Применение кейс-метода в медицинском образовании
статья

 В основу статьи положена идея о том, что применение методов активного обучения способствует повышению эффективности образовательного процессса и позволяет приблизить студента-медика к профессиональной действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_keys-metoda_v_meditsinskom_obrazovanii.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кейс-метода в медицинском образовании

Коваленко Анна Юрьевна

СПГБПОУ «Фельдшерский колледж»

       Новые государственные образовательные стандарты провозглашают сегодня принцип вариативности, который дает возможность учебным заведениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые отвечают требованиям времени и способствуют формированию профессиональных компетенций будущего специалиста. Актуальность новых технологий  в российском медицинском образовании определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, в котором обращено внимание на необходимость использования активных и интерактивных форм проведения занятий: «компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии и др.

Одним из перспективных методов активного обучения студентов является кейс-метод.

     Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

    Кейс-метод принципиально отличается от проблемно-ориентированного обучения тем, что осуществляется на конкретных примерах. Кейсы в области медицины являются интерактивным средством анализа конкретной ситуации, отражающей состояние здоровья пациента, проведения дифференциальной диагностики и выбора лечебной тактики. Кроме того в кейсе можно моделировать ситуацию таким образом, что одного правильного решения нет, студенты совместными усилиями вырабатывают практическое решение. Применение кейс-метода дополняет традиционные методы обучения (лекции и практические занятия) и направлено не столько на получение новых знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности.

        Нами были разработаны и опробованы кейсы  по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста. Кейсы  содержат вводную информацию по пациенту: анамнез жизни, анамнез болезни, жалобы, данные первичного осмотра, данные инструментальных и лабораторных исследований.  Студенту предлагается интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследований или предложить дополнительные методы исследования. Такие задания обычно обсуждаются коллективно, заслушиваются разные варианты решения, их обоснования, а затем выбирается оптимальное решение. Источниками таких кейсов служили случаи из собственной практики преподавателя, клинические ситуации, описанные в периодических и непериодических изданиях по клинической дисциплинам. Кроме того, кейс можно дополнить интерактивными элементами, аудио- и видеозаписями, фотографиями, интерактивным манекеном для отработки диагностических навыков. В зависимости от подготовки студентов можно моделировать ситуацию в каждом кейсе. Можно дать студенту сразу всю информацию о пациенте, или студенты должны самостоятельно запросить необходимую информацию у преподавателя, например, после ознакомления с клинической ситуацией студент предложит план обследования и только следующим этапом получит результаты, затем разрабатывается алгоритм решения проблемы. На последнем этапе кейса, где предлагается лечение, можно дополнить кейс манипуляциями.

На занятиях студенты показали высокую заинтересованность в решении кейсов, отметили, важность всех этапов обследования пациента, особенно были интересны случаи где не было единого решения и ситуация развивалась в зависимости от действий студента. При проведении занятий с помощью кейс-метода мы добились позитивного отношения к предмету со стороны студентов, обеспечили освоение теоретических  и практических знаний.

      Таким образом, кейс – метод вырабатывает умение решать профессиональные ситуации с учетом конкретных условий и фактического материала; формируют способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение в процессе общения отстаивать свою позицию , анализировать поступающую информацию, поэтому необходимо его активно использовать при проведении занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-метода при обучении английского языка

С введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления активных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-мет...

Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)

Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не...

Презентация по теме "Кейс-метод и его применение на уроках психологии"

Вашему вниманию прелагается пизентация на иему "Кейс-метод и его применение на уроках психологии". Данный метод проблемного обучения можно использовать на многих предметах, в том числе и на ...

Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)

Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.Методическая разработка содер...

Использование кейс-метода в профессиональном образовании

Рассматривается влияние использования методов кейс-технологий на изменение успеваемости обучающихся....

Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"

Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"...