АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ФЕЛЬДШЕРА ФАПа
статья

Рыжова Наталия Павловна

Профессиональная деятельность фельдшера зависит от многих факторов, в том числе от качества мышления, однако именно эта сторона мышления выпускников медицинского колледжа требует больше внимания. А ведь именно мышление является основным инструментом деятельности фельдшера, от которого зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ФЕЛЬДШЕРА ФАПа

Рыжова Н.П.

СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», ЦМК «Материнство и детство»

г. Санкт-Петербург

 «Если учащийся овладел клиническим методом,

то он вполне готов к самостоятельной деятельности»  C. П. Боткин

Совершенствование медицинского образования и повышение качества оказания медицинской помощи — важнейшее требование сегодняшнего дня

Профессиональная деятельность фельдшера зависит от многих факторов, в том числе от качества мышления, однако именно эта сторона мышления выпускников медицинского колледжа требует больше внимания. А ведь именно мышление является основным инструментом деятельности фельдшера, от которого зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. Работа фельдшера  начинается с диагностики методом  наблюдения, оценка состояния по ведущим синдромам, оказание медицинской помощи.

Клиническое мышление - это содержательно специфицированный процесс диалектического мышления, придающий целостность и законченность медицинскому знанию

Клиническое мышление как одна из профессиональных компетенций будущего специалиста «…думается, что можно говорить о «трех китах» – логике, интуиции, эмпатии, делающих клиническое мышление тем, чем оно является, и обеспечивающих то, что от него ждут»  М.Ю. Ахмеджанов

Имитационное обучение  - это обучение, при котором обучаемый осознано, выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения.  Имитационное обучение проводится в доклинических кабинетах с достаточным оснащением, приближенным  к реальным  в здравоохранении.

Синонимом имитационного обучения является «моделирование» в процессе обучения, а в сфере здравоохранения еще используют термин «симуляционное обучение», когда для моделирования профессиональных ситуаций разными способами симулируют проявления болезней.

Клиническое мышление в широком смысле не может быть сведено к мышлению в обычном для логики понимании. Это решение сложных логических задач;  способность к наблюдательности;  установление психологического контакта, доверительных отношений с больным;  развитая интуиция; «воссоздающее воображение», позволяющее представить патологический процесс в его целостности.

Технология клинического мышления используется как фундамент для развития диагностических навыков, умения принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, мыслить целенаправленно.

Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков:  наблюдение, анализ, синтез, дедукция, индукция, интерпретация, наблюдение, логическое суждение, рассуждение от абстрактности к конкретике.

Среди других преимуществ необходимо выделить: профессиональную ориентацию и самоопределение; четкую расстановку приоритетов; ответственность за собственное решение и выбор; способность прогнозировать последствия решений; коммуникационные характеристики; формирование устойчивой системы ценностей.

Развитие критического мышления включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия. Вызов – этап, на котором необходимо обобщить знания по теме, сделать их актуальными и суметь заинтересовать аудиторию ими, мотивировать к действиям.

Осмысление – важный отрезок, на котором слушатели получают новую информацию, анализируют и соотносят с уже имеющимися знаниями, чтобы впоследствии их систематизировать.

Рефлексия – этап целостного осмысления полученной информации и ответа с учетом собственного отношения к изучаемому вопросу. На этой стадии учащиеся выявляют «белые пятна», нестыковки, неточности, отсекают лишнее, аргументируют свою позицию.

Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Ниже остановимся на наиболее эффективных стратегиях, развивающих критичность ума.

Составление кластера: в технологии критического мышления этот прием используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.

Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. В итоге образуются грозди.

Правила составления кластеров просты: главная тема размещается в центре, ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания. Рядом с ними – слова-спутники. Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.

По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками. Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа.

Система кластеров – это графическое отображение клинического размышления пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений. Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для отработки умений диагностики и обследования пациента.

Развитие клинического мышления Изучение образцов клинического мышления: усвоение примеров клинического мышления у преподавателей при обучении, у коллег по работе при обследовании пациентов, постановке диагноза и назначении лечения; самостоятельные занятия и упражнения в разрешении практических задач у постели больного путем анализа имеющихся у него симптомов, постоянно ставя перед собой вопросы: почему? как? для чего? анализ каждой ошибки, своей и чужой, имея в виду, что «нет ничего более поучительного, как диагностическая ошибка, распознанная, проанализированная и продуманная.

Требования к клиническому мышлению: наблюдательность, объективность мышления,  гибкость, целенаправленность,  память, концентрированность, решительность, опыт клинической работы.

