Методическая разработка практического занятия
методическая разработка

Великая Ирина Петровна

Методическая разработка практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya.docx76.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Ставропольского края

ГБПОУ СК «Пятигорский  медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия

(для преподавателей и обучающихся)

ПМ. 04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными  МДК 04.03.Технология оказания медицинских услуг

Тема: «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Курс 2

Преподаватель: Великой И.П.

Пятигорск, 2019


Содержание:

1.

Рецензия……………………………………………………………….

4

2.

Пояснительная записка………………………………………….……

5

3.

 Поурочный план………………………………………………………..

6

4.

Хронокарта……………………………………………………………..

8

5.

Методические рекомендации…………………………………………

9

6.

Формируемые компетенции……………………………………………

10

7.

Практическая часть …………………………………….……………..

12

8.

Список  использованных источников и литературы…………….….

30

9.

Приложения …………………………………………………………….

33

Пояснительная записка

Данная методразработка практического занятия по теме «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы», подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта.

В методразработке даётся  учебный материал в виде алгоритмов и презентаций поданной теме, представлен контролирующий материал в виде тестовых заданий  и ситуационных задач. С целью самоконтроля представлены эталоны ответов на задания, даны критерии оценок по каждому заданию.

Данная методразработка содержит также учебное пособие для обучающихся, предназначенное для оптимизации их самостоятельной учебной деятельности.

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Ставропольского края «Пятигорский медицинский колледж»

План практического занятия № 2

МДК 04.03Технология оказания медицинских услуг

Курс 2 , семестр 4 , группа 261, специальность  Сестринское дело 31.02.01

Количество часов - 6 часов (270 минут).

Место проведения  Доклинический кабинет мед. колледжа.

Тема: Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы.

Цели и задачи занятия:

Учебная цель: Обучить  с понятием «клизмы», и с постановкой очистительной, гипертонической, сифонной клизмы и с показания и противопоказания к постановке очистительной, гипертонической, сифонной клизмы.

Воспитательная: Прививать любовь к профессии  мед. работнику.

Развивающая: Развить наблюдательность, способность обучающихся навыкам самостоятельной работы, анализировать и сопоставлять у  обучающихся  клинического мышления  и  логики и овладения  профессиональными компетенциями применять  их  на  занятиях  и  в  последующей  практической деятельности. 

Связь с современностью: соответствие современным требованиям подготовки конкурентоспособного специалиста с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

Интеграционные связи

Межпредметные связи: анатомия и физиология человека, гигиена, фармакология.

Внутри предметные связи: сестринский процесс, инфекционная безопасность.

Оснащение: материально-технические: медицинское оборудование и принадлежности, мед. инструментарий, лекарственные средства, медицинская документация, учебно-наглядные пособия, муляжи.

дидактические средства: таблицы учебные пособия, тесты, ситуационные  задачи, алгоритмы, презентации,

Основные этапы занятия:

1. Организационный  момент – 5 мин.

Проверка готовности аудитории, санитарно-гигиеническое состояние помещения, внешний вид обучающихся, выявление отсутствующих готовности студенческой аудитории к работе.

2. Контроль исходного уровня знаний с использованием учебной игры  проводится в форме учебной игры по теме: «Простейшая физиотерапия»

– 60 мин. (Приложение №1).

3. Подведение итогов  исходного контроля знаний по теме: «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы» – обучающиеся отвечают на вопросы и пишут цифровой диктант -20 мин. (Приложение №2)

4. Практическая часть:(155 мин) самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя, работа с конспектом лекций и учебной литературой, отработка умений и навыков по алгоритмами манипуляций на муляжах. Для усвоения данной темы заполнение таблицы по теме: «Показания и противопоказания к  постановке очистительной, сифонной, гипертонической клизмы». Выполнение задания терминологического диктанта и решение ситуационных задач.

5. Подведение итогов занятия: - 25 мин – обобщение, выводы заполнение дневников, анализ работы и оценка контроля знаний каждого студента

6. Задание на дом – изучить учебное пособие по теме: «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы» (преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах с учетом дифференцированного подхода к обучающимися): изучение новой темы, самостоятельная работа с конспектом, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы –  мин.

Преподаватель____________________________________Великая И.П.

Хронокарта практического занятия (270 мин.)

1.        Организационный  момент – 5 минут

2.        Контроль исходного уровня знаний с использованием учебной игры – 60 минут (Приложение 1).

3.        Проведение  итогов  исходного уровня знаний по данной теме – 20 минут

•         Практическая часть – 155 минут

•        Изучение   алгоритмов, разбор ситуационных заданий дидактическим материалом по данной теме.

•        Выполнение практических манипуляций формирующих ПК и ОК согласно карте самостоятельной работы техники проведения клизм на фантомах.

•        Оформление дневника практического занятия.

•        Проведение тестирования по теме, проверка дневников.

Подведение итогов занятия – 25 минут.

•        Задание на дом – 5 минут.

Методические рекомендации обучающимся по самоподготовке для освоения профессиональных компетенций во время  практического занятия:

  1. Ознакомьтесь с актуальностью данной темы и целями занятия. Вы должны научиться:
  • Информировать и получать согласие пациента на выполнение  манипуляций: очистительной, гипертонической, сифонной клизм.

Наблюдать за деятельностью кишечника пациента;

  • предотвращать возможные осложнения при проведении клизм;
  • соблюдать универсальные меры предосторожности при постановке различных видов клизм;
  • провести дезинфекцию  использованного оборудования.

2. Для усвоения темы вам предлагается использовать конспект и учебную литературу «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухиной, И.И. Тарновской.

3. Ознакомьтесь с заданиями.

4. Приготовьте  необходимое оснащение для выполнения манипуляций и отработайте манипуляции, согласно алгоритма: «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

5. Заполните таблицу по теме: «Показания и противопоказания к  постановке очистительной, сифонной, гипертонической клизмы».

6. Выполните задания терминологического диктанта.

7.  Для закрепления полученных умений выполните практические манипуляции.

8.  Подведите итог проделанной работы.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
  • ОК  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК  6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
  • ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
  • ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
  • ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;
  • ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию;
  • ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах полномочий;
  • ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
  • ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарную и личную гигиену на рабочем месте.

Актуальность данной темы  состоит в том, что в наше время клизмы – широко применяемые манипуляции.  История клизмы насчитывает многие тысячи лет. Упоминание о клизме встречаются в египетских папирусах еще 3500 лет назад. Для «отца медицины» Гиппократа промывание кишечника – хорошо известный способ лечения. Постановку клизм и газоотводной трубки назначает врач, а выполняет данные манипуляции средний медицинский персонал.

При изучении данной темы обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за деятельностью кишечника у пациента, уметь поставить пациенту газоотводную трубку и проводить все виды клизм.

Медицинская сестра перед проведением этих манипуляций обязана провести психологическую  подготовку пациента, основанную на большом чувстве такта и меры, и обеспечить изоляцию пациента во время проведения манипуляций.

Быстро и  качественно выполненные манипуляции – это возможность быстро и правильно поставить диагноз и залог успешного лечения пациента.

Практическая часть

Задание для самостоятельной работы

Отработайте алгоритмы постановки очистительной, сифонной, гипертонической клизмы на муляжах

ПОСТАНОВКА ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ № 1

Цель: Очистить нижний отдел толстого кишечника от каловых масс и газов.

Показания:

1. Задержка стула.

2. Отравления.

3. Подготовка к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям желудка, кишечника, почек.

4. Перед операциями, родами, абортами.

5. Перед введением лекарственной клизмы.

Противопоказания:

1. Воспалительные заболевания в области заднего прохода.

2. Кровоточащий геморрой.

3. Выпадение прямой кишки.

4. Опухоли прямой кишки.

5. Желудочное и кишечное кровотечение.

6. Острый аппендицит, перитонит.

Оснащение:

1. Система, состоящая из: кружки Эсмарха, соединительной трубки длиной 1,5 м с вентилем или зажимом, стерильного ректального наконечника.

2. Вода комнатной температуры 1-1,5 л.

3. Клеенка.

4. Перчатки.

5. Халат.

6. Фартук.

7. Полотенце.

8. Штатив.

9. Таз.

10. Вазелин, шпатель.

11. Дезинфицирующие растворы.

Возможные проблемы пациента:

1. Психологический дискомфорт при проведении процедуры.

2. Негативное отношение к данному вмешательству.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Наденьте перчатки, халат, фартук.

3. Налейте в кружку Эсмарха 1-1,5 литра воды комнатной температуры.

4. Заполните систему водой.

5. Подвесьте кружку Эсмарха на штатив на высоту 75-100 см.

6. Уложите пациента на левый бок на кушетку, покрытую клеенкой, свисающей в таз.

7. Попросите пациента согнуть ноги в коленях и подтянуть к животу.

8. Выпустите воздух из системы.

9. Смажьте наконечник вазелином.

10. Встаньте слева от пациента.

11. Разведите левой рукой ягодицы пациента.

12. Введите правой рукой легкими вращательными движениями наконечник в прямую кишку, первые 3-4 см наконечника по направлению к пупку, а затем на 5-8 см параллельно позвоночнику.

13. Откройте вентиль (или зажим) и отрегулируйте поступление жидкости в кишечник.

14. Попросите пациента в этот момент расслабиться и медленно подышать животом.

15. Закройте вентиль или наложите зажим на резиновую трубку, оставив на дне кружки Эсмарха небольшое количество воды.

16. Извлеките наконечник.

17. Попросите пациента удерживать воду в кишечнике в течение 5-10 минут.

18. Сопроводите пациента в туалетную комнату.

19. Разберите систему и погрузите ее в дезинфицирующий раствор.

20. Снимите перчатки, фартук и халат.

21. Обработайте разобранную систему, перчатки, фартук и наконечник в соответствии с требованиями санэпидрежима.

22. Вымойте руки.

Примечание. При необходимости подмойте пациента.

Оценка достигнутых результатов: Получены каловые массы.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Продемонстрируйте  алгоритм

ПОСТАНОВКА СИФОННОЙ КЛИЗМЫ.

Цель. Промыть кишечник.

