Сестринское дело при инфекции
рабочая программа

Моргунов Олег Анатольевич

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_sestrinskoe_delo_pri_infektsii.docx57.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ПРИ ИНФЕКЦИИ

Тематика программы: СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Вид образования: Дополнительное профессиональное

Контингент: Медицинские сестры инфекционных отделений кабинетов

Объем часов: 144 часа

Москва

2019

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5»

Разработчики: преподаватель профессиональных модулей О.А.Моргунов 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля составлена в соответствии с Федеральными Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню последипломной подготовки специалиста со средним профессиональным образованием по одной из специальности: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело».

Название программы профессиональной переподготовки по специальности: «Сестринское дело при инфекции», контингент: медицинские сестры инфекционных отделений и кабинетов.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для профессионального развития по вопросам сестринского дела.

Профессиональный модуль направлен на формирование следующих общих компетенций (ОК):

  • ОК 1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК 2.организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
  • ОК 3.принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • ОК 4.осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • ОК 5.использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • ОК 6.работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • ОК 7.брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
  • ОК 8.самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации;
  • ОК 9.ориентироваться в условиях смены технологий в  профессиональной деятельности;
  • ОК 10.бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
  • ОК 11.быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
  • ОК 12.организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
  • ОК 13.вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

И соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  • ПК 1. проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
  • ПК 2. проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • ПК 3. участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • ПК 4. представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
  • ПК 5. осуществлять        лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
  • ПК 6. сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;
  • ПК 7. применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
  • ПК 8. соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;
  • ПК 9. вести утвержденную медицинскую документацию;
  • ПК 10. осуществлять реабилитационные мероприятия;
  • ПК 11. оказывать паллиативную помощь;
  • ПК 12. оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах;
  • ПК 13. участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • ПК 14. взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

знать:

  • способы реализации сестринского ухода;
  • технологии выполнения медицинских услуг;
  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
  • основы профилактики внутрибольничной инфекции;
  • основы эргономики;
  • современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
  • основы иммунопрофилактики различных групп населения;
  • принципы рационального и диетического питания;
  • роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»;
  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при инфекционных заболеваниях;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации пациентов с инфекционными заболеваниями;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;
  • причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
  • алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций;
  • правила работы лечебно-профилактического учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций.

уметь:

  • - эффективно общаться с пациентом;
  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
  • заполнять медицинскую документацию;
  • выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;
  • оказывать помощь в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
  • оказывать помощь при потере, смерти, горе;
  • осуществлять посмертный уход;
  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
  • консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
  • составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
  • использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного;
  • обучать население принципам здорового образа жизни;
  • проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические
  • мероприятия;
  • консультировать пациента и его окружение по вопросам
  • иммунопрофилактики;
  • консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
  • организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;
  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при инфекционных заболеваниях
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациентов с инфекционными заболеваниями;
  • осуществлять паллиативную помощь пациентам с инфекционной патологией;
  • вести утвержденную медицинскую документацию;
  • проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде;
  • оказывать первую помощь и проводить реанимационные мероприятия
  • проводить мероприятия по защите пациентов от негативных воздействий при чрезвычайных ситуациях.

        

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 144 часа, в том числе: теоретические занятия – 80 часов, практические занятия – 64 часа; максимальная учебная нагрузка обучающегося – 144 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля «Сестринская помощь при инфекции» является повышение квалификации профессиональной деятельности, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля «Сестринская помощь при инфекции»

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Теоретические занятия (часы)

Практические занятия (часы)

1

2

3

4

5

ОК4,5,8

ПК 1,2,6

Раздел 1. 1. Система и политика здравоохранения РФ

6

6

-

ОК1,2

ПК 2,6

Раздел 2. Теория сестринского дела

6

6

-

ОК6,10,11

ПК 1,7,8

Раздел 3. Правовые и экономические основы профессиональной деятельности

6

6

-

ОК6-8, 10-12

ПК 1-2, 4-8

Раздел 4. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль

12

6

6

ОК 1-3,12

ПК 3

Раздел 5. Медицина катастроф

24

16

8

ОК1,2,3, 4, 5, 8

ПК 1,4, 5-7

Раздел 6. Сестринский процесс при инфекции

84

34

50

Экзамен

6

6

-

Итого

144

80

64

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю: «Сестринское дело при инфекции», повышение квалификации

Наименование разделов

Содержание учебного материала

Объем часов

(теоретическое занятие/практическое занятие)

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1.Система и политика здравоохранения. Теория сестринского дела

6/0

Раздел ПМ 2. Теория сестринского дела

6/0

Раздел ПМ 3. Правовые и экономические основы профессиональной деятельности

6/0

Раздел ПМ 4. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль

6/6

Раздел ПМ 5. Медицина катастроф

16/8

Раздел ПМ 6.Сестринский процесс при инфекции

34/50

Раздел ПМ 17. Итоговая аттестация

6/0

Тема17.1.Итоговая аттестация

Содержание

1.

1 этап - Тестовый контроль

2/0

2.

2 этап - Собеседование

3 этап - Практические навыки

4/0

ИТОГО

144

4.2.        Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Нормативные документы:

  1. Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ФЗ № 5487-1 от 22 июля 1993 г.
  2. ФЗ РФ № 52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и доп.)
  3. Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
  4. ФЗ РФ № 157 от 17.09.98 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изменениями и доп.)
  5. Закон РФ№ 323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
  6. СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции"
  7. СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот  09.12. 2010г. № 163

Приказы Минздрава

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
  2. Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.
  3. Приказ Минздрава России от 17. 04. 2002 № 123 «Протокол ведения больных. Пролежни».

Учебники, в том числе электронные

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. -С. 368.
  2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»  - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.-С.512.
  3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  4. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей -М.:ГЭОТАР-Медиа 2011.
  5. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей -М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Интернет-ресурсы:

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы.

www.rosmedlib.ru – медицинская студенческая библиотека

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Предшествовать освоению данного профессионального модуля должны: ОП.01. «Основы латинского языка с медицинской терминологией», ОП.02. «Анатомия и физиология человека», ОП.03. «Основы патологии»,ОП.05. «Гигиена и экология человека»,ОП.06. «Основы микробиологии и иммунологии», ОП.07. «Фармакология».

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) является освоение учебной практики по ПМ.04.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) –

наличие высшего образования и опыт работы в медицинских организациях.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

–  Преподаватели  профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

  • Непосредственные руководители: старшие медицинские сестры отделений лечебно-профилактических учреждений.
  • Общие руководители: главные медицинские сестры (заместители главного врача по работе с сестринским  персоналом) лечебно-профилактических учреждени

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  2. Антонова Т.В.,Антонов М.М,Барановская В.Б., Лиознов Д.А. "Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии". – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  3. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей -М.:ГЭОТАР-Медиа 2011.
  4. Обуховец Т. П. «Основы сестринского дела: практикум», Ростов-на-Дону, "Феникс", 2016 г.

Дополнительная:

  1. Орлова Т.Н., Скляр Т.Н., Фомушкина И.А., Бабаян Р.С., Тарасова Ю.А. "Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела", Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2018
  2. "Инфекционные болезни с курсом по ВИЧ".Учебник  Москва, "Практическая медицина"2017 г.
  3. Карманов В.К., Лычев В.Г. «Сестринский уход в терапии», М.:ГЭОТАР-Медиа, 2019г.
  4. Сахно И.И., Сахно В.И. учебник «Медицина катастроф»,2002
  5. Верткина А.Л. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.Учебник: -М.:ГЭОТАР-Медиа, 2019.

Ссылки на электронные источники информации:

Информационно-правовое обеспечение:

  1. Система «Консультант»
  2. Система «Гарант»

Интернет-ресурсы:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.rospotrebnadzor.ru)
  3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
  4. Информационно-методический центр «Экспертиза» (http/www.crc.ru)
  5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http/www.mednet.ru)
  6. НИИ Федеральное бюджетное учреждение науки Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Роспотребнадзора

(http://www.gabrich.com/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК по теме: Карантинные инфекции для студентов специальности Сестринское дело

Данный учбно-методический комплекс содержит материал для изучения и контроля знаний студентов по теме: Карантинные инфекции....

Методическое пособие для студентов по теме "Воздушно-капельные инфекции" для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Методическое пособие для студентов по теме "Воздушно-капельные инфекции" для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка теоретического занятия по ПМ.02 МДК,02.01 УТ Сестринское дело при инфекционных болезнях" на тему: " Клинико - эпидемиологический обзор зоонозных инфекций: Бруцеллез

Методическая разработка лекционного занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности «Сестринское дело» и программ...

Методический материал по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")

Методический материал по теме: "Кишечные инфекции"Методический материал по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные бол...

Тестовый контроль по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")

Тестовый контроль по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")...

Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии Специальность 34.02.01 Сестринское дело Тема: «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз»

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с запланированными ошибками по теме «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз» по учебной дисциплине МДК 02....