Теоретическое занятие "Общие и особые правила изготовления растворов"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия "Общие правила изготовления растворов. Особые случаи изготовления растворов" может быть использована преподавателем и студентами специальности Фармация при изучении МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм. Разработка включает мотивацию и постановку целей, учебный материал, вопросы для закрепления материала, задание на дом. Учебный материал содержит информацию по отдельным стадиям изготовления растворов, рассматривает частные технологии растворов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для  преподавателя

Тема: « Общие правила изготовления растворов. Особые случаи изготовления растворов»

МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм

ПМ 02.  Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля

Специальность: 33.02.01  Фармация

                                                                                            Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                            преподаватель технологии

                                                                                            изготовления лекарственных форм

г. Благовещенск

2014г.

        Теоретическое занятие № 14-15

Тема:  Общие правила изготовления растворов. Особые случаи изготовления растворов.

Продолжительность занятия:  90мин.

  Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания об общих и частных правилах изготовления растворов

Задачи:

- Объяснить общие и частные правила изготовления растворов

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

- Стадии изготовления растворов и их особенности

- Процесс фильтрования и процеживания

- Особые случаи изготовления растворов

Студент должен уметь:

- Проводить необходимые расчеты

- Подбирать средства упаковки, укупорки и оформления лекарственных форм

- Проводить необходимые виды внутриаптечного контроля качества растворов

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2015г.

 - Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая   технология. М. 2016г.

- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- Мультимедийная презентация

Внутрипредметные связи:

- Процентное выражение концентрации лекарственных веществ

- Теория растворимости лекарственных веществ

- Контроль качества лекарственных средств

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

Структура занятия:

1. Организационный момент         -  2 мин.

2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.

3. Изложение нового материала    - 80 мин.

4. Закрепление материала              -  3 мин.

5. Задание на дом                            -  2 мин.

Содержание     занятия:

  1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.

  1. Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:

- Общие стадии приготовления растворов

- Особенности расчета количества лекарственного вещества, растворителя и проверки доз

- Растворение лекарственных  веществ

- Фильтрование (процеживание) растворов

- Упаковка и оформление растворов

- Контроль качества готового раствора

- Особые случаи изготовления растворов

   Данная тема будет затронута при проведении практических занятий по изготовлению жидких лекарственных форм. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности при выполнении самостоятельной работы.

3. Содержание    нового   материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о % выражении концентрации лекарственных веществ, нормативно-технической документации, регламентирующей качество лекарственных средств и форм и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.

4. Закрепление  материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

5. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения  и подготовки к следующему занятию (приложение № 3)

                                                                                                                       Приложение № 1

Изложение нового материала:

Зная только свойства веществ и правила расчетов нельзя правильно приготовить раствор. Для этого необходимо знать и соблюдать определенные технологические операции.

Общая технология растворов включает общие стадии:

- проверка доз веществ списка А и Б

- расчет количества лекарственного вещества и растворителя

- растворение

- процеживание (фильтрование)

- упаковка и укупорка

- оформление

- контроль качества

Итак, разберем данные стадии подробно.

Проверка доз. В отличие от порошков, при выписывании жидких лекарственных форм в рецепте  указывается  способ применения (чаще всего ложками), концентрация или количество лекарственного вещества и объем раствора.

Вопрос – Как вы думаете, можно ли в растворе сразу определить разовую дозу вещества и почему?

Алгоритм проверки доз в жидких лекарственных формах:

  1. Определяют общий объем
  2. Находят количество лекарственного вещества  в общем объеме
  3. Рассчитывают разовую дозу
  4. Рассчитывают суточную дозу
  5. Сравнивают РД и СД с ВРД и ВСД

Разберем первые две стадии на примере.

   Rp: Sol. Analgini  3 % - 200 ml

   D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Выписана жидкая лекарственная форма для внутреннего применения, содержит вещество сп.Б. Необходима проверка доз.

 Давайте вспомним:  

 Какой объем содержит столовая ложка?

Что обозначает процентное выражение концентрации  лекарственного вещества?

 Что значит разовая доза лекарственного вещества?

 Как найти суточную дозу лекарственного вещества?

                 Обратная сторона ППК:

  1. Общий объем 200 мл
  2. Количество анальгина: 3,0 – 100 мл

                                                   Х – 200 мл,    х = 6,0

3) Находим разовую дозу (РД): 6,0 – 200мл

                                                          Х  - 15 мл,   х = 0,45

4) Находим суточную дозу (СД): – 0,45 х 3 = 1,35

5) ВРД = 1,0;  ВСД = 3,0.

Расчет количества лекарственного вещества и растворителя:

Rp: Sol. Natrii bromidi  2 % - 200 ml

       D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Количество натрия бромида: 4,0 ; ( 2,0 - 100 мл

                                                                 Х   - 200 мл)

Сmах =   N   = 2 % = 7,69 %;   Ср-ра ( 2%) <  Сmax (7,69%)

             КУО   0,26

Вода очищенная: 200 мл

 Rp: Sol. Natrii bromidi 8 % - 200 ml

D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Натрия бромид: 16,0

Ср-ра > Сmax

Вода очищенная: а) до 200 мл (в мерной посуде)

                                 б) с учетом КУО: 200мл – (16,0 х 0,26) = 195,84~ 196мл

Стадия растворения. Согласно ГФ ХIII,  Растворимость – свойство вещества растворяться в разных растворителях. Показатели растворимости приведены в частных статьях ГФ. Лекарственное вещество считают растворившимся, если в растворе при наблюдении в проходящем свете не обнаруживают его отдельные частицы. Абсолютно нерастворимых веществ не существует, однако растворимость разных веществ сильно колеблется – одни очень легко растворимы, другие медленно растворимы, третьи малорастворимы и т.д. С повышением температуры растворимость одних веществ резко возрастает, а других незначительно. Некоторые жидкости легко смешиваются с водой (спирт, глицерин), другие не смешиваются (масла). Причем, при выборе растворителя чаще всего руководствуются принципом «Подобное растворяется в подобном».

В аптечной практике чаще готовят растворы твердых лекарственных веществ. Важнейшей особенностью растворения является его спонтанность (самопроизвольность). При внесении твердого вещества в растворитель от его поверхности, в результате взаимодействия с молекулами растворителя постепенно отрываются  отдельные молекулы или ионы. В растворах протекают процессы диффузии, благодаря которым создается и поддерживается одинаковая во всем объеме концентрация растворенного вещества. Перемешивание при растворении лекарственного вещества облегчает доступ растворителя к веществу, способствует изменению концентрации раствора у его поверхности, создает благоприятные условия для растворения. Как правило, лекарственное вещество растворяют в любой удобной емкости соответствующего объема (кроме цилиндра), при этом  (согласно приказу № 308)сначала отмеривают необходимое количество воды очищенной и к ней добавляют лекарственное вещество. Вопрос: Что регламентирует приказ № 308?  В некоторых случаях для ускорения растворения вещества применяют дополнительные приемы.

Стадия процеживания (фильтрования). После приготовления растворы обязательно освобождают от механических (взвешенных) частиц путем процеживания или фильтрования.  

                     Процеживание                                   Фильтрование

                               ^                                                            ^

    Освобождение от крупных                        Освобождение от всех      

    частиц                                                            взвешенных частиц

                              ^                                                             ^      

   Растворы для внутреннего                         инъекционные растворы

   и наружного применения                            глазные капли

Процеживают растворы через рыхлые материалы (вата, капрон, шелк, марлевые салфетки), фильтруют через плотные материалы (стеклянные фильтры, фильтровальную бумагу). Фильтровальные материалы должны обладать определенной прочностью, выдерживать термическую стерилизацию, быть биологически индифферентными и не должны взаимодействовать с лекарственными веществами.

После процеживания (фильтрования) чистоту растворов контролируют путем легкого взбалтывания укупоренного флакона и просматривания в прямом и отраженном свете. При обнаружении механических примесей раствор процеживают заново.

Стадия упаковки и укупорки. Жидкие лекарственные формы отпускают во флаконах с узким горлышком нейтрального стекла или темного (для светочувствительных веществ). Для укупорки флаконов используют пробки резиновые, корковые, пластмассовые, крышки навинчивающиеся.

Стадия оформления. На флакон с раствором наклеивается основная этикетка в зависимости от способа применения лекарственной формы и дополнительные при необходимости. Вопрос Какие основные и дополнительные этикетки существуют и каким приказом они регламентируются?

Контроль качества. Проводят в соответствии с требованиями НТД. Вопрос -  какой приказ регламентирует контроль качества лекарственных средств? Согласно этому приказу, обращают внимание на прозрачность раствора, цвет, запах, вкус (только для детских), отклонение в объеме, герметичность укупорки, соответствие оформления и другие виды контроля, в зависимости от вида жидкой лекарственной формы.

Особые случаи изготовления растворов

 Растворы медленно растворяющихся, крупнокристаллических веществ.

Некоторые лекарственные вещества, обладая растворимостью, в воде растворяются довольно медленно. Для ускорения растворения медленно растворяющихся веществ (кислота борная, натрия тетраборат, этакридина лактат и др.), а также крупнокристаллических (магния сульфат, меди сульфат, натрия сульфат и др.) применяют дополнительное измельчение в ступке или нагревание раствора.

Например, кислота борная медленно растворяется в воде холодной, поэтому ее растворы готовят в термостойкой колбе при нагревании. Меди сульфат хорошо растворяется в воде, но в следствие плохой смачиваемости кристаллов процесс проходит медленно, поэтому меди сульфат растирают в ступке в чистом виде, добавляя затем постепенно воду до полного растворения вещества.

 Растворы фурацилина (Furacillinum) – готовят на 0,9 % растворе натрия хлорида при нагревании раствора. Натрия хлорид добавляется для усиления фармакологического эффекта фурацилина. Раствор фурацилина прописывается в соотношении 1:5000, используется для наружного применения. В термостойкую колбу  к воде очищенной добавляют фурацилин и натрия хлорид, нагревают до полного растворения веществ.

 Растворы окислителей:

 Раствор серебра нитрата (Argenti nitras) – готовят на свежеприготовленной, предварительно профильтрованной воде очищенной, непосредственно в отпускном флаконе темного стекла. При необходимости раствор процеживают через стеклянный фильтр или ватный тампон, предварительно промытый горячей водой очищенной. Флакон опечатывают, дополнительная этикетка «Обращаться осторожно!», выписывается сигнатура.

Раствор перманганата калия (Kalii permanganas) готовят на свежеприготовленной воде очищенной при растирании в ступке, отпускают во флаконе темного стекла.

Растворы кальция глюконата (Calcii gluconas) – готовят при нагревании, с добавлением активированного угля 3 - 5% от массы кальция глюконата.

 Rp: Sol. Calcii gluconatis 10 % - 200ml

        D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Выписан раствор для внутреннего применения. Так как концентрация раствора значительна, необходимо учесть прирост объема раствора при растворении лекарственного вещества.

   Расчеты:

Кальция глюконат:  10,0 – 100 мл

                                         Х   - 200 мл         Х = 20,0

КУО = 0,5;   прирост объема: 1,0  – 0,5мл

                                                      20,0 – х         х = 10мл

Вода очищенная: 200 – 10 = 190 мл

Активированный уголь:  20,0 – 100%

                                                 Х   -   5%    х = 1,0

В термостойкую колбу помещают 190 мл воды очищенной, 20,0 кальция глюконата, 1,0 угля активированного и нагревают на слабом огне примерно 10-15 мин. периодически взбалтывая колбу, фильтруют в горячем виде через бумажный фильтр. Вопрос: Как вы думаете, почему процеживают именно таким образом? Измеряют объем и при необходимости доводят водой до 200 мл.

 Раствор сулемы (ртути дохлорида)  Hydrargiri dychloridum– готовят при нагревании в присутствии равного количества натрия хлорида.

Натрия хлорид добавляется для понижения гидролиза сулемы, повышения устойчивости раствора и уменьшения раздражения тканей.

Особенность оформления:

- раствор подкрашивается фуксином или эозином

- этикетка «Яд» ( с изображением черепа со скрещенными костями), «Обращаться осторожно!»

- флакон опечатывается

  Раствор йода. Йод кристаллический плохо растворим в воде, но хорошо растворим в концентрированных растворах иодидов калия или натрия. Если иодиды в рецепте не прописаны, то их все равно берут в двойном количестве по отношению к массе йода. Наиболее часто готовят растворы Люголя для внутреннего (5 %) и наружного (1 %) применения.

      5 %  раствор Люголя:                             1 %  раствор:

  Йод кристаллический 5,0                          Йод кристаллический 1,0

  Калия иодид 10,0                                         Калия иодид 2,0

  Вода очищенная до 100 мл                        Вода очищенная 100 мл

В рецептах раствор Люголя может быть выписан без обозначения концентрации, поэтому необходимо обращать внимание на способ применения раствора.

Rp: Sol. Lugoli 50 ml

D.S. Для смазывания слизистой оболочки горла

Выписан раствор  (вопрос): для  какого применения?

  Расчеты:

Йод : 1,0 – 100мл

             Х -  50мл     х = 0,5

Калия иодид: 0,5 х 2 = 1,0

Вода очищенная  100мл

В подставке растворяют 1,0 калия иодида в небольшом количестве воды очищенной ( 1 – 2 мл). На отдельных весах на кружке пергаментной бумаги отвешивают 0,5 йода и быстро переносят в подставку с растворенным калия иодидом, взбалтывают до полного растворения йода, процеживают во флакон темного стекла.

Раствор осарсола (Osarsolum) – легко растворим в растворе натрия гидрокарбоната (идет реакция нейтрализации). Сначала растворяют в воде натрия гидрокарбонат и к этому раствору частями добавляют осарсол при постоянном взбалтывании. Если в рецепте натрия гидрокарбонат не прописан, то готовить и отпускать лекарственную форму нельзя. Экспериментально доказано, что на 1,0 осарсола требуется 0,61 натрия гидрокарбоната. Осарсол относится к сп.А, требуется соответствующее оформление. Вопрос: Как оформляются лекарственные формы, содержащие ядовитые вещества?

                                                                                                                         

                                                                                                                       Приложение № 2

Закрепление материала:

  1. Каковы общие стадии изготовления растворов?
  2. Чем отличается проверка доз веществ сп.А и Б в растворах и порошках?
  3. Чем отличается процесс фильтрования от процеживания?
  4. На что обращают внимание при контроле качества растворов?
  5. В чем особенность приготовления раствора фурацилина?
  6. В чем особенность приготовления раствора нитрата серебра?

                                                                                                                         Приложение № 3                                                                                                                                                                                                             

Задание на дом:

Повторить:

  1.  Стадии изготовления растворов.
  2.  Нормативно-техническую документацию, регламентирующую контроль качества лекарственных форм.
  3. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
  4. Особые случаи изготовления растворов

 

      Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие Тема «Изготовление растворов пепсина»

Методический  материал  даёт  возможность проводить занятия, используя  различные  виды контроля по усмотрению преподавателя  в зависимости от уровня  подготовки...

Теоретическое занятие "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами"

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами" может быть использована  при изучении технологии изготовления лекарств...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...

Разработка практического занятия "Изготовление одно- и многокомпонентных растворов"

Разработка занятия для студентов 2 курса  включает вопросы исходного уровня знаний, примеры ситуационных задач, задания для выполнения, алгоритм действия при выполнении задания, тестовые задания....

Разработка практического занятия "Изготовление концентрированных растворов"

Методоческая разработка практического занятия предназначена для студентов и содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний, алгоритм действия по выполнению манипуляций. задания для индивидуальн...

Практическое занятие "Особые случаи изготовления растворов"

Разработка практического занятия предназначена длч студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов, задания для индивидуального выполнения с а...

методическая разработка " Изготовление водных растворов ВМС"

Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовлениерастворов высокомолекуляр...