Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя
классный час на тему

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний. Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vinokurova_genetika.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Основные понятия генетики.

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя»

Цели:

Образовательные: 

- формировать у студентов знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

- формировать умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

- формировать навык решения генетических задач.

Воспитательные: 

- воспитывать всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем

- содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

Развивающие: 

- развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации;

 - развивать познавательный интерес у  студентов к изучению проблем генетики;

- формировать монологическую речь естественнонаучного характера.

Предметные умения УУД

  1. Познавательные УУД

     – общеучебные: поиск и выделение неоходимой информации;

– рефлексия способов действия, контроль, оценка

  1. Логические УУД

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и            несущественных);

– установление причинно – следственных связей;

- синтез как составление целого из частей

3.Коммуникативные  УУД

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи

4 Личностные УУД

- создание личностно значимого продукта познавательной деятельности;

- умения решать практические познавательные задачи

- повышение уровня развития аналитических умений (сравнивать, обобщать, делать выводы)  

В результате изучения данной темы студенты

знают:

-определение генетических понятий

-цитологические основы закона чистоты гамет

-определение и доказательства 1и-2 законов Менделя

-биологическое значение закономерностей наследственности.

 

умеют:

-составить хромосомную  и генную запись 1 и 2 законов Менделя;

-  составлять схемы скрещиваний и решать генетические задач

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Оснащение урока:

Технические средства обучения:, ноутбук, проектор , экран

Раздаточный материал: учебные карты к уроку

Методические приемы: практический метод; мультимедийная презентация; демонстрация; иллюстрация; наглядный, беседа, тестирование.

Тип урока по основной образовательной цели:  урок изучения нового материала и первичное закреплениес использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point .Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиа проектора. 

Технология: деятельностный подход

Основные понятия: генетика,  наследственность, изменчивость, признак,, альтернативные признаки, ген , аллель, аллельные гены, локус, доминантный признак, рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, моногибридное скрещивание, гибридологический метод, гибрид,    I закон Менделя, II закон Менделя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II.      Мотивация 

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний. Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди. Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные. Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

Сегодня мы начинаем разговор о самой интересной и важной наук .Вот какое определение мы находим в Современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой  (Слайд 1 )

 Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

 Научная дисциплина, изучающая законы наследственности и изменчивости организмов.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова

Отрасль биологии, изучающая условия зарождения организмов, их изменчивости и передачи наследственных свойств.

 Энциклопедический словарь


Наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

О какой науке идет речь? Какое из определений на ваш взгляд наиболее точно  ее  характеризует ? Запишите определение в тетрадь.

Итак, тема сегодняшнего урока ….(Слайд  2)

Студенты  формулируют тему: «Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя» и записывают ее в рабочую карту

III.Целеполагание

Начиная любую работу нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. У каждого из вас есть лист «Цель»(что я хочу узнать). Отметьте плюсом (+) в первой колонку, что вы хотели бы достичь сегодня на уроке.(Слайд 3 )

                                 Что я хочу узнать на уроке

Цель

                    Содержание

     Результат

Узнать основные понятия генетики

Узнать некоторые законы генетики

Научиться решать генетические задачи

Познакомиться с  историей, основными методами и задачами генетики

Научиться работать с учебником

Отдохнуть на уроке

Научиться выражать свои  мысли и взаимодействовать в группе

Получить хорошую оценку

Назовите цели, которые вы поставили перед собой (2-3 студента зачитывают свои варианты)

  1. Постановка проблемного вопроса

Генетика представляет большой интерес для педагогов и психологов, занимающихся воспитанием и обучением детей. Знание  соотносительной роли генотипа и среды в развитии психических функций на ранних этапах онтогенеза позволяет разрабатывать эффективные программы вмешательства в развитие. Знание структуры дефекта при различных наследственных болезнях позволяет специалистам в области коррекционной и специальной психологии проводить адекватную коррекцию и компенсацию отклонений в развитии у детей и оказывать помощь в ранней диагностике

Какое  практическое значение имеет генетика ?(Студенты отвечают о значении генетики для сельского хозяйства, медицины, ..) А какое значение имеют генетические знания для каждого из вас?

  Для того, чтобы научиться правильно  разобраться в основах генетики и уметь решать задачи необходимо вспомнить, что вызнаете из курса 9 класса.

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом.

– А что такое наследственность, по вашему мнению?

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.

А что же такое изменчивость?

ИЗМЕНЧИВОСТЬ способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качества других особей того же вида. Запишите определения в рабочий лист.

  1. Изучение нового материала

Самостоятельная работа  с учебником в парах и индивидуально.

Давайте вспомним основные понятия генетики. Обратимся к учебнику Захарова, страницы253-255.

Прочитайте материал учебника, изучите информацию учебно- тематической карты 1(Приложение 1) и запишите определения выделенных понятий  .

Студенты работают в парах и индивидуально.

 Учебная карта  по теме: «Основные понятия генетики»

Прочитайте по учебнику Захарова с.253-255.

Дайте определение следующим понятиям.

Генетика-это наука о закономерностях __________________________

Наследственность - это_______________________________________

Изменчивость -        это ______________________________________

Задание.1

В какие из приведенных ниже примеров речь идет о наследственности, а в каких- об изменчивости?

а) чистокровная собака породы пойнтеров принесла 4-х щенят;

б) появление белой вороны в стае черных;

в) в семье голубоглазых родителей родился голубоглазый сын;

г) под действием ультрафиолетовых лучей в клетках кожи человека образуется пигмент меланин.

Признак-особенность строения любого организма.

                                                         Признаки

                                              качественные             количественные

                                                форма                               длина

                                               окраска                           жирность

                                                                                          масса

Задание2. Определите какие признаки являются: а) качественными, б) количественными.

  1. красные цветки;            2) белые цветки;   3)длина стебля 60 см;
  1. морщинистые семена;   5)ширина листовой пластины 2,7 см;  6)усатый тип листа;
  1. жирность молока 30%;   8) короткий стебель,    9) морщинистые семена

Альтернативные признаки - взаимоисключающие признаки, развитие которых определяется разными аллеями одного гена.

Например: цветки красные и белые.

Задание3. Укажите, какой из признаков является «лишним».

1.а) желтые семена, б) зеленые семена, в) морщинистые семена.

2.а) гладкие семена, б) круглые семена, в) морщинистые семена.

3.а) травянистый стебель, б) длинный стебель, в) короткий стебель.

4.а) зеленые бобы, б) простые бобы, в) членистые бобы.

5.а) карие глаза, б) маленькие глаза,в) большие глаза

Ген- ______________________________________________________

Аллельные гены – __________________________________________

Неаллельные гены - это гены, определяющие развитие разных признаков. Они расположены  в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

Локус-____________________________________________________

Задание 4.

  1. Перечисляем несколько генов кролика: а)черная окраска меха, б)висячее ухо, в)мохнатый мех, г)глухота, д) белая окраска меха. Определите какие из них являются аллельными генами?

Генотип- ________________________________________________

    Фенотип- ________________________________________________

Задание 5

  1. Как называется совокупность генов, полученных от родителей?

      а) геном, б) кариотип, в) генотип, г) фенотип;

2. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей?

    а) геном, б) кариотип, в) генотип, г) фенотип;

3. Какие суждения верны?

    а) фенотип зависит от генотипа, б) фенотип зависит от генотипа и условий среды, в) генотип зависит от фенотипа и  условий среды

Задание 6.(Слайд  5)

        Объясните схему: ген              белок            признак

                                      генотип                              фенотип

                                                         

                                         

                               

                                      факторы окружающей среды

VI.Контроль знаний

 Самостоятельная индивидуальная работа у доски(1 человек) и в тетради. Пока группа работает с рабочей картой по заданию, 1 человек выполняет у доски доски задание:

 Вам предложен список терминов:  изменчивость, фенотип, гетерозигота,  доминантные гены, гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генетика, наследственность, генотип, рецессивные гены, аллельные гены, гомозигота.  Подумайте, как  можно  данный список  сгруппировать? Объясните, что  будет критерием этой группировки.

(слова можно разделить на две группы: понятия, которые мы знаем и понятия, которые мы не знаем).

Задание для группы. Вам нужно заполнить пропущенные слова, для этого вы внимательно читаете определение и вставляете  правильный термин.  

