Теория "Капли для внутреннего и наружного применения"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка "Капли для внутреннего и наружного применения" предназначена для проведения теоретического занятия по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм по специальности 33.02.01 Фармация для студентов медицинского колледжа. Содержит цель, задачи занятия, блок информации, вопросы на закрепление материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22._kapli._teor.zan_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для  преподавателя

Тема:     « Капли для внутреннего и наружного применения»

МДК 02.01  Технология изготовления лекарственных форм

ПМ 02.  Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля

Специальность: 33.02.01 Фармация

                                                                                             Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                             преподаватель технологии

                                                                                             изготовления лекарственных форм

        Теоретическое занятие № 15

        

Тема: Капли для внутреннего и наружного применения.

Продолжительность занятия:  90мин.

 Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о правилах изготовления капель для внутреннего и наружного применения

Задачи:

- Дать характеристику каплям для внутреннего и наружного применения

- Объяснить особенности расчетов и технологии изготовления капель

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

- Классификацию капель

- Особенности изготовления капель для внутреннего применения

- Технологию изготовления капель для наружного применения

Студент должен уметь:

- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы

- Производить необходимые расчеты

- Выбирать оптимальную технологию изготовления капель

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

 - Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая   технология. М. 2016г.

- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- Мультимедийная презентация

Внутрипредметные связи:

- Дозирование по объему, массе, массообъемным способом

- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

Структура занятия

1. Организационный момент         -  2 мин.

2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.

3. Повторение пройденного материала – 10 мин.

4. Изложение нового материала    - 70 мин.

5. Закрепление материала              -  3 мин.

6. Задание на дом                            -  2 мин.

Содержание     занятия

  1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
  2. Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план (сл. 3):

- Капли - общая характеристика лекарственной формы

- Приготовление капель для внутреннего применения

- Приготовление капель для наружного применения

       3. Повторение пройденного материала. Преподаватель проводит опрос по ранее изученной теме «Неводные растворы» (приложение № 1)

      4. Содержание    нового   материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 2) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о % выражении концентрации лекарственных веществ, о дозировании по массе, объему, массообъемным способом, об общих правилах изготовления  растворов и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.

5. Закрепление  материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 3)

6. Задание на дом: Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 4)

Тема:  Капли для внутреннего и наружного применения                        Приложение № 1

 Повторение пройденного материала:

- Чем обусловлено применение неводных растворов?

- В чем особенность изготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?

- Что происходит при смешивании спирта и воды?

- Каковы нормы отпуска спирта этилового?

- В чем особенность изготовления растворов на нелетучих растворителях?

- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

      - Что значит дозирование по массе, массообъемным способом?

Тема:  Капли для внутреннего и наружного применения                      Приложение № 2

Изложение нового материала:

Капли - жидкая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего и наружного применения.

Достоинства капель:

- высокая биодоступность

- удобство применения

- простота изготовления

- портативность

Но из-за более высокой концентрации лекарственных веществ (по сравнению с микстурами) в каплях относительно чаще встречаются химические несовместимости. Как дисперсные системы капли могут представлять собой истинные растворы, коллоидные растворы, суспензии и эмульсии.

Требования:

- соответствие анатомо-физиологическим особенностям пути введения и физико-химическим свойствам лекарственных веществ

- безопасный уровень микробной контаминации

- совместимость лекарственных и вспомогательных веществ

- точность концентрации лекарственных веществ и соответствие объема

- стабильность химическая и физическая

- отсутствие механических включений

 Капли для внутреннего применения – представляют собой растворы лекарственных веществ в воде, настойках, жидких экстрактах и др. жидкостях.

 Водные растворы капель. Прописывают в небольших количествах -5 – 10 мл. Особенности изготовления: лекарственные вещества растворяют в половинном объеме воды очищенной, полученный раствор процеживают через ватный тампон, предварительно промытый водой очищенной, через этот же тампон процеживают остальное количество воды очищенной.

При проверке доз веществ сп. А и Б условно принимают, что в 1 мл водного раствора с небольшой концентрацией лекарственного вещества содержится 20 капель.

Алгоритм проверки доз в каплях:

  1. Определяют количество капель в выписанном объеме: умножают объем раствора на 20 капель
  2. Находят количество лекарственного вещества исходя из концентрации раствора
  3. Находят РД и СД
  4. Сравнивают РД и СД с ВРД и ВСД

Rp: Sol. Papaverini hydrochloridi 2 % - 10 ml

D.S. По 5 капель 2 раза в день

Папаверина г/хл – вещество сп. Б. Делаем расчеты на обратной стороне ППК.

Обратная сторона ППК:

             Проверка доз:

  1. Количество капель в 10 мл: 10 мл х 20 кап. = 200 капель
  2. Количество папаверина г/хл: 2,0 – 100 мл

                                                         Х   -    10 мл,    х = 0,2

3. РД: 0,2 – 200 кап.

            Х  -  5 кап.      Х = 0,005

4. СД: 0,005 х 2 = 0,01

5. ВРД = 0,2    ВСД = 0,6

В подставке в 5 мл воды очищенной растворяем 0,2 папаверина г/гл, процеживаем через ватный тампон, предварительно промытый водой очищенной, в отпускной флакон. Через этот же фильтр процеживаем остальное количество воды очищенной, флакон укупориваем, взбалтываем, оформляем этикеткой «Внутреннее», дополнительной «Беречь от детей». Заполняем лицевую сторону ППК (у доски)

 Rp: Aethylmorphini hydrochloridi 0,2

        Mentholi 0,1

        Natrii bromidi 0,3

        Adonisidi 6 ml

        T – rae Convallariae

        T –rae Leonuri ana 15 ml

   M.D.S. По 15 капель 2 раза в день

Этилморфина г/хл – вещество сп. А, адонизид – сп. Б., необходима проверка доз. Так как количество настоек выписано в мл, а способ применения указан в каплях, необходимо сделать пересчет.

