Рабочая тетрадь для студентов "Методы исследования в акушерстве"
материал

Шестакова Марина Александровна

Рабочая тетрадь предназначина для проверки знаний студентов по теме "Методы исследования в акушерстве", содержит контролирующий материал и эталоны ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_metody_issledovaniya_v_akusherstve.docx903.66 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПМ 01 Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема занятия: «Методы исследования в акушерстве. Антенатальная охрана плода»

Специальность «Лечебное дело»

Кыштым

2020

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ специальности «Лечебное дело»,              «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2020

Председ. ЦМК___/О.В. Павлова/

               

Составлено в соответствие с ФГОС СПО

Утверждено

Зам.директора по УВР КФ «ММК»

_____________/Е.Н. Борисова/

«____»________2020 г.

Автор:     Автор: Шестакова М.А. преподаватель ПМ 01 Диагностическая деятельность

.-

Рецензенты:     Ускова И.Н.  -  врач акушер – гинеколог ГБУЗ «Городская      больница им. А.П. Силаева»

                         Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь «Методы исследования в акушерстве. Антенатальная охрана плода» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля.

Данная рабочая тетрадь составлена для студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы.

Рабочая тетрадь представляет собой методические рекомендации студентам по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для подготовки к практическим занятиям.

Работа с рабочей тетрадью будет способствовать повышению эффективности и качества обучения, мотивации к самостоятельной деятельности студентов, развитию готовности самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Выполнение разноплановых заданий, представленных в рабочей тетради, поможет закрепить самостоятельно знания, выделить и структурировать главное в теме, запомнить терминологию, закрепить практические умения, что, в конечном счете, будет способствовать готовности к выполнению вида профессиональной деятельности и формированию необходимых профессиональных и общих компетенций:

Общие компетенции

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп;

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования;

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности;

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Студент должен уметь:

- планировать обследование пациента;

- осуществлять сбор анамнеза;

- применять различные методы обследования пациента;

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

- оформлять медицинскую документацию.

Студент должен знать:

- алгоритм манипуляции наружные размеры таза;

- алгоритм манипуляции приемы наружного акушерского исследования;

- алгоритм манипуляции аускультацию плода;

- определение признаков беременности;

- определение даты предполагаемых родов

Рабочая тетрадь включает материал для проверки полученных знаний студентов по теме: «Методы исследования в акушерстве. Антенатальная охрана плода».

Студентам задания на дом даются без эталонов ответов. Правильность выполнения заданий они могут проверить самостоятельно, получив эталоны ответов на занятии и обсудить с преподавателем допущенные ошибки.

Рекомендации студентам по работе с рабочей тетрадью

Данная рабочая тетрадь рекомендована для самостоятельной работы студентов по ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин раздел «Диагностика в акушерстве» при подготовке к практическому занятию «Методы исследования в акушерстве. Антенатальная охрана плода».

Использование тетради будет способствовать более глубокому осмыслению изученного, формированию умений применять знания при решении практических задач.

¬ Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы, требованиями к знаниям и умениям по темам.

¬ Изучите теоретическую часть.

¬ Приступите к выполнению заданий, точно выполняя все указания

¬ При затруднении выполнения какого-либо задания вернитесь к

теоретическому материалу.

¬ Если Вы правильно выполняете 100-90%  (59- 53 баллов) заданий - уровень Ваших знаний и умений соответствует оценке «5» (отлично);

¬ 80-89% (47 – 52 баллов) правильно выполненных заданий соответствует оценке «4» (хорошо);

¬ Оценке «3»(удовлетворительно) соответствует 79-70% ( 46 – 42 балла) правильно выполненных заданий.

¬ Получив оценку, которая Вас не устраивает, вернитесь к теоретическому материалу и продолжите изучение.

Надеюсь, что данные методические рекомендации помогут освоению изучаемого материала и повысят интерес к изучаемой теме.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная:

  1. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  2. Славянова И.К. Акушерство и гинекология. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

Дополнительная:                                                

1. Савельева Г.М. Справочник по акушерству, гинекологии и перинатологии. - М.: МИА, 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. http://fgou-vunmc.ru ГОУ «ВУНМЦ РОСЗДРАВА» — Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
  2. http://mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации
  3. http://rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  4. http://www.consultant.ru Система «Консультант» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты.
  5. http://www.crc.ru Информационно-методический центр "Экспертиза" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенное название - ИМЦ "Экспертиза") - федеральное государственное учреждение здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  6. http://www.fcgsen.ru Федеральное государственное учреждение здравоохранения  "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора.
  7. http://www.garant.ru Система «ГАРАНТ» - компьютерная правовая система, которая содержит нормативные документы, поддерживает их в актуальном состоянии и помогает использовать правовую информацию в интересах Вашего предприятия.
  8. http://www.mednet.ru Федеральное государственное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»).
  9. http://www.minzdravsoc.ru Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Задание 1

Уважаемые студенты! Вспомните тему и впишите правильные ответы.

Время выполнения задания - 10 мин.

1. Какова продолжительность беременности человека?

_____________________________________________________________________

2. Какие группы признаков беременности вы знаете?

_____________________________________________________________________

3. Что относится к сомнительным признакам беременности?

_____________________________________________________________________

4. Что такое признак Горвица - Гегара?

_____________________________________________________________________

5. На чем основан признак Снегирева?

_________________________________________________________________________

6. Какова величина матки: в 12 недель беременности?

_____________________________________________________________________

7. На каком уровне в среднем располагается дно матки в 20 недель?

_____________________________________________________________________

8. С какого срока ощущают шевеление плода первородящая женщина?

_____________________________________________________________________

9. Как определить предполагаемый срок родов по формуле Негеле?

_____________________________________________________________________

10.Каково назначение IV приема Леопольда?

____________________________________________________________________

 Примечание: за один правильный ответ вы получаете 1 балл, общая сумма за выполненное задание 1 составляет 10 баллов.

        Задание 2

Уважаемые студенты! Напишите понятия, относящиеся к данным определениям.

Время выполнения задания - 10 мин.

  1. расстояние между передневерхними остями подвздошных костей, в нормальном тазу равняется 25-26 см.

________________________________________________________________

  1. наружная конъюгата – расстояние между серединой верхнего края симфиза и надкрестцовой ямкой. В норме равняется 20-21 см.

__________________________________________________________________

  1. отношение его конечностей к головке и туловищу. В норме сгибательный тип членорасположения - головка наклонена к грудной клетке, ножки согнуты в тазобедренных и коленных суставах; плод имеет форму овоида.

_________________________________________________________________

  1. отношение спинки плода к левой и правой сторонам матки.

__________________________________________________________________

  1. отношение крупной части плода ко входу в малый таз

________________________________________________________________

  1. непрерывная, современная регистрация частоты сердечных сокращений плода и тонуса матки с графическим изображением физиологических сигналов на калибровочной ленте.

________________________________________________________________

  1. пункция амниотической полости с целью аспирации амниотической жидкости проводится с использованием трансабдоминального доступа под ультразвуковым контролем.

_________________________________________________________________

  1. пункция сосудов пуповины плода с целью получения его крови.

____________________________________________________________________

  1. неинвазивное исследование организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн.

________________________________________________________________

  1. это белок с гормональной активностью, который начинает вырабатываться при формировании эмбриона и производится на протяжении всей беременности

________________________________________________________________

Примечание: за один правильный ответ вы получаете 1 балл, общая сумма за выполненное задание 2 составляет 10 баллов.

Задание 3

Впишите определения и ответьте, с какой целью производят измерение данных размеров.

Ответ на один вопрос не должен занимать более 1-й минуты. Общее время - 3 минуты.

Индекс Соловьева  _____________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Диагональная конъюгата______________________

_______________________________________________

_______________________________________________

______________________________________________

Ромб Михаэлиса________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

______________________________________________

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 3  составляет 3 балла

Задание 4

Впишите в таблицу номер рисунка соответствующий определению.

Ответ на один вопрос не должен занимать более 1-й минуты. Общее время - 4 минуты.

Методы наружного акушерского исследования (приемы Леопольда-Левицкого)

1.Положение плода

2.Предлежание плода

3.Позиция плода

 4.Вид позиции плода

IMGIMGIMGIMG

           1                                     2                                  3                    4

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 4  составляет 4  балла.

Задание 5

        Впишите в таблицу номер рисунка соответствующий определению.

Ответ на один вопрос не должен занимать более 1-й минуты. Общее время - 4 минуты.

        

Признаки беременности при бимануальном исследовании

1.Признак Губарева – Гауса

2. Признак Пискачека

3. Признак Горвица – Гегара

 4. Признак Гентера I 

https://www.zdravosil.ru/uploads/posts/2015-02/5-104.jpghttps://www.zdravosil.ru/uploads/posts/2015-02/5-104.jpg1354282379_ris79

https://www.uaua.info/pictures/wiki/text06-93.jpg

1                                                  2                                                3                                                  4

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 5  составляет 4  балла.

Задание 6

        В табличку  запишите цифры последовательности алгоритма действий. Общее время - 5 минуты.

1. Беременная выпрямляет ноги и сантиметровой лентой измеряют
расстояние между верхним краем симфиза и наиболее выступающей
точкой дна матки.

2. Вымыть руки, осушить индивидуальным полотенцем.
3. Уложить женщину на кушетку, ноги согнуть в коленном и
тазобедренном суставах.

4. Данные измерения заносят в историю родов или индивидуальную карту
беременной.
5. Первым приемом наружного исследования определить высоту стояния
дна матки.
6. Вымойте руки, осушите полотенцем.

7. Сантиметровая лента, клеенка, обрабатывается двукратным
протиранием дезсредства с интервалом 15 минут.

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 6  составляет 1 балл.

Задание 7

Заполните пропуски в тексте. Общее время - 3 минуты.

В соответствии с законодательством РФ работающим женщинам
независимо от стажа работы предоставляется отпуск по беременности и родам
с ____недель продолжительностью ____ (____ календарных дней до родов и ____ – после родов) дней, а при ___________ беременности листок
нетрудоспособности по беременности и родам выдается единовременно с 28
нед беременности продолжительностью 194 календарных дня (____ календарных  дней до родов и ____ – после родов).

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 7 составляет 7баллов.

Задание 8

Заполните пропуски в таблице. Общее время - 5 минуты.

Высота стояния дна матки (ВДМ) в различные сроки беременности

Срок
беременности,
нед./мес.

Расположение дна матки

Анатомические ориентиры

Высота, см

16 (4 мес.)

середина между лоном и пупком

на 2 поперечных пальца ниже пупка

11 - 12

24 (6 мес.)

22 - 24

28 (7 мес.)

на 2 поперечных пальца выше пупка

32 (8 мес.)

32

на уровне мечевидного отростка

36

40 (10 мес.)

32

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 7 составляет 7 баллов.


Задание 9

Решите тестовые задания. Ответы запишите в таблицу.  Общее время - 10 минут.

Выберите один правильный ответ:

1. Какая характеристика сердцебиения плода относится к норме:

а) 150 уд/мин, аритмичное, приглушенное

б) 136 уд/мин, ясное, ритмичное

в) 124 уд/мин, ясное, аритмичное

г) 110 уд/мин, ясное, ритмичное

2. Окружность живота измеряется:

а) на середине расстояния между пупком и мечевидным отростком

б) на уровне пупка

в) на 3 п/п ниже пупка

г) на 2 п/п выше пупка

3. Признак Горвица-Гегара при беременности на ранних
сроках проявляется

а) размягчением перешейка матки
б) размягчением тела матки
в) сокращением матки при пальпации
г) асимметрией матки

4. Для УЗИ абдоминальным датчиком необходимо, чтобы мочевой пузырь беременной был:

а) опорожнён

б) наполнен

в) выпустить мочу катетером

г) не важно

5. Анализ мочи у беременной проверяется:

а) 3 раза за беременность

б) 2 раза в неделю

в) при каждой явке

г) при постановке на учет

6.Сердцебиение плода при тазовом предлежании лучше выслушивается:

а) на уровне пупка

б) выше пупка

в) ниже пупка

7. Цитогенетический метод является решающим для  диагностики
а) хромосомной патологии
б) синдромов с множественными врожденными пороками развития
в) моногенной патологии с известным первичным биохимическим дефектом
г) мультифакториальных болезней

8. Кратность проведения узи с целью пренатальной диагностики составляет
а) трижды в I, II и III триместрах беременности
б) однократно во II триместре
в) однократно в I триместре
г) по строгим показаниям

9. При сроке беременности 36 недель дно матки
а) достигает мечевидного отростка
б) на уровне пупка
в) на середине расстояния между пупком и лоном
г) на середине расстояния между пупком и мечевидным отростком

10. Отношение конечностей к головке и туловищу плода называется

а) членорасположение
б) позиция
в) вид
г) положение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 9 составляет 10 баллов.

Задание 10

Решите ситуационную задачу. На решение ситуационной задачи отводится 15 минут. Внимательно прочитайте задачу и ответьте на поставленные вопросы.

Беременная И.А, 24 лет обратилась на ФАП к фельдшеру 11 декабря.

Анамнез: последняя менструация 3 апреля, первое шевеление плода 21 августа.

Объективно: живот овоидной формы, дно матки на уровне мечевидного отростка. Окружность живота 100 см, высота стояния дна матки 35 см. При пальпации живота в области дна матки пальпируется крупная, мягкая, малоподвижная часть плода. В левой боковой стороне матки прощупывается гладкая, широкая поверхность плода, в правой мелкие подвижные бугорки. Предлежащая часть пальпируется в виде крупной, плотной, баллотирующей части. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 130 уд./мин., слева ниже пупка.

Задания

1. Выявите проблемы женщины.

2. Сформулируйте диагноз.

3. Определите положение, позицию и предлежащую часть плода.

Ответ

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: за правильный ответ Вы получаете 1 балл, общая сумма за  выполненное задание 10 составляет 3 баллов.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.О. студента_______________________________________________________________

Специальность 31.02.01 Лечебное дело                   Группа_______________________

Тема: Методы исследования в акушерстве. Антенатальная охрана плода

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Набранные баллы

2.

Общее кол-во баллов

10

10

3

4

4

1

7

7

10

3

3.

Итоговая оценка:

Эталон ответов

Задание 1

1. Какова продолжительность беременности человека?

______40 педель, или 10 лунных месяцев, или 280 дней _____________________

2. Какие группы признаков беременности вы знаете?

______ предположительные (сомнительные); вероятные; достоверные _____

3. Что относится к сомнительным признакам беременности?

перемена аппетита, тяготение к острым блюдам, тошнота, рвота по утрам; изменение обонятельных ощущений (отвращение к духам,

табачному дыму); изменения со стороны нервной системы (раздражительность, сонливость, неустойчивость настроения)

4. Что такое признак Горвица - Гегара?

соединение пальцев наружной и внутренней рук акушера при влагалищном исследовании в области перешейка матки, вследствии размягчения беременной матки.

5. На чем основан признак Снегирева?

при двуручном исследовании под влиянием механического раздражения размягченная беременная матка сокращается, уменьшаясь в размере и уплотняясь.

6. Какова величина матки: в 12 недель беременности?

______с головку новорожденного или мужской кулак.______________________

7. На каком уровне в среднем располагается дно матки в 20 недель?

___ на 20-22 см выше лона или уровня пупка ________

8. С какого срока ощущают шевеление плода первородящая женщина?

____20 недель ________________________________________

9. Как определить предполагаемый срок родов по формуле Негеле?

от первого дня последней менструации отсчитать назад три месяца и прибавить 7 дней.

