Доклад на школе психолого-педагогических знаний
учебно-методический материал

Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная компетенция – как составляющая профессиональной компетентности преподавателя СПО

Кушнарева Т. К. – выступление на ШППЗ

29.09.2020

Существенные изменения характера современной системы профессионального образования, усиление динамичности содержания образования в условиях реализации ориентируют ее на развитие творческой инициативы, самостоятельности конкурентоспособности, способности к профессиональной и социальной мобильности будущих специалистов. Не требует специальных доказательств то, что качество среднего профессионального образования, уровень компетентности и конкурентоспособности выпускников обусловлены качеством педагогических кадров. Эффективность решения проблемы обеспечения качества образования напрямую зависит от уровня компетентности и профессионализма педагогов. Обновляются профессиональные требования к ним, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности [5]. На сегодняшний день реформирование образования кардинально меняет статус педагога, его образовательные функции. Соответственно, изменениям подлежат и требования к его профессионально-педагогической компетенции, к уровню его профессионализма. В настоящее время отмечается необходимость в педагогах творческих, компетентных, способных к развитию своего личного потенциала [4]. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» [1].

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства педагога принято считать его профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств; необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессиональная компетентность педагогического является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательной организации, что в итоге определяет качество образования обучающихся. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ [7]. Таким образом, повышение профессиональной компетентности преподавателей состоит из звеньев: 1. Самообразование; 2. Портфолио достижений; 3. Инновационная деятельность.

Хотелось бы подробнее остановиться на наиболее эффективном пути профессионализма педагогических работников и, следовательно, развития их профессиональной компетенции, как самообразование. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника [2]. Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога заключается в том, что происходит повышение качества преподавания учебной дисциплины, формируется готовность к педагогическому творчеству, осуществляется профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога -наставника. Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим педагогом, и оно необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков. Самообразование может иметь следующие направления: профессиональное (предмет преподавания), психолого-педагогическое и психологическое, методическое, эстетическое, в области ИКТ, в области формирования ЗОЖ.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам: предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях -  очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах квалификации, семинары и т. д. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет, поэтому в этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства — это самообразование. Эффективным способом повышения профессиональной компетенции педагогов можно назвать дистанционное обучение, которое получает все большее распространение. Это обусловлено рядом факторов, в том числе, более низкой по сравнению с традиционным очным обучением. В настоящее время дистанционное обучение предоставляет гораздо больше возможностей по сравнению с другими формами обучения. Одной из главных возможностей дистанционного обучения, которая является его главным достоинством, является возможность удаленного прохождения обучения. Данный: вид самообразования обладает еще одной уникальной возможностью – обеспечение персонифицированного обучения. Слушатель дистанционного обучения может сам определить: когда, и в каком объеме, ему проходить обучение. Дистанционное обучение, в отличие от других форм обучения, предоставляет возможность дать слушателю доступ к большому количеству дополнительного материала, которым он может воспользоваться непосредственно во время обучения. Использование при проведении дистанционного обучения мобильных устройств позволяет предоставить слушателям дистанционного обучения доступ к обучению практически из любого места. Самообразование также может осуществляться посредством следующих видов деятельности: знакомство с педагогической и  методической литературой; самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме; обзор в Интернете информации; посещение семинаров, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения); проведение открытых занятий и их анализ; общение с коллегами в сетевых сообществах; участие в профессиональных конкурсах [2].

Необходимо перечислить результаты самообразования педагога: повышение качества    преподавания учебной дисциплины, создание ситуации успеха на занятиях; повышение качества знаний и умений обучающихся; разработанные или изданные методические пособия, статьи, электронные учебники, программы, исследования, дидактические материалы, тесты; разработка новых форм, методов и приемов обучения; внедрение инновационных технологий; выработка методических рекомендаций по применению новой образовательной технологии; разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям; результативное участие в профессиональных конкурсах, педагогических проектах. Таким образом, основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс [6].

И в заключении необходимо подчеркнуть важность для педагога желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эти слова подчеркивают значение самообразования в формировании профессиональных компетенций педагогов для повышения качества среднего профессионального образования, уровня компетентности и конкурентоспособности выпускников. Таким образом, от уровня профессионально -  педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностном профессиональному росту зависит и качество образования специалистов среднего звена, его подготовленность к профессиональной деятельности. Поэтому самообразование педагога является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором личностно-профессионального роста.

Список использованных источников

  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 27: (статья 48).
  2.  Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. — Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8). - с. 26-44.
  3.  Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009. — 240с.
  4.  Колиниченко А. В., Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. — 2016 - №25. — С. 552-554. — 1Л1Ь ЬЦрз://то1исЬ.ги/агсЫуе/129/35812/ (дата обращения: 17.01.2С
  5.  Мезенцева О.И. Развитие профессиональной компетентности современного педагога в системе повышения квалификации: монография / О.И. Мезенцева. - Новосибирск: С «Немо Пресс», 2018. - 226с.
  1.  Сергеева Н.И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-  

7.. Субочева М. Л. Современные модели повышения квалификации педагогических работников СПО // Преподаватель XXI век. 2016. №2 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические особенности детей начальной школы, имеющих трудности в обучении»

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации, в частности, вхождения в школьную...

доклад на тему: «Использование психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальностей»

Данная публикация содержит информацию об использовании психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальнотей....

Олимпиада «Академия психолого-педагогических знаний»

Олимпиада  «Академия психолого-педагогических знаний»  проводится с целью развития профессионального интереса студентов к  педагогическому опыту, расширения круга знаний буд...

Доклад на тему:"Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса"

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или ино...

Доклад На тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков»

ДокладНа тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания  «трудных» подростков»...

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...