Практическое занятие "Особые случаи изготовления растворов"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Разработка практического занятия предназначена длч студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов, задания для индивидуального выполнения с алгоритмом действия, задания для закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osob_sluch_rastv_stud.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

   профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский  колледж

 

Методическая разработка

практического занятия для студента

Тема: «Особые случаи изготовления растворов»

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 « Фармация»

                                                                                                   Составлена: Суховой Л.П

                                                                                                преподавателем технологии        

                                                                                                изготовления лекарственных форм

. Благовещенск

2014г

Рассмотрено на заседании ЦМК                                             Утверждено

       « Фармация »                                                       информационно-методический

Протокол № _______                                                            центр АМК

от «___»_____________20___г.                          «___»__________________20___г.

Председатель ЦМК__________

Старухина Е.А.

Практическое занятие № 10

 Тема: Особые случаи изготовления растворов.

Продолжительность занятия: 270 мин.

 Цель занятия: Научиться готовить растворы лекарственных веществ с различными свойствами, оценивать качество приготовленных лекарственных форм и оформлять их к отпуску.

Задачи: Студент должен:

Знать:

- Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы.

- Проверку доз веществ списка А и Б в растворах.

- Теоретические основы процесса растворения сухих лекарственных веществ и приёмы, позволяющие преодолеть затруднения при изготовлении растворов.

- Требования НТД по приготовлению, оценке качества и отпуску жидких лекарственных форм.

Уметь:

- Оценивать правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы.

- Проверять дозы веществ списка А и Б.

- Рассчитывать количество лекарственных веществ и растворителя.

- Выбирать и обосновывать оптимальную технологию, учитывая свойства входящих ингредиентов.

- Подбирать соответствующие средства упаковки и укупорки.

- Осуществлять основные технологические операции (отвесить, отмерить,  процедить, нагреть, растворить).

- Оценивать качество приготовленных форм.

- Укупоривать и оформлять лекарственные формы к отпуску.

- Заполнять паспорт письменного контроля.

 В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях

- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, личностного развития

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку, фасовать лекарственные средства

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.

Литература:

1. Аванесьянц Э.М. Технология лекарственных форм. Феникс 2002г. 448с.

2. Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000г. 304 с.

3. ГФ Х. М. Медицина 1968г.

4. Муравьёв И.А Технология лекарств. М. Медицина 1980г.

5. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс 2002г. 543с.

6. Приказ МЗ РФ №376 от 13.11.96 г. «Об утверждении единых правил оформления лекарств, приготавливаемых в аптеках».

7. Приказ МЗ РФ №305 от 16.10.97г. «О нормах отклонений, допустимых при изготовлении  лекарственных средств и фасовке промышленной продукции».

8. Приказ МЗ РФ №308 от 21.10.97г. «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм».

Оснащение занятия:

1. Методическая разработка практического занятия для студентов и преподавателя.

2. Дидактический материал.

3. Средства деятельности: лекарственные средства, вода очищенная, цилиндры,  воронки, марлевые салфетки, флаконы, пробки, крышки, бумажные прокладки, этикетки, весы, разновес.

Внутрипредметные связи:

1. Растворы, теория растворимости.

2. Дозирование по массе, объёму.

3. Средства упаковки и оформления жидких лекарственных форм.

4. Оценка качества жидких лекарственных форм.

Межпредметные связи:

1. Латинский язык (чтение и перевод рецептов).

2. Химия (свойства лекарственных веществ, работа с мерной посудой).

3. Знания гигиены.

4. Фармакология (правила выписывания ЖЛФ).

5. Организация и экономика фармации ( хранение лекарственных средств).

Структура занятия.

1. Организационный момент – 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний – 40 мин.

3. Самостоятельная работа – 180 мин.

4. Закрепление пройденного материала – 25 мин.

5. Подведение итогов знания – 15 мин.

6. Задание на дом – 5 мин.

Содержание занятия.

1. Организационный момент

Преподаватель проверяет у студентов: дневник, соответствующую форму одежды, готовность рабочего места к занятию.

Методическая установка:

В экстемпоральной рецептуре жидких лекарственных форм имеются прописи с лекарственными веществами, растворы которых не могут быть приготовлены по общим правилам. Растворение этих веществ требует применения индивидуальных приемов в виду особенностей их физико-химических свойств.

Знание фармацевтом особенностей растворения лекарственных веществ, точные расчёты при изготовлении растворов необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Поэтому сегодня на занятии Вы должны, используя свои теоретические знания, научиться готовить растворы лекарственных веществ с различными свойствами.

2. Контроль исходного уровня знаний.

1. Фронтальный опрос (приложение № 1).

2.  Решение ситуационных задач (приложение № 2) у доски.

3. Самостоятельная работа.

1. Студенты внимательно изучают теоретическую основу и алгоритм действия, выявляют неясные вопросы и получают ответы у преподавателя до выполнения задания.

2. Под руководством преподавателя:

    а) Получают индивидуальное задание (приложение № 3)

    б) Переводят рецепты на латинский язык.

    в) Знакомятся со свойствами лекарственных веществ, входящих в состав  прописи

    г) Проводят необходимые расчёты по данной прописи.

    д) Выбирают оптимальную технологию для данной прописи.

3. Самостоятельно (пользуясь алгоритмом действия):

   а) Готовят водный раствор лекарственного вещества по указанию преподавателя

   б) Оценивают качество приготовленных растворов.

   в) Заполняют паспорт письменного контроля.

4. Закрепление пройденного материала.

1. Студенты группами (по 2-3 человека) решают ситуационные задачи по указанию преподавателя (приложение № 4)

2. Тестовый контроль ( приложение № 5)

5. Подведение итогов занятия.

Преподаватель оценивает полные и неполные ответы, активность на всех этапах занятия, самостоятельную работу. Оценка выставляется комплексная.

6. Задание на дом.

Тема: «Разбавление стандартных препаратов».

Вопросы для самоподготовки:

- Что регламентирует приказ МЗ РФ № 308?

- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

- Что собой представляют стандартные препараты, какими свойствами они обладают?

- Какова классификация стандартных препаратов?

- В чем особенность изготовления раствора кислоты хлористоводородной?

- В чем особенность изготовления растворов аммиака и кислоты уксусной?

- В чем особенность изготовления растворов стандартных препаратов, имеющих два названия?

- Какова особенность разбавления пергидроля?

- Какой показатель используют при разбавлении нестандартного раствора формалина или пергидроля?

- В какой концентрации отпускают стандартные препараты, если она не указана в рецепте?

Литература для подготовки:

1.Аванесьянц Э.М. Технология лекарственных форм. Феникс 2002г. 448с.

2.Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000г. 304 с.

3. Муравьёв И.А Технология лекарств. М. Медицина 1980г.

4. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс 2002г. 543с.

5. Лекционный материал

Теоретическая основа

Раствор - жидкая лекарственная форма, полученная путем растворения одного или нескольких веществ.

Водные растворы готовят массо-объемным способом, т.е. вещество отвешивают в граммах на весах, воду отмеривают до получения заданного объема раствора в миллилитрах.

Растворение - основная стадия изготовления растворов. Абсолютно не растворимых веществ не существует, однако растворимость различных веществ очень сильно колеблется. Некоторые вещества, обладая довольно высокой растворимостью, растворяются медленно (меди сульфат, амидопирин, кислота борная). Для ускорения растворения подобных веществ применяют такие приемы, как нагревание, предварительное измельчение растворяемого вещества и перемешивание.

 Крупнокристаллические вещества (натрия сульфат, магния и меди сульфаты) предварительно измельчают в ступке без растворителя или с частью выписанного в рецепте растворителя.

 Растворы окислителей (серебра нитрата, калия перманганата) готовят на свежеприготовленной воде очищенной, предварительно профильтрованной через стеклянный фильтр №1 или через ватный тампон, промытый горячей очищенной водой.

Растворы фурацилина готовят при нагревании на 0,9% растворе натрия хлорида (для усиления фармакологического действия фурацилина).

Растворы сулемы (ртути дихлорида) готовят путем растворения при нагревании, с добавлением
равного количества натрия хлорида. Растворы подкрашивают фуксином или эозином, о чем следует сделать пометку на этикетке.
        

При изготовлении растворов йода учитывают его хорошую растворимость в концентрированных растворах иодидов. Причем иодиды берут в 2 раза больше, чем йода.

Наиболее часто применяются растворы Люголя для внутреннего (5%) и наружного (1%) применения.

Растворы осарсола готовят с добавлением натрия гидрокарбоната (для улучшения растворимости осарсола).

Растворы кальция глюконата готовят при нагревании, с добавлением активированного угля, взятого в количестве 3-5 % от массы кальция глюконата. Раствор готовят, учитывая прирост объема раствора при растворении лекарственного вещества.

Алгоритм действий

Последовательность действия

Способ выполнения действий

Контроль

1.    Проверить  разовые    и суточные дозы вещества сп.А  и  Б.    

1.1.В растворах для наружного применения проверка РД и СД веществ сп.А и Б не производится.

1.2. Подсчитать общий объем.

1.3. Найти количество вещества сп.А и Б в объеме ложки (РД), для этого количество вещества по прописи умножить на объем ложки и полученное число разделить на объем лекарственной формы.

1.4. Найти суточную дозу, для этого разовую дозу умножить на число приемов в сутки. Сравнить РД и СД с ВРД и ВСД.

1. РД и СД не превышают ВРД и ВСД.

2. Рассчитать количества    лекарственного вещества,       воды, общий  объем    лекарственного препарата.

2.1.   Рассчитать  количества  лекарственных  веществ и воды в зависимости от способа обозначения концентрации в рецепте.

2.2. Если концентрация раствора выражена в процентах, следует сделать перерасчет на выписанный объем раствора.

2.3. Количество воды рассчитать с учетом требования приготовить раствор массообъемным способом. Если концентрация вещества значительна, объем растворителя рассчитать, учитывая коэффициент увеличения объема, или, если таких расчетов сделать нельзя, растворитель добавляют до заданного объема в мерной посуде.

2. Результаты расчетов внесены в ППК с указанием номера рецепта, наименований и количеств веществ, воды,  указан общий объем  лекарственной формы.

3. Выбрать оптимальный вариант технологии  изготовления    раствора.

3. Проанализировать физико-химические свойства прописанных ингредиентов, обратить внимание на способность вещества растворяться в воде. Подобрать флакон и пробку, этикетки.

4.    Растворить лекарственное  вещество.

4.1. В подставку отмерить необходимое количество воды очищенной. На весах отвесить лекарственное вещество, добавить в воду, растворить, перемешивая раствор.

4.2. Если вещество труднорастворимо в воде, его вместе с водой поместить в термостойкую колбу и нагревать до полного растворения вещества.

4.3. Вещество крупнокристаллическое предварительно растереть в ступке.

3.1. В растворе нет нерастворенных частиц лекарственного вещества.

5.    Процедить раствор.

5. Из подставки раствор процедить в отпускной флакон. Для процеживания использовать ватные тампоны или марлевые салфетки, промытые водой очищенной, стеклянный фильтр или беззольную бумагу.

3.3.  Растворы прозрачны в проходящем свете, механические примеси отсутствуют. Цвет и запах раствора не изменились. При обнаружении примеси раствор процедить заново.

6.    Укупорить  лекарственный препарат.

3.4. Закрыть флакон с раствором заранее подобранной  пробкой,   закрепить  ее  навинчивающейся крышкой.

3.4. Флакон укупорен аккуратно, герметично, при переворачивании не подтекает.

7.     Оформить препарат   к   отпуску.

3.5. На флакон между швами наклеить:

- основную этикетку «Внутреннее» или  «Наружное»;

- предупредительные этикетки «Хранить  в  прохладном  месте», «Хранить в защищенном от света месте» наклеить при необходимости в зависимости от свойств входящих ингредиентов.

 - растворы списка А оформить предупредительной этикеткой «Обращаться  осторожно», флакон опечатать. Выписать   сигнатуру.   Оформить   контрольный талон.

3.5. Раствор оформлен правильно, аккуратно. Приклеены этикетки «Внутреннее» или «Наружное» с указанием номеров аптеки, рецепта, Ф. И. О, больного, способа применения, даты,

 цены. Имеются необходимые предупредительные этикетки. На флакон с раствором вещества сп. А приклеена предупредительная этикетка «Обращаться осторожно»,   флакон  опечатан. Выписан ППК, в котором указаны: номер рецепта, наименование и количества компонентов,  объем раствора, дата. Имеются подписи лиц, приготовивших  раствор.  

Тема: «Особые случаи изготовления растворов»                              Приложение № 1

                 

Контроль исходного уровня знаний.    

                                                                                                                     

Контрольные вопросы.

  1. Какими способами обозначается концентрация растворов в рецепте?
  2. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества в ЖЛФ?
  3. Каковы общие стадии изготовления водных растворов?
  4. В чем особенность изготовления растворов окислителей?
  5. В чем особенность изготовления растворов фурацилина?
  6. В чем особенность изготовления раствора кальция глюконата?
  7. В чем особенность изготовления раствора йода?
  8. В чем особенность изготовления раствора сулемы?
  9. В чем особенность изготовления раствора осарсола?
  10. Как готовят растворы труднорастворимых и крупнокристаллических веществ?

Тема: «Особые случаи изготовления растворов»                                 Приложение № 2

     

Контроль исходного уровня знаний.        

                                                                                                                       

Ситуационные задачи.