10. Каково назначение IV приема Леопольда?

определяется отношение предлежащей части плода к плоскости входа в малый таз.

Задание 2

  1. Distancia spinarum 
  2. Conjugata externa 
  3. Членорасположение плода
  4. Позиция плода
  5. Предлежание плода
  6. Кардиотокография
  7. Амниоцентез
  8. Кордоцентез
  9. Ультразвуковое исследование
  10. Хорионический гонадотропин

Задание 3

Индекс Соловьева при беременности — это измерение окружности запястья сантиметровой лентой, которое производится для оценки вероятной толщины костей таза.

Диагональной конъюгатой называется расстояние от нижнего края симфиза до наиболее выдающейся точки мыса крестца. Диагональную конъюгату определяют при влагалищном исследовании женщины. Диагональная конъюгата при нормальном тазе равняется в среднем 12,5—13 см. 

Ромб Михаэлиса это площадка на задней поверхности крестца. Форма которого в совокупности с другими данными позволяет судить о строении таза

Задание 4

Методы наружного акушерского исследования (приемы Леопольда-Левицкого)

1.Положение плода

2.Предлежание плода

3.Позиция плода

 4.Вид позиции плода

1,4

2,5

3

3

Задание 5

Признаки беременности при бимануальном исследовании

1.Признак Губарева – Гауса

2. Признак Пискачека

3. Признак Горвица – Гегара

 4. Признак Гентера I 

3

1

4

2

Задание 6

2

3

5

1

4

7

6

Задание 7

В соответствии с законодательством РФ работающим женщинам
независимо от стажа работы предоставляется отпуск по беременности и родам с _30_недель продолжительностью _140___ (__70__ календарных дней до родов и _70_ – после родов) дней, а при _многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается единовременно с 28
нед беременности продолжительностью 194 календарных дня (_84___ календарных  дней до родов и _110_ – после родов).

Задание 8

Срок
беременности,
нед./мес.

Расположение дна матки

Анатомические ориентиры

Высота, см

16 (4 мес.)

середина между лоном и пупком

6

20 (5 мес.)

на 2 поперечных пальца ниже пупка

11 - 12

24 (6 мес.)

на уровне пупка

22 - 24

28 (7 мес.)

на 2 поперечных пальца выше пупка

28

32 (8 мес.)

середина между пупком и мечевидным
отростком

32

36 (9 мес.)

на уровне мечевидного отростка

36

40 (10 мес.)

середина между пупком и мечевидным
отр

32

        

Задание 9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

а

б

в

б

а

а

а

а

Задание 10

1. Приоритетные проблемы:

  • встать на учет по поводу беременности,
  • определить срок беременности,
  • определить предполагаемый срок родов.

Потенциальные проблемы.

  • провести полное обследование,
  • выявить группу риска,
  • доносить беременность

2. Диагноз: беременность 36 недель, положение плода продольное, первая позиция, головное предлежание.

3. При наружном акушерском исследовании определяется - продольное положение, первая позиция плода. Предлежащей частью является головка плода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по органической химии

Корчагина Татьяна ВалентиновнаТОГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж"Рабочая тетрадь по органической хими для самостоятельной работы  студентов 1 курса специальности...

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....

Рабочие программы ,КОСЫ, методические разработки по ПМ 01и внеаудиторных мероприятий, рабочая тетрадь по ПМ01,СТАТЬИ

Мною разработаны рабочие программы по ПМ01 , косы по ПМ , КТП ,  методиченские указания подисциплине " взрослый , пожилой" , рабочая тетрадь по дисциплине "ребенок , подросток"...

Методическая разработка практического занятия "Методы исследования в акушерстве"

Методическая разработка предназначена для преподавателя, для проведения практического занятия....

Презентация "Методы исследования в акушерстве"

Презентация составлена в помощь преподавателю при изложении лекционного материала по данной теме....

Методразработка "Методы исследования в акушерстве и гинекологии"

Методическая разработка практического занятия по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии», создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...