Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий для специальности 06.05.01 Сестринское дело
рабочая программа по теме
Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения, для пациентов абсолютно всех возрастов.
Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом, и она имеет право доносить свои знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных заболевниях.
Подготовка специалистов в данной области медицины, имеющих среднее образования крайне важна и позволит улучшить качество жизни населения различных возрастных групп.
С целью овладения вопросами профилактической медицины разработана рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий специальности сестринское дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ПМ.01 Специальность Сестринское дело | 576.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 2
Департамента здравоохранения города Москвы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ. 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ» |
(наименование дисциплины) |
060501 Сестринское дело (код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей) |
Москва
2015 год
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией №2 «Теории и практики сестринского дела. Организационных и профилактических модулей» ______________________ | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело | ||
(наименование комиссии) Протокол №___ от «___» _________2015г. | (код, наименование профессии/ специальности) и примерной программы. | ||
СОГЛАСОВАНО с работодателем | М.П. предприятия | ||
Ф.И.О. | |||
Должность | |||
Место работы | |||
Заведующая научно-методическим отделом Волкова М.М.__________ м.п. | |||
Организации-разработчики: | Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №1 Департамента здравоохранения города Москвы» | ||
Разработчики: | Коваленко Т.В. | Заслуженный учитель России. Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» | |
Волков С.Р. | Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» | ||
Волкова М.М. | Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» | ||
Составители: | Кузнецова И.Н. | Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» | |
Собчук Е.К. | Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» | ||
Тернавская А.М. | Преподаватель первой квалификационной категории. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» | ||
Рецензенты: | Милосердова Н.С. | Старшая медицинская сестра ГБУЗ ГП №12 ДЗМ филиал №1 (ГП №75) | |
Ярцева Т.Н. | Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» |
СОДЕРЖАНИЕ
1. РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 3 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 35 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 37 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) изучается на третьем курсе:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования (раздел 1) при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется), а также в программах повышения квалификации работников здравоохранения (по темам «Первичная медико-санитарная помощь», «Общая практика», «Первичная медико-профилактическая помощь населению», отдельные темы - в программах «Организация сестринского дела», «Сестринское дело в педиатрии»), - на базе среднего специального образования по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело». Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
– проведения профилактических мероприятий при осуществлении
сестринского ухода
уметь:
– обучать население принципам здорового образа жизни
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические
мероприятия
– консультировать пациента и его окружение по вопросам
иммунопрофилактики
– консультировать по вопросам рационального и диетического питания
– организовывать мероприятия по проведению диспансеризации
знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской
деятельности по сохранению здоровья;
– основы иммунопрофилактики различных групп населения;
– принципы рационального и диетического питания;
– роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и
работе «школ здоровья»
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля на третьем курсе:
всего – 428 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 284 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –192 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 92 часа;
учебной практики – 72 часа и производственной практики – 72 часа.
Изучение ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий завершается
проведением квалификационного экзамена.
Внесённые изменения, дополнения из вариативной части и их обоснование в рабочей программе согласованы с работодателями.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Проведение профилактических мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями. Данные виды деятельности проверяются в результате проведения квалификационного экзамена по окончании изучения всего модуля.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения |
ПК 1.2. | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения |
ПК 1.3. | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
ОК 14. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля «Проведение профилактических мероприятий»
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1. | Раздел 1. ПМ 01. Определение здоровья человека в разные периоды его жизни МДК 0101 Здоровый человек и его окружение | 106 | 72 | 48 | - | 34 | - | - | - |
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. | Раздел 2. ПМ 01. Сестринское обеспечение профилактических мероприятий МДК 01.02 Основы профилактики | 72 | 48 | 24 | 24 | - | - | ||
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. | Раздел 3. ПМ 01. Осуществление профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению | 106 | 72 | 48 | 34 | 72 | |||
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 72 | 72 | |||||||
Всего: | 428 | 192 | 120 | - | 92 | - | 72 | 72 |
Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Проведение профилактических
мероприятий»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 ПМ 01. Определение здоровья человека в разные периоды его жизни | 106 | |||
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение | 72 | |||
Тема 1. Здоровье. Потребности человека. Рост и развитие
| Содержание | 6 | ||
1. | Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Понятия: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни». Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска здоровью. Демографическая ситуация в России, регионе. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Потребности человека в разные возрастные периоды Понятия: «потребности человека», «возраст», «возрастные периоды», «хронологический возраст», «биологический возраст» и «юридический возраст». Основные потребности человека в разные возрастные периоды | 6 2 | 1 | |
Практические занятия | ||||
1. | Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной деятельности. Выявление и оценка факторов, влияющих на здоровье. Определение возраста человека. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Расчет демографических показателей (рождаемость, смертность, естественный прирост). Выявление факторов, влияющих на здоровье человека (на примере конкретных ситуаций). Определение потребностей человека. Составление планов обучения поддержанию безопасности человека в разные возрастные периоды. Составление планов обучения рациональному и адекватному питанию людей разного возраста. Составление планов обучения поддержанию адекватной двигательной активности людей разного возраста. | 4 | |||
2 | Изучение потребностей человека. Изучение основных закономерностей роста и развития человека в разные возрастные периоды. | 2 | ||
Тема 2. Здоровье детей | Содержание | 34 | 1 | |
2 | Внутриутробный период и период новорожденности. Внутриутробный период и период новорожденности: закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде; анатомо-физиологические особенности новорожденного; потребности новорожденного; основные проблемы периода новорожденности | 6 2 | ||
Практические занятия | ||||
3 | Выявление факторов, влияющих на эмбриональное развитие, на здоровье плода. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. | 4 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Составление планов патронажей (дородовых; новорожденных). Составление планов обучения уходу за новорожденным. Составление плана беседы по поддержке грудного вскармливания. | 4 | |||
4 | Обучение поддержке грудного вскармливания. Выявление основных проблем периода новорожденности. Обучение правилам кормления грудью, уходу за новорожденным | 2 | ||
Содержание | ||||
3 | Период грудного возраста. Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка грудного возраста; основные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы | 8 2 | 1 | |
Практические занятия | 2 | |||
5 6 | Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов. Оценка физического развития детей грудного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Составление рекомендаций по закаливанию ребенка. Обучение основным гимнастическим комплексам и массажу. Составление рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста. Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды | 6 2 2 | ||
7 | Обучение родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей. Составление примерного меню для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания. | 2 | 2 | |
Содержание | 1 | |||
4 | Период преддошкольного и дошкольного возраста Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста. Основные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы | 8 2 | ||
Практические занятия | ||||
8 | Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов. Оценка физического и нервно-психического развития. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. | 6 2 | ||
9 | Составление примерного меню, рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек, игровых занятий для детей преддошкольного и дошкольного возраста. | 2 | ||
10 | Составление рекомендаций по адаптации в детском дошкольном учреждении. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста | 2 | ||
Самостоятельная работа Составление планов бесед с родителями о подготовке детей к посещению дошкольного учреждения, школы. | 6 | |||
Содержание | 1 | |||
5 | Период младшего школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста; основные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста | 6 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
11 | Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей младшего школьного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. | 4 2 | ||
12 | Составление примерного меню детям младшего возраста. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды. Составление рекомендаций по режиму дня для детей младшего школьного возраста. Составление рекомендаций по адаптации к школе. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам | 2 | ||
Содержание | 1 | |||
6 | Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный). Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка старшего школьного возраста. Основные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы | 6 2 | ||
Практические занятия | ||||
13 | Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей старшего школьного возраста. Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. | 4 2 | 2 | |
14 | Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, правильному режиму дня. Обучение девочек-подростков технике самообследования молочных желез, мальчиков-подростков - технике самообследования яичек. Обучение подростка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды. Обучение подростка принципам здорового образа жизни | 2 | ||
Самостоятельная работа Составление планов бесед с детьми старшего школьного возраста и их родителями о выборе профессии. Составление планов бесед о профилактике вредных привычек. | 6 | |||
Тема 3. Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста | Содержание | 26 | 1 | |
7 | Период юношеского возраста Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности человека юношеского возраста. Основные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы | 4 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
15 | Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, оптимальному режиму дня, принципам создания безопасной окружающей среды, формированию и поддержанию здорового образа жизни | 2 | ||
Содержание | 1 | |||
8 | Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте. Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности и различия мужчин и женщин зрелого возраста. Основные потребности человека зрелого возраста, способы их удовлетворения. Возможные проблемы | 6 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
16 17 | Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, правильному режиму дня. Обучение принципам создания безопасной окружающей среды, принципам здорового образа жизни | 4 2 2 | ||
Содержание | 1 | |||
9 | Здоровье семьи Понятие семьи. Типы, этапы жизненного цикла, основные функции семьи. Характеристика основных функций семьи. Права членов семьи. Значение семьи в жизни человека. Возможные медико-социальные проблемы семьи. Планирование беременности. Последствия искусственного прерывания беременности | 6 2
| ||
Практические занятия | 2 | |||
18 19 | Определение типа семьи. Определение этапа жизненного цикла семьи. Выявление основных медико-социальных проблем семьи, определение возможных путей их решения. Составление рекомендаций по подготовке к запланированной беременности. Обучение семейной пары правильному использованию некоторых видов контрацепции | 4 2 2 | ||
Содержание | 2 | |||
10 | Период беременности и родов Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности беременной. Процесс оплодотворения и развития плодного яйца. Признаки беременности. Влияние вредных факторов на развитие эмбриона и плода. Дородовые патронажи. Роды и послеродовой период. Изменения в организме женщины в послеродовом периоде | 6 2
| ||
Практические занятия | 2 | |||
20 | Обучение определению признаков беременности. Определение предполагаемого срока родов. Составление планов дородовых патронажей. Составление рекомендаций беременной женщине по режиму дня, питанию; обучение специальным физическим упражнениям. Обучение беременной основным приемам, способствующим уменьшению болевых ощущений во время родов, правильному поведению во время родов | 4 2 | ||
21 | Обучение выявлению проблем женщины в послеродовом периоде. Обучение уходу за женщиной в послеродовом периоде | 2 | ||
Самостоятельная работа Составление планов обучения питанию, безопасному поведению беременной, подготовке к родам. | 6 | |||
Содержание | 2 | |||
11 | Климактерический период Понятия «климакс», «климактерический период», «пременопауза», «менопауза», «постменопауза». Причины возникновения климакса. Изменения, происходящие в организме женщины и мужчины в климактерическом периоде. Особенности протекания климактерического периода у женщин и мужчин. Возможные проблемы женщин и мужчин в течение климактерического периода и пути их решения | 4 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
22 | Обучение выявлению факторов, влияющих на патологическое течение климакса. Проблемы человека в климактерическом периоде. Составление рекомендаций женщине и мужчине в климактерическом периоде по режиму дня, питанию, гигиене, поддержанию безопасности | 2 | ||
Самостоятельная работа Составление рекомендаций по питанию, режиму дня, гигиене человека в климактерическом периоде. | 4 | |||
Тема 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста | Содержание | 6 | 2 | |
12 | Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Понятия «геронтология», «старость», «старение». Основные гипотезы старения. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Проблемы, возникающие при старении, в том числе связанные с изменением возможности удовлетворять универсальные потребности, способы их решения | 6 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
23 | Обучение выявлению проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья, а также возникающих при старении из-за изменения возможности удовлетворять универсальные потребности. Определение способов решения проблем, в том числе медико-социальных, лиц пожилого и старческого возраста. | 4 2 | ||
24 | Составление рекомендаций по адекватной физической нагрузке, рациональному режиму дня, обеспечению безопасности окружающей среды для людей пожилого и старческого возраста. Обучение пожилого человека с нарушениями зрения и слуха самоуходу и самопомощи. Обучение окружения оказанию помощи пожилому человеку с нарушениями зрения и слуха. | 2 | ||
Самостоятельная работа Составление рекомендаций по решению проблем пожилого человека. Составление плана обучения помощи пожилому человеку при нарушениях слуха, зрения | 4 | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 01. Определение здоровья человека в разные периоды его жизни. МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение | 34 |
Раздел 2 ПМ 01. Сестринское обеспечение профилактических мероприятий | 72 | |||||||||||
МДК 01.02 Основы профилактики | 48 | |||||||||||
Тема 1. Концепция охраны и укрепления здоровья | Содержание | 2 | ||||||||||
1. | Профилактическая медицина. Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия | 1 | ||||||||||
Содержание | 2 | 1 | ||||||||||
2 | Концепция охраны и укрепления здоровья. Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность. Концепция сохранения здоровья здоровых | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||
1. | Изучение нормативных документов, регламентирующих профилактическую деятельность. Определение роли сестринского персонала в профилактической медицине | 2 | ||||||||||
Содержание | 2 | 1 | ||||||||||
3 | Сестринские технологии в профилактической медицине. Сбор информации, анализ и учет факторов риска здоровья и факторов, определяющих здоровье | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
2 | Изучение методов, технологии и средств укрепления здоровья населения и профилактики его нарушений | |||||||||||
Самостоятельная работа. Изучение нормативных документов по вопросам медицинской профилактики. Подготовка докладов, презентаций рефератов | 4 | |||||||||||
Тема 2. Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни | Содержание | 2 | ||||||||||
4. | Здоровье и образ жизни. Понятие «образ жизни». Структура образа жизни. Влияние факторов образа жизни на здоровье. Формирование здорового образа жизни. Влияние питания, двигательной активности на здоровье. Профилактика табакокурения, алкоголизации и наркомании | 2 | ||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||
3 | Обучение консультированию населения вопросам здорового питания Обучение консультированию населения вопросам двигательной активности | 2 | ||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
4 | Обучение профилактике и способам отказа от табакокурения, алкоголизации и наркомании. | |||||||||||
Самостоятельная работа
| 6 | |||||||||||
Содержание | 2 | |||||||||||
5 | Профилактика нарушений здоровья. Профилактика онкозаболеваний, болезней органов дыхания | 1 | ||||||||||
Содержание | 2 | 1 | ||||||||||
6 | Профилактика болезней сердечно - сосудистой, эндокринной, нервной системы | |||||||||||
Содержание | 2 | 1 | ||||||||||
7 | Укрепление здоровья и профилактика нарушений психического здоровья | 1 | ||||||||||
Содержание | 2 | 1 | ||||||||||
8 | Профилактика нарушений репродуктивного здоровья | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
5 | Обучение технологиям профилактики онкозаболеваний | 2 | ||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
6 | Обучение технологиям профилактики болезней органов дыхания. Обучение технологиям профилактики сердечно – сосудистых заболеваний | 2 | ||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
7 | Обучение технологиям профилактики заболеваний эндокринной системы | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
8 | Обучение технологиям профилактики заболеваний нервной системы Обучение технологиям профилактики нарушений психического здоровья | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
9 | Обучение технологиям профилактики нарушений репродуктивного здоровья | |||||||||||
Самостоятельная работа 1. Составление памяток по профилактике сердечно - сосудистых заболеваний. 2. Презентация доклада «Профилактика атеросклероза» 3. Реферат по теме: «Профилактика заболеваний репродуктивной системы у женщин». 4. Реферат по теме: «Ранняя диагностика аденомы предстательной железы». 5. Презентация доклада по теме: «Факторы риска развития психических расстройств в разных возрастных группах» | 6 | |||||||||||
Содержание | 2 | |||||||||||
9 | Школы здоровья Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья. Школа формирования здорового образа жизни. Школа здоровья для лиц с факторами риска. Роль сестринского персонала в работе школ материнства | 2 | ||||||||||
Содержание | 2 | 2 | ||||||||||
10 | Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией. Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой | |||||||||||
Содержание | 2 | 2 | ||||||||||
11 | Школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом | |||||||||||
Содержание | 2 | 2 | ||||||||||
12 | Школы здоровья для пациентов с остеопорозом | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
10 | Обучение работе в школе формирования здорового образа жизни. Обучение работе в школе здоровья для лиц с факторами риска Обучение работе в школах материнства | |||||||||||
Самостоятельная работа. 1. Составление планов обучения пациентов в школах здоровья. 2. Составление памяток по вопросам сохранения и поддержания здоровья для людей разного возраста. 3. Составление планов обучения пациенток в школах материнства. | 5 | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
11 | Обучение работе в школах здоровья для пациентов с артериальной гипертензией Обучение работе в школах здоровья для пациентов с бронхиальной астмой | |||||||||||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||||||||||
12 | Обучение работе в школах здоровья для пациентов с сахарным диабетом. Обучение работе в школах здоровья для пациентов с остеопорозом | |||||||||||
Самостоятельная работа 1. Составление памяток для пациентов, слушателей школ здоровья с артериальной гипертонией, с бронхиальной астмой, с сахарным диабетом, с остеопорозом. 2. Презентация доклада по теме: «Особенности обучения в школах здоровья лиц пожилого и старческого возраста» | 3 | |||||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 01. Сестринское обеспечение профилактических мероприятий МДК 01.02 Основы профилактики | 24 | |||||||||||
Раздел 3 ПМ 01. Осуществление профилактических мероприятий в системе первичной медико-санитарной помощи | 106 | |||||||||||
МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению | 72 | |||||||||||
Тема 1 Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи | Содержание теоретического занятия№1 | 2 | ||||||||||
1. | Медицинская помощь, определение понятия. Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная. Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации. Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь». Организация и структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Городская поликлиника. Основные направления деятельности городской поликлиники, обслуживающей взрослое население | |||||||||||
Практическое занятие №1 | 2 | |||||||||||
Структура сестринской службы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь | ||||||||||||
Практическое занятие№2 | 2 | |||||||||||
Охрана труда и техника безопасности медицинской сестры, осуществляющей первичную медицинскую помощь | ||||||||||||
Практическое занятие№3 | 2 | |||||||||||
Терапевтические отделения, их задачи | ||||||||||||
Практическое занятие №4 | 2 | |||||||||||
Кабинеты специалистов. Подростковый кабинет, его задачи | ||||||||||||
Практическое занятие №5 | 2 | |||||||||||
Подразделения диагностические, восстановительного лечения и реабилитации | ||||||||||||
Самостоятельная работа.
| 6 | |||||||||||
Содержание теоретического занятия№2 | 2 | |||||||||||
Основные направления деятельности детской поликлиники. Особенности оказания первичной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, сельским жителям. Особенности оказания первичной медицинской помощи женщинам. Организация медицинской помощи на дому. Особенности организации медицинской помощи по типу «стационар на дому» и «дневной стационар». Центр (отделение) профилактики. Центр здоровья. Организация неотложной помощи, плановой и срочной госпитализации | ||||||||||||
Содержание теоретического занятия№3 | 2 | |||||||||||
Организация первичной медицинской помощи по принципу общей практики (семейной медицины):
- в составе группы специалистов, оказывающих помощь по территориальному, территориально-семейному или производственному принципу; - частная практика по контракту | ||||||||||||
Практическое занятие№6 | 2 | |||||||||||
Структурные подразделения детской поликлиники и их задачи: профилактическая, лечебно-диагностическая, противоэпидемическая | ||||||||||||
Практическое занятие №7 | 2 | |||||||||||
Санитарно-гигиеническое воспитание. Планирование деятельности детской поликлиники | ||||||||||||
Практическое занятие№8 | 2 | |||||||||||
Кабинет медицинской статистики, его задачи. Кабинет доврачебного контроля и осмотров. Отделение профилактики, его задачи
| ||||||||||||
Практическое занятие№9 | 2 | |||||||||||
Центр (отделение) профилактики. Центр здоровья | ||||||||||||
Самостоятельная работа.
| 6 | |||||||||||
Тема 2. Профилактика неинфекционных заболеваний | Содержание теоретического занятия№4 | 2 | ||||||||||
Понятия «предболезнь», «болезнь». Адаптационные возможности организма. Основные факторы риска развития неинфекционных заболеваний. Целевые программы предупреждения заболеваний (государственные и региональные). Группы населения, подверженные риску развития заболеваний, методы формирования групп риска: диспансерные осмотры, диагностические обследования, анализ статистических данных | ||||||||||||
Содержание теоретического занятия№5 | 2 | |||||||||||
Физическое развитие и функциональное состояние организма, его оценка. Роль массовых медицинских осмотров в профилактике заболеваний. Направления сестринской деятельности при работе со здоровыми людьми различного возраста. Гигиеническое воспитание и обучение населения | ||||||||||||
Практическое занятие№10 | 2 | |||||||||||
Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с людьми разного возраста (взрослые, дети, подростки, лица пожилого возраста) | ||||||||||||
Практическое занятие№11 | 2 | |||||||||||
Обучение членов семьи принципам здорового образа жизни и методам отказа от вредных привычек. Проведение бесед, составление памяток, консультирование различных групп населения по вопросам сохранения и восстановления здоровья | ||||||||||||
Практическое занятие№12 | 2 | |||||||||||
Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения | ||||||||||||
Самостоятельная работа. 1.Изучение нормативных документов по целевым программам предупреждения заболеваний (государственные и региональные). 2. Презентация «Физическое развитие и функциональное состояние организма, его оценка» | 6 | |||||||||||
Тема 3. Диспансеризация | Содержание теоретического занятия№6 | 2 | ||||||||||
| Понятие об уровнях здоровья, понятие о компенсации, субкомпенсации, декомпенсации. Профилактические медицинские осмотры: предварительные, периодические, целевые, осмотры декретированных контингентов. Дополнительная диспансеризация лиц трудоспособного возраста. Диспансеризация населения, определение понятия, принципы диспансеризации населения | |||||||||||
Содержание теоретического занятия №7 | 2 | |||||||||||
Обследование в центре здоровья, дальнейшие маршруты пациентов. Школы здоровья. Этапы диспансеризации. Планирование лечебно-профилактических мероприятий | ||||||||||||
Содержание теоретического занятия№8 | 2 | |||||||||||
Динамическое наблюдение за группами пациентов, подлежащих диспансеризации. Роль сестринского персонала в проведении диспансеризации. Методика проведения мероприятий диспансерного наблюдения:
| ||||||||||||
Содержание теоретического занятия№9 | 2 | |||||||||||
Учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Документирование диспансерного наблюдения. Особенности организации диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов: инвалидами войн, детским контингентом, подростками | ||||||||||||
Практическое занятие№13 | 2 | |||||||||||
Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации | ||||||||||||
Практическое занятие№14 | 2 | |||||||||||
Планирование динамического наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья | ||||||||||||
Практическое занятие№15 | 2 | |||||||||||
Особенности организации диспансерного наблюдения за инвалидами войн | ||||||||||||
Практическое занятие№16 | 2 | |||||||||||
Особенности организации диспансерного наблюдения за детским контингентом, подростками | ||||||||||||
Практическое занятие№17 | 2 | |||||||||||
Проведение дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста. Взаимодействие со специалистами в процессе диспансерного наблюдения. Документирование работы | ||||||||||||
Практическое занятие№18 | 2 | |||||||||||
Обследование в центре здоровья, дальнейшие маршруты пациентов. Школы здоровья | ||||||||||||
Самостоятельная работа.
| 10 | |||||||||||
Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний | Содержание теоретического занятия№10 | 2 | ||||||||||
Организация и проведение противоэпидемических мероприятий. Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. Организация работы прививочного кабинета поликлиники. Возрастные особенности иммунитета. Основы активной иммунизации. Характеристика вакцин, оптимальные сроки введения. Национальный календарь профилактических прививок. Подготовка пациентов разного возраста к вакцинации. Права пациентов. Основные требования к медсестре, участвующей в иммунопрофилактике. Тактика медсестры при развитии анафилактического шока. Документирование вакцинации. Безопасность работы медицинской сестры в прививочном кабинете. Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов | ||||||||||||
Практическое занятие№19 | 2 | |||||||||||
Обучение организации и проведению противоэпидемических мероприятий | ||||||||||||
Практическое занятие№20 | 2 | |||||||||||
Обучение организации и проведению санитарно-гигиенического воспитания населения | ||||||||||||
Практическое занятие№21 | 2 | |||||||||||
Составление индивидуальных планов иммунопрофилактики. Проведение бесед с пациентами и их окружением по вопросам подготовки и проведения иммунопрофилактики | ||||||||||||
Практическое занятие№22 | 2 | |||||||||||
Составление памяток по иммунопрофилактике. Обучение организации и проведению иммунопрофилактики | ||||||||||||
Самостоятельная работа. 1. Права и обязанности медсестры прививочного кабинета 2. Безопасность работы медицинской сестры в прививочном кабинете. 3 Составлению памяток и инструкций для пациентов 4. Составление памяток по иммунопрофилактике. | 4 | |||||||||||
Тема 5. Социальное партнерство в профилактической деятельности | Содержание теоретического занятия№11 | 2 | ||||||||||
Социальное партнерство. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний: - государственных и негосударственных организаций различных видов экономической деятельности (например, предприятий и организаций, работникам которых проводятся различные виды профилактических и диспансерных, оздоровительных мероприятий, либо учебных заведений, с учащимися которых проводятся образовательные занятия по ведению здорового образа жизни и т.д.); - общественных организаций (например, профсоюзных организаций; - организаций по борьбе с употреблением наркотических и психотропных веществ, обществ анонимных алкоголиков и т.д.); - физических лиц (например, педагогов, родителей, членов семей и т.д.) | ||||||||||||
Практическое занятия№23 | 2 | |||||||||||
Обучение участию в программах социального партнерства в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний. | ||||||||||||
Самостоятельная работа. 1.Составление плана сотрудничества медицинских .учебных заведений с учащимися школ, которым проводятся образовательные занятия по ведению здорового образа жизни. | 2 |
Тема 6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности. | Содержание теоретического занятия №12 | 2 | ||
Место экспертизы трудоспособности в системе оказания первичной медицинской помощи. Задачи экспертизы трудоспособности. Временная нетрудоспособность, порядок установления и определения. Правила заполнения и выдачи документов, подтверждающих временную нетрудоспособность. Отпуск по болезни и увечью; по уходу за больными членами семьи; для санитарно-курортного лечения. Порядок выдачи и оформления справок при заболевании вследствие опьянения и бытовых отравлений. Порядок направления больных на медико-социальную экспертизу. | ||||
Практические занятия№24 | 2 | |||
Обучение сестринской деятельности по экспертизе трудоспособности. | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 01. Осуществление профилактических мероприятий в системе первичной медико-санитарной помощи МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению | 34 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Профессиональный модуль (ПМ) «Проведение профилактических мероприятий» | 72 | ||
Учебная практика | |||
Практическое занятие | 6 | ||
1. | Организация и структура учреждения первичной медико – санитарной помощи. Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи. Кабинет доврачебного контроля и осмотров. Отделение профилактики, его задачи. Терапевтические отделения, их задачи. Кабинеты специалистов. Подростковый кабинет, его задачи Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения | ||
Практическое занятие | 6 | ||
2. | Центр (отделение профилактики). Центр здоровья. Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с людьми разного возраста (взрослые, подростки, лица пожилого возраста). Консультирование различных групп населения по вопросам сохранения и восстановления здоровья. | ||
Практическое занятие | 6 | ||
3. | Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения | ||
Практическое занятие | 6 | ||
4. | Структурные подразделения детской поликлиники и их задачи. Санитарно –гигиеническое воспитание. Планирование деятельности детской поликлиники. Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с людьми разного возраста (дети, подростки). Консультирование различных групп населения по вопросам сохранения и восстановления здоровья. Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения | ||
| Практическое занятие | 6 | |
5. | Методика проведения мероприятий диспансерного наблюдения. Документирование диспансерного наблюдения. Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации | ||
Практическое занятие | 6 | ||
6. | Планирование динамического наблюдения и лечебно – оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья | ||
Практическое занятие | 6 | ||
7. | Проведение дополнительной диспансеризации для лиц трудоспособного возраста. Обследование в центре здоровья | ||
Практическое занятие | 6 | ||
8. | Организация работы прививочного кабинета поликлиники. Документирование вакцинации. Безопасность работы медсестры в прививочном кабинете. | ||
Практическое занятие | 6 | ||
9. | Обучение организации и проведению противоэпидемических мероприятий. Составление индивидуальных планов иммунопрофилактики. Проведение бесед с пациентами их окружением по вопросам подготовки и проведения иммунопрофилактики | ||
Практическое занятие | 6 | ||
10. | Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов. Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья. | ||
Практические занятия | 6 | ||
11. | Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья | ||
Практические занятия | 6 | ||
12. | Школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом. Школы здоровья для пациентов с остеопорозом. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья. Дифференцированный зачёт | ||
Профессиональный модуль (ПМ) «Проведение профилактических мероприятий» | 72 | ||
Производственная практика (для СПО – по профилю специальности)) Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи. | |||
Тема1. Организация и структура системы первичной медико – социальной помощи Тема 2. Профилактика неинфекционных заболеваний Тема 3. Диспансеризация Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний Тема 5. Социальное партнёрство в профилактической деятельности Тема 6. Участие сестры в экспертизе трудоспособности | Практическое занятие | ||
1. | Организация и структура учреждения первичной медико – санитарной помощи. Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи. Кабинет доврачебного контроля и осмотров. Отделение профилактики, его задачи. Терапевтические отделения, их задачи. Кабинеты специалистов. Подростковый кабинет, его задачи. Центр (отделение профилактики. Центр здоровья. Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с людьми разного возраста (взрослые, подростки, лица пожилого возраста). Консультирование различных групп населения по вопросам сохранения и восстановления здоровья. Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения | 6 | |
Практическое занятие | |||
2. | Центр (отделение профилактики. Центр здоровья. Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с беременными женщинами. Консультирование беременных по вопросам сохранения и восстановления здоровья во время беременности. Осуществление патронажа к беременным женщинам | 6 | |
Практическое занятие | |||
3. | Структурные подразделения детской поликлиники и их задачи. Санитарно –гигиеническое воспитание. Планирование деятельности детской поликлиники. Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с людьми разного возраста (дети, подростки). Консультирование различных групп населения по вопросам сохранения и восстановления здоровья. Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения | 6 | |
Практическое занятие | |||
4. | Консультирование детей, подростков и их родителей по вопросам сохранения и восстановления здоровья. Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития детей и подростков. | 6 | |
Практическое занятие | |||
5. | Обучение организации и проведению гигиенического обучения данного контингента. Особенности организации диспансерного наблюдения за детским контингентом, подростками. | 6 | |
Практическое занятие | |||
6. | Методика проведения мероприятий диспансерного наблюдения: - оценка качества и эффективности диспансеризации; - критерии эффективности диспансеризации: для здоровых; для лиц, перенесших острое заболевание; для пациентов с хроническими заболеваниями. Учёт лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Документирование диспансерного наблюдения Особенности организации диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов: инвалидами войн | 6 | |
Практическое занятие | |||
7. | Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации. Планирование динамического наблюдения и лечебно – оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья. Проведение дополнительной диспансеризации для лиц трудоспособного возраста. Обследование в центре здоровья | 6 | |
Практическое занятие | |||
8. | Организация работы прививочного кабинета поликлиники. Национальный календарь профилактических прививок. Подготовка пациентов разного возраста к вакцинации. Права пациентов. Основные требования к медсестре, участвующей в иммунопрофилактике. Тактика медсестры при развитии анафилактического шока. | 6 | |
Практическое занятие | |||
9. | Документирование вакцинации. Безопасность работы медсестры в прививочном кабинете. Обучение организации и проведению противоэпидемических мероприятий. Составление индивидуальных планов иммунопрофилактики. Проведение бесед с пациентами их окружением по вопросам подготовки и проведения иммунопрофилактики | 6 | |
Практическое занятие | |||
10. | Социальное партнёрство. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления и усиления профилактики заболеваний государственных и негосударственных организаций различных видов экономической деятельности, работникам которых проводятся различные виды профилактических и диспансерных оздоровительных мероприятий, общественных организаций( профсоюзных организаций), физических лиц ( педагоги, родители, члены семьи). Обучение участию в программах социального партнёрства в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний | 6 | |
Практическое занятие | |||
11. | Место экспертизы трудоспособности в системе оказания первичной медицинской помощи. Правила заполнения и выдачи документов, подтверждающих временную нетрудоспособность. Порядок направления больных на медико – социальную экспертизу. Обучение сестринской деятельности по экспертизе трудоспособности | 6 | |
Практическое занятие | |||
12. | Зачётное занятие | 6 | |
Всего часов |
Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи.
