Теоретическое занятие "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами" может быть использована  при изучении технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация. В разработке представлены цель и задачи занятия, указано, что должен знать и уметь студент, указаны структура, содержание занятия, блок учебной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16-17._kontsentr.r-ry.zhlf_s_kontsentratami.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для  преподавателя

Тема: « Концентрированные растворы. Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов»

МДК 0201 « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01 « Фармация»

                                                                                            Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                            преподаватель технологии

                                                                                            изготовления лекарственных форм

Тема № 11:  Концентрированные растворы. Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов.

Продолжительность занятия:  90 мин.

Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о правилах изготовления концентрированных растворов и жидких лекарственных форм с их использованием

Задачи:

- Объяснить  правила изготовления концентрированных растворов и преимущества их использования

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

- Правила изготовления концентрированных растворов

- Понятие коэффициента увеличения объема

- Правила укрепления и разбавления концентрированных растворов

- Правила расчетов количества концентратов и воды при изготовлении микстур

Студент должен уметь:

- Проводить необходимые расчеты

- Определять общий объем жидкой лекарственной формы

- Подбирать средства упаковки и укупорки жидких лекарственных форм

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.

 - Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая   технология. М. 2004г.

- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- Мультимедийная презентация

Внутрипредметные связи:

- Процентное выражение концентрации лекарственных веществ

- Теория растворимости лекарственных веществ

- Контроль качества лекарственных средств

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

Структура занятия:

1. Организационный момент         -  2 мин.

2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.

3. Изложение нового материала    - 80 мин.

4. Закрепление материала              -  3 мин.

5. Задание на дом                            -  2 мин.

Содержание     занятия:

  1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.

  1. Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает тему, цель занятия, предлагает записать план:

- Концентрированные растворы – определение, характеристика

- Приготовление концентрированных растворов

- Разбавление и укрепление концентрированных растворов

- Приготовление ЖЛФ с использованием концентратов

 По данной теме будет проводиться практическое занятие, поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности при выполнении самостоятельной работы.

3. Содержание    нового   материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о % выражении концентрации лекарственных веществ, нормативно-технической документации, регламентирующей качество лекарственных средств и форм и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.

4. Закрепление  материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

5. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения  и подготовки к следующему занятию (приложение № 3)

Тема: Концентрированные растворы. Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов                                                                                                 Приложение № 1                                                                                                                    

Изложение нового материала:

 Концентрированные растворы – растворы некоторых лекарственных веществ в определенно больших концентрациях и количествах по отношению к выписанным в рецепте.

Их изготовление регламентируется приказом МЗ РФ № 308 ( О чем говорит этот приказ?)/ Номенклатура и количество этих растворов определяется аптекой.

Применение концентрированных растворов имеет ряд преимуществ по сравнению с изготовлением микстур из сухих веществ.

 Преимущества концентрированных растворов:

  1. подвергаются количественному анализу
  2. фильтруются
  3. облегчают работу фармацевта и ускоряют отпуск лекарственного препарата

При изготовлении концентрированных растворов избегают получения концентраций, близких к насыщенным, т.к. при понижении температуры раствора возможно выпадение в осадок растворенного вещества. Во избежание размножения микроорганизмов концентрированные растворы готовят в асептических условиях на свежеприготовленной воде очищенной. Все вспомогательные материалы и посуда для хранения растворов предварительно стерилизуются. Хранят растворы в хорошо укупоренных штангласах в защищенном от света месте при комнатной температуре (за некоторым исключением). Флакон снабжается этикеткой с указанием наименования раствора, его концентрации, номера серии, анализа и даты изготовления. Изменение цвета, выпадение осадка, помутнение в процессе хранения являются признаками их непригодности. В связи с тем, что от качества концентрированных растворов зависит правильное изготовление микстур, концентраты  после их изготовления проверяют на идентичность, прозрачность и количественное содержание действующих веществ. Концентрация лекарственного вещества в этих растворах может быть выражена в % или соотношении. Например, концентрация 10 % или соотношение 1: 10. Давайте вспомним: Что значит процентное выражение концентрации? Соотношение 1 : 10 показывает, что на 1,0 вещества берется  10 мл воды очищенной. Чтобы узнать концентрацию раствора, делаем перерасчет на 100 мл.

 Соотношение 1:10 (10 %):

1,0 – 10 мл

Х  - 100 мл, х = 10,0 вещества на 100 мл раствора или 10 %;

5   % - 1 : 20;

20 % - 1 : 5;

50 % - 1 : 2.

При изготовлении концентрированных растворов учитывают объем, занимаемый лекарственным веществом. При отсутствии мерной посуды проводят соответствующие расчеты с учетом коэффициента увеличения объема или плотности раствора. Например, необходимо приготовить 1000 мл 20 % раствора натрия бромида. Этот раствор можно приготовить тремя способами.

 1)  В мерной посуде:

          20,0 – 100 мл

          Х     -  1000 мл;   х = 200,0 натрия бромида

Вода очищенная – до 1000 мл.

В мерную колбу наливают примерно половинный объем воды  очищенной, добавляют 200,0 натрия бромида, размешивают до полного растворения вещества и доводят водой до 1000 мл, фильтруют и отдают на анализ.

 2) С учетом плотности раствора.  Р = 1, 1488 г/мл (масса 1 мл раствора). Масса 1000 мл раствора = 1148,8 (1000 мл х 1,1488)

Вода очищенная: 1148,8 – 200,0 = 948,8 мл ~ 949 мл.

В подставку отмеривают 949 мл воды очищенной и растворяют в ней 200,0 натрия бромида.

  3) С учетом коэффициента увеличения объема (КУО).

КУОNaBr = 0, 25 мл/г.

1,0 – 0,25 мл

200,0 – х  ; тогда х = 50 мл (прирост объема)

Вода очищенная: 1000 мл – 50 мл = 950 мл.

Технология аналогична предыдущей.

Иногда бывают случаи, что приготовленный концентрированный раствор получается крепче или слабее необходимой концентрации и отклонение не укладывается в норму допустимых отклонений (по приказу № 305). В таких случаях растворы, согласно приказа № 308, укрепляют или разбавляют.

 Разбавление раствора – рассчитывают объем воды для разбавления полученного раствора:

Х =  А х (С – В)

                В

Х – количество воды, необходимое для разбавления раствора, мл;

А – общий объем раствора, мл;

С – фактическая концентрация раствора, %;

В – необходимая концентрация раствора, %.

Например, предположим, что вместо 20 % раствора натрия бромида получился 22 % раствор, что не соответствует нормам приказа.

 Х =  1000 х (22 – 20)

                 20                   Х = 100 мл.

Следовательно, к 1000 мл полученного 22 % раствора натрия бромида добавляют 100 мл воды очищенной, перемешивают до выравнивания концентрации, фильтруют и вновь отдают на анализ.

Укрепление раствора – рассчитывают количество лекарственного вещества, которое нужно добавить:

 Х = А х (В – С)

100 х d - В

Х – количество лекарственного вещества, необходимое для укрепления раствора, гр.;

А – общий объем раствора, мл;

В – необходимая концентрация раствора, %;

С – фактическая концентрация раствора, %;

d – плотность раствора требуемой концентрации, г/мл.

Например, вместо 20 % раствора натрия бромида получился 18 % раствор

Х = 1000 х (20 – 18)

      100 х 1,1488 – 20    Х = 21,0 (натрия бромида)

К полученному 18 % раствору добавляют 21,0 натрия бромида, перемешивают до полного растворения вещества, фильтруют и отдают на анализ.

Плотность концентрированных растворов можно найти в приказе № 308.

Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов требует определенных расчетов. Сначала определяют общий объем жидкой лекарственной формы, рассчитывают количество концентрата и воды очищенной.

При этом количества сухих веществ не учитывают.

Чтобы рассчитать количество концентрированного раствора, необходимо количество лекарственного вещества, выписанного в рецепте, умножить на разведение (соотношение) раствора.

При изготовлении микстур или растворов с использованием концентратов, в первую очередь во флакон отмеривают рассчитанное количество воды очищенной, затем концентрированные растворы веществ сп.А и Б (если они есть в прописи рецепта), затем концентрированные растворы остальных веществ в порядке их прописывания.. настойки, сиропы и др. жидкости добавляют в последнюю очередь. Причем, если спиртосодержащих жидкостей несколько, их добавляют по мере увеличения крепости спирта. Если в рецепте выписано «до определенного объема», то количества настоек, сиропов, нашатырно-анисовых капель и др. жидкостей включают в общий объем водного раствора.

Rp: Coffeini – natrii benzoates 0,6

       Natrii bromidi 3,0

       Aquae purificatae 200 ml

MDS. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Выписана микстура для внутреннего применения, содержит сильнодействующее вещество – кофеин-бензоат натрия. Необходима проверка доз этого вещества.

Проверка доз:

            0,6 – 200 мл

             х   – 15 мл    х = 0,045 (РД); СД = 0,045 х 3 = 0,135;        ВРД = 0,5; ВСД = 1,5

Для приготовления микстуры используем концентрированные растворы натрия бромида 20 % (1 : 5) и кофеин-бензоата натрия 10 % (1 :10).

Расчеты:

Раствора кофеин-бензоата натрия (1:10): 0,6 х 10 = 6 мл

Раствора натрия бромида (1:5) = 3,0 х 5 = 15 мл

Вода очищенная: 200 мл – (6 + 15) = 179 мл

В отпускной флакон темного стекла (натрия бромид светочувствительное вещество) отмеривают 179 мл воды очищенной, добавляют 6 мл 10 % раствора кофеин-бензоата натрия, затем 15 мл 20 % раствора натрия бромида, флакон укупоривают, взбалтывают, оформляют этикеткой «Внутреннее», «Беречь от детей», «Хранить в прохладном и защищенном от света месте». Заполняют лицевую сторону ППК.

Дата                            № Rp

            Aquae purificatae 179 ml

            Sol. Coffeini- natrii benzoatis (1 : 10) 6 ml

            Sol. Natrii  bromidi (1 : 5) 15 ml

                      Общий объем 200  ml

            Приготовил:

            Проверил:

Rp:  Analgini 0,5

        Natrii salicylatis 2,5

        Tincturae Leonuri 3 ml

        Aquae purificatae 200 ml

        M.D.S. По 1 десертной ложке 2 раза в день

Анальгин и натрия салицилат вещества светочувствительные, кроме того, анальгин – сп.Б. Проверяем дозы.

Обратная сторона ППК:

            Общий объем: 203 мл

            Количество анальгина: 0,5

            РД: 0,5 – 203 мл

                    Х   - 10 мл       х = 0, 0246

            СД: 0,0246 х 2 = 0, 0492.     ВРД = 1,0;  ВСД = 3,0

Для изготовления микстуры используем концентрированный раствор натрия салицилата 10 % (1 :10).

Расчеты:

Анальгин: 0,5

Раствор натрия салицилата (1 : 10) – 2,5 х 10 = 25 мл

Настойка пустырника: 3 мл

Вода очищенная: 200 мл – 25 мл = 175 мл

В подставке в 175 мл воды очищенной растворяют 0,5 анальгина, процеживают в отпускной флакон, затем туда добавляют 25 мл раствора натрия салицилата 10 % и 3 мл настойки пустырника, укупоривают, взбалтывают, оформляют. Дополнительная этикетка «Перед употреблением взбалтывать».

Rp:  Analgini 0,5

        Natrii salicylatis 2,5

        Tincturae Leonuri 3 ml

        Aquae purificatae  ad 200 ml

M.D.S. По 1 десертной ложке 2 раза в день

В данном случае общий объем составляет 200 мл.

Расчеты:

РД: 0,5 – 200 мл

       Х   - 10 мл      х = 0,025

СД: 0,025 х 2 = 0,05.    ВРД – 1,0;  ВСД – 3,0

Раствора натрия салицилата (1:10) :  2,5 х 10 = 25 мл

Анальгина: 0,5

Настойки пустырника: 3 мл

Воды очищенной: 200 мл – (25 + 3) = 172 мл

Технология аналогична предыдущей.

Тема: Концентрированные растворы. Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов                                                                                                        Приложение № 2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Закрепление материала:

  1. Каковы преимущества использования концентрированных растворов?
  2. Какими способами можно приготовить концентрированные растворы?
  3. Как поступают, если концентрация раствора отличается от необходимой?
  4. Как рассчитать количество концентрированного раствора?
  5. Как определить общий объем микстуры?

Тема:  Концентрированные растворы. Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов                                                                                                Приложение № 3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                  Задание на дом:

  1. Что собой представляют концентрированные растворы?
  2.  Каковы преимущества использования концентрированных растворов?
  3. Какими способами можно приготовить концентрированные растворы?
  4. Как поступают, если концентрация раствора отличается от необходимой?
  5. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
  6. Как рассчитать количество концентрированного раствора?
  7. Как определить общий объем микстуры?
  8. Что значит дозирование по массе?
  9. Какая нормативная документация регламентирует правила изготовления и контроль качества жидких лекарственных форм?

      Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционно - технологическая карта последовательности приготовление растворов из сухих смесей вручную. Тема: «Приготовление штукатурных растворов»

Инструкционно - технологическая карта последовательности приготовление растворов из сухих смесей вручную. Тема:  «Приготовление штукатурных растворов» ...

Теоретическое занятие "Общие и особые правила изготовления растворов"

Методическая разработка теоретического занятия "Общие правила изготовления растворов. Особые случаи изготовления растворов" может быть использована преподавателем и студентами специальности ...

Методическая разработка теоретического занятия Неводные растворы.

Разработка "Неводные растворы" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления спиртовых растворов и растворов н...

Теоретический материал. Стабилизация инъекционных растворов

Учебный материал для студентов 3 - го курса специальности Фармация, дистанционное обучение...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...