Этапы клинического мышления: изучение жалоб путем клинического исследования (сбор анамнеза и физикальное обследование). Далее проведение диагностических тестов, каждый из которых обладает определенной точностью и информативностью. На основе полученных данных происходит обобщение клинических находок и результатов лабораторных исследований для разработки возможных вариантов диагноза.  Сравнительная оценка риска и преимущества альтернативных вариантов дальнейших исследований. Сопоставление плана лечения с учетом состояния пациента.

Большую роль в формирование клинического мышления играет использование в процессе обучения игровых имитационных методов - ситуационных задач и деловых (ролевых) игр с решением практических вопросов тактики, лечебно-диагностических, экспертных, профилактических и других аспектов.

Деловая игра - это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах.

Виды деловых игр: имитационная,  операционная,  учебная, дидактическая. Формы игр: тип «медработник - пациент». Это основная форма клинической игры, моделирует условия интеллектуальной профессиональной деятельности фельдшера, направлена на распознавание болезней и лечение пациента, наиболее проста, основа всех клинических игр.

Учебная игра «фельдшер - пациент» организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна и может применяться в диапазоне от единственного играющего с преподавателем студента до применения этой методики на теоретическом занятии. Студенты имеют возможность  в деловой игре имитировать профессиональную деятельность фельдшера в условиях скорой помощи или ФАПа.

Формы игр: тип «Действия медицинского персонала в нетипичных ситуациях»: в игре участвуют консультанты, координаторы,  менеджеры

Формы игры: тип Фельдшер скорой помощи», «Фельдшер ФАПа»

фельдшер обслуживает нескольких пациентов.  Для моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих заболеваний. Помимо чисто клинических задач, возникают организационные проблемы взаимодействия с разными специалистами  ЛПУ, с вспомогательными, клиническими, инструментальными и лабораторными службами.

Назначение деловых игр: уменьшить для студентов степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Необходимо помнить, что «производственная сфера»  медработника  -  это пациент любого возраста и неожиданность ситуации для фельдшера на догоспитальном этапе  в сложных случаях оборачивается вполне реальной гибелью больного.

 Вариант 1: роли распределяются между некоторыми обучаемыми, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями или выполняют функции «арбитра».  

Вариант 2: студенты разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая из них берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.

Пример вариант 1: в приемное отделение межрайонной больницы поступает больной 19 лет с диагнозом: « Инсулинзависимый сахарный диабет с кетоацидотической комой». Студенты оценивают ситуацию,

выдвигают возможные варианты решения ведущего синдрома,

подгруппа студентов должна оказать неотложную помощь в приемном покое, показать определенные практические умения, согласно установленного алгоритма (оценка состояния больного, определение уровня глюкозы в крови и моче, техника постановки простого инсулина, внутривенное введение физиологического раствора). Затем один из участников игры должен определить программу лечения больного с инсулинзависимым сахарным диабетом в стационаре.  В результате проведения этой деловой игры оцениваются профессиональные компетенции фельдшера по оказанию медицинской помощи на всех  этапах: догоспитальном, приемном отделении, стационарный, амбулаторный.

Пример вариант № 2: «Профилактика гипокальциемических судорог у младенца». В игре принимает участие подгруппа студентов, но контролирует, направляет и активизирует работу внутри подгруппы «ведущий фельдшер».  В ходе игры фельдшер должен  составить индивидуальный план профилактических мероприятий в отношении данного больного,  план беседы с больным и его родственниками,  дневник самонаблюдения при проведении получения витамина «Д» для ребенка, дать рекомендации по организации ухода и рациональному питанию, обучить родственников оказании помощи при приступе судорог, правилам подготовки к лабораторной диагностике.  При проведении данной деловой игры проверяются и оцениваются профессиональные компетенции профилактической деятельности фельдшера.

Условия игрового метода способствует повышению качеству обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок; используются игровые методы обучения и специальные тренажеры, симуляторы и модели.

Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет

  Использование таких высокотехнологичных средств обучения позволяет формировать профессиональные компетенции  и развивать клиническое мышление, и обеспечивают у каждого студента достижения третьего уровня обучения - практического овладения профессиональной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов

В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалис...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Анализ активных методов обучения с точки зрения формирования БУД

Анализ активных методов обучения с точки зрения формирования БУД...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании клинического мышления учащихся медицинского колледжа.

Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании  клинического мышления учащихся медицинского колледжа.Преподаватели  общепрофессиональных дисциплин в среднем проф...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...