РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Специальность 3.33.02.01 Фармация
учебно-методический материал на тему

Кучмакра  Инесса Павловна

В результате освоения учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности    СПО  3.33.02.01 Фармация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБПОУ БМК

И.В.Котова

« ___ » _____________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность 3.33.02.01 Фармация

Очно-заочная форма обучения

по программе базовой подготовки

Братск, 2017г.

Рассмотрено и одобрено на

РАССМОТРЕНО:

заседании  ЦМК №4

Педагогическим советом

Протокол № 10

Протокол №

от « 13 » июня 2017 г.

от « 29 » июня 2017 г.

Председатель ЦМК Белая А.Б.

Рабочая программа  учебной дисциплины разработана  в соответствии с документами:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования  2014 года 33.02.01 Фармация, квалификация Фармацевт;
  • Общероссийским классификатором специальностей по образованию (дата введения 2017 – 07 – 01);
  • локального нормативного акта  «Положение по формированию рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей» ОГБПОУ БМК;
  • плана учебного процесса по специальности  3.33.02.01 Фармация (очно-заочная форма обучения).

Организация-разработчик рабочей программы:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Братский медицинский колледж».

Разработчики:

И.П. Савина - преподаватель ОГБПОУ БМК.

Рецензент:

Алексонис Ольга Анатольевна - 
Заведующий Братской клинико-диагностической лабораторией, главный лаборант г. Братска

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО  по специальности 3.33.02.01 Фармация.

  1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:  

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности    СПО  3.33.02.01 Фармация следующими умениями и  знаниями, которые формируют общие  компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-   дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

-    осуществлять профилактику распространения инфекции;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-  роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

-  морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

-  основные методы асептики и антисептики;

-   основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;

-  факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

Перечень формируемых компетенций:

OK12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

     1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

 Максимальная учебная нагрузка обучающегося  - 90 часов, включая:

      -  обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  - 32 часов;    

      -  самостоятельная работа обучающегося -  58 часов;

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

В том числе:

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

16

Контрольные работы

-

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

В том числе:

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Промежуточная аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачёта


  1.   Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы микробиологии и иммунологии

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов.

Уровень освоения.

1.

2.

3.

4.

Раздел 1

Основы микробиологии.

24

Тема 1.1.

Введение  в микробиологию и иммунологию.

Содержание учебного материала

2

Микробиология как наука.

Этапы развития микробиологии.

Медицинская микробиология, направления, задачи, объекты исследования.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

3

Изучение основной и дополнительной литературы.

Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы: «Достижения иммунологии», «Достижения вирусологии», «Русские иммунологи»).

Тема 1.2.

Морфология   и классификация микробов

Содержание учебного материала

9

Основные морфологические группы микроорганизмов.

Классификация и морфология бактеий.

Строение клеточной стенки бактерий.

Тинкториальные свойства бактерий.

1

1

Практические занятия

  1. Приготовить фиксированные препараты из зубного налета и материала со слизистой оболочки спинки языка,
  2. Окрасить  по Граму,
  3. Микроскопировать .
  4. Описать по алгоритму морфологические свойства микроорганизмов.
  5. Зарисовать полученный результат.
  6. Решить задачи.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

5

2,3

Изучение основной и дополнительной литературы.

Подготовка сообщений и докладов ( примерные темы: «Особенности грамотрицательных бактерий», «Строение вирусов»,и др.

Составление конспекта по теме: « Техника микроскопирования»

Тема 1.3.

Физиология  микроорганизмов

Содержание учебного материала

8

  1. Химический состав микроорганизмов
  2. Питание
  3. Ферменты
  4. Дыхание
  5. Рост размножение
  6. Методы культивирования.

1

1

Практические занятия

1. Записать алгоритм приготовления питательных сред.

2. Сварить  питательные среды - Агар, Эндо, Плоскирева.

3.  Сделать смыв с объектов окружающей среды.

4.  Провести посев на питательную среду.

5.  Решить тесты.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.
  2. Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы: «Генетика вирусов»,

«Методы выделения чистых культур»).

  1. Составление конспекта по теме: « Техника безопасности медицинского персонала микробиологической лаборатории»

3

2,3

Тема 1.4.

Экология микроорганизмов

Содержание учебного материала

5

  1. Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы.
  2. Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы.
  3. Микробиоциноз в условиях физиологической нормы организма человека.
  4. Понятие «нормальная микрофлора человека».
  5. Дисбактериоз, причины, симптомы, методы исследования, корреляция.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.
  2. Подготовка сообщений, докладов( примерные темы-«Микрофлора полости рта», «Дисбактериоз, миф или реальность?», «Правда об антибактериальном мыле.»        

