Разработка практического занятия "Изготовление одно- и многокомпонентных растворов"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Разработка занятия для студентов 2 курса  включает вопросы исходного уровня знаний, примеры ситуационных задач, задания для выполнения, алгоритм действия при выполнении задания, тестовые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_odno_mogokompon_rastv_stud.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

 профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для студентов

ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

Тема: «Изготовление одно- и многокомпонентных растворов»      

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Уровень обучения: базовый

Курс: II, семестр 3

                                                                                  Составлено преподавателем Суховой Л.П.,

                                                                                   в соответствии с требованиями

                                                                                  Федерального государственного

                                                                                   образовательного стандарта                    

                                                                                   среднего профессионального образования

                                                                                 

г. Благовещенск

2020 г.

Рассмотрено на                                                                                  Утверждаю    

заседании ЦМК «Фармация»

Протокол № _______                                                                Экспертный совет при                                                                                                                                                                                                                                                

   «___» __________ 2020г.                                        информационно-методическом центре

Председатель ЦМК                                                                 ГАУ  АО ПОО АМК                                      

                                                                                            «____»_______________2020 г.

Сухова Л.П._____________

Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями программы МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 33.02.01 «Фармация», профессия фармацевт. Методическая разработка составлена с целью оказания помощи студенту в овладении основными знаниями  и умениями по изготовлению растворов простых и сложных. Данная тема изучается в связи с тем, что в экстемпоральной рецептуре аптек   часто встречаются не стандартные прописи растворов, которые изготавливаются только в производственных аптеках. Знание фармацевтом правил  изготовления этих растворов и умение проводить точные расчёты  необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Перед началом работы студенту следует внимательно ознакомиться со структурой и содержанием разработки. Для облегчения работы с методической разработкой составлено содержание.  В разработку включены контрольные вопросы и ситуационные задачи для проверки уровня подготовки студента к занятию, задания для индивидуального выполнения с алгоритмом действия, тестовые задания для проверки уровня освоения пройденного материала. Для освоения данной темы отводится 270 мин практического занятия.

Содержание:

  1. Тема занятия, паспорт ………………………………………………………………4 стр.
  2. Содержание занятия  ………………………………………………………………..5 стр.

     3.   Учебный блок ……………………………………………………………………….8 стр.

     4.   Контроль исходного уровня знаний ……………………………………………….9 стр.

     5.   Задания для выполнения ………………………………………………………….10 стр.

     6.   Алгоритм действия по выполнению задания ……………………………………12 стр.

     7.   Итоговый тестовый контроль …………………………………………………….14 стр.

 

Практическое занятие № 8

Тема: Изготовление одно- и многокомпонентных растворов

Цель занятия: Научиться готовить одно- и многокомпонентные растворы, оформлять их к отпуску и оценивать качество приготовленных лекарственных форм.

Методическая цель: создание условий для формирования навыков изготовления одно- и многокомпонентных растворов

Образовательная цель: формирование навыков изготовления растворов

Воспитательная цель: воспитание аккуратности, внимательности, понимания важности своей профессии, чувства профессионализма

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление

Планируемые результаты:

       В результате обучения студент должен овладеть общими  компетенциями: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Уметь работать в коллективе

ОК 6. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы

     В результате обучения студент должен овладеть  профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета

Студент должен иметь практический опыт: изготовление растворов

По окончании занятия студент должен знать:

- Способы выписывания растворов в рецептах

- Теоретические основы изготовления растворов

- Правила упаковки и оформления жидких лекарственных форм

уметь:

- Оценивать правильность выписывания рецептов

- Проверять дозы сильнодействующего вещества в жидкой лекарственной форме

- Рассчитывать количества лекарственного вещества и воды

- Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ

- Осуществлять основные технологические операции (отмерить, отвесить, растворить, смешать, процедить, упаковать)

- Заполнять паспорт письменного контроля

- Оформлять лекарственные формы к отпуску

- Оценивать качество приготовленной лекарственной формы

Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.

