Методическое пособие Фармакокинетика лекарственных средств.
учебно-методическое пособие

Смелова Елена Александровна

Теоретическое занятие на тему «Фармакокинетика лекарственных средств» Цель заключается в необходимости формирования основы для понимания и правильной оценки фармакокинетики лекарственных веществ с целью проведения рациональной и безопасной фармакотерапии. Изучение будущими фельдшерами общих вопросов и закономерностей действия и применения лекарственных веществ необходимо для научно обоснованной оценки препаратов, изучаемых в курсе частной фармакологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

                                                                                                         

   

Рассмотрена на заседании общемедицинской  ЦМК      

Протокол №   _____от «___»________ 2017 г.

Председатель ЦМК ________Непомнящая Н.Л.

УТВЕРЖДАЮ  

Методист ________/Полонская И.И./

___ от  __________2017 г.

Теоретическое  занятие по теме

Фармакокинетика лекарственных средств.

Методическое пособие для преподавателей

по учебной дисциплине ОП 04 «Фармакология»

для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1

ЦМК общемедицинских дисциплин

Разработано:

Смеловой Е.А.

Санкт-Петербург

2017 год

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность теоретического занятия на тему «Фармакокинетика лекарственных средств» заключается в необходимости формирования основы для понимания и правильной оценки фармакокинетики лекарственных веществ с целью проведения рациональной и безопасной фармакотерапии. Изучение будущими фельдшерами общих вопросов и закономерностей действия и применения лекарственных веществ необходимо для научно обоснованной оценки препаратов, изучаемых в курсе частной фармакологии.

Цель работы: изучить основные вопросы фармакокинетики лекарственных средств.

        

В этой связи были поставлены следующие задачи:

1. Изучить пути введения лекарственных средств в организм (характеристика энтеральных и парентеральных путей введения), путем заполнения  граф логической структуры под темы «Пути введения лекарственных веществ».

2. Освоить особенности всасывания лекарственных средств.

3. Освоить понятие о биологических барьерах и биологической доступности.

4. Изучить особенности распределения лекарственных веществ в организме, их депонирование.

5. Освоить понятие биотрансформации,

6. Изучить пути выведения лекарственных веществ, период полувыведения лекарственных средств, путем заполнения обобщающей таблицы №1 «Пути выведения лекарственных веществ» (см. Приложение);

7. Изучить основные фармакокинетические параметры.

8. Рационально использовать полученные знания с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ, ОСНАЩЕНИЕ

  • Кабинет  «Фармакологии»
  • Необходимое оснащение: презентация, методическая разработка по теме, учебник, доска, мел, справочники, дидактический материал.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Количество часов, отведенное на изучение данной темы всего: 4 часа, из них 2 часа теоретические, 2 часа практические.

Вид занятия теоретическое.

Продолжительность данного занятия: 90 минут

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.  Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК1, ОК4, ОК-12, ПК1.2, ПК2.3, ПК2.4, ПК 4.8.
  2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Изучить теоретические знания по разделу «Фармакокинетика лекарственных средств» и сформировать элементы компетенций: ОК1, ОК4, ОК-12, ПК1.2, ПК2.3, ПК2.4, ПК 4.8.

  1. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
  • Учебная  задача заключается в формировании профессиональных компетенций следующими путями:
  • формированием  профессиональные умения, необходимые для овладения клиническими  учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;

     -     аргументацией необходимости использования знаний общих вопросов и

           закономерностей действия и применения лекарственных веществ для научно

          обоснованной оценки препаратов, изучаемых в курсе частной фармакологии;

  • обоснованием употребления лекарственных средств на основе физиологических процессов в органах и системе в целом.

  • Развивающая задача заключается в формировании общих компетенций следующими путями:
  • анализировании изученного материала;
  •  развитии навыков самостоятельной работы;
  •  формировании и укреплении долговременнной памяти;
  •  помощь в приобретении навыков отделять    главное от посредственного;
  •  обучении в составлении  логических взаимосвязей с последующими выводам;
  • развитии способностей к поиску, перенесению знания в новые условия;
  • использовании и развитии интеллектуального потенциала: анализа, синтеза, сравнения, мыслительной активности, наблюдательности, точности действий, умении анализировать свои ошибки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать свои мысли;
  • сопровождении исследовательской деятельности.