  1. Возьми: Раствора фурацилина 1 : 5000 – 400 мл

              Дай. Обозначь. Для полоскания горла

  1. Возьми: Раствора кислоты борной 3 % - 500 мл

               Дай. Обозначь. Для полосканий

                                 

Тема: «Особые случаи изготовления растворов»                                     Приложение № 3

Индивидуальные задания для выполнения.

1)        Возьми:     Раствора серебра нитрата 2 % - 30 мл

                        Дай. Обозначь. Для промывания десен.

2)        Возьми:      Раствора фурацилина 1:5000-300 мл

Дай. Обозначь. Для полосканий.

3)        Возьми:     Раствора кислоты борной 2 % - 50 мл

Дай. Обозначь. Для полосканий.

4)        Возьми:     Раствора Люголя 30 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 5 капель на молоке 3 раза в день.

5)        Возьми:      Раствора калия перманганата 1 % -30 мл.

Дай. Обозначь. Для обработки кожи

6)        Возьми:      Раствора серебра нитрата из 0,1-100 мл.

Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 3 раза в день.

7)        Возьми.     Раствора фурацилина 1:5000 - 100 мл

Дай. Обозначь. Для полосканий.

8)        Возьми:      Раствора магния сульфата 1 % - 30 мл

                       Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке на ночь

9)        Возьми:      Раствора этакридина лактата 1%  - 100 мл.

 Дай. Обозначь. Для полосканий.

10)        Возьми:    Раствора кальция глюконата 10 % - 50 мл

 Дай. Обозначь. Для смазывания десен.

                                       

Тема: «Особые случаи изготовления растворов»                            Приложение № 4 

                                                           

Закрепление пройденного материала

        Ситуационные задачи:

1.В аптеку поступил рецепт об изготовлении 120 мл 0,5% раствора нитрата серебра. Практикант отвесил 0,6 нитрата серебра на отдельных весах, поместил в колбу, добавил туда 120 мл воды очищенной и перемешал до полного растворения вещества. Полученный раствор процедил через фильтровальную бумагу в отпускной флакон темного стекла, оформил по сп.А. Оцените действия практиканта.

2.При изготовлении 200 мл 10% раствора натрия сульфата практикант отвесил 20,0 вещества, растворил в подставке в 200мл воды очищенной, процедил во флакон для отпуска, оформил надлежащим образом. Дайте критическую оценку действиям практиканта.

3.В аптеку поступил рецепт:

Rp: Sol. Lugoli 100 ml

      D.S. Для полоскания горла

Для изготовления лекарственной формы практикант взял 5,0 йода кристаллического, растер его в ступке с небольшим количеством воды и затем добавил остальное количество воды, перелил в баночку, оформил этикеткой «Внутреннее». Оцените действия практиканта.

4.Для изготовления раствора нитрата серебра 2 % 50 мл практикант отмерил 50 мл воды в подставку, подошел к провизору-аналитику и попросил отвесить 1,0 нитрата серебра. Провизор-технолог ему отказал. Дать оценку действиям провизора-технолога. Чтобы Вы сказали практиканту?

        

Тема: «Особые случаи изготовления растворов»                            Приложение № 5

Закрепление материала. Тестовый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕСНИЦ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк выполнению практических  занятийпо  учебной дисциплине«Технология постижерных работ»для студентов 1 курсаспециальности 100116 «Парикмахерское искусство»...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ : ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ ВОЛОС

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк выполнению практических  занятийпо  учебной дисциплине«Технология постижерных работ»для студентов 1 курсаспециальности 100116 «Парикмахерское искусство»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль глазных капель с атропином сульфатом»

Методическая разработка интегрированного практического занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для отработки профессиональных компетенций по двум дисциплинам. Методическа...

Практическое занятие Тема «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ. Изготовление спиртовых капель»

Методическую разработку  можно  использовать для проведения  практического  занятия по теме  на  дисциплине  МДК 02.01 «Технологии  изготовления лекарстве...

Практическое занятие Тема «Изготовление растворов пепсина»

Методический  материал  даёт  возможность проводить занятия, используя  различные  виды контроля по усмотрению преподавателя  в зависимости от уровня  подготовки...

Теоретическое занятие "Общие и особые правила изготовления растворов"

Методическая разработка теоретического занятия "Общие правила изготовления растворов. Особые случаи изготовления растворов" может быть использована преподавателем и студентами специальности ...

Методическое пособие для проведения практического занятия "Приготовление рабочих растворов. Правила работы с дезинфицирующими средствами"

Методическое пособие практического занятия составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональному модулю ПМ 04. МДК 04.02 специально...