Виды работ
Проведение профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи:
- патронажи к людям разного возраста и беременным
- участие в проведении противоэпидемических мероприятий
- участие в проведении иммунопрофилактики
- участие в проведении профилактических осмотров
- участие в диспансеризации
- участие в проведении гигиенического воспитания
- участие в проведении санитарно-гигиенического воспитания
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов основ профилактики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основ профилактики»:
- весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и
взрослых)
- ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела
детей и взрослых)
- пеленальный стол
- средства ухода и одежда для детей первого года жизни
- сантиметровая лента
- таблицы, схемы, структуры, диаграммы
- презентации
- медицинская документация
- методические пособия, рекомендации для обучающихся
- холодильник для хранения препаратов для иммунопрофилактики
- муляжи, фантомы
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- телевизор (при отсутствии мультимедийного проектора и интерактивной
доски)
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
Оборудование рабочих мест практики:
- рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники,
детской поликлиники
- компьютер
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- компьютер
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
Флипчарты с блокнотами и наборами цветных фломастеров
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:
Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.
2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:
Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.
Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
5. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова –
М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6. Филатова С.А. и др. Геронтология: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. М.В. Дзигуа, Е.А. Лунякина. Сестринское дело в акушерстве и
гинекологии: Учебное пособие. – М: АНМИ, 2005.
Дополнительные источники:
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Организация профилактической деятельности амбулаторно-
поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И.
Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред.
А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
4. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ.
– М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
5. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П.
Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо,
2009.
7. WWW.TakZdorovo.Ru.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Практические занятия проводятся:
– по разделу 1 ПМ 1 (МДК 01.01) в кабинете доклинической практики
образовательного учреждения;
– по разделам 1 и 2 ПМ1 (МДК 01.02 и МДК 01.03) – в кабинете
доклинической практики образовательного учреждения (не более 50%)
и в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;
– учебная и производственная практика - в учреждениях первичной
медико-санитарной помощи.
Модуль осваивается на первом-втором году обучения (желательно на втором, в случае начала обучения на первом курсе – со второго семестра после изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека»).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: специалисты, имеющие высшее медицинское образование.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование.
Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения | – точность и правильность составле-ния планов обучения населения принципам здорового образа жизни; – качество рекомендаций здоровым людям разного возраста по вопросам рационального и диетического питания; – точность и правильность составления рекомендаций здоровым людям по двигательной активности; – точность и правильность проведения оценки физического развития человека; – качество составления планов бесед о профилактике вредных привычек. | Написание эссе. Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Решение заданий в тестовой форме. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики. |
ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения | – правильность и качество составления планов гигиенического воспитания населения (первичная профилактика); – правильность и качество составления планов санитарно-гигиенического воспитания населения (вторичная и третичная профилактика). | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики. |
ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний | – правильность и качество составления планов занятий в школах здоровья; – правильность и качество составления рекомендаций пациенту и его окружению по вопросам иммунопрофилактики; – точность и грамотность составления планов проведения иммунопрофилак-тики; – правильность и качество составле-ния рекомендаций по вопросам рацио-нального и диетического питания; – точность и грамотность составления планов проведения противоэпидемических мероприятий | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии; активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах по специальности; волонтерство; создание портфолио | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Оценка портфолио |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий; оценка эффективности и качества выполнения; | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | демонстрация умений | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | демонстрация умений изменять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | демонстрация готовности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях | |
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | демонстрация готовности исполнять воинскую обязанность с применением знаний по медицинской профилактике |
Разработчики:
ГБОУ СПО «МК № 2
ДЗМ» директор Т.В. Коваленко
ГБОУ СПО «МК № 2
ДЗМ» преподаватель С.Р.Волков
ГБОУ СПО «МК № 2
ДЗМ» заместитель директора
по научно-методической
работе М.М. Волкова
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» Сестринское дело 34.02.01 Очно - заочное отделение
Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» Сестринское дело 34.02.01 Очное отделение
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» Сестринское дело 34.02.01 Очное отделение...
Рабочая программа ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01 Сестринское дело 2018-2019 гг.
Рабочая программа профессионального модуля составлена в соответствии с ФГОС СПО и является частью программы подготовки специалиалиста среднего звена ....
Контрольно-измерительные материалы для проведения среза знаний по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Материал содержит тестовые задания для проведения административных срезов знаний по МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение и промежуточный срез манипуляционной техники....
Методическая разработка для студента Тема « Школа здоровья» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.03. Сестринское дело в системе пер
laquo;Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее»...
выступление на педагогической конференции «Создание условий формирования ОК и ПК в рамках ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01. Сестринское дело и особенности сформированности компетенций.
ОК И ПК можно сформировать и проверить у обучающихся на : уроке, практическом занятии, учебной и производственной практике и на защите выпускной квалификационной работе.Решая разные игровые зада...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ. 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий 1.1. Область применения программыРабочая программа профессионального модуля (д...