Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
учебно-методический материал на тему

Сухова Людмила Павловна

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы при изучении МДК "Технология изготовления лекарственных форм" специальности "Фармация" по разделу "Жидкие лекарственные формы" помогут студентам расширить, углубить и закрепить знания и умения по темам изучаемого раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam._rab._zhlf.docx117.43 КБ

Предварительный просмотр:

       Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

Профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Тема: «ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»

МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм

Специальность: 33.02.01 Фармация

Курс: 2

Уровень подготовки: базовый

Благовещенск

2018 год

Рассмотрено                                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании ЦМК «Фармация»                Экспертный совет ГАУ АО ПОО

Протокол №  _____                                      «Амурский медицинский колледж»

« __» ______ 2019 г.                                   Протокол № _____

Председатель ЦМК __________                от «____» ________ 2019 г.

Давыдова О.А.

  Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Фармация» и содержат перечень рекомендаций для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по междисциплинарному курсу 02.01 Технология изготовления лекарственных форм.

Составитель: Сухова Людмила Павловна, преподаватель ГАУ АО ПОО «АМК»

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка …………………………………………………… 4 стр.

Карта самостоятельной работы …………………………………………… 5 стр.

Содержание и порядок выполнения самостоятельной работы………….  6 стр.

Тема 1. Общие правила изготовления жидких лекарственных форм ……7 стр.

Тема 2. Особые случаи изготовления растворов ………………………….9 стр.

Тема 3. Концентрированные растворы …………………………………...10 стр.

Тема 4. Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов…………..12 стр.

Тема 5. Разбавление стандартных препаратов……………………………13 стр.

Тема 6.  Неводные растворы……………………………………………….15 стр.

Тема 7. Сиропы. Ароматные воды………………………………………...16 стр.

Тема 8. Капли для внутреннего и наружного применения ……………. 17 стр.

Тема 9. Растворы высокомолекулярных соединений……………………18 стр.

Тема 10. Коллоидные растворы………………………………………….. 20 стр.

Тема 11. Суспензии……………………………………………………….. 22 стр.

Тема 12. Эмульсии…………………………………………………………23 стр.

Тема 13. Настои и отвары………………………………………………… 25 стр.

Тема 14. Водные извлечения из сырья, содержащего слизи…………… 27 стр.

Тема 15. Контрольная работа «Водные извлечения»…………………… 29 стр.

Тема 16. Обобщающее занятие «Жидкие лекарственные формы» ……. 31стр.

Литература …………………………………………………………………. 34стр.

Приложения ……………………………………………………………….. 35 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка специалиста предполагает формирование у него определенных умений и навыков учебно-познавательной деятельности, а также навыков самообразования, которые пригодятся ему в будущем.

          Прежде всего, для самостоятельной работы студент должен уметь найти нужную литературу, ориентироваться в учебной и периодической печатной информации. В этом помогут задания для самостоятельной работы, такие, как подготовка сообщения, выполнение реферата, решение типовых профессиональных задач, при подготовке к практическим и теоретическим занятиям.

Выполнение студентами самостоятельной внеаудиторной работы является требованием ФГОС, обязательным элементом рабочей программы по МДК Технология изготовления лекарственных форм при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

       Задача  методических рекомендаций заключается в оказании помощи студенту в усвоении учебного материала по разделам изучаемого курса.  Методические рекомендации содержат различные формы самостоятельной работы для овладения знаниями, для их углубления и закрепления, формирования определенных умений, цели и содержание заданий, формы отчетности и контроля, критерии оценивания.

          Различные виды самостоятельной работы выполняются в соответствии с темой занятия. В данных рекомендациях каждый вид самостоятельной работы включает вопросы и рекомендуемую литературу. Для  выполнения  самостоятельной  работы  необходимо пользоваться   рекомендуемой  литературой,  Интернет-ресурсами  или  другими источниками по усмотрению обучающегося.

          Общие критерии оценивания работы:

1. Полнота и правильность ответа

2. Степень осознанности и понимания изученного

3. Языковое оформление

Систематическое выполнение самостоятельной работы вырабатывает у студента наблюдательность, самостоятельность, ответственность, умение анализировать, обобщать, выделять главное в изучаемом материале, творчески подходить к выполнению определенных заданий, повышает качество знаний.

Общее количество часов, отведенное на изучение МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм, составляет 328 ч, их них на самостоятельную работу студентов – 164 ч. На данную тему отведено 53 ч.

КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Наименование темы

Вид самостоятельной внеаудиторной работы

Форма контроля

 Затраты времени на выполнение задания

Тема 1. Общие правила изготовления жидких лекарственных форм

1. Подготовка к тестированию

2. Подготовка к устному опросу

3. Составление сводной таблицы

письменная

     устная

письменная

1 ч

2 ч

Тема 2. Особые случаи изготовления растворов

1. Составление сводной таблицы

2. Подготовка к тестированию

3. Подготовка к устному опросу

письменная

письменная

     устная

2 ч

1 ч

1 ч

Тема 3. Концентрированные растворы

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 4. Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 5. Разбавление стандартных препаратов

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 6.  Неводные растворы

1. Подготовка к устному опросу

2. Составление кроссворда

устная

письменная

       1 ч

1 ч

Тема 7. Сиропы. Ароматные воды.

Подготовка презентации

    устная

2 ч

Тема 8. Капли для внутреннего и наружного применения

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 9. Растворы высокомолекулярных соединений

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

4. Оформление презентации

письменная

устная

письменная

устная

        1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

Тема 10. Коллоидные растворы

1. Подготовка к устному опросу

2. Подготовка к тестированию

3. Составление кроссворда

     устная

письменная

письменная

1 ч

       1 ч

       1 ч

Тема 11. Суспензии

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 12. Эмульсии

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

4. Подготовка презентации

письменная

устная

письменная

устная

1

 ч

1 ч

1 ч

2 ч

Тема 13. Настои и отвары

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

4. Подготовка сообщения

письменная

устная

письменная

устная

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 14. Водные извлечения из сырья, содержащего слизи, экстрактов-концентратов

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 15. Контрольная работа «Водные извлечения»

Подготовка к контрольной работе

(теория)

 

письменная

3 ч

Тема 16. Обобщающее занятие «Жидкие лекарственные формы»

Подготовка к обобщающему занятию

(практика)

письменная

устная

3 ч

                                                                                                                  Итого            53 ч

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. «Общие правила изготовления жидких лекарственных форм»

Цель самоподготовки: изучить общие требования к изготовлению жидких лекарственных форм

Задачи:

-  формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- классификацию жидких лекарственных форм

- способы изготовления жидких лекарственных форм

- общие правила изготовления жидких лекарственных форм

Студент должен уметь:

- определять тип дисперсной системы жидкой лекарственной формы

- выбирать оптимальную технологию изготовления жидких лекарственных форм

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание  1. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Что собой представляет раствор?
  2. Каковы преимущества ЖЛФ перед другими?
  3. Как можно классифицировать ЖЛФ?
  4. Почему в качестве растворителя чаще используют воду очищенную?
  5. Какими способами в рецептах могут быть выписаны ЖЛФ?
  6. Какими способами готовят ЖЛФ в аптеке?
  7. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
  8. Если в рецепте не указан растворитель, какой растворитель используют?
  9. Каковы общие стадии изготовления растворов?
  10. Чем отличается проверка доз веществ сп.А и Б в растворах и порошках?
  11. Как проводят растворение лекарственных веществ при изготовлении растворов?
  12. Чем отличается процесс фильтрования от процеживания?
  13. На что обращают внимание при контроле качества растворов?

Время выполнения: 1  час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. При изготовлении лекарственных форм по массе дозируют жидкость:

   А) вода очищенная

   Б) настойка

   В) масло

2. Дополнить выражение. Отмеривание неокрашенной жидкости проводят по _______ мениску.

3. Для отпуска светочувствительных препаратов используют флаконы:

   А) нейтрального стекла

   Б) темного стекла

   В) щелочного стекла

4. Количество лекарственного вещества для приготовления 200 мл 2% раствора составляет:

    А) 2,0

    Б) 4,0

    В) 0,2

5. В первую очередь в отмеренном количестве воды очищенной растворяют:

     А) вещества списка А

     Б) вещества списка Б

     В) не имеет значения

6. При изготовлении водных растворов изменение общего объема не учитывают, если концентрация раствора:

    А) меньше Сmax

    Б) больше Сmax

    В) равна Сmax

7. Общий объем микстуры состава: раствора натрия бромида 2 % - 150 мл, настойка валерианы 10 мл, сиропа сахарного 15 мл, составит (мл):

    А) 150

    Б) 160

    В) 175

    Г) 165

8. Дополнить выражение. Микстуры, содержащие экстракционные препараты, снабжают  дополнительной этикеткой __________________

9. При оформлении растворов ядовитых веществ используют (4 правильных ответа):

    А) обращаться осторожно                               Г) опечатывают

    Б) перед употреблением взбалтывать            Д) беречь от детей

    В) выписывают сигнатуру                               Е) наружно

10. Дополнить. Срок хранения воды очищенной в аптеке составляет ____ дней

Время выполнения: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Задание 3. Составление сводной таблицы

Таблица заполняется в тетради для самостоятельной работы

                           Таблица «Классификация жидких лекарственных форм»

Тип дисперсной системы

Способ применения

Состав

Природа растворителя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Рекомендации по выполнению задания и  критерии оценивания: приложение А

Время выполнения: 2 часа

Форма контроля: письменная (таблица)

Тема 2. «Особые случаи изготовления растворов»

Цель самоподготовки – изучить особые случаи изготовления растворов

Задачи:

- сформировать знания по особым случаям изготовления растворов

- развивать логическое мышление, познавательный интерес

- воспитывать внимательность, ответственность

Студент должен знать:

- особенности изготовления, упаковки и оформления растворов фурацилина, окислителей, осарсола, сулемы, йода, кальция глюконата, труднорастворимых веществ

Студент должен уметь:

- проводить необходимые расчеты лекарственных веществ

- подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание  1. Составление сводной таблицы

Таблица выполняется в тетради для самостоятельной работы

Лекарственное вещество

Особенность растворения

Дополнитель-ное вещество

Процеживание

Упаковка

Оформле-ние

1.Раствор нитрата серебра

2. Раствор фурацилина

3. Раствор осарсола

4. Раствор перманганата калия

5. Раствор йода

6. Раствор кальция глюконата

7. Раствор сулемы

8. Раствор труднорастворимого вещества

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение А

Время выполнения задания: 2  часа

Форма контроля: письменная (таблица)

Задание 2. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Для приготовления водного раствора йода калия иодида нужно взять:

А) равное количество

Б) в 2 раза меньше

В) в 2 раза больше

2. В горячей воде следует растворять вещества (5 правильных ответов):

А) кислота борная           д) меди сульфат

Б) серебра нитрат            е) этакридина лактат

В) осарсол                        ж) новокаин

Г) фурацилин                   з) кальция глюконат

3. Дополнить предложение: При изготовлении раствора осарсола добавляется __________

4. Раствор какого вещества подкрашивается фуксином:

А) осарсол

Б) перманганат калия

В) сулема

Г) фурацилин

5. Уголь активированный добавляют к раствору:

А) нитрата серебра

Б) кальция глюконата

В) осарсола

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Какими способами обозначается концентрация растворов в рецепте?
  2. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества в ЖЛФ?
  3. Каковы общие стадии изготовления водных растворов?
  4. В чем особенность изготовления растворов окислителей?
  5. В чем особенность изготовления растворов фурацилина?
  6. В чем особенность изготовления раствора кальция глюконата?
  7. В чем особенность изготовления раствора йода?
  8. В чем особенность изготовления раствора сулемы?
  9. В чем особенность изготовления раствора осарсола?
  10. Как готовят растворы труднорастворимых и крупнокристаллических веществ?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: опрос на практическом занятии (письменный, устный)

Тема 3. «Концентрированные растворы»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление концентрированных растворов»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- Правила асептики и санитарного режима для обеспечения асептических условий изготовления концентрированных растворов.

- Требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению и учету концентрированных растворов в аптеке.

Студент должен уметь:

- Рассчитывать количество лекарственного вещества и растворителя.

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание  1. Решение профессиональных задач

Задача 1. Приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %, используя в расчетах коэффициент увеличения объема и значение плотности

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте материал по данной теме и условие задачи. Запишите цифровые значения плотности и коэффициента увеличения объема (приказ МЗ РФ № 751н). Рассчитайте количество лекарственного вещества, исходя из концентрации раствора, и количество воды очищенной с использованием выписанных показателей.

Задача 2. После изготовления раствора и его анализа оказалось, что концентрация полученного раствора составила 11 % вместо 10 %.  Решите вопрос о необходимости разбавление раствора. Ответ обоснуйте.

Рекомендации по выполнению задания: Рассчитайте допустимые отклонения для данной концентрации. Определите, входит ли полученное отклонение концентрации раствора в норму допустимых отклонений. Если нет, рассчитайте количество воды, необходимое для разбавления раствора с помощью формулы разбавления. Для выполнения расчетов воспользуйтесь данными приказа МЗ РФ № 751н (раздел «Инструкция по изготовлению жидких лекарственных форм»).

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества в ЖЛФ?
  2. Какие растворы называют концентрированными?
  3. Каковы преимущества использования концентрированных растворов?
  4. Каковы условия изготовления и хранения концентрированных растворов, и каким приказом они регламентированы?
  5. Каковы общие стадии изготовления водных растворов?
  6. Какими способами можно готовить концентрированные растворы?
  7. Что показывает коэффициент увеличения объема, и для чего он используется?
  8. Как обосновать необходимость укрепления или разбавления концентрированных растворов?
  9. Какие показатели используют при оценке качества концентрированных растворов?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Коэффициент увеличения объема показывает:

А) количество воды, необходимое для растворения 1,0 вещества

Б) уменьшение объема раствора при растворении 1,0 вещества

В) прирост объема раствора при растворении 1,0 вещества

2. Процентное выражение концентрации раствора означает:

А) количество вещества в 1 мл раствора

Б) количество вещества в 100 мл раствора

В) количество вещества в выписанном объеме раствора

3. Для укрепления концентрированного раствора при расчетах используют формулу:

А)  Х= А*(С - В)                       В)  Х = А х В

                  В                                               С

Б)   Х =  А*(В - С)                     Г) Х = А - В   

            100 х Р – В                                    С

4. Концентрированные растворы готовят способом:

А) по объему

Б) по массе

В) массообъемным

5. Признаками непригодности концентрированных растворов являются (правильных ответов 3):

А) изменение цвета

Б) выпадение осадка

В) прозрачность

Г) помутнение

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Тема 4. «Изготовление ЖЛФ с использованием концентратов»

Цель самоподготовки – углубить знания по использованию концентрированных растворов

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- правила проверки доз веществ сп. А и Б в микстурах

- правила расчетов количества воды и концентрированных растворов

- порядок введения лекарственных веществ, их растворов и других жидкостей в микстуру

- средства упаковки и оформления жидких лекарственных форм

Студент должен уметь:

- Рассчитывать количество воды и концентрированных растворов

- Проводить проверку доз веществ сп. А и Б

- Выбирать и обосновывать последовательность растворения и смешивания ингредиентов прописи

- Подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы.

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание  1. Решение задач по индивидуальной прописи

Вы работаете фармацевтом в ассистентской комнате.  Вам поступил рецепт на изготовление лекарственной формы по прописи:

Возьми: Анальгина 0,5

               Натрия бромида 3,0

              Настойки валерианы 6 мл

              Воды очищенной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Рекомендации по выполнению задания:

1. Определите общий объем микстуры

2. Найдите разовую и суточную дозы анальгина, учитывая общий объем и объем ложки

3. Рассчитайте количество раствора натрия бромида, исходя из соотношения 1:5

4. Рассчитайте количество воды очищенной

5. Определите последовательность смешивания ингредиентов прописи

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

1. Каковы преимущества использования концентрированных растворов?

2. Как рассчитать количество концентрированного раствора?

3. Как определить общий объем микстуры?

4. Как проверяют дозы веществ сп. А и Б в микстурах?

5. Какова последовательность добавления концентрированных растворов в микстуры?

6. В какой последовательности вводят в микстуру сиропы, настойки и другие жидкости?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1.Общий объем жидкой лекарственной формы определяют путем суммирования:

А) объемов водных растворов

Б) объемов всех жидких ингредиентов

В) количеств  всех ингредиентов прописи

2. Общий объем микстуры состава: раствора натрия бромида 2 % - 200 мл, настойки валерианы 5 мл, сиропа сахарного 10 мл составляет (мл):

А) 200

Б) 210

В) 205

Г) 215

3. На точность отмеривания жидкости влияет фактор:

А) объем жидкости

Б) радиус измерительного прибора

В) свет

4. При проверке доз веществ списка А и Б учитывают:

А) способ прописывания микстуры

Б) объем воды очищенной

В) общий объем микстуры

5. Оценку качества растворов проводят по показателю:

А) соответствие объема

Б) отсутствие механических примесей

В) соответствие цвета

Г) все перечисленное

6. В первую очередь в отмеренном количестве воды очищенной растворяют:

А) вещества простого списка

Б) вещества списка Б

В) вещества списка А

Г) в прописанном порядке

7. Концентрированные растворы лекарственных веществ добавляют:

А) в подставку к отмеренному количеству воды

Б) в отпускной флакон к отмеренному количеству воды

В) в подставку к раствору лекарственных веществ

8. В первую очередь к отмеренному количеству воды очищенной добавляют:

А) сухие вещества

Б) экстракционные препараты

В) концентрированные растворы

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Тема 5. «Разбавление стандартных препаратов»

Цель самоподготовки – углубить знания по разбавлению стандартных препаратов

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- классификацию стандартных препаратов

- особенности расчетов по разбавлению стандартных препаратов

Студент должен уметь:

- проводить расчеты по разбавлению стандартных препаратов

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание  1. Решение профессиональных задач

Вы работаете в производственной аптеке. Вам предстоит приготовить лекарственную форму по следующей прописи:

 Задача 1. Rp: Sol. Acidi hydrochlorici 3% - 200 ml

                  D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день перед едой

Рекомендации по выполнению задания:

1. Рассчитать количество кислоты хлористоводородной по рецепту

2. Рассчитать разовую и суточную дозу кислоты

3. Рассчитать объем раствора кислоты хлористоводородной 1:10

4. Найти объем воды очищенной

Задача 2. Rp: Sol. Perhydroli 3 % - 10 ml

                 D.S. По 2 капли в левое ухо

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте текст лекции или учебник по предложенной теме. Обратите внимание, под каким названием выписан раствор стандартного препарата. Рассчитайте количество стандартного препарата и растворителя для приготовления раствора. Опишите технологию изготовления раствора.

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Что собой представляют стандартные препараты?
  2. На какие группы подразделяют стандартные препараты?
  3. В чем особенность разбавления кислоты хлористоводородной?
  4. В чем особенность разбавления раствора аммиака и уксусной кислоты?
  5. От чего и каким образом зависят расчеты при изготовлении растворов стандартных препаратов 3-й группы?
  6. В чем особенность приготовления растворов пергидроля?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

. 1. Если в рецепте не указана концентрация раствора перекиси водорода, то отпускают раствор:

   А) 1 %

   Б) 3 %

   В) 6 %

2. Концентрация кислоты хлористоводородной, предназначенной для внутреннего применения, составляет:

А) 3 %

Б) 8,3 %

В) 25 %

3. При приготовлении 500 мл раствора пергидроля 5 % стандартного препарата нужно взять:

А) 5,0

Б) 25,0

В) 25 мл

4. При изготовлении раствора аммиака учитывают показатель:

А) коэффициент пересчета

Б) фактическое содержание действующего вещества

В) коэффициент прироста

5. Для приготовления раствора кислоты хлористоводородной для наружного применения используют кислоту:

А) 8,3 %

Б) 25 %

В) 10 %

6. Чистый пергидроль дозируют:

А) по объему

Б) по массе

В) каплями

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Тема 6.  «Неводные растворы»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление неводных растворов»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- классификацию неводных растворителей

- нормы отпуска спирта этилового

- особенности изготовления неводных растворов

Студент должен уметь:

- обосновывать технологию изготовления неводного раствора

Задания для самостоятельной работы студента

Задание 1. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

1.Что собой представляют неводные растворы?

2. Чем обусловлено применение неводных растворителей при изготовлении растворов?

3. Как можно классифицировать неводные растворители?

4. Какое явление наблюдается при смешивании этанола и воды?

5. Как проводят расчеты по разведению спирта этилового?

6. Каковы нормы отпуска этанола?

7. В чем особенность изготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?

8. В чем особенность изготовления растворов на нелетучих растворителях?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 2. Составление кроссворда

Рекомендации по выполнению задания:

Внимательно прочитайте материал лекции, учебника по данной теме. Выпишите 10-15 наиболее значимых и интересных терминов. Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и вертикали. Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими, образуя сетку кроссворда. Формулируйте определение каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично, в единственном числе, именительном падеже. Если вертикальное и горизонтальное слово начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой. Форма кроссворда произвольная (обычный классический кроссворд, сканворд). Кроссворд оформляется текстовым файлом, набранным на компьютере и распечатывается на листе формата А 4.

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный отчет

Форма отчета:

- титульный лист

- лист с пустой сеткой кроссворда и заданиями

- лист с эталонами ответов

Тема 7. «Сиропы. Ароматные воды».

Цель самоподготовки – сформировать знания о сиропах, ароматных водах

Задачи:

- скоординировать навыки по сбору, переработке информации

- научиться отражать основные вопросы изучаемой темы в электронном варианте

- сформировать навыки создания презентации

Студент должен знать:

- определение сиропов, ароматных вод как лекарственных форм

- требования к их производству и хранению

- ассортимент лекарственных препаратов в виде сиропов и ароматных вод

Студент должен уметь:

- классифицировать сиропы по назначению

- организовывать условия хранения сиропов и ароматных вод

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Создание мультимедийной презентации на тему:

1. «Сиропы»

2. «Ароматные воды»

      План презентации:

1. Определение лекарственной формы

2. Получение

3. Хранение

4. Ассортимент лекарственных препаратов

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение Б

Время выполнения на одну тему –  2 часа

Форма контроля: устная на практическом/теоретическом  занятии

Тема 8. «Капли для внутреннего и наружного применения»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление капель для внутреннего и наружного применения»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- особенности изготовления капель в зависимости от растворителя

Студент должен уметь:

- проводить необходимые расчеты

- определять технологию изготовления капель в зависимости от растворителя

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение профессиональных задач

Возьми: Атропина сульфата 0,02 (сп. А)

               Новокаина 0,3 (сп. Б)

               Натрия иодида 0,5

               Воды очищенной 30 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 8 капель при болях

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте материал по данной теме. Обратите внимание на особенность проверки доз веществ сп. А и Б в каплях в виде водного раствора и процесса растворения лекарственного вещества.

    Алгоритм выполнения задания:

1. Найти количество капель в выписанном объеме лекарственной формы

2. Найти разовую дозу вещества (количество вещества в 8 каплях)

3. Найти суточную дозу

4. Определить последовательность растворения лекарственных веществ

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Что собой представляют капли,  какими преимуществами и недостатками они обладают?
  2. В чем особенность технологии капель в виде водного раствора?
  3. В чем особенность проверки доз веществ сп. А и Б в виде водного раствора капель для внутреннего применения?
  4. Почему в каплях для наружного применения дозы веществ сп. А и Б не проверяют?
  5. В чем особенность изготовления капель на нелетучих растворителях?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Особенность изготовления раствора на глицерине:

А) растворение в подставке

Б) растворение во флаконе при нагревании

В) растворение во флаконе без нагревания

2. Растворы на неводных растворителях процеживают:

А) всегда

Б) никогда

В) при необходимости

3. Требования, предъявляемые к каплям для внутреннего и наружного применения:

А) совместимость лекарственных веществ

Б) отсутствие механических примесей

В) стабильность при хранении

Г) верно все

4. При проверке доз веществ списка А и Б в каплях для внутреннего применения учитывают, что 1 мл водного раствора содержит капель:

А) 5

Б) 10

В) 20

Г) 25

5. Недостатком капель для носа является:

А) кратковременность терапевтического эффекта

Б) длительное время действия

В) сложность изготовления

6. Дозы сильнодействующих веществ в каплях для носа:

А) не проверяют

Б) проверяют

В) проверяют при необходимости

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Тема 9. «Растворы высокомолекулярных соединений»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы

- Теоретические основы процесса растворения ВМС

Студент должен уметь:

- Рассчитывать количества лекарственных веществ, проверять их дозы

- Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ

- Подбирать средства упаковки и укупорки лекарственной формы

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение профессиональных задач

 Возьми: Пепсина 2,0

          Раствора кислоты хлористоводородной 2 % - 200 мл

 Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день во время еды

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте материал по изучаемой теме. Обратите внимание на особенность расчетов и правила растворения веществ в данной лекарственной форме.

Алгоритм выполнения:

1. Рассчитать количество кислоты хлористоводородной по рецепту

2. Найти разовую (количество кислоты в выписанном объеме ложки) и суточную дозы кислоты хлористоводородной

3. Рассчитать количество раствора кислоты хлористоводородной 1:10

4. Найти объем воды очищенной с учетом взятого объема раствора кислоты

5. Определить порядок смешивания ингредиентов прописи

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Что собой представляют ВМС?
  2. Как классифицируют растворы ВМС и в чем особенность их растворения?
  3. Какие факторы влияют на устойчивость растворов ВМС?
  4. Как применяются растворы ВМС в медицине?
  5. В чем особенность изготовления раствора пепсина?
  6. В чем особенность изготовления раствора желатина?
  7. В чем особенность изготовления раствора крахмала?
  8. Как проводят оценку качества растворов ВМС?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Последовательность смешивания ингредиентов при изготовлении микстуры с пепсином:

А) пепсин + вода + кислота хлористоводородная

Б)  вода + кислота хлористоводородная + пепсин                    

В)  кислота хлористоводородная + вода + пепсин

2. Если в рецепте не указана концентрация кислоты хлористоводородной, то отпускают:

A)        концентрированную

Б) разведенную

B)        любую, какая имеется

3. В чем готовят раствор пепсина:

А) в подставке

Б) во флаконе для отпуска

В) в ступке

4. При отсутствии указаний в рецепте о концентрации раствор крахмала готовят:

А) 1 %

Б) 2 %

В) 3 %

5. К ограниченно набухающим ВМС относится:

А) пепсин

Б) крахмал

В) трипсин

6. При изготовлении растворов желатина используют технологический прием:

A)        растворяют в подставке

Б) растворяют при нагревании

B)        растворяют в ступке с водой

7. Общий объем микстуры по прописи:

Возьми: Пепсина 2,0

               Кислоты хлористоводородной 5 мл

               Воды очищенной 200 мл

 Смешай. Дай. Обозначь.

Составляет:

А) 200 мл

Б) 205 мл

В) 207 мл

8. Растворимость ВМС понижается при добавлении:

А) глицерина

Б) этанола

В) все перечисленное

9. Неограниченно набухающие ВМС имеют структуру:

А) сферическую

Б) линейную

В) спиральную

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Задание 4. Оформление мультимедийной презентации «ВМС - свойства и применение в технологии лекарственных форм»

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение Б

Время выполнения задания:  2 часа

Форма контроля: устная на практическом занятии

Тема 10. «Коллоидные растворы»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление коллоидных растворов»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- Теоретические основы процесса растворения защищенных коллоидов

- Понятия «коагуляция», «мицелла»

Студент должен уметь:

- Рассчитывать количества лекарственных веществ

- Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Что собой представляют коллоидные растворы как лекарственная форма?
  2. Каковы свойства коллоидных растворов?
  3. Что такое коагуляция коллоидных растворов, и какие факторы ее вызывают?
  4. Какие коллоиды называют защищенными?
  5. Как применяются растворы защищенных коллоидов?
  6. В чем особенность изготовления раствора протаргола?
  7. В чем особенность изготовления раствора колларгола?
  8. В чем особенность изготовления раствора ихтиола?
  9. Как проводят оценку качества растворов?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1.Какое вещество при изготовлении раствора рассыпается тонким слоем на поверхность растворителя:

А) крахмал

Б) колларгол

В) протаргол

2. Одним из свойств растворов защищенных коллоидов является:

А) мутность

Б) прозрачность

В) бесцветность

3. Раствор колларгола готовят в:

А) подставке

Б) флаконе

В) ступке

4. Как дисперсные системы коллоидные растворы:

А) агрегативно неустойчивы

Б) агрегативно устойчивы

В) термически неустойчивы

Г) термически устойчивы

5. Устойчивость растворам защищенных коллоидов придают:

А) поверхностно-активные вещества

Б) высокомолекулярные соединения

В) этанол

Г) глицерин

6. Можно ли готовить лекарственную форму по прописи:

Rp: Sol. Natrii chloridi 0,9 % - 100ml

       Collargoli 1,0

       M.D.S. По 1 капле в глаза

А) можно

Б) нельзя

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Задание 3. Составление кроссворда

Рекомендации по выполнению задания:

Внимательно прочитайте материал лекции, учебника по данной теме. Выпишите 10-15 наиболее значимых и интересных терминов. Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и вертикали. Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими, образуя сетку кроссворда. Формулируйте определение каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично, в единственном числе, именительном падеже. Если вертикальное и горизонтальное слово начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой. Форма кроссворда произвольная (обычный классический кроссворд, сканворд). Кроссворд оформляется текстовым файлом, набранным на компьютере и распечатывается на листе формата А 4.

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный отчет

Форма отчета:

- титульный лист

- лист с пустой сеткой кроссворда и заданиями

- лист с эталонами ответов

Тема 11. «Суспензии»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление суспензий»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

-  определение суспензий как лекарственной формы

- случаи образования суспензий

- правила изготовления суспензий

- правила упаковки и оформления к отпуску

Студент должен уметь:

- проводить необходимые расчеты

- выбирать оптимальный способ изготовления суспензии

- подбирать средства упаковки и укупорки жидких лекарственных форм

Задания для самостоятельной работы студента

Задание 1. Решение профессиональных задач

Возьми: Камфоры

              Натрия бромида поровну по 2,0

              Адонизида 10 мл

              Воды очищенной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 4 раза в день

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте материал по изучаемой теме. Обратите внимание на особенность расчетов и правила растворения веществ в данной лекарственной форме.

Алгоритм выполнения:

- рассчитать количество стабилизатора

- рассчитать количество этанола 95 % для растворения камфоры

- выбрать и записать оптимальную технологию изготовления данной прописи

- подобрать средства упаковки и оформления лекарственной формы

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

  1. Что собой представляют суспензии как лекарственная форма?
  2. В каких случаях образуются суспензии?
  3. В чем заключается конденсационный способ изготовления суспензий?
  4. В чем заключается дисперсионный метод изготовления суспензий?
  5. В чем заключается «прием взмучивания»?
  6. Как готовят суспензии гидрофильных веществ?
  7. В чем особенность изготовления суспензий гидрофобных веществ с нерезковыраженными свойствами?
  8. В чем особенность изготовления суспензий гидрофобных веществ с резковыраженными свойствами?
  9. Как готовят суспензии серы?
  10. По каким параметрам проводят оценку качества суспензий?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Готовые суспензии:

   А) фильтруют

   Б) процеживают

   В) не фильтруют и не процеживают

2. Суспензии образуются в случае:

   1) химической реакции                                                                А) верно 1,2,4,5

   2) если вещество растворимо в данном растворителе               Б) верно 2,3,4

   3) если вещество не растворимо в данном растворителе          В) верно 1,3,4,5

   4) завышен предел растворимости                                              Г) верно все

   5) при смене растворителя

3. Суспензию образует вещество:

   А) натрия бромид

   Б) калия иодид

   В) ментол

4. Спиртосодержащие жидкости добавляю в суспензии:

   А) в первую очередь

   Б) в последнюю очередь

   В) порядок введения не имеет значения

5. Дополнить предложение. Основным свойством суспензия является _____________

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Тема 12. «Эмульсии»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление эмульсий»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- классификацию эмульсий, их свойства

- правила изготовления эмульсий и оформления к отпуску

Студент должен уметь:

- проводить необходимые расчеты

- выбирать оптимальный способ изготовления эмульсии, средства упаковки и укупорки

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение профессиональных задач

 Задача 1. Rp: Emulsi Оlei 200,0

                         Camphorae 2,0

                  M.D.S. Для растираний

Задача 2. Rp: Emulsi Оlei Helianti 100,0

                        Natrii dromidi 2,0

                  M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте учебный материал по данной теме. Обратите внимание на особенность расчетов и правила растворения веществ в данной лекарственной форме.

Алгоритм выполнения:

1. Рассчитать количество масла

2. Рассчитать количество эмульгатора, учитывая, что камфора – гидрофобное вещество с резковыраженными свойствами, натрия бромид – водорастворимое вещество

3. Рассчитать количества воды для первичной эмульсии и для ее разбавления

4. Выбрать и записать технологию изготовления лекарственной формы

5. Подобрать средства упаковки и оформления лекарственной формы

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный отчет на практическом /теоретическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

1. Что собой представляет эмульсия как лекарственная форма?

2. Какие виды эмульсий бывают?

3. Какие вспомогательные вещества используют для повышения стабильности эмульсий?

4. Какие растворители используют для изготовления эмульсий?

5. Что такое корпус эмульсии (первичная эмульсия) и какой способ ее получения более рационален?

6. Как вводят в состав эмульсий водорастворимые вещества?

7. Как вводят в состав эмульсий жирорастворимые вещества?

8. Как вводят в состав эмульсии вещества, не растворимые ни в воде, ни в жирах?

 9. Как вводят в состав эмульсий жидкие ингредиенты?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Наиболее рациональная последовательность смешивания компонентов первичной эмульсии:

а) вода + масло + эмульгатор

б) эмульгатор + вода + масло

б) масло + эмульгатор + вода

2. Жидкие ингредиенты в состав эмульсий вводят:

а) в первую очередь

б) в последнюю очередь

в) порядок добавления не имеет значения

3. Вещества, растворимые в воде, растворяют в воде:

а) во всем объеме

б) предназначенной для изготовления  первичной эмульсии

в) предназначенной для разбавления первичной эмульсии

4. Наиболее  устойчивы эмульсии:

а) разбавленные

б) концентрированные

в) все перечисленные

5. Эмульсии в качестве внутриаптечной заготовки:

а) готовят

б) не готовят

6. Преимуществом эмульсий как лекарственной формы является:

а) ускоряют действие лекарственных веществ

б) возможность маскировки вкуса

в) смягчение раздражающего действия на ЖКТ

г) все перечисленное

7. Эмульгатор для изготовления эмульсии берут, в зависимости от массы масла, в количестве:

а) 1/2

б) 1/5

в) 1/10

8. Жирорастворимые вещества вводят в эмульсии:

а) до изготовления первичной эмульсии

б) во время изготовления первичной эмульсии

в) после изготовления первичной эмульсии

9. По типу суспензии в эмульсии вводится вещество:

а) крахмал

б) анальгин

в) камфора

10. При изготовлении эмульсии растворяют в воде вещество:

а) сера

б) новокаин

в) фенилсалицилат

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Задание 4. Подготовка мультимедийной презентации «Эмульгаторы и их свойства»

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение Б

Время выполнения задания:  2 часа

Форма контроля: устная на практическом занятии

Тема 13. «Настои и отвары»

Цель самоподготовки – изучить и углубить знания по теме «Изготовление настоев и отваров»

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- факторы, влияющие на полноту извлечения биологически активных веществ из сырья

- общие правила и особые случаи изготовления настоев и отваров

- требования к упаковке, оформлению и отпуску водных извлечений

Студент должен уметь:

- проверять дозы веществ сп. А и Б в настоях и отварах

- рассчитывать количество растительного сырья и извлекателя

- обосновывать технологию изготовления водных извлечений в зависимости от вида сырья

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение профессиональных задач

Задача 1. Возьми: настоя цветков ромашки 200 ml

                 M.D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день

Задача 2. Возьми: Отвара коры дуба 200 мл

                Дай. Обозначь. Для полосканий ротовой полости

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме. Изучите, какую основную группу биологически активных веществ содержит данное лекарственное сырье, какая особенность изготовления водного извлечения из него.

Алгоритм выполнения задания:

- рассчитать количество лекарственного растительного сырья

- рассчитать количество воды очищенной с учетом коэффициента водопоглощения

- определить и записать технологию изготовления лекарственной формы

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный отчет на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

1. Что собой представляют настои и отвары как лекарственная форма?

2. Какие факторы влияют на полноту извлечения действующих веществ из сырья?

3. Если в рецепте не указано количество сырья, в каких соотношениях могут приготовлены водные извлечения?

4. Как влияет степень измельчения сырья на качество водного извлечения?

5. Что показывает коэффициент водопоглощения и для чего он используется?

6. Чем отличается режим настаивания отваров и настоев?

7. Как вводят лекарственные вещества в водные извлечения?

8. Какова общая технология изготовления настоев и отваров?

9. Каковы правила оформления и хранения настоев и отваров?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

  1. Режим настаивания на водяной бане при изготовлении отваров составляет:

     А) 15 мин.

     Б) 30 мин.

     В) 60 мин.

  2 . При изготовлении настоев и отваров учитывают параметр:

     А) коэффициент увеличения объема

     Б) коэффициент водопоглощения

     В) расходный коэффициент

  3. В случае отсутствия указаний в рецепте, отвар из сильнодействующего сырья готовят в соотношении:

     А) 1:10

     Б) 1:5

     В) 1:10

     Г) 1:400

  4. При изготовлении настоев и отваров экстрагентом является:

     А) этанол 95%

     Б) вода очищенная

     В) глицерин

5. Порошкообразные вещества в водные извлечения добавляют:

    А) во время настаивания

    Б) после настаивания

    В) до настаивания

6. Коэффициент водопоглощения показывает:

    А) количество воды для настаивания

    Б) количество извлечения, удерживаемое 1,0 сырья после его отжатия

    В) количество водного извлечения, удерживаемое 10,0 сырья после его отжатия

7. Отвары готовят из видов сырья:

    А) кора, цветки, корни

    Б) листья, плоды, травы

    В) кора, корни, плоды

8. Режим настаивания настоев:

    А) 15 мин на водяной бане, 45 мин при комнатной температуре

    Б) 30 мин на водяной бане, 10 мин при комнатной температуре

    В) 45 мин на водяной бане, 15 мин при комнатной температуре

    Г) 10 мин на водяной бане, 30 мин при комнатной температуре

9. Отвар готовят из растительного сырья (3 правильных ответа):

    А) корневища с корнями валерианы

    Б) корень истода

    В) плоды черемухи

    Г) листья толокнянки

    Д) листья красавки

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Задание 4. Подготовка информационного сообщения «Сущность извлечения действующих веществ из ЛРС»

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение В

Время выполнения: 1 час

Форма контроля: устный отчет на практическом занятии

Тема 14. «Водные извлечения из сырья, содержащего слизи, из экстрактов-концентратов»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего слизи» и углубить знания по изготовлению водных извлечений

Задачи:

- формирование знаний по предложенной теме и понимания необходимости ее изучения для будущей профессии

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- правила изготовления настоев из корня алтея

Студент должен уметь:

- проводить расчеты количества сырья и воды очищенной

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение профессиональных задач

Возьми: Настоя корня алтея из 3,0 – 200 мл

Дай. Обозначь. По 1 ст. ложке 3 раза в день

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме. Обратите внимание на особенность расчетов и режима настаивания при изготовлении настоя корня алтея.

Алгоритм выполнения задания:

- рассчитать концентрацию настоя (количество сырья в 100 мл настоя)

- рассчитать расходный коэффициент (Красх) по формуле

- рассчитать количество корня алтея и воды очищенной с учетом расходного коэффициента

- описать технологию изготовления  и оформления лекарственной формы

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

1. Что собой представляют слизи?

2. В чем особенность изготовления корня алтея?

3. Что показывает расходный коэффициент и для чего он используется?

4. Как можно рассчитать расходный коэффициент для корня алтея?

5.  Что собой представляют экстракты-концентраты, в каких соотношениях они готовятся?

6. Каковы преимущества использования экстрактов-концентратов в технологии водных извлечений?

7. Какова технология водных извлечений из сухих экстрактов-концентратов?

8. Какова технология водных извлечений из жидких экстрактов-концентратов?

9. Как вводят лекарственные вещества в состав водных извлечений?

10. Можно ли использовать концентрированные растворы лекарственных веществ при изготовлении водных извлечений из экстрактов-концентратов?

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Сухие экстракты – концентраты готовят в соотношении:

А) 1:1

Б) 1:5

В) 1:10

2. Дополнить выражение. Навеска корня алтея (гр) для изготовления 300мл настоя (Красх=1,3) составляет __________гр.

 3. Режим настаивания корня алтея составляет:

     А) при комнатной температуре 30мин.

     Б) на водяной бане 30мин.

     В) при комнатной температуре 15мин.

     Г) на водяной бане 15мин.

4. Основное отличие жидких экстрактов-концентратов от обычных жидких экстрактов заключается в:

   А) использовании спирта низкой концентрации

   Б) использовании спирта большей концентрации

   В) отличия нет

5. Расходный коэффициент показывает:

   А) на сколько нужно увеличить количество сырья и воды

   Б) во сколько раз нужно увеличить количество сырья и воды

   В) на сколько нужно увеличить количество воды

   Г) во сколько раз нужно увеличить количество воды

6. При изготовлении извлечений из экстрактов/концентратов концентрированные растворы лекарственных веществ использовать:

   А) можно

   Б) нельзя

   В) по усмотрению фармацевта

7. При изготовлении настоя корня алтея сырье отжимают:

   А) верно

   Б) неверно

   В) при необходимости

8. В сырье корня алтея крахмал является веществом:

   А) действующим

   Б) балластным

   В) сопутствующим

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Тема 15. Контрольная работа «Водные извлечения»

Цель самоподготовки – закрепить знания и умения по изготовлению водных извлечений из лекарственного растительного сырья

Задачи:

- обобщение знаний и умений по изготовлению настоев и отваров из различных видов сырья

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- особенности изготовления водных извлечений в зависимости от вида лекарственного сырья

- правила упаковки и оформления водных извлечений

Студент должен уметь:

- определять вид водного извлечения, общий объем лекарственной формы

- рассчитывать количество лекарственного сырья, воды очищенной

- выбирать режим настаивания водного извлечения, этикетки для оформления

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение профессиональных задач

    Примерный вариант задачи:

     Объект – листья красавки (сырье сильнодействующее).

        Алгоритм выполнения задания:

1. Указать вид водного извлечения для данного сырья (настой, отвар).

2. Указать количественное соотношение сырье – экстрагент для водного извлечения из данного сырья.

3. Выбрать режим настаивания водного извлечения

4. Рассчитать количество сырья и воды очищенной для приготовления 100 мл водного извлечения из данного сырья (Кв = 2,0)

5. Подобрать дополнительные этикетки для оформления лекарственной формы

Время выполнения задания: 1 час

Критерии оценивания: За 5 правильных ответов – 5 баллов, 4 правильных ответа – 4 балла, 3 правильных ответа – 3 балла, 2 правильных ответа – 2 балла, 1 правильный ответ – 1 балл.

Форма контроля: письменный опрос на теоретическом занятии

Задание 2. Решение ситуационных задач

Примерный вариант задачи:

Rp: Decocti rhizomatis cum radicibus Polemonii ex 10,0 – 200 ml

       Elixiris pectoralis 10 ml

       Natrii hydrocarbonatis 2,0

M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Рекомендации по выполнению задания: Определите общий объем микстуры и порядок смешивания ингредиентов

Время выполнения задания: 1 час

 Критерии оценки ответа:

- Правильно определен общий объем - 5 баллов

- Правильно определена последовательность смешивания ингредиентов - 5 баллов

Форма контроля: письменный опрос на теоретическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1.К лекарственному сырью, содержащему дубильные вещества, относится:

А) корневища с корнями валерианы

Б) кора дуба

В) плоды шиповника

2. При изготовлении водных извлечений из эфирномасличного сырья используют прием:

А) сырье не отжимают

Б) сырье не перемешивают

В) сырье не процеживают

3. При изготовлении настоев используют сырье (2 правильных ответа):

А) листья

Б) кора

В) трава

Г) семена

4. При изготовлении отвар коры дуба:

А) процеживают после охлаждения

Б) процеживают без охлаждения

В) не процеживают вообще

5. Режим настаивания отваров составляет:

А) настаивают 15 мин, охлаждают 45 мин

Б) настаивают 30 мин, охлаждают 10 мин

В) настаивают 15 мин, охлаждают 30 мин

Г) настаивают 30 мин, охлаждают 45 мин

6. При получении нестандартного сырья с большей активностью, используют прием:

А) сырье не используют

Б) навеску сырья увеличивают

В) навеску сырья уменьшают

7. Недостатком водных извлечений как лекарственной формы является (2 правильных ответа):

А) быстрота изготовления

Б) небольшой срок хранения

В) микробная контаминация

Г) удобство приема

8. Определяя объем, удерживаемый одним граммом сырья после его отжатия, рассчитывают:

А) коэффициент водопоглощения

Б) коэффициент увеличения объема

В) расходный коэффициент

9. Жидкие лекарственные вещества в водное извлечение вводят:

А) до настаивания сырья

Б) после настаивания сырья

В) во время настаивания сырья

10. При отсутствии в рецепте количества сырья, соотношение для сильнодействующего сырья составит:

А) 1:10

Б) 1:20

В) 1:400

11. При изготовлении настоя корня алтея сырье отжимают:

А) неверно

Б) верно

В) при необходимости

12. Для изготовления настоев и отваров в качестве экстрагента действующих  веществ используют:

А) воду очищенную

Б) глицерин

В) спирт этиловый

13. Если количество корня алтея в рецепте не указано, настой готовят в соотношении:

А) 1:30

Б) 1: 10

В) 1:20

14. Режим настаивания корня алтея:

А) 30 мин. при комнатной температуре

Б) 30 мин. на водяной бане

В) 15 мин. на водяной бане

Г) 15 мин. при комнатной температуре

15. При изготовлении настоя корня алтея учитывают:

А) коэффициент водопоглощения

Б) коэффициент расходный

         В) коэффициент увеличения объема                                                                                                                      

Время выполнения задания: 1 час

Форма контроля: тестирование на теоретическом занятии

Тема 16. Обобщающее занятие «Жидкие лекарственные формы»

Цель самоподготовки – обобщение и закрепление знаний и умений по изготовлению жидких лекарственных форм

Задачи:

- обобщение знаний и умений по изготовлению различных жидких лекарственных форм

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора и систематизации материала по изучаемой теме

- развитие познавательных способностей, ответственности, внимательности

Студент должен знать:

- классификацию жидких лекарственных форм

- общие правила изготовления жидких лекарственных форм в зависимости от вида дисперсной системы

- правила упаковки и оформления жидких лекарственных форм

Студент должен уметь:

- определять тип дисперсной системы

- делать расчеты количества лекарственных веществ, сырья и растворителя

- выбирать технологию изготовления жидкой лекарственной формы в зависимости от типа дисперсной системы, физико-химических свойств лекарственных веществ

- подбирать средства упаковки и оформления лекарственных форм к отпуску

- оценивать качество лекарственной формы

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Подготовка к устному опросу

    Вопросы для подготовки:

1.Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

2. Как определить общий объем микстуры?

3. В чем особенность проверки доз веществ сп.А и Б в микстурах?

4. Какова последовательность добавления воды, концентрированных растворов и других жидких средств  в технологии микстур?

5. В чем особенность изготовления растворов фурацилина?

6. В чем особенность изготовления раствора нитрата серебра?

7. Какими способами можно приготовить растворы?

8. Что значит массообъемный способ изготовления растворов?

9. Чем отличаются процессы фильтрования и процеживания? Какие средства для этого используют?

10. Какие показатели учитывают при контроле качества ЖЛФ?

11. Что показывает коэффициент увеличения объема, в каких случаях его используют?

12. Что показывает коэффициент водопоглощения и для чего он используется при расчетах?

13. В чем особенность изготовления растворов пергидроля?

14. В чем особенность изготовления растворов кислоты хлористоводородной?

15. В чем особенность изготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?

16. В чем особенность изготовления растворов на вязких растворителях?

17. Что собой представляют суспензии как лекарственная форма, в каких случаях они образуются?

18. В чем заключается прием взмучивания при изготовлении суспензий?

19. Что собой представляют эмульсии?

20. Что собой представляет первичная эмульсия?

21. Что собой представляют настои и отвары как лекарственная форма?

22. Из таких видов сырья, как листья, травы, цветки, готовят отвары или настои?

23. Каков режим настаивания сырья при изготовлении настоев?

24. Каков режим настаивания сырья при изготовлении отваров?

25. В чем особенность изготовления отваров из сырья, содержащего дубильные вещества?

26. В чем особенность изготовления настоев из сырья, содержащего эфирные масла?

27. В чем особенность изготовления настоев корня алтея?

28. В чем особенность изготовления водных извлечений из сырья, содержащего алкалоиды?

Время выполнения задания: 1  час

Форма контроля: устный опрос на практическом занятии

Задание 2. Решение задач по индивидуальной прописи

Задача 1. Rp: Sol. Dibazoli 0,2 %  - 200 ml

                 D.S. По 1 чайной ложке 2 раза в день ребенку 10 лет

Алгоритм выполнения задания:

- рассчитать количество лекарственного вещества

- рассчитать разовую и суточную дозы лекарственного вещества

Задача 2. Практикант приготовил микстуру согласно прописи рецепта:

                   Rp: Codeini 0,5

                         Sol.Kalii chloridi 2,5 % 100 ml

                         Natrii bromidi 3,0

                         Coffeini-natrii benzoatis 0,6

                    M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

   Провизор – технолог забраковал лекарственную форму. Прав ли провизор – технолог?     Ответ обоснуйте.

Время выполнения задания: 1  час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Настои  настаивают на водяной бане:

  А) 15 минут, охлаждают 45 мин

  Б) 30 минут, охлаждают 10 мин

  В) 10 минут, охлаждают 30 мин

2. При изготовлении эмульсий жирорастворимые растворимые вещества растворяют в:

  А)  масле после приготовления первичной эмульсии

  Б)  воде для разбавления первичной эмульсии

  В)  масле до приготовления первичной эмульсии

3. Разбавленная кислота хлористоводородная для изготовления растворов наружного применения:

  А) используется

  Б) не используется

  В) используется в крайних случаях

4. В первую очередь в отмеренном количестве воды очищенной растворяют:

    А) вещества списка А

    Б) вещества списка Б

    В) не имеет значения

5. При изготовлении водных растворов изменение общего объема не учитывают, если концентрация раствора:

    А) меньше Сmax

    Б) больше Сmax

    В) равна Сmax

6. При изготовлении раствора фурацилина натрия хлорид добавляется для:

    А) понижения гидролиза

     Б) повышения фармакологической активности

    В) улучшения растворимости

7. Общий объем микстуры состава: раствора натрия бромида 2% - 150 мл, настойка валерианы 10 мл, сиропа сахарного 15 мл, составит (мл):

     А) 150

    Б) 160

    В) 175

    Г) 165

8. Дополнить выражение. Микстуры, содержащие экстракционные препараты, снабжают  дополнительной этикеткой __________________

9. При оформлении растворов ядовитых веществ используют (4 правильных ответа):

    А) обращаться осторожно                               Г) опечатывают

    Б) перед употреблением взбалтывать            Д) беречь от детей

    В) выписывают сигнатуру                               Е) наружно

10. Если концентрация этанола в рецепте не указана, то готовят раствор на спирте:

    А) 95 %

    Б) 70 %

    В) 90 %

11. Коэффициент увеличения объема показывает:

   А) прирост объема раствора при растворении 1,0 вещества

   Б) прирост объема раствора при растворении 10,0 вещества

   В) уменьшение объема раствора при растворении 1,0 вещества

12. Если в рецепте не указана концентрация раствора перекиси водорода, то отпускают раствор:

   А) 1 %

   Б) 3 %

   В) 6 %

13. В случае отсутствия указаний в рецепте, отвар из сильнодействующего сырья готовят в соотношении:

    А) 1:10

    Б) 1:5

    В) 1:10

    Г) 1:400

14. При изготовлении настоев и отваров учитывают параметр:

   А) коэффициент увеличения объема

   Б) коэффициент водопоглощения

    В) расходный коэффициент

15. Суспензии образуются в случае:

   1) химической реакции                                                                А) верно 1,2,4,5

   2) если вещество растворимо в данном растворителе               Б) верно 2,3,4

   3) если вещество не растворимо в данном растворителе          В) верно 1,3,4,5

   4) завышен предел растворимости                                              Г) верно все

   5)при смене растворителя

16. Наиболее рациональная последовательность смешивания компонентов первичной эмульсии:

   А) вода +масло + эмульгатор

   Б) эмульгатор +вода + масло

   В) масло + эмульгатор + вода

17. При изготовлении раствора тонким слоем по поверхности воды насыпается вещество:

   А) протаргол

   Б) колларгол

   В) крахмал

18. Спиртовые растворы лекарственных веществ готовят в:

   А) ступке

   Б) подставке

   В) флаконе

Время выполнения задания: 1  час

Форма контроля: тестирование на практическом занятии

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

Дополнительная литература:

1. Приказ МЗ РФ № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

2. Приказ МЗ РФ № 751н от 26.10.2015 г. «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»

 3. Интернет – источники

Рекомендации по составлению таблиц                                                         Приложение А

1.Внимательно изучите предлагаемую тему

2. Обратите внимание на вопросы, которые должны быть отражены в таблице

3. Определите вид таблицы (необходимое количество столбцов и строк)

4. Озаглавьте таблицу

5. Заполните ячейки таблицы необходимой информацией

6. Следите за тем, чтобы информация была лаконична, грамотно изложена

7. Соблюдайте аккуратность при заполнении таблицы

Критерии оценки работы с таблицей

№ п/п

Критерий оценки

   5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1

Соответствие представленной информации заданной теме

Содержание соответствует заданию

Содержание соответствует заданию

Содержание соответствует заданию

Содержание не соответствует заданию

2

Объем заполнения

Все ячейки заполнены

Все ячейки заполнены

Все ячейки заполнены

Имеются незаполненные ячейки

3

Лаконичность, четкость изложения материала

Информация изложена четко, лаконично, без лишних пояснений

Информация изложена четко, лаконично, без лишних пояснений

Информация изложена четко, лаконично, без лишних пояснений

Материал изложен не четко, имеется лишняя информация

4

Грамотность

Текст написан грамотно

Имеются недочеты и незначительные ошибки

Допущены серьезные ошибки в тексте

Допущены серьезные ошибки в тексте

5

Аккуратность

Таблица оформлена аккуратно, в соответствии с требования

Таблица оформлена аккуратно, в соответствии с требования

Таблица оформлена неаккуратно, в соответствии с требования

Таблица заполнена небрежно, не в соответствии с требованиями

Рекомендации по созданию презентации                                                    Приложение Б

Электронная презентация выполняется с помощью программы Power point, количество слайдов зависит от содержания материала (8 – 10). Содержание презентации должно кратко отражать вопросы изучаемой темы, которые не рассматриваются на аудиторных занятиях, и показывать визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия.

Схема презентации:

- титульный слайд

- цели и задачи работы

- основная часть

- выводы

- благодарность аудитории за внимание

На титульном слайде должны быть указаны наименование учебного учреждения, специальность, название темы, фамилия и инициалы студента.

Требования к оформлению слайдов

Критерий оформления

Требования

Стиль

- соблюдайте единый стиль оформления

- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной (текстом, иллюстрацией)

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Цвет

- на одном слайде используйте не более трех цветов (для фона, для заголовка, для текста)

- для фона и текста используйте контрастные цвета

Анимация

- используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде

- не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации

Содержание информации

- используйте короткие предложения

- минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных

- заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации

- предпочтительно горизонтальное расположение текста

- наиболее важную информацию располагайте в центре слайда

- если на слайде есть картинка, надпись располагайте под ней

Шрифт

- для заголовков – не менее 24

- для текста – не менее 18

- не смешивайте разные шрифты в одной презентации

- для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив или подчеркивание

- не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способ выделения информации

Для иллюстрации наиболее важных фактов следует использовать:

- рамки, границы, заливку

- штриховку, стрелки

- рисунки, диаграммы, таблицы, схемы

Объем информации

- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (человек единовременно может запомнить не более трех фактов, выводов, определений)

- для большей эффективности ключевые пункты отображайте по одному на каждом отдельном слайде

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия используйте разные виды слайдов (с таблицей, текстом, изображением)

    Критерии оценивания:

5 баллов - студент свободно применяет знания, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, содержание соответствует теме работы, информация логично и грамотно изложена, доступна, материал оформлен в соответствии с требованиями

4 балла –  студент знает изученный материал, умеет выделять главное, грамотно излагает материал, презентация оформлена в соответствии с требованиями, но допущены неточности в оформлении

3 балла – студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не в соответствии с требованиями

2 балла - студент имеет отдельные представления об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями

Рекомендации по подготовке информационного сообщения                Приложение В

Информационное сообщение – это вид самостоятельной внеаудиторной работы студента по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом/теоретическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, отражает современный взгляд по определенной проблеме. Сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется письменно, может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Сообщение выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст работы выполняют одним из способов: рукописным – темными чернилами или пастой разборчивым почерком с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм., расстояние между строками 10-12 мм; машинописным  - через 1.5 межстрочных интервала на компьютере, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 либо 12. Рекомендуется производить выравнивание текста по вертикали по ширине страницы. Вписывать в работу, выполненную машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации только темными чернилами, пастой или тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Объем сообщения не более 5 страниц.

Критерии оценивания:

- студент свободно применяет знания, не допускает ошибок в изложении материала, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями – 5 баллов

- студент знает изученный материал, умеет выделять главное и второстепенное в изученном материале, грамотно излагает свои мысли, материал оформлен в соответствии с требованиями, но недостаточно аккуратно – 4 балла

- студент обнаруживает освоение основного материала, испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями – 3 балла

- студент имеет отдельные представления об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями – 2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов в Муромском медицинском колледже

Современные подходы к образовательному процессу в среднем специальном учебном заведения системы здравоохранения направлены на формирование профессиональных компетенций. Федеральный государственный обр...

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по Методике музыкального воспитания дошкольников

В самостоятельной работе предлагаются вопросы по различным темам курса Методики и рекомендуемая литература....

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ВРЕМЁН PRESENT SIMPLE И PRESENT CONTINUOUS

                         В данной статье рассматривается сложная для русскоговорящих студентов тема «Present Continuous и P...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» 34.02.01 «Сестринское дело»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка резюме́ по трудоустройству студентами выпускных групп»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...