Методическая мозаика: Использование некоторых методических приемов на занятиях биологической направленности в медицинском колледже
статья

Пирогова Елена Сергеевна

В своей подготовке к теоретическим и практическим занятиям по «Генетике человека с основами медицинской генетики», по «Основам микробиологии и иммунологии» я использовала различные методические приемы, которые оказались довольно эффективными. В данной подборке я хотела бы поделиться опытом использования различных методических приемов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Некоторые формы графической организации материала: концептуальная таблица, кластер

Графическая организация материала позволяет сделать наглядными мыслительные процессы, происходящие при работе с той или иной информацией, демонстрирует взаимоотношения между идеями еще до того, как они обрели своё выражение в словесной форме.

  1. Концептуальная таблица – способ организации материала при обобщении, если предстоит сравнить более двух объектов по нескольким параметрам. Можно заполнять таблицу индивидуально, а затем обсудить. Другой вариант составления подобной таблицы – групповой, во время обсуждения.

ПРИМЕР: дисциплина «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии».

Тема: «Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов»

Краткая биологическая характеристика микроорганизмов

Параметры сравнения

Сравнение систематических групп

бактерии

грибы

простейшие

вирусы

Ядро

Нуклеоид, плазмиды

+

+

ДНК, РНК

Цитоплазма с органеллами

+

+-

+

+

+

+

-

-

ЦПМ

+

+

+

- капсид

Клет. стенка

+

+

-

-

Рибосомы

70S коэффициент седиментации Сведберг

80S

80S

-

Жгутики

+

-

+

-

Циста

-

-

+

-

Споры

+ защита

+ размножение

-

-

Питание

Автотрофы, гетеротрофы

гетеротрофы

Автотрофы, гетеротрофы

-

Размножение

Бесполое - деление

Бесполое, (половое)

Половое, бесполое

Репликация НК

         Концептуальная таблица – один из методических приемов, который удобно использовать на стадии размышления (рефлексии) – заключительной стадии при использовании главной модели  «вызов – осмысление (реализация) – размышление (рефлексия)». Данная модель является базовой в инновационной педагогической технологии РКМЧП – Развитие критического мышления через чтение и письмо.

  1. Кластеры – это разбивка материала на блоки идей. Преподаватель записывает тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски, затем предлагает студентам высказать свои идеи-спутники, используя при этом метод мозгового штурма (атаки). Эти идеи помещаются в кружочках вокруг «темы» и соединяются с ней прямыми линиями. Новые идеи располагаются вокруг идей-спутников, это уже слова-спутники. Получается общая схема взаимосвязанных элементов, которая позволяет охватить очень большой объем информации, систематизируя блоки материала (стадия «ВЫЗОВ» при использовании технологии РКМЧП – « развитие критического мышления через чтение и письмо»).

ПРИМЕР: дисциплина «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»

План изложения нового материала по теме «ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ»:

  1. Распространение микроорганизмов. Роль МО в природе.
  2. Понятие об экологии. Типы взаимоотношений организмов.
  3. Нормальная микрофлора организма человека.
  1.  Понятие о микрофлоре. Значение.
  2.  Дисбактериоз и дисбиоз. Понятие, причины, диагностика, лечение.
  1. Понятие об инфекции.
  1.  Паразитизм (Облигатные паразиты, факультативные паразиты, случайные паразиты).
  2.  Возбудители инфекции. Патогенность, условно-патогенные МО. Вирулентность
  1. Влияние физических и химических факторов на МО.
  2. Стерилизация и дезинфекция.
  3. Асептика и антисептика.

КЛАСТЕР, составленный по приведенному выше плану:

C:\Users\Елена\Desktop\кластер микроб.jpg

Использование этого кластера возможно также и на стадии «РАЗМЫШЛЕНИЕ»: преподаватель предлагает посмотреть, где оказалось недостаточно информации, изображая «?», какие идеи охвачены полностью, какие предположения были ошибочными, что удалось уточнить, прояснить и т.п. Таким образом, осуществляется закрепление и систематизация изложенного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты исследовательской работы студентов в Муромском медицинском колледже

Важной составляющей современных образовательных технологий является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Исследовательская деятельность студентов  нашего колледжа на дисциплинах специа...

Методические рекомендации для проведения олимпиад по клиническим дисциплинам среди студентов медицинских колледжей

Данное мероприятие повышает престиж выбранной профессии, способствует активации познавательной активности среди студентов, происходит объединение всего коллектива, как среди обучающихся, так и препода...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Современные условия жизни предполагают, что выпускник медицинского колледжа должен обладать не только хорошими уровнем знаний учебных медицинских дисциплин, но и уметь применять полученные знания в ра...

Статья. Некоторые аспекты стигматизации ВИЧ-инфицированных пациентов студентами медицинского колледжа

В статье представлены результаты изучения проявлений стигматизации ВИЧ-позитивных людей студентами медицинского колледжа, прослеживается своеобразие ситуативной оценки возможного события (встречи ВИЧ-...

Методическая разработка (интеллектуальная игра Брейншторм) Василенко Ю.А ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ последнее время в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, ...

Методическая разработка Медико-демографические показатели. Василенко Ю.А (ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж")

Методическое пояснениеМетодическая разработка содержит определения, формулы, разобранные задачи и задачи для самостоятельного решения по разделу Демография....