  • Воспитательная задача заключается в формировании общих  и профессиональных компетенций следующими путями:
  •  развитием профессионально значимых, интеллектуальных, гражданских, социально значимых  качеств личности;
  • поддержании устойчивого интереса  к выбранной специальности.

Профессиональные качества

Возможности их формирования через

содержание деятельности студентов

Организованность

При организации рабочего места.

Внимательность, такт, ответственность, терпение, уверенность в себе.

При выполнении заданий, общении друг с другом

Усидчивости, аккуратности, бережное отношение к рабочему месту, оснащению.

Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе.

  1. КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Номер и название компетенции

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1. Классификацию путей введения

2. Возможные изменения ФК ЛВ под влиянием пищи и при совместном использовании ЛС.

3. Особенности всасывания, распределения, метаболизма и выведения ЛВ.

1. Выбрать путь введения препарата для достижения терапевтического эффекта.

2. Решать фармакологические задачи по рациональному приему ЛС с учетом приема пищи.

3. Оценивать всасывание, распределение, метаболизм и выведение ЛВ по ФК показателям в норме и патологии.

4. Решать вопросы о дозировании и схемах применения ЛВ при заболеваниях печени и почек и патологических состояниях. Корректировать режим дозирования в процессе лечения.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

1. Источники основной и дополнительной литературе;

2. Интернет ресурсы по заданной теме;

3. Алгоритм поисковой работы.

1. Осуществлять поиск информации в печатных и интернет ресурсах;

2. Систематизировать полученную информацию;

3. Использовать информацию в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

1. Алгоритм ответа по разделу «Пути введения лекарственных средств»;

2.План эвакуации при пожаре.

1. Обобщать знания;

2. Заполнять графы таблицы №1 (по Приложению №1)

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

1.Пути введения лекарственных средств у пациентов различных возрастных групп в условиях общей врачебной практики, участковых больниц, на дому.

1. Определить характер  изменения фармакокинетики      лекарственных средств у пациентов различных возрастных групп в условиях общей врачебной практики, участковых больниц, на дому.

2. Определять наиболее эффективные пути введения лекарственных средств.

ПК  2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

1. Классификацию путей введения

2. Возможные изменения ФК ЛВ под влиянием пищи и при совместном использовании ЛС.

3. Особенности всасывания, распределения, метаболизма и выведения ЛВ.

1. Диагностировать изменения фармакокинетики лекарственных веществ, в зависимости от морфологии и физиологии органов пищеварительной и других систем и путей введения.

2. Сделать заключение об эффективности путей введения лекарственных средств.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациента и их окружения.

1. Значение «здорового пищеварения» (И.П. Павлов) для здоровья организма

1. Составлять санитарные  листы;

2. Проводить беседы по особенностям правил приема лекарственных средств в зависимости от путей введения.

5. МОТИВАЦИЯ

Для проведения успешной фармакотерапии важно выбрать правильный путь введения лекарственных веществ (ЛВ). С этим будет связана и скорость развития эффекта и его сила. Фармакокинетика (ФК) - раздел фармакологии, изучающий механизмы и скорость движения ЛВ в организме. Это судьба лекарственного вещества от его попадания в организм до выведения. Фармакокинетика рассматривает процессы всасывания, распределения, метаболизма и экскреции вещества. Для обеспечения эффективного и безопасного применения ЛВ необходимо знать закономерности их движения в организме у каждого больного: изменения в ЖКТ, всасывание в кровь, распределение в крови, органах и тканях, выведение. Эти закономерности можно установить только на основе знаний ФК ЛВ. Знание факторов, влияющих на ФК ЛВ, позволяет прогнозировать степень и продолжительность положительных эффектов и возможность коррекции отрицательных эффектов, что способствует осуществлению эффективной и безопасной терапии.        

        

6. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

7. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Раздел темы

Литература

Установочная

инструкция

вопросы

для самоконтроля

1.

Основные задачи фармакологии.

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит – c. 7-8

Воспользоваться текстом учебника и записать определение в рабочей тетради.

1.Что изучает фармакология лекарств?

2.

Этапы развития фармакологии.

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит – с  8-10

Воспользоваться текстом учебника и конспектом.

1.Какие этапы развития фармакологии выделяют?

2.Какие особенности каждого этапа?

3.Что характерно для  каждого этапа?

3.

Принципы классификации лекарственных средств

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит -

с. 10-12

Воспользоваться планом ответа (раздаточный материал).

1. Что положили в основу классификации лекарственных средств?

4.

«Изучение Федерального Закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит -

с.18-20

Использовать справочный материал и выполнить конспект в рабочей тетради темы: Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Контроль конспекта в рабочей тетради темы: Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

5.

Термины и понятия, знание которых потребуется на занятии

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит -

с.12-18

Воспользоваться текстом учебника и записать определение в рабочей тетради.

Биологическое вещество, яд, фармакологическое вещество, лекарственное вещество, фармакотерапевтическое вещество, химиотерапевтическое вещество, лекарственная форма.

8. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Основные задачи фармакологии.

2. Этапы развития фармакологии.

3. Принципы классификации лекарственных средств: по фармакологическим эффектам, химическому строению, показаниям к применению.

4. Термины и понятия, знание которых потребуется на занятии: биологическое вещество, яд, фармакологическое вещество, лекарственное вещество, фармакотерапевтическое вещество, химиотерапевтическое вещество, лекарственная форма. (Выписать определение терминов в рабочую тетрадь).

9.  ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит
  2. «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2012 г.
  3.  «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс,  2012 г.

Дополнительные источники

Приказы МЗ и Социального развития РФ

1.Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года  № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).

Справочная литература

  1. Машковский, М.Д. Лекарственные средства : в 2 т.- М.: Медицина, 2010.
  2. Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств /под ред. Г. Л. Вышковского.-М.: РЛС+, 2010.- 1440 с.
  3. Справочник Видаль 2010: Лекарственные препараты в России.-М: Астра Фарм Сервис, 2010.-1728 с.

Дополнительная литература 

  1. «Наглядная фармакология», перевод с английского, Майкл Дж. Нил, под ред. Р.Н. Аляутдина (учебное пособие) ГЕЭТАР МЕД, 2008 г.
  2. Д.А. Харкевич «Фармакология», учебник, 2009 г. ГЭОТАР МЕДИА.
  3. «Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии», В.В. Кржечковская, Р.Ш. Вахтангишвили, Ростов н/Д: Феникс, 2007 .г

Интернет – ресурсы

  1. www.rlsnet.ru (Регистр лекарственных средств России РЛС).
  2. Каталог Российской национальной библиотеки (http//www.nlr.ru:8101/poisk/index/html#1).
  3. Русская справочная библиотека (http//www.openweb.ru/stepanov/library.htm).
  4. Библиографическая база данных «Вся Россия» (http//www.nilc.ru).
  5. Каталог Российской государственной библиотеки (http//eidos.rsl.ru:8080).
  6. Электронный каталог учебных изданий (http//www.ndce.ru).
  7. Медицинские электронные базы данных (www.emedicine.com),  www.medscape.com),  (www.ncbi.nlm.nih.gov), (www.vidal.ru).  

10. ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Название этапа

 занятия

Описание деятельности

(Содержание, формы и  методы)

Цель деятельности

(методич. обоснование)

Время

примерное

Оснащ.

(Дидактическая структура занятия

преподавателя

студентов

1

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих

Староста докладывает об отсутствующих студентах

Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия

1мин.

Журнал группы

Мотивация учебной деятельности студентов

Активизирует внимание студ.на сущности и социальной значимости темы в соответствии с изучаемыми компетенциями

Подготовка  к выполнению поставленного педагогом  задания

Наличие рабочей тетради

Обоснование темы занятия

Беседа со студентами о социальной  значимости темы. Преподаватель записывает задачи занятия на доске.

Студенты слушают преподавателя и записывают тему и задачи занятия

Показать практическую значимость  для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление

2 ми

Доска, мел

Цели занятия

Сформировать гражданскую и профессиональную позицию студента в соответствии с компетенциями.

Формируют  заданные позиции.

Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии, формирование целенаправленности, активизация познавательной деятельности

2мин.

Презентация,

Таблицы.

2

Актуализация опорных знаний

Задает вопросы в устной форме.

Отвечают на вопросы преподавателя и обсуждают ошибки.

Выяснение готовности группы к занятию и формирование единого исходного уровня знаний

Реализация межпредметных связей.

20мин.

Конспекты, учебник, журнал. Презентация,

Таблицы..

контроль исходного уровня знаний.

3

Систематизация знаний умений и навыков.

Изложение нового материала с одновременным заполнением таблицы №1 (самостоятельно).

Поясняет правила заполнения и цель заполнения таблицы. Раздает Приложение №1. Наблюдение

оперативная обратная связь, предупреждение ошибок, подбадривание, одобрение, похвала,

 индивидуальная помощь

Студенты слушают  преподавателя и заполняют таблицу №1 самостоятельно.

Определение ориентиров к предстоящей деятельности.

Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия.

Стимулирование познавательной деятельности студентов,

формирование самостоятельности, профессиональной этики, норм общения, ответственности

50мин.

Карта самост. Работы (Приложение №1)

Тетради. Презентация,

Таблицы.

4

Закрепление

 изученного материала.

Проводит

заключительный

контроль

Закрепление

 изученного материала.

10мин.

Задание (Приложение №2)

Тетради.

Заключительный контроль

Раздает

задания (Приложение №2).

Проверяет

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы (Приложение №2)

Определение уровня усвоения и достижения  целей занятия, формирование ответственности, освоение компетенций

Журнал

5

Домашнее задание

Определяет тему следующего

Занятия.

Записывают домашнее задание

с.76-105.

Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки

2мин.

Тетради

6

Подведение итогов

Выставляет оценки в журнал

Слушают оценки

Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого

3мин.

Журнал

11. УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИИ

этапы работы

Формируемые

компетенции

Способы выполнения

(описываются ориентировочные основы действий или ссылка на алгоритмы)

вопросы

для самоконтроля

Определение целей и задач

 ОК 1

Знакомятся с презентацией.

Определяют значимость темы

Предварительный контроль

 ОК 4

План ответа по разделам темы.

Устные вопросы, (Презентация).

Систематизация знаний и умений

ОК 4

Систематизируют материал в виде конспекта и таблицы.

Устные вопросы и заполнение таблицы. (Приложение №1).

Выполняют самостоятоятельную  работу

ОК12

Заполнение таблицы №1 (Приложение №1).

Заполнение таблицы №1 «Пути введения лекарственных средств».

Закрепление изученного материала

ОК.1

ОК.4, ОК12, ПК.2.3, ПК 2.4, ПК.4.8

Выполнение итогового контроля письменно.

Итоговый контроль (Приложение №2).

12. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1.       Что изучает фармакокинетика лекарств?
  2. Что изучает фармакодинамика лекарств?
  3. Какие пути введения лекарств относятся к парентеральным?
  4. Какие пути введения лекарств относятся к энтеральным?
  5. Что характерно для перорального пути введения лекарства?
  6. Что характерно для внутривенного пути введения лекарства?
  7. Что характерно для пассивной диффузии или активного транспорта лекарства через мембраны клеток?
  8. Что такое биодоступность лекарства, чем она определяется?
  9. Чем характеризуется резорбтивный вид действия лекарства?
  10. Чем характеризуется местный вид действия лекарства?
  11. Какие особенности фармакокинетики характерны для лекарств, имеющих высокий или низкий аффинитет к белкам плазмы крови?
  12. Если лекарство обладает свойствами кислоты либо основания, в каком отделе пищеварительного тракта оно будет лучше всасываться и почему?
  13. Как называется процесс накопление лекарственного вещества в определенном органе или ткани?
  14. Какие факторы способствуют возникновению отравления лекарственными веществами?