Вид занятия: комбинированное

Уровень усвоения: репродуктивный

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.

Материально-техническое обеспечение:

1. Методическое оснащение: методическая разработка практического занятия для студента и преподавателя

2. Материально - техническое оснащение: лекарственные субстанции, весы, разновес, марлевые салфетки, подставки, цилиндры, воронки, флаконы, пробки, этикетки.

3. Технические средства обучения: доска, телевизор, компьютер, презентация

Внутрипредметные связи:

- Дозирование по объему и массе

- Общие правила изготовления жидких лекарственных форм

- Нормирование качества лекарственных форм

 Межпредметные связи:

- Латинский язык (перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Организация работы аптек (правила хранения и отпуска лекарственных препаратов)

- Знания гигиены

Литература:

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

4.Лекционный материал.

Структура занятия

  1. Организационная часть - 3 мин.
  2. Целевая установка – 7 мин.

III. Контроль исходного уровня знаний  - 45 мин.

IV. Самостоятельная работа – 180 мин.

V. Закрепление  материала – 15 мин.

VI. Подведение итогов  – 18 мин.

VII. Задание на дом – 2 мин.        

Содержание занятия

  1. Организация начала занятия:

 Цель: Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение

Деятельность студента: Отметить отсутствующих, надеть халат, шапочку, проверить наличие рабочего дневника, подготовить рабочее место

Время: 3 мин.

  1. Ознакомление с целями и задачами занятия:

Цель: Понять практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Деятельность студента: Озвучить и записать тему занятия, определить цель, что студент должен знать для достижения поставленной цели.

Время: 7 мин.

  1. Контроль исходного уровня знаний:

Цель: Проверить степень теоретической подготовленности к занятию

Деятельность студента:

  1. Ответить на контрольные вопросы (приложение № 1)
  2. Решить ситуационные задачи (приложение № 2)

Время: 45 мин.

  1. Самостоятельная работа:

Цель: Сформировать навыки изготовления одно- и многокомпонентных растворов

Деятельность студента:

Задание 1.

1.1. Внимательно изучить учебный блок и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.

1.2. Под руководством преподавателя:

А) Получить индивидуальные задания (приложение № 3)

Б) Перевести рецепты на латинский язык

В) Ознакомиться со свойствами входящих в пропись ингредиентов

Г) Провести необходимые расчеты по прописи (проверка доз веществ сп. А или Б, расчет количества лекарственного вещества и воды очищенной)

Д) Выбрать оптимальную технологию изготовления и оформления лекарственной формы

1.3. Самостоятельно, пользуясь алгоритмом действия (приложение № 4):

А) Приготовить лекарственную форму согласно прописи рецепта по указанию преподавателя

Б) Заполнить паспорт письменного контроля

В) Оценить качество приготовленной лекарственной формы

Время: 180 мин.

  1. Закрепление пройденного материала:

Цель: Проверить степень усвоения полученных знаний и умений по изготовлению одно – и многокомпонентных растворов

Деятельность студента: 

1.Тестовый контроль (приложение № 5)

Время: 15 мин.

                    VI. Подведение итогов занятия: 

Цель: Оценка степени усвоения пройденного материала и качества выполненной работы

Деятельность студента: Сдать преподавателю рабочий дневник, приготовленную лекарственную форму для проверки. Получить оценку за занятие.

Время: 18 мин.

        

                      VII. Задание на дом:

Цель: Подготовка к следующему практическому занятию

Деятельность студента: Записать тему и вопросы для подготовки к следующему практическому занятию

Время: 2 мин.

Тема: « Изготовление концентрированных растворов»

1. Вопросы для самоподготовки:

1. Что собой представляют концентрированные растворы?

2. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества в ЖЛФ?

3. Каковы преимущества использования концентрированных растворов?

4. Каковы условия изготовления концентрированных растворов,  каким приказом они регламентированы?

5. Каковы условия  хранения концентрированных растворов?

6. Каковы общие стадии изготовления водных растворов?

7. Какими способами можно готовить концентрированные растворы?

8. Что показывает коэффициент увеличения объема?

9. В каких случаях и для чего он используется?

10. Как обосновать необходимость укрепления концентрированных растворов?

11. Как обосновать необходимость разбавления концентрированных растворов?

12. Какие показатели используют при оценке качества концентрированных растворов?

2. Решить задачи

  1. Приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %, используя в расчетах коэффициент увеличения объема.

  1. Приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %, используя в расчетах значение плотности раствора.

  1. После изготовления раствора и его анализа оказалось, что концентрация полученного раствора составила 11 % вместо 10 %. Рассчитайте допустимые отклонения данной концентрации (допустимая концентрация + 2 %) и решите вопрос о необходимости разбавления раствора. Ответ обоснуйте.

                                           Литература для самоподготовки:

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

4.Лекционный материал.

5. Интернет - источники

                                                  Учебный блок

Жидкие лекарственные формы – свободнодисперсные системы, в которых лекарственные вещества распределены в жидкой среде.

Преимущества ЖЛФ:

  1. высокая биодоступность, быстрое наступление терапевтического эффекта
  2. разнообразные способы назначения
  3. удобство и простота применения
  4. снижение раздражающих свойств некоторых лекарственных веществ
  5. возможность маскирования вкуса

 Недостатки ЖЛФ:

  1. нестабильность при хранении
  2. непортативность
  3. химическая несовместимость и др.

Раствор – жидкая лекарственная форма, полученная путем растворения одного или нескольких лекарственных веществ в определенном растворителе.

       Основным методом изготовления растворов является массо-объемный, когда твердые вещества отвешивают на весах, а жидкие отмеривают мерной посудой. Массообъемная концентрация – это количество лекарственного вещества (гр) в общем объеме жидкой лекарственной формы (мл).

       Если растворитель не указан – готовят водный раствор.

При изготовлении растворов в первую очередь в отмеренном объеме воды очищенной растворяют твердые вещества с учетом их растворимости, затем добавляются жидкие ингредиенты. Первым в воде растворяют вещество сп. А, затем сп. Б, затем вещество простого списка.

         Если в прописи имеются жидкие ингредиенты, их добавляют к водному раствору в следующей последовательности: водные нелетучие и непахучие           водные летучие   спиртосодержащие жидкости в порядке возрастания крепости спирта         летучие и пахучие жидкости.

         При раздельном выписывании компонентов общий объем определяют путем суммирования объемов всех жидкостей прописи. Если указано «до определенного объема», то объемы жидкостей входят в этот объем.

         Процентное выражение концентрации показывает количество лекарственного вещества в 100 мл раствора.

         Если концентрация раствора меньше максимальной, то изменение объема не учитывают и воды берут столько, сколько прописано. Если концентрация раствора больше максимальной концентрации, то раствор готовят либо в мерной посуде путем доведения до нужного объема, либо с учетом коэффициента увеличения объема, который позволяет рассчитать точный объем воды очищенной.

        При изготовлении раствора путем растворения нескольких твердых веществ изменение общего объема учитывают, если их суммарное содержание более 3 %.

        При проверке доз веществ сп А и Б учитывают общий объем лекарственной формы и объем ложки, указанной в сигнатуре (1 столовая ложка содержит 15 мл водного раствора, 1 десертная – 10 мл, 1 чайная ложка – 5 мл).

        Растворение лекарственных веществ проводят в подставке (удобной емкости соответствующего объема). Причем лекарственные вещества всегда добавляют к воде очищенной. Полученный раствор процеживают в отпускной флакон соответствующего объема и цвета.

Бесцветные жидкости отмеривают по нижнему мениску, окрашенные – по верхнему.

Не допускается отмеривание жидкости по разнице делений.

         

           

Тема: Изготовление одно- и многокомпонентных растворов                       Приложение 1                                                                                                                                                   

Контроль исходного уровня знаний.    Контрольные вопросы.

1.Какими способами может быть выписана жидкая лекарственная форма в рецепте?

2. Что ГФ подразумевает под растворимостью вещества?

3. Когда вещество можно считать растворившимся?

4. Каковы требования к воде очищенной?

5. Как получают и хранят воду очищенную?

6. Что собой представляет раствор?

7. Что показывает процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

8. Всегда ли нужно учитывать прирост объема раствора после растворения лекарственного вещества?

9. Как определить общий объем ЖЛФ?

10. Какова особенность проверки доз веществ сп А и Б в микстурах?

11. Каковы общие стадии изготовления раствора?

12. В чем заключается стадия растворения?

13. Что собой представляет процеживание? Какие материалы для этого используют?

14. Какие средства используют для упаковки и укупорки ЖЛФ?

15. Какими этикетками оформляют жидкие лекарственные формы?

16. По каким показателям проводят оценку качества растворов?

Тема: Изготовление одно- и многокомпонентных растворов                      Приложение 2                                                  

              Контроль исходного уровня знаний. Ситуационные задачи.

Задача 1. Возьми: Раствора димедрола 1 % - 200 мл

                Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке на ночь

               Алгоритм выполнения задания:

- рассчитать количество лекарственного вещества

- определить объем раствора

- проверить дозы лекарственного вещества

- рассчитать максимальную концентрацию раствора

- рассчитать объем воды очищенной

Задача 2. Возьми: Анальгина

                               Натрия гидрокарбоната по 2,0

                               Эликсира грудного 5 мл

                               Сиропа сахарного 10 мл

                               Воды очищенной 180 мл

                 Смешай. Дай. Обозначь. По 1 ст ложке 3 раза в день  

                 Алгоритм выполнения задания:

- определить объем раствора

- рассчитать дозы сильнодействующего вещества

- рассчитать суммарное содержание  лекарственных веществ

- рассчитать процентное содержание лекарственных веществ в выписанном объеме

- рассчитать объем воды очищенной

- определить последовательность добавления жидких ингредиентов

Задача 1. Rp: Sol. Dimedroli 1 % - 200 ml

                D.S. По 1 чайной ложке на ночь

                Эталон выполнения задания:

-  димедрола -  2,0

-  объем раствора – 200 мл

- РД = 0,05   СД = 0,05.     ВРД = 0,1   ВСД = 0,25

- Сmax = + 2 % / 0,86 = 2,32 % ( > 1 %)

-  воды очищенной – 200 мл

Задача 2. Rp: Analgini

                       Natrii hydrocarbonatis ana  2,0

                       Elexiri pectoralis 5 ml

                       Sirupi simplicis 10 ml

                       Aquae purificatae 180 ml

                  M.D.S. По 1 ст ложке 3 раза в день  

                 Эталон выполнения задания:

- объем микстуры: 195 мл

- РД = 0,1538   СД = 0,4614.     ВРД = 1,0  ВСД = 3,0

- суммарное содержание  лекарственных веществ: 4,0

- процентное содержание лекарственных веществ в выписанном объеме: 2,05 % (< 3 %)

- объем воды очищенной: 180 мл

- последовательность добавления жидких ингредиентов: 1) водный раствор веществ,

  2) сироп сахарный, 3) эликсир грудной

Тема: Изготовление одно- и многокомпонентных растворов                           Приложение  3                                                                    

Индивидуальные задания для выполнения:

Задание 1. Приготовить истинный раствор:

1. Возьми: Раствора дибазола 0,05 % - 100 мл

    Дай. Обозначь. По  1 столовой ложке 3 раза в день ребенку 13 лет

2.Возьми: Раствора анальгина 0,05 % - 200 мл

   Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 2 раза в день  

3. Возьми: Раствора папаверина гидрохлорида    0,1 % - 50 мл

    Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

4.Возьми: Раствора кофеин-бензоата натрия

1 % - 100 мл

   Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

5. Возьми: Раствора новокаина 0,2 % - 50 мл

    Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

6. Возьми: Раствора эуфиллина 0,5 % - 100 мл

    Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке утром и вечером

7. Возьми: Раствора эфедрина гидрохлорида 0,5 %  - 30 мл

    Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 2 раза в день ребенку 14 лет

8. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната

5 % - 200 мл

    Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 3 раза в день

9. Возьми: Раствора димедрола 0,2 % - 50 мл

    Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке на ночь ребенку 8 лет

10. Возьми: Раствора цинка сульфата

1 %  - 30 мл

      Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке для вызывания рвоты

11. Возьми: Раствора глюкозы 2 %  - 150 мл

      Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день ребенку 6 лет

12. Возьми: Раствора эуфиллина

1,5 % - 200 мл

      Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

13. Возьми: Раствора натрия салицилата

1 % - 200 мл

      Дай. Обозначь. Для электрофореза

14. Возьми: Раствора промедола 1 % - 30 мл

      Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке при болях

Задание 2. Приготовить микстуру:

1. Возьми: Натрия бромида 4,0

                   Настойки валерианы 5 мл

                   Воды очищенной 200 мл

     Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

2. Возьми: Натрия салицилата 2,0

                   Настойки валерианы 6 мл

                   Воды очищенной 200 мл

     Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

3. Возьми: Калия хлорида 0,5

                   Настойки пустырника

                   Настойки ландыша по 2 мл

                   Воды очищенной 100 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

4. Возьми: Натрия бромида 2,0

                   Настойки валерианы 4 мл

                   Сиропа сахарного 5 мл

                   Воды очищенной 100 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 13 лет

5. Возьми: Натрия  бромида 1,0

                   Кислоты аскорбиновой 1,5

                   Воды очищенной 100 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

6. Возьми: Натрия салицилата 0,5

                   Настойки валерианы

                   Настойки пустырника по 2 мл

                   Воды очищенной до 150 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день

7. Возьми: Кислоты аскорбиновой 2,0

                   Пиридоксина гидрохлорида 0,5

                   Воды очищенной 200 мл

     Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день ребенку 10 лет

8. Возьми: Кофеин – бензоата натрия 1,5

                   Настойки ландыша 1 мл

                   Воды очищенной 200 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

9. Возьми: Анальгина 1,0

                   Настойки пустырника 5 мл

                   Воды очищенной до 150 мл

     Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

10. Возьми: Натрия бромида 1,0

                     Настойки ландыша

                     Настойки валерианы по 6 мл

                     Воды очищенной 200 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

11. Возьми: Магния сульфата 2,0

                     Натрия бромида 1,5

                     Настойки ландыша 5 мл

                     Воды очищенной 120 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

12. Возьми: Натрия гидрокарбоната 0,5

                     Грудного эликсира 4 мл

                     Сиропа сахарного 10 мл

                     Воды очищенной до 100 мл

       Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день ребенку 8 лет

13. Возьми: Дибазола 0,3

                     Натрия бромида 3,0

                     Воды очищенной 150 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 3 раза в день

14. Возьми: Калия бромида 3,0

                     Глюкозы 5,0

                     Настойки пустырника

                     Настойки мяты по 4 мл

                     Воды очищенной 180 мл

      Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Тема: Изготовление одно- и многокомпонентных растворов                        Приложение  4    

                                                                             

        АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

Что делать?

Как делать?

1. Рассчитать количество лекарственного вещества

1.1. Процентное выражение концентрации обозначает количество вещества в 100 мл раствора. Если другой объем выписан – найти количество вещества в выписанном объеме, исходя из концентрации раствора и составив пропорцию

1.2. При перечислении ингредиентов прописи количество лекарственного вещества указано в прописи

2.Проверить РД и СД вещества сп. А или Б

2.1. Определить общий объем лекарственной формы:

- при выписывании  раствора через концентрацию общий объем указан в прописи

- при выписывании раствора  перечислением ингредиентов общий объем получают путем суммирования объемов жидких компонентов

- если указано воды до определенного объема – это и будет общий объем

2.2. Найти количество лекарственного вещества в общем объеме

2.3. Найти разовую дозу (РД) - количество вещества в прописанном объеме ложки

2.4. Найти суточную дозу (СД) – разовую дозу умножить на число приемов в день

2.5. Сравнить РД и СД с ВРД и ВСД (по таблице ГФ)

