Разработка теоретического занятия Работа фармацевта по приему рецептов, изготовлению и отпуску лекарственных препаратов
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Учебный материал для преподавателя  специальности Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._rabota_farmatsevta_po_priemu_retsept.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная  образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема:  «Работа фармацевта по приему, изготовлению и отпуску рецептов, содержащих лекарственные средства списка А и Б»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Благовещенск

2014г.

 Тема  « Работа фармацевта по приему, изготовлению и отпуску рецептов, содержащих лекарственные средства списка А и Б» 

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия : теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

 Цель занятия:

- Сформировать у студентов знания о правилах приема рецептов, изготовления и отпуска лекарственных препаратов, содержащих ядовитые и сильнодействующие вещества

Задачи:

- Дать представление о правилах хранения и работы с веществами сп.А иБ

- Объяснить, на что должен обращать внимание фармацевт при приеме рецептов, содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества

- Развивать мышление, логику

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

Студенты  должны знать:

- Правила хранения и работы с сильнодействующими веществами

- Правила хранения и работы с ядовитыми и наркотическими веществами

- Правила выписывания рецептов на лекарственные средства сп.А и Б

- Оформление лекарственных форм, содержащих вещества сп.А и Б

Студенты должны уметь:

- Определять правильность выписывания рецептов

- Различать группы лекарственных веществ по фармакологической активности

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Межпредметные связи:

- латинский язык ( перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств

Внутрипредметные связи:

- Термины и понятия в фармацевтической технологии

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Структура занятия

 1. Организационный момент                                                -  3 мин.

 2. Изучение нового материала с элементами повторения -  80мин                                    

.3. Закрепление изученного материала                                 - 5мин.

 4. Задание на дом                                                                   - 2 мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия:

1. Введение

2. Хранение лекарственных средств списка Б

3. Хранение лекарственных средств списка А

4. Правила работы с веществами сп.А и Б

5. Правила выписывания рецептов на лекарственные средства сп.А и Б

6. Оформление лекарственных форм, содержащих вещества сп. А и Б

II. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по изученным темам смежных дисциплинарных курсов (приложение 1)

III. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения степени усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

IV. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)

Тема: Работа фармацевта по приему, изготовлению и отпуску рецептов, содержащих лекарственные средства списка А и Б

                                                                                                                 Приложение № 1

Содержание нового материала:

Лекарственные средства (ЛС) разнообразны по силе фармакологической активности и составу. По составу выделяют ЛС в виде индивидуальных лекарственных веществ, суммы веществ, лекарственного сырья растительного и животного происхождения, полученного методами биотехнологии.  По фармакологической активности лекарственные средства делят на группы:

- наркотические

- прекурсоры и психотропные

- сильнодействующие

- ядовитые

- несильнодействующие (общий список)

В основу этой классификации положены положения Единой конвенции о наркотических средствах и Конвенции ООН. В этих терминах учитывается правовая формулировка, не связанная с фармакологическим, химическим или иным характером вещества.

Такое разделение ЛС имеет значение для предупреждения опасности передозировки в процессе изготовления лекарственных препаратов и их применения, т.к. действие этих веществ на организм проявляется уже при малых разовых дозах.

Прекурсоры – вещества, используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, подлежат контролю в РФ. К ядовитым и сильнодействующим веществам относятся такие лекарственные средства, которые имеют особенности фармакологического действия.

Списки ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ, а также прекурсоров составляются Постоянным комитетом по контролю наркотиков при МЗ РФ на основании требований  Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Федерального закона «О лекарственных средствах». Кроме того, при составлении этих списков проводится учет данных из практики судебно-следственных органов, связанной с противоправными действиями с лекарственными веществами.

Списки А и Б имеют сугубо профессиональные цели в области лекарственных средств и ставят перед собой задачу определения порядка хранения, выписывания, контроля и применения этих лекарственных средств. Среди лекарственных средств списков А и Б имеются вещества, способные оказывать наркотическое, снотворное действие.

Правила хранения веществ списка А и Б

 Сильнодействующие вещества включены в список Б. Хранятся в специальном шкафу. На внутренней стороне дверцы должна быть надпись «Б» и «Heroica». Этикетки на штангласах  имеют надпись красного цвета на белом фоне с указанием ВРД и ВСД. В течение рабочего дня шкаф не запирается.

 К веществам списка А относятся ядовитые и наркотические вещества. Хранятся в сейфе. Наркотические и особо ядовитые вещества(мышьяковистый ангидрид, ртути дихлорид, стрихнина нитрат и др.) хранят во внутреннем, запирающемся на замок отделении сейфа. На внутренней стороне дверцы сейфа должна быть надпись «А» и «Venena», список находящихся в сейфе веществ, их высшие дозы и антидоты. Надписи на штангласах белого цвета на черном фоне с обязательным указанием

ВРД и ВСД. В сейфе должны быть отдельные весы, разновес, ступка с пестиком, посуда и др. Обработку и мытье посуды проводит сам фармацевт или под его присмотром отдельно от другой посуды. Сейф в течение рабочего дня закрывается, ключ у ответственного лица. По окончании рабочего дня сейф опечатывают.

Правила работы с веществами списка А и Б

 Сильнодействующие вещества отвешивает сам фармацевт по общим правилам. Ядовитые и наркотические вещества отвешивает провизор-технолог в присутствии фармацевта у места их хранения, после чего штанглас убирается обратно в сейф, а вещество сразу используется для изготовления лекарственной формы. На обратной стороне рецепта фармацевт расписывается в получении, провизор–технолог в отпуске ядовитого или наркотического вещества с указанием его наименования на латинском языке и количества прописью.

Запрещается отвешивать вещества сп.А и Б про запас. В ГФ Х имеется таблица ВРД и ВСД для взрослых и детей.

Правила выписывания ядовитых и сильнодействующих веществ регламентируются приказом МЗ РФ  № 330 от 12.11.97г. « О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств», приказом № 4н                                             

При приеме рецептов, изготовлении лекарственной формы, содержащей вещества сп.А и Б,  фармацевт должен обращать внимание на:

- правильность выписывания рецепта

- возраст больного

- правильность дозировки

- совместимость ингредиентов

Ядовитое вещество и его количество подчеркивается красным карандашом, исправления не допускаются. Если в рецепте прописаны вещества сп.А или Б в смеси с другими ингредиентами, то запрещается отпускать их отдельно. Рецепты на наркотические средства действительны 5 дней, на ядовитые – 10 дней, остальные в течении 2 месяцев со дня выписки. В порядке исключения рецепты на глазные капли, содержащие пилокарпина гидрохлорид, прозерин и др.вещества, применяемые для лечения глаукомы, катаракты, возвращаются больному и лекарственные препараты по ним отпускаются в течение 1 года.

В рецепте названия ядовитых и наркотических веществ пишут в начале рецепта, затем сильнодействующие и все остальные. Наркотические средства для амбулаторных больных должны выписываться на бланках установленного образца (розового цвета) с приложением штампа, серийного номера, круглой печати ЛПУ и личной подписи и печати врача. Кроме того, такой рецепт должен иметь подпись главного врача ЛПУ или его заместителя или заведующего отделением, которые несут ответственность за назначение наркотических средств и психотропных веществ, и заверяется круглой печатью поликлиники.

Врач имеет право завышать дозы веществ сп. А и Б. Если врач намеренно завышает разовую дозу такого вещества, он обязан написать дозу этого вещества прописью и поставить восклицательный знак.

 Rp: Atropini sulfatis 0,01 (один санти)!

 В случае выписывания врачом вещества сп.А или Б в дозе, превышающей ВРД без соответствующего оформления рецепта, фармацевт обязан отпустить это лекарственное вещество в количестве ½ от ВРД.

Для изготовления лекарственных форм для ЛПУ требования выписывают на отдельных бланках с подписью руководителя отделения данного учреждения или его заместителя по лечебной работе с обязательным указанием назначения лекарственного препарата.

Отпуск препаратов, содержащих вещества сп.А и Б

Лекарственные препараты, содержащие ядовитые, наркотические и приравненные к ним вещества, а также этиловый спирт, опечатываются, снабжаются предупредительной этикеткой «Обращаться осторожно». Рецепт остается в аптеке, а больному выписывается сигнатура – точная копия рецепта. Текст этикетки, включая способ применения препарата, пишут на русском или национальном языке. До прихода больного приготовленная лекарственная форма хранится в отдельном, запирающемся шкафу. Запрещается отпускать наркотические средства по иногородним рецептам.

         IV.   Закрепление изученного материала:                                          Приложение № 2

Итак, сегодня на занятии вы узнали, каковы правила  хранения и работы с ядовитыми и сильнодействующими веществами, как должны выписываться рецепты на лекарственные формы, содержащие эти вещества. Давайте теперь закрепим основные моменты:

  1. На какие группы по фармакологической активности делят лекарственные вещества?
  2. Каковы правила хранения и работы с сильнодействующими веществами?
  3. Каковы правила хранения лекарственных веществ списка А?
  4. Как хранят вещества списка А в аптеке?
  5. Каковы правила выписывания рецептов на вещества списка А?
  6. Если в рецепте завышена доза вещества списка А или Б, как должен поступить фармацевт?
  7. Как оформляются лекарственные формы, содержащие вещества списка А?

                                                                                                   

          V.  Задание на дом: Повторить:                                                         Приложение № 3

1.  На какие группы по фармакологической активности делят лекарственные вещества?

2.  Каковы правила хранения и работы с сильнодействующими веществами?

  1. Каковы правила хранения лекарственных веществ списка А?
  2. Как хранят вещества списка А в аптеке?
  3. Каковы правила выписывания рецептов на вещества списка А?
  4. Если в рецепте завышена доза вещества списка А или Б, как должен поступить фармацевт?
  5. Как оформляются лекарственные формы, содержащие вещества списка А?
  6. Что значит дозирование по массе и как его проводят?
  7. Основные термины в технологии лекарственных форм.

                                                                                                                                 

             Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое тестирование МДК 01.02"отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента

Специальность: ФармацияДисциплина: МДК 01.02 «Отпуск  лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента»Итоговый  контрольКурс 3, Вариант 1, 2, 3Тесты с ответами...

Самостоятельная внеаудиторная работа студента по МДК.01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента

Данная разработка содержит разделы для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы....

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство

Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...

Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с лекарственными средствами сп.А и Б

Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Работа фармацевта по приему, изготовлению и отпуску рецептов, содержащих ядовитые вещества, сильнодействующие и наркотические средства

Работа фармацевта по приему, изготовлению и отпуску рецептов, содержащих ядовитые вещества, сильнодействующие и наркотические средства...