4

2,3

Раздел 2

Учение об инфекции

32

Тема 2.1.

Учение об инфекции

Содержание учебного материала

6

1. Понятие об инфекции и инфекционном заболевании.

2.   Интенсивность эпидемического процесса.

4.   Формы инфекционного процесса.

5.   Эпидемический процесс, его звенья.

6.   Профилактика инфекционных заболеваний.

7.    Понятие об источнике инфекции. Механизмы передачи инфекции.

8.    Пути и факторы передачи инфекции.

9.    Восприимчивость популяции.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

Подготовка презентаций.

Подготовка сообщений, докладов (примерные темы « История особо опасных инфекций»,   « Эпидемии гриппа», «Мировые эпидемии»)

5

2,3

Тема 2.2.

Антибиотики. Химиотерапия  и химиопрофилактика.

Содержание учебного материала

10

  1. Принципы рациональной химиотерапии.
  2. Основные группы химиотерапевтических средств.
  3. Антибиотики: способы и источники получения, механизмы и спектр действия.
  4. Устойчивость микроорганизмов к действию антимикробных средств.

1

1

Практические занятия

  1. Приготовить рабочую зону.
  2. Провести посев микроорганизмов в чашку Петри.
  3. Провести серию забора воздуха методом седиментации.
  4. Выполнить алгоритм - определение чувствительности методом дисков.
  5. Зарисовать и записать в тетрадь.
  6. Провести текущую уборку рабочей зоны.
  7. Решить тест.

4

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы « Современные методы химиотерапии»,   « Проблема лекарственной аллергии»)

5

Тема 2.3.

Асептика и антисептика. Противоэпидемический режим в аптеках

Содержание учебного материала

6

1.Понятие об асептике и антисептике.

2.Стерилизация, ее методы, применение в аптечной практике.

3.Дезинфекция, ее виды, методы, применение в аптеке.

4.Противоэпидемический режим в аптеках.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

Индивидуальный  проект - « Аптека будущего».

5

2,3

Тема 2.4.

Санитарная микробиология

Содержание учебного материала

10

  1. Основные задачи санитарной микробиологии.
  2. Санитарно-показательные микроорганизмы.
  3. Методы санитарно- бактериологического исследования.

1

1

Практические занятия

  1. Ознакомление с санитарно-показательными микроорганизмами воздуха и методами их определения.
  2. Ознакомление с проведением микробиологического контроля воздуха седиментационным методом Коха.
  3. Определение микробного числа воздуха по формуле Омелянского (с использованием демонстрационных чашек).
  4. Изучение нормативов оценки бактериальной загрязненности воздуха в закрытых помещениях.
  5. Ознакомление с проведением микробиологического контроля воздуха аспирационным методом с помощью аппарата Кротова.
  6. Анализ полученных результатов.
  7. Решить ситуационные задачи

4

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы  «Достижения санитарной микробиологии»,   «Особенности санитарно-показательных микроорганизмов»

5

2,3

Раздел 3.

Основы иммунологии

16

Тема 3.1.

Иммунная система организма человека. Виды иммунитета.

  Механизм иммунного         о ответа.

Содержание учебного материала

4

1. Понятие об иммунитете. Виды невосприимчивости организма человека.

2. Иммунная система организма человека: органы, клетки, иммуноглобулины.

3. Виды иммунитета.

4. Механизм иммунного  ответа.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

Подготовка презентаций.

Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы « Иммунологическая толерантность»,  «Значение иммунного ответа в решении проблем современной трансплантологии», «Проблемы трансплантологии».)

3

2,3

Тема 3.2.

Аллергия. Виды аллергенов.

Аллергические заболевания

Содержание учебного материала

5

1.    Виды аллергических реакций.

2.   Аллергические заболевания - немедленного, замедленного типа.

3.    Профилактика и лечение аллергических заболеваний.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

Подготовка презентаций.

Подготовка рефератов (примерные темы    

« Связь аллергии с промышленными выбросами г Братска», «Современные методы диагностики аллергических заболеваний», « Современные методы лечения аллергии»)

4

2

Тема 3.3.

Специфическая профилактика инфекционных болезней.

Содержание учебного материала

7

1.Понятие об иммунотерапии и иммунопрофилактике инфекционных заболеваний.

2.  Иммунобиологические препараты, их группы.

      Понятие о серологических реакциях, их виды и применение в медицинской практике.

3.    Вакцины, сывороточные препараты (классификация, способы применения и хранения).