  1. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В критерии оценки уровня подготовки студента по теме занятия входит:

  • уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;
  • уровень теоретических знаний, продемонстрированных студентом при выполнении заключительных заданий;
  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.

Результаты достижений студентов в устной и письменной форме по теме оцениваются за каждый вид заданий

"отлично"

"хорошо"

"удовлетворительно"

"неудовлетворительно"

Отметка «5» (отлично) ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить задание на практике, привести необходимые примеры;

3) Излагает материал последовательно и правильно.

Отметка «4» (хорошо) ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в последовательности излагаемого.

Отметка «3» (удовлетворительно)ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий.

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

14. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ

Фармакология, биологическое вещество, яд, фармакологическое вещество, лекарственное вещество, фармакотерапевтическое вещество, химиотерапевтическое вещество, лекарственная форма.

Фармакокинетика, всасывание, распределение, элиминация, метаболическая и синтетическая биотрансформация, предсистемная элиминация, биодоступность. Роль диффузии, фильтрации, активного транспорта, эндоцитоза, неполярности и наличия заряда молекул, гидро-и липофильности.

15. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Презентация с конспектом (Приложение №3).

Раздел темы

литература

Установочная

инструкция

вопросы

для самоконтроля

1.

Общая фармакология (аспекты фармакокинетики  и фармакодинамики).

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит

Воспользоваться текстом учебника и записать определение в рабочей тетради.

1.Что изучает фармакокинетика лекарств?

2.Что изучает фармакодинамика лекарств?

Пути введения лекарственных средств.

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит

Вспомнить строение ЖКТ (базовый курс по биологии, 8 класс общеобразовательной средней школы). Воспользоваться планом ответа (раздаточный материал). Заполнить таблицу: «Пути введения лекарственных средств» (Приложение№1).

1.Какие пути введения лекарств относятся к парентеральным?

2.Какие пути введения лекарств относятся к энтеральным?

3. Что характерно для перорального пути введения лекарства?

4. Что характерно для внутривенного пути введения лекарства?

Всасывание лекарственных веществ

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит

с.

Воспользоваться планом ответа (раздаточный материал). Использовать иллюстративный материал атласа, с. 158-161

1. Что характерно для пассивной диффузии или активного транспорта лекарства через мембраны клеток?

2. Что такое биодоступность лекарства, чем она определяется? 

6.Если лекарство обладает свойствами кислоты либо основания, в каком отделе пищеварительного тракта оно будет лучше всасываться и почему?

Распределение лекарственных веществ в организме.

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит -

с.180-185

Использовать иллюстративный материал атласа, с.162-183

1. Как влияют на распределение лекарственных веществ различные барьеры (мембраны клеток, кожи, ГЭБ, эпителий молочных желез, плацентарный барьер)?

2.Чем характеризуется резорбтивный вид действия лекарства?

3.Чем характеризуется местный вид действия лекарства?

4.Какие особенности фармакокинетики характерны для лекарств, имеющих высокий или низкий аффинитет к белкам плазмы крови?

5.Как называется процесс накопление лекарственного вещества в определенном органе или ткани?

Биотрансформация (метаболизм) лекарственных веществ.

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит -

с.21-26,185-225, 365

Вспомнить разделы анатомии: «Клетка», «Ткани», «Иммунитет» Воспользоваться планом ответа (раздаточный материал).

1. В каких органах и тканях происходит биотрансформация (метаболизм) лекарственных веществ?

2. Какие факторы влияют на биотрансформацию ЛС в печени?

5.

Выведение (элиминация) лекарственных веществ из организма.

Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит

- с.313-342

Воспользоваться планом ответа (раздаточный материал). Использовать иллюстративный материал атласа, с.65-78

1.Какие пути выведения лекарственных веществ из организма существуют?

2.В чем особенности выведения ЛС с желчью, через легкие и молочные железы?

