Методическая разработка теоретического занятия "Линименты. Пасты"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия "Линименты. Пасты" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация. В разработке дается характеристика лекарственных форм, рассматриваются  особенности изготовления линиментов, паст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 35._linimenty._pasty.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Линименты. Пасты»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Благовещенск

Тема: Линименты. Пасты.

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия : теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Цель занятия: Сформировать у студентов теоретические знания по приготовлению линиментов и паст

Задачи:

- Повторить материал по правилам изготовления мягких лекарственных форм  

- Развивать мышление, логику

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

Студенты должны знать:

- правила прописывания мягких лекарственных форм в рецептах

- технологию изготовления линиментов

- технологию изготовления паст

- правила оформления мягких лекарственных форм к отпуску

Студенты должны уметь:

- анализировать свойства лекарственных веществ и определять тип мази

- проводить необходимые расчеты

- подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Внутрипредметные связи:

- дозирование по массе

- изготовление мазей

- упаковка и оформление мягких лекарственных форм

Межпредметные связи:

- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.

Структура занятия

 1. Организационный момент  -                                      3 мин.

 2. Повторение пройденного материала –                      10мин.

 3. Изучение нового материала-                                      70мин.

.4. Закрепление изученного материала –                        5мин.

 5. Задание на дом -                                                          2 мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия:

1. Линименты – определение, классификация

2. Изготовление линиментов

3. Пасты – определение, классификация

4. Технология изготовления паст

II. Повторение пройденного материала: Преподаватель проводит фронтальный опрос по ранее изученной теме (приложение № 1)

III. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по предыдущим изученным темам (приложение 2)

IV. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 3)

V. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 4)

Тема: Линименты. Пасты                                                                          Приложение № 1

                                  Повторение пройденного материала:

1. Что собой представляют мази как лекарственная форма, и какова их классификация по дисперсологической структуре?

2. Какие основы используют для изготовления мазей?

3. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества при выписывании рецептов?

 4. В каких случаях образуются суспензионные мази?

5. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их концентрация менее 5%?

6. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их концентрация более 5%?

7. Какие мази называют эмульсионными?

8. Как вводят лекарственные вещества в эмульсионные мази?

 

                                                                                                               

Тема: Линименты. Пасты                                                                          Приложение № 2

Содержание нового материала:

Линименты – мягкая лекарственная форма, разновидность мазей, или жидкая мазь. Их название указывает на способ применения – путем втирания в кожу, реже в виде повязок, тампонов. В качестве основ для их изготовления используют масла (подсолнечное, миндальное, персиковое, касторовое, вазелиновое и др), димексид, хлороформ и другие жидкости. Лекарственные вещества вводят в линименты по тому же принципу, что и в остальные мази. Соответственно получают гомогенные и гетерогенные линименты (суспензионные, эмульсионные, комбинированные).

Гомогенные линименты – представляют собой жидкие смеси взаиморастворимых компонентов, фактически их можно отнести к неводным растворам на нелетучих растворителях.

Суспензионные линименты – характеризуются невысокой седиментационной устойчивостью. Лекарственные вещества в них растирают с одним из прописанных в прописи жидким компонентом, наименее вязким и нелетучим. Для стабилизации таких линиментов используют загустители, например, аэросил, в количестве 3-5 % от общей массы. Примером стабилизированного линимента является  линимент Вишневского, состоящего из 3.0 дегтя березового; 3,0 ксероформа; 5,0 аэросила, 89,0 масла касторового. Вначале, смешивая масло касторовое с аэросилом, загущают его. Отдельно растирают ксероформ с дегтем и затем обе части линимента соединяют и тщательно смешивают до получения однородной массы густой и вязкой консистенции. В аптеках часто готовят данный линимент без стабилизатора, тогда линимент получается более жидким.

Эмульсионные линименты – характеризуются наличием нескольких жидких компонентов, несмешивающихся между собой. Также как и суспензионные, нуждаются в стабилизации, которую можно увеличить с помощью эмульгатора Т-2 и др. В отдельных случаях эмульгаторы образуются в результате взаимодействия ингредиентов, входящих в состав линимента.

Комбинированные линименты – содержащие 2 и более лекарственных веществ с разными физико-химическими свойствами. Готовят их по аналогии с мазями такого же типа.

Гетерогенные линименты отпускают с предупредительными этикетками «Хранить в прохладном месте» и «Перед употреблением взбалтывать». Вопрос: Как вы думаете, почему этикеткой «Перед употреблением взбалтывать» не снабжаются гомогенные линименты?

Разберем некоторые примеры.

              Rp: Thiamini bromidi 1,0

                      Insulini 100 ЕД

                      Olei Helianthi 100,0

                      M. f. linimentum

                      D.S. Для смазывания горла

Выписан эмульсионный линимент типа вода-масло, т.к. инсулин  представляет собой водный раствор. Как вы знаете, масло с водой не смешиваются. Так как в прописи эмульгатор не указан, то для получения устойчивой системы пользуются указаниями ГФ ХI о возможности применения ланолина безводного в количестве, равном количеству гидрофильной жидкости. Т.к. инсулин в рецепте выписан в единицах действия, их необходимо перевести в граммы.

Расчеты:

Инсулин: 1 мл – 40 ЕД

          Х мл – 100 ЕД; отсюда х = 2,5 мл

Ланолин безводный: 2,5

Масло подсолнечное: 100,0 – 2,5 = 97,5

Тиамина бромид: 1,0

Технология изготовления: В тарированную фарфоровую чашку отвешивают 97,5 масла подсолнечного, отдельно отвешивают 2,5 ланолина безводного. В ступке в 2,5 мл раствора инсулина растворяют 1,0 тиамина бромида. Добавляют 2,5 ланолина безводного и 2,5 масла подсолнечного, эмульгируют до характерного потрескивания, затем по частям, при перемешивании, добавляют остальное количество масла подсолнечного, перемешивают до однородности. Полученный линимент переливают в отпускной флакон, укупоривают, взбалтывают, оформляют, заполняют лицевую сторону ППК.

          Лицевая сторона ППК:

                Дата                № Rp

                Sol. Insulini 2,5 ml

                Thiamini bromidi 1,0

                Lanolini anhydrici 2,5

                Olei Helianthi 2,5

                Olei Helianthi 95,0

                Общ. Масса 103,5

             Rp: Mentholi 1,0

                     Camphorae 2,0

                           Lanolini anhydrici 3,0

                           Olei Helianthi ad 50,0

                     M. f. linimentum

                           D.S. Втирать в кожу

Выписан гомогенный линимент, т.к. камфора и ментол растворимы в основе. Вопрос: какова общая масса линимента и почему? Правильно -50,0. Значит, масла подсолнечного нужно  44,0.

В фарфоровую чашку помещают 3,0 ланолина безводного, расплавляют на водяной бане, добавляют 44.0 масла подсолнечного, перемешивают, охлаждают до 40-50 оС и в полученном расплаве растворяют по очереди камфору и ментол. Переливают в баночку, укупоривают, оформляют. Заполняют лицевую сторону ППК.

Пасты – плотные суспензионные мази с содержанием лекарственных веществ более 25%.

По назначению пасты бывают:

- зубные

- зубоврачебные

- дерматологические

Зубные пасты изготавливаются парфюмерной промышленностью, зубоврачебные пасты изготавливаются в стоматологических кабинетах непосредственно перед использованием. Мы с вами будем рассматривать пасты дерматологические, которые готовят в аптеках.

Дерматологические пасты характеризуются высокой вязкостью, трудно размазываются и применяются чаще всего путем нанесения на марлю, которую потом прикладывают на пораженный участок кожи. При температуре тела паста размягчается.

Надо отметить, что особенностью изготовления паст является то, что их готовят в подогретых ступках (расклинивающий эффект) и лекарственные вещества растирают с расплавленной основой, взятой в количестве ½ от массы лекарственных веществ.

Некоторые пасты (паста цинковая, паста Лассара (салицилово-цинковая)) в условиях аптеки готовят в качестве внутриаптечной заготовки. Разберем рецепт.

             Rp: Sulfuris 2,0

                    Acidi salicylici

                    Acidi borici ana 1,0

                    Zinci oxydi

                    Amyli ana 12,5

                    Vaselini ad 50,0

                    M.f. pasta

                    D.S. На пораженные участки кожи

Выписана паста на липофильной основе. Все вещества, кроме серы и крахмала, при совместном диспергировании реагируют между собой. Сера при измельчении сильно электризуется, поэтому первой ее растирать нельзя. Крахмал при добавлении горячего вазелина легко клейстеризуется, поэтому его добавляют к полуостывшей массе. Вопрос: Как вы думаете, каким веществом следует затирать поры ступки, учитывая свойства лекарственных веществ и их прописанные количества? Правильно - цинка оксидом, т.к. он выписан в большем количестве, потери при растирании наименьшие. Следующий вопрос: Какова общая масса мази и сколько следует взять вазелина? (общ. м. 50,0; вазелина 21,0)

В хорошо прогретой ступке слегка измельчают  12,5 цинка оксида, полностью высыпают на капсулу. В этой же ступке затем растирают 1,0 кислоты борной, полностью высыпают на другую капсулу. Затем в ту же ступку помещают 2.0 серы и 1,0 кислоты салициловой, слегка перемешивают между собой. В фарфоровой чашке на водяной бане расплавляют  примерно половину массы вазелина; ~ 1,5 расплавленного вазелина добавляют в ступку и растирают с серой и кислотой салициловой. К полученной массе добавляют с капсулы кислоту борную и еще примерно 0,5 расплавленного вазелина, перемешивают. Затем добавляют с капсулы цинка оксид и еще примерно 6,0 расплавленного вазелина, тщательно перемешивают. К полуостывшей массе добавляют крахмал и еще примерно 6,0 полуостывшего расплавленного вазелина, перемешивают и добавляют остальное количество вазелина, перемешивают до однородности и полного охлаждения. Упаковывают, оформляют.

           Лицевая сторона ППК

               Дата                № Rp

               Zinci oxydi 12,5

               Acidi borici 1,0

               Sulfuris 2,0

               Acidi salicylici 1,0

               Vaselini 1,5 (t0)

               Vaselini 0,5 (t0)

               Vaselini 6,0 (t0)

               Amyli 12,5

               Vaselini 6, 0 (t0)

               Vaselini 7, 0

               Общая масса 50,0

Тема: Линименты. Пасты                                                                             Приложение № 3

IV.                          Закрепление изученного материала:    

  1. Чем линименты отличаются от собственно мазей?
  2. Чем гомогенные линименты отличаются от эмульсионных?
  3. Что собой представляют суспензионные линименты?
  4. В чем особенность оформления линиментов?
  5. Что собой представляют пасты,  какова их классификация?
  6. В чем особенность изготовления паст дерматологических?

                                       

V. Задание на дом:     Повторить:                                                Приложение № 4                                                          

  1. Что собой представляют линименты как лекарственная форма?
  2. Что собой представляют гомогенные линименты?
  3. Что собой представляют суспензионные линименты?
  4. Что собой представляют эмульсионные линименты?
  5. Что собой представляют  пасты как лекарственная форма, в чем особенность их изготовления?

      6. В каких случаях образуются суспензионные мази?

      7. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их            концентрация менее 5%?

      8. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их концентрация более 5%?

      9. Какие мази называют эмульсионными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"

Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической  разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные  болезни»...