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

Оформление санбюллетеня «Вакцинация»

Подготовка р сообщений (примерные темы    

« Иммунопрофилактика инфекционных болезней», «Прививки -за и против», «Виды вакцин, отличительные особенности», «Методы производства вакцин», « История прививки»)

5

2,3

Раздел 4

Частная микробиология

18

Тема 4.1.

Бактериальные инфекции: дыхательные кишечные и ВБИ

Содержание учебного материала

5

  1. Основные причины возникновения ВБИ, резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях.
  2. .Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций.
  3. Источники и пути заражения.
  4. Профилактика распространения инфекций

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов ( примерные темы    « Возбудители ВБИ»,  « Принципы действия дезсредств», « Правила применения дезинфицирующих препаратов»)

Оформление санбюллетеня  примерные темы «Кишечные инфекции», «Дыхательные инфекции»

4

Тема 4.2.

Грибковые инфекции

Содержание учебного материала

4

1.Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов.

2.Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация.

3.Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация.

4.Источники инфекций, пути заражения.

5. Характерные клинические проявления.

6. Профилактика распространения инфекций.

7.Противогрибковые препараты.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

3

Тема 4.3.

Протозойные инфекции

Содержание учебного материала

5

1.Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза.

2.Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов.

3.Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза.

4.Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов.

5.Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления.

6.Противопротозойные препараты.

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

4

Тема 4.4.

Вирусные инфекции

Содержание учебного материала

4

1.Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы.

2.Источники и пути заражения.

3. Характерные клинические проявления.

4. Профилактика распространения инфекций.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы.

3

Всего:

90

Всего аудиторных занятий:

32

В том числе практических занятий:

16

Самостоятельной работы:

58


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-  техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия  учебного кабинета «Основы микробиологии», лаборатории основ микробиологии и иммунологии;

Технические средства обучения:

- аудио- и видеосредства;

- компьютер  с лицензионным программным обеспечением;  

   и мультимедиапроектор, экран;

- телевизор;

- DVD-плеер.

Оборудование кабинета  основ микробиологии и иммунологии:

- Аппаратура и приборы;

- Термостат;

- Микроскопы;

- Дозаторы;

- Холодильник;

- Бактерицидные лампы;

- Медицинская аппаратура и принадлежности;

- Таблицы и схемы по темам занятий;

- Учебное кино и видеофильмы;

- Информационно - методический уголок.

Оборудование лаборатории основ микробиологии и иммунологии:

- Аппаратура и приборы;

- Микропрепараты;

- Медицинский инструментарий;

- Лабораторные принадлежности и материалы;

- Лабораторная посуда;

- Реактивы;

- Среды и полуфабрикаты сред;

- Лечебные и диагностические препараты.

- Медицинская документация;

- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;

- Вытяжка и противопожарная сигнализация;

- Огнетушитель;

- Централизованное водоснабжение;

-  Информационно - методический уголок.

3.2. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Литература:

Основной источник:

Электронный учебник:

Основы микробиологии и иммунологии. учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html

Дополнительные источники: 

Камышева К.С.«Микробиология основами эпидемиологии и методы исследования» Р-Д-2014.

Электронные учебники:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2 т. Том 2. [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа,2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436424.html

Дополнительная литература:

  1. А. С. Лабинской, Л. П. Блинковой, А. С. Ещиной « Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований»  2005.
  2. Черкес Ф.К. «Руководство к практическим занятиям по микробиологическим исследованиям», 1980.

Интернет-ресурсы:

  1. Руководство по лабораторным методам диагностики [Электронный ресурс] / А. А. Кишкун - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970426593.html

  1. Атлас паразитов человека и их переносчиков. Н.А.Королёва

http://studepedia.org/index.php?post=41456&vol=1

  1. База знаний по биологии человека

http://humbio.ru/humbio/tarantul_sl/00000d07.htm

  1. Библиотека с книгами по биологии

http://biologylib.ru/books/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.

Результаты обучения

( освоенные умения, усвоенные знания).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Освоенные умения:

Текущий контроль:

  • оценка выполнения морфологической характеристики
  • оценка составления таблицы по основным свойствам микроогранизмов;

Рубежный контроль:

  • оценка результатов защиты самостоятельных работ.

Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов дифференцированного зачета.

- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

- осуществлять профилактику распространения инфекции;

Усвоенные знания:

Текущий контроль:

  • оценка результатов устного опроса.

Рубежный контроль:

  • оценка результатов тестирования.

Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов дифференцированного зачета.

-  роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

-  морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

-  основные методы асептики и антисептики;

-   основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;

-  факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА) для всех специальностей

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по изучению ОП.06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ специальность 3.33.02.01 Фармация

Данные методические рекомендации  позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...