Фрагмент контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы патологии»
статья

Лебедева Татьяна Николаевна

Контрольно-оценочные средства (КОС) представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения по дисциплине «Основы патологии» среднего медицинского звена (умения, знания и освоенные компетенции)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы патологии»

Контрольно-оценочные средства (КОС) представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения по дисциплине «Основы патологии» среднего медицинского звена (умения, знания и освоенные компетенции)

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств  

В результате освоения учебной дисциплины ОП.03 Основы патологии обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело на базе среднего общего образования следующими умениями и  знаниями:

  • У1 определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека
  • З1 общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека
  • З2 структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является комплексный экзамен. 

2. Результаты обучения и формы КОС

Таблица 1

Результаты обучения: умения, знания

Форма контроля и оценивания

У1 проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

  • наблюдение и оценка результатов работы на практических занятиях;
  • проверка результатов самостоятельной работы
  • оценка заданий в тестовой форм
  • оценка решения ситуационных задач

З1 общие закономерности                 развития патологии клеток, органов и систем в организме человека.

  • устный опрос;
  • проверка результатов самостоятельной работы;

З2 структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний

  • письменный опрос;

  • проверка результатов самостоятельной работы;
  • оценка заданий в тестовой форме;

Таблица 2 Кодировка используемых форм контроля и оценивания

Форма контроля и оценивания

Код

Оценка заданий в тестовой форме

Т

Устный фронтальный опрос

УФО

Письменный фронтальный опрос

ПФО

Наблюдение и оценка результатов работы на практических занятиях

ПР

Проверка результатов самостоятельной работы

СР

Решение ситуационных задач

РСЗ

Таблица 4.

Универсальная шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

Тема Основные понятия патологии. Учение о болезни

1 Понятийный диктант

Охарактеризуйте понятия:

  1. Патогенез
  2. Этиология
  3. Агония
  4. Гипоксия

  1. Гипотермия
  2. Гипертермия
  3. Субфебрилитет
  4. Возвратная лихорадка

2 Задания в тестовой форме

Инструкция: выберите 1 верный ответ

1. Понятие «этиология» – это:

1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода заболевания

2) совокупность симптомов

3) учение о причинах и условиях возникновения болезней

4) компенсаторно-приспособительные процессы

2. Понятие «патогенез» означает:

1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода заболевания

2) совокупность симптомов

3) учение о причинах и условиях возникновения болезней

4) компенсаторно-приспособительные процессы

3. В какой период болезни отсутствуют признаки болезни:

1) латентный

2) продромальный        

3) выраженных проявлений

4) разгар болезни

4. Механизм возникновения и развития болезни изучает:

1) этиология

2) патогенез

3) симптомокомплекс

4) нозология

5. Вскрытие трупа с целью установить или подтвердить причину смерти:

          1) аутопсия

          2) биопсия

          3) пункция

          4) эксперимент

6. Учение о причинах и условиях возникновения болезней и патологических процессов:

1) этиология

2) патогенез

3) симптомокомплекс

4) нозология

7. Комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, лежащих в основе механизмов возникновения, развития и исходов болезни и патологических процессов:

          1) этиология

          2) патогенез

3) симптомокомплекс

4) нозология

Эталоны

1

2

3

4

5

6

7

3

1

1

2

1

1

2

Тема Дистрофии

1 Вопросы для устного опроса

1.Охарактеризуйте виды дистрофий

      2.Перечислите виды белковых дистрофий, поясните особенности развития

      3.Охарактеризуйте механизм развития нарушения минерального обмена                             .     4.Объясните значение понятия петрификация, конкремент

      5. Поясните механизм развития ацидоза, алкалоза

2 Заполните схему                                                                                                                      

Паренхиматозные дистрофии

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970437704-0003,pic_0017.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

3 Заполните таблицу: 

Вид белковой дистрофии

Внешняя характеристика органа

Микроскопическое строение

Прогноз

Зернистая

Гиалиново-капельная

Гидропическая

Роговая

4 Заполните схему                                                                                                                        Стромально-сосудистая дистрофия

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970437704-0003,pic_0018.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

5 Заполните таблицу Белковые мезенхимальные дистрофии

Вид

Заболевания

Патогенез

Вид органа/ микроскопия

Мукоидное набухание

Фибриноидное набухание

Гиалиноз

Амилоидоз

                               

6 Задания в тестовой форме

Инструкция: выберите 1 верный ответ

1. Укажите изменения в тканях, связанные с нарушением обмена веществ и                                    объясните причины накопления продуктов обмена:
а) некроз
б) гипертрофия
в) дистрофия
г) атрофия

2. Инфильтрация – это:
а) избыток поступления продуктов обмена из крови в ткани
б) распад структур клеток с накоплением продуктов обмена веществ
в) синтез аномальных веществ в клетках

3. Избытком накопления продуктов обмена веществ в стенках сосудов и мезенхимы называют:
а) паренхиматозные дистрофии
б) стромально-сосудистые дистрофии
в) смешанные дистрофии

4. Мукоидное набухание – это:
а) вариант белковой паренхиматозной дистрофии
б) вариант жировой стромально-сосудистой дистрофии
в) вариант белковой стромально-сосудистой дистрофии
г) вариант углеводной паренхиматозной дистрофии

5. Укажите определение обызвествления ткани, возникающее в ходе нарушений обмена кальция:
а) гиалиноз
б) ацидоз
в) атрофия
г) петрификация

6. Назовите генетически запрограммированную гибель клеток:
а) атрофия
б) апаптоз
в) амилоидоз
г) алкалоз

7. Найдите соответствие:

  1. Анасарка  

                       

  1. Ацидоз

  1. Асцит

  1. Гидроперикард

  1. Гипогидратация

А. Накопление жидкости в брюшной полости

Б. Нарушение водного обмена, при котором количество выделенной жидкости больше потребленной.

В. Избыток кислых продуктов обмена в крови и тканях.

Г. Накопление жидкости в мягких тканях.

Д. Накопление жидкости в сердечной сумке.

                                                             

8 Укажите характерную особенность коагуляционного (сухого) некроза творожистой формы:
а) участки некротизированной ткани фибринизированы
б) участки некротизированной ткани светлые, крошатся
в) участки некротизированной ткани расплавлены, отмечается набухание

9 Укажите причину инфаркта участка ткани:
а) некроз возникает в результате избыточного трения ткани
б) некроз возникает в результате нарушения кровоснабжения ткани
в) некроз возникает в результате анаэробной инфекции

10 Атрофия - это:
а) уменьшение органа и ткани с ослаблением или прекращением функции
б) генетически запрограммированная гибель клеток
в) увеличение щелочных продуктов обмена в крови

Эталоны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

в

г

б

1-г

2-в

3-а

4-д

5-б

б

б

а

Критерий оценки

9-10 баллов

Отлично

7-8 баллов

Хорошо

6 баллов

Удовлетворительно

Менее 6 баллов