Разработка практического занятия "Изготовление концентрированных растворов"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методоческая разработка практического занятия предназначена для студентов и содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний, алгоритм действия по выполнению манипуляций. задания для индивидуального выполнения, задания по закреплению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsentr._rastvory_stud.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

   профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский  колледж

 

Методическая разработка

практического занятия для студента

Тема: «Изготовление концентрированных растворов»

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01 « Фармация»

                                                                                                   Составлена: Суховой Л.П

                                                                                                преподавателем технологии        

                                                                                                изготовления лекарственных форм

. Благовещенск

2014г

Практическое занятие № 8

 Тема: Изготовление концентрированных растворов.

Продолжительность занятия: 270 мин.

 Цель занятия: Научиться готовить концентрированные растворы, оценивать качество приготовленных лекарственных форм.

Задачи: Студент должен:

Знать:

- Правила асептики и санитарного режима для обеспечения асептических условий изготовления концентрированных растворов.

- Требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению и учету концентрированных растворов в аптеке.

Уметь:

- Рассчитывать количество лекарственных веществ и растворителя.

- Выбирать и обосновывать оптимальную технологию, учитывая свойства входящих ингредиентов.

- Подбирать соответствующие средства упаковки и укупорки.

- Осуществлять основные технологические операции (отвесить, отмерить,  процедить, нагреть, растворить).

- Оценивать качество приготовленных форм.

- Заполнять паспорт письменного контроля.

 В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях

- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, личностного развития

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку, фасовать лекарственные средства

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.

Литература:

1. Аванесьянц Э.М. Технология лекарственных форм. Феникс 2002г. 448с.

2. Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000г. 304 с.

3. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс 2002г. 543с.

Оснащение занятия:

1. Методическая разработка практического занятия для студентов и преподавателя.

2. Дидактический материал (приказы, ГФ)

3. Средства деятельности: лекарственные средства, вода очищенная, цилиндры,  воронки, марлевые салфетки, флаконы, пробки, крышки, бумажные прокладки, этикетки, весы, разновес.

Внутрипредметные связи:

1. Изготовление истинных растворов.

2. Дозирование по массе, объёму.

3. Средства упаковки и оформления жидких лекарственных форм.

4. Оценка качества жидких лекарственных форм.

Межпредметные связи:

1. Латинский язык (чтение и перевод рецептов).

2. Химия (свойства лекарственных веществ, работа с мерной посудой).

3. Знания гигиены.

4. Фармакология (правила выписывания ЖЛФ).

5. Организация и экономика фармации ( хранение лекарственных средств).

Структура занятия.

1. Организационный момент – 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний – 40 мин.

3. Самостоятельная работа – 180 мин.

4. Закрепление пройденного материала – 25 мин.

5. Подведение итогов знания – 15 мин.

6. Задание на дом – 5 мин.

Содержание занятия.

1. Организационный момент

Преподаватель проверяет у студентов: дневник, соответствующую форму одежды, готовность рабочего места к занятию.

Методическая установка:

Концентрированные растворы применяют при изготовлении жидких лекарственных форм. Применение этих растворов повышает производительность труда, эффективность и качество работы фармацевта, обеспечивает массо-объемную концентрацию лекарственных веществ в лекарственных формах. Поэтому знание фармацевтом  правильной технологии концентрированных растворов и умение верно рассчитать количество ингредиента и растворителя является необходимым.

И так, сегодня на занятии Вы должны научиться готовить концентрированные растворы и оформлять их.

2. Контроль исходного уровня знаний.

1.Фронтальный опрос  (приложение № 1).

 2.  Решение ситуационных задач  у доски  (приложение № 2).

3. Самостоятельная работа.

1. Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.

2. Под руководством преподавателя:

    а) Получить индивидуальное задание (приложение № 3)

    б) Перевести рецепт на латинский язык.

    в) Ознакомиться со свойствами лекарственных веществ, входящих в состав  прописи

    г) Провести необходимые расчёты по данной прописи.

    д) Выбрать оптимальную технологию для данной прописи.

3.А Самостоятельно (пользуясь алгоритмом действия):

   а) Приготовить водный раствор лекарственного вещества по указанию преподавателя

   б) Оценить качество приготовленного раствора.

   в) Заполнить паспорт письменного контроля.

4. Б Провести расчеты по разбавлению или укреплению раствора.

4. Закрепление пройденного материала.

  1.  Решить ситуационные задачи по указанию преподавателя (приложение № 4)

  2.    Тестовый контроль ( приложение № 5)

5. Подведение итогов занятия.

Преподаватель оценивает полные и неполные ответы, активность на всех этапах занятия, самостоятельную работу. Оценка выставляется комплексная.

6. Задание на дом.

Тема: «Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентрированных растворов».

Вопросы для самоподготовки:

- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

- Каковы преимущества использования концентрированных растворов?

- Как в ГФ характеризуется растворимость лекарственных веществ?

- Каковы общие правила изготовления жидких лекарственных форм?

- Какова последовательность добавления воды, концентрированных растворов и других жидких препаратов в технологии микстур?

- Как определить общий объем микстуры?

- В чем особенность проверки доз веществ сп.А и Б в микстурах?

Литература для подготовки:

1.Аванесьянц Э.М. Технология лекарственных форм. Феникс 2002г. 448с.

2.Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000г. 304 с.

4. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс 2002г. 543с.

5. Лекционный материал

Теоретическая основа

Раствор - жидкая лекарственная форма, полученная путем растворения одного или нескольких веществ в определенном растворителе.

Концентрированные растворы - это заранее изготовленные растворы лекарственных веществ более высокой концентрации, чем концентрация, в которой эти вещества выписываются в рецептах.

Концентраты предназначены для быстрого и качественного изготовления жидких лекарственных форм, т.к. они фильтруются, подвергаются полному химическому анализу и проверяются на отсутствие механических примесей. Концентрированные растворы готовят массо-объемным методом в мерной посуде в асептических условиях на свежеполученной воде очищенной. В случае отсутствия мерной посуды объем воды очищенной рассчитывают, используя значение плотности раствора или коэффициент увеличения объема.

Отклонение в концентрации растворов допускаются пределах:

  • до 20 % концентрации раствора (включительно): ± 2 %
  • более 20 % концентрации раствора:  ±1 %.

          Емкости с концентратами оформляют этикетками с указанием наименования,     концентрации раствора номера серии и анализа, даты изготовления и срока годности.

        Если концентрированный раствор после изготовления оказался крепче, то его разбавляют, используя при расчетах формулу:

Х= А *(С - В)

             В          

 где X - объем воды, необходимый для разбавления;

А - объем изготовленного раствора;

 В - требуемая концентрация раствора;

С - фактическая концентрация раствора

          Если концентрированный раствор оказался слабее, его нужно укрепить. При расчетах используют формулу;

Х =  А *(В - С)

        100 * Р - В

где X - масса вещества, которую следует добавить к раствору;

А - объем изготовленного раствора;

В - требуемая концентрация раствора;

С - фактическая концентрация раствора;

 Р - плотность раствора при 20°С

После укрепления или разбавления концентрированный раствор вновь фильтруют и отдают на анализ.

Алгоритм действия

Что делать?

Как делать?

Контроль

1. Рассчитать количества лекарственного вещества и воды очищенной.

1.1. Рассчитать количество лекарственного вещества: процентное выражение концентрации означает количество лекарственного вещества в 100 мл раствора.

1.2. Рассчитать количество воды очищенной: а) с учетом коэффициента увеличения объема, который показывает прирост объема при растворении 1,0 лекарственного вещества; б) с учетом плотности раствора.

1.3. Если коэффициент увеличения объема неизвестен, раствор приготовить путем доведения до объема в мерной посуде.

1. На обратной стороне паспорта письменного контроля произведены расчеты количеств лекарственного вещества и воды очищенной.

2. Подобрать упаковочный и укупорочный материал.

2. Подобрать отпускной флакон в соответствии с объемом раствора и свойствами лекарственного вещества, соответствующую пробку или крышку с бумажной прокладкой.

2. Флакон по объему значительно не превышает объема раствора. Пробка герметически укупоривает флакон.

3. Растворить лекарственное вещество.

3.1. В подставку отмерить рассчитанное количество воды очищенной, добавить рассчитанное количество лекарственного вещества и помешивать до полного его растворения.

3.2.Приготовление в мерной посуде: в мерную посуду соответствующего объема помещают примерно половинный объем воды очищенной, добавляют лекарственное вещество и после его полного растворения доводят водой до нужного объема.

3.Лекарственное вещество растворено полностью, без остатка. Раствор прозрачен.

4. Профильтровать раствор.

4. Полученный раствор профильтровать через бумажный фильтр во флакон соответствующего объема и цвета.

4. В растворе отсутствуют видимые невооруженным глазом механические примеси.

5. Укупорить.

5. Флакон закрыть пробкой, завинчивающейся крышкой с бумажной прокладкой.

5. При переворачивании флакона жидкость не вытекает из флакона.

6. Оформить.

6. На флакон наклеить этикетку, на которой указать № аптеки, название раствора, его концентрацию и объем, дату изготовления.

6. На этикетке указаны название раствора, его концентрация, объем, дата изготовления, № аптеки.

                                                                 

 

Тема: «Изготовление концентрированных растворов »                 Приложение № 1

                 

Контроль исходного уровня знаний.  Контрольные вопросы.  

                                                                                                                   

1.Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества в ЖЛФ?

          2.Какие растворы называют концентрированными?

3.Каковы преимущества использования концентрированных растворов?

4.Каковы условия изготовления и хранения концентрированных растворов, и каким приказом они регламентированы?

5.Каковы общие стадии изготовления водных растворов?

6.Какими способами можно готовить концентрированные растворы?

7.Что показывает коэффициент увеличения объема, и для чего он используется?

8.Как обосновать необходимость укрепления или разбавления концентрированных растворов?

9.Какие показатели используют при оценке качества концентрированных растворов?

 Тема: «Изготовление концентрированных растворов»                 Приложение № 2                                                                                                          

     

     Контроль исходного уровня знаний.  Ситуационные задачи.

                                                                                                                           

1.Приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %, используя в расчетах коэффициент увеличения объема.

2.Приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %, используя в расчетах значение плотности раствора.

3.После изготовления раствора и его анализа оказалось, что концентрация полученного раствора составила 11 % вместо 10 %. Рассчитайте допустимые отклонения данной концентрации и решите вопрос о необходимости разбавление раствора. Ответ обоснуйте.

                       

Тема: «Изготовление концентрированных растворов»                     Приложение № 3

Индивидуальные задания для выполнения:

Задания А. Приготовить концентрированный раствор лекарственного вещества, используя в расчетах коэффициент увеличения объема и значение плотности раствора, а также путем доведения до объема:

1 задача. Раствор магния сульфата 10 %  30 мл

2 задача. Раствор калия иодида 20 % 50 мл

         3 задача. Раствор кофеин-бензоата натрия 10 % 20 мл

4 задача. Раствор натрия бромида 20 % 40 мл

5 задача. Раствор натрия гидрокарбоната 5 % 50 мл

6 задача. Раствор натрия салицилата 10 % 10 мл

7 задача. Раствор глюкозы 40 % 20 мл

8 задача. Раствор кислоты аскорбиновой 5 % 200 мл

9 задача. Раствор натрия гидрокарбоната 5 % 100 мл

10 задача. Раствор калия иодида 20 % 30 мл    

Задания Б. Провести расчеты по разбавлению или укреплению концентрированного раствора, приготовленного в объеме 1000 мл:

1.Вместо приготовленного 25 % раствора магния сульфата получен 23 % раствор.

2.Вместо приготовленного  20 % раствора калия иодида  получен 22 % раствор

3.Вместо приготовленного 10 % раствора кофеин-бензоата натрия получен 8 % раствор

4.Вместо приготовленного 20 % раствора натрия бромида получен 21 % раствор

5.Вместо приготовленного 5 % раствора натрия гидрокарбоната получен 4 % раствор

6.Вместо приготовленного 10 % раствора натрия салицилата получен 11,5 % раствор

7.Вместо приготовленного 40 % раствора глюкозы получен 38 % раствор

8.Вместо приготовленного 50  % раствора кальция хлорида  получен 51 % раствор

9.Вместо приготовленного 20 % раствора калия бромида получен 19 % раствор

10.Вместо приготовленного 4 % раствора кислоты борной  получен 6 % раствор 

   

                         

Тема: «Изготовление концентрированных растворов»               Приложение № 4 

                                                           

Закрепление пройденного материала.

        Ситуационные задачи:

1.Для приготовления 2 литров концентрированного раствора натрия бензоата практикант отвесил 200,0 лекарственного вещества, растворил в половинном количестве воды очищенной и довел водой до 2 л. Процедил во флакон, укупорил, оформил. Все ли верно в действиях практиканта? Ответ обоснуйте.

2.Практикант получил задание приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %. Для изготовления раствора практикант отвесил 100,0 вещества и растворил его в 500 мл воды очищенной, профильтровал, отдал на анализ. Провизор-аналитик дал заключение: лекарственная форма приготовлена неудовлетворительно. Прав ли аналитик и почему?

3.Практикант приготовил 300 мл раствора сульфацила натрия 20 %. После анализа оказалось, что концентрация полученного раствора составила 19,8 %. Решите вопрос,   необходимо ли укрепление  раствора? Обоснуйте ответ.

4.Фармацевт приготовил 500 мл раствора кальция хлорида 50 %. После анализа оказалось, что концентрация раствора составила 50,4 %. Требуется ли разбавление раствора? Ответ обоснуйте.

        

         Тема: « Изготовление концентрированных растворов»               Приложение № 5

Закрепление материала. Тестовый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Методическая разработка практического занятия на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело»

Аннотацияна методическую разработку практического занятия, на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело» выполненный преподавателем химии Ивановой О...

Методическая разработка лекции Тема «Истинные растворы»

Методический материал предназначен для формирования профессиональных компетенций – умению производить расчеты в рецептах в зависимости от способа обозначения концентрации лекарственных средств в...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Теоретическое занятие "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами"

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами" может быть использована  при изучении технологии изготовления лекарств...

Методическая разработка теоретического занятия Неводные растворы.

Разработка "Неводные растворы" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления спиртовых растворов и растворов н...

Разработка практического занятия "Изготовление одно- и многокомпонентных растворов"

Разработка занятия для студентов 2 курса  включает вопросы исходного уровня знаний, примеры ситуационных задач, задания для выполнения, алгоритм действия при выполнении задания, тестовые задания....