Круглый стол «Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.
методическая разработка на тему

Цели и задачи:

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.

Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.

Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_hochu_zhit.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ЯО Ярославский торгово-экономический колледж

Методическая разработка

Круглый стол

«Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.

Разработал старший воспитатель:

Спиридонова Елена Александровна

2018-2019 учебный год

«Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.

(Профилактика суицидального поведения)

Цели и задачи:

  • Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.
  • Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.
  • Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Вопросы для рассмотрения:

  1. Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
  2. Статистические данные.
  3. Причины суицидального поведения у подростков
  4. Меры для профилактики суицидального поведения.

Методы: беседа, диалог, рассказ, общественное мнение, пример.

Форма: групповая.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Сегодня  в процессе общения мы поговорим о нашей с вами жизни, наших способностях и возможностях, выборе, который нам приходится делать в жизни.

В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные,  внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют ситуации в учебном заведении, поскольку учебное заведение  —  это место, где обучающийся  проводит значительную часть своего времени.

Мозговой штурм.

Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Ответы записывает ведущей  на листе бумаги).

Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа).

Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные.

Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид): сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия; употребление ПАВ - это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы.

Тренинг разрешения проблемной ситуации  

Проблема  (Нет взаимопонимания в группе со сверстниками)

Работа идет  в группе, команда должна  за 3 минуты придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команда  показывает сценку.

Рассмотрение путей решения проблем с разных позиций:

Пассивная позиция: «Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и я сделал; меня все достали».

Активная позиция, принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?».

Алгоритм разрешения проблемы (на  данном примере):

- Ориентация в проблеме.

- Точное знание того, что проблема возникла.

- Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление.

- Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы.

- Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение.

- Определение и формулирование проблемы.

- Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную.

- Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей.

- Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода.

- Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы).

- Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий.

- Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение.

Одной из причин, как причина приводящую к суициду, является недопонимание между взрослыми и подростками, между подростками, сплетни.

Ведущий:

Я предлагаю выполнить упражнение, которое называется « Передача информации».

Упражнение  « Передача информации».

Студенты  объединяются в 2 группы. Члены первой группы выполняют роль телефонистов, которые передают важное сообщение, члены другой – эксперты. Телефонисты выходят за двери, им зачитывают сообщение. Потом они по очереди заходят в Актовый зал и говорят свою версию сообщения. Эксперты оценивают, насколько точно каждый передает содержание информации. После этого группы могут поменяться ролями (Ведущий готовит новое сообщение).

 

Текст:  

Утром из докладной записки директор колледжа  узнал, что вчера пять студентов группы  01Т  пропустили урок физкультуры  у молодой преподавательницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из группы 1С  преподавателем истории Ивановым Петром Васильевичем, с которым у преподавателя физкультуры  сложились дружеские отношения.

Ведущий:        проводит обсуждение

Вопросы для обсуждения:

Тяжело ли было передавать информацию?

  • Была ли информация передана точно?
  • Что мешало передавать информацию достоверно?

Почему информация искажалась?

  • Какие факты влияли на процесс передачи информации?
  • Чувствовали ли вы ответственность за достоверность информации, передаваемой вами?
  • К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?

Ведущий:

А, сейчас учимся повышать самооценку,  и получению  возможности позитивной обратной связи от сверстников. Выполняем

Упражнение «Похвались соседом».

Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации.  Студенты  по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает, молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.

 Ведущий:

Продолжим развивать навыки взаимодействия, и формировать адаптивное отношение к жизни, повышем стрессоустойчивость.

Упражнение «Способы улучшения настроения»

Участники объединяются в несколько пар

Задание:

Перечислить как можно больше способов улучшения настроения. (Рисование, танцы, пение, музыка, хобби, прогулка, разговор с другом ит. п)

После выполнения задания каждая группа презентует свою работу.

Обсуждение.

Каким из перечисленных методов вы пользуетесь?

Какие помогают лучше?

Ведущиий:

Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное - пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь.  Ищите! Боритесь! И удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицида среди подростков

Презентация предназначена для педагогов в целях предотвращения суицида среди подростков...

ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Формирование ценностей, альтернативных наркотику, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педагогов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты. Специалист, з...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Проблемы социализации подростков в современном обществе»

1.       Отобрать примеры использования приемов  инновационных педагогических технологий  в воспитательном процессе.2.       ...

Семинар для педагогов. Суицид в подростковой среде: как предотвратить беду.

Цель: Профилактика суицидального поведения у учащихся школыЗадачи:Формирование представлений об особенностях и причинах появления суицидального поведения у детей и подростковРазвитие навыков кон...

Профилактика суицидов среди подростков

Материал представляет собой доклад на круглом столе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике суицидов в подросткой среде...

«Суицид – серьезная проблема среди подростков»

Цели и задачи:Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.Выделить основные социологи...

Профилактика суицидов в подростковой среде

Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Помочь детям и подросткам, имею...