Показания. Необходимость промывания кишечника:

1. При отравлениях;

2. По назначению врача;

3. Подготовка к операции на кишечнике.

Противопоказания:

1. Кишечное кровотечение.

2. Другие выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.

Оснащение. Система, состоящая из:

1. Резиновые кишечные трубки - 2, соединенные смотровым стеклом.

2. Воронка, вместительностью 1 л.

3. Вода 37 градусов Цельсия - 10 л (другие растворы по назначению врача).

4. Ведро или таз для сбора промывных вод.

5. Клеенка, фартук.

6. Перчатки.

7. Вазелин, шпатель.

8. Дезинфицирующие растворы.

Возможные проблемы пациента:

1. Психологический дискомфорт перед и при проведении процедуры (страх, стыдливость и т.д.), агрессивное состояние, эпилептический статус.

2. Негативное отношение к данному вмешательству.

3. Боли внизу живота.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Наденьте перчатки, халат, фартук.

3. Соберите систему.

4. Смажьте вазелином слепой конец трубки.

5. Уложите пациента на левый бок с согнутыми в коленях ногами, приведенными к животу.

6. Разведите ягодицы пациента и вращательными движениями введите слепой конец трубки в кишечник в начале по направлению к пупку на глубину 4 см, а затем на глубину 20 - 40 см.

7. Опустите воронку ниже уровня тела пациента.

8. Наклоните ее и медленно наполните водой.

9. Поднимите медленно воронку вверх на I м выше тела пациента.

10. Опустите воронку ниже тела пациента, как только уровень убывающей воды достигнет сужения воронки.

11. Слейте содержимое воронки в таз.

12. Наполните вновь воронку водой.

13. Повторите процедуру несколько раз до появления чистых промывных вод.

14. Отсоедините воронку, и конец трубки опустите на 20 минут в таз для дальнейшего отхождения газов и воды.

15. Обработайте систему в разобранном виде, перчатки, фартук в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Продемонстрируйте алгоритм

ПОСТАНОВКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ КЛИЗМЫ.

Цель: Поставить гипертоническую клизму и очистить кишечник от каловых масс.

Показания:

1. Запоры, связанные с атонией кишечника.

2. Запоры при общих отеках.

3. Неэффективность очистительной клизмы.

Противопоказания:

1. Воспаление в прямой кишке.

2. Трещины заднего прохода.

Оснащение:

1. Грушевидный баллон.

2. Вазелин.

3. Шпатель.

4. Раствор магния сульфата 25% 100-200 мл, температура 37 градусов.

5. Газоотводная трубка.

6. Перчатки.

7. Фартук,

8. Халат.

9. Клеенка.

10. Водяной термометр.

11. Дезинфицирующие растворы.

12. Емкости для дезинфекции.

13. Полотенце.

Возможные проблемы пациента.

1. Психологический дискомфорт при проведении процедуры.

2. Возможны боли при введении солевого раствора внизу живота.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки.

3. Наденьте халат, фартук, перчатки.

4. Постелите на кушетку клеенку.

5. Уложите пациента на левый бок с согнутыми в коленях ногами и слегка приведенными к животу.

6. Наберите в баллончик раствор магния сульфата 25% 100-200 мл, предварительно подогретый до 37 градусов Цельсия.

7. Введите в прямую кишку газоотводную трубку, смазанную вазелином на глубину 3-4 см по направлению к пупку, а затем на 10 - 15 см параллельно позвоночнику.

8. Выпустите воздух из резинового баллончика и присоедините его к газоотводной трубке.

9. Введите медленно солевой раствор.

10. Извлеките одномоментно, не разжимая резинового баллончика, газоотводную трубку с баллончиком.

11. Попросите пациента полежать 10-30 минут.

12. Сопроводите пациента в туалетную комнату или подайте судно.

13. Обработайте газоотводную трубку, баллончик, перчатки, клеенку, фартук в соответствии с требованиями санэпидрежима.

14. Вымойте руки.

Оценка достигнутых результатов. Поставлена гипертоническая клизма и получены жидкие каловые массы.

Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

С помощью сифонной клизмы достигается более эффективное очищение кишечника, т.к. он промывается водой многократно на большом протяжении. Показания для постановки сифонной клизмы также определяет врач.

К ним относятся:

•        Отсутствие эффекта от очистительной, послабляющих клизм и приема слабительных.

Необходимость выведения из кишечника ядовитых веществ, попавших в рот  или выделяющихся в кишечник через слизистую оболочку.

•        Подозрение на кишечную непроходимость.

Задания для самостоятельной работы на формирования умений в рамках профессиональных компетенций

Задание I.

Отработка манипуляций

Вам предлагается отработать последовательность действий манипуляций  по теме «Клизмы. Газоотводная трубка», используя учебную литературу:

•        «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А.Мухина И.И. Тарновская стр. 372-383

Перечень манипуляций

Страницы учебной литературы

Постановка очистительной клизмы

Стр. 373-377

Постановка  сифонной клизмы

Стр. 380-383

Постановка гипертонической клизмы

Стр.379-380

Задание II.

