Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых
методическая разработка на тему

Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx56.17 КБ

Предварительный просмотр:

                    Государственное бюджетное профессиональное                                    

                                образовательное учреждение

                Департамента здравоохранения города Москвы

                          «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

                           (Обособленное подразделение № 4)

                         

                                     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия

по  ПМ. 02 МДК.02.01. Сестринский уход

при различных заболеваниях и состояниях

по теме:

Сестринский процесс при заболеваниях

дыхательной  системы у взрослых

                                                     

        

                                                              МОСКВА 2018

ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК ПМ СД

Протокол № ____ от ___________ 2016

Председатель ЦМК
_________/ Ободникова М.В.

РАССМОТРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП № 4

Протокол № ____________

от «   » ______________ 201__г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ОУ

_________/Е.С. Изосимова/

«___»___________20__ г.

 

Составитель:

Семанина Е.Н., преподаватель профессиональных модулей

Предназначение:

Методические материалы предназначены для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………..…………………..4

Методический блок …………………….…………………………………5

Информационный блок ………………….……………………………….9

Практическая часть ………………………………………………………11

Список литературы ………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка практического занятия составлена на основе рабочей программы ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

В связи с прогрессирующим старением населения, имеющего множественность патологических  процессов,  возрастает потребность в квалифицированной сестринской помощи  данной категории населения, которая   является большей  частью   пациентов  в лечебных учреждениях.

Методическая разработка к практическому занятию посвящается проблеме сестринского ухода за   пациентами старческого возраста при  патологии  органов дыхания.

Актуальность данной темы практического занятия определяется многими  обстоятельствами. В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых странах, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения лиц пожилого и старческого возраста. Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. В настоящее время заболеваемость у пожилых людей  почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Люди пожилого возраста в 5 раз чаще, чем другие страдают хроническим бронхитом.  Смертность от внебольничной пневмонии у пожилых составляет - 30% и занимает 4-е место среди причин смерти больных старше 65 лет. Продолжает расти частота заболеваемости сахарным диабетом. В данной ситуации особое значение приобретает подготовка сестринского персонала, так как именно на медицинских сестер возлагается основная нагрузка по уходу за больными.

  В результате этого возникла необходимость в подготовке медицинских сестер, знающих возрастные анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, особенности течения болезней, методы исследования, лечение и уход за    пациентами с целью сохранения максимально возможной самостоятельности  и независимости пациента в повседневной жизни. Медицинская сестра  должна уметь убедить пациента в  необходимости сохранения независимого образа жизни и обучить приемам самообслуживания в пределах возможного.  Специалисты сестринского дела должны уметь обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.

        Методическая разработка практического занятия для преподавателя включает материалы по методике преподавания «Проведение сестринского ухода при патологии дыхательной системы у взрослых». Приложения включают в себя тестовый контроль знаний, задачи, рекомендации по подготовке домашнего задания,  список литературы для подготовки обучающихся к занятию. 

Для вовлечения всех обучающихся в процесс планирования ухода за пациентами  и для освоения компетенции ОК 6. «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», индивидуальный опрос  чередуется с фронтальным.  Такая форма опроса может способствовать  активизации  опрашиваемых, вовлечения их в творческий процесс планирования, повышает инициативу, развивает опыт профессионального общения.  

Методическая цель:

  • демонстрация группового решения профессиональных задач по планированию ухода за пациентами  при  заболеваниях органов дыхания,  на основе анализа полученных знаний;
  • демонстрация работы в команде, закрепление умений межличностного профессионального общения; расширение межпредметных и внутрипредметных связей                    

Тема занятия: Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной  системы у взрослых.

ПМ.02  Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Курс: третий.

Специальность:   34.02.01  Сестринское дело

Форма обучения: очная.

Время занятия: 1,5 ч. (90 мин).

Форма проведения занятия:  практическое занятие.

Тип занятия:  Урок совершенствования  знаний, умений и  формирование общих, профессиональных компетенций. 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное, информационно-коммуникационные.

Место проведения: кабинет № 40 «Сестринского ухода при различных заболеваниях и состояниях»

Цели занятия:

  1. Учебная цель: обучение студентов составлению  плана  сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста при патологии  органов дыхания и эндокринной системы.
  2. Развивающие цели: формирование у обучающихся навыков самообразования, стремления к более качественному овладению знаниями, развитие речи, мышления, памяти. 
  3. Воспитательные цели: воспитание  чувства сострадания и   уважения  к жизни и здоровью  пациентов ,  привитие умений учебной работы и коллективного труда.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

  1. особенности  фармакотерапии;
  2. возрастные изменения бронхо-легочной системы;
  3. этиологию, клинику, лечение, профилактику хронического бронхита;
  4. этиологию, клинику, лечение, профилактику острой пневмонии;

.

В результате освоения темы обучающийся  должен уметь:

  1. составить план сестринского ухода за  пациентами при острой пневмонии,  хроническом бронхите.
  2. обучить родственников уходу за пациентом  при заболеваниях органов ыхания.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Межпредметные связи: 

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий;

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными;  ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП. 02. Анатомия и физиология человека;

ОП.03. Основы патологии;

ОП.07. Фармакология;

ОП.09. Психология.

Внутрипредметные связи:

Особенности течения болезней у взрослых.

Особенности  фармакотерапии.

Возрастные изменения, происходящие в процессе старения.

Приложения к методической разработке:

  1. Тестовый контроль  по теме: «Сестринский уход за   пациентами при патологии  органов дыхания».

  1.  Задачи на разведение антибиотиков.
  2. Ответы на тестовые задания и задачи.

Оснащение занятия

  1. Методическое обеспечение занятия:
  1. Рабочая программа ПМ.02 МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
  2. Тематический план.
  3. Методическая разработка занятия.
  4. Контрольно-оценочные средства: тестовые задания, задачи.
  1. Технические средства обучения:

            Компьютер

  1. Электронные ресурсы:
  1. Презентации;
  2. Видеосюжеты по теме занятия
  1. Материальное обеспечение:
  1. Лабораторные емкости  для сбора материала на анализы, бланки направлений на анализы.
  2. Термометр, температурные листы.
  3. Карманные плевательницы, карманные ингаляторы.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

Хронометраж

занятия

1.

Организационная часть

2 мин

2.

Мотивация изучения темы  и актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития  вопроса

3 мин

3.

Фронтальный опрос для определения  исходного уровня знаний

10 мин

4.

Индивидуальный опрос

20 мин

5.

Решение заданий в тестовой форме

10 мин

6.

Выполнение медицинских услуг

15 мин

7.

Решение задач на разведение антибиотиков

15 мин

8.

Подведение итогов. Выводы.

10 мин

9.

Домашнее задание

5 мин

ИТОГО:

90 мин

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

мин

1.

Организационная часть: проверка присутствующих, проверка внешнего вида, готовность обучающихся к занятию, наличие формы, оформление журнала.

2

мин

2.

Мотивация изучения темы  и ее актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития  вопроса.

3

мин

3.

Контроль исходного уровня знаний.

  1. Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию
  2. Исходный  контроль: фронтальный опрос.

            Вопросы:

  1. Особенности гериатрической фармакотерапии
  2. Возрастные изменения бронхо-легочной системы.
  1. Коррекция знаний студентов.

10 мин

4.

Индивидуальный опрос:

1) Хронический бронхит: этиология, клиника, лечение.

2)  Пневмония: этиология, клиника, лечение.

3)   Уход за пациентами при заболеваниях органов дыхания.

20 мин

5.

Решение заданий в тестовой форме (приложения 1, 2).

10

6.

Выполнение медицинских услуг:

  1. Подготовка   пациента к сбору мокроты на общий анализ.
  2. Подготовка   пациента к сбору мокроты на  микрофлору.
  3. Проведение  дыхательной гимнастики; применение карманного ингалятора.
  4. Осуществление   ухода за пациентом  при лихорадке.
  5. Подача пациенту кислорода при помощи маски и носовой канюли.

15

7.

Решение задач на разведение антибиотиков (приложение 3)

15

8.

Подведение преподавателем итогов занятия.

  1. Резюмирует  содержание  занятия.
  2. Отвечает  на  вопросы.
  3. Дает  оценку  работы  бригады.

4)   Отмечает    подготовленность  студентов.

5

Информационный блок

Сестринский процесс при болезнях органов дыхания

Органы, участвующие в дыхательном процессе человека, — дыхательные пути, легкие и плевра — предназначены для обеспечения кислородом и выведения углекислого газа. Дыхательные пути включают в себя начальный отдел — полость носа человека, гортань — отдел соединения глотки с трахеей, трахею — дыхательный отдел (трубку), ведущий от гортани к бронхам, и бронхи — отдел, соединяющий трахею с легкими. Основную функцию дыхания выполняют легкие, а плевра — это оболочка легких. Для лечения заболеваний органов дыхания, как и любых других болезней, необходимо обследование, то есть первый этап — субъективный опрос больного. Какие жалобы могут быть у пациентов: жалобы на сухой кашель или с мокротой, при этом обязательно следует уточнить у больного характер мокроты: слизистая или гнойная, какой цвет, запах, обильность, периодичность; жалобы на боль в груди, при вдыхании, при кашле и т.д.; жалобы на одышку — следует уточнять периодичность и связь с нагрузками на организм; жалобы на нехватку воздуха — уточнение периодичности; выделение при откашливании сгустков крови; повышенная температура тела; прочие жалобы (потоотделение, бессонница, мигрень и пр.). Изучение истории болезни, а именно давность начала заболевания, при каких обстоятельствах, с какой интенсивностью болезнь развивается, частота рецидивов, виды обследований — вся эта информация помогает поставить правильный диагноз. Помимо истории болезни опрос должен строиться на анамнезе, а именно информации о возможных патологиях дыхательных органов, какие больной перенес заболевания в детстве и на протяжении всей жизни, какова наследственность пациента, похожие хронические заболевания у близких родственников. О вредных привычках — курении, употреблении спиртного — пациент должен рассказать при субъективном опросе. Условия проживания, как семейные, так и материальные, должны быть раскрыты пациентом. Наличие аллергии, в том числе и на внешние факторы — пыль, пыльца и т.д. После опроса сестринский процесс переходит непосредственно к физическому осмотру пациента. Прежде всего, в положении лежа больному проводят осмотр на набухание вен в шейном отделе, обследуют пациента на наличие цианоза, осматривают форму пальцев и ногтей, грудную клетку.. Следующий этап при осмотре — пальпация: пациенту давят на места локализации болезни, прослушивают голосовое дрожание и пр. Далее идет перкуссия — анализ звуков при простукивании больных мест пациента. При заболевании органов дыхания сестринский процесс включает процесс аускультации — наблюдение характера дыхания, наличия хрипов, их характера, шума трения плевры и определение участка трения. Сестринское обследование включает в себя анализ лабораторных исследований. Для этого необходимо сделать общий анализ крови пациента, анализ выделений (мокроты) общий и бактериологический, определение чувствительности микрофлоры к антибиотикам, биохимический анализ крови и прочие анализы. Помимо лабораторных исследований пациенту делают рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию, томографию, бронхоскопию и прочие исследования, проведение которых требует применения специальных аппаратов. После сестринского обследования медицинская сестра имеет полную картину всех проблем пациента, после чего она может поставить сестринский диагноз больному. Диагноз медицинской сестры — это ее клиническое предположение, в котором обычно предоставляется описание особенностей имеющейся проблемы или реакции больного на заболевание.  Сестринский диагноз может представить общую картину о состоянии пациента. То есть не только физиологическую, но и социальную, моральную и внутреннюю. В сестринском диагнозе указана проблема пациента и причина этой проблемы. Следующая ступень сестринского процесса — разработка методики сестринской поддержки и ухода за больным. Медицинская сестра на этом этапе определяет приоритеты оказания помощи, осуществляет выбор сестринских вмешательств, разрабатывает план ухода за пациентом и предполагаемое выздоровление. В своей стратегии медсестра должна консультироваться со специалистами и старшими опытными сотрудниками. Свое вмешательство в процесс лечения медсестра согласовывает с врачом и с пациентом, обсуждая с последним все мелочи.

Практическая часть

Тестовый контроль по теме: Сестринский уход за   пациентами при патологии  органов дыхания»

   

 Выберите один правильный ответ

1. Хронический бронхит у лиц старческого возраста характеризуется:

а) кашлем с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты;

б) кашлем с обильным отделением мокроты;

в) общим недомоганием;

г) фебрильной лихорадкой.

2. Обострение хронического бронхита характеризуется:

а) общим недомоганием и кашлем;

б) хорошим самочувствием;

в) фебрильной температурой;

г) нормальной температурой;

д) уменьшением количества мокроты.

3. Какой из перечисленных факторов не относится к факторам риска развития хронического бронхита:

 а) курение сигарет;

 б) загрязнение воздуха;

 в) вредные производственные факторы;

 г) ожирение и гиподинамия;

 д) инфекционные агенты.

4. Какое из перечисленных средств относится к отхаркивающим:

 а) коринфар;           в) фенолфталеин;                  д) преднизолон.

 б) мукалтин;           г) димедрол;

5. Средствами первичной профилактики хронической обструктивной болезни легких являются:

 а) борьба с курением;

 б) борьба с загрязнением воздуха;

 в) предупреждение действия производственных вредностей;

 г) эффективное лечение острых респираторных инфекций;

 д) все вышеперечисленное.

6. При возникновении пневмонии у лиц старческого возраста редко наблюдается:

 

а) слабость;

 б) недомогание;

 в) кашель;

 г) выраженная лихорадка.

7. К развитию пневмонии у лиц старческого возраста предрасполагает:

 

а) переутомление;

 б) перегревание;

 в) постельный режим;

 г) стрессы;

 д) ничего из перечисленного.

8.  Признаком обострения хронического бронхита у пожилых является:

А) усиление кашля;                  Б) ночная потливость;        В) усиление одышки.

9.Неотложная помощь при легочном кровотечении:

а) аминокапроновая кислота, хлорид; кальция:

б) гепарин, дибазол;

в) ацетилсалициловая кислота, реопирин;

г) димедрол, пипольфен.

10) Экспираторная одышка в пожилом возрасте характерна для:

а) абсцесса легкого;

б) бронхиальной астмы;

в)  крупозной пневмонии;

г) отека легкого

Задачи на разведение антибиотиков

Задача № 1

Ответьте на вопросы: а/…, б/…. в/ …

Условие:

В процедурном кабинете имеется ампициллин по 0,5 г во флаконе.

Пациенту назначено      0,7 г в/м

Вопросы:

а) Сколько флаконов возьмете для разведения?

 б/ Какое количество растворителя введете в каждый  флакон?

в/ Сколько  мл образовавшегося раствора наберете в шприц  пациенту?

Задача № 2

Ответьте на вопросы: а/…, б/…. в/ …г/ …, ж/ …, з/ …

Условие:

В процедурном кабинете имеется пенициллин по 1 000 000 ЕД во флаконе.

Пациентам       назначено:

  1. 500 000 ЕД  в/м
  2. 800 000 ЕД  в/м
  3. 250 000 ЕД  в/м
  4. 650 000 ЕД  в/м

Вопросы:

а/   Сколько флаконов пенициллина надо взять для разведения?

б/   Каким растворителем   будете разводить антибиотики?

в/   Какое количество растворителя введете в каждый  флакон?

г/   Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 1 пациенту?

д) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 2 пациенту?

ж) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 3 пациенту?

з) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 4 пациенту?

Ответы на тестовые задания и задачи                                                      

Тестовый контроль №1

Задачи на разведение антибиотиков

1. А

2. А

3. Г

4. Б

5. Д

6. Г

7. В

8. В

9. А

10.Б

Задача №1

а)   2 фл

б) 2,5

в) 3.5

Задача №2

а) 3 фл

б)новокаин 0,5%

в) 5 мл

г) 2,5

д) 4,0

ж) 1,25

з) 3,25


Список литературы, использованная преподавателем,  для  подготовки методических

рекомендаций и занятия:

Основная

  1. Сестринский уход  в терапии: учебное пособие Смолева Э.В.        Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г.
  2.         Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практическое руководство        Обуховец Т.Н        Ростов - на - Дону:    Феникс, 2014г.

     3        Сестринский уход  в гериатрии: учебное пособие        Филатова С.А.        Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г.

     4        Сестринское дело в педиатрии: учебник        Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Н.М. Шеховцова        Ростов-на-Дону « Феникс» 2015г.

     5        Сестринское дело в терапии с курсом первичной  медицинской помощи: учебник        Смолева Э.В. Ростов-на-Дону « Феникс» 2016г.

Дополнительная

6        Пособие по хирургии: учебное пособие Аванесьянц Э.В., Цепунов Б.В.,  Французов М.М.        Москва, АНМИ , 2002 – 501 с.

7        Сестринское дело в терапии: учебник        Маколкин В.И. Овчаренко С.И., Н.Н.Семенков        Москва, АНМИ,2008 -   544с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно-оценочные средства по теме: сестринская помощь при заболеваниях дыхательной системы ПМ 02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

контрольно-оценочные средства для текущего контроля знаний по теме: Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания...

Заболевания дыхательной системы

Методическая разработка посвящена заболеваниям дыхательной системы у детей: острым стенозирующим ларингитам ,обструктивным бронхитам в раннем возрасте. острым пневмониям, вопросам диагностики и лечени...

Презентация на тему "Сестринский процесс при заболеваниях эндокринной системы у гериатрических пациентов"

Особенности проявления эндокринных заболеваний у гериатрических пациентов...

учебно-методическое пособие. Особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями дыхательной системы.

пособие предназначено для проведения практических занятий обучающихся по специальности 34.02.01. в данном пособии расматриваются особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями щитовидной...

Презентация «Заболевания дыхательной системы»

Презентация «Заболевания дыхательной системы» построена в форме вопросов и ответов на них. Обучающиеся должны сначала самостоятельно ответить на вопрос, а затем проверить правильность свое...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...

Сестринская деятельность при заболеваниях дыхательной, пищеварительной системы у лиц пожилого и старческого возраста

Лекция по разделу "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста"...