Вариант 1

Закончите предложения

1.Свойство организмов передавать из поколения в поколения одни и те же признаки и свойства - … .

2.Гены расположены в … .

3.Парные гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом называются  …. ….. .

4.Хромосомы одинаковые по форме, размерам, отвечающие за одни и те же признаки называют  ….. .

5.Совокупность  всех признаков организма называют …. .

Задание для группы. Вам нужно заполнить пропущенные слова, для этого вы внимательно читаете определение и вставляете  правильный термин.  

Вариант 2

Закончите предложения

1. Гены, определяющие развитие разных признаков,  расположенные  в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

называются ….. .

2 Способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение называются ….. .

3.Совокупность всех генов одного организма называется .., а совокупность внешних и внутренних признаков - … .

4. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется ….. .

5. Особенность строения любого организма называются ….. .

Взаимопроверка(Слайд 6)

Ответы 1 вариант: 1.наследственность,2.хромосома, 3. аллельные гены

4.гомологичные,5.фенотип

2 вариант: 1.неаллельные, 2. наследственность, 3.генотип, фенотип, 4.изменчивость, 5. признак.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

VII. Рефлексия: Что мы сейчас повторили? (Основные понятия генетики). С какой целью? (знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики). 

VIII. Постановка проблемной ситуации

Посмотрите, как много понятий генетики мы уже знаем, но этот список далеко не полный мы на  уроке дополним его.

 Мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность, благодаря которому появившийся на свет зайчонок будет такой, как его родители, а растение кактус таким же, как то, от которого мы его пересадили. Мы с вами так же наследуем признаки от своих отцов и матерей, а наши дети унаследуют их от нас. А какие признаки мы можем унаследовать? (цвет волос, глаз и т.д.) Совершенно верно и самое главное, что большинство внешних признаков передаются из поколения в поколение. А теперь послушайте пример из жизни.

В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый.

  • Что вас удивило? (почему ребенок голубоглазый)
  • Какой вопрос у вас возникает? (возможно ли это?)
  • Кто считает, что такое возможно, поднимите руки. Кто считает, что это невозможно, поднимите руки. Теперь поднимите руки те, кто сомневается.

Итак, у нас появилось три мнения на данный вопрос и нам необходимо выяснить, какое из них правильное. Как мы можем это выяснить? (студенты предлагают разные варианты)

Подводящий диалог

Когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? (мы пользуемся правилом и решаем задачи). Генетика, как и математика, является точной наукой. Значит, мы можем предположить, что в генетике тоже есть законы и правила, которые можно проверить через задачи. А знаем ли мы законы генетики и умеем ли мы решать генетические задачи? (нет)Значит, какие задачи стоят  перед нами, чему мы должны научиться, что узнать?

Поиск решения

Рассмотрим два генетических закона, знание которых помогут нам определить кто из нас прав в комментарии ситуации с молодой семьей. Многие ученые путем скрещивания родителей с различными вариантами одного и того же признака пытались выявить механизмы наследования, однако честь открытия основных генетических законов принадлежит чешскому ботанику Грегору Менделю.

Доклад о  Грегоре Менделе и его работах.

Основной метод, который Г.Мендель положил в основу своих экспериментов – гибридологический. Давайте подумаем, что может быть заложено в основу данного метода, почему он так называется. (Его суть заключается в скрещивании организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам и получение гибридов)

Гибридологический метод имеет две особенности. Первая заключается в том, что для получения гибридов должны быть использованы только чистые линии, т.е. живые организмы, в которых не наблюдается расщепление по данному признаку. Как будет называться такой генотип? (гомозиготный) Как мы сможем его записать? (АА, аа). Вторая особенность гибридологического метода в том, что Г.Мендель наблюдал за наследованием альтернативных признаков

Работа по таблице (слайд 12 )

 Для иллюстрации первого закона Г.Менделя используем таблицу. Что показано на таблице? (Растения гороха, которые различаются по одному признаку) Какой это признак? (Цвет семян :желтые и зеленые)

Г. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил? (Скрещивание альтернативных признаков). Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий) В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования. Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все первое поколении гибридов окажется одинаковым. Вид скрещивания, при котором особи отличаются только по одной паре признаков, называется моногибридным, где приставка моно обозначает один.

Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:

               Р – родители,    Г – гаметы,              F1 – потомство,

              А – желтые,       а – зеленые,             х – скрещивание. ,             

              – мужской пол,        - женский пол,

Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый)  Обозначаем:

 

Письменная фронтальная работа:

Задание: запишите первый закон Г. Менделя в рабочий лист

Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения, причем 6022 – желтые, а 2001 – зеленые. Подсчитайте, какую часть составляют желтые растения. (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части желтых и одна часть зеленых). Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон. Может кто-то сможет сформулировать этот закон, опираясь на таблицу. (В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление 3:1, проявляются особи с рецессивными признаками, которые составляют ? часть).

Письменная работа в парах:

Задание: оформите данный закон письменно и затем в буквенном выражении. Оформление на доске (1 человек).

 

Работа Вместе со студентами разрабатывалась схема ООД

Учебная карта по моногибридному скрещиванию составляется с учетом  таких характеристик как фенотип и генотип родителей и потомков. Студентам предложено задание по вариантам:

Записать схему скрещивания по вариантам

1 вариант АА х АА ;     2 вариант АА х Аа;    3 вариант Аа х Аа;  4 вариант Аа х аа;

5 вариант  АА х аа;        6 вариант  аа х аа.

Результаты скрещиваний записать в соответствующую строку таблицы.

На доске заранее была оформлена таблица.

Моногибридное скрещивание

Фенотип родителей (1)

Генотип родителей (1)

             Генотип потомства

Генотип родителей (2)

Фенотип родителей (2)

Д

АА

АА

Д

АА

Аа

Аа

Аа

Д

АА

аа

Р

Аа

аа

Р

аа

аа

Р

Студенты записывают генотипы потомства сначала в рабочей карте, а затем в соответствующую строку таблицы, отмечая  доминантные и рецессивные гены мелом  красного и синего цвета. Затем определяют фенотип потомства  и расщепление по фенотипу и генотипу. Полученные данные записывают в таблицу, которая имеет следующий вид.

Моногибридное скрещивание

Фенотип родителей (1)

Генотип родителей (1)

             Генотип потомства

Генотип родителей (2)

Фенотип родителей (2)

Д

АА

АА,АА,АА,АА

АА

Д

АА

АА,АА,Аа,Аа

Аа

Аа

АА,Аа,Аа, аа

Аа

Д

АА

Аа,Аа,Аа,Аа

       аа

Р

Аа

Аа,Аа, аа,аа

       аа

Р

аа

аа,аа,аа,аа

       аа

Р

 Давайте вспомним, какую ситуацию мы озвучили в начале урока (ситуация с молодой семьей). Какой вопрос у нас возник? (возможно ли это?)

Далее учитель показывает образец решения задачи на моногибридное скрещивание с опорой на таблицу.

 В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый.

 1.О каком количестве признаков идет речь в условии;

2.Одинаковыми или разными признаками обладают родители, потомки?

3.Имеет ли место расщепления признака, в каком соотношении.

Карий цвет глаз- доминантный признак(А), а голубой - рецессивный(а).

Дано:                                                                   Решение:

А -     карий цвет                                   Р: Аа     х        Аа

а –  голубой цвет                                   Г:    А,а                 А,а                          

 F1- ?                                                       F1: АА, Аа,  Аа, аа                                              

                                     

Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные) Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили законы Г.Менделя и научились решать генетические задачи)

Рефлексия Ответьте, пожалуйста, что нового мы сегодня узнали? Чему мы научились? Достигли ли поставленных перед собой целей?

Возьмите, пожалуйста, листочки  «Цель». В начале урока в первой графе вы отметили, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же наоборот вы узнали меньше чем хотели. А может больше? (Несколько студентов зачитывают свои результаты)

Подведение итогов Студенты оценивают выступление одноклассников, индивидуально свою деятельность на уроке, в паре. Оценивается работа отдельных студентов.

Французский писатель 19 века Э.Золя сказал: «Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий…». Сегодня на уроке мы показали, что благодаря великим открытиям науки мы можем проникнуть в самые сокровенные таинства природы

Задавание на дом(Слайд )

1. Прочитать по учебнику Захарова с.253-266, 268-269, выучить термины, определения законов Менделя.

2.Подготовить доклад  на тему: « Методы генетики», «История  развития генетики»

Рабочий лист 1

Тема __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основоположник генетики_______________________________________

Гибридизация – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Потомки от такого скрещивания именуются гибридами. Подобное скрещивание может быть моногобридным (моно- – один), дигибридным (ди- – два), полигибридным (поли- – много)

Чистые линии- растения в потомстве которых не наблюдается разнообразие по изучаемому признаку

Доминантные гены – гены, подавляющие действие других генов 

Рецессивные гены – подавляемые действием других генов.

Гомозигота – особь, не дающая расщепления в потомстве. Различают два вида гомозигот: гомозигота по доминантному признаку (АА) и гомозигота по рецессивному признаку (аа).

Гетерозигота – особь, дающая расщепление в потомстве. (Аа)

Задание 1.Выпишите цифры, которые обозначают:

1 вариант

Варианты

2 вариант

Рецессивные гены                                    

1)С,  2)с,   3)СС,   4)Сс

5)СС, 6)В,  7)в, 8)вв

9)Вв,   10)ВВ

Доминантные  гены

Гомозиготы

Гетерозиготы.

 Условные обозначения:  Р – родители,  – мужской пол,   - женский пол, х – скрещивание,  Г – гаметы,  F1 – потомство. А – доминантный признак,     а – рецессивный признак,            ,             

1 Закон Менделя

При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга ____________альтернативных признаков, всё_____________ поколение(F1) окажется ___________________________

                                                                                          Р________________________

                                                                                          Г________________________

                                                                                          F1_______________________

2 Закон Менделя 

При скрещивании гибридов из F1 во втором поколении наблюдается ________________  в отношении_______по фенотипу и ________по генотипу.

                                                                           

                                                                             Р________________________

                                                                                           Г________________________

                                                                                           F2_______________________

                                       

Моногибридное скрещивание

Фенотип родителей (1)

Генотип родителей (1)

Генотип потомства

Генотип родителей (2)

Фенотип родителей (2)

Д

АА

АА

Д

АА

Аа

Аа

Аа

Д

АА

аа

Р

Аа

аа

Р

аа

аа

Р

Записать схему скрещивания по вариантам

1 вариант АА х АА ;     2 вариант АА х Аа;    3 вариант Аа х Аа;  4 вариант Аа х аа;

5 вариант  АА х аа;        6 вариант  аа х аа.

Решение задачи: В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый.

                                                                                          Р________________________

                                                                                          Г________________________

                                                                                          F1_______________________

Ответ

Реши задачи

 1.Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом. Определите генотипы и фенотипы крольчат первого поколения.

2.Каковы генотипы родителей и детей, если у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые.

Учебная карта  по теме: «Основные понятия генетики»

Прочитайте по учебнику Захарова с.253-255.

Дайте определение следующим понятиям.

Генетика-это наука о закономерностях __________________________

Наследственность - это_______________________________________

Изменчивость -        это ______________________________________

Задание.1

В какие из приведенных ниже примеров речь идет о наследственности, а в каких- об изменчивости?

а) чистокровная собака породы пойнтеров принесла 4-х щенят;

б) появление белой вороны в стае черных;

в) в семье голубоглазых родителей родился голубоглазый сын;

г) под действием ультрафиолетовых лучей в клетках кожи человека образуется пигмент меланин.

Признак-особенность строения любого организма.

                                                         Признаки

                                              качественные             количественные

                                                форма                               длина

                                               окраска                           жирность

                                                                                          масса

Задание2. Определите какие признаки являются: а) качественными, б) количественными.

  1. красные цветки;            2) белые цветки;   3)длина стебля 60 см;
  1. морщинистые семена;   5)ширина листовой пластины 2,7 см;  6)усатый тип листа;
  1. жирность молока 30%;   8) короткий стебель,    9) морщинистые семена

Альтернативные признаки - взаимоисключающие признаки, развитие которых определяется разными аллеями одного гена.

Например: цветки красные и белые.

Задание3. Укажите, какой из признаков является «лишним».

1.а) желтые семена, б) зеленые семена, в) морщинистые семена.

2.а) гладкие семена, б) круглые семена, в) морщинистые семена.

3.а) травянистый стебель, б) длинный стебель, в) короткий стебель.

4.а) зеленые бобы, б) простые бобы, в) членистые бобы.

5.а) карие глаза, б) маленькие глаза,в) большие глаза

Ген- ______________________________________________________

Аллельные гены – __________________________________________

Неаллельные гены - это гены, определяющие развитие разных признаков. Они расположены  в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

Локус-____________________________________________________

Задание 4.

  1. Перечисляем несколько генов кролика: а)черная окраска меха, б)висячее ухо, в)мохнатый мех, г)глухота, д) белая окраска меха. Определите какие из них являются аллельными генами?

Генотип- ________________________________________________

    Фенотип- ________________________________________________

Задание 5

  1. Как называется совокупность генов, полученных от родителей?

      а) геном, б) кариотип, в) генотип, г) фенотип;

2. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей?

    а) геном, б) кариотип, в) генотип, г) фенотип;

3. Какие суждения верны?

    а) фенотип зависит от генотипа, б) фенотип зависит от генотипа и условий среды, в) генотип зависит от фенотипа и  условий среды

Задание 6.(Слайд  5)

        Объясните схему: ген              белок            признак

                                      генотип                              фенотип

                                                         

                                         

                               

                                      факторы окружающей среды

Задание 7.  Проверь свои знания

Вариант 1

Закончите предложения

1.Свойство организмов передавать из поколения в поколения одни и те же признаки и свойства - … .

2.Гены расположены в … .

3.Парные гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом называются  …. ….. .

4.Хромосомы одинаковые по форме, размерам, отвечающие за одни и те же признаки называют  ….. .

5.Совокупность  всех признаков организма называют …. .

Задание 7.  Проверь свои знания

Вариант 2

Закончите предложения

1. Гены, определяющие развитие разных признаков,  расположенные  в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

называются ….. .

2 Способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение называются ….. .

3.Совокупность всех генов одного организма называется .., а совокупность внешних и внутренних признаков - … .

4. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется ….. .

5. Особенность строения любого организма называются ….. .

Задание 7.  Проверь свои знания

Вариант 1

Закончите предложения

1.Свойство организмов передавать из поколения в поколения одни и те же признаки и свойства - … .

2.Гены расположены в … .

3.Парные гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом называются  …. ….. .

4.Хромосомы одинаковые по форме, размерам, отвечающие за одни и те же признаки называют  ….. .

5.Совокупность  всех признаков организма называют …. .

Задание 7.  Проверь свои знания

Вариант 2

Закончите предложения

1. Гены, определяющие развитие разных признаков,  расположенные  в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

называются ….. .

2 Способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение называются ….. .

3.Совокупность всех генов одного организма называется .., а совокупность внешних и внутренних признаков - … .

4. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется ….. .

5. Особенность строения любого организма называются ….. .

Задание 7.  Проверь свои знания

Вариант 2

Закончите предложения

1. Гены, определяющие развитие разных признаков,  расположенные  в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

называются ….. .

2 Способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение называются ….. .

3.Совокупность всех генов одного организма называется .., а совокупность внешних и внутренних признаков - … .

4. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется ….. .

5. Особенность строения любого организма называются ….. .

Задание 7.  Проверь свои знания

Вариант 1

Закончите предложения

1.Свойство организмов передавать из поколения в поколения одни и те же признаки и свойства - … .

2.Гены расположены в … .

3.Парные гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом называются  …. ….. .

4.Хромосомы одинаковые по форме, размерам, отвечающие за одни и те же признаки называют  ….. .

5.Совокупность  всех признаков организма называют …. .

Литература

  1. Беляев Д.К.Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. М.:Просвещение,2002.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы, М.: Мир и Образование, 2005.
  3. Захаров В.Б.Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. М.: Дрофа,2002.
  4. Пименов А.В.Уроки биологии в 10классе, Ярославль: Академия развития, 2001.
  5. Сухорукова Л.И. Общая биология: Учеб. Для 10 кл. М.:Просвещение,2008.

                                                                                             Приложение 1

Сообщение студента о работах Менделя

«У истоков генетики . Грегор Мендель»

 Грегор Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями. В 1843г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену. Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя.

 Основные закономерности наследования признаков впервые были описаны во второй половине XIX в. австрийским ученым Грегором Менделем (1822—1884). Мендель не был первым ученым, который пытался ответить на вопрос: как передаются из поколения в поколение свойства и признаки? Многие исследователи до него скрещивали разнообразные организмы, стараясь увидеть какую-то систему в получаемых результатах. Стремясь добиться успеха как можно быстрее, исследователи скрещивали разные виды, получая при этом бесплодное потомство, брали для изучения сложные, трудно определяемые признаки, не вели точных математических подсчетов.

В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам.

 - Мендель использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.
-
Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

- Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов (генов) для удобства оформления записей, что позволило ему легко объяснять полученные результаты.

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”.

За это время он изучил в общей сложности более 10 тыс. растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной метод генетики - гибридологический метод

Результаты своих экспериментов Г. Мендель представил в 1865 г. на заседании Общества естествоиспытателей г. Брюнна (современный город Брно) и изложил в статье «Опыты над растительными гибридами». Но современники Менделя работы не оценили, и за оставшиеся 35 лет XIX века его статью процитировали всего 5 раз

Теория Менделя настолько опережала тогдашний уровень знаний о строении клетки и об оплодотворении, что генетикам наших дней приходится поражаться исключительной силе ума Менделя, которому удалось продвинуться столь глубоко и столь смело в совершенно неизведанную область.

Объясняя, почему именно Мендель смог обнаружить закономерности в передаче признаков от поколения к поколению, английский генетик Шарлотта Ауэрбах сказала: «Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами, необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы». Умение задать вопрос в  науке ценится даже выше, чем умение ответить на него.

      К тому же он был исключительно трудолюбив и аккуратен. Эти качества хотя и не создают сами по себе хорошего ученого, но без них даже выдающийся умственными способностями человек редко добивается больших научных успехов.

1900 год считается годом рождения генетики, но закономерности, установленные в свое время Грегором Менделем, справедливо носят его имя.

                                                                                         

                                                                                            Приложение 2

Учебная карта  по теме: «Основные понятия генетики»

Прочитайте по учебнику Захарова с.253-255.

Дайте определение следующим понятиям.

Генетика-это наука о закономерностях __________________________

Наследственность - это_______________________________________

____________________________________________________________

Изменчивость -        это ______________________________________

_____________________________________________________________

Задание.1

В какие из приведенных ниже примеров речь идет о наследственности, а в каких- об изменчивости?

а) чистокровная собака породы пойнтеров принесла 4-х щенят;

б) появление белой вороны в стае черных;

в) в семье голубоглазых родителей родился голубоглазый сын;

г) под действием ультрафиолетовых лучей в клетках кожи человека образуется пигмент меланин.

Признак-особенность строения любого организма.

                                                         Признаки

                                              качественные             количественные

                                                форма                               длина

                                               окраска                           жирность

                                                                                          масса

Задание2. Определите какие признаки являются: а) качественными,

 б) количественными.

  1. красные цветки; 2) белые цветки;   3)длина стебля 60 см;
  1. морщинистые семена;   5) ширина листовой пластины 2,7 см;  6)усатый

тип листа; 7)жирность молока 30%;   8) короткий стебель,

 9) морщинистые семена

Альтернативные признаки - взаимоисключающие признаки, развитие которых определяется разными аллеями одного гена.

Например: цветки красные и белые.

Задание3. Укажите, какой из признаков является «лишним».

1.а) желтые семена, б) зеленые семена, в) морщинистые семена.

2.а) гладкие семена, б) круглые семена, в) морщинистые семена.

3.а) травянистый стебель, б) длинный стебель, в) короткий стебель.

4.а) зеленые бобы, б) простые бобы, в) членистые бобы.

5.а) карие глаза, б) маленькие глаза,в) большие глаза

Ген- ______________________________________________________

Аллельные гены – __________________________________________

Неаллельные гены - это гены, определяющие развитие разных признаков. Они расположены  в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

Локус-____________________________________________________

Задание 4.

Перечисляем несколько генов кролика: а)черная окраска меха, б)висячее ухо, в)мохнатый мех, г)глухота, д) белая окраска меха. Определите какие из них являются аллельными генами?

Генотип- ___________________________________________________

_____________________________________________________________

 Фенотип- ___________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 5

  1. Как называется совокупность генов, полученных от родителей?

      а) геном, б) кариотип, в) генотип, г) фенотип;

2. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей?

    а) геном, б) кариотип, в) генотип, г) фенотип;

3. Какие суждения верны?

    а) фенотип зависит от генотипа, б) фенотип зависит от генотипа и условий среды, в) генотип зависит от фенотипа и  условий среды

Задание 6.

        Объясните схему: ген              белок            признак

                                      генотип                              фенотип

                                                                                                    Приложение 3

Учебная карта 2

Гибридизация – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Потомки от такого скрещивания именуются гибридами. Подобное скрещивание может быть моногобридным (моно- – один), дигибридным (ди- – два), полигибридным (поли- – много)

Чистые линии- растения в потомстве которых не наблюдается разнообразие по изучаемому признаку

Доминантные гены – гены, подавляющие действие других генов 

Рецессивные гены – подавляемые действием других генов.

Гомозигота – особь, не дающая расщепления в потомстве. Различают два вида гомозигот: гомозигота по доминантному признаку (АА) и гомозигота по рецессивному признаку (аа).

Гетерозигота – особь, дающая расщепление в потомстве. (Аа)

Задание 1.Выпишите цифры, которые обозначают:

1 вариант

Варианты

2 вариант

Рецессивные гены                                    

1)С,  2)с,   3)СС,   4)Сс

5)СС, 6)В,  7)в, 8)вв

9)Вв,   10)ВВ

Доминантные  гены

Гомозиготы

Гетерозиготы.

 Условные обозначения:  Р – родители,  – мужской пол,   - женский пол, х – скрещивание,  Г – гаметы,  F1 – потомство. А – доминантный признак,     а – рецессивный признак,            ,             

1 Закон Менделя

При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга __________________альтернативных признаков, всё_____________ поколение(F1) окажется ___________________________

                                                                                          Р________________________

                                                                                          Г________________________

                                                                                          F1_______________________

2 Закон Менделя 

При скрещивании гибридов из F1 во втором поколении наблюдается_______ ________________  в отношении_______по фенотипу и ________по генотипу.

                                                                           

                                                                             Р________________________

                                                                                           Г________________________

                                                                                           F2_______________________

                                       

Моногибридное скрещивание

Фенотип родителей (1)

Генотип родителей (1)

Генотип потомства

Генотип родителей (2)

Фенотип родителей (2)

Д

АА

АА

Д

АА

Аа

Аа

Аа

Д

АА

аа

Р

Аа

аа

Р

аа

аа

Р

Записать схему скрещивания по вариантам

1 вариант АА х АА ;          2 вариант АА х Аа;         3 вариант Аа х Аа;  

4 вариант Аа х аа;               5 вариант  АА х аа;          6 вариант  аа х аа.

Решение задачи: В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый. Определите генотип родителей и ребенка.

Дано:

 А-                                                                                         Р________________________

  а-                                                                                         Г________________________

  F1-?                                                                                     F1_______________________

Ответ

Реши задачи

 1.Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом. Определите генотипы и фенотипы крольчат первого поколения.

2.Каковы генотипы родителей и детей, если у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Основные понятия в индийской музыкальной теории»

КУРСОВАЯ РАБОТАЦелью курсовой работы является ознакомление с основными понятиями в индийской музыкальной теории.Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:1.  Ознакомиться с основн...

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ

Формирование у студентов системы знаний о генетике, как науке, её методах и значении; а также развитие логического мышления....

Основные понятия и законы химии

презентация на основные понятия и законы химии...

Задачи по генетике. Моногибридное скрещивание.

Задачи на моногибридное скрещивание. 11 вариантов. В каждом варианте две задачи: первая-  законы Менделя, вторая- неполное доминирование....

Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»

Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...

Презентация Основные понятия и законы химии

В презентации отражены: краткое содержание темы, задания для самоконтроля, приеры решения задач по формулам и уравнениям реакции с приложением экранного материала из Интернет и домашнее задание....

Тема 5.5 "Основные понятия генетики. Законы Менделя"

Мгновенный ответГенетика – наука о наследственности и изменчивости организмов.Наследственность – способность живых организмов передавать свои признаки и свойства, а также особен...