Заполнение таблицы

Вам предлагается заполнить таблицу, используя:

•        учебную литературу «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина,  И.И. Тарновская стр. 372-383;

•        пособие по теме «Клизмы. Газоотводная трубка».

Вид

клизмы

Показания

Противопоказания

Вводимая жидкость

Объем и температура вводимой жидкости

1

Очистительная

клизма

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

1.

2.

а)

б)

в).

2

Сифонная

 Клизма

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

1.

2.

3

Гипертоническая клизма

1.

2.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

1.

2.

Терминологический диктант. Дайте определения понятиям:

  • Клизма -
  • Очистительная клизма -
  • Гипертоническая клизма -
  • Сифонная клизма -
  • Запоры -
  • Атонический запор -
  • Спастический запор -
  • Транссудация -
  • Метеоризм -
  • Газоотводная трубка -
  • Кружка Эсмарха –

                                                               Эталоны ответов  к заданию № 2

заполнение таблицы по теме: «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

Вид клизмы

Показания

Противопоказания

Вводимая

жидкость

Объем и

темпера-

тура

вводимой

жидкости

1.Очистительная

клизма

1. Запоры.

2. Отравления.

3. Перед операциями, родами.

4. Перед исследованиями.

 ЖКТ  и органов мочевыделительной

системы.

5. Перед лекарственной

Клизмой.

1. Кровотечения ЖКТ.

2.Злокачественные образования прямой кишки.

3. Первые дни после операции на ЖКТ.

4. Острые воспалительные процес-сы в толстом кишечнике.

5. Трещины в области заднего

Прохода.

6. Боли в животе не установленной

причины

1. Отстоянная вода

1. 1-1,5 л

2.

а)18-25 град

б) при

спастическом запоре

40-42 град.

В) при атоническом

запоре 14-18 град.

2.Сифонная

 клизма

1.Отравления.

2.Неэффективности очистительной

Клизмы.

При подозрении на непроходимость кишечника.

1.Кровотечения ЖКТ.

2.Злокачественные образования прямой кишки после операции на ЖКТ.

4. Острые воспалительные процессы в толстом кишечнике.

5. Трещины в области заднего

Прохода.

6. Боли в животе не установленной

 Природы.

1. Вода (отстоянна)2. 2% раствор

натриягидрокарбоната.

Слабо-розовый

раствор

перманганата калия

1. 10-12 л

2. 30-35

град.

Гипертоническая

клизма

1. Атонические запоры.

2. Отеки.

1. Кровотечения ЖКТ.

2. Злокачественные образования

 прямой кишки.

3. Острые воспалительные процессы в толстом кишечнике.

4. Трещины в области заднего

Прохода.

5. Боли в животе не установленной Причины.

1. 10% р-р

натрия  хлорида.

2. 25% р-р магния

Сульфата.

1. 50 - 100 мл

2. 37-38 град.

Эталоны ответов на терминологический диктант

Клизма – введение в нижний отрезок толстой кишки жидкости с лечебной или диагностической целью.

Очистительная клизма – применяется при запорах, перед операцией, родами, при отравлении, перед постановкой некоторых клизм.

Гипертоническая клизма – это послабляющая микроклизма, усиливающая перистальтику кишечника при введении солевых растворов, в механизме лежит транссудация – выход жидкости из тканей в просвет кишечника.

Сифонная клизма - введение жидкости в объёме 10 - 12 литров на одну процедуру путём многократного вливания и выливания жидкости по 1-2 литра до чистых промывных вод.

Запоры – задержка стула более 48 часов.

Атонический запор – запор вследствие снижения двигательной функции кишечника.

Спастический запор – запор вследствие усиления тонуса мышц кишечника.

Транссудация – выход жидкости из тканей в просвет кишечника при введении гипертонических растворов.

Метеоризм – пучение, вздутие живота скопившимися кишечными газами.

Газоотводная трубка – медицинский предмет для выведения газов из кишечника и введения жидкости в кишечник.

Кружка Эсмарха – медицинский предмет для проведения клизм.

Решите ситуационные задачи по теме:

Задача №1

Пациент Александр В, 28 лет, находится на лечении в инфекционной

больнице по поводу вирусного гепатита А. При обходе врача пациент пожаловался на отсутствие стула в течение трех дней, неприятные ощущения в области живота. Врач назначил постановку клизмы.

1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте очистительную клизму.

Задача №2

Пациентка Анна Д, 28 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом острый гастроэнтероколит. Она предъявляет жалобы на озноб, головную боль, боли в области живота, рвоту. Связывает свое состояние с приемом колбасы.

Объективно: кожные покровы бледные, t 37,5˚С, АД 120/80 мм.рт.ст, PS 84 удара в минуту, удовлетворительных качеств. После осмотра врач назначил постановку сифонной клизмы.

1.Определите проблемы пациентки, спланируйте, реализуйте свои действия.

2.Поставьте сифонную клизму.

Задача №3

Пациент, 43 лет, находится в урологическом отделении на постельном режиме 3-й день после операции на почке. За это время у пациента не было стула. Пациент беспокоится о своем состоянии. Медсестра получила назначение врача сделать пациенту послабляющую клизму.

1) Определите проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте масляную клизму.

Задача №4

Пациентка Галина К., 47 лет госпитализирована в проктологическое отделение областной больницы № 1. После осмотра врач назначил постановку лекарственной клизмы с облепиховым маслом. Проделайте данную манипуляцию. Какие проблемы могут возникнуть у пациентки при её проведении.

Задача №5

Пациентка Евдокия К., 59 лет, лечится по поводу острого бронхита. Вчера съела избыточное количество продуктов, вызывающих вздутие кишечника. Врач назначил постановку газоотводной трубки. Пациентка имеет избыточный вес, длительное время находится в постели.

1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте газоотводную трубку.

Оборудование и инструментарий:

  • Фантомы для проведения клизм – 5 шт.
  • Кружка Эсмарха – 5 шт.
  • Система для сифонного промывания кишечника – 2 шт.
  • Грушевидный баллон – 5 шт.
  • Наконечник  – 5 шт.
  • газоотводная трубка – 5 шт.
  • Шприц Жане – 5 шт.
  • Вазелин – 5 фл.
  • Шпатель  -5 шт.
  • Кувшин – 2 шт.
  • Ведро – 4 шт
  • Клеенка - 5 шт
  • Пеленка- 5 шт.
  • Фартук – 5 шт.
  • Вазелиновое масло по 200 мл – 5 фл.
  • Р-р натрия хлорида 10%  по  100 мл – 5 фл.
  • Облепиховое масло, настой ромашки, винилин, р-р глюкозы
  • 5 % , р-р натрия хлорида 0,9 % по 1 фл.
  • Контейнеры с дезраствором – 5 шт.

Визуальное:

  • Видеофильм «Клизмы»;
  • Мультимедийная презентация по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
  • Техническое:
  • Компьютер;
  • Проектор.
  • Интерактивная доска.

Список использованных источников и литературы:

 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные документы:

Законы, СанПиНы. ОСТы

1.        Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)

2.        Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3.        ОСТ 42-21-2-85. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы.

4.        СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  09.12. 2010г. № 163

5.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (вместе с "СанПиН 2.1.3.2630

6.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (вместе с "СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 N 18094)

7.        СП 3.1.5.2826 -10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01. 2011 г. № 1).

8.        Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)

 Приказы Минздрава

1.        Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г.N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".

2.        Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.

3.        Этический кодекс медицинской сестры России.

Основная литература:

1.        Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/д.: Феникс, 2012. – (Медицина для вас).

Дополнительная литература:

1.        Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.

2.        Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.

Интернет-ресурсы:

1.        http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

Электронная библиотека:

1.  Парахина А.П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»: Учебно-методичское пособие.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Контроль исходного уровня знаний с использованием учебной игры по теме « Простейшая физиотерапия»

Задание команды № 1

Задание №1.

Расшифруйте термины

1.        Понятие простейшая физиотерапия-

2.        Вакуумтерапия-

3.        Компресс-

4.        Пиявки-

5.        Водолечение-

Задание№2. Укажите время проведения манипуляции

1.Горчичники

2.Банка

3.Грелка

4.Пузырь со льдом

5.Холодный компресс

6.Согревающий компресс

7.Горячий компресс

Задание№3. Установите соответствие между манипуляцией и механизмом проведения процедуры

1.Горчичники

2.Банки

3.Согревающий компресс

4.Пузырь со льдом

5.Грелка

  1. Рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровонаполнения  внутреннихогранов, болеутоляющий и рассасывающий эффект.

2.  Сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, снижение чувствительных рецепторов.

3. Раздражающее воздействие на кожу, расширение сосудов, прилив крови к соотвествующему участку кожи, рафлекторное расширение кровеносных сосудов в более глубоко расположенных тканях и органах, болеутоляющий и отвлекающий эффект.

4. Длительное расширение кровеносных сосудов, болеутоляющий, рассасывающий эффект.

5. Улучшение крове-и лимфаобращения, улучшение питания тканей за счет образования биологически активных веществ.

Задание№4. Решите ситуационные задачи

1.        У больного впервые в жизни появилась острая боль в животе. Он просит у м/с грелку. Как поступить?

2.        Больному назначены горчичники, но к вечеру у него повысилась температура до 39 градусов. Больной уговаривает м/с поставить горчичники. Как поступить?

3.        М/с подала больному  пузырь со льдом и сказала, чтобы он держал его, пока не растает весь лед. Что следовало сказать больному?

4.        Пациент в первом периоде лихорадки. Окажите помощь, используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

5.        Через 3ч. после снятия пиявок, асептическая повязка на голени промокла кровью. Как поступить?

Задание№5.

1.        Продемонстрировать постановку банок на фантоме.

2.        Продемонстрировать постановку согревающего компресса на статисте.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Задания команды 2

Задание№1.

1.Гирудотерапия-

2.Спазм сосудов-

3.Пузырь со льдом-

4.Бальнеотерапия-

5.Тонизирующее действие-

Задание№2. Укажите температуру воды, используемую для манипуляции

1.Горчичники

2.Банка

3.Грелка

4.Пузырь со льдом

5.Холодный компресс

6.Согревающий компресс

7.Горячий компресс

Задание№3. Установите соответствие между манипуляцией и механизмом проведения процедуры

1.Горчичники

2.Банки

3.Согревающий компресс

4.Пузырь со льдом

5.Грелка

1. Рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровонаполнения  внутренних  органов, болеутоляющий и рассасывающий эффект.

2.  Сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, снижение чувствительных рецепторов.

3. Раздражающее воздействие на кожу, расширение сосудов, прилив крови к соотвествующему участку кожи, рафлекторное расширение кровеносных сосудов в более глубоко расположенных тканях и органах, болеутоляющий и отвлекающий эффект.

4. Длительное расширение кровеносных сосудов, болеутоляющий, рассасывающий эффект.

5. Улучшение крове-и лимфообращения, улучшение питания тканей за счет образования биологически активных веществ.

Задание№4.  Решите ситуационные задачи

1.        Больной, принимающий общую горячую ванну, почувствовал головокружение, серцебиение, одышку. Лицо больного гиперимированно. Как поступить?

2.        Пациент в третьем периоде лихорадки. Окажите помощь  ,используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

3.        У пациента в домашних условиях случился приступ стенокардии. Какую из манипуляций простейшей физиотерапии можно использовать для снятия приступа?

4.        Пациент во втором периоде лихорадки. Окажите помощь  ,используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

5.        У пациента в домашних условиях поднялось АД выше нормы (150/100), а гипотензивных средств в аптечке нет. Окажите помощь используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

Задание№5.

3.        Продемонстрировать постановку банок на фантоме.

4.        Продемонстрировать постановку согревающего компресса на статисте.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Эталоны ответов на задания учебной игры по теме « Простейшая физиотерапия» (команда № 1)

Задание№1.

1.        Понятие простейшая физиотерапия-это лечение природными факторами с использованием горчичников, банок, компрессов, грелок, пузыря со льдом. Механизм действия основан на нервно-рефлекторной связи между рецепторами кожи и ЦНС.

2.        Вакуумтерапия – это лечение вакуумом при постановки медицинских банок.

3.        Компресс- это многослойная лечебная повязка.

4.        Пиявки – это  кровососущие кольчатые черви, используемые для гирудотерапии.

5.        Водолечение – это лечение водой: обтирание, обмывание ,ванны и души.

Задание№ 2. Укажите время воды, используемую для манипуляции

1. Горчичники-5-10 мин., горчичные пакеты-20 мин.

2. Банка-15-20 мин.

3. Грелка-20 мин., перерыв-20 мин.

4. Пузырь со льдом-20-30 мин., перерыв-15 мин.

5. Холодный компресс-2-3 мин. ,меняя в течении часа.

6. Согревающий компресс-полуспиртовой-4-6ч., водный-6-8ч.

7. Горячий компресс-10 мин.

Задание№3. Установите соответствие между манипуляцией и механизмом проведения процедуры

1-3.

2-5.

3-4.

4-2.

5-1.

Задание№4. Решите ситуационные задачи

1.        У больного впервые в жизни появилась острая боль в животе. Он просит у м/с грелку. Как поступить?

Грелка ставится по назначению врача. Острая боль- противопоказания к постановке.

2.        Больному назначены горчичники, но к вечеру у него повысилась температура до 39 градусов. Больной уговаривает м/с поставить горчичники. Как поступить?

Высокая температура- противопоказание к постановке горчичников.

3.        М/с подала больному  пузырь со льдом и сказала, чтобы он держал его, пока не растает весь лед. Что следовало сказать больному?

Через 30 мин. пузырь со льдом надо убрать, сделать перерыв на 15 мин.. В случае необходимости вновь поставить.

4.        Пациент в первом периоде лихорадки. Окажите помощь, используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

В первом периоде лихорадки тело пациента согревают, прикладывая грелки к кистям и стопам пациента, укутывая одеялом.

5.        Через 3ч. после снятия пиявок, асептическая повязка на голени промокла кровью. Как поступить?

Следует сверху положить гигиенические прокладки  и наложить давящую повязку.

Эталоны ответов на задания учебной игры по теме « Простейшая физиотерапия» (команда №2)

Задание№1.

1.Гирудотерапия-это лечение медицинскими пиявками.

2.Спазм сосудов- это сужение просветов кровеносных сосудов.

3.Пузырь со льдом- это медицинский предмет-емкость для заполнения холодной водой и льдом.

4.Бальнеотерапия-это профилактика и лечение минеральными водами.

5.Тонизирующее действие-это повышение тонуса кровеносных сосудов.

Задание№2. Укажите температуру воды, используемую для манипуляции

1.Горчичники-40-45 градусов

2.Банка-без воды

3.Грелка-60-70 градусов

4.Пузырь со льдом-14-16 градусов

5.Холодный компресс-14-16 градусов

6.Согревающий компресс- комнатная температура(23-25 градусов)

7.Горячий компресс-60-70 градусов

Задание№3. Установите соответствие между манипуляцией и механизмом проведения процедуры

1-3.

2-5.

3-4.

4-2.

5-1.

Задание№4. Решите ситуационные задачи

1.        Больной, принимающий общую горячую ванну, почувствовал головокружение, сердцебиение, одышку. Лицо больного гиперимированно. Как поступить?

Успокоить пациента и помочь выйти из ванны, обернуть простыней, уложить на кушетку и вызвать по телефону врача.

2.        Пациент в третьем периоде лихорадки. Окажите помощь  ,используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

В третьем периоде лихорадки тело пациента согревают, прикладывая грелки к кистям и стопам пациента, укутывая одеялом.

3.        У пациента в домашних условиях случился приступ стенокардии. Какую из манипуляций простейшей физиотерапии можно использовать для снятия приступа?

Следует приложить к области грудины горчичник, который окажет болеутоляющее действие.

4.        Пациент во втором периоде лихорадки. Окажите помощь  ,используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

Во втором периоде лихорадки ко лбу прикладывают холодный компресс или пузырь со льдом.

5.        У пациента в домашних условиях поднялось АД выше нормы (150/100), а гипотензивных средств в аптечке нет. Окажите помощь  ,используя манипуляции по простейшей физиотерапии.

Пациенту на воротниковую область  и икроножные мышцы можно поставить горчичники.

Приложение № 2

Контроль исходного уровня знаний по теме: «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

6.1. Вопросы для проверки исходного уровня знаний

6.2. Цифровой диктант

6.3. Эталоны ответов

Приложение 2

Вопросы для проверки исходного уровня знаний

по теме «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

1.        Назовите отделы  желудочно-кишечного тракта?

2.        Какие  отделы толстого кишечника Вы знаете?

3.        В каком отделе  кишечника всасывается  вода?

4.        Какие дезинфектанты используются для обработки предметов ухода и инструментария, если они соприкасаются со слизистыми оболочками?

5.        Какие методы можно использовать для стерилизации пластмассовых наконечников?

Цифровой диктант «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы.»

1.Объем гипертонического раствора для микроклизмы ___-____мл.

2.Для постановки гипертонической клизмы используют ___-_____% раствор магния сульфата.

3. Опорожнительный эффект гипертонической  клизмы через ____-____мин.

4.Температура гипертонического раствора для клизмы _____С.

5.Объем очистительной клизмы___-____литров.

6.Температура воды при  спастическом запоре при постановке очистительной клизмы______-________С.

7.Температура воды при атоническом запоре при постановке очистительной клизме_____-______С.

8. Температура воды при обычном запоре при постановке очистительной клизме_____-____С.

9. Объем сифонной клизмы____-____ литров.

10. Количество кишечных зондов для проведения сифонной клизмы_____

Эталоны ответов по проверке и коррекции исходного уровня знаний

по теме «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

1.        ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник;

2.слепая кишка, восходящий отдел ободочной кишки, поперечный отдел ободочной кишки, нисходящий отдел ободочной кишки, сигмовидная кишка, прямая кишка;

3. в толстом кишечнике;

4.вирулицидного,  т.е. воздействия на вирусы;

стерилизацию паром, газами, химическими растворами

Эталоны Цифровой диктант «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

1.        100 мл.

2.        20-30 % раствор

3.        30 минут

4.        38 градусов

5.        До 1,5 литра

6.        40 градусов

7.        12-20 градусов

8.         23 градуса

9.        10-12 л.

10.  2 зонда

Приложение № 3

Итоговый контроль знаний по теме «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

7.1. Тесты 1,2 вариант

Тестовое задание для итогового контроля

«Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

Вариант 1

Инструкция: выбрать один правильный ответ

1. Для постановки очистительной клизмы надо приготовить чистой воды (в л):

1.        10-12

2.        5-6

3.        2-3

4.        1-1,5

2. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить раствор:

1.        10% натрия хлорида

2.        5% сульфата магния

3.        2% натрия гидрокарбоната

4.        0,9% натрия хлорида

3. Показанием для постановки очистительной клизмы является:

1.        Острый аппендицит

2.        Первый день после операции на ЖКТ

3.        Запор

4.        Подготовка пациента к гастродуоденоскопии

4.  Для очистительной клизмы используется:

1.        Кружка Эсмарха

2.        Грушевидный баллон, газоотводная трубка

3.        Шприц Жане

4.        Зонд с воронкой

5.  Для постановки очистительной клизмы при спастическом запоре берется вода температурой (в град):

1.        20-25

2.        14-18

3.        30-35

4.        38-42

6.  Для постановки очистительной клизмы при атоническом запоре берется вода температурой (в град):

1.        20-25

2.        12-18

3.        30-35

4.        38-42

7.  Противопоказанием к постановке очистительной клизмы является:

1.        Метеоризм

2.        Кишечное кровотечение

3.        Подготовка к родам

4.        Запор

8. Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы обычно наступает через (в часах):

1.        0,5

2.        2

3.        4

4.        10

9. Необходимое количество 25% раствора магния сульфата для постановки гипертонической клизмы (в мл):

1.        1000

2.        500

3.        100

4.        10

10. При постановке очистительной клизмы наконечник вводят на глубину (в см):

1.        30-40

2.        15-20

3.        8-10

4.        3-4

11. Глубина введения зонда в кишечник при постановке сифонной клизмы (в см):

1. 80-60

2.        30-40

3.        15-20

4.        8-10

12. Для подготовки сифонной клизмы необходимо приготовить чистой воды ( в л):

1.        10-12

2.        5-6

3.        1-1,5

4.        0,5-1

13. Одним из показаний для постановки сифонной клизмы является:

1.        Рак прямой кишки

2.        Запоры у больного с массивными отеками

3.        Отравление

4.        Воспаление прямой кишки

14. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить 10% раствор натрия хлорида (в мл):

1.        500

2.        250

3.        100

4.        10

15. Наиболее правильное положение пациента при постановке очистительной клизмы на:

1.        Правом боку

2.         Левом боку

3.         Животе

4.         Спине

Вариант 2

Выбрать все правильные ответы:

1. Показаниями для очистительной клизмы являются:

1) Подготовка к рентгенологическим исследованиям органов пищеварения,

мочевыделения

2)Первые дни после операции на органах пищеварительного тракта

3)Распадающийся рак прямой кишки

4)Подготовка к эндоскопическому исследованию толстого кишечника

5) Запоры

2. Противопоказаниями для постановки очистительной клизмы являются:

1) Подготовка к рентгенологическому исследованию органов пищеварительного тракта

2) Первые дни после операции на органах пищеварения

3) Распадающийся рак прямой кишки

4) Подготовка к эндоскопическому исследованию толстого кишечника

5) Кишечные кровотечения

3. Для постановки очистительной клизмы необходимо приготовить:

1)Кружку Эсмарха

2) Грушевидный баллон

3) Клеенку, таз

4) Воду 10 л

5) Воду 1-1,5 л

4.  При атоническом запоре для очистительной клизмы используют воду температурой (в град):

1)20

2) 14

3) 25

4) 37

5) 42

5.  При спастическом запоре для очистительной клизмы используют воду температурой (в град):

1)20

2) 14

3) 25

4) 37

5) 42

6.  Очистительную клизму можно проводить пациенту в положении:

1) На правом боку

2)На левом боку

3) На животе

4) На спине

5) Симса

7.  Для постановки гипертонической клизмы используют раствор:

1)0 0,9%  натрия хлорида, 100-200 мл

2)25-30%  магния сульфата, 50-150 мл

3) 10%  магния сульфата, 50-150 мл

4) 10%  натрия хлорида, 50-150 мл

5) 10%  натрия хлорида, 1000 мл

8. Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы наступает через:

1) 1 час

2) 10-12 часов

3) 20-30 минут

4) 5-10 минут

5)Сразу же после введения жидкости

9.Опорожнение кишечника после масляной клизмы наступает через:

1)1 час

2) 10-12 часов

3) 20-30 минут

4) 5-10 минут

5) Сразу же после введения жидкости

10. Гипертонические клизмы не применяют при:

1)Атонических запорах

2) Спастических запорах

3) Отеках

4) Трещинах  заднего прохода

5) Воспалительных и язвенных процессах в толстом кишечнике

11. Гипертонические клизмы применяют при:

1)Атонических запорах

2) Спастических запорах

3) Отеках

4) Трещинах заднего прохода

5) Воспалительных и язвенных процессах в толстом кишечнике

12. Показаниями для постановки сифонной клизмы являются:

1)Отсутствие эффекта после очистительной клизмы

2) Подозрение на кишечную непроходимость

3) Отравления

4) Подготовка к колоноскопии

5) Подготовка к ирригоскопии

13. Для постановки сифонной клизмы необходимо приготовить:

1) Грушевидный баллон

2) Кружку Эсмарха

3) Воронку и два желудочных зонда со стеклянным переходником

4) Воду 10-12 л

5) Воду 1-1,5 л

14. Микроклизма  - это клизма объемом (в л):

1010

2)1

3) 1,5

4) 0, 2

5) 0,1

15. Макроклизма  -  это клизма объемом (в л):

1) 10

2) 1

3) 1.5

4) 0,2

5) 0,6

7.2. Эталоны ответов

Эталон ответов к тестовым заданиям

по теме:

«Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

Вариант 1

1.         4

2.         1

3.        3

4.        1

5.        4

6.        2

7.        2

8.        1

9.        3

10.        3

11.        2

12.        1

13.        3

14.        3

15.        2

Эталон ответов к тестовым заданиям по теме:

«Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы»

Вариант 2

1 – 1,4,5

2 – 2,3,5

3 – 1,3,5

4 – 2

5 – 5

6 – 2,4

7 –2,4

8 – 1,3

9 – 2

10 – 2,4,5

11 – 1,3

12 – 1,2,3

13 – 3,4

14 – 4,5

15 – 1,2,3

Приложение № 4

Оценочный лист практического занятия № 2

Ф.И.О

Контроль знаний Простейшая физиотерапия

Контроль знаний по теме Клизмы

Практическая часть

Самостоятельная работа

Индивидуальный опрос

Тестовый контроль

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"

Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....

Методическая разработка практического занятия "Сахарный диабет"

Предназначена для проведения практического занятия по учебной дисциплине "Терапия", радел эндокринология, тема: "Сахарный диабет"...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...