Методическая разработка «Разработка профилактических мероприятий по защите от неблагоприятного воздействия шума»
методическая разработка

Методическая разработка

Учебного занятия

По теме: «Разработка профилактических мероприятий по защите от неблагоприятного воздействия шума.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shum.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамент здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5»

ОП №2

Методическая разработка

Учебного занятия

По теме: «Разработка профилактических мероприятий по защите от неблагоприятного воздействия шума.»

(практическое занятие №5)

Москва

2018 год

РАССМОТРЕНЫ

на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ___ от __________2018г.

Председатель ЦМК
_________/ Н.М. Орехова/

ОДОБРЕНЫ

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Протокол № ____________

от «   » ______________ 2018г.

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ОУ ОП №2

_________/Л.С. Спирина/

«___»___________2018 г.

Организации-разработчики:

ГБПОУ ДЗМ  «Медицинский колледж №5» ОП №2

Разработчик:

Корнеева Н.Ф. - преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2

Рецензенты:

Внутренний:

Фетисов А.А.  -  методист ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Методический блок ………………………………………………………..4
  1. Цели………………………………………………………………………...4
  2. Задачи………………………………………………………………………4
  3. Внутридисциплинарные связи……………………………………………5
  4. Междисциплинарные связи ………………………………………….....5
  5. Технологическая карта………………………………….…………………6
  6. Оснащение занятия……………………………………….………....……..8
  1.  Информационный блок……………………………………………………9
  1. Опорный конспект……………………….……………………………...9
  1.  Блок контроля………………………………………………… ………….16
  1. Материалы входящего контроля………………….……………… ......16
  2. Материалы выходного контроля……………………………… ………..17
  3. Эталоны ответов……………………….……………...……………….…18

     5.   Список литературы…………………………………………………….....19


1. Методический блок

1.1 Цели занятия:

  1. Рассмотреть негативное воздействие шума на обучающегося.
  2. Определить меры по предупреждению данного воздействия.
  3. Исследовать уровни шума в «МК№5» филиал 2 и воздействие акустического шума на здоровье обучающихся.

1.2 Задачи:
Иметь представление:

  • О характеристике шума
  • О допустимых значениях шума
  • О влиянии шума на организм обучающегося
  • Об уровне шума в аудиториях и в наушниках обучающегося
  • Об устройстве прибора для измерения уровней шума АТТ-9000
  • О мерах по предупреждению воздействия шума
  • Об анатомо-физиологической характеристике органа слуха.

В результате данной темы обучающийся должен:

Уметь осуществлять профилактику вредного воздействия шума на организм обучающегося и населения в профессиональной деятельности и в быту

Знать основы о характеристиках шума, допустимых значениях и влиянии шума на организм.


Материал данной методической разработки способствует реализации общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции:

     ● ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

     ОК 6. Работать в коллективе и команде.

Профессиональные компетенции:

П.К. 1.3. Производить починку съемных пластинчатых протезов

1.3Внутридисциплинарные связи

Основы микробиологии

      ●Основы вирусологии

      Основы иммунологии

      Основы эпидемиологии

1.4 Междисциплинарные связи

Инфекционные заболевания

Стоматологические заболевания

Анатомия челюстно-лицевой области

Физиология челюстно-лицевой области


1.5 Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методическое

Обоснование

Формируемые ОК

1.Организационный момент

Проверка внешнего вида обучающихся; регистрация отсутствующих

Готовятся к занятию

Воспитание организованности и ответственности обучающихся

ОК 1

2. Определение

целей занятия.

Мотивация целей.

Сообщает тему, цели и задачи занятия. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок

Слушают, записывают тему и цели занятия

Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности

ОК 1

ОК 7

3. Определения исходного уровня знаний

Демонстрирует вопросы, корректирует, дополняет

Отвечают на тесты письменно

Получение объективной информации о степени исходного уровня знаний, коррекция ошибок

ОК 6

ОК 8

4. Изучение нового материала

Излагает новый материал

Слушают, конспектируют

Подготовка к осуществлению сестринского процесса

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

5. Закрепление нового материала

Демонстрирует задачи, которые необходимо заполнить

Заполняют таблицу

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок

ОК 1

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

6. Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Оценивается работа группы в целом и каждого обучающегося с обоснованием оценок

Анализируют свою работу

Оценивание своей деятельности – достигнуты ли цели занятия

ОК 2

ОК 6

ОК 8

7. Домашнее задание

Сообщается домашнее задание и задания для

Самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Рекомендации по выполнению задания.

Раздается материал по выполнению внеаудиторной работе

ОК 1

ОК 7

ОК 8

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

1.6 Оснащение занятия

Список литературы:

Основная литература:

  1. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека: учебное пособие. - Изд.3-е, стер.  Москва: КноРус, 2013 – 325с.
  2. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;
  3. Прибор для измерения уровней звука- АТТ- 9 000


2. Информационный блок

2.1 Опорный конспект

Актуальность темы очень высока. Шумовое загрязнение негативно воздействует на организм человека: оказывает значительное влияние на здоровье и поведение человека.

Звук- колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е в среднем от 16 до 20000 Гц (1Гц-я колебание в секунду).

Шум- это громкие звуки, сливающиеся в нестройное звучание. Характеристика шума:

  1. Шум имеет определенную частоту, выражаемую в герцах.
  2. Интенсивность- уровень звукового давления, измеряемых в децибелах.
  3. Для человека область слышимых звуков определяется в интервале от 16 до 20 000 Гц.
  4. Наиболее чувствителен слуховой аппарат к восприятию звуковой частотой 1 000-3 000 Гц (речевая зона).

Гигиеническая оценка шума.

Для гигиенической оценки шума принято измерять его интенсивность и звуковые давления не абсолютными физическими величинами, а логарифмами отношений этих величин к условному нулевому уровню, соответствующему порогу слышимости стандартного тона частотой 1 000Гц

Эти логарифмы называют уровнями интенсивности звукового давления, выраженные в Белах(Б), так как орган слуха человека способен различать изменения уровня интенсивности звука на 0,1 Белах, то для практического использования удобнее единица в 10 раз больше- Децибел (дБ).

Измерение спектра шума производится приборам для измерения уровней АТТ- 9 000 по шкале А. По ней уровень звука измеряется в дБ.

Классификация шума:

  1. Производственные шумы-типография, дисковая пила, токарный станок, строительные предприятия, реактивный двигатель.
  2. Непроизводственные ( коммунальные) шумы- гром, автобусы, речь, шум в магазине.

Уровни шума, влияющие на организм:

  1. 20-30 дБ- естественный шумовой фон
  2. 40 дБ- допустимый уровень шума
  3. 50-60 дБ- повышение порога слуховой чувствительности
  4. Более 70 дБ-неприятные звуки и шумы для слуха
  5. Свыше 130 дБ- оказывают травмирующее действие
  6. 140 дБ- болевой порог.

Влияние шума на организм человека
Шум приводит к:

  1. Неврозам
  2. Изменению активности мозга
  3. Язве желудка
  4. Изменению состава крови
  5. Гипертонии
  6. Атеросклерозу
  7. Ухудшению слуха
  8. Сокращению жизни на 8-12 лет
  9. Нарушению сна
  10. Сердечно-сосудистым нарушениям
  11. Чувству усталости
  12. Повышенной утомляемости
  13. Понижению настроения
  14. Понижению способности к учебе
  15. 120-130 дБ- болевым ощущениям, акустической травме
  16. 186 дБ- разрыву барабанной перепонки
  17. 196 дБ- повреждению легочной ткани.

Действие шума на ЦНС:

  1. 40 дБ- норма
  2. 65 дБ- снижению внимания на 12-16%
  3. 80-100 дБ- увеличение числа ошибок на 12-15 %
  4. При уровне шума 50 дБ на решение задач уходит на 15-55% больше времени
  5. При уровне шума 60 дБ на решение задач уходит на 81-105% больше времени.

Еще более отрицательным моментом, отражающимся на нервную систему людей, является внезапное пробуждение от резких и грубых звуков. Слишком быстрый переход от сна к бодрствованию вреден для любого человека.

Первая реакция взрослых на звук будильника- раздражение, неудовольствие, для детей это небольшая, но настоящая акустическая травма, которая не проходит бесследно.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Замеры уровней шума в аудиториях «МК№5» обособленного подразделения 2 проводятся:

  1. Прибором для измерения уровней звука- АТТ- 9 000

Прибор предназначен для измерения уровня звука частотой от 31,5Гц до 8 кГц в диапазоне от 30 до 130 дБ.

Алгоритм измерения уровней звука

Прибором для измерения звука АТТ- 9 000

Необходимо:

  1. Включить прибор для измерения звука АТТ- 9 000 на коррекцию А.
  2. Перевести на характеристику «медленно».
  3. Нажать переключатель «фильтр».
  4. Сориентировать прибор для измерения звука к источнику, провести измерения не менее трех раз на одной точке.
  5. Держать прибор для измерения звука на расстояние 0,5м от измеряющего.

Профилактика неблагоприятного воздействия шума.

Борьба с шумом:

  1. В источнике возникновения.
  2. На путях распространения.

Индивидуальные средства защиты:

  1. Наушники, закрывающиеся ушную раковину.
  2. Вкладыши, перекрывающие наружный слуховой канал.

Для уменьшения неблагоприятного влияния уровней шума необходимо:

  1. Соблюдать охранительный режим.
  2. Отказаться от использования мобильной связи в училище.
  3. Проводить санитарно-просветительную работу.

Проходя мимо стайки обучающихся, громко и возбужденно общающихся друг с другом, зачастую можно позавидовать возможности не скрывать свои чувства, а, напротив, во всеуслышание оповещать о них мир.

Но ощущения зависти быстро пропадает, сменяясь сочувствием, потому что мне-то прекрасно известно, что кричат они вовсе не от избытка чувств, а просто потому что... плохо слышат.

Вряд ли, в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного магнитофона из японской компании Sony, задумывались над тем, что их изобретение проведет через несколько лет возникновению целых поколений людей, потерявших слух смолоду.

Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники на улице, в спортзале, в транспорте и везде, где только можно, неизбежно ведет к снижению слуха. К сожалению, на плеерах нет грозных надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью, в лучшем случае упоминания об этом содержатся в инструкциях.

Впрочем, в Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 децибелами.

Компания Sony стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости.

Громче всех забили тревогу американские ученые, и это не случайно: всем хотя бы по кинофильмам знаком образ «типичного американского подростка», который не расстается с наушниками ни на улице, ни в спортзале, ни в библиотеке, теперь это и «российский подросток»

Научный сотрудник университета Пердью Роберт Новак заявляет, что американские врачи начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам.

В ряде случаев это снижение слуха оказывается необратимым и приводит к полной глухоте.

Новак напрямую связывает эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с опасной для здоровья громкостью.

Портативные наушники формально относятся к открытому типу, поскольку считается, что они не препятствуют проникновению в ухо звуков из окружающего мира.

Впрочем, у некоторых моделей гораздо больше общего с закрытыми наушниками, поскольку они почти герметично изолируют органы слуха от внешнего мира (наглядный пример- дорогущие Etymotic, в прямом смысле забываемые в уши как резиновые пробки).

Принципиальное же отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху.

Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ.

Шепот оценивается уже в 20 дБ

Обычный разговор- в 30-35 дБ

Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту

Опасный для слуха звуки силой от 90 дБ

Иными словами, любой поп- или рок-концерт с уровнем 100-120 дБ- это серьезное испытание для ушей. Такого же звукового давления с легкостью можно достичь в любых современных наушниках.

В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха.

Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слухового аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего слуха снижается лишь временно и незначительно.

При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным.

По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с 30 лет, но длительное воздействие громкого звука способно привести к гораздо более трагическим последствиям еще в совсем нежном возрасте.

В ходе исследования, проведенного австралийской Национальной акустической лаборатории из Сиднея, выяснилось, что из-за открытого типа массовых наушников- вкладышей, они позволяют слышать то, что происходит вокруг, а это служит стимулом повышения громкости на шумных городских улицах в транспорте.

Результаты исследования, в котором принимали участие австралийские владельцы плееров iPod в возрасте от 18 до 54 лет, показали, что около четверти из них выставляют такой уровень громкости, который способен вызвать долговременные повреждение слуха.

Как говорится в пресс-релизе Национальной акустической лаборатории, у некоторых поклонников iPod были зафиксированы такие превышение допустимого уровня громкости, которые уже должны были вызвать повреждения слуха.

В заключение необходимо упомянуть три момента:

1.Этический.

Человек, едущий в метро или автобусе и слушающий орущий плеер - это не просто человек, твердо решивший лишиться слуха. Он еще и не уважает окружающих, вынужденных выслушивать раздражающее шипение и тыканье из его наушников. Проще говоря, он обыкновенный хам, хотя, возможно, даже и не понимают этого в силу изъянов в воспитании.

2.Вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого города.

Такой человек существует одновременно в дух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух – в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Разумеется, эти миры никак не пресекаются, поэтому его мозг неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. На него несется трамвай, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого «раздвоения» можно просто упасть на ровном месте, т.к. нарушается ориентация в пространстве. Взгляните еще раз на картинку со строение уха: вестибулярный аппарат человека расположен именно во внутреннем ухе.

3.Вопрос уважения к музыке.

Привычка к постоянному прослушиванию музыка рано или поздно приводит к убеждению в том, что музыка – всего лишь ненавязчивый фон, а это прямой путь к принижению ее роли в жизни человек. Такие «меломаны» перестают видеть в музыке не просто набор звуков и ритмом, но идею, картину, образ, призыв. Неслучайно из подавляющего большинства наушников на улице доносится примитивное «тынц-тынц-тынц» - банальный ритм, заставляющий «идти в ногу», «подвигать телом» и вообще вести безвольное механическое существование безо всяких там чувств и душевных порывов, всецело подчиняясь только ему одному – ритму.

Слушать сложное симфоническое произведение или классический хор на ходу просто физически невозможно. А вот марши-запросто. Левой! Левой! Левой!

Шум может вызывать:

  1. Раздражение и агрессию
  2. Артериальную гипертензию
  3. Шум в ушах
  4. Потерю слуха
  5. Снижение внимания
  6. Увеличение количества ошибок при выполнении различных видов работ
  7. Замедление реакции организма
  8. Угнетение центральной нервной системы
  9. При воздействии шума высоких уровней (более 140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок

«...Физическое и духовное здоровье граждан-основа эффективного развития государства. Каждый молодой человек должен осознавать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех.» (В.В.Путин)

В качестве меры индивидуальной защиты применяют противошумы. Внутренние противошумы – это тампоны из ваты иногда пропитанные воском, а так же иногда специальный резиновые втулки, вкладывающиеся в наружный слуховой проход. Такие противошумы вызывают неприятный ощущения для инородного тела в ухе и могут раздражать стенки слухого прохода. Благодаря эластичности вкладыши из ультратонкой стекловаты (УТВ) не вызывают дискомфортных ощущений и не мешают шуму на 8-10 дБ. Более гигиеничные наружные противошумы, представляющие собой наушники и звукопоглощающие материалы (войлока, губчатой резины и др.), они снижают шум на 20-25дБ. Ношение противошумов  даже по 2-3 ч в течении рабочего для оказалось эффективным мероприятием по предупреждению вредного действии шума. Для защиты от шума интенсивностью 115 дБ применяют защитные шлемы.

 


3. Блок контроля

3.1 Материального входного контроля

Тестовые задания

Инструкция:

Выберите один правильный ответ.

  1. Производственный шум – совокупность
  1. Звуков различной силы и высоты, оказывающее неприятное, субъективное воздействие
  2. Механических движений, передающихся непосредственно телу человеку
  3. Колебанию упругой среды, оказывающих негативное воздействие на человека
  4. Электромагнитных колебаний различной частоты и длин волн

  1. Производственный шум – вредный производственный фактор, вызывающий профессиональные заболевания
  1. Кортико-кохлиарный неврит
  2. «Шумовая болезнь»
  3. Нейросенсорная «тугоухость»
  4. Болезнь Меньера

  1. Средство индивидуальной защиты, работающих от производственного шума
  1. Антифоны
  2. Глушители для поглощения шума
  3. Шумоизолирующие кабины
  4. Шумопогощающие экраны

  1. Прибор, применяемый для измерения уровня звука
  1. Актиометр
  2. Хронометр
  3. Шумометр
  4. Бутирометр

  1. Материального выходного контроля

Контрольные вопросы:

Задача №1

В инструментальном цехе уровень шума 97 дБ; какой вид противошумов следует использовать, чтобы снизить уровень шума ниже допустимого уровня?

Задача №2

В цехе уровень шума – 100 дБ; для борьбы с шумом рекомендуют носить в течении 2-4 ч в день звукоизолирующие наушники; рационально ли это?


Эталоны ответов входного контроля

  1. А
  2. Б
  3. Г
  4. В

Эталоны ответов выходного контроля  

Задача №1

В инструментальном цехе, с уровнем шума в 97 дБ следует применять защитные шлемы, чтобы снизить уровень шума ниже допустимого значения

Задача №2

Рекомендация по ношению звукоизолирующих наушников по 2-4 часа в день при уровне шума в 100 дБ рациональна


Основные источники:

  1. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека: учебное пособие. - Изд.3-е, стер.  Москва: КноРус, 2013 – 325с.

Дополнительные источники:

  1. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

Интернет-ресурсы:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru)
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)
  3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru)
  4. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)
  5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  открытого ...

Методическая разработка внеаудиторного спортивного мероприятия

Методическая разработка и проведения портивного турнира между студентами I и II курсов...

методическая разработка внеклассного открытого мероприятия в форме экономического турнира "Угадай слово"

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения внеклассных мероприятий в целях повышения мотивации к изучению дисциплин экономич...

Методическая разработка внеаудиторного интегрированного мероприятия по дисциплинам Естествознание и География "Удивительный чай"

Методическая разработка составлена с целью развития познавательного интереса у студентов, расширения и углубления знаний по дисциплинам естествознание, география, товароведение. Методическая разработк...

Методическая разработка внеаудиторного интегрированного мероприятия по дисциплинам Естествознание и География «Шоколадная жизнь»

Методическая разработка составлена с целью развития познавательного интереса у студентов, расширения и углубления знаний по дисциплинам естествознание, география, товароведение. Методическая разр...

Методическая разработка разработка внеклассного мероприятия "СПОР ГРИБОВ"

внеклассного мероприятия "СПОР ГРИБОВ" разработан для учеников начальной школы....