3. Рассчитать объем воды очищенной

3.1. Если Сmax лекарственного вещества в истинном растворе больше концентрации раствора, воды взять столько, сколько указано в рецепте

3.2. Если  Сmax лекарственного вещества в истинном растворе меньше концентрации раствора, то воды брать либо с учетом коэффициента увеличения объема, либо готовить раствор путем доведения до объема (в части воды растворить лекарственное вещество, затем добавить воду до нужного объема)

3.3. Если микстура выписана путем перечисления ингредиентов, объем воды указан в прописи

3.4. Если микстура выписана с указанием доведения до объема,  из указанного объема вычесть объемы жидких ингредиентов

3.5. Если суммарное содержание твердых веществ более 3 % - раствор готовить путем доведения до объема или с учетом коэффициентов увеличения объема лекарственных веществ

 4. Выбрать оптимальный способ изготовления

4. Оценить физико - химические свойства прописанных ингредиентов, определить технологию изготовления

5. Приготовить раствор

5.1. Отмерить с помощью мерного цилиндра соответствующего объема рассчитанное количество воды очищенной (или часть воды в случае приготовления раствора путем доведения до объема)

5.2. В подставку соответствующего объема перелить отмеренное количество воды очищенной.

5.3. Отвесить на ручных весах соответствующей массы рассчитанное количество лекарственного вещества

5.4. Перенести отвешенное количество лекарственного вещества в подставку

5.5. Вращательными движениями, не допуская разбрызгивания (или помешивая стеклянной палочкой), добиться полного растворения вещества

5.6. При изготовлении раствора путем доведения до объема долить воду до необходимого объема, перемешать

6. Процедить раствор

6.1.Из подставки процедить полученный раствор через двойной слой марли или ватный тампон, предварительно промытый водой очищенной, во флакон  соответствующего объема и стекла.

6.2. Проверить раствор на чистоту - путем легкого взбалтывания флакона и просматривания содержимого в проходящем и отраженном свете

6.3. При обнаружении крупных посторонних примесей процедить раствор снова

7. Добавить жидкие ингредиенты

7.1. В отпускной флакон к водному раствору лекарственного вещества добавить:

- водный  не пахучий раствор

- спиртосодержащие жидкости по мере увеличения крепости спирта

8. Укупорить лекарственную форму

8.1. Укупорить флакон соответствующей крышкой (при необходимости пробкой).

 9. Оформить лекарственную форму

к отпуску

    На флакон наклеить:

9.1. Основную этикетку в зависимости от способа применения («Внутреннее» или «Наружное»), на которой указать:  № рецепта, № аптеки, ФИО больного, состав лекарственной формы, способ применения, дату изготовления, цену.

9.2. Дополнительную этикетку «Беречь от детей»; при необходимости - наклеить дополнительные этикетки («Детское», «Хранить в защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать»).

9.3. Заполнить лицевую сторону ППК с указанием даты, номера рецепта, номера аптеки, перечислить названия и количества взятых ингредиентов в порядке их использования. Указать общий объем, подпись приготовившего.

9.4. Сдать приготовленную лекарственную форму для проверки преподавателю вместе с ППК

                   

Тема: Изготовление одно- и многокомпонентных растворов                       Приложение  5                                                                                                                                                       

Закрепление материала. Тестовый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Методическая разработка практического занятия на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело»

Аннотацияна методическую разработку практического занятия, на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело» выполненный преподавателем химии Ивановой О...

Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"

Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Разработка практического занятия "Изготовление концентрированных растворов"

Методоческая разработка практического занятия предназначена для студентов и содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний, алгоритм действия по выполнению манипуляций. задания для индивидуальн...

Практическое занятие "Особые случаи изготовления растворов"

Разработка практического занятия предназначена длч студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов, задания для индивидуального выполнения с а...

Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала Специальнос

Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностя...