Доклад на ЦМК 2017-2018 Технология коучинга в образовательном процессе
статья

Доклад на ЦМК 2017-2018 Технология коучинга 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kouching.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коучинга в образовательном процессе

Преподаватель Гонтова Н.Г.

Благодаря стандартам второго поколения  или ФГОСам появились большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе, когда на смену ведущего слогана прошлых лет «образование для жизни» пришёл слоган «образование на протяжении всей жизни». Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы общего и профессионального образования.

В современном образовании настойчиво ощущается потребность в новых формах развития и обучения, соответствующих велениям времени и задачам, поставленным парадигмой образования. Концепция модернизации российского образования предполагает придать обучению личностно-ориентированный и индивидуально-творческий характер.

Одной из новых, перспективных технологий образования является педагогический коучинг. В западных странах коучинг известен более 30 лет, а в США он стал отдельной  профессией. В России метод известен около 10 лет, но он уже начал входить в работу с учащимися системы общего и профессионального образования.

 Основателем коучинга является Тимоти Голви, тренер, описавший «методику выращивания» чемпионов по гольфу и теннису. Впоследствии метод получил широкое распространение в разных сферах жизни общества, преимущественно в финансовой сфере, бизнесе, психологии. Развитие коучинга можно проследить в работах специалиста по финансовому консалтингу Томаса Дж. Леонарда, бизнес-менеджера Джона Уитмора, психотерапевта Милтона Эриксона и других.

Коучинг подразумевает как работу с отдельным человеком, так и с коллективом по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей с помощью мобилизации внутреннего потенциала и  благодаря освоению определенных стратегий для получения результата. Можно сказать, что коучинг больше помогает учиться, нежели учит.

Это новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии  и логики, используемая для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека, для решения его личностных и деловых задач. Он  распространён  во  всех  экономически  развитых  странах  и  особенно  широко  востребован  в  сфере  управления  человеческими  ресурсами. В образовании человеческие  ресурсы  – это  обучающиеся, их  родители и педагоги.

Надо отметить, что многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Данные принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, повысить мотивацию и ответственность за результат. Иными словами, коучинг  - это педагогическая поддержка и сопровождение обучающегося, нацеливание его на конкретный результат, одна из форм востребованного в настоящее время личностно-ориентированного обучения.

Коучинг не является тренерством, наставничеством, консалтингом, психотерапией, менеджментом. Не подменяет их, не конкурирует с ними, а дополняет их, но работает по своим правилам игры, принципам.

Отличие коучинга от других методов наиболее наглядно можно представить на примере с лыжником в книге М. Аткинсона и Р.Т. Чойс «Наука и искусство коучинга: внутренняя динамика коучинга». Для достижения наибольших результатов у спортсмена: психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег; тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать; консультант расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж; а коуч встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда вы хотите доехать и каким образом, а в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать.

Основоположник коучинга Милтон Эриксон сравнивал человека со звездой, он предложил пять основных принципов коучинга, где каждый принцип - это луч. По его мнению, все люди:

1. хороши такими, какие они есть;

2. уже обладают всеми ресурсами для успеха, внутри каждого есть гений;

3. всегда делают наилучший для себя выбор на данный момент;

4. имеют позитивные намерения за каждым поступком;

5. с каждым выбором «растут» или «умирают», изменения неизбежны.

Данный метод построен на получение ответов на четыре основных вопроса:  ЧЕГО ты хочешь? ПОЧЕМУ это важно для тебя? КАК ты можешь достичь цели? КАК ты узнаешь, что достиг результата?

Решение этих вопросов приводит к мастерству в любом его проявлении. Мастерство - это состояние естественного, элегантного и удовлетворяющего решения задач на уровне «бессознательной компетентности», то есть, профессиональное действие на уровне инстинктов, которые потому и сильны, что не требуют волевых усилий. При их проявлении мотивация всегда присутствует в избытке, и тогда всё делается легко, автоматически. Запустить же инстинкт поможет самомотивация - осознанная встройка своих поступков в механизм действия инстинкта выживания, это самый мощный внутренний двигатель человека.

Путь к мастерству может быть представлен в виде следующей цепочки:

1. бессознательная некомпетентность (я не знаю, чего я не знаю).

2. осознанная некомпетентность (я знаю, чего я не знаю).

3. сознательная компетентность (я знаю, что я знаю).

4. бессознательная компетентность (я не знаю, что я знаю).

Задача и цель каждого педагога при использовании технологии коучинга в образовании - помочь своим ученикам достичь такого мастерства, чтобы они решали все свои проблемы на бессознательном уровне.

Данный метод хорош при использовании во многих сферах учебно-воспитательного процесса: при проведении элективов, в работе с отстающими и лидерами; при подготовке учащихся к реализации различных долгосрочных целей, в подготовке творческих проектов, при выработке у группы командного взаимодействия.

Методисты и административные работники могут активно использовать его в педагогическом менеджменте, командном коучинге или при подготовке к профессиональным конкурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в организации образовательного процесса

Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Как и каким образом это влияет на обучение!?...

ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы

МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...

Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента

Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...