 3.Какое практическое значение имеет Период полувыведения лекарств? (Примеры) 

4. Какие факторы способствуют возникновению отравления лекарственными веществами?

Приложение №1

Во время прослушивания раздела лекции о фармакокинетитке лекарственных средств, необходимо заполнить таблицу №1. «Пути введения лекарственных средств»

Задания.

  1. Перерисовать таблицу в рабочую тетрадь.
  2. Прчитать соответствующий раздел учебника.
  3. Заполнить ячейки аккуратно,  с читабельными сокращениями ручкой с тонким стержнем.

Приложение №2

Итоговый контроль.

Задания для контроля результатов усвоения.

Инструкция: Выполнить в письменном виде задания, выбор 1-2 ответов.

  1. Понятие «фармакокинетика» включает:

1. распределение 2. взаимодействие со специфическими рецепторами 3. фармакологические эффекты 4. выведение из организма 5. Механизм действия

  1. Энтеральные пути введения лекарственных средств все, кроме:

1. сублингвально  2. под кожу 3. трансбуккально 4. в двенадцатиперстную кишку 5. ректально 6. в мышцу

3. Всасывание липофильных и большинства гидрофильных лекарственных веществ в тонком кишечнике осуществляется путем:

1. фильтрации 2. активного транспорта 3. пассивной диффузии 4. пиноцитоза 5. облегченной диффузии.

4. К процессам коньюгации относятся:

1. гидролиз 2. ацетилирование 3. глюкуронирование 4. депонирование 5. окисление

5. Выделение большинства лекарственных средств и продуктов их биотрансформации из организма осуществляется преимущественно:

1. через почки 2. через кишечный тракт 3. через кожу 4. через легкие

6. Действие лекарственного вещества, развивающееся после его всасывания:

1. местное 2. резорбтивное 3. побочное 4. рефлекторное 5. главное

7. Какие явления могут возникать при повторном введении лекарственных веществ?

1. привыкание 2. антагонизм 3. потенцирование 4. синергизм 5. кумуляция

8. Какие явления могут возникать при комбинированном применении лекарственных веществ?

1. суммирование эффектов 2. антагонизм 3. сенсибилизация 4. привыкание 5. агонизм 6. идиосинкразия

9. Неблагоприятное действие на эмбрион, не сопровождающееся развитием врожденных уродств, обозначают термином:

1. мутагенное действие 2. тератогенное действие 3. эмбриотоксическое действие 4. фетотоксическое действие

10. Мутагенное действие лекарственного вещества – это:

1. неблагоприятное действие на эмбрион, приводящее к врожденным уродствам.

2. повреждение генетического аппарата, приводящее к изменению генотипа потомства.

3. неблагоприятное действие на эмбрион, не вызывающее врожденных уродств.

4. неблагоприятное действие на плод, замедляющее его развитие.

5. действие на плод, приводящее к развитию опухолей.

Эталоны ответов: 1- 1,4; 2 – 2,6; 3 – 3,5; 4 – 2,3; 5 – 1; 6 – 2; 7 – 1,5; 8 – 1,2; 9 – 3; 10 – 2.

Приложение №3.

Презентация. Конспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся по специальности «Фармация» по производственной практики ПМ. 01 ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. МДК 0102 «Организация отпуска лекарственных средств и товаров аптечного ас

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдля обучающихся по специальности «Фармация»  по производственной практикиПМ. 01 ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.  МДК 0102 «Орган...

Методическая разработка занятия "Современные лекарственные средства"

       Основными целями данного пособия являются:1.     Закрепление знания  студентами  профессиональной терминологией по теме «Лекарственные п...

Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс

Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия ги...

«Внутриаптечный контроль лекарственных форм» , «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы химических элементов им.Д.И.Менделеева»

Аннотацияна методическую разработку лекции«Внутриаптечный контроль лекарственных форм», «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической сис...

Методическая разработка конференции по теме: "Современные лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств"

Методическая разработка для преподавателей по проведению конференции на тему:" Современные лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств "...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...