Находим, какое количество капель настоек содержится в 1 мл (по таблице капель ГФ):

Адонизид – 34 капли

Настойка ландыша – 50 капель

Настойка пустырника – 51 капля

Находим количество капель настоек в выписанном объеме:

Адонизид: 34 кап. х 6 мл = 204 капли

Настойка ландыша: 50 кап. х 15 мл = 750 капель

Настойка пустырника: 51 кап. Х 15 мл = 765 капель

Итого: 1719 капель в 36 мл настоек

 Находим РД и СД этилморфина г/хл:

РД: 0,2 – 1719 кап

         Х  -   15 кап    отсюда х = 0,00117;   ВРД = 0,03

СД: 0,00117 х 2 = 0, 00234;                         ВСД = 0,1

Находим РД и СД адонизида:

РД: 204 к – в 1719 к

          Х     - 15 к          х = 1,8 ~ 2 капли;   ВРД = 40 капель

СД: 2 х 2 = 4 капли;     ВСД = 170 капель

Ментол растворяем в смеси настоек ландыша и пустырника. Этилморфина г/хл и натрия бромид растворяем в адонизиде, т.к. концентрация спирта в нем всего 20 %. Затем все смешиваем в отпускном флаконе, укупориваем, оформляем по сп. А.

Капли для наружного применения – капли в нос и ухо.

Капли для носа – готовятся в виде водных растворов, масляных и в виде суспензий.

 Дозы веществ сп. А и Б в этих каплях обычно не проверяют, т.к. они назначаются для местного действия и в небольших количествах. Но нужно учитывать возможность всасывания лекарственных веществ из полости носа, и следовательно, общего и токсического их действия. Недостатком капель для носа в виде водных растворов является кратковременность терапевтического эффекта. Капли для носа в виде масляных растворов и суспензий готовят по правилам технологии растворов на неводных нелетучих растворителях.

 Капли ушные – применяются в виде водных, неводных и комбинированных растворов. 

Готовят по тем же правилам, что и капли для носа.

Rp: Furacillini 0,002

        Dimedroli 0,05

        Ephedrini hydrochloridi

        Novocaini ana 0,1

        Sol. Natrii chloridi 0,9 % - 10 ml

 M.D.S. По 2 капли в нос 3 раза в день

Обычно 0,02 % раствор фурацилина на 0,9 %  растворе натрия хлорида имеется в качестве внутриаптечной заготовки (ВАЗ). В 5 мл этого раствора растворяют эфедрина гидрохлорид, димедрол  и новокаин, процеживают  и через этот же фильтр процеживают остальные 5 мл раствора фурацилина.

 Rp: Natrii hydrocarbonatis 0,5

         Glycerini 5,0

         Aquae purificatae 5 ml

  M.D.S. По 7 капель в слуховой проход 3 раза в день

В отпускной флакон помещают 0,5 натрия г/карбоната, флакон тарируют на технических весах и отвешивают туда 5,0 глицерина, добавляют 5 мл воды очищенной, укупоривают и нагревают на водяной бане до полного растворения натрия г/карбоната. Оформляют «Наружное».

Тема: Капли для внутреннего и наружного применения                         Приложение № 3                                                                                                        

Закрепление материала:

  1. Что собой представляют капли, и какими преимуществами они обладают?
  2. В чем особенность технологии приготовления капель в виде водного раствора?
  3. В чем особенность проверки доз веществ сп. А и Б в виде водного раствора капель для внутреннего применения?
  4. Почему в каплях для наружного применения дозы веществ сп. А и Б не проверяют?
  5. В чем особенность изготовления капель на нелетучих растворителях?

Тема: Капли для внутреннего и наружного применения                           Приложение № 4                                                                                                                                                                                                  

Задание на дом:

  1. Что собой представляют капли,  какими преимуществами и недостатками они обладают?
  2. В чем особенность технологии капель для внутреннего применения в виде водного раствора?
  3. В чем особенность изготовления капель для наружного применения?

      Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология монтажа наружных и внутренних электроустановок"

Мультимедийная презентация на тему:  "Технология монтажа наружных и внутренних электроустановок"...

Нарезание наружной и внутренней резьбы на токарном станке

Тема урока: «Нарезание крепежных резьб метчиками и плашками»Цели урока: обучающая:закрепить знания обучающихся по технике безопасности; сформировать у обучающихся понятия о «резьбах», «их изображении»...

Презентация на тему:«Нарезание внутренней и наружной резьбы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11791330","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Презентация на тему:«Нарезание внутренней и наружной резьбы»...

Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы.

В данной разработке рассматриваются инструменты для нарезания резьбы. и способы нарезания резьбы....

Методическая разработка технологической карты практического занятия на тему "Особенности наружного применения лекарственных средств"

Данная методическая разработка может быть полезна для преподавателей медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" и "Лечебное дело". ПМ 04 "Выполнение работ по пр...

Методическая разработка по учебной практике по профессии "Автомеханик". Тема: " Нарезание наружной резьбы, нарезание внутренней резьбы в сквозных и глухих отверстиях".

Данный материал может быть полезен для мастеров п/о в образовательных учреждениях СПО по направлениям подготовки "Машиностроение", "Эксплуатация транспортных средств" и используетс...

«ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПО СТАНДАРТАМ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО КОДУ 1.3 ПО КОМПЕТЕНЦИИ № F7 КОРПОРАТИВНАЯ ЗАЩИТА О ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Методические рекомендации для студентов учреждений СПО по подготовке и выполнению заданий демонстрационного экзамена по компетенции «№ F7 Корпоративная защита о внутренних угрозах информационной...