Классный час "Флоренс Найтингейл"
классный час на тему

Синькова Светлана Алексеевна

Классный час для студентов 1 курса. Знаменитая сестра милосердия, на основе трудов которой  была создана современная система сестринского дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл жизнь Флоренс Найтингейл9.3 КБ

Предварительный просмотр:

Первые медицинские сёстры появились под эгидой церкви. И слово «сестра» обозначало родство не кровное, а духовное. Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

В XI веке в Нидерландах, Германии и др. странах появились общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, позже причисленная к лику святых, построила на свои средства госпиталь, а также организовала приют для подкидышей и сирот, и сама же в нём работала. В её честь была основана католическая община Елизаветинок. В мирное время сёстры-монахини ухаживали только за больными женщинами, а в военное – и за раненными воинами. Также они ухаживали за больными проказой. В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Он впервые предложил это название – «сестра милосердия», «старшая сестра». Община состояла из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали каких-либо постоянных обетов. Во главе общины стояла Луиза де Мариллак, которая организовала специальную школу для обучения сестёр милосердия и сиделок. Подобные общины стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками). В России профессия медицинской сестры появилась в1863 г. Тогда был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Краеугольным камнем философии сестринского движения служит представление о равном праве на милосердие любого человека, независимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.

Основательница профессии сестры милосердия Ф. Найтингейл дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний»

Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale) родилась 12 мая 1820 года в семье богатых аристократов - англичан на вилле во Флоренции (в Италии) и была названа в честь города своего рождения. Она получила великолепное образование для женщины ее времени: прекрасно знала литературу, владела пятью иностранными языками, изучала математику, историю, философию, занималась живописью и музыкой.

Биографы Флоренс Найтингейл утверждают, что в юности она пережила некое состояние, определенное ею впоследствии как «Божий призыв» и о котором она помнила до конца своей жизни. Однажды, во время прогулки в саду, она, как в забытьи, услышала шедший откуда-то голос: «Ты должна сделать нечто очень важное. Этого не сможет сделать никто, кроме тебя». Как человек, верующий в Бога, Флоренс придавала этому случаю важное значение.

Будучи обладательницей прекрасных манер, присущих дочери аристократов и безупречной репутацией, а также значительного приданого, Флоренс Найтингейл могла рассчитывать на блестящую партию. В 1847г ее руки попросил поэт и подающий надежды политик Ричард Монктон Милнс, но Флоренс отвергла его предложение. Вскоре она познакомилась с Сидни Гербертом — аристократом, политиком и просто умным человеком. Герберт и Найтингейл сразу же понравились друг другу и на всю жизнь стали близкими друзьями. Но дальше дружбы дело пойти не могло, поскольку Герберт уже был женат.

Однажды Флоренс посетила один из приютов для заболевших бедняков на окраине Лондона, так называемый «работный дом» и увиденное впечатлило ее на всю оставшуюся жизнь. Кучи смердящих тел на тюфяках из грязной соломы, заразные и незаразные - все вместе. Пьяные сиделки, без пользы просиживающие время у кровати больного. Врачи, использующие пациентов в качестве подопытных животных для медицинской практики. Не было ничего страшнее для больного бедняка, чем попасть сюда, потому что из такой "больницы" пациенты отправлялись только в одно место - на кладбище.

Потрясенная до глубины души Флоренс вскоре объявила родителям, что собирается пойти сиделкой в больницу для неимущих. У матери Флоренс случился сердечный приступ, отец не разговаривал со строптивой дочерью два дня, но Флоренс настояла на своем и проработала четыре недели в больнице. Чопорное аристократическое общество Лондона отшатнулось от нее. Ее перестали приглашать в гости и больше к ней никто не сватался. Но Флоренс уже не трогали светские условности. Похоже, теперь она нашла свой жизненный путь и ничто не могло помешать ей идти по нему.

Последующие годы Флоренс посвятила разработке своего метода ухода за больными. Метод этот был гениально прост: соблюдение строжайшей чистоты в палатах, регулярное проветривание помещений, режим питания, полный карантин для заразных и внимательное отношение ко всем жалобам больных. Она изучала медицинские книги и атласы и посещала приюты для бездомных и больных.

В 1851г она отправилась в Германию, в монастырь протестантских монахинь в Кайзерсверте, работала в их госпиталях, но ее рекомендации по уходу за больными монахини приняли в штыки, не позволили ей ничего изменить и вскоре, разочарованная, Флоренс уехала во Францию, в Париж, где поселилась в общине католических сестер имени Винсента де Поля. Там ей позволили претворить в жизнь ее идеи ухода и, благодаря ее реформам, за полтора месяца смертность больных в тамошнем госпитале уменьшилась в два раза.

Об ее успехе узнали в Лондоне и предложили отважной леди почетный пост главной смотрительницы столичного Лечебного заведения для обедневших дворянок, под личным патронажем Ее Величества британской королевы Виктории.

И вот в 1853 Найтингейл вернулась на родину. А в 1854 началась Крымская война и Англия приняла в ней участие. Английские военные госпитали в Турции находились в удручающем состоянии. Раненые солдаты гибли сотнями в день, лишенные элементарного ухода. Военный министр прислал Найтингейл письмо с просьбой помочь больными раненым и в ноябре 1854 она и еще 38 сестер - добровольцев отправились на поле брани. Там она последовательно проводила в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными. В результате менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %.

В 1856 году Флоренс на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсёстрах, погибших в Крымской войне.

крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам она с лампой в руках, словно добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными.

Вернувшись в Англию в конце 1855 г. Ф. Найтингейл организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия, которая и была открыта в госпитале Сент-Томас в Лондоне 26 июня I860 г.

Кроме того, по поручению английского правительства Найтингейл занялась реорганизацией армейской медицинской службы. Она добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации, а больничный персонал проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации.

В 1856 году, вскоре после окончания войны, у Флоренс случился тяжелейший инсульт, навсегда приковавший ее к инвалидному креслу.

В 1858 году мисс Найтингейл написала книгу «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии» (Notes on Matters Affecting the Health, Efficiency and Hospital Administration of the British Army, 1858).

В 1860 году вышла в свет вторая ее книга, ставшая настольной для многих врачей - «Записки о госпитальном уходе: каков он есть и каким не должен быть» (Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not, 1860). Именно в ней Флоренс высказала основной принцип своей работы: «Болезнь – дело серьезное, и потому легкомысленное отношение к ней – непростительно. Нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности». Нельзя не признать, что слова эти актуальны и в наше время.

В начале 60-х годов Флоренс Найтингейл в составе экспертной комиссии по санитарным реформам в тамошних госпиталях отправилась в поездку по Индии, где также разработала особую гигиеническую методику. Результатом этой поездки стала еще одна увлекательная книга «Как люди могут выжить в Индии».

В 1872 году Флоренс стала Главным экспертом комиссии по санитарному состоянию английских военных лазаретов и госпиталей. Это было неслыханно для женщины ее эпохи – такой пост, особенно, учитывая состояние ее здоровья.

В 1883 Найтингейл была награждена Королевским Красным крестом, а в 1907 году она стала первой женщиной Британии, получившей из рук британского короля Георга Пятого орден «За заслуги перед Отечеством».

К концу своей длинной, почти вековой жизни Флоренс осталась без близких: она попросту пережила всех своих родных. Последние 14 лет она не вставала с постели, а к 80 годам полностью потеряла зрение, однако продолжала работать с помощью секретаря и прекратила деятельность только в 86-летнем возрасте. Умерла Найтингейл в Лондоне 13 августа 1910 в возрасте 90 лет и была похоронена на скромном сельском кладбище рядом с семьей, заранее отказавшись от того, чтобы ее похоронам был придан статус национального траура. Все свои личные письма и дневники она уничтожила незадолго до своей смерти, так и не позволив никому вторгнуться в ее сокровенные мысли и душу.

В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца (с ноября 1991 называется Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) учредила медаль имени Флоренс Найтингейл - самую почётную и высшую награду для сестёр милосердия во всём мире. Теперь каждые два года 12 мая присуждается 50 медалей "лучшим из лучших". Медаль изготовлена из позолоченного серебра, на лицевой стороне надпись на латинском языке «В память Флоренс Найтингейл. 1820—1910». В центре изображение женщины со светильником, как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись на латинском языке: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»

Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

"Классные" классные!

Статья о классном руководителе...