Формирование здорового образа жизни школьников
статья

По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ямашурминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО   ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.

 

                                                                                           Учитель начальных классов

Калимуллина Фарида Хидиятовна.

«Успешной и востребованной будет та школа,

которая обеспечит здоровье детей,

использует здоровьесберегающие

педагогические технологии»                 

В.Н.Касаткин 

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении их здоровья.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье.

Психическое здоровье.

Социальное здоровье.

Нравственное здоровье.

Духовное здоровье .

   

Здоровье зависит:

на 20% - от окружающей среды,

на 20% - от наследственных факторов,

на 10% - от медицинского обслуживания,

на 50% - от образа жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.

 Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в школе должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология - это:

•        условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•        рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);

•        соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
возможностям ребенка;

•        необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
двигательный режим.

В нашей школе существует система мероприятий,  целью которых является активизация у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни,  ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других  психоактивных веществ.

Типы технологий, реализуемых в нашей школе 

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, витаминизация, организация здорового питания)

  • Оздоровительные (физическая подготовка, физкультминутки и подвижные переменки, гимнастика)

  • Межведомственное взаимодействие по вопросам формирования здорового образа жизни ( медицина, госнаркоконтроль, милиция, пож. охрана, ГАИ и др.)

  • Навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях.

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, Дни Здоровья,

спортивные соревнования и т.д.)

  • Работа спортивных секций.

        

Быть здоровым – естественное желание каждого человека.  Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый  образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром,  будет действительно здоров.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.

-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»      «Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и во...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни...