Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
учебно-методический материал на тему
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы при изучении МДК "Технология изготовления лекарственных форм" специальности "Фармация" по разделу "Стерильные и асептические лекарственные формы" помогут студентам расширить, углубить и закрепить знания и умения по темам изучаемого раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam._rab._aseptika.docx | 74.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
Профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
Тема: «СТЕРИЛЬНЫЕ И АСЕПТИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»
МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм
Специальность: 33.02.01 Фармация
Курс: 3
Уровень подготовки: базовый
Благовещенск
2018 год
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦМК «Фармация» Экспертный совет ГАУ АО ПОО
Протокол № _____ «Амурский медицинский колледж»
« __» ______ 2019 г. Протокол № _____
Председатель ЦМК __________ от «____» ________ 2019 г.
Давыдова О.А.
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Фармация» и содержат перечень рекомендаций для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по междисциплинарному курсу 02.01 Технология изготовления лекарственных форм.
Составитель: Сухова Людмила Павловна, преподаватель ГАУ АО ПОО «АМК»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………… 4 стр.
Карта самостоятельной работы …………………………………………… 5 стр.
Тема 1. «Стерилизация. Асептика»…………………………………………6 стр.
Тема 2. «Изготовление инъекционных растворов»………………………..7 стр.
Тема 3. «Изотонирование инъекционных растворов» ……………………9 стр.
Тема 4. «Стабилизация инъекционных растворов»………………………11 стр.
Тема 5. «Глазные лекарственные формы»………………………………...13 стр.
Тема 6. «Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни»……………………………………………………………………….15 стр.
Тема 7. «Лекарственные формы с антибиотиками» …………………….17 стр.
Литература ………………………………………………………………….18 стр.
Приложения ………………………………………………………………...19 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка специалиста предполагает формирование у него определенных умений и навыков учебно-познавательной деятельности, а также навыков самообразования, которые пригодятся ему в будущем.
Прежде всего, для самостоятельной работы студент должен уметь найти нужную литературу, ориентироваться в учебной и периодической печатной информации. В этом помогут задания для самостоятельной работы, такие, как подготовка сообщения, выполнение реферата, решение типовых профессиональных задач, при подготовке к практическим и теоретическим занятиям.
Выполнение студентами самостоятельной внеаудиторной работы является требованием ФГОС, обязательным элементом рабочей программы по МДК Технология изготовления лекарственных форм при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Задача методических рекомендаций заключается в оказании помощи студенту в усвоении учебного материала по разделам изучаемого курса. Методические рекомендации содержат различные формы самостоятельной работы для овладения знаниями, для их углубления и закрепления, формирования определенных умений, цели и содержание заданий, формы отчетности и контроля, критерии оценивания.
Различные виды самостоятельной работы выполняются в соответствии с темой занятия. В данных рекомендациях каждый вид самостоятельной работы включает вопросы и рекомендуемую литературу. Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться рекомендуемой литературой, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.
Общие критерии оценивания работы:
1. Полнота и правильность ответа
2. Степень осознанности и понимания изученного
3. Языковое оформление
Систематическое выполнение самостоятельной работы вырабатывает у студента наблюдательность, самостоятельность, ответственность, умение анализировать, обобщать, выделять главное в изучаемом материале, творчески подходить к выполнению определенных заданий, повышает качество знаний.
Общее количество часов, отведенное на изучение МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм, составляет 328 ч, их них на самостоятельную работу студентов – 164 ч. На данную тему отведено 38 ч.
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Наименование темы | Вид самостоятельной внеаудиторной работы | Форма контроля | Затраты времени на выполнение задания |
Тема 1. «Стерилизация. Асептика» | 1. Подготовка реферата 2. Подготовка презентации 3. Подготовка сообщения 4. Составление глоссария | устная устная устная письменная | 4 ч 2 ч 1 ч 1 ч |
Тема 2. «Изготовление инъекционных растворов» | 1. Решение задач 2. Подготовка к устному опросу 3. Подготовка к тестированию 4. Составление сводной таблицы 5. Подготовка презентации | письменная устная письменная письменная устная | 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч |
Тема 3. «Изотонирование инъекционных растворов» | 1.Решение задач 2. Подготовка к устному опросу 3. Подготовка к тестированию 4. Подготовка презентации | устная письменная письменная устная | 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч |
Тема 4. «Стабилизация инъекционных растворов» | 1.Решение задач 2. Подготовка к устному опросу 3. Подготовка к тестированию 4. Подготовка презентации | письменная устная письменная устная | 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч |
Тема 5. «Глазные лекарственные формы» | 1. Решение задач 2. Подготовка к устному опросу 3. Подготовка к тестированию 4. Подготовка презентации | письменная устная письменная устная | 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч |
Тема 6. «Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни» | 1. Подготовка презентации 2. Подготовка к устному опросу 3. Подготовка к тестированию | устная устная письменная | 2 ч 1 ч 1 ч |
Тема 7. «Лекарственные формы с антибиотиками» | 1. Подготовка к устному опросу 2. Подготовка к тестированию 3. Подготовка презентации | устная письменная устная | 1 ч 1 ч 2 ч |
Итого 38 ч |
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. «Стерилизация. Асептика»
Цель самоподготовки – расширить и углубить знания о методах стерилизации и асептики
Задачи:
- сформировать знания о методах стерилизации, применяемых в производстве лекарственных форм, о понятии «асептика»
- развивать логическое мышление, познавательный интерес
- воспитывать внимательность, ответственность
Студент должен знать:
- методы стерилизации, применяемые при изготовлении стерильных и асептических лекарственных форм
- определение понятий «стерилизация», «асептика»
Студент должен уметь:
- пользоваться учебной, справочной литературой в поисках необходимой информации
- находить, выделять главное в изучаемой теме
Задания для самостоятельной работы студента:
Задание 1. Подготовка реферата «Применение УФ стерилизации в аптеках»
Рекомендации по оформлению реферата и критерии оценивания: приложение А
Время выполнения – 4 часа
Форма контроля – устная (индивидуальное собеседование, заслушивание на теоретическом занятии)
Задание 2. Подготовка презентации «Стерилизация фильтрованием»
Рекомендации по созданию презентации и критерии оценивания: приложение Б
Время выполнения задания: 2 часа
Форма контроля – устная (на теоретическом занятии)
Задание 3. Подготовка сообщения «Химическая стерилизация»
Рекомендации по подготовке сообщения и критерии оценивания: приложение В
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устная (заслушивание на теоретическом занятии, индивидуальное собеседование)
Задание 4. Составление глоссария «Стерилизация. Асептика»
Рекомендации по выполнению задания:
1. Используйте лекционный материал, материал учебного пособия, словари
2. Выясните смысловое значение новых терминов
3. Усвойте орфографию новых терминов
4. Запишите новые термины и их смысловое значение в тетрадь для самостоятельных работ и выучите их (не менее 5 терминов)
Критерии оценивания:
- соответствие терминов изучаемой теме – 1 балл
- наличие альтернативных толкований того или иного термина – 2 балла
- соблюдение орфографии, аккуратность выполнения работы – 1 балл
- соблюдение срока выполнения задания – 1 балл
Максимальное количество баллов – 5
Форма контроля: письменная (индивидуальный отчет)
Тема 2. «Изготовление инъекционных растворов»
Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление инъекционных растворов» и получить дополнительные знания по изучаемой теме
Задачи:
Студент должен знать:
- требования, предъявляемые к изготовлению инъекционных растворов
- устройство и принцип работы автоклава
- требования к воде для инъекций
Студент должен уметь:
- пользоваться учебной и справочной литературой в поисках необходимой информации
- проводить необходимые расчеты
Задания для самостоятельной работы студента:
Задание 1. Решение задач
Задача 1. Rp: Sol. Dimedroli 1 % 200 ml
St!
D.S. По 1 мл внутримышечно 2 раза в день
Алгоритм решения:
- рассчитайте количество лекарственного вещества
- рассчитайте разовую (в 1 мл) и суточную дозы лекарственного вещества
- составьте общую схему изготовления раствора
Задание 2. Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
- Какие лекарственные формы относят к инъекционным?
- Какими достоинствами и недостатками обладают инъекционные растворы?
- Какие требования предъявляют к инъекционным растворам?
- Какие требования предъявляют к персоналу, занятому изготовлением стерильных лекарственных форм?
- Как достигается апирогенность и стерильность инъекционных растворов?
- В чем заключается опасность пирогенности растворов для инъекций?
- Как достигается чистота и стабильность растворов для инъекций?
- Каким методом стерилизуют инъекционные растворы, при каком режиме?
- Как проводят контроль стерилизации в аптеках?
- В каких случаях инъекционные растворы бракуют после стерилизации?
- Какова общая технология изготовления инъекционных растворов?
- Какие средства упаковки и укупорки используют при отпуске инъекционных растворов?
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устный опрос на практическом занятии
Задание 3. Подготовка к тестированию
Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):
1.К преимуществам инъекционного способа введения лекарственных веществ относятся все, кроме:
А) быстрота наступления терапевтического действия
Б) точность дозирования
В) возможность оказания первой помощи
Г) опасность внесения инфекции
2. К особенности изготовления раствора натрия хлорида для инъекций относится прием:
А) проводят депирогенизацию вещества
Б) добавляют антиоксидант
В) добавляют стабилизатор
3. Стерилизация любого объекта в обязательном порядке включает фактор:
А) умерщвление патогенных видов микроорганизмов на поверхности
Б) умерщвление патогенных видов микроорганизмов на изделии
В) удаление всех видов микроорганизмов, находящихся на всех стадиях развития
4. Сухая уборка помещений асептического блока:
А) запрещена
Б) разрешена
В) проводится в виде исключения
5. Вода для инъекций хранится в аптеке в течение:
А) 3 часов
Б) 24 часов
В) 48 часов
6. Важным дополнительным требованием к качеству воды для инъекций по сравнению с водой очищенной является:
А) отсутствие хлоридов, сульфатов, кальция и тяжелых металлов
Б) отсутствие пирогенных веществ
В) щелочное значение рН
7. Время стерилизации инъекционных растворов в объеме до 100 мл составит (мин.):
А) 8
Б) 12
В) 15
Г) 30
8. Для депирогенизации натрия хлорида его предварительно подвергают воздействию:
А) растворяют и фильтруют
Б) обрабатывают активированным углем
В) стерилизуют воздушным методом при 180 0С 2 часа
9. Повторная стерилизация инъекционных растворов:
А) не допускается
Б) допускается
В) допускается в исключительных случаях
10. Пирогенные вещества разрушаются при нагревании:
А) в воздушном стерилизаторе при 250 0С в течение 30 мин
Б) в воздушном стерилизаторе при 120 0С в течение 30 мин
В) в паровом стерилизаторе при 119-121 0С в течение часа
Г) в паровом стерилизаторе при 200 0С в течение часа
11. Бактерицидные лампы включают перед работой за:
А) 30 мин
Б) 45 мин
В) 60 мин
Время выполнения – 1 час
Форма контроля – тестирование на практическом занятии
Задание 4. Составление сводной таблицы «Сравнительная характеристика требований к воде очищенной и воде для инъекций»
Рекомендации по составлению таблицы и критерии оценивания: В таблице указать сравнительную характеристику к получению, свойствам, условиям хранения, срокам годности и контролю качества воды очищенной и воды для инъекций. Требования к оформлению таблицы - приложение Г.
Время выполнения – 2 часа
Форма контроля – письменная (таблица)
Задание 5. Подготовка презентации «Устройство и принцип работы автоклава»
Рекомендации по созданию презентации и критерии оценивания: приложение Б
Время выполнения задания: 2 часа
Форма контроля – устная (на практическом занятии)
Тема 3. «Изотонирование инъекционных растворов»
Цель самоподготовки – изучить тему «Изотонирование инъекционных растворов»
Задачи:
- сформировать знания и умения по изотонированию инъекционных растворов
- развивать логическое мышление, познавательный интерес
- воспитать внимательность, ответственность
Студент должен знать:
- определение понятия «изотонический эквивалент лекарственного вещества по натрия хлориду»
- классификацию инъекционных растворов относительно осмотического давления
Студент должен уметь:
- уметь применять значение изотонического эквивалента лекарственного вещества при расчетах
Задания для самостоятельной работы студента:
Задание 1. Решение задач
Задача 1. Возьми: Раствора магния сульфата изотонического 1 % 20 мл
Простерилизуй!
Дай. Обозначь. По 1 мл внутримышечно
Алгоритм решения:
- найти количество лекарственного вещества в выписанном объеме
- рассчитать количество натрия хлорида, необходимое для изотонирования заданного объема раствора, исходя из его 0,9 % концентрации
- учитывая количество лекарственного вещества, найти, какая часть выписанного объема раствора им изотонируется, используя изотонический эквивалент Е (магния сульф.) = 0,14
- рассчитать, какое количество натрия хлорида необходимо добавить для изотонирования раствора
Задача 2. Возьми: Раствора магния сульфата изотонического 50 мл для инъекций
Простерилизуй!
Дай. Обозначь. По 1 мл внутримышечно
Алгоритм решения:
- рассчитать количество натрия хлорида для изотонирования 50 мл раствора, учитывая его 0,9 % концентрацию
- учитывая изотонический эквивалент, рассчитать количество магния сульфата, эквивалентное найденному количеству натрия хлорида
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии
Задание 2. Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
1. Какие растворы называют изотоничными?
2. Какие растворы называют гипотоничными, какое явление происходит при их введении в кровь?
3. Какие растворы называют гипертоничными, какое явление происходит при их введении в организм?
4. Как объяснить возможность применения гипо- и гипертоничных растворов?
5. Какими способами можно рассчитать изотоничность раствора?
6. Что называется изотоническим эквивалентом лекарственного вещества?
7. Какие вещества можно использовать в качестве изотонирующего компонента?
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устный опрос на практическом занятии
Задание 3. Подготовка к тестированию
Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):
1. Растворы, осмотическое давление которых равно осмотическому давлению жидкостей организма, называют:
А) гипотоничными
Б) гипертоничными
В) изотоничными
2. Для депирогенизации натрия хлорида его предварительно:
А) стерилизуют насыщенным паром при 120 0С 15 мин
Б) стерилизуют термическим методом при 180 0С 2 часа
В) обрабатывают активированным углем
3. Для изготовления 100 мл изотонического раствора магния сульфата (Е = 0,14) лекарственного вещества нужно взять:
А) 4,2
Б) 6,4
В) 0,04
4. Опасность гемолиза имеет место при введении раствора:
А) гипотонического
Б) изотонического
В) гипертонического
5. Для изготовления 10 мл 1 % раствора пилокарпина гидрохлорида изотонического натрия хлорида нужно взять (Е = 0,22):
А) 0,022
Б) 0,22
В) 0,068
Г) 0,68
6. Изотонический эквивалент лекарственного вещества показывает:
А) количество натрия хлорида, которое потребуется для изотонирования раствора
Б) количество натрия хлорида, создающее в одинаковых условиях давление, равное давлению 1,0 вещества
В) количество вещества, которое создает такое осмотическое давление, что и 1,0 натрия хлорида
Время выполнения – 1 час
Форма контроля – тестирование на практическом занятии
Задание 4. Подготовка презентации «Источники микробной контаминации в аптеках»
Рекомендации по созданию презентации и критерии оценивания: приложение Б
Время выполнения задания: 2 часа
Форма контроля – устная (на практическом занятии)
Тема 4. «Стабилизация инъекционных растворов»
Цель самоподготовки – изучить тему «Стабилизация инъекционных растворов»
Задачи:
- сформировать знания и умения по стабилизации инъекционных растворов
- развивать логическое мышление, познавательный интерес
- воспитать внимательность, ответственность
Студент должен знать:
- группы лекарственных веществ, требующих стабилизации
- основные правила стабилизации инъекционных растворов
Студент должен уметь:
- рассчитывать количества лекарственных веществ, растворителя, стабилизатора
- проверять дозы веществ списка А и Б в инъекционных растворах
- выбирать и обосновывать оптимальную технологию инъекционного раствора, выбор стабилизатора.
Задания для самостоятельной работы студента:
Задание 1.Решение ситуационной задачи
Условие задачи: При изготовлении раствора дибазола 0,5% для инъекций практикант для стабилизации раствора использовал гидроксид натрия. Оцените действие практиканта.
Рекомендации по выполнению задачи: Внимательно прочитайте лекционный или учебный материал. Определите, к какой группе веществ, требующих стабилизации, относится указанное лекарственное вещество. Установите, какой стабилизатор необходимо добавлять для стабилизации дибазола. Сделайте вывод о правильности действий практиканта.
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устная (на практическом занятии), письменный отчет
Задание 2. Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
1. Какие требования предъявляют к инъекционным растворам?
2. Что понимается под стабильностью инъекционных растворов?
3. От чего зависит стабильность инъекционных растворов?
4. Как обеспечивается стабильность инъекционных растворов?
5. От чего зависит выбор стабилизатора?
6. Как стабилизируют растворы легкоокисляющихся веществ?
7. Как стабилизируют растворы солей слабых оснований и сильных кислот?
8. Как стабилизируют растворы солей сильных оснований и слабых кислот?
9. Как стабилизируют растворы глюкозы?
10. В чем особенность стабилизации растворов аскорбиновой кислоты?
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устный/письменный опрос на практическом занятии
Задание 3. Подготовка к тестированию
Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):
1. Для стабилизации раствора новокаина для инъекций 1 % используют:
А) натрия гидрокарбонат
Б) кислоту хлористоводородную 0,1н
В) раствор натрия гидроксида 0,1н
2. Дибазол относится к веществам, образованным:
А) сильным основанием и слабой кислотой
Б) слабым основанием и сильной кислотой
В) сильным основание и сильной кислотой
3. Для стабилизации 1000 мл раствора глюкозы 25 % для инъекций необходимо добавить стабилизатора Вейбеля в объеме:
А) 10 мл
Б) 50 мл
В) 100 мл
Г) 250 мл
4. Для стабилизации инъекционных растворов используют:
А) антиоксиданты
Б) стабилизаторы
В) комплексоны
Г) все перечисленные
5. Кислоту хлористоводородную добавляют для стабилизации солей:
А) слабых оснований и сильных кислот
Б) сильных оснований и слабых кислот
В) легкоокисляющихся
6. Стабилизатор Вейбеля для раствора глюкозы берут в количестве:
А) 5 % от объема
Б) 10 % от объема
В) 5 мл
7. Стабилизаторы добавляю в раствор:
А) до стерилизации
Б) во время стерилизации
В) после стерилизации
Время выполнения – 1 час
Форма контроля – тестирование на практическом занятии
Задание 4. Подготовка презентации «Стабилизирующие вспомогательные вещества, используемые при изготовлении инъекционных растворов»
Рекомендации по созданию презентации и критерии оценивания: приложение Б
Время выполнения задания: 2 часа
Форма контроля – устная (на практическом занятии)
Тема 5. «Глазные лекарственные формы»
Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление глазных лекарственных форм»
Задачи:
- формирование навыков изготовления глазных капель и мазей
- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности
- развивать познавательный интерес, логическое мышление
Студент должен знать:
- правила приготовления глазных капель и мазей
- теоретические основы процесса растворения лекарственных веществ, измельчения и смешивания лекарственных веществ в мазях
- условия стерилизации водных растворов
- правила упаковки и оформления глазных лекарственных форм
Студент должен уметь:
- рассчитывать количества лекарственных веществ
- выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ
- упаковывать и оформлять лекарственные формы к отпуску
Задания для самостоятельной работы студента:
Задание 1. Решение задач
В аптеку поступил рецепт на изготовление глазных капель состава:
Возьми: Раствора рибофлавина 0,02 % 10 мл
Кислоты аскорбиновой 0,05
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 капле в оба глаза
Алгоритм выполнения задания:
- рассчитать количества лекарственных веществ
- проверить изотоничность раствора
- выбрать и записать технологию изготовления капель
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии
Задание 2. Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
1.Что собой представляют глазные капли как лекарственная форма?
2. Какие требования предъявляют к глазным каплям?
3. Как достигается стерильность глазных капель?
4. Как достигается чистота глазных капель?
5. Как обеспечивается комфортность глазных капель?
6. Что показывает изотонический эквивалент лекарственного вещества по натрия хлориду?
7. Как обеспечивается стабильность глазных капель?
8. Что подразумевается под пролонгированием действия глазных капель и как оно достигается?
9. Какова технология изготовления глазных капель?
10. Что собой представляют глазные мази как лекарственная форма?
11. Какие требования предъявляют к глазным мазям?
12. Какую основу используют при изготовлении глазных мазей?
13. Как вводят лекарственные вещества в основу при изготовлении глазных мазей?
14. Как упаковывают и оформляют глазные лекарственные формы?
15. Как проводят оценку качества глазных лекарственных форм?
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устный опрос на практическом занятии
Задание 3. Подготовка к тестированию
Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):
1. Натрия хлорид добавляют в глазные капли для:
А) предотвращения окисления
Б) изотонирования
В) стабилизации
2. Режим стерилизации глазных капель:
А) 120 0С 8 мин.
Б) 120 0С 30 мин.
В) 120 0С 12 мин.
3. Технология изготовления глазных капель сводится к следующему:
А) в части воды растворяют вещество, переливают в цилиндр и доводят водой до нужного объема, фильтруют
Б) в отмеренном объеме воды растворяют вещество и фильтруют во флакон
В) в части воды растворяют вещество, фильтруют в цилиндр и пропускают через этот же фильтр остальное количество воды
4. Раствор колларгола 2 % для глазных капель стерилизуют:
А) при 100 0С 30 мин.
Б) при 120 0С 8 мин.
В) не стерилизуют
5. В асептических условиях к глазным каплям добавляют вещество:
А) левомицетин
Б) кислоту борную
В) раствор цитраля
6. . Для изготовления глазных мазей рекомендована основа:
А) вазелин-ланолин безводный 1:1
Б) вазелин-ланолин безводный 9:1
В) вазелин-ланолин безводный 6:4
7. Резорцин в глазных мазях образует тип мази:
А) суспензия
Б) эмульсия
В) сплав
8. К мазевым основам для глазных мазей в отличие от дерматологических предъявляют требование:
А) стерильность
Б) химическая стойкость
В) индифферентность
9. Для изготовления глазных мазей вазелин обычный очищают путем добавления:
А) крахмала
Б) метилцеллюлозы
В) угля активированного
10. Вызывают дискомфорт глазные капли, имеющие значение рН:
А) меньше 4,5
Б) от 4,5 до 6,0
В) от 6,0 до 9,0
Время выполнения – 1 час
Форма контроля – тестирование на практическом занятии
Задание 4. Подготовка презентации «Вспомогательные вещества, используемые для пролонгирования глазных лекарственных форм»
Рекомендации по созданию презентации и критерии оценивания: приложение Б
Время выполнения задания: 2 часа
Форма контроля – устная (на практическом занятии)
Тема 6. «Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни»
Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление лекарственных форм для новорожденных и детей первого года жизни»
Задачи:
- изучить особенности изготовления различных лекарственных форм для детей раннего возраста
- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности
- развивать познавательный интерес, логическое мышление
Студент должен знать:
- условия изготовления детских лекарственных форм
- правила изготовления различных лекарственных форм (порошков, растворов, мазей, суппозиториев и т.д.)
Студент должен уметь:
- проверять дозы веществ списка А и Б
- рассчитывать количества лекарственных и вспомогательных веществ
- выбирать и обосновывать технологию изготовления той или иной лекарственной формы согласно прописи
- подбирать средства упаковки и оформления лекарственных форм к отпуску
Задания для самостоятельной работы студента:
Задание 1. Подготовка презентации «Современные виды упаковок лекарственных форм для детей»
Рекомендации по созданию презентации и критерии оценивания: приложение Б
Время выполнения задания: 2 часа
Форма контроля – устная (на практическом занятии)
Задание 2. Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
1. Каковы особенности детского организма?
2. Почему лекарственные формы для детей раннего возраста должны готовится в условиях асептики?
3. На что нужно обращать внимание при приеме рецептов для новорожденных и детей первого года жизни, с чем это связано?
4. Каковы правила изготовления жидких лекарственных форм для внутреннего употребления?
5. В чем особенность изготовления раствора димедрола, и с чем это связано?
6. Каким методом стерилизуют масла для обработки кожи новорожденных?
7. Как готовят присыпки для новорожденных?
8. В чем особенность изготовления порошков с эуфиллином?
9. Каковы нормы отпускаемых объемов (масс) лекарственных форм для новорожденных в отделения ЛПУ и по амбулаторным рецептам?
10. Каковы правила изготовления растворов массообъемным способом?
11. Какова особенность изготовления глазных капель?
12. Какова особенность изготовления раствора перекиси водорода?
13. Какова особенность изготовления растворов окислителей?
14. В чем заключается распределительный способ выписывания порошков, по какому принципу смешивают лекарственные вещества в порошках?
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устный опрос на практическом занятии
Задание 3. Подготовка к тестированию
Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):
- Особенности приготовления раствора глюкозы для новорожденных:
- Добавляют стабилизатор; А. 1,4,6,8.
- Готовят без стабилизатора; Б. 2,3,5,8.
- Не учитывают влажность глюкозы; В. 1,4,5,7.
- Учитывают влажность глюкозы; Г. 2,4,5,7.
- Стерилизуют в паровом стерилизаторе; Д. 1,3,6,8.
- Раствор не стерилизуют;
- Проводят полный химический анализ до стерилизации;
- Проводят только качественный анализ до и после стерилизации.
2. Объем раствора для внутреннего применения в отделение новорожденных при условии одномоментного его использования не должно превышать:
а) 200 мл;
б) 100 мл;
в) 10 мл;
3. Режим стерилизации 200 мл раствора глюкозы 10% для внутреннего применения в отделении новорожденных:
а) 120 °С - 8 минут;
б) 180 °С - 60 минут;
в) 120 °С - 45 минут;
г) 120 °С - 12 минут;
4. Растворы внутреннего и наружного применения для новорожденных детей готовят на:
а) воде для инъекций;
б) воде очищенной, проверенной на отсутствие восстанавливающих
веществ, солей аммония, углерода диоксида;
в) воде очищенной;
5. Особенностью выписывания рецептов для новорожденных и детей первого года жизни является:
а) выписываются на латинском языке;
б) указывается точный возраст ребенка;
в) заверяется печатью врача;
6. Требование стерильности лекарственных форм для новорожденных и детей первого года жизни обусловлено факторами:
а) чувствительность к микроорганизмам;
б) высокая всасывающая способность кожи;
в) низкая защитная реакция организма;
г) все перечисленные;
7. Режим стерилизации масел для обработки кожи новорожденных:
а) 120 °С - 30 минут;
б) 180 °С - 30 минут;
в) 180 °С - 60 минут;
г) 120 °С - 45 минут;
8. Сложные по составу лекарственные формы для новорожденных, не имеющие методик анализа, в аптеках:
а) не готовят
б) готовят в порядке исключения «под наблюдением»
в) готовит провизор-технолог
Время выполнения – 1 час
Форма контроля – тестирование на практическом занятии
Тема 7. «Лекарственные формы с антибиотиками»
Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление лекарственных форм с антибиотиками»
Задачи:
- формирование навыков изготовления лекарственных форм с антибиотиками
- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности
- развивать познавательный интерес, логическое мышление
Студент должен знать:
- условия изготовления лекарственных форм с антибиотиками
- правила изготовления различных лекарственных форм (порошков, растворов, мазей, суппозиториев и т.д.)
Студент должен уметь:
- проверять дозы веществ списка А и Б
- рассчитывать количества лекарственных и вспомогательных веществ
- выбирать и обосновывать технологию изготовления той или иной лекарственной формы согласно прописи
- подбирать средства упаковки и оформления лекарственных форм к отпуску
Задания для самостоятельной работы студента:
Задание 1.Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
1. Какие лекарственные формы готовят с антибиотиками?
2. Почему лекарственные формы с антибиотиками готовят в асептических условиях?
3. Какие особенности антибиотиков учитывают при изготовлении лекарственных форм?
4. Как готовят растворы антибиотиков для наружного применения?
5. Каковы особенности изготовления мазей с антибиотиками?
6. Какие лекарственные формы готовят с пенициллинами?
7. Какие лекарственные формы готовят с левомицетином?
8. Какие лекарственные формы готовят с эритромицином?
9. Какие лекарственные формы готовят с синтомицином?
10. Какие лекарственные формы готовят с неомицином?
11. Какие лекарственные формы готовят с тетрациклином?
12. Какие лекарственные формы готовят со стрептомицина сульфатом?
Время выполнения: 1 час
Форма контроля: устный опрос на практическом занятии
Задание 2. Подготовка к тестированию
Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):
1. Основа для мазей с антибиотиками в отличие от основ для обычных мазей отвечает требованию:
А) стабильность
Б) стерильность
В) полное высвобождение лекарственных веществ
2. Ампициллин рационально комбинировать с веществом:
А) тетрациклин
Б) оксициллин
В) доксициклин
Г) эритромицин
3. Термическую обработку выдерживает антибиотик:
А) тетрациклин
Б) левомицетин
В) эритромицин
4. Растворы антибиотиков готовят в качестве внутриаптечной заготовки:
А) верно
Б) неверно
В) при необходимости
5. Бензилпенициллин вводится в мази:
А) в виде раствора
Б) растертым со спиртом
В) растворенным в подогретой основе
Г) по типу суспензии
6. Недостатком антибиотиков является:
А) плохая растворимость в воде
Б) несовместимость со многими лекарственными веществами
В) термолабильность большинства антибиотиков
Г) верно все
Время выполнения – 1 час
Форма контроля – тестирование на практическом занятии
Задание 3. Подготовка презентации «Современные лекарственные формы с антибиотиками»
Рекомендации по созданию презентации и критерии оценивания: приложение Б
Время выполнения задания: 2 часа
Форма контроля – устная (на практическом занятии)
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
Дополнительная литература:
1. Приказ МЗ РФ № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
2. Приказ МЗ РФ № 751н от 26.10.2015 г. «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»
3. Интернет – источники
Рекомендации по оформлению реферата Приложение А
Текст реферата должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman, размер – 14. Объем работы до 20 страниц печатного текста. Не допускается исправление опечаток, графических неточностей подчисткой или закрашиванием белой краской. Поля: левое – 2,5 см, правое – 1,0 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см.
Реферат должен содержать:
- титульный лист (не нумеруется)
- содержание
- введение
- основную часть работы
- заключение
- список используемых источников
Образец оформления титульного листа
Министерство здравоохранения Амурской области Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация Амурский медицинский колледж Специальность 33.02.01 Фармация Отметка _______________ Дата «___» ______ 20 __ г. РЕФЕРАТ по Технологии изготовления лекарственных форм на тему: « ___________________________________» Выполнил: Студент (ка) ____ группы __________________________ (фамилия, имя, отчество) Проверил: Сухова Людмила Павловна, преподаватель технологии изготовления лекарственных форм Благовещенск 2018 г. |
Образец оформления содержания
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………… 3 стр. ГЛАВА 1. ……………………………………………………………………………… 5 стр. 1.1. ……………………………………………………………………………………… 1.2. ……………………………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………… |
Введение занимает 1-2 страницы и вводит в курс проблемы. Во введении необходимо сформулировать цель работы. Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется вверху листа по центру без точки в конце, все буквы прописные, шрифт полужирный.
Основная часть работы содержит полное раскрытие темы и состоит из глав, разделов, подразделов (при необходимости). Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой в конце (ГЛАВА 1.). Разделы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделенных точкой. В конце номера раздела точка ставится (1.1., 1.2. и т.д).
Заголовки глав следует записывать прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов не допускаются.
Расстояние между заголовком и текстом, заголовками главы и раздела должно составлять полуторный интервал. Каждая глава начинается с нового листа.
Заключение содержит выводы, отражающие основные результаты работы.
Список используемых источников составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий литературы. Список должен состоять не менее из пяти источников. При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц.
Критерии оценивания:
- студент свободно применяет знания, не допускает ошибок в изложении материала, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями – 5 баллов
- студент знает изученный материал, умеет выделять главное и второстепенное в изученном материале, грамотно излагает свои мысли, материал оформлен в соответствии с требованиями, но недостаточно аккуратно – 4 балла
- студент обнаруживает освоение основного материала, испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями – 3 балла
- студент имеет отдельное представление об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями – 2 балла
Рекомендации по созданию презентации Приложение Б
Электронная презентация выполняется с помощью программы Power point, количество слайдов зависит от содержания материала (8 – 10). Содержание презентации должно кратко отражать вопросы изучаемой темы, которые не рассматриваются на аудиторных занятиях, и показывать визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия.
Схема презентации:
- титульный слайд
- цели и задачи работы
- основная часть
- выводы
- благодарность аудитории за внимание
На титульном слайде должны быть указаны наименование учебного учреждения, специальность, название темы, фамилия и инициалы студента.
Требования к оформлению слайдов
Критерий оформления | Требования |
Стиль | - соблюдайте единый стиль оформления - избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации - вспомогательная информация не должна преобладать над основной (текстом, иллюстрацией) |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Цвет | - на одном слайде используйте не более трех цветов (для фона, для заголовка, для текста) - для фона и текста используйте контрастные цвета |
Анимация | - используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде - не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации |
Содержание информации | - используйте короткие предложения - минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных - заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Расположение информации | - предпочтительно горизонтальное расположение текста - наиболее важную информацию располагайте в центре слайда - если на слайде есть картинка, надпись располагайте под ней |
Шрифт | - для заголовков – не менее 24 - для текста – не менее 18 - не смешивайте разные шрифты в одной презентации - для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив или подчеркивание - не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже строчных) |
Способ выделения информации | Для иллюстрации наиболее важных фактов следует использовать: - рамки, границы, заливку - штриховку, стрелки - рисунки, диаграммы, таблицы, схемы |
Объем информации | - не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (человек единовременно может запомнить не более трех фактов, выводов, определений) - для большей эффективности ключевые пункты отображайте по одному на каждом отдельном слайде |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия используйте разные виды слайдов (с таблицей, текстом, изображением) |
Критерии оценивания:
5 баллов - студент свободно применяет знания, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, содержание соответствует теме работы, информация логично и грамотно изложена, доступна, материал оформлен в соответствии с требованиями
4 балла – студент знает изученный материал, умеет выделять главное, грамотно излагает материал, презентация оформлена в соответствии с требованиями, но допущены неточности в оформлении
3 балла – студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не в соответствии с требованиями
2 балла - студент имеет отдельные представления об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями
Рекомендации по подготовке информационного сообщения Приложение В
Информационное сообщение – это вид самостоятельной внеаудиторной работы студента по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом/теоретическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, отражает современный взгляд по определенной проблеме. Сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется письменно, может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Сообщение выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст работы выполняют одним из способов: рукописным – темными чернилами или пастой разборчивым почерком с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм., расстояние между строками 10-12 мм; машинописным - через 1.5 межстрочных интервала на компьютере, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 либо 12. Рекомендуется производить выравнивание текста по вертикали по ширине страницы. Вписывать в работу, выполненную машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации только темными чернилами, пастой или тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Критерии оценивания:
- студент свободно применяет знания, не допускает ошибок в изложении материала, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями – 5 баллов
- студент знает изученный материал, умеет выделять главное и второстепенное в изученном материале, грамотно излагает свои мысли, материал оформлен в соответствии с требованиями, но недостаточно аккуратно – 4 балла
- студент обнаруживает освоение основного материала, испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями – 3 балла
- студент имеет отдельные представления об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями – 2 балла
Объем сообщения не более 5 страниц.
Рекомендации по составлению таблиц Приложение Г
1.Внимательно изучите предлагаемую тему
2. Обратите внимание на вопросы, которые должны быть отражены в таблице
3. Определите вид таблицы (необходимое количество столбцов и строк)
4. Озаглавьте таблицу
5. Заполните ячейки таблицы необходимой информацией
6. Следите за тем, чтобы информация была лаконична, грамотно изложена
7. Соблюдайте аккуратность при заполнении таблицы
8. Максимальное количество баллов – 25
Критерии оценки работы с таблицей
№ п/п | Критерий оценки | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
1 | Соответствие представленной информации заданной теме | Содержание соответствует заданию | Содержание соответствует заданию | Содержание соответствует заданию | Содержание не соответствует заданию |
2 | Объем заполнения | Все ячейки заполнены | Все ячейки заполнены | Все ячейки заполнены | Имеются незаполненные ячейки |
3 | Лаконичность, четкость изложения материала | Информация изложена четко, лаконично, без лишних пояснений | Информация изложена четко, лаконично, без лишних пояснений | Информация изложена четко, лаконично, без лишних пояснений | Материал изложен не четко, имеется лишняя информация |
4 | Грамотность | Текст написан грамотно | Имеются недочеты и незначительные ошибки | Допущены серьезные ошибки в тексте | Допущены серьезные ошибки в тексте |
5 | Аккуратность | Таблица оформлена аккуратно, в соответствии с требования | Таблица оформлена аккуратно, в соответствии с требования | Таблица оформлена неаккуратно, в соответствии с требования | Таблица заполнена небрежно, не в соответствии с требованиями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов в Муромском медицинском колледже
Современные подходы к образовательному процессу в среднем специальном учебном заведения системы здравоохранения направлены на формирование профессиональных компетенций. Федеральный государственный обр...
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по Методике музыкального воспитания дошкольников
В самостоятельной работе предлагаются вопросы по различным темам курса Методики и рекомендуемая литература....
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ВРЕМЁН PRESENT SIMPLE И PRESENT CONTINUOUS
В данной статье рассматривается сложная для русскоговорящих студентов тема «Present Continuous и P...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...
Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» 34.02.01 «Сестринское дело»
Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка резюме́ по трудоустройству студентами выпускных групп»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Написание реферата в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла и включения студентов в профессиональную исследовательскую деятельность"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...