Изготовление растворов ВМС и коллоидных растворов.
методическая разработка

Методическая разработка по ПМ 02 Технология изготовления лекарственных форм в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

для преподавателя

по выполнению практических работ

ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».

МДК.02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»

Тема 3.4 Растворы ВМС. Коллоидные растворы.

Специальность: 33.02.01 Фармация

Чита – 2024

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю ПМ 02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»

Автор учебно – методической разработки:

Толмачева Е.С., преподаватель ГПОУ «ЧМК»

Рассмотрена на заседании

ЦМК «Фармация»

Протокол № 7 от «22» апреля 2024г.

Председатель ЦМК_____________ Богданова А.И.

2024 год

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю 02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»

Специальность: 33.02.01 Фармация

Модуль с указанием раздела: ПМ 02 «Изготовление лекарственных препаратов

в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».

Раздел 1. Технология изготовления лекарственных форм.

Тема: «Изготовление растворов пепсина, протаргола, колларгола, ихтиола».

Вид занятия: Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков.

Форма проведения: лабораторно - практическое занятие.

Методы обучения: Практико – операционный, словесный

Цели занятия:

Учебная:

  •  изготовление гомогенных мазей по предложенным прописям рецептов и требования учреждений здравоохранения;
  • формирование профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям медицинских организаций.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК 2.4. Оформлять документы первичного учета по изготовлению лекарственных препаратов.

ПК 2.5. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действия при чрезвычайных ситуациях.

Задачи: После изучения темы студент должен:

Иметь практический опыт:

  • изготовления коллоидных растворов по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения;
  • упаковки и оформления изготовленных коллоидных растворов к отпуску.

Уметь:

  • делать расчеты массы лекарственных веществ и растворителя, необходимые для изготовления коллоидных растворов массо - объёмным методом.
  • готовить коллоидный раствор;
  • упаковать коллоидный раствор;
  • оформлять к отпуску готовый коллоидный раствор.

Знать:

  • нормативно – правовую базу по изготовлению коллоидных растворов;
  • порядок выписывания рецептов и требований;
  • требования производственной санитарии;
  • правила изготовления коллоидных растворов;
  • физико – химические свойства лекарственных веществ, используемые для изготовления коллоидных растворов;
  • правила оформления лекарственных форм предназначенных к отпуску.

Развивающая:

  • развитие умений обобщать факты и делать выводы;
  • формировать умение воспринимать и осмысливать знания, выделять главное, составлять план, осуществлять необходимые расчеты;
  • развитие привычек учебного труда: готовность к занятию, организованность;

Воспитательная:

  • выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. (ОК 01).
  • осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02)
  • работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ( ОК 04)
  • осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. (ОК 05).

Средства обучения:

  • Информационные средства: методические (нормативная документация, таблицы, лекционный материал, пособие к практическим занятиям по фармацевтической технологии, учебники).
  • Наглядные средства: материальные (набор рецептурных бланков формы 107-1/у с прописями гомогенных мазей, посуда для изготовления мазей, фармацевтические субстанции, вспомогательный материал).
  • Технические средства: калькулятор.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • Межпредметные связи:

ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»,

УД: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Органическая химия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Математика»..

  • Внутримодульные связи:

ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК.02.01 Технология изготовления        МДК.02.02 Контроль качества

лекарственных форм                                      лекарственных средств.

  • Внутрипредметные  связи:

Темы: «Общая характеристика жидких лекарственных форм. Типовая технологическая схема изготовления».

«Понятие о стерильности. Требования к воде очищенной».

«Физико – химические свойства веществ».

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

  1. Лекционный материал (лекция № 11);
  2. Технология изготовления лекарственных форм: учебник для медицинских училищ и колледжей/ В.А. Гроссман – 2-изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020 – 336с.
  3. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ Г.В. Михайлова, под ред. И.И.Краснюк. – ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 656с.
  4. Государственная фармакопея, XIV, Москва. «Медицина», 2018год.
  5. Приказ МЗ РФ от 01.07.2016г. №751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

Дополнительная:

  1. Фармацевтическая технология руководство к практическим занятиям. Учебное           пособие для студентов среднего профессионального образования/ И.И. Краснюк., Н.Б.Демина, М.Н. Анурова. - ГЭОТАР-Медиа,2019. - 368с

Этапы занятия и контроль их усвоения

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение

Примерное

время, мин.

1.

Организационная часть

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности, помещения к занятию. Организация внимания студентов.

3 мин

2.

Мотивация учебной деятельности

Актуализация темы (значение в проф. деятельности, актуализация, актуальность проблемы, перспективы). Определение формируемых компетенций.

4 мин

3.

Цель занятия

Объявление темы. Определение целей и задач занятия (студенты записывают тему занятия, цели занятия).

3 мин

4

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

Выполнение письменных индивидуальных заданий.

1

20 мин

5.

Основная часть занятия. Закрепление изученного материала.

Работа по алгоритму:

Анализ способа изготовления коллоидного раствора массо-объёмным  методом

- поэтапное произведение расчетов на примере коллоидного раствора;

  • алгоритмизация технологического процесса
  • групповое обсуждение и проверка полученных результатов;
  • анализ рецептов заданных на дом:
  • индивидуальная работа студентов (по желанию) у доски по изложению технологии изготовления лекарственной формы по предложенному алгоритму;
  • формулирование выводов по изложенной прописи находящихся на местах студентов.

2

3

80 мин

6.

Самостоятельная работа

Изготовление лекарственной формы для отпуска по предложенной прописи рецепта.

4

40 мин

7.

Закрепление изученного материала

Индивидуальное решение тестовых заданий по теме.

5

25 мин

8.

Подведение итогов

Подведение итогов, анализ полученных результатов, выставление оценок студентам.

Рефлексия.

3 мин

9.

Домашнее задание

Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения.

6

2 мин

Итого:

180 мин.


Приложение 1

Письменные индивидуальные задания для проверки исходных знаний по теме 3.4.

Растворы ВМС. Коллоидные растворы.

Вариант-1

  1. Дайте определение высокомолекулярным соединениям.
  2. Приведите примеры коллоидных веществ.

Вариант-2

  1. Опишите, в чем заключается принцип защиты коллоидов. С какой целью это делается?
  2. Приведите примеры ограниченно набухающих ВМС.

Вариант-3

  1. Дайте определение коллоидным растворам.
  2. Приведите примеры неограниченно набухающих ВМС.

Вариант-4

  1. В чём заключается особенность приготовления раствора протаргола?
  2. Изложите классификацию ВМС. Приведите примеры.

Вариант-5

  1. Дайте сравнительную характеристику растворам ВМС и коллоидным растворам.
  2. В чём заключается особенность приготовления раствора колларгола?


Эталоны ответов.

Вариант 1

  1. Высокомолекулярными соединениями (ВМС) называют вещества с молекулярной массой от нескольких тысяч до миллиона и более.
  2. К коллоидным веществам относят: колларгол, протаргол, ихтиол.

Вариант 2

  1. Принцип защиты коллоидов заключается в сочетании коллоиднораздробленного вещества, по своей природе гидрофобного, с ВМС, обладающими высокими гидрофильными свойствами. Связь между гидрофобными и гидрофильными компонентами достигается за счет адсорбции ВМС на коллоидных частицах. Благодаря защите гидрофобных коллоидов макромолекулами ВМС они приобретают новые, очень ценные для практики свойства: агрегативную устойчивость, спонтанность растворения и обратимость.
  2. К ограниченно набухающим ВМС относят: растворы желатина, растворы крахмала.

Вариант 3

  1. Коллоидные растворы (золи) - дисперсные системы, размер частиц которых находится в пределах 1—100 нм (0,1 мкм).
  2. К неограниченно набухающим ВМС относят: растворы камедей, микстуры с пепсином

Вариант 4

  1. Протаргол насыпают тонким слоем на поверхность воды и оставляют в покое. При этом происходят постепенное набухание частичек протаргола на границе раздела с водой, а затем переход в раствор.
  2. ВМС можно разделить на две группы:
  • Неограниченно набухающие. Пример: растворы камедей, микстуры с пепсином.
  • Ограниченно набухающие. Ограниченное набухание ВМС заканчивается образованием эластического геля (студня). Пример: растворы желатина, крахмала.

Вариант 5.

  1. Сравнительная характеристика:

Растворы ВМС

Коллоидные растворы

  • Молекулы ВМС - это гигантские образования, состоящие из сотен и даже тысяч отдельных атомов.
  • Растворы ВМС устойчивы.
  • Некоторые растворы ВМС обладают свойством обратимости.
  • Растворы ВМС обладают способностью светорассеяния, приводящей к опалесценции или мутности раствора.
  • В коллоидных системах каждая частица

агрегат атомов и молекул, называемый мицеллой.

  • Коллоидные растворы агрегативно неустойчивы
  • Коллоидные растворы не обладают свойствами обратимости.
  • Свет рассеивается в коллоидном растворе.
  1. В связи с медленным набуханием растворы колларгола приготавливают путем его растирания с небольшим количеством воды и последующим разбавлением остатком растворителя.

Критерии оценки:

5 баллов

Выбрана верная технология изготовления л.ф., определение дано верно, ответ полный развёрнутый.

4 балла

Выбрана верная/частично верная технология изготовления л.ф., определение дано верно/частично верно., ответ полный не развёрнутый.

3 балла

Выбрана верная/частично верная технология изготовления л.ф., определение дано верно/частично верно, ответ полный не развёрнутый.

2 балла

Выбрана неверная технология изготовления л.ф., определение дано неверно, ответ не полный не развёрнутый.

Приложение 2

Номенклатура коллоидных растворов по прописям рецептов, поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения:

     1. Rр: Sol. Collargoli 2% - 20ml

            M.D.S. капли.

2. Rр: Sol. Protargoli 2% - 30ml

           M.D.S. По 2 капли в нос.

3.  Rр: Sol. Protargoli 1% - 100ml

           M.D.S. Для промывания носа.

4. Rр: Sol. Collargoli 1% - 100ml

            M.D.S. Для спринцеваний.

5. Rp.: Sol. Ichthyoli 5% - 150 ml

            D. S.: Для компрессов.

6. Rp.: Pepsini 3,0

            Sol. Acidi hydrochloridi 2% - 200 ml

            M. D. S.: По 1 ст.ложке 3раза  в день

            во время еды.

Эталон ответов

1. ППК (оборотная сторона):

Mколларгола = 2%*20мл/100% = 0,4грамм

Сфактическая = 2% <3%

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

Сollargoli 0.4

Aq. Purificatae 20 ml

Vобщий =20 ml

Vфасовки = 20ml №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

В связи с медленным набуханием растворы колларгола приготавливают путем его растирания с небольшим количеством воды и последующим разбавлением остатком растворителя. Растворы колларгола фильтруют через бумагу  только при условии, что она беззольна; в противном случае зольные элементы бумаги, особенно соли Fe, Са и Mg, вызовут коагуляцию колларгола и обусловят его потери на фильтре. Отпускают во флаконе темного стекла.

2.  ППК (оборотная сторона):

 Mпротаргола = 2%*30мл/100% =0,6грамм

Сфактическая = 2% <3%

ППК (лицевая сторона):

Дата ___ № рецепта___

Aq.purificatae 15ml

Protargoli 0.6

Aq.purificatae 15ml

Vобщий = 30ml

Vфасовки = 30 ml №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

Все растворы протаргола в воде изготавливают, используя его способность неограниченно набухать и затем самопроизвольно переходить в раствор. Протаргол насыпают тонким слоем на поверхность воды и оставляют в покое. При этом происходят постепенное набухание частичек протаргола на границе раздела с водой, а затем переход в раствор.

Так как Vлек.формы 30мл и концентрация протаргола менее 3%готовим раствор методом двух подставок: lелим воду на две части, в одной растворяем протаргол и фильтруем в отпускной флакон через промытую водой вату. Оставшейся водой промываем фильтр так же в отпускной флакон.

Отпускают лек.форму во флаконе тёмного стекла.

3. ППК (оборотная сторона):

Mпротаргола = 1%*100мл/100% =1,0 грамм

Смах=3%/0,64 = 4,7% > 2%, значит Vводы = 100 мл

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

Aq.purificatae 100ml

Protargoli 1,0

Vобщий = 100ml

Vфасовки = 100 ml №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

4. ППК (оборотная сторона):

Mколларгола =1%*100мл/100%=  1,0

Смах= 3% / 0,61=4,9% > 1%, значит Vводы = 100мл

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

 Collargoli 1,0

Aq.purificatae 100ml  

Vобщий = 100ml

Vфасовки = 100ml  №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

5. ППК (оборотная сторона):

Mихтиола =5%*150мл/100%=  7,5 грамм

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

 Ichthyoli 7.5

Aq.purificatae ad 150ml  

Vобщий = 150ml

Vфасовки = 150ml  №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

Ихтиол – природный защищенный коллоид (альбихтол).

Ихтиол – аммониевые соли сульфокислот сланцевого масла (продукт сухой перегонки битуминозных сланцев). Сиропообразная жидкость растворима в воде и частично в спирте.

Технология изготовления: Отвешивают 7,5 ихтиола в выпарительной чашке. Добавляем небольшое количество воды очищенной. Растворяем пестиком. Переливаем в мерный цилиндр. Доводим водой очищенной до 150мл.

6. ППК (оборотная сторона)

VHCl 8,3% =2%*200мл/ 100% = 4мл.

Vводы = 200-4 = 196мл.

ВРДHCl = 2мл > ЛРД = 4мл*15/200= 0,3мл

ВСДHCl = 6мл > ЛСД = 0,3*3 = 0,9мл

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

Aq.purificatae 196 ml

Sol.Ac.hydrochlorici 8.3% -4ml

Pepsini 3.0

Vобщ = 200 ml

Vфас = 200 ml

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

Технология изготовления: готовят во флаконе для отпуска. В первую очередь во флакон помещают 196 мл воды очищенной. Затем отмеривают 4мл хлористоводородной кислоты 8,3%. Затем отвешивают 3,0 пепсина и помещают во флакон для отпуска. Растворяют. Раствор не фильтруется.

Приложение 3

Тестовые задания для выходного контроля знаний усвоенных и закрепленных в процессе занятия по теме 3.4. Растворы ВМС. Коллоидные растворы.

Укажите правильный ответ:

  1. При изготовлении растворов диспергируют с  водой или глицерином:
  1. колларгол
  2. пепсин
  3. протаргол
  4. желатин
  1. Растворение протаргола производят:
  1. при энергичном взбалтывании
  2. нагревая на водяной бане
  3. при настаивании на поверхности воды
  4. растирая с частью воды или глицерина в ступки
  1. Растворение колларгола производят:
  1. при энергичном взбалтывании
  2. нагревая на водяной бане
  3. при настаивании на поверхности воды
  4. растирая с частью воды или глицерина в ступки
  1. Коллоидные растворы термодинамически:
  1. устойчивы
  2. неустойчивы
  1. Коагуляция коллоидных растворов происходит при фильтровании:
  1. через стеклянные фильтры
  1. через вату
  2. через бумажные фильтры
  3. через марлю
  1. Растворение пепсина производят:
  1. растворяют в максимально разбавленных растворах кислоты хлористоводородной
  2. нагревая на водяной бане
  3. при настаивании на поверхности воды
  4. растирая с частью воды или глицерина в ступки
  1. Набухание при комнатной температуре, а затем растворение при нагревании происходит при изготовлении раствора:
  1. колларгола
  2. пепина
  3. крахмала
  4. желатина
  1. При отсутствии указаний в рецепте в соответствии с ГФ изготавливают раствор крахмала конценетрации:
  1. 1%
  2. 2%
  3. 4%
  4. 5%
  1. При изготовлении микстур, содержащих пепсин, кислоту хлористоводородную и сироп сахарный, пепсин добавляют:
  1. к кислоте хлористоводородной
  2. к сиропу сахарному
  3. к воде очищенной
  4. к воде очищенной после смешивания её с кислотой хлористоводородной 8,3%
  1. Укажите несколько правильных ответов. К коллоидным растворам относят:
  1. пепсин
  2. протаргол
  3. желатин
  4. ихтиол
  5. крахмал.

Приложение 4

Рефлексия:

1.На паре я работал

Активно/пассивно

2.Своей работой на паре я доволен

Доволен/не доволен

3.Пара мне показалась

Короткой/длинной

4.За пару я

Не устал/устал

5.Моё настроение стало

Лучше/хуже

6. Материал пары мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Приложение 5

Домашнее задание:

1. Изучить лекционный материал: лекция 12 и учебник: В.А. Гроссман Технология изготовления лекарственных форм, стр 171.

  1. Технология изготовления суспензий методом конденсации и диспергирования
  2. Особенности изготовления суспензии серы.
  3. Преимущества и недостатки суспензий
  4. Заполнить таблицу в дневниках по предложенным прописям рецептов:

Возьми: Цинка оксид

               Талька

               Крахмала поровну по 5,0

               Глицерина 10,0

               Воды очищенной 100 ml

              Смешай. Дай. Обозначь : Смазывать больное место

Заполнить дневник

Дата

рецепта

Пропись рецепта

Кон троль

Физико- химические свойства л/в

Расчёты ингредиентов, необходимые для изготовления л/ф

Стадии технологического процесса изготовления л/ф

Общие выводы по теме

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие Тема «Изготовление растворов пепсина»

Методический  материал  даёт  возможность проводить занятия, используя  различные  виды контроля по усмотрению преподавателя  в зависимости от уровня  подготовки...

Теоретическое занятие "Общие и особые правила изготовления растворов"

Методическая разработка теоретического занятия "Общие правила изготовления растворов. Особые случаи изготовления растворов" может быть использована преподавателем и студентами специальности ...

Теория "Коллоидные растворы. Растворы ВМС"

Разработка "Изготовление коллидных растворов и растворов ВМС" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления ко...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...

Практическое занятие "Особые случаи изготовления растворов"

Разработка практического занятия предназначена длч студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов, задания для индивидуального выполнения с а...

Методическая разработка дл преподавателей по теме Изготовление растворов солей сильных кислот и слабых оснований.

Данная методчиская разработка предназначена для проведения практического занятия по ПМ 02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных ...

9. Строительные растворы. Классификация. Виды строительных растворов

9. Строительные растворы. Классификация. Виды строительных растворов...