Методическая разработка по теме "Изучение средств, влияющих на дыхательную систему"
методическая разработка

Собина Марина Леонидовна

Данная методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация. Предназначена для формирования умений по предоставлению обоснованных рекомендаций при отпуске современных противокашлевых, отхаркивающих, муколитических, бронхолитических средств с учетом их фармакокинетики и фармакодинамики, а также для продолжения формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии с задачами занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx205.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

по МДК 01.01. Лекарствоведение

ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и

товаров аптечного ассортимента

на тему: Изучение средств, влияющих на дыхательную систему.

Специальность 33.02.01 Фармация

(базовая подготовка)

Рославль, 2021г.

Рассмотрен и одобрен

на заседании ЦМК

специальности Фармация

Протокол №____от «____»________2021 г.

___________________ М.В.Терещенкова

Председатель ЦМК

Составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 33.02.01 Фармация, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 501 от 12 мая 2014 года.

________________________ Н.В.Некрашевич

Зам. директора по УВР

Согласован

Зав. производственной практикой

_______________________Е.В. Клименкова

Разработчик:

Собина М.Л., преподаватель ПМ 01.Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Рецензенты:

Терещенкова М.В. - председатель цикловой методической комиссии профессиональных модулей специальности Фармация ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Синякова Н.В. – зав аптеки ООО «Индустрия здоровья», провизор

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация……………………………………………………4
  2. Выписка из календарно – тематического плана…………………………6
  3. Структура методической разработки……………………………………7
  4. Методический блок………………………………………………………..8
  5. Информационный блок……………………………………..……………22
  6. Приложение 1……………………………………………………………..38
  7. Приложение 2………………………………………………………..……42
  8. Приложение 3……………………………………………………………..44
  9. Приложение 4……………………………………………………………..53
  10. Приложение 5……………………………………………………………..65
  11. Приложение 6……………………………………………………….…… 66

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация. Предназначена для формирования умений по предоставлению обоснованных рекомендаций при отпуске современных противокашлевых, отхаркивающих, муколитических, бронхолитических средств с учетом их фармакокинетики и фармакодинамики, а также для продолжения формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии с задачами занятия.

Методическая разработка практического занятия является составной частью учебно-методического комплекса темы «Средства, влияющие на дыхательную систему. Стимуляторы дыхания».

Организация образовательного процесса по данной теме предусматривает использование современных педагогических технологий: методик проблемного обучения, игровых технологий, информационно - коммуникативных технологий обучения. Работа включает аннотацию, выписку из календарно-тематического плана, задания для оценки и коррекции знаний, полученных на предыдущем занятии, профессионально- компетентностные задачи, тестовые задания, перечень литературы и средств обучения.

Методическая разработка темы определяет межпредметные и внутрипредметные связи, включает методы формирования общих и профессиональных компетенций, определенных содержанием темы:

ПК 1. 2

Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения;

ПК 1. 5

Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента;

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Методическая разработка практического занятия по теме «Изучение средств, влияющих на дыхательную систему» может быть использована преподавателями фармацевтических образовательных учреждений СПО.

ВЫПИСКА ИЗ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

МДК 01.01. ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ специальность 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)

Наименование разделов занятий

занятий

Наименование тем занятий

Кол-во

 часов

Календарные сроки

Изучения (семестр)

Вид

 занятия

Домашнее задание

Межпредметные

связи

Наглядные пособия, ТСО

Задания для самостоятельной работы студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 СЕМЕСТР

Раздел 4. Лекарственные средства, влияющие на функцию исполнительных органов

49

Изучение средств, влияющих на дыхательную систему

2

3

практическое

лекционный

материал,

с.281-288

МДК 01.01.2 Фармакогнозия МДК 01.02. Отпуск лекарственных средств и ТАА

Методические

рекомендации для студентов, рецептурные бланки, образцы лекарственных препаратов и ЛРС, интерактивная доска, проектор, ноутбук;цифровые образовательные ресурсы

Работа с учебной литературой, Интернет-ресурсами по теме,

ЭБС библиотеки колледжа - электронный справочник лекарственных средств

Методическая разработка структурирована и содержит:

  • Методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, указаны название профессионального модуля, междисциплинарного курса и темы. Приведена краткая аннотация урока, определены цели и задачи занятия, актуальность темы, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, представлена хронологическая карта занятия;
  • Информационный блок, где представлен теоретический материал по изучаемой тематике. Данная информация поможет студенту подготовиться к практическому занятию, что дает возможность более эффективно сформировать общие и профессиональные компетенции;
  • Блок контроля знаний включает два вида контроля на занятии: оценка и коррекция знаний предыдущей темы в виде решения проблемной задачи и тестовых заданий;
  • Практический блок состоит из решений профессионально- компетентностных задач по алгоритму.

Цель создания методической разработки

Методическая разработка учебного занятия по теме создана с целью методического обеспечения образовательного процесса по реализации требований основной профессиональной образовательной программы по специальности 33.02.01 Фармация СПО по профессиональному модулю 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», а также с целью обмена опытом и оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию необходимых профессиональных и общих компетенций, знаний и умений у студентов третьего курса по данной теме.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Рекомендации по работе с методической разработкой

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих формирование необходимых компетенций, знаний и умений. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (открытая модульная система, цифровые обучающие и контролирующие программы, презентация);

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия;

4. Информационный блок включает лекционный материал, предназначенный для организации самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов.

Данный вид деятельности осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями для самостоятельной внеаудиторной работе по данной теме;

5. Для оценки и коррекции знаний, полученных на предыдущем занятии, используется интерактивный опрос с использованием ИКТ, включающая выполнение заданий на выбор студентов, что позволяет погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности предельно близкую к профессиональной практической работе.

Название профессионального модуля: ПМ 01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Название междисциплинарного курса: МДК 01.01. Лекарствоведение

Тема: Изучение средств, влияющих на дыхательную систему

Краткая аннотация урока:

Курс, специальность: 3 курс, специальность 33.02.01Фармация

Форма: учебное занятие

Тип: занятие по закреплению знаний и формированию умений

Вид занятия: практическое занятие

Метод обучения: продуктивный – решение профессиональных задач с элементами ролевой игры

Продолжительность: 45мин

Место проведения: кабинет Лекарствоведения

Цели занятия:

1. Дидактическая: приобретение умений по предоставлению обоснованных рекомендаций при отпуске современных противокашлевых, отхаркивающих, муколитических, бронхолитических средств с учетом их фармакокинетики и фармакодинамики и продолжение формирования умений, необходимых для ВПД «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» и следующих профессиональных компетенций:

ПК 1. 2

Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения;

ПК 1. 5

Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Задачи: - усвоить на уровне осмысленного выполнения практического задания номенклатуру отхаркивающих, муколитических, противокашлевых, бронхолитических средств и распределение лекарственных препаратов по фармакологическим группам и подгруппам, по нозологическому принципу;

- сформировать умения по синонимической и аналоговой замене лекарственных препаратов, влияющих на дыхательную систему;

- закрепить знания по способам применения, возможным осложнениям при приеме и противопоказаниям средств, влияющих на дыхательную систему.

2. Развивающая: продолжение развития у студентов логического мышления и познавательных процессов, формирования общих компетенций:

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Задачи: - продолжать развивать умения обобщать, анализировать производственную ситуацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, делать выводы;

- способствовать развитию профессионального мышления;

- продолжать развивать умения работы в коллективе;

- развивать самостоятельность суждений студентов, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, способствовать их самореализации и креативности.

3. Воспитательная: продолжение формирования позитивных качеств личности и общей компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Задачи: - продолжать стимулировать интерес к избранной профессии;

- стимулировать потребность в социальной коммуникации, адекватной само и взаимооценке;

- воспитание аккуратности, внимательности, точности.

Форма реализации метода: практические задания проблемного характера

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная– самостоятельное выполнение задания, подобранное им самим в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями;
  • групповая– совместное решение профессионально- компетентностных задач в малых группах.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов; обращение к наглядным и компьютерным средствам обучения; выполнение практических заданий.

Планируемые результаты обучения: В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения по специальности 33.02.01Фармация студент должен уметь:

- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске товаров аптечного ассортимента;

- соблюдать условия хранения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;

- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения;

- использовать вербальные и невербальные способы общения в профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты: Все студенты приобретут умения в практической деятельности.

Цель использования компьютерных технологий на занятии:

- способствуют совершенствованию практических умений;

- позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

- активизируют познавательную деятельность студентов;

- развивают творческий потенциал.

Мотивация: Заболевания системы органов дыхания – самая большая по числу вновь заболевающих группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или грибами, как аллергические реакции немедленного и замедленного типа, как воспалительный ответ организма на химические и физические агенты. Для лечения этих заболеваний применяются различные группы лекарственных препаратов, и фармацевтическому работнику необходимо знать современный ассортимент лекарственных средств, уметь применять их, оказывать консультативную помощь для оказания фармацевтических услуг.

Оснащение занятия:

Используемые технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ноутбук;

Используемые цифровые образовательные ресурсы: контролирующая программа Votum – тест «Изучение средств, влияющих на дыхательную систему», программа MicrosoftOfficePowerPoint– презентация занятия, программа Notebook 10«Классификация лекарственных средств, влияющих на дыхательную систему»

Используемые дидактические средства обучения: методические указания для студентов, образцы лекарственных препаратов по теме, гербарии лекарственного растительного сырья, справочник Видаль.

Межпредметные связи:

ОП 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией – тема «Рецепт»;

ОП 02. Анатомия и физиология человека –тема «Физиология органов дыхания»; ОП 03. Основы патологии- тема «Болезни системы дыхания»;

ПМ 01. МДК 01.02. Отпуск лекарственных средств и ТАА – тема «Порядок отпуска лекарственных средств»;

ПМ 02 МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств – тема «Физико-химические свойства лекарственных средств».

Внутрипредметные связи:

- предыдущие темы:

«Предоставление обоснованных рекомендаций при отпуске холинергических средств, оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения адренергическими средствами»;

«Определение современного ассортимента лекарственных средств, фармакологические группы лекарственных средств»;

«Определение введения ЛС, механизмов всасывания, распределения, биотрансформации и выведения, определение факторов, влияющих на действие основных групп ЛС»;

«Определение повторного и комбинированного действия ЛС, определение отрицательного действия ЛС».

-последующие темы:

«Выявление особенностей назначения отхаркивающих и противокашлевых средств»;

«Выявление особенностей назначения бронхолитиков».

Литература: Основная: Майский, В.В., Аляутдин, Р.Н. Фармакология с общей рецептурой [Текст]: учеб. пособ. для студ. учреждений СПО/В.В.Майский, Р.Н.Аляутдин.-3-е изд., доп. и перераб.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.-240 с.:ил.

Машковский, М.Д. Лекарственные средства [Текст]: пособ. для врачей.

/М.Д.Машковский-16-е изд. перераб. идоп.-М.:Новая волна, 2010.-1216 с.

Дополнительная: Нормативные акты:

-Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

-Приказ МЗ РФ №1175н от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»;

Информационно-коммуникативные и интернет ресурсы:

Электронные книги при ЭБС библиотеки колледжа:

- Аляутдин, Р.Н. [и др.]

Фармакология [Текст]: учеб. для студ. учрежд. СПО/Р.Н.Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская; под ред. Р.Н.Аляутдина.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010//ЭБС «Консультант студента»;

- Аляутдин, Р.Н. [и др.]

Фармакология: руководство к практическим занятиям [Текст]: учеб. для студ. учрежд. СПО/Р.Н.Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская; под ред. Р.Н.Аляутдина.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010//ЭБС «Консультант студента»;

- Майский, В.В., Аляутдин, Р.Н.

Фармакология с общей рецептурой [Текст]: учеб. пособ./В.В. Майский, Р.Н. Аляутдин.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013//ЭБС «Консультант студента»;

- Виноградов, В.М.[и др.]

Фармакология с рецептурой [Текст]: учеб. для мед. и фарм. училищ и колледжей/В.М.Виноградов, Е.Б.Каткова, Е.А.Мухин; под ред. В.М.Виноградова.-5-е изд., испр. - СПб: Спец Лит, 2009//ЭБС «Консультант студента»;

- Фармакология [Текст]: учеб. для студ. ВУЗов/Под ред. проф. Р.Н. Аляутдин.-4-е изд., перераб. и доп. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013//ЭБС «Консультант студента»;

- Харкевич, Д.А;

-Министерства здравоохранения РФ

http://www.rosminzdrav.ru/

Домашнее задание

Направлено на продолжение формирования общих компетенций:

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Домашнее задание:

- выучить лекционный материал по теме: «Изучение отхаркивающих и противокашлевых средств»; - Аляутдин, Р.Н. [и др.]Фармакология [Текст]: учеб. для студ. учрежд. СПО/Р.Н.Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская; под ред. Р.Н.Аляутдина.- М.:ГЭОТАР-Медиас.281-288

- выполнить задания для самостоятельной работы (см. методические рекомендации к самостоятельной работе).

Технологическая карта занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое обоснование

  1. Организационный этап – 1мин

- приветствие студентов;

- проверка готовности аудитории к уроку;

- отметка присутствующих.

- приветствие преподавателя;

- доклад дежурного об отсутствующих студентах.

- осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода;

- активизация внимания студентов.

  1. Мотивация занятия – 1 мин

- доведение темы урока, целей, плана проведения занятия;

- подчеркивает актуальность темы.

- продумывают ход этапов учебной деятельности.

- продолжение формирования ОК 1;

- создание целостного представления о занятии;

- концентрация внимания на предстоящей работе;

- формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности.

БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. Актуализация опорных знаний-8 мин

1. Контроль знаний с помощью КОС и контролирующей программы Votum (приложение 1)

2. Решение проблемной задачи: с помощью обучающей программы Notebook 10 распределить предложенные лекарственные средства по фармакологическим группам(приложение 2)

- отвечают на задания тестового контроля;

- демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку;

- демонстрируют умения работы с интерактивной доской и программным продуктом Notebook;

- коллективно решают проблемное задание, корректируют пробелы в знаниях и умениях.

- продолжение формирования ОК 2, ОК 5, ОК 6.

- определение уровня выполнения самостоятельной внеаудиторной работы;

- коррекция пробелов в знаниях и умениях классифицировать лекарственные препараты по фармакологическим группам;

- развитие само и взаимоконтроля.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

  1. Инструктаж о порядке выполнения практических заданий- 1 мин

- сообщает ход и порядок выполнения практического проблемного задания;

Практическая часть занятия проводится с использованием игровых технологии;

Проведение ролевой игры организуется в несколько этапов:

1. Подготовительный -

информирование участников о предстоящей игре;

2. Проведение ролевой игры – решение профессионально - компетентностных задач;

3. Заключительный-оценка учебной деятельности участников; анализ типичных ошибок; обсуждение коммуникативного поведения участников игры.

- внимательно слушают порядок выполнения практического задания, при необходимости записывают заметки в тетрадь;

- уточняют порядок выполнения заданий.

- осмысление порядка выполнения практического задания;

- формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме.

  1. Практическая работа– 30 мин

Проведение ролевой игры.

Студентам предлагает распределиться на 2 «аптеки», каждый обучающийся выполняет роль фармацевта по отпуску готовых лекарственных средств.

Задание 1. Решить профессионально компетентностные задачи, представить ответ по алгоритму:

- сделать анализ правильности выписанной рецептурной прописи;

- указать порядок отпуска лекарственного препарата из аптечной организации;

- осуществить отпуск лекарственного препарата (применение, хранение в домашних условиях);

- указать синонимическую и аналоговую замену.

(приложение3)

Задание 2.Составить информационное сообщение для врачей и посетителей аптеки (приложение 4).

Задание 3. Решить проблемное задание «В аптеке осуществляется проверка знаний по ассортименту и умений по отпуску препаратов и оказания консультативной помощи»

Преподаватель (зав. аптеки)

 предлагает каждому студенту ответить на задания кроссворда (приложение 5)

Преподаватель:

- проводит формализованное наблюдение за ходом выполнения практических заданий

-обеспечивает осознанность формирования умений по  данной теме;

-осуществляет проверку выполнения практических заданий, при необходимости проводит корректировку знаний и умений.

- осуществляют выполнение практических заданий в группе – «аптеке»;

- демонстрируют практические умения анализировать правильность выписывания рецептурной прописи на лекарственные средства, определять фармакологическую группу препаратов, применение, порядок отпуска;

- выносят на обсуждение коллектива правильность найденного решения;

- анализируют правильность решения профессиональной задачи коллегой, при необходимости вносят коррективы.

- продолжение формирования ПК 1.2, ПК 1.5, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5,

ОК 6;

- формирование умений выявлять особенности назначения и отпуска лекарственных препаратов противокашлевого, отхаркивающего, муколитического, бронхолитического действия;

- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения лекарственными средствами;

- обеспечение закрепления знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы по теме;

- выявление качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действия;

-корректировка, систематизация и закрепление теоретического материала, умений по теме.

6. Подведение итогов практического занятия. Выставление оценок – 3 мин

- с помощью студентов анализирует достижение целей занятия;

- выставляет оценки с комментированием решения и указанием недочетов (приложение 6).

- определяют уровень усвоения материала и достижения целей урока;

-оценивают учебную деятельность свою и работу коллектива- «аптеки».

- развитие умения аналитической деятельности;

- частичное освоение ПК и ОК;

- формирование самоконтроля и взаимоконтроля.

7. Домашнее задание -1 мин

- предлагает записать домашнее задание к следующему практическому занятию:

- выучить лекционный материал по теме: «Изучение отхаркивающих и противокашлевых средств»;

- Аляутдин, Р.Н. [и др.]Фармакология [Текст]: учеб. для студ. учрежд. СПО/Р.Н.Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская; под ред. Р.Н.Аляутдина.- М.:ГЭОТАР-Медиас.281-288

- выполнить задания для самостоятельной работы (см. методические рекомендации к самостоятельной работе).

подготовить лекционный материал по теме: «Изучение отхаркивающих и противокашлевых средств»;

- задание для самостоятельной работы (см. методические рекомендации к самостоятельной работе).

- записывают домашнее задание.

- стимулирование познавательной деятельности студентов и интереса к освоению учебного материала.

- выработка навыков работы с учебной литературой и лекционным материалом.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

(предназначен для самостоятельной внеаудиторной работы студентов)

Тема «Средства, влияющие на дыхательную систему.

Стимуляторы дыхания»

Классификация лекарственных средств, используемых при заболеваниях дыхания.

- Противокашлевые средства.

- Муколитические средства и отхаркивающие.

- Бронхолитические средства.

- Стимуляторы дыхания (аналептики)

- Прочие лекарственные средства, используемые при заболеваниях органов дыхания (противомикробные).

Бронхолитические средства

Бронхолитики - вещества расслабляющие гладкие мышцы бронхов, расширяющие бронхи при их спазмах, устраняющие бронхоспазм.

К ним относят препараты разных фармакологических групп.

Для расслабления мускулатуры бронхов применяют бронхолитики.

-Адреномилитики: гуапремолин (изадрин), эфедрин, эпинефрин (адреналин) фенотерол (беротек), сальбутамол (вентолин), формотерол. Стимуляция В 2- адренорецепторов вызывает расслабление гладких мышц бронхов, что определеяетброхолитические действие.

-Спазмолитики миотропного действия: эуфиллин, папаверин, дротаверин (но-шпа), бендазол, магния сульфат. Вещества снимают спазмы мускулатуры, оказывая непосредственное действие на гладкую мускулатуру органов и сосудов.

-М-холиноблокаторы: непратропия бромид, тиотропия бромид, атропин, платифиллинметоциния йодид. Они блокируют М-холинорецепторы в бронхах, нарушают парасимпатические влияния на органы, при этом расслабляется мускулатура бронхов.

-Комбинированные препараты: беродуал (беротек+атровен) и препараты, содержащие эфердин (Теофедрин-Н, эфатин, бронхолитин). Их используют при бронхиальной астме, бронхитах с астмотическим компонентом, хронической абструктиной болезни легких и при других бронхолегочных заболеваниях, сопровождающихся бронхоспазмом.

Бронхиальная астма - хроническое воспалительное заболевание инфекционно - аллергической природы, протекающее с приступами бронхоспазма.

Хронический воспалительный процесс приводит к повреждению эпителия дыхательных путей и развитию гиперактивности бронхов к разнообразным стимулам, среди которых могут быть распространенные в окружающей среде аллергены, химические вещества, инфекционные аллергены, вдыхаемый холодный воздух и пр.

Для бронхиальной астмы характерны приступы удушья, при которых затруднен главным образом выдох. Тонус бронхов определяется влиянием парасимпатической и симпатической иннерваций. Механизм приступа бронхиальной астмы заключен в повышении возбудимости парасимпатической  нервной системы, что вызывает спазм бронхиальной мускулатуры и повышенную секрецию бронхиальных желез. Для предупреждения и купирования приступов бронхиальной астмы применяют бронхолитики. Для предупреждения приступов бронхиальной астмы используют:

1. стабилизаторы мембран тучных клеток, они тормозят высвобождение БАВ (гистамин, брадикинин, лейкотриены др.), оказывая таким образом, антиаллергическое действие.

2. средства с антилейкотриновым действием

а) генгиб синтеза лейкотриенов (Зиметон)

б) блокаторы лекотриеновых рецепторов (Аколат).

3. Препараты ГК, повышают уровень глюкокортикоидов в крови, оказывая таким образом антиаллергическое и противошоковое действие. (преднизалон и др.)

1. Адреномилиптики. Средства, стимулирующие бета 2-адренорецепторы).

Орцепралина сульфат (Оrciprenaline)

Син: Алупент, астмапент.

Форма выпуска: таблетки по 0,02 г; ампулы по 1мл и 10 мл 0,05% раствора;  флаконы по 20 мл 2% раствора для аэрозола (алупент); флаконы по 20 мл 1,5% раствора для аэрозоля (астмопент)

Применение: для лечения бронхиальной асмты, эмфиземы легких и других заболеваний с бронхоспастическим синдромом при брадикардии атриовентрикулярном блоке.

Побочные эффекты: тахикардия, аритмия, повышенное артериальное давление, боли в области сердца.

Гексопреналин (Hexoprenaline)

Синоним: Ипрадол, гексопреналина сульфат.

Форма выпуска: аэрозоль с дозатором (400 доз); ампулы по 2 мл; таблетки по 0,05 мг; 0,025 % раствор в флаконах по 50 мл.

Применение: назначают для ослабления и предотвращения бронхоспазма у взрослых и детей с хроническими обструктивными заболеваниями дыхательных путей.

Побочные эффекты: беспокойство, тремор, тахикардия, повышение артериального давления, атония кишечника, отеки, понижение диуреза.

Противопоказания: ИБС, заболевание печени, и почек, беременность (I триместр, глаукома, тахиаритмия.)

Сальбутамол (Salbutamol)

Синоним: Асталин, Вентолин, Савентол.

Форма выпуска: аэрозольные ингаляторы и таблетки по 0,002г.

Применение: при бронхиальной астме и других  заболеваниях дыхательных путей.

Побочные эффекты:противопол. См .гексопреналин

Фенотерол (Fenoterolum)

Синоним: Беротек, Партусистен.

См.: адреномиметики.

Сальметерол (Salmeterol)

Син.: Сервент

См. Адреномиметики.

Формотерол (Formoterol)

Син.: Оксис, - турбукалер, Фарадил

Форма выпуска: порошок в капсулах с распылителем.

Применение: при лечении бронхиальной астмы и обструктивных бронхитов.

Побочные действия: головная боль, головокружения, тошнота, тахикардия, нервозность, судороги.

Противопоказания: тиреотоксикоз, артериальная гипертония, тахиаритмии, ИБС, беременность, период лактации.

2. М-холиноблокаторы

Ипратропиум бромид (Ipratropium bromide)

См. атровент

Форма выпуска: дозирующий аэрозоль-15мл; раствор для ингаляций-20мл; капсулы для ингаляции.

Применение: при хронических бронхитах, бронхиальная астма и др. заболевания.

Побочные эффекты: сухость во рту, повышение вязкости мокроты.

Противопоказания: закрытоугол. глаукоме и беременности.

Спазмолитики миотропного  действия.

Теофилин (Theophylline)

Синонимы: Афонилум, Вентакс.

Форма выпуска: порошок, свечи по 0,02.

Применение: как  спазмолитическое и бронхолитическое средства, как мочегонное средство при застойных явлениях  сердечного и почечного происхождения.

Входит в состав препаратов:

«Теопэк» (Theopecum)

Таблетки, содержащие по 0,1; 0,2 и 0,3 г теофелина в сочетании с полимерным носителем.

Применение: для лечения и предупреждения бронхиальной астмы, хроническом бронхите, эмфиземе легких и др.

Побочные эффекты: изжога, тошнота, рвота, понос, головная боль.

Противопоказания: при гиперфункции щитовидной железы, инфаркте миокарда, эпилепсии, беременности, при ЯБЖ и 12-кишки.

Эуфиллин (Euphyllinum)

Синоним: Аминофиллин

Форма выпуска: таблетки по 0,15г; 24% раствор для в/м введения в ампулахпо 1 мл и 2,4% раствор для в/в инъекций в ампулах по 5 и 10мл.

Применение: при бронхиальной астме, бронхоспазмах, для купирования мозговых сосудистых кризов, улучшение мозгового кровообращения. Почечного протока и др.

Побочные эффекты: диспептические расстройства, головокружения, головная боль, сердцебиение.

Противопоказания: инфаркт миокарда, тахикардия.

Ретафил (Retafyl)

Форма выпуска: таблетки, капсула сгранулами содержащие теофиллин пролонгированного действия.

Применение: см. теопэк, предупреждение ночных и предутренних явлений бронхоспазма.

4. Стабилизаторы мембран тучныхклеток.

Кромолин - натрий (Cromolynnatrium)

Синоним: кромогликат - натрий, гентал

Форма выпуска: капсулы по 0,02 с ингалятором

Применение: как профилактическое средство, предупреждающие приступы бронхиальной астмы.

Побочные эффекты: раздражение дыхательных путей, кратковременный бронхоспазм, сыпь.

Противопоказания: заболевание печени, беременность, дети до 5 лет

5.ГК

Беклометазон (Beclometasone)

Синоним: Бекломед, Бекодит

Форма выпуска: дозирующий аэрозоль во флаконах на 200 ингаляций.

Применение: бронхиальная астма.

Побочные эффекты: кандидоз полости рта.

Будесонид (Budesonide)

Синоним: Бенакорт, Пульмикорт.

Форма выпуска: порошок для ингаляций в комплекте с ингалятором, дозирующей аэрозоль.

Применение: При бронхиальной астме.

Побочные эффекты: чувство жжения, зуд, кашель, боль в горле.

Противопоказания: беременность, кормление грудью, туберкулез, грибковые инфекции органов дыхания.

Противокашлевые средства, отхаркивающие средства.

Противокашлевыми называют средства, которые действуют на различные звенья кашлевого рефлекса и уменьшают частоту и интенсивность кашля.

Кашель - это рефлекторный акт, возникающий в ответ на раздражение верхних дыхательных путей, бронхов, трахеи.

Кашель возникает при воспалении верхних дыхательных путей, пневмонии, бронхите, трахеите, бронхопневмонии, туберкулезе.

Центр кашлевого рефлекса находится в продолговатом мозге, а эфферентная часть составляет дыхательные мышцы. Кашель является защитным механизмом, который способствует удалению из дыхательных путей избыточного секрета бронхиальных желез,а также инородных тел.

В некоторых случаях кашель не выполняет защитных функций, но изнуряет больного, нарушая его отдых и сон.

В таких случаях используют противокашлевые средства уменьшающие интенсивность и частоту кашля.

Противокашлевые средства делятся на:

1.средства центрального дыхания.

2.средства периферического дыхания.

1.Средства центрального действия.

Кодеин (Codeinum)

Форма выпуска: входит в состав комбинированных таблеток («кодтерпин», «таблетки от кашля», «терпинкод», «каффетин», «Солпадеин»).

Применение: как противокашлевое средство в тяжелых случаях.

Побочные эффекты: привыкание и лекарственная зависимость («кодеинизм»), запоры.

Противопоказания: при общем истощении (кахексия), дыхательной недостаточности, в старческом и детском возрасте (до 3 лет), кормящим матерям, без крайней необходимости всем больным в связи с развитием лекарственной зависимости (наркомании).

Этилморфин (Acthlmorplinum) синтетический препарат сходен по химическому строению с морфином.

Синоним: Дионин

ВРД - 0,03г; ВСД - 0,8 г – внутрь.

Форма выпуска: порошок, таблетки по 0,01 и 0,015 г.

Применение: Превосходит кодеин по противокашлевой активности. Действие этилморфина на кашлевой центр более избирательно, и менее выражены побочные эффекты. Применяют в качестве противокашлевого средства при сильном кашле, сопровождающем обычно заболевания легких, ВДП (бронхит, трахеиты). Оказывает местоанестизирующее действие на слизистые оболочки, применяют в виде глазных капель как болеутоляющее, рассасывающее средство при воспалительных процессах роговицы и радужки глаза.

2) Средства периферического действия.

Противокашлевое действие препаратов связано с угнетением чувствительных рецепторов и рецепторов напряжения на слизистой оболочке дыхательных путей. Они оказывают умеренное Бронхорасширяющее противовоспалительное действие.

Глауцин (Glaucin)

Синоним: Глаувент

Форма выпуска: таблетки по 0,05 г.

Применение: при сильном кашле, при заболеваниях легких, ВДП.

Противопоказания: гипотония, инфаркт миокарда.

Оксиладина цитрат (Oxeladin citrate)

Синоним: Тусупрекс

Форма выпуска: таблетки по 0,01 и 0,02 г, сироп.

Применение: При заболеваниях ВДП, легких.

Бутамират (Butamirate)

Синоним: Синекод, Стоптуссин.

Форма выпуска: драже по 0,005; драже пролонгированного действия по 0,02 г; капли 10 мл с содержанием препарата 0,01 и 0,02 г; сироп 100 мл с содержанием препарата 0,04 г.

Применение: при острых и хронических заболеваниях ВДП, БА, эмфиземе легких, бронхитах.

Побочные эффекты: тошнота, диарея, головокружение.

Преноксидиазин (Prenoxdiazine)

Синоним: Либексин.

Форма выпуска: таблетки по 0,1 г.

Применение: при острых и хронических бронхитах, бронхопневмонии, бронхиальной астме, эмфиземе легких, может применяется перед бронхоскопией и бронхографией (в сочетании с атропином).

Побочные эффекты: сухость во рту, тошнота, диарея, аллергические реакции.

Бронхолитин (Broncholytin)

Форма выпуска: сироп во флаконах по 125 г.

Применение: как противокашлевое и бронхорасширяющее средство при острых хронических бронхитах, астмоидных состояниях.

Муколитические и отхаркивающие средства

К муколитическим и отхаркивающим средствам относятся препараты, которые увеличивают жидкую часть бронхиального секрета, изменяют основные свойства мокроты, (вязкость, эластичность, адгезивность), способствуют свободному отделению мокроты, активизируют функцию мерцательного эпителия. Они эффективны при непродуктивном кашле, обусловленном раздражением слизистой оболочки густым вязким секретом.

Муколитические средства

К муколитическим средствам относят лекарственные препараты, которые непосредственно действуют на мокроту, разжижают и облегчают удаление вязких секретов и экссудатов при воспалительных заболеваниях ВДП.

Ацетилцистин (Acetylcysteine)

Синоним: АЦЦ, АЦЦ Лонг, Мукомист.

Форма выпуска: таблетки шипучие по 0,1, 0,2 0,6 г; гранулы для раствора 0,2, 0,3 и 0,6 г.

Применение: при заболеваниях дыхательных путей.

Побочные эффекты: тошнота, рвота, шум в ушах, крапивница. С осторожностью следует применять при бронхиальной астме (может быть усиление бронхоспазма), а также при заболеваниях печени, почек, надпочечников, при склонности к легочным кровотечениям.

Противопоказания: ЛБЖ и 12- кишки, БА, 1 триместр беременности.

Месна

Синоним: Мистаброн

Форма выпуска:20% раствор в ампулах по 3 мл.

Применение: при заболеваниях дыхательных путей.

Противопоказания: тяжелые заболевания печени, почек, легочное кровотечение, нарушение функции надпочечников, при склонности к бронхоспазму, комбинировать с бронхолитиками.

Бромгексин (Bromhexine)

Синоним: Бисольвон, Солвин, Бронхосан.

Форма выпуска: таблетки по 0,008 и 0,004 г; драже 0,008 г, сироп 4 мг/5мл.

Механизм действия: бромгексин стимулирует образование эндогенного сукралфанта – ПАВ, который синтезируется в альвеолярных клетках и в виде тонкого слоя выстилает внутреннюю поверхность легких. Легочный сукралфант обладает защитными свойствами бронхолегочного секрета и облегчает отделение мокроты.

Применение: при заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся с затруднением отделения вязкой мокроты: бронхитах, трахеобронхитах, пневмонии, БА.

Побочные эффекты: аллергические реакции, диспепсические расстройства.

Противопоказания: при беременности и кормлении грудью.

Амброксол (Ambroxol)

Синоним: Амбробене, Лазолван, Ласольван.

Форма выпуска: таблетки по 0,03 г; капсулы ретард 0,075 г, сироп 15 мг в 5 мл во флаконе, 0,6% раствор 120 мл, суппозитории 0,015 г и 0,03 г.

Применение: при остром и хроническом бронхите, БА и других заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся дыхательной недостаточностью.

Побочные эффекты: тошнота, рвота, с осторожностью назначать при язвенной болезни желудка и 12-кишки.

Отхаркивающие средства

Отхаркивающими называют средства, облегчающие  отделение мокроты (слизи), продуцируемой бронхиальными железами.

По механизму дыхания делят на:

-средства прямого действия;

-средства рефлекторного действия.

Отхаркивающие средства рефлекторного действия.

Механизм действия при приеме внутрь эти препараты оказывают умеренное раздражающее действие на рецепторы слизистой оболочки желудка и рефлекторно повышают активность мерцательного  эпителия дыхательных путей, стимулируют перистальтические сокращения бронхиол, способствуя продвижению мокроты из нижних в верхние отделы дыхательных путей и ее выведение.

Из ЛС рефлекторного действия в основном применяют препараты лекарственных растений: настой и экстракт термопсиса, отвар корня истода, препараты корня солодки, алтейного корня, плодов аниса, пертуссин, а также натрия бензоат, терпингидрат.

Трава термопсиса (hermathropsidis)

Форма выпуска: порошок, таблетки, сухой экстракт, ГЛФ- сухая микстура от кашля для взрослых – порошок, экстракт термопсиса сухой – таблетки по 0,05 г , таблетки от кашля. ( с травой термопсиса 0,01 г и NaHCOз 0,25 г)

Применение: при воспалительных заболеваниях легких и дыхательных путей.

Корни Алтея.

Форма выпуска: экстракт, порошок, настой, сироп.

Применение: как отхаркивающее и противовоспалительное средство при заболеваниях дыхательных путей.

Мукалтин (Mucaltinum)

Форма выпуска: таблетки, содержащие 0,05 г мукалтина (с добавлением NaHCOз и винной кислоты).

Применение: см. корни алтея.

Лист подорожника (FoliaPlantaginis)

Форма выпуска: сборы, сок подорожника – флаконы 250 мл (применяется в качестве горечи при аницидных гастритах, колитах). Плантаглюцид - гранулы (лечение гастритов, ЯБЖ).

Натрия бензоат (Natriumbenzoas)

Форма выпуска: порошок, микстура, раствор 15% для в/в введения.

Применение: как отхаркивающее при бронхитах при абсцессе легкого, гнилостном бронхите.

Терпингидрат (Tеrрinumhydratum)

Форма выпуска: таблетки по 0,25 г и 0,5 г.

Применение: при хроническом бронхите.

Сборы грудные: №1, №2.

Форма выпуска: упаковка по 100,0 г.

№1 – корни алтея – 4 части, листьев мать – и  - мачехи-4 части, листьев подорожника большого – 3 части, корней солодки – 3 части.

Применение как отхаркивающее средство в виде настоя.

Отхаркивающие средства прямого действия.

Механизм действия: при приеме внутрь выделяются слизистой оболочкой дыхательных путей, стимулируют секрецию бронхиальных желез и вызывают разжижение мокроты; уменьшают ее вязкость, несколько повышают двигательную активность мерцательного эпителия дыхательных путей.

Применение: при хронических заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся образованием большого количества вязкой мокроты, в качестве отхаркивающих средств их используют с помощью ингаляторов.

Калия иодид (Kalii iodidum)

Форма выпуска:

Применение: для ингаляций и внутрь.

- Отхаркивающие средства нельзя сочетать с препаратами, тормозящими кашлевой центр (Кодин и пр.), сгущающими мокроту (Димедрол, Пипольфен и др.)

- При приеме отхаркивающих средств не следует назначать препараты, обезвоживающие организм (мочегонные, слабительные);

-Не рекомендуется назначать отхаркивающие лежачим больным при невозможности проведении натурального дрената;

-Клинический эффект отхаркивающих средств, как правило, отмечается на 6-7 день лечения;

-Усиление кашля и отхождения мокроты в первые 2-3 дня приема отхаркивающих свидетельствует об их эффективности.

Аналептические средства

Аналептиками (от греч. analepsis - восстановление, улучшение) называют средства, возбуждающие преимущественно жизненно важные центры продолговатого мозга, двигательный и сосудодвигательный. Они эффективны при лечении отравлений барбитуратами, морфином, угрозе остановки дыхания во время наркоза, асфиксии (отсутствие дыхания) новорожденных и других угрожающих жизни состояния. Аналептические средства стимулируют сосудодвигательный центр, что сопровождается сужением многих групп кровеносных сосудов, усилением сократимости миокарда и в результате повышения артериального давления.

Аналептические средства (аналептики) делятся на две группы: прямого действия и рефлекторного действия.

1.Аналептики прямого действия.

К этой группе относятся стрихнин, бемегрид, кофеин, кордиамин, камфора, этимидол. Они отличаются между собой по степени возбуждающего влияния на дыхательный и сосудодвигательный центры.

Камфора (Camphora)

Ф.в.: 20%раствор в масле для инъекций в ампулах 1 и 2 мл.

Применение: в качестве возбуждающего средства в случаях угнетения сердечной деятельности, сосудодвигательного и дыхательного центров, отравлении наркотическими и снотворными средствами, местно как раздражающее средство.

Побочные эффекты: эмболии при попадании масляного раствора  в просвет сосуда, реакция со стороны кожи (сыпь), возбуждение, судороги.

Противопоказания: заболевания, характеризующиеся возбуждением ЦНС, судороги.

Сульфокамфонаин 10% для инъекций (sulfocamphocainum 10% proinjectionbus)

Ф.в.: ампулы 10% раствора по 2 мл.

Применение, побочные эффекты, противопоказания см. камфору.

Кордиалин (cordiaminum) – 25% раствор диэтиламида никотиновой кислоты.

Высшие дозы для взрослых: внутрь: розовая 2 мл ( 60 капель), суточная -6 мл (180 капель); под кожу – розовая-2 мл, суточная 6 мл.

Ф.в. ампулы по 1 и 2 мл для инъекций, флаконы по 10 и 30 мл, внутрь.

Применение: при сердечной недостаточности (улучшает кровообращение) шоке, асфиксии, отравлениях инфекционных заболеваниях (для улучшения функции сердечно - сосудистой системы и дыхания).

Побочные эффекты: при повышении дозы можно наблюдать угнетение нервной системы.

Противопоказания: при предрасположенности к судорожным реакциям.

Этимизол(Aethimizolum)

Ф.в.: таблетки по 0,01 и ампулы по 3 мл 1,5% раствора.

Применение как стимулятор дыхания (при наркозе и др.), улучшает краткосрочную память, повышает умственную работоспособность, при полиартритах, бронхите, астме и др.

Побочные эффекты: тошнота, диспепсические явления, беспокойство, нарушение сна, головокружение.

Противопоказания: при заболеваниях сопровождающихся возбудителем ЦНС.

2.Аналептики рефлекторного действия.

Препараты не оказывают непосредственно возбуждающего действия на дыхательный и сосудодвигательный центры. Они раздражают каротидные клубочки, расположенные в общей сонной артерии, от них возбуждение передается по чувствительным нервам в дыхательный центр.

Лобелин (lobelinum)/

Алколоид, содержащийся в растении лобелия одутлая, семейство колокольчиковых.

В медицинской практике применяют.

Лобелина г/хл (lobelinihydrochloridum)

В РД- 0,005, ВСД-0,01 г в вену

ВРД-0,01; ВСД-0,02- в мышцу.

Ф.в.: порошок, ампулы.

Применение: При расстройствах дыхания рефлекторного происхождения (вдыхание раздражающих веществ, в начале ингаляции наркотиков и др.), асфиксиях новорожденных.

Побочные эффекты: головокружение, повышенная секреция, рвота, судороги и прогрессирующее угнетение дыхательного центра (при передозировке).

Цититон (Cytitonum)

0,15% раствор алколоидацитидина, содержащегося в семенах ракитина и термопсиса.

В РД - 1мл; ВСД -3 мл, в/в и в/м введением.

Ф.в. ампулы по 1 мл.

Применение, побочный эффект см.Лобелина г/хл.

Кофеин (Coffeinum)

Форма выпуска: порошок.

Применение: при заболеваниях сопровождающихся угнетением функций ЦНС, сердечно - сосудистой и дыхательной систем (при инфекционных заболеваниях, отравлениях наркотиками и другими ядами), при мигрени, для повышения психической и физической работоспособности, устранения сонливости, при энурезе у детей.

Побочные эффекты: состояние возбуждения, бессонница, аритмия.

Противопоказания: при повышенной возбудимости, бессоннице, артериального давления, при сердечно - сосудистых заболеваний, в старческом возрасте, при глаукоме.

Углекислота (acidumcarbonicumanhydricum)

Синоним: карбоген.

Форма выпуска: смесь углекислоты (5-7%) и кислорода (93-95%).

Применение: при передозировке наркозных средств, отравлении окисью углерода, при асфиксии новорожденных, при заболеваниях сердечно - сосудистой системы, дерматологии.

Приложение 1

Контрольно-оценочные средства по теме:

«Изучение средств, влияющих на дыхательную систему»

КОС предназначены для определения качества усвоения пройденного материала.

Предлагается тестовые задания первого уровня сложности с использованием контролирующей программы Votum. К каждому заданию в тестовой форме прилагается варианты ответа, из которых следует выбрать один правильный ответ. Верное выполнение задания, т.е. заданий с выбором одного ответа, оценивается одним баллом. Задание с выбором ответа считается выполненным, если студентом указан правильный ответ. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два ответа или более, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) считается невыполненным. Студент получает 0 баллов.

Время выполнения тестовых заданий 5 минут. Система, оценивая уровня освоения образовательной программы, включает следующие критерии:

10 правильных ответов -10 баллов (теоретический материал освоен)

9 правильных ответов -9 баллов (теоретический материал освоен)

8 правильных ответов -8 баллов (теоретический материал освоен)

7 правильных ответов -7 баллов (теоретический материал освоен)

6 правильных ответов -6 баллов (теоретический материал не освоен)

5 правильных ответов -5 баллов (теоретический материал не освоен)

4 правильных ответов -4 балла (теоретический материал не освоен)

3 правильных ответов -3 балла (теоретический материал не освоен)

2 правильных ответов -2 балла (теоретический материал не освоен)

1 правильных ответов -1 балл (теоретический материал не освоен)

В случае получения студентом менее 7 баллов, студенту предлагается под руководством преподавателя самостоятельно выучить теоретический материал по данной теме.

Задания в тестовой форме

(используется контролирующая программаVotum) .

Выбрать один правильный ответ.

1. К противокашлевым средствам центрального действия относятся:

а) Кодеин;

б) Преноксдиазин;

в) Амброксол;

г) Ацетилцистеин.

2. Отхаркивающим средством прямого действия является:

а) Этилморфин;

б) Кодеин;

в) Бутамират;

г) Химотрипсин.

3. К стимуляторам дыхания, оказывающие рефлекторное действие на дыхательный центр относятся:

а) Сульфокамфокаин;

б) Лобелина гидрохлорид;

в) Бемегрид;

г) Кофеин.

4. В каких случаях не применяют стимуляторы дыхания рефлекторного действия:

а) При асфиксии новорожденных;

б) При остановке дыхания в стадии наркоза;

в) При отравлении угарным газом, снотворными;

г) При бронхиальной астме.

5. Синоним препарата амброксол:

а) Бронхосан;

б) АЦЦ;

в) Амбробене;

г) Стоптуссин.

6. Препаратом, блокирующим афферентные рецепторы трахеи, бронхов, легочной ткани и оказывающим местноанестезирующие действие, является:

а) Глауцин;

б) Кодеин;

в) Этилморфин;

г) Преноксдиазин.

7. Муколитики – это вещества:

а) вызывающие отхаркивающий эффект;

б) стимулирующие железы бронхов;

в) увеличивающие содержание суфрактанта в легких;

г) все перечисленное верно.

8. К муколитическим средствам относятся:

а) Бутамират;

б) Ацетилцистеин;

в) Фенотерол;

г) Натрия йодид.

9. При бронхиальном отеке не принимают препараты из группы:

а) М-холиномиметики;

б) В2-адреномиметики;

в) спазмолитики миотропного действия;

г) симпатолитики.

10. Для лечения бронхиальной астмы не эффективен:

а) Дексаметазон;

б) Пропранолол;

в) Тровентол;

г) Эфедрин.

Эталон ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

г

б

г

в

г

г

б

г

б

Приложение 2

Задание. Распределить лекарственные средства по фармакологическим группам

(задание выполнятся с помощью программы Notebook)

                        

                                

                        

Приложение 3

Задание для аптеки №1. Решить профессионально - компетентностные задачи

Задача №1.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №1.

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

1. Сделайте анализ правильности рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки;

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях);

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата.

Задачная формулировка

В аптеку поступил рецепт на лекарственное средство:

Лазолван в сиропе 15 мг - 100 мл для 2-х летнего ребенка.

Rp.: Lasolvani 100 ml

D.S. Внутрь, после еды по 2,5 мл 3 раза в               сутки

В настоящее время Лазолван в сиропе в аптеке отсутствует, в отделе ГЛФ имеются в наличии: лазолван - таблетки 30мг № 20, лазолван раствор 15 мг для приема внутрь и ингаляций.

Источник
информации

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3.Прменение_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Хранить_______________________________________________________________________________________

Срок годности____________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)____________________

   3)_________________4)___________________

   5)________________  6)___________________

   7)_________________8)___________________

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №1

1. Рецептурная пропись выписана правильно;

Rp.: Lasolvani 100 ml

D.S. Внутрь, после еды по 2,5 мл 3 раза в               сутки.

2. Лазолван препарат безрецептурного отпуска.

3. Лазолван раствор при приеме следует разводить в чае, фруктовом соке, молоке или в воде и принимать во время приема пищи ребенку 2-х лет по 1 мл (25 капель) 3 раза в сутки. Препарат в форме раствора для приема внутрь или ингаляций следует хранить в защищенном от света,недоступном для детей месте при температуре не выше 25С, не замораживать. Срок годности 5 лет.

4. Синонимическая и аналоговая замена: Амброксол, Амбробене, Амброгексал, Ласольван, Ацетилцистеин, Карбоцистеин, Бромгексин, Гвайфенезин..

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

18 баллов

1.Сделано заключение о правильности выписанной рецептурной прописи – 1 балл

1 балл

2.Определен порядок отпуска из аптечной организации верно -1 балл

1 балл

3.Определен,верно, порядок применения ЛП – по 1 баллу за показатель.

Верно, указано хранение ЛП, срок годности – по 1 баллу за показатель

3 балла

5 баллов

4. Приведена синонимическая и аналоговая замена- по 1 баллу за показатель

8 баллов

Ключ

бланк
наблюдения

Задача №2.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №1.

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

1. Сделайте анализ правильности рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки;

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях);

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата.

Задачная формулировка

В аптеку поступил рецепт на лекарственное средство:

Бромгексин в таблетках по 0,008 № 20

Rp.: Bromhexini 0,008 № 20

D.S. Внутреннее

Источник
информации

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3.Прменение_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Хранить_______________________________________________________________________________________

Срок годности____________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)____________________

   3)_________________4)___________________

   5)________________  6)___________________

   7)_________________8)___________________

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №2

1. Рецептурная пропись выписана не правильно – неверно указано применение лекарственного препарата (в соответствии с приказом МЗ РФ№1175н от 20.12.2012 сигнатурадолжна указываться полностью);

2. Бромгексин препарат безрецептурного отпуска.

3. Бромгексин внутрь по 1-2 таблетке 3-4 раза в день. Курс лечения от 4 до 28 дней. В сухом, защищенном от света месте, при температуре не выше 25С. Срок годности 5 лет.

4. Синонимическая и аналоговая замена: Лазолвана: Амброксол, Амбробене, Амброгексал, Ласольван, Ацетилцистеин, Карбоцистеин, Гвайфенезин.

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

18 баллов

1.Сделано заключение о правильности выписанного рецепта верно – по 1 баллу за показатель

3 балла

2.Определен порядок отпуска из аптечной организации верно -1 балл

1 балл

3.Определен,верно, порядок применения ЛП – по 1 баллу за показатель.

Верно, указано хранение ЛП, срок годности – по 1 баллу за показатель

2 балла

4 баллов

4. Приведена синонимическая и аналоговая замена- по 1 баллу за показатель

8 баллов

Ключ

бланк
наблюдения

Задание для аптеки №2. Решить профессионально - компетентностные задачи

Задача № 1.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №2

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации

1. Сделайте анализ правильности выписанной рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях).

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата.

Задачная формулировка

В аптечный киоск обратился посетитель с рецептом:

на мукалтин таблетки 0,05 № 20

Rp.: Tab. Mucaltini 0,05 №20

D.S. По 1 мл 3-4 раза в день.

Источник
информации

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3. Применение ______________________________

___________________________________________

Хранить___________________________________

__________________________________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)____________________

   3)_________________4)___________________

   5)________________  6)___________________

   7)_________________8)___________________

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №1

1. Рецептурная пропись выписана не правильно- сигнатура не соответствует форме выпуска лекарственного препарата (выписаны таблетки, а дозировка в миллилитрах)

2. Препарат отпускается без рецепта.

3. Мукалтин принимают внутрь по 1-2 таблетке 3–4 раза в сутки перед едой. Курс лечения от 1 до 2 недель. Препарат необходимо хранить в сухом,защищенном от света месте, вдали от детей. Срок годности 2 года.

4. Синонимическая и аналоговая замена: натрия бензоат, пертуссин, терпингидрат, солодки корни, подорожника большого листья, чабреца трава, фиалки трава,  корень и корневища девясила.

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

18 баллов

1.Сделано заключение о правильности выписанного рецепта верно –по 1 баллу за показатель

2 балла

2.Определен порядок отпуска из аптечной организации верно -1 балл

1 балл

3.Определен,верно, порядок применения ЛП –по 1 баллу за показатель.

Верно, указано хранение ЛП, срок годности – по 1 баллу за показатель

3 балла

4 баллов

4. Приведена синонимическая и аналоговая замена- по 1 баллу за показатель

8 баллов

Ключ

бланк
наблюдения

Задача №2

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №2

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации:

1. Сделайте анализ правильности выписанной рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях).

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата из лекарственных средств растительного происхождения.

Задачная формулировка

В аптечный киоск обратился посетитель с рецептом:

на лекарственное растительное сырье: мать-и-мачехи листья 100,0

Rp.: Fol. Farfarae 100,0

D.S. 1столовую ложку листьев заварить в стакане кипятка. Выпить в течение дня в 3-4 приема.

Источник
информации

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3. Применение ______________________________

___________________________________________

Хранить___________________________________

__________________________________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)___________________

   3)________________4)___________________

   5)_______________  6)___________________

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №2

1. Рецептурная пропись выписана правильно

2. ЛРС отпускается без рецепта.

3. Мать-и-мачехи лист готовят настой: 1 ст. ложку заливают 200 мл воды горячей кипяченой, нагревают на водяной бане 15 мин, через 45 минут процеживают. Применяют по 0,5 стакана 2-3 раза в день за 1 час до еды, перед употреблением взбалтывают. Хранение: в прохладном, темном месте. Срок годности 2 суток.

4. Синонимическая и аналоговая замена из ЛРС: солодки корни, подорожника большого листья, чабреца трава, фиалки трава, трава багульника, корень и корневища девясила.

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

18 баллов

1.Сделано заключение о правильности выписанного рецепта верно –по 1 баллу за показатель

1 балл

2.Определен порядок отпуска из аптечной организации верно -1 балл

1 балл

3.Определен, верно, порядок применения ЛП – по 1 баллу за показатель.

Верно, указано хранение ЛП, срок годности – по 1 баллу за показатель

7баллов

3 балла

4. Приведена синонимическая и аналоговая замена - по 1 баллу за показатель

6 баллов

Ключ

бланк
наблюдения

Приложение 4

Задание для аптеки №1: Подготовить информационное сообщение для медицинских работников и посетителей аптеки

Задача №1

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки № 1

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для врачей. Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Укажите действующие вещество препаратов.

3. Назовите показания к назначению препаратов.

4. Перечислите побочные действия препаратов.

5. Перечислите противопоказания препаратов.

6. Укажите правила отпуска препаратов из аптеки.

Задачная формулировка

В аптеку поступили препараты: – Будесонид (Пульмикорт), Терпинкод.

Источник
информации

.

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №1

1. Пульмикорт – бронхолитическое средство.

Терпинкод – противокашлевое средство, центрального действия;

2. Пульмикорт – будесонид; терпинкод – кодеин, натрия гидрокарбонат, терпингидрат;

3. Пульмикорт назначают при бронхиальной астме, ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких); Терпинкод – сухой кашель различной этиологии;

4. Побочные действия Пульмикорта – кандидоз ротоглотки, раздражение слизистой оболочки глотки, кашель, охриплость голоса,  ангионевротический отек.

Побочные действия Терпинкода – тошнота, рвота, запор, головная боль, сонливость.

5. Пульмикорт - детский возраст до 6 месяцев; повышенная чувствительность к будесониду.

Терпинкод – гиперчувствительность, детский возраст до 2 лет.

6. Пульмикорт, терпинкод из аптек отпускается по рецепту.

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

24 балла

1.Определены фармакологические группы лекарственных средств верно – по 1 баллу за показатель

2 балла

2. Указаны действующие вещества препаратов- по 1 баллу за каждое действующие вещества

4 балла

Ключ

бланк
наблюдения

3.Названо применение лекарственных препаратов верно – по 1 баллу за показатель

3 балла

4.Указаны побочные действия верно:

Пульмикорта – по 1 баллу за показатель

Терпинкода -  по 1 баллу за показатель

5 баллов

5 баллов

5.Указаны противопоказания верно:

Пульмикорта – по 1 баллу за показатель

Терпинкода -  по 1 баллу за показатель

2 балла

2 балла

6.Укзан порядок отпуска лекарственных препаратов, верно

1 балл

Задача №2

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №1

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для посетителей аптеки. Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Назовите показания к назначению препаратов.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях).

4. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

5.Предложите лекарственное растительное сырье аналогичного действия

Задачная формулировка

В аптеку поступили препараты: Преноксиазин (Либексин), Ацетилцистеин (АЦЦ).

Источник
информации

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №2

1. Либексин – противокашлевое средство периферического действия;

АЦЦ - муколитическое средство.

2. Либексин назначают при непродуктивном кашле любого происхождения (при катаре ВДП, гриппе, остром и хроническом бронхите, пневмонии, эмфиземе); ночном кашле; подготовке пациентов к бронхоскопическому исследованию.

АЦЦ назначают при остром и хроническом обструктивном бронхите, пневмонии и др. заболеваниях сопровождающихся образованием вязкой, трудно отделяемой мокроты слизистого или гнойно-слизистого характера.

3. Либексин – внутрь по 1 таблетке (100 мг) 3-4 раза в сутки. Хранится при температуре не выше 25С, в недоступном для детей месте. Срок годности 5 лет.  АЦЦ – внутрь по 2 пакетика 2-3 раза в день. Хранится при температуре не выше 25С, в недоступном для детей месте. Срок годности 4 года.

4. Либексин, АЦЦ из аптек отпускается без рецепта

5. ЛРС противокашлевого действия: багульник болотный, мачок желтый;

ЛРС отхаркивающего действия: листья мать-и-мачехи, листья подорожника большого, корни солодки, корневища и корни девясила высокого.

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

24 балла

1.Определены фармакологические группы лекарственных средств верно – по 1 баллу за показатель

2балла

2.Названо показания к применению  лекарственных препаратов верно – по 1 баллу за показатель

3 балла

4 балла

Ключ

бланк
наблюдения

3.Указан порядок приема лекарственных препаратов и хранение в домашних условиях верно – по 1 баллу за показатель

8 баллов

4. Указан порядок отпуска из аптеки - 1 балл

1 балл

5. Предложены ЛРС противокашлевого и отхаркивающего действия верно – по 1 баллу за показатель

6 баллов

Задание для аптеки №2: Подготовить информационное сообщение для медицинских работников и посетителей аптеки

Задача №1

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки № 2.

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для врачей лекарственным препаратам.

Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Укажите действующие вещество препаратов.

3. Назовите показания к назначению препаратов.

4. Перечислите побочные действия препаратов.

5. Перечислите противопоказания препаратов.

6. Укажите правила отпуска препаратов из аптеки.

Задачная формулировка

В аптеку поступили препараты: Бутамират (Синекод), Серетид мультидиск.

Источник информации

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №1

1. Синекод – противокашлевое средство периферического действия.

Серетид мультидиск – комбинированное бронхолитическое средство.

2. Синекод – бутамирата цитрат.

Серетид мультидиск – салметерол, флутиказона пропионат.

3. Синекод назначают для лечения сухого кашля различной этиологии (коклюш), для подготовки пациентов к бронхоскопическому исследованию.

Серетид мультидиск назначают для профилактикиприступов бронхиальной астмы и лечения хронического бронхита.

4. Побочные действия:

Синекод – головокружение, диспепсические явления, аллергические реакции;

Серетид мультидиск – бронхоспазм, головная боль, кандидоз полости рта и глотки, кожные реакции, ангионевротический отек.

5. Синекод – детский возраст до 2 месяцев (для капель); детский возраст до 3 лет (для сиропа); повышенная чувствительность к компонентам препарата.

Серетид мультидиск - детский возраст до 4 лет; повышенная чувствительность к компонентам препарата.

6. Серетид мультидиск отпускается по рецепту.

Синекод препарат безрецептурного отпуска.

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

24 балла

1.Определены фармакологические группы лекарственных средств верно – по 1 баллу за показатель

2 балла

2.Указаны действующие вещества препаратов- по 1 баллу за каждое действующие вещества

3 балла

3.Названо применение лекарственных препаратов верно – по 1 баллу за показатель

4 балла

4.Указаны побочные действия верно:

Синекода- по 1 баллу за показатель

Серетид мультидиск- по 1 баллу за показатель

3 балла

5 баллов

5.Указаны противопоказания верно:

Синекода- по 1 баллу за показатель

Серетид мультидиск- по 1 баллу за показатель

3 балла

2 балла

  1. Указан порядок отпуска из аптеки – по 1 баллу за показатель

2 балла

Ключ

бланк
наблюдения

Задача №2

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки № 2.

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для посетителей аптеки. Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Назовите показания к назначению препаратов.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях).

4. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

5.Предложите лекарственное растительное сырье аналогичного действия

Задачная формулировка

В аптеку поступили препараты: Карбоцистеин (Флюдитек), Бронхикум.

Источник информации

Бланк ответа

Эталон ответа к профессионально - компетентностной задаче №2

1. Флюдитек – муколитическое средство. Бронхикум - фитопрепарат с отхаркивающим действием.

2. Флюдитек назначают при острых и хронических заболеваниях органов дыхания, сопровождающихся образованием вязкой, трудноотделяемой мокроты (трахеит, бронхит, трахеобронхит, бронхиальная астма) и слизи, для подготовки к бронхоскопии и/или бронхографии.

Бронхикум назначают при заболеваниях верхних и нижних дыхательных путей (бронхит, БА, ларингит, трахеобронхит).

3. Флюдитек внутрь по 1 ст. ложке 3 раза в день, желательно натощак или через 2 ч после еды. Срок годности препарата 2 года.

Бронхикум внутрь после еды по 2 чайные ложки сиропа (10 мл) 3 раза/сутки. Срок годности - 3 года. Не применять по истечении срока годности. Пocлe вскрытия флакона сироп от кашля можно принимать в течение 3 месяцев. Лекарственные препараты хранить при комнатной температуре, в недоступном для детей месте.

4. Флюдитек, Бронхикум препараты безрецептурного отпуска.

5. ЛРС отхаркивающего действия: трава фиалки трехцветной и полевой, корни солодки, трава душицы обыкновенной, трава чабреца.

Инструмент проверки (модельный ответ)

Максимальный балл

24 балла

1.Определены фармакологические группы лекарственных средств верно – по 1 баллу за показатель

2 балла

Ключ

бланк
наблюдения

2.Названы показания к применению лекарственных препаратов верно – по 1 баллу за показатель

6 баллов

3. Указан порядок приема лекарственных препаратов и хранение в домашних условиях верно – по 1 баллу за показатель

11 баллов

4. Указан порядок отпуска из аптеки -1 балл

1 балл

5. Предложены ЛРС противокашлевого и отхаркивающего действия верно – по 1 баллу за показатель

4 балла

Приложение 5.

Задание. Решить профессиональную задачу.

В аптеке проходит проверка знаний по ассортименту и умений по отпуску препаратов и оказания консультативной помощи. Необходимо ответить на задание интерактивного кроссворда (по 1 вопросу для каждого студента).

Кроссворд по теме:

«Изучение средств, влияющих на дыхательную систему»

По горизонтали:

1. Воспаление слизистой оболочки гортани (Ларингит);

3. Воспалительное заболевание бронхов (Бронхит);

6. МНН препарата АЦЦ (Ацетилцистеин);

7. Глюкокортикоид, применяемый для предупреждения приступа БА (Гидрокортизон);

9. Дыхательные трубки, соединяющие трахею с легкими (Бронхи).

По вертикали:

2. Отхаркивающие средство растительного происхождения, разжижает мокроту (Чабрец);

4. Воспаление слизистой оболочки трахеи (Трахеит);

5. Отхаркивающие средство прямого действия, уменьшающие вязкость мокроты и способствующие ее удаление (Терпингидрат);

8. Дыхательный аналептик рефлекторного действия, применяемый при асфиксии новорожденных и отравлении угарным газом (Цититон);

10. Противокашлевой, наркотический анальгетик, используемый для угнетения кашлевого центра (Кодеин).

Оценка результатов: за каждый правильный ответ – 1 балл

Приложение 6

Критерии оценок

Наименование задания

Баллы

Тестовый контроль

Макс 10 баллов

Решение профессионально – компетентностного  задания

Макс 18 баллов

Подготовить информационное сообщение для медицинских работников и посетителей аптек

Макс 24 балла

Решить интерактивный кроссворд

Макс 1 балл

Всего баллов

53 балла

53-48 балла – отлично

47-42 балла – хорошо

41-36 баллов- удовлетворительно

Ниже 36 баллов – неудовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации лекций по теме "Лекарственные средства, влияющие на нервную систему"

Предлагаюется вспомогательный материал к лекциям по фармакологии, в виде мультимедийных презентаций, по темам "Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему" и "Лекарственные...

Методическая разработка по теме Вещества, влияющие на афферентную иннервацию. по дисциплине Фармакология для специальности 31.02.01 Лечебное дело для студентов 1 курса

 Представленная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений ме...

Методическая разработка урока "Невербальные средства общения"

Методическая разработка урока по теме: "Социальная психология общения: невербальные средства общения" по дисциплине "Социальная психология" для студентов 4-го курса по специальности "Информационные си...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Фонд оценочных средств

Разработка фонда оценочных средств занимает важное место при подготовке студентов по направлениям подготовки специальностям и профессиям, реализующим ФГОС.  В данной методической разработке...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

Методическая разработка "Фонд оценочных средств» по дисциплине Метеорологическое обеспечение полетов

Фонд оценочных средств по Теме1.2  «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Орга...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и составлена ...