Учебно-методический комплект практического занятия по теме «Углеводы»
план-конспект занятия на тему

Комплект методической обеспеченности занятия разработан для студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по предмету «Биология», тема «Углеводы». Практическое занятие представляет собой модель урока в соответствии с системно-деятельностным подходом, с использованием готовых электронных образовательных ресурсов и системы контроля и мониторинга качества знаний. Разработка включает в себя технологическую карту занятия,  цифровые образовательные ресурсы. Занятие разработано в контексте введения ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uglevody.docx65.31 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплект практического занятия №10

по теме

«Углеводы»

Составила  преподаватель – И.А.Махова

2016 год

Комплект методической обеспеченности занятия разработан для студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по предмету «Химия», тема «Углеводы». Практическое занятие направлено на совершенствование умений у обучающихся использовать характерные химические реакции для доказательства состава веществ и их распознавания и представляет собой модель урока по химии в соответствии с системно-деятельностным подходом, с использованием готовых электронных образовательных ресурсов и системы контроля и мониторинга качества знаний. Разработка включает в себя технологическую карту занятия, презентацию, цифровые образовательные ресурсы. Занятие разработано в контексте введения ФГОС ООО.

Пояснительная записка

    Методическое пособие разработано для преподавателей дисциплины «Химия» с целью формирования знаний по теме: «Углеводы».

Целью данного занятия является систематизация и практическая направленность темы. Задачей занятия является закрепление полученных знаний.   В ходе занятий используются следующие формы работы: создание проблемной ситуации, сравнительный анализ состава изомеров, использование ИКТ.  

     Методическая разработка составлена в соответствии  с требованиями  ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности  34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Освоение содержания учебной темы «Природные источники углеводородов» обеспечивает формирование следующих результатов:

личностных:

-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов);

предметных:

-  владение основополагающими химическими теориями, законами, понятиями:

Изомерия, теория Бутлерова, закон сохранения массы веществ

 -  уверенное пользование химической терминологией и символикой: окисление, восстановление, гидролиз, алкилирование, ацилирование

 - формирование умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- владение умениями выдвигать гипотезы о принадлежности веществ к данному классу органических соединений на основе знаний о составе и строении вещества.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия ««Углеводы».

Вид занятия практически-исследовательское, закрепление изученного материала,

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Цель занятия:

  1. Образовательные:

Систематизировать знания об углеводах, как классе органических соединений; изучить строение, свойства, способы получения и применение моно, ди и полисахаридов на примере глюкозы, сахарозы, крахмала. Рассмотреть зависимость химических свойств углеводов от строения молекулы. Научиться проводить качественные реакции на глюкозу сахарозу и крахмал. Обсудить значимость углеводов в природе и жизни человека, подвести учащихся к осознанию практической значимости химических знаний в жизни человека

  1. Развивающие:

Продолжить развитие мыслительных операций у обучающихся: умение связывать уже имеющиеся знания с вновь приобретенными, выделять главное в изученном материале, обобщать изученный материал и делать выводы. Активизировать   познавательную деятельность студентов, развивать   способности к постановке задачи, формулировке гипотез, анализу и синтезу, сравнению, обобщению, систематизации, выявлению причинно-следственных связей.

Создать условия для развития самостоятельности, реализации творческой активности, умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы.

  1. Воспитательные

Воспитывать ответственное отношение к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности, готовности к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

Методическое обеспечение занятия:

Методическая разработка занятия по теме: «Углеводы», содержание учебного материала учебника, алгоритмы проведения химического эксперимента, решения расчетных задач и цепочек превращений, инструкции по технике безопасности при работе с химическими реактивами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка.

Приборы и реактивы: растворы медного купороса CuSO4 ∙ 5H2O, гидроксида натрия NaOH, нитрата серебра AgNO3, глюкозы C6H12O6, сахарозы С12Н22О11, крахмала С6Н10О5, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Знание выводов, без сведения

 о способах их достижения, легко

 может вести к заблуждению в

философской и даже в практической

стороне наук» и что «необходимо

 усвоить прежде всего химическую

 практику, т.е. мастерство предмета,

искусство спрашивать природу и слышать ее

 ответы в лабораториях и книгах».

Д.И.Менделеев

  1. Организационный момент (2 мин.)

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

  1. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

 Целевая установка. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия

Углеводы известны с глубокой древности. Человек издавна употребляет в пищу мед, виноград, различные фрукты и овощи. Все они содержат углеводы. Роль их велика и в жизни современного человека. Но сейчас мы получаем много противоречивых данных о роли углеводов в организме. Их избыточное употребление приводит к появлению лишней массы тела и различных заболеваний.

Какова же роль углеводов в жизни человека? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе нашего занятия.

  1. Проверка изученного материала /проверочная работа. (20мин)  

На данном этапе студенты выполняют самостоятельную работу по проверке знаний изученного материала: (приложение № 1)

-  выполняют самостоятельную работу на проверку знаний химических свойств углеводов (10 минут;)

- составляют цепочки превращений (10 минут)

  1. Систематизация полученных знаний/ групповая работа (20 мин.)

Бригада делится на три-пять групп, согласно предложенным для изучения представителям углеводов. Группы добровольно выбирают или вытягивают случайное название углевода, который им предстоит описать. Группам студентов предлагается, воспользоваться дополнительной информацией по данной теме, изучить ее и внести краткий план ответа в таблицу. Характеристику углевода необходимо сделать по предложенному плану

Примерный план характеристики углевода.

  1. Определение, общая формула.
  2. Физические свойства.
  3. Химические свойства.
  4. Биологическая роль.
  5. Применение углеводов.

Примерный список характеризуемых углеводов.

  1. Глюкоза (приложение2).
  2. Фруктоза (приложение 3).
  3. Рибоза (приложение 4).
  4. Сахароза (приложение 5).
  5. Крахмал (приложение 6).

По окончанию работы студенты представляют заполненную таблицу.

Углевод

Определение, формула

Физические свойства

Химические свойства

Биологическая роль

Применение углеводов в медицине и народном хозяйстве

глюкоза

 

 

 

 

 

фруктоза

 

 

 

 

 

рибоза

 

 

 

 

 

сахароза

 

 

 

 

 

крахмал

 

 

 

 

 

  1. Изучение химических свойств основных представителей класса «Углеводы»/практическая часть занятия (20 мин.)

- инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных опытов по изучению химических свойств основных представителей класса «Углеводы» (приложение № 7)

- бригада делится на три группы для проведения химического эксперимента. Каждая группа получает инструктивную карточку, в которой подробно изложена инструкция по проведению химического эксперимента. Результаты опытов студенты заносят в таблицу

№ и название эксперимента

реактивы

 Изменения, происходящие в результате реакции

Выводы, уравнения реакций

 

  1. Осмысление и систематизация полученных знаний(10мин.)

Преподаватель предлагает изложить результаты опытов студентам и оценить работу каждой группы. Охарактеризовать кратко положительные моменты подачи учебного материала и указать на недостатки. Преподаватель в это время делает выводы по выступлениям обучающихся и даёт свой анализ работе каждой группы, выставляет оценки. При чём, оценка студента может не совпадать с общей оценкой группы, если он внёс больший, чем другие, вклад в работу группы, или наоборот работал заметно меньше других. Как правило, вывод об этом делают участники группы под руководством преподавателя.

  1. Рефлексия.(10 мин.)

Преподаватель предлагает выполнить задания на выбор соответствия (приложение № 8)

  1. Домашнее задание (3 мин)

Преподаватель предлагает приготовить электронные презентации на одну из предложенных тем

- Физические и химические свойства углеводов

- Роль углеводов  для полноценного питания

- Применение углеводов.

-Медицинское значение моно- ди- и полисахаридов

  1. Подведение итогов (2мин.)

                                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вариант  1

Задание № 1

Среди предложенных утверждений выберите истинные.

1. Глюкоза – важнейший представитель моносахаридов.

2. Глюкоза по химическому строению является кетоноспиртом.

3. В результате процесса спиртового брожения глюкозы образуются этиловый спирт и кислород.

4. Для глюкозы не характерна химическая реакция маслянокислого брожения.

5. Гомологом глюкозы является фруктоза.

6. В состав нуклеотидов ДНК входят остатки линейных молекул моносахарида рибозы.

7. Фруктоза – важнейший дисахарид.

8. Второе название сахарозы – виноградный сахар.

9. При гидролизе сахарозы образуются глюкоза и фруктоза.

10. Сахароза способна восстанавливать металлическое серебро из аммиачного раствора оксида серебра(I).

11. Крахмал и целлюлоза – важнейшие представители моносахаридов.

12. Макромолекула крахмала образована множеством остатков циклических молекул http://him.1september.ru/2005/05/alfa.gif-глюкозы.

13. Крахмал является совокупностью двух полимеров, обладающих различным пространственным строением макромолекул: амилозы и амилопектина.

14. Крахмал способен набухать в холодной воде.

15. Глюкоза способна окисляться, но не способна восстанавливаться

16. Крахмал можно обнаружить в пищевых продуктах с помощью спиртовой тинктуры йода.

17. Сахароза не способна гореть.

18. Целлюлозу получают из древесины.

19. Из целлюлозы получают искусственные волокна: вискозу, медно-аммиачное волокно и ацетатный шелк.

20. Крахмал используется для производства декстринов, являющихся взрывчатыми веществами.

Задание № 2

В среднем сладкоежки кладут 2 чайные ложки сахара на стакан чая. Зная, что в такой ложке помещается 7 г сахара, а объем стакана 200 мл, рассчитайте массовую долю сахарозы в растворе (плотность чая считать равной 1 г/мл).

Задание № 3

Осуществить превращения

в) Сахароза→ этилат натрия;

г) Древесина → этанол;


Вариант  2

Задание № 1

Среди предложенных утверждений выберите истинные.

1. Второе название глюкозы – фруктовый сахар.

2. Глюкозу можно отличить от фруктозы с помощью реакции «серебряного зеркала».

3. При полном окислении глюкозы образуется крахмал.

4. Реакция молочнокислого брожения глюкозы лежит в основе производства кисломолочных пищевых продуктов, а также заквашивания капусты и других овощей.

5. Фруктоза по химическому строению является кетоноспиртом.

6. В состав нуклеотидов ДНК входят остатки циклических молекул моносахарида дезоксирибозы.

7. Рибоза и дезоксирибоза являются представителями пентоз.

8. Глюкоза образуется в природе в результате процесса фотосинтеза.

9. Фруктоза не способна восстанавливать металлическое серебро из аммиачного  раствора оксида серебра(I).

10. При спиртовом брожении целлюлозы получают этиловый спирт.

11. Молекулы крахмала и целлюлозы с одинаковой молекулярной массой являются изомерами по отношению друг к другу.

12. Молярная масса крахмала может достигать нескольких миллионов г/моль.

13. Макромолекула целлюлозы образована множеством остатков циклических молекул http://him.1september.ru/2005/05/alfa.gif-глюкозы.

14. Целлюлоза растворяется в воде.

15. Хлопок на 90% состоит из крахмала.

16. При частичном гидролизе крахмала образуются декстрины.

17. Качественная реакция на крахмал – оранжевое окрашивание исследуемого образца при действии на него спиртовой тинктуры йода.

18. Древесина на 50% состоит из целлюлозы.

19. Нитраты целлюлозы используются для производства ацетатного шелка.

20. Макромолекулы целлюлозы имеют линейную форму

Задание № 2

Из чего можно получить больше этилового спирта: из 1 кг глюкозы или 1 кг крахмала? Ответ обоснуйте, не прибегая к расчетам.

Задание № 3

Осуществить превращения

а) Крахмал→ уксусный альдегид;

б) Целлюлоза→ диэтиловый эфир;


Ответы (истинные утверждения):

вариант 1 – 1, 4, 9, 12, 13, 16, 18, 19;

Задание № 2

Из 1 кг крахмала, т.к. при его гидролизе образуется больше спирта, чем 1 кг глюкозы. Крахмал- полимер, мономерами которого являются молекулы глюкозы.


вариант 2 – 2, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 16, 18, 20;

Задание № 2

Решение:
m (двух чайных ложек сахара) = 7+7= 14г;
m (чая) = ρ . V = 1г/мл ٠ 200мл = 200г;
m (раствора чая) = m (чая) + m (двух чайных ложек сахара) = 200г + 14г = 214г;
ω (сахарозы) = m (двух чайных ложек сахара) . 100% / m (раствора чая) = 14г ٠100% / 214г = 6,5%.
Ответ: ω (сахарозы) = 6,5%.

Приложение № 2

Глюкоза.

Глюкоза (C6H12O6) («виноградный сахар», декстроза) встречается в соке многих фруктов и ягод, в том числе и винограда, отчего и произошло название этого вида сахара. Является шестиатомным сахаром (гексозой). Глюкоза является самым распространённым углеводом.

Нахождение в природе.

В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в процессе фотосинтеза в присутствии хлорофилла, содержащего атом магния:

6СО2 + Н2О = С6Н12О6 + 6О2 – Q.

В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зелёных растений. Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой. В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 – 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови. В связанном виде глюкоза имеется в сахарозе, мальтозе, лактозе, целлюлозе, крахмале и других ди- и полисахаридах.

Получение.

Первый синтез глюкозы из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был произведён А. М. Бутлеровым в 1861 году. Глюкоза может быть получена гидролизом природных веществ, в состав которых она входит. В производстве её получают гидролизом картофельного и кукурузного крахмала кислотами. В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в результате реакции фотосинтеза.

Физические свойства.

Глюкоза — белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде. Из водного раствора она выделяется в виде кристаллогидрата C6H12O6 · H2O. Растворима так же в органических растворителях, аммиачном растворе гидроксида меди — Cu(NH3)4(OH)2, в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты.

Химические свойства.

Глюкоза обладает химическими свойствами, характерными для спиртов и альдегидов. Кроме того, она обладает и некоторыми специфическими свойствами:

1. Реагирует с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров (пять гидроксильных групп глюкозы вступают в реакцию с кислотами).        

2. Как многоатомный спирт реагирует с гидроксидом меди (II) c образованием алкоголята меди (II).        

3. Реагирует с оксидом серебра (I) в аммиачном растворе (реакция “серебряного зеркала”):

CH2OH(CHOH)4-COH + Ag2O = CH2OH(CHOH)4-CO2H + 2Ag        

4. Окисляется гидроксидом меди (II) (с выпадением красного осадка).

5. Под действием восстановителей превращается в шестиатомный спирт.

6. Глюкоза способна подвергаться брожению:

а) спиртовое брожение:

C6H12O6 = 2CH3-CH2OH+ CO2

б) молочнокислое брожение:

C6H12O6 = 2CH3-CHOH-COOH

в) маслянокислое брожение

C6H12O6 = C3H7COOH + 2H2 + 2CO2

        Биологическая роль.

        Большие таблетки глюкозы с витамином С известны всем. Когда такую таблетку отправляют в рот, не стоит забывать, что это в первую очередь медицинский препарат, а потом уж средство удовлетворения потребности в сладком.

        Глюкоза легко проникает в кровь, не задерживаясь в пищеварительной системе. Она поддерживает организм, нормализует расстроенное пищеварение, поэтому очень часто входит в состав лекарств. Этот моносахарид извлекают из свекольной, картофельной, кукурузной патоки и даже из древесных опилок. Правда, в последнем случае глюкозу используют как промежуточный продукт при дальнейшем её биохимическом превращении в этиловый спирт.

        Глюкоза – важный пищевой продукт, за счёт которого организм человека получает большую часть необходимой ему энергии.

Применение.

Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при этом выделяется энергия. Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Глюкоза наиболее быстро и легко в организме используется для образования гликогена – животного жира, для питания тканей мозга, работающих мышц, в том числе сердечной мышцы, для поддержания необходимого уровня сахара крови и создания запасов гликогена печени. Она служит эффективным средством поддержания питания послеоперационных, ослабленных и других тяжелобольных, Во всех случаях большого физического напряжения глюкоза может использоваться как источник энергии и быстрого удовлетворения потребности организма в сахаре.

 Глюкоза так же используется при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Глюкозу используют при интоксикации (например, при пищевом отравлении или инфекции), так как она является универсальным антитоксическим средством.

Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т. Д.), в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновых и гликоновых кислот, для синтеза ряда производных сахаров и т.д.

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению. На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.

Интересные факты.

Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме — любопытное, хотя и гораздо менее важное. В зимнее время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.

Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может, оно слишком долго лежало?” – озадаченно спросил один из них. “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! – ответил учёный-географ. Оказывается мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно”. Вряд ли Паганель сумел бы объяснить причину описанного им явления. Но, пользуясь данными современной науки, сделать это совсем нетрудно. Начать придётся, правда, несколько издалека. Когда клетка дышит кислородом, глюкоза “сгорает” в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но, предположим, животное долго бежит, или человек быстро выполняет какую-то тяжёлую физическую работу. Кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее, клетки “задыхаются” не сразу. Начинается любопытный процесс — гликолиз (что в переводе означает “расщепление сахара”). При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота. Каждый, кто пробовал кислое молоко или кефир, знаком с её вкусом. Энергии при гликолизе выделяется в 13 раз меньше, чем при дыхании. Чем больше молочной кислоты накопилось в мышцах, тем сильнее человек или животное чувствует их усталость. Наконец, все запасы глюкозы в мышцах истощаются. Необходим отдых. Поэтому, перестав колоть дрова или взбежав по длинной лестнице, человек обычно “переводит дух”, восполняя недостаток кислорода в крови. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.

Приложение 3

Фруктоза.

Фруктоза (C6H12O6)  (плодовый или фруктовый сахар) – один из основных источников углеводов, изомер глюкозы, относится к группе моносахаридов и является кетогексозой и одним из самых важных природных сахаров. Она не может непосредственно усваиваться организмом человека, поэтому в процессе обмена веществ преобразуется в глюкозу.

Получение.

Фруктоза – моносахарид. Фруктоза вместе с глюкозой содержится в сладких плодах и мёде. Хорошо усваивается организмом. Фруктозу получают гидролизом сахарозы. По составу глюкоза – моносахарид полностью схожий с глюкозой, но отличный по строению. Кроме плодового и фруктового сахара, фруктозу можно назвать и цветочным сахаром: из нектара пчёлы переносят этот углевод в мёд. Конечно, из мёда фруктозу извлекать невыгодно, гораздо проще и дешевле подвергать соответствующей обработке обычный свекловичный или тростниковый сахар. Установлено, что в лекарственные свойства мёда свою лепту вносит и фруктоза.

Содержание в природе.

В природе фруктоза в свободном виде содержится во многих спелых фруктах, ягодах и мёде. В связанном виде глюкоза и фруктоза содержатся в дисахариде – сахарозе. В связанном виде фруктоза входит в состав инсулина. Для усвоения фруктозы, не требуется инсулин, поэтому она может входить в состав диабетических продуктов. Это природный сахар. Обладает крахмалоподобными свойствами и содержится в клубнях георгина, цикория, а так же в некоторых водорослях. Она имеет приятный вкус и в качестве заменителя сахара снижает калорийность пищи. Для здоровых людей, полностью заменять сахар на фруктозу не рекомендуется. Метаболизм фруктозы происходит в основном в печени – фруктоза превращается в жирные кислоты, что при большом ее употреблении может привести к ожирению. В печени фруктоза гораздо легче, чем глюкоза превращается в гликоген. Фруктоза задерживается не только печенью, но усиленно утилизируется и другими системами.

Физические свойства.

Фруктоза представляет собой белые кристаллы, очень сладкие на вкус. Она в два раза слаще сахарозы и в три раза слаще глюкозы. Фруктоза, в отличие от других сахаров, характеризуется сравнительно невысокой стойкостью, в результате чего начинает частично изменяться уже при продолжительном кипячении.

Химические свойства.

        Фруктоза в некоторых реакциях проявляет восстановительные  свойства. Наличие в её составе кетонной функциональной группы обусловливает кето-енольную таутомерию.

Биологическая роль.

Фруктоза может быть основным источником углеводов для больных страдающих сахарным диабетом. Так как фруктоза примерно в два раза слаще сахара, количество сахара можно понизить на 30-50%. Это имеет решающее значение, когда речь идет о разных диетических продуктах, при приготовлении которых фруктозой можно заменить искусственные сладкие вещества, часто оказывающие отрицательное значение на здоровье. Фруктоза особенно эффективна в питании людей, страдающих диабетом, желчекаменной болезнью, атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, аллергическими и стоматологическими заболеваниями, ожирением, а также спортсменов, пожилых людей и детей. Медики считают, что фруктоза полезнее, чем сахароза и глюкоза. Фруктоза помогает организму человека при длительном состоянии напряжения: вождении автомобиля, спорте и т. Д. Фруктоза ускоряет метаболизм алкоголя в организме человека, стабилизирует уровень сахара в крови, укрепляет иммунитет. По вкусу, фруктоза мало отличается от сахара и не имеет привкуса, она безопасна с точки зрения кариеса, хорошо растворяется и характеризуется отсутствием побочных явлений. Фруктоза хорошо растворима в воде, поэтому может использоваться для приготовления напитков и десертов. Она хорошо усваивается организмом, не оказывая вредного влияния на здоровье и не вызывая побочных явлений.

        Применение.

Фруктоза, как комплексообразователь применяется в технике обработки поверхностей металлов. Фосфаты фруктозы занимают видное место в биохимии.

Некоторые азотные соединения фруктозы имеют интересные свойства, как душистые вещества.

Фруктоза усваивается лучше сахарозы и отличается большей сладостью. Высокая сладость фруктозы позволяет использовать меньшие ее количества для достижения необходимого уровня сладости продуктов и напитков и таким образом снизить общее потребление сахаров, что имеет значение при построении пищевых рационов ограниченной калорийности. Избыток сахара (сахарозы) оказывает влияние на жировой обмен, усиливая жирообразование. Установлено, что при избыточном поступлении сахара усиливается превращение в жир всех пищевых веществ (крахмала, жира пищи, частично и белка). Таким образом, количество поступающего сахара может служить в известной степени фактором, регулирующим жировой обмен. Обильное потребление сахара приводит к нарушению обмена холестерина и повышению его уровня в сыворотке крови. Избыток сахара отрицательно сказывается на состоянии и функции кишечной микрофлоры. При этом повышается удельный вес гнилостных микроорганизмов, усиливается интенсивность гнилостных процессов в кишечнике, развивается метеоризм. Установлено, что в наименьшей степени все эти недостатки проявляются при потреблении фруктозы.

Учитывая многие положительные стороны фруктозы, особенно благоприятное ее влияние на жировой и холестериновый обмен, важную роль в профилактике и снижении кариеса зубов, целесообразным считается расширение использования фруктозы в питании путем увеличения выпуска кондитерских изделий и прохладительных напитков, содержащих фруктозу вместо сахарозы. Указанные продукты могут быть рекомендованы в первую очередь в детском питании и в питании пожилых людей.

Весьма перспективно и реально использование глюкозофруктозного сиропа или кукурузного сахара. Этот новый сахар широко используют в ряде зарубежных стран. Развивается производство жидкого сахара из кукурузы в Англии, Франции, ФРГ н Японии. Глюкозно-фруктозный сироп применяется вместо обычного сахара в производстве мороженого, сладких сырков, кондитерских изделий, безалкогольных напитков и др.

        Интересные факты.

В Журнале клинических исследований (Journal of Clinical Investigation) опубликована последняя работа Питера Хавела с коллегами. Действие фруктозы на себе испытывали 16 мужчин и 16 женщин, которых поделили на 2 смешанные группы. Все они — люди с избыточным весом. Сначала их посадили на 2−недельную строго сбалансированную диету с одинаковым для всех составом белков, жиров и углеводов, дабы привести в норму показатели липидов и холестерина в крови и исходить из равных данных. Следующие 10 недель люди из первой группы употребляли напитки с глюкозой, а из второй — с фруктозой. В обоих случаях напитки обеспечивали до 25% дневной энергетической потребности. В результате эксперимента люди в обеих группах поправились одинаково — примерно на 1,5 кг, но только у тех, кто употреблял подслащенные фруктозой напитки, увеличился объем внутрибрюшного жира. Этот жир на животе известен тем, что увеличивает риск ранней смерти, и избавиться от него очень трудно. Анализы людей, принимавших фруктозу, показали уменьшение чувствительности к инсулину и резкое повышение содержания холестерина и липидов в крови, что является признаком метаболического синдрома. А он, в свою очередь, увеличивает риск инфарктов и других сердечнососудистых заболеваний.

До этого момента фруктоза считалась удачным и полезным для здоровья сахарозаменителем, который предлагали нам и диетологи, и врачи для уменьшения риска развития диабета и сердечнососудистых заболеваний. Последние исследования показывают, что сахар остается сахаром в любом виде.

Приложение 4

Рибоза.

Рибоза, моносахарид из группы пентоз (альдопентоз). Её формула С5Н10О5. Рибоза универсальный компонент всех живых организмов.

Содержание в природе.

Моносахариды с пятью атомами углерода и пятью атомами кислорода не встречаются в природе в свободном виде, но являются важными составными частями олиго- и полисахаридов, содержащихся, например, в древесине. В форме протеидов (белковых соединений) пентозы находятся в коже и слюнных железах животных. Рибоза представляет собой простой углевод, сахар с пятью углеводными группами. Она является углеводной основой рибонуклеиновой кислоты (РНК) и дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), а также основным ингредиентом, используемым организмом для создания молекулы АТФ. Она является неотъемлемой частью рибофлавина (витамина В2) и нуклеотидов.

Биологическая роль.

Она входит в состав важнейших соединений — рибонуклеиновых кислот, нуклеозидов, моно- и динуклеотидов, осуществляющих в клетках перенос информации и энергии,  а также некоторых коферментов и бактериальных полисахаридов.

Дезоксирибоза – простой углевод (моносахарид), содержащий на одну гидроксильную группу меньше, чем рибоза. Дезоксирибоза входит в состав углеводно-фосфатного скелета молекул ДНК. Нуклеозиды – гликозиды, в состав которых входят пуриновое или пиримидиновое основание и углевод рибоза или дезоксирибоза. Нуклеозиды содержатся во всех живых организмах в нуклеиновых кислотах и нуклеотидах.

        Интересные факты.

Нет никаких сомнений в том, что дополнительное употребление рибозы существенно помогает восстановлению в сердечной мышце и скелетной мускулатуре энергетических запасов, утраченных в ходе изнурительных тренировок, при тяжелой физической работе или при ишемических состояниях, когда сокращается поступление кислорода в ткани. Такое сильное влияние рибозы обусловлено тем, что в тканях недостает ферментов, необходимых для ее быстрого синтеза, когда в этом есть потребность. Восполнение энергетических запасов замедляется, когда расходуются большие количества АТФ. В результате запасы АТФ и других соединений, необходимых для его замещения, уменьшаются. Все это объясняет, почему атлеты чувствуют себя уставшими в течение нескольких дней после интенсивной тренировки.

Должны ли мы принимать рибозу? Рибоза – это натуральный углевод, обладающий многими важными физиологическими функциями и влияющий на метаболизм и синтез волокон. Но наличие его в нашем организме ограничено. Рибоза может оказать неоценимую помощь. Однако, в научной литературе пока не существует практического руководства по применению этой добавки – то есть, того, как ее использовать, в каких количествах, в какое время и каких результатов следует ожидать.

Приложение 5

Сахароза.

Молекулярная формула C12H22O11. Сахароза – столовый сахар, получаемый из сахарной свеклы, тростника, а также коричневый сахар, черная патока. Содержится в небольшом количестве в овощах и фруктах. Сахароза представитель дисахаридов класса углеводов. Её молекула состоит из взаимно связанных остатков молекул глюкозы и фруктозы.

        При исследовании химических свойств сахарозы можно убедиться, что для неё характерна реакция многоатомных спиртов – образование ярко-синего раствора при взаимодействии с гидроксидом меди (II). Реакцию серебряного зеркала с сахарозой осуществить не удаётся. Следовательно, в её молекуле имеются гидроксильные группы, но нет альдегидных.

Физические свойства.

Сахароза является органическое соединение, широко известный как столовый сахар и иногда называется сахарозой. Белый, без запаха, кристаллический порошок со сладким вкусом. Чистая сахароза – бесцветное кристаллическое вещество сладкого вкуса, растворимое в воде. Плотность 1,587г/см3. Температура плавления 186°C. Растворимость в воде 2000г/л (25°С). При температуре 190-2000  превращается в бурую массу (карамель) с выделением воды. Как и другие углеводы, сахароза сгорает до диоксида углерода и воды.

Химические свойства.

Важнейшее химическое свойство сахарозы – способность в присутствии минеральных кислот и при повышенной температуре подвергаться гидролизу:

С12Н22О11 + Н2О = С6Н12О6 + С6Н12О6

(сахароза + вода = глюкоза + фруктоза)

Нахождение в природе.

Сахароза входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-26%). В небольших количествах сахароза вместе с глюкозой содержится в плодах и листьях многих зелёных растений.

История сахара.

Первое производство сахара из сахарного тростника состоялась в Индии. Воины Александра Великого сообщили, что видели мед, который производится без вмешательства пчелы. И сахар оставался экзотическим продуктом в Европе, пока арабы не начали производить его в Сицилии и Испании. Только после крестовых походов сахар начал конкурировать с медом в качестве подсластителя в Европе.

Применение сахара.

Сахароза является самым известным углеводом за её роль в питании человека. Рафинированный сахар только первоначально был роскошью, но в конечном счете стал достаточно дешевым и обычным продуктом. Сахар основной элемент в кондитерской продукции и десертах. Сахароза имеет важное значение для структуры многих пищевых продуктов, в том числе печенья, тортов, пирогов, конфет, мороженого, шербетов и т.д…

        Биологическая роль.

Сахароза легко усваивается в организме, что приводит к быстрому росту глюкозы в крови после приема пищи. Злоупотребление сахарозы связано с неблагоприятными последствиями для здоровья. Наиболее распространенным является кариес зубов. Разрушение зубов, связанное с потреблением сахара опасно для здоровья. Многие слышали, что сахар может привести к образованию полостей в зубах. Хотя сахар сам по себе не образует полости, то отсутствие чистки зубов после еды сахара или других продуктов может к этому привести. Ребёнок, который употребляет много сахара и не чистит зубы на регулярной, основе подвержен появлению полостей в зубах.

Бактерии полости рта, живущие в зубном нале, при избытке сахарозы, усиливают метаболизм сахара любого (не только сахарозы, но и глюкозы, лактозы, фруктозы, но и крахмала) в молочную кислоту. Высокая концентрация, которой ведёт к деминерализации поверхности зубов, что приводит к кариесу. Быстрота, с которой сахароза повышает уровень глюкозы в крови, может вызвать проблемы у людей, страдающих сахарным диабетом.

Диабет, болезнь, которая заставляет организм усваивать сахар плохо. Диабет возникает, когда разрушаются тела клеток, продуцирующих инсулин. Накопление глюкозы в крови, может вызвать две проблемы: в краткосрочной перспективе, клеткам начинает не хватать энергии, в долгосрочной перспективе, постоянно повышенный уровень глюкозы приводит к повышению  кислотности крови, повреждению многих органов, включая глаза, почки, нервы и сердце.

Следствием  повышенного содержания сахара в крови является и такая болезнь как подагра. Возникновение подагры связано с избыточным производством мочевой кислоты. Пища, богатая сахарозой может привести к подагре, так как она повышает уровень инсулина, что предотвращает выделение мочевой кислоты из организма. Концентрация мочевой кислоты в организме увеличивается, в том числе и концентрация мочевой кислоты в жидкостях организма. Мочевая кислота начинает выпадать в осадок в виде кристаллов. Исследователи находят связь между  частым употреблением сладких напитков с высоким содержанием фруктозы и ростом случаев проявления подагры.

В 2003 году, Организация Объединенных Наций подготовила доклад, составленный группой из 30 международных экспертов. Группа экспертов заявила, что общее число свободных сахаров (всех моносахаридов и дисахаридов), добавленных в продукты от производителей или поваров, а также сахаров, естественно присутствующих в меде, сиропах и фруктовых соках не должна составлять более 10% потребления здорового человека. Общее число углеводов должно составлять от 55% и 75% потребления.  

Наибольше количество тростникового сахара поступает из стран с теплым климатом, таких как Бразилия, Индия, Китай, Таиланд, Мексика и Австралия.

Свекольный сахар поступает из регионов с более холодным климатом: северо-западной и Восточной Европы, Северной Японии, а также из некоторых районов Соединенных Штатов (в том числе Калифорния).

Приложение 6

Крахмал.

        Экспериментально доказано, что химическая формула крахмала (C6H10O5)n, где n достигает нескольких тысяч. Учёным удалось доказать, что макромолекулы крахмала состоят из остатков глюкозы, так как именно она является продуктом гидролиза крахмала. Кроме того установлено, что крахмал состоит из молекул с разветвлённой структурой. Этим объясняется зернистое строение крахмала. Крахмал состоит из длинных сложных цепочек простых сахаров. Именно поэтому его часто называют «сложным углеводом».

Содержание в природе.

Какие продукты содержат много крахмала? Зерно (пшеница, рис, ячмень, овес), картофель, кукуруза, фасоль – это всё очень крахмалистые продукты. Из зерна делают хлеб, крупы и макаронные изделия, а также крекеры, печенье, торты, пироги, изготовляют муку.

Получение.

Крахмал получают чаще всего из картофеля. Для этого картофель измельчают, промывают водой и перекачивают в большие сосуды, где происходит отстаивание. Полученный крахмал ещё раз промывают водой, отстаивают и сушат в струе тёплого воздуха.

Физические свойства.

 Крахмал – белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер.

Химические свойства.

Характерной реакцией крахмала является его взаимодействие с йодом. Если к охлаждённому крахмальному клейстеру добавить раствор йода, то появляется синее окрашивание. При нагревании клейстера оно исчезает, а при охлаждении появляется вновь. Этим свойством пользуются при определении крахмала в пищевых продуктах. Так, например, если каплю йода поместить на срез картофеля или ломтик белого хлеба, то появляется синее окрашивание.

Крахмал сравнительно легко подвергается гидролизу:

(С6Н10О5)n + nН2О = nС6Н12О6

(крахмал + вода = глюкоза)

В зависимости от условий гидролиз крахмала может протекать ступенчато, с образованием различных промежуточных продуктов:

(С6Н10О5)n → (С6Н10О5)m → хС12Н22О11 → nС6Н12О6

(крахмал → декстрины → мальтоза → глюкоза).

Происходит постепенное расщепление макромолекул.

        Применение.

        Крахмал является ценным питательным продуктом. Чтобы облегчить его усвоение, содержащие крахмал продукты подвергают действию высокой температуры, то есть картофель варят, хлеб пекут. В этих условиях происходит частичный гидролиз крахмала, и образуются декстрины, растворимые в воде. Декстрины в пищеварительном тракте подвергаются дальнейшему гидролизу до глюкозы, которая усваивается организмом. Избыток глюкозы превращается в гликоген (животный крахмал). Состав гликогена такой же, как у крахмала – (C6H10O5)n, но его молекулы более разветвлённые. Особенно много гликогена содержится в печени (до 10 %). В организме гликоген является резервным веществом, которое превращается в глюкозу по мере его расходования в клетках.

        В промышленности крахмал путём гидролиза превращают в патоку и глюкозу. Для этого его нагревают с разбавленной серной кислотой, избыток которой затем нейтрализуют мелом. Образовавшийся осадок отфильтровывают, раствор упаривают  и выделяют глюкозу. Если гидролиз крахмала не доводить до конца, то образуется смесь декстринов с глюкозой – патока, которую применяют в кондитерской промышленности. Получаемые из крахмала декстрины используются в качестве клея, для загустения красок при нанесении рисунков на ткань.

        Крахмал применяется для накрахмаливания белья. Под горячим утюгом происходит частичный гидролиз крахмала и превращение его в декстрины. Последние образуют на ткани плотную плёнку, которая придаёт блеск ткани и предохраняет её от загрязнения.

        Крахмал и питание.

Лучшие из крахмалистых продуктов цельные бобы или чечевица. Крахмал, содержащийся в них,  переваривается медленно. Консервированные бобы более полно усваивается организмом, чем те, которые приготовлены из высушенного состояния. При выборе зерна, есть те, которые сохраняют свои свойства и при кулинарной обработке, такие как коричневый рис, ячмень, амарант, или лебеда.

Следует избегать хлебобулочных изделий и изделий, сделанных из муки. Лучший выбор сортов хлеба из муки специального низкого помола, которые содержат меньше крахмала и больше клетчатки.

Процесс гидролиза крахмала в организме человека сложный, но  технологически обработанный крахмал уже на языке начинает свой ферментативный гидролиз, в результате которого образуется мальтоза. Мальтоза не успевает превратиться в моносахариды за то время, которое мы обычно тратим на пережёвывание, и процесс образования глюкозы из крахмала заканчивается уже в пищеварительном тракте. Однако, если содержащую крахмал пищу (например хлеб) пожевать минуту или полторы, появиться отчётливый сладкий вкус.

Наш организм получает крахмал в основном с картофелем, однако массовая доля этого углевода в клубнях картофеля не превышает 20  %. Гораздо богаче крахмалом зерновые культуры: рис – 80 %, кукуруза, пшеница – 74 %.

Крахмал является главным запасным питательным веществом. В растениях он образуется в результате процесса фотосинтеза из образовавшейся глюкозы.

Приложение № 7

 

ИНСТРУКЦИЯ № 3

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.             Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех обучающихся, работающих в кабинете химии.

2.            Студенты могут находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

3.             Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.

4.             В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

5.             Студентам запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения преподавателя.

6.             Не допускается загромождение проходов сумками.

7.             Во время работы в кабинете химии студенты должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам техники безопасности.

8.            Студентам запрещается бегать по кабинету, шуметь.

9.             Не допускается нахождение студентов в кабинете химии во время его проветривания.

10.         Студенты, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

1.             Перед проведением экспериментальной работы каждый студент должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

2.             При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, обучающиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию преподавателя).

3.            Студенты, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.

4.             Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, студенты должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.

5.             Студенты обязаны внимательно выслушать инструктаж преподавателя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собственноручно студентами в тетрадях для практических работ. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.

6.             Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения преподавателя.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1.             Во время работы в кабинете химии студенты должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям преподавателя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2.             Во время демонстрационных опытов студенты должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию преподавателя на другое, более безопасное место.

3.             При выполнении лабораторных и практических работ студенты должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4.             Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!  Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

5.             При выполнении лабораторных работ студенты должны точно повторять действия преподавателя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.

6.             Подготовленный к работе прибор студенты должны показать преподавателю.

7.             По первому требованию преподавателя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения преподавателя.

8.             Студентам запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.

9.            Студентам запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

10.         Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах студенты должны немедленно сообщить преподавателю. Студентам запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

11.         Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить преподавателю. Студентам запрещается самостоятельно устранять неисправности.

12.         При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно сообщить об этом преподавателю.

13.         Во время работы студентам запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя.

14.         Студентам запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.

15.         Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).

16.         Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1.             Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями преподавателя.

2.             Студенты должны привести в порядок свое рабочее место, сдать преподавателю дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка на столе. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать преподавателю.

3.             По окончании лабораторной и практической работ студенты обязаны вымыть руки с мылом.

4.             Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

 

V. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям преподавателя.

Приложение № 8

Инструктивная карточка

Исследование свойств глюкозы, сахарозы и крахмала

                           ВНИМАНИЕ!Pict0015

 Внимательно прочитайте описание опытов, продумайте их содержание.

                              После выполнения опытов, ответьте на вопросы, данные в конце работы.

                              Результаты опытов занесите в таблицу

№ и название эксперимента

реактивы

 Изменения, происходящие в результате реакции

Выводы, уравнения реакций

Цель работы: Исследовать химические свойства углеводов и объяснить причины, обуславливающие эти свойства.

Оборудование и реактивы: металлический штатив, спиртовка, пробирки, стеклянная палочка, химический стакан вместимостью 50 мл, электроплитка, водяная баня; 1 % раствор глюкозы, 1 % растворы сахарозы, лактозы, фруктозы; крахмал, спиртовой раствор иода, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия (10-12 %), раствор серной кислоты (1:5), аммиачный раствор оксида серебра (I).

1. Изучение химических свойств глюкозы.

1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)при обычных условиях и при нагревании

Поместите в пробирку 6 — 8 капель раствора глюкозы, 5 — 8 капель раствора щелочи и 2 капли раствора сульфата меди (II). Встряхните содержимое пробирки до растворения образовавшегося осадка и получения синего раствора. Нагрейте жидкость в пробирке до кипения. Пронаблюдайте переход синей окраски раствора в зеленую, а затем появление желтого, кирпично-красного осадка. Запишите наблюдения. Что вы наблюдаете? При изучении каких соединений встречалась подобная реакция?

2. Окисление глюкозы оксидами серебра.

Внесите в пробирку (чистую)  5 — 6 капель аммиачного раствора оксида серебра и 2 — 3 капли раствора глюкозы. Взболтайте и слегка подогрейте содержимое пробирки до начала почернения смеси. (Лучше нагревать смесь, держа пробирку в стакане с кипящей водой или в водяной бане.) На стенках пробирки выделяется серебро в виде блестящего зеркального налета. Запишите наблюдения.

Задание: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре. Укажите наблюдения. На наличие каких функциональных групп указывает эта реакция?

2. Напишите уравнение реакции взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании. Что наблюдается? Наличие какой функциональной группы в молекуле глюкозы подтверждает этот опыт?

2. Изучение химических свойств сахарозы

1. Взаимодействие сахаров с гидроксидом меди (II).

К 2 мл раствора сахара добавьте 1 мл разбавленного раствора щелочи и 3-4 капли раствора сульфата меди (II). Встряхните пробирку и перемешайте содержимое пробирки стеклянной палочкой до растворения осадка. Жидкость при этом окрашивается в интенсивно-синий цвет.

Затем поместите все пробирки в нагретую водяную баню. Если сахар окисляется, то, вынув пробирку через 2-3 минуты, вы увидите изменения окраски и появление красного или коричневого осадка.

Задание: Заполните следующие таблицы:

Результаты опыта, проведенного при нормальных условиях

Углевод

Что наблюдается?

Как объясняется?

Результаты опыта, проведенного при нагревании

Углевод

Что наблюдается?

Как объясняется?

2. Взаимодействие сахаров с аммиачным раствором оксида серебра (I).

Налейте в тщательно вымытые и высушенные пробирки по 1 мл аммиачного раствора оксида серебра (I) и по 1 мл раствора сахара. Пробирки поместите на несколько минут в горячую водяную баню.

Задание: Заполните следующую таблицу:

Результаты опыта, проведенного при нагревании

Углевод

Что наблюдается?

Как объясняется?

  1. Гидролиз сахарозы.

В пробирку с 5 каплями раствора сахарозы добавьте 1 каплю разбавленного раствора серной кислоты (1:5) и смесь нагрейте на пламени спиртовки. После этого прибавьте 1 каплю раствора сульфата меди (II) и избыток раствора гидроксида натрия. Зачем нужно добавлять именно избыток щелочи? Что наблюдается? Что произошло с сахарозой?

Задания:  1. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте опыта.

2. Составьте уравнение реакции гидролиза сахарозы.

3. Опишите все наблюдаемые явления.

4. Напишите все уравнения протекающих реакций.

3. Изучение физических и химических свойств крахмала

 1. Отношение крахмала к воде.

В пробирку с 1 мл воды поместите на кончике шпателя сухого крахмала. Содержимое пробирки взболтайте. Растворяется ли крахмал в воде при комнатной температуре?

Содержимое пробирки порциями залейте при перемешивании в стакан с 5 мл горячей воды. При этом образуется крахмальный клейстер.

Задание: Отметьте наблюдения, происходящие в данном опыте. Сделайте вывод о растворимости крахмала в холодной и горячей воде.

2. Отношение крахмала к гидроксидам металлов.

В пробирку внесите 5 капель крахмального клейстера, одну каплю сульфата меди (II) и 5 капель раствора гидроксида натрия. Смесь нагрейте на пламени спиртовки, не доводя до кипения. Что при этом наблюдается?

Задания:  1. Отметьте наблюдаемые явления, происходящие в этом опыте.

2. Какой можно сделать при этом вывод?

3. Происходит ли окисление крахмала гидроксидом меди (II)?

3.Ферментативный гидролиз крахмала.

Под действием фермента слюны амилазы (птиамина) происходит гидролиз крахмала.

Разжуйте хорошо маленький кусочек черного хлеба и поместите его в пробирку. Внесите в нее 1 каплю раствора сульфата меди (II) и несколько капель раствора гидроксида натрия до образования раствора слабо-голубого цвета. Пробирку с содержимым нагрейте на пламени спиртовки. Что наблюдается?

Задания:  1. Опишите наблюдения, происходящие в опыте.

2. Запишите уравнения протекающих реакций.

3. Сравните условия ферментативного и кислотного гидролиза крахмала.

         4.Качественная реакция на крахмал (йодная проба).

К 1-1,5 мл раствора крахмала добавьте 1 каплю иодной воды. Что наблюдается? Полученную жидкость нагрейте на пламени спиртовки. Какие происходят изменения? Затем охладите содержимое пробирки под струей холодной воды. Что наблюдается?

Задание: Запишите все происходящие наблюдения. Оформите наблюдения в виде схемы.

Приложение № 9

Установите соответствие между названием вещества и его применением:

Название вещества

Формула вещества

1) глюкоза

А) Этот углевод основной компонент бумаги, картона, а также текстиля и волокон. Большое значение имеют продукты этерификации этого углевода, из которых получают ацетатный шёлк, негорючею плёнки и органическое стекло. Это сырьё для получения бездымного пороха. Этот углевод используется для изготовления водорастворимых клеев, в том числе обойных. Используется в лаборатории для тонкослойной хроматографии и для создания фильтрующего слоя из инертного материала и даже в качестве неактивных наполнителей в таблетках и в качестве загустителей и стабилизаторов в обработанных пищевых продуктах.

2) фруктоза

Б) Это натуральный углевод, обладающий многими важными физиологическими функциями и влияющий на метаболизм и синтез волокон. Однако, в научной литературе пока не существует практического руководства по применению этой добавки - то есть, того, как его использовать, в каких количествах, в какое время и каких результатов следует ожидать.

3) рибоза

В) Основное использование этого углевода в качестве подсластителя в пище.

4) сахароза

Г) Этот углевод используют в качестве стабилизатора ароматов и в фармацевтической промышленности, а так же как пищевую добавку во время диеты. Широко применяется в качестве фермента в производстве пекарских дрожжей и в пивоварении.

5) лактоза

Д) Этот углевод является ценным питательным продуктом. Применяется для накрахмаливания белья, так как образует при нагревании утюгом плотную плёнку, которая придаёт блеск ткани и предохраняет её от загрязнения.

6) целлюлоза

Е) Применяется в технике обработки поверхностей металлов. Фосфаты этого углевода занимают видное место в биохимии. Некоторые азотные соединения имеют интересные свойства, как душистые вещества. Применяется вместо обычного сахара в производстве мороженого, сладких сырков, кондитерских изделий, безалкогольных напитков и др.

7) крахмал

Ж) Является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при этом выделяется энергия. Используется в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Служит эффективным средством поддержания питания послеоперационных, ослабленных и других тяжелобольных. Так же используется при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей, используется при интоксикации, так как она является универсальным антитоксическим средством. Широко применяется в кондитерском деле, в текстильной промышленности в качестве восстановителя и т.д. Большое значение имеют процессы брожения этого углевода при квашении капусты, огурцов, молока, при силосовании кормов, используется также спиртовое брожение.

Ответь на вопросы и в ответе получишь название углевода

ПРИМЕНЕНИЕ

РЕАКЦИИ ИЛИ

ЕЕ ПРОДУКТОВ

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛЮКОЗЫ

Реакции с гидроксидом меди (II) Без нагревания

Биохимическое

окисление в организме

человека

Молочнокислое

брожение

Реакция

гидрирования

Реакция с

Аммиачным

раствором

оксида серебра

Спиртовое брожение

Получение сорбита-

заменителя сахара

С

Ц

Х

Л

К

Щ

Качественные реакции на глюкозу  как многоатомный спирт

А

Х

Е

Ф

Р

Х

В медицине

С

К

Л

П

Ж

Ш

Приготовление

квашеной капусты

Я

Ю

Т

Л

Й

Ю

Производство

медицинского спирта

С

Р

С

В

Р

О

Качественная реакция на глюкозу

как альдегид

Г

Д

Х

С

З

Ы

Силосование кормов  для животных

У

Й

А

П

Д

С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ОДП.16 Физика

Учебно-методические материалы Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзаменапо учебной дисциплине  ОДП.16   Физика...

Учебно-методическое пособие для практических занятий по ПМ.07 специальности 19.02.10

Цель учебно-методического пособия - оказание помощи учащимся в приобретении необходимых знаний для проведения технологических расчетов, в умении пользоваться справочными материалами, сборниками рецепт...

Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаго...

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование...

Учебно-методическая карта к практическому занятию по фармакологии

Заболевания эндокринной системы человека и обмена веществ в организме, в настоящее время, приобретают большие масштабы в процентном соотношении часто встречающихся патологий организма человека. Изучен...

Учебно-методическая карта к практическому занятию по контролю качества лекарственных средств

ЛС являются особой продукцией, которая может нанести вред здоровью человека при нарушении правил разработки, испытания, производства, хранения, реализации, применения. Поэтому требуется введение жестк...