Сестринское обследование ЖКТ
учебно-методический материал на тему

Васина Наталья Витальевна

Методическая разработка

Практического занятия

для студента

 

ПМ. О2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

 

По теме: Сестринское обследование пациентов при заболеваниях органов пищеварения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.21.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1. Расспрос. Общий осмотр

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

практическое занятие

Специальность 340201   Сестринское дело

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1.    Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

Тема 1.      Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

Тема 1.21 Сестринское обследование пациентов при заболеваниях органов пищеварения

Тип занятия  совершенствование знаний, умений, практического опыта

Форма проведения практическое занятие

Цели занятия:

Учебная:

  • научить студентов применять знания и умения, полученные на теоретических занятиях по анатомии, физиологии, здоровому человеку и его окружению, сестринскому делу
  • планировать обследование пациентов с заболеваниями органов пищеварения

Развивающая:

  • способствовать развитию у студентов собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  •  развивать клиническое  мышление,  и творческую деятельность
  • развитие навыков, и умений самостоятельной работы
  • развитие способности к обобщению знаний и умений, подученных при изучении предметов общеклинического цикла и других клинических дисциплин
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности  
  • заниматься самообразованием
  • брать ответственность за работу членов команды

Воспитательная:

                                                                               

  • продолжать воспитывать у студентов: чувство профессиональной ответственности при обследовании больных, социальную значимость и сущность получаемой профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • культуру речи, поведения при обследовании пациентов, при работе в команде, коллегами, преподавателем
  • деонтологические навыки.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

После изучения темы обучающиеся должны

иметь практический опыт:

  • измерение АД, подсчет PS; ЧДД,
  • подготовка больного к рентгенографии брюшной полости, холецистографии, ФГДС, УЗИ органов брюшной полости
  • забор кала на микрофлору и её чувствительность к антибиотикам, на скрытую кровь, наличие примесей
  • забор крови на биохимические исследования

уметь:

  • провести опрос, выявить жалобы пациента
  • правильно собрать анамнез заболевания,
  • провести объективное  исследование
  • применить лабораторные и инструментальные методы обследования при заболеваниях органов пищеварения
  • интерпретировать данные лабораторных методов исследования, рентгенологических исследований;

знать:

  • АФО органов пищеварения
  •  Основные симптомы и синдромы при заболеваниях органов пищеварения
  • Субъективные  и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения
  • Методика проведения осмотра полости рта, живота
  • Методика пальпации живота
  • Методика проведения поверхностной и глубокой пальпации живота
  • Границы печени в норме
  • Лабораторные и инструментальные методы обследования органов пищеварения
  • Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования

Междисциплинарные связи

ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП. 02  Анатомия и физиология человека

ОП. 07 Фармакология

ОП. 09 Психология

ПМ. 01. МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

ПМ. 04. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

ПМ. 04. МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

ПМ. 04. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1. Организационная часть

(проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы )

  1. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопросов)

  1. Актуализация опорных знаний (воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях)

  1. Предварительный тестовый контроль
  2. Устный фронтальный опрос

  1. Строение и функции органов пищеварения
  2. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях органов пищеварения
  3. Сбор анамнеза заболевания
  4. Сбор анамнеза жизни
  5. Осмотр пациента при заболеваниях ЖКТ
  6. Осмотр полости рта, живота при заболеваниях ЖКТ
  7. Пальпация живота, диагностическое значение
  8. Методика проведения поверхностной пальпации живота
  9. Методика проведения глубокой пальпации живота
  10. Перкуссия печени
  11. Границы печени в норме
  12. Методика пальпации печени в норме и патологии

  1. Основная часть

Отработка навыков по ведению сестринского процесса при патологии органов пищеварения.

  1. Самостоятельная работа:

УЧЕБНАЯ  КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Этапы

самостоятельной

 работы.

Способы выполнения

Вопросы для самоконтроля. Задания для работы.

1 . Подготовка.

Студенты приводят в порядок свой внешний вид.

 1. Расспрос пациента

2. Проблемы пациента при заболеваниях органов пищеварения 

3. Осмотр пациента

2. Имитационно-ролевая игра. Подготовка пациентов и техника выполнения процедур по уходу при заболеваниях органов пищеварения

Группа делится на пары (учитывая индивидуальные способности и психологическую совместимость). В каждой паре - «малой группе» один студент - пациент, другой - медсестра. Получив задание, распределяют роли между собой.

1. Измерение температуры тела

2. Антропометрические данные

3. Подсчет пульса

4. Подсчет ЧДД

5. Измерение АД

3. Выявление проблем пациента. Решение проблем пациента

Составьте алгоритм выполнения сестринской помощи

1. Боль в животе

2. Тошнота

3. Рвота

4. Повышение температуры тела

5. Диарея

6. Запор

3. Самостоятельная работа студентов в терапевтическом отделении по наблюдению и уходу за больными.

Самостоятельная работа на постах, в процедурных кабинетах, выполнение различных манипуляций, наблюдение и уход за больными.

1 . Сестринский уход за больными с патологией органов пищеварения

7. Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)

Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;

Домашнее задание:

Лекция 1.22  Сестринский уход при гастритах

Лекция 1.23 Сестринский уход при язвенной болезни

Литература

1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 217-225, 225-233

2. лекции

Преподаватель      Васина Н.В.

Рис. 1.12. Задание 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сестринское обследование пациента терапевтического профиля

В презентации подробно рассматриваются этапы сестринского процесса, схема обследования пациента терапевтического профиля, объём незаваисимого сестринского вмешательства...

Сестринское дело в терапии. Методы обследования пациента: субъективные, объективные.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТАтеоретическое занятие Специальность 340201   Сестринское дело ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.МДК 02.01 Сестринский у...

Сестринское обследование пациентов с патологией ЛОР - органов

В представленном материале подробно описана схема обследования пациента медицинской сестрой при заболеваниях ЛОР - оргаов....

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело...

Объективное сестринское обследование пациента

Объективное сестринское обследование пациента...