Учебный материал Плазмозамещающие растворы
учебно-методический материал

Сухова Людмила Павловна

Учебный материал "Плазмозамещающие растворы" для дистанционного изучения для студентов 3 курса специальности Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plazmozameshchayushchie_rastvory.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Плазмозамещающие растворы                                                          

Изложение нового материала:

За последние годы медицина достигла значительных успехов в развитии хирургии. Почти обычными стали сложнейшие операции на сердце и крупных кровеносных сосудах, широко применяются аппараты «искусственная почка», «сердце - легкие». Этот комплекс операций требует больших количеств донорской крови. Велика потребность в крови и при таких состояниях, как ожоги, кровопотери, отравления, травмы и др. Переливание крови не всегда возможно и доступно (отсутствие донорской крови, ее старение, несовместимость групп крови и т.д). Поэтому, в таких случаях применяют плазмозамещающие растворы.

 Плазмозамещающие растворы (ранее физиологические) – это растворы, близкие по составу к плазме крови, вводимые в больших количествах. Они способны некоторое время поддерживать жизнедеятельность организма или отдельных органов, не вызывая физиологических сдвигов.

       Помимо общих требований, предъявляемых к инъекционным растворам ( апирогенность, стерильность, стабильность, отсутствие механических включений), к плазмозамещающим растворам предъявляют  дополнительные требования:

- изотоничность

- изогидричность

- изоионичность

- изовязкость

       Кроме того, они должны быть изотермичны и иметь определенный окислительно-восстановительный потенциал. Рассмотрим дополнительные требования. Изотоничность инъекционных растворов мы разобрали на предыдущем занятии и повторили в начале этого занятия.

Изогидричность – это способность растворов сохранять постоянство концентрации водородных ионов. Достигается введением в раствор натрия гидрокарбоната, натрия ацетата, натрия гидрофосфата. рН раствора должно быть равным рН кровяной плазмы (7,34 – 7,36).

С целью обеспечения более или менее длительной жизнедеятельности клеток в плазмозамещающие растворы следует добавлять легкоусвояемые питательные вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат организма (например, глюкозу).

Изоионичность – наличие в растворе катионов (натрия, калия, магния, кальция и др.) и анионов (хлоридов, нитратов, сульфатов, карбонатов и др.) в соотношениях и количествах, типичных для сыворотки крови.

В настоящее время разработаны методы изготовления плазмозамещающих растворов, обогащенных микроэлементами, поскольку кровь содержит более 40 элементов, выполняющих важную физиологическую роль.

 Изовязкость – соответствие вязкости раствора вязкости плазмы крови.

Плазма крови обладает необходимой вязкостью за счет присутствия в ней растворенных белков, очевидно, что для обеспечения вязкости инфузионных растворов необходимо добавлять специальные высокомолекулярные вещества – декстран (продукт микробиологического синтеза), поливинилпирролидон (синтетический препарат, получаемый полимеризацией винилпирролидона).

        В медицинской практике применяют более 200 плазмозамещающих растворов и существует около 20 их классификаций. Чаще всего их делят на 6 групп, согласно основным функциям крови, осуществляющим направленность их действия.

   Классификация плазмозамещающих растворов:

             1 группа: регуляторы водно-солевого баланса и кислотно-основного состояния – солевые растворы, осмодиуретики (ацесоль, дисоль, трисоль и др.) - осуществляют коррекцию состава крови при обезвоживании, вызванном диареей, при отеках мозга, токсикозах.

              2 группа: гемодинамические (противошоковые)растворы – предназначены для лечения шоков различного происхождения и восстановления нарушений гемодинамики, при использовании аппаратов искусственного кровообращения для разведения крови во время операций и т.д. (полиглюкин, рондекс)

             3 группа: дезинтоксикационные растворы – способствуют выведению токсинов при интоксикациях различного происхождения (гемодез, реополиглюкин и др.)

             4 группа: препараты для парентерального питания – служат для обеспечения энергетических ресурсов организма, доставки питательных веществ к органам и тканям (фибриносол,гидролизин и др.)

             5 группа: растворы-переносчики кислорода – восстанавливают дыхательную функцию крови

             6 группа: комплексные (полифункциональные) растворы – обладают широким диапазоном действия, могут комбинировать несколько вышеперечисленных групп

Последние две группы растворов находятся в стадии разработки.

       В условиях аптек главным образом готовят растворы первой группы. Первым из плазмозамещающих растворов применили изотонический раствор натрия хлорида (1831г) при обезвоживании организма, вызванного холерой.

             Rp: Sol. Natrii chloridi isotonicae

                     pro injectionibus 200 ml

                     D.S. Внутривенно

Готовят 0,9 % раствор их химически чистого натрия хлорида, предварительно   простерилизованного сухим жаром при 180 оС в течение 2 часов – (процесс депирогенизации) на апирогенной воде.

Часто готовят в аптеках  раствор Рингера – Локка:

Rp: Natrii chloridi 9,0

       Kalii chloridi

       Calcii chloridi

       Natrii hydrocarbonatis ana 0,2

       Aquae pro injectionibus ad 1000 ml

       Sterilisetur!

       D.S. Внутривенно, капельно

В асептических условиях готовят отдельно два раствора. Совместная стерилизация растворов недопустима вследствие возможного образования осадка кальция карбоната.

 В половинном объеме воды для инъекций растворяют натрия гидрокарбонат сорта «х.ч.» или «ч.д.а» без перемешивания, в посуде, закрытой крышкой. Фильтруют во флакон, наполнив его на ¾ объема. Раствор не стабилизируется. После стерилизации раствор можно использовать не ранее чем через 2 часа после изготовления.

В остальном объеме воды для инъекций растворяют все остальные вещества, фильтруют в другой флакон. Стерилизуют при 119 -121 о С  15 мин.

       Эти и другие инфузионные солевые растворы применяют при лечении больных острыми желудочно-кишечными инфекциями, сопровождающимися обезвоживанием, интоксикацией, ацидозом, дефицитом электролитов крови.

Перечень и состав плазмозамещающих растворов приведен в приказе № 214.

         Таким образом, применение плазмозамещающих растворов имеет огромное значение для медицинской практики, так как их использование позволяет уменьшить количество донорской крови, они совместимы со всеми группами крови человека, по сравнению с кровью более стабильны при хранении, введение их в кровяное русло проще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала...

Учебный материал: подборка информационных источников по диагностике и коррекции

Подборка ссылок по диагностике и коррекции интеллекта и познавательных процессов. Систематизированы по познавательным процессам....

Учебный материал "Пользователь ПК"

Данная программа рассчитана как на подготовленных слушателей, так и на слушателей не имеющих навыков работы на ПК. Поэтому программа имеет блочный  характер, что позволяет формировать этапы обуче...

Комплект учебного материала к уроку, по теме: «Общее устройство бульдозеров»

Данная  методическая разработка направлена на улучшение качества подготовки студентов по теме «Бульдозеры»;Разработка позволяет наиболее полно использовать наглядные средства обучения;Представлен...

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методичес...

Учебный материал Изотонирование инъекционных растворов

Учебный материал "Изотонирование инъекционных растворов" для дистанционного изучения для студентов 3 курса специальности Фармация...

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)»

Практические задания и лексический компонент данной методической разработки представлены в виде материала повышенного уровня сложности для обучающихся, желающих совершенствовать активное владение англ...