Методическая разработка практического занятия «Диагностика физиологической беременности»
методическая разработка

Волкова Галина Владимировна

В данной методической разработке для практического занятия по диагностике физиологической беременности представлены дидактические материалы для формирования практических умений по обследованию беременных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Диагностика физиологической беременности

ПМ.01.Диагностическая  деятельность

МДК.01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

Раздел  МДК 01.01. Пропедевтика в акушерстве

Время – 4 часа

    по специальности 31.02.01. Лечебное дело

Углубленная подготовка

 

Автор: преподаватель

ЦМК «Материнство и детство»

Волкова Г.В.

Санкт-Петербург

2021 г


Тема: Диагностика физиологической беременности

Вид  занятия:  практическое.

Продолжительность занятия: 4 часа (180 минут).

Место проведения: доклинический кабинет колледжа

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Первая встреча с беременной, как правило, происходит в поликлинических условиях (женская консультация, перинатальные центры), но бывает и в стационаре. При первом же обращении пациентки врач должен провести опрос с тщательным сбором анамнеза (общего и акушерско-гинекологического), произвести оценку общего состояния, половых органов и при необходимости использовать дополнительные методы обследования. Все полученные сведения заносят в амбулаторную карту беременной или в историю родов в стационаре.

3. Цель занятия: на базе теоретических знаний сформировать практические умения  диагностики физиологической беременности

4. Задачи занятия:

Образовательная:.  Отработать методику практических навыков ПК 1.4. Проводить диагностику беременности. ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию

- проводить диагностику физиологической беременности;

Развивающая: развить  навыки  самостоятельной работы. способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК.1-ОК.3

Воспитательная: формирование профессионально значимых качеств личности Воспитать требовательность к себе, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.4-ОК.12

5.  Оснащение  практического занятия:

  • Презентации  (развитие плода ) Раздаточный методический материал:
  • Истории болезни  тематических больных. Предметы ухода за беременной.
  • Инструментарий и стерильный материал для процедур.

6. Интеграция темы:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ            СВЯЗИ

ИСТОКИ

                     Тема:       ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕРЕМЕННОЙ

ВЫХОД

МДК.07.01 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

- обработка слизистых полости рта и носа

-введение лекарственных препаратов

 -закономерности  санитарно- эпидемиологического  режима.

ОП.04.ФАРМАКОЛОГИЯ

- антибиотики

 -химиопрепараты

 - витамины

 - десенсибилизирующие препараты

- ферментные  средства

ОП.07.  Основы латинского языка – терминология

ОП.09.ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ:  

- основные свойства возбудителя  туберкулеза

-основы  бактериологической и  серологической диагностики

ОП.08. ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

 ОП.02. Психология - основы деонтологического общения с ребёнком и родственниками

МДК.07.03.ТЕХНИКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПО ПРОФЕССИИ            

МДК.01.01. 06. ПРОПЕДЕВТИКА КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

МДК.02.01. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 МДК.02.03. . ОКАЗАНИЕ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 МДК.02.04. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

МДК.02.02. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО  ПРОФИЛЯ

МДК.02.01.02 . инфекционные болезни

МДК.03.01. . ДИФФ.ДИАГНОСТИКА И ОКАЗАНИЕ НП НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ

МДК. 03.03.МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

 

 МДК. 04.01.02. ПРОФИЛАКТИКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ     СВЯЗИ

МДК.01.01. . ПРОПЕДЕВТИКА КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В АКУШЕРСТВЕ

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ И

РЕАНИМАЦИЯ У

ПАЦИЕНТОВ

МДК.02.01. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В АКУШЕРСТВЕ

-особенности лечения и ухода при  заболеваниях органов);

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

8.Темы внеаудиторной самостоятельной работы работы:

  • Обследование беременной в женской консультации
  • Выполнение фрагмента карты беременной

2 час.

Реферативное сообщение  должно быть выполнена на 1-2 печатных листах, желательна  презентация с иллюстрациями.

  1. План проведения занятия:  

п/п

Этап занятия

Краткое описание деятельности

преподавателя и студента

Цель

Время

Технические средства  обучения

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

1.1.

Организация занятия

Проверка присутствующих, установление общей дисциплины

Мобилизация внимания обучающихся на работу

5 мин.

Журнал

1.2.

Формулировка темы, её обоснование

См. п.1 настоящей методработы

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

5 мин.

 Запись в манипуляционных тетрадях

1.3.

Определение целей занятия

См. п.2 настоящей методработы

Сформулировать конечный результат работы обучающихся на занятии

5 мин.

Запись в манипуляционных тетрадях

2.1

Проверка исходного уровня знаний

Традиционный путь фронтального опроса, тест-контроль, заслушивание сообщения, опережающее задание тема….

Выявление исходного уровня знаний, его коррекция

20 мин.

Фронтальный опрос, тест-контроль

опережающее задание

3.1

Задание на самостоятельную работу

 См. учебную карту

Дать подробную систему ориентировки к предстоящей самостоятельной работе обучающихся

10 мин.

3.2

Демонстрация

Знакомство с работой  медицинской сестры,

документацией и сан.эпид.режимом дет.поликлиники, показ манипуляций, набора медикаментов для оказания неотложной помощи.

Определить стандарт деятельности м/с при отработке манипуляций

20 мин.  

 Кабинеты

 поликлиники

Медицинская

документация

3.3

Самостоя

тельная работа обучающихся и текущий контроль

См. учебную карту.

Решение ситуационных задач, баскет-опрос, изучение противоэпидемических мероприятий в очаге;

Формирование умения общения с пациентами на дому, амбулаторном приёме.

Научить навыкам в соответствии с целями данного занятия (при проведении практики в доклинике – на  -фантомах).

Контроль и коррекция работы обучающихся

90 мин.

Оборудование

процедурного

 кабинета

Ситуационные

 задачи.

4.1

Итоговый контроль

Проверка преподавателем выполненной работы, тест – контроль, баскет – опрос.

Контроль усвоения студентами материала занятия.

30 мин.

Тесты.

Баскет - опрос

4.2

Подведение итогов занятия, задание на самостоятельную работу к следующему занятию

Заключение преподавателя.

Оценка деятельности группы в целом с обоснованием оценки и выделением наиболее и наименее подготовленных.

Стимуляция познавательской деятельности. Сориентировать к подготовке к следующему занятию.

7 – 10 мин.

Вопросы для закрепления теоретических знаний по теме:

  1. перечислите признаки беременности
  2. методы диагностики беременности
  3. изменения в системах и органах, происходящие во время беременности
  4. внутриутробное развитие плода, оболочек. плаценты
  5. методы обследования беременной: опрос, осмотр, лабораторные исследования;
  6. схема обследования и наблюдения беременной во время беременности
  7. оформление карты беременной ;
  8. гигиена беременной;
  9. подготовка беременной к родам;
  10. структура и работа женской консультации;
  11. охрана материнства

Рекомендации по самостоятельной работе

Задание 1.

Ознакомиться с целями и задачами данного занятия

Задание 2. Ознакомиться  с планом самостоятельной работы обучающихся на практическом занятии

 

Этапы самостоятельной

работы обучающихся

Способы выполнения

Вид контроля

Входной  тест

Фиксированный ответ

 

Взаимоконтроль

Решение ситуационных задач.

Ролевая игра

Взаимоконтроль.

 

Итоговое  тестирование.

Фиксированные ответы в

письменном варианте

Проверка письменных работ задания

 Работа у доски.

Записи, зарисовки графических  форм  основных  клинических симптомов

Взаимоконтроль  по эталону

  Ролевые игры  по  лечебно-профилактической  работе м/с

Работа  малыми группами  при решении  поставленной  проблемной  ситуации

Взаимоконтроль

 Осуществить  раздачу лекарственных  препаратов, согласно врачебным назначениям

Работа с  медицинской  документацией

Регистрация в листе назначений

 Оформление температурного листа  

Измерение температуры,  АД, ЧСС, ЧД.

Регистрация в истории болезни  и доклад  о состоянии  пациента  врачу

Задание 3.

Задания по практическим навыкам

  • Измерение окружности живота
  • Определение высоты стояния дна матки;
  • Приемы наружного акушерского исследования;
  • Выслушивание сердцебиения плода;
  • Пельвеометрия;
  • Определение срока беременности;
  • Диагностика сроков беременности при помощи простейших тестов;
  • Подготовка к УЗИ;
  • Оформление индивидуальной карты беременной;

(см. приложение алгоритмов манипуляций).

Задание 4. Решение ситуационных задач

Задания 2 типа

Инструкция

Внимательно прочитайте  задания.

При выполнении  задания  №1 решите ситуационную задачу, продемонстрируйте  практический опыт по проведению обследования пациентов различных возрастных групп согласно алгоритму, диагностике острых и хронических заболеваний, методике проведения диагностических исследований последовательно излагая ответ, аргументируйте выбор диагностических исследований.

Время выполнения задания –15 минут.

Задание №1

Вы фельдшер ФАП. Пациентка Е. Н. 22 лет, обратилась на ФАП  3 июля. Жалобы на отсутствие менструации, тошноту по утрам, отвращение к запахам. Анамнез: Последняя менструация была 8 мая. Менструации с 12 лет регулярные, через 27 - 28 дней, по 3 - 4 дня, умеренные, безболезненные.

Объективно: общее состояние удовлетворительное АД -110\ 80 мм рт. ст.. Со стороны внутренних органов патологических изменений не обнаружено. При осмотре влагалищными зеркалами: слизистая оболочка влагалища и шейки матки синюшная. Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно, влагалище узкое, матка в антефлексио-верзио, увеличена до размеров гусиного яйца, мягковатой консистенции, но во время исследования становится плотной, придатки без изменений, выделения светлые.

1.Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.

2.Перечислите дополнительные методы диагностики беременности.

3.Назовите признак беременности на представленной картинке.

Безымянный

4. Оцените результаты общего анализа крови пациентки, выявите патологические изменения и назовите их, используя медицинские термины

Клинико-диагностическая лаборатория

городской больницы № 1

ОБЩИЙ АНАЛИЗКРОВИ

Ф.И.О

Гемоглобин

100 г/л

Эритроциты

3,8 × 1012

Цветовой показатель

0,65

СОЭ

22 мм/ч

Лейкоциты

12,0  × 109

Лейкоцитарная формула

Э

Б

М

Мт

П/я

С/я

Лф

Мон

Прим.

1

4

59

31

5

Морфологические особенности эритроцитов:

Анизоцитоз  (микроциты), пойкилоцитоз ,анизохромия (гипохромия) эритроцитов

Подпись  ________________

5.Продемонстрируйте измерение окружности живота беременной и    расскажите о важности метода для диагностики беременности.

Задание №5

Вы фельдшер ФАП. На ФАП  обратилась беременная 25 лет, срок беременности 37-38 недель. Жалобы: на кровотечение из половых путей, которое появилось во время акта дефекации среди полного здоровья два часа назад. Анамнез: беременность третья, две первые закончились медицинскими абортами. Объективно: общее состояние удовлетворительное, АД 110\70 и 110\75 мм.рт. ст. Пульс 75 ударов минуту. При пальпации матка овоидной формы, не возбуждена, безболезненна. Положение плода продольное, предлежит головка, высоко над входом в малый таз. При аускультации - сердцебиение плода 130 ударов в минуту, ритмичное. Над симфизом выслушивается шум со стороны сосудов матки. Из половых путей выделяется алая, жидкая кровь.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Расскажите о дополнительных методах обследования для уточнения диагноза.

3. Продемонстрируйте  методику  выслушивания и оцените  характер сердцебиения плода.

4. Продемонстрируйте  методику  выслушивания сердцебиения плода при неправильных положениях плода.

0279790855.jpg               

5. Оцените результаты общего анализа мочи, выявите патологические изменения и назовите их, используя медицинские термины.

Анализ мочи:

цвет – желтый, прозрачность – полная, плотность 1015, белок - 0,033 г/л, лейкоциты 1-2 в  поле зрения, эритроциты 0-1 в поле зрения.Напишите направление в лабораторию.

Критерии оценок

Задание №10.

Вы фельдшер скорой помощи, приехали на вызов к беременной Е.Н. 26 лет. Жалобы на схватки, начавшиеся 4 часа тому назад, и усиление шевеления плода. Анамнез: беременность доношенная, но протекала с осложнениями (по УЗИ выявлены кальцинаты на плаценте). Объективно: общее состояние удовлетворительное, АД 120\80 мм. рт. ст. Пульс - 74 уд в мин. Живот овоидной формы, положение плода продольное, предлежит головка. Схватки по 25-30 секунд через 6-7 минут. При аускультации - сердцебиение плода приглушено, частота 100 уд./мин.

1.Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

2.Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Назовите, какой размер таза определяют на иллюстрации и его размер в норме.

0262476066.jpg                 

4.Оцените результаты общего анализа крови пациентки, выявите патологические изменения и назовите их, используя медицинские термины.

Клинико-диагностическая лаборатория

городской больницы № 1

ОБЩИЙ АНАЛИЗКРОВИ

Ф.И.О

Диагноз

Гемоглобин

132 г/л

Эритроциты

4,1  × 1012

Цветовой показатель

0,97

СОЭ

25 мм/ч

Лейкоциты

11,7  × 109

Лейкоцитарная формула

Б

Э

М

Мт

П/я

С/я

Лф

Мон

Прим.

1

8

69

18

4

Подпись  ________________

5. Продемонстрируйте технику исследования пульса.

Задание 5.

Ознакомиться и использовать алгоритм : Измерение высоты стояния дна матки

При обследовании беременной во II-III триместрах необходимо измерять окружность живота на уровне пупка (рис. 6.4) и высоту стояния дна матки (рис. 6.5) сантиметровой лентой при положении женщины лежа на спине. Высоту стояния дна матки над лонным сочленением можно определить и тазомером. Эти измерения проводят при каждом посещении беременной и сопоставляют полученные данные с гестационными нормативами.

     

Задание 6. Решить тестовое задание.

  1. Пункты, входящие в состав диагноза:

а) факт наличия беременности;

б) срок беременности;

в) данные о плоде;

г) патология, связанная с беременностью;

д) экстрагенитальная патология;

е) возрастные особенности;

ж) отягощенный акушерский анамнез;

з) все вышеперечисленное.

  1. После овуляции яйцеклетка сохраняет способность к оплодотворению в течение:

а) 6 часов;

б) 12-24 часов;

в) 3-5 суток;

г) 10 суток;

3. При развивающейся беременности происходит все, кроме:

а) увеличения размеров матки;

б) размягчения ее;

в) изменения реакции на пальпацию;

г) уплотнения матки;

д) изменения ее формы.

4. К вероятному признаку при диагностике беременности относят:

а) изменение настроения;

б) изменение обоняния;

в) выслушивание сердцебиения плода;

г) признак Горвиц-Гегара.

5. К достоверным признакам беременности относится:

а) шевеление плода;

б) увеличение матки;

в) цианоз влагалища;

г) пальпация частей плода;

д) повышение ректальной температуры.

6. Ранняя диагностика беременности предполагает:

а) измерение базальной температуры;

б) определение уровня ХГ в моче;

в) ультразвуковое исследование;

г) динамическое наблюдение;

д) все вышеперечисленное.

7. Продолжительность нормального менструального цикла:

а) 28-30 дней;

б) 28-40 дней;

в) 3-7 дней;

г) 21-35 дней;

д) 14-28 дней.

8. Из всех существующих тестов на беременность наиболее достоверным является:

а) реакция Ашгейм-Цондека;

б) реакция торможения гемагглютинации;

в) реакция Галли-Майнини;

г) прегностигон-тест;

д) определение β-ХГЧ.

9. К сомнительным признакам беременности относятся:

а) тошнота, рвота;

б) утомляемость, сонливость;

в) увеличение живота;

г) пигментация кожи;

д) все вышеперечисленное

10. Физиологическая беременность продолжается:

а) 240 дней;

б) 280 дней;

в) 320 дней;

г) 220 дней;

д) 300 дней.

11. Предполагаемый срок родов у беременной, если 1-й день последней нормальной менструации 15 апреля:

а) 1 февраля;

б) 22 января;

в) 15 января;

г) 8 января.

12. У правильно сложенной женщины поясничный ромб имеет форму:

а) геометрически правильного ромба;

б) треугольника;

в) неправильного четырехугольника;

г) четырехугольника, вытянутого в вертикальном направлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".

В разработке указаны  пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых  проводится заня...

Методическая разработка практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность раздел МДК 01.01.Пропедевтика в акушерстве на тему: Обследование беременной

В данной методической разработке для практического занятия по диагностике беременности представлены дидактические материалы для формирования практических умений по обследованию беременных....

Методическая разработка практического занятия «Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью. Диагностика беременности». МДК.01.01.Физиологическое акушерство ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и

Учебные целиПосле изучения данной темы студент должен уметь:- осуществлять сбор анамнеза у беременной;- диагностировать беременность и определить ее сроки;- произвести влагалищное исследование и опред...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Кровотечение во время беременности и в родах"

Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Основной критерий контроля - решение профессиональных ситуационных задач....

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика ...