дело в педиатрии. В 2 томах. –М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава»,2008.-640 с.: ил.

6.Филиппова С. А. Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 624-627.

7.Фраттола Паола. Костантино Роберта. Перевод на рус. Т.В.Вовченко. Итальянский язык : учеб. пособие.—М.: Астрель: АСТ, 2012.-287


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по преподаванию профессионального модуля 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Методические рекомендации по преподаванию профессионального модуля  06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост.Н.И. Демченко – Брянск: Мичуринский ф...

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания в процессе преподавания профессиональных модулей по специальностям 23.02.01, 43.02.06

Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств. И.ГербартВажнейшая задача циви...

Вариант выполненной самостоятельной работы по МДК 01.02«Русский язык с методикой преподавания» профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования

Учебная  презентация к уроку литературного чтения на тему «И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»Практическая значимость ресурса заключается в том, что его с успехом могу...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Современные условия жизни предполагают, что выпускник медицинского колледжа должен обладать не только хорошими уровнем знаний учебных медицинских дисциплин, но и уметь применять полученные знания в ра...

Лаборатория ИКТ как современный подход в преподавании профессиональных модулей и дисциплин при подготовке специалистов агропромышленного комплекса

Лаборатория ИКТ как современный подход в преподавании профессиональных модулей и дисциплин при подготовке специалистов агропромышленного комплекса...

Совершенствование педагогического мастерства в преподавании профессиональных модулей СПО

Процессы, происходящие в сфере образования, привели к широкому проникновению в образовательную практику проектной деятельности.  Обращение  к  проектирова...

Статья - Из опыта применения игровых ситуаций в преподавании профессиональных модулей, г. Братск, 2022

Статья - Из опыта применения игровых ситуаций в преподавании профессиональных модулей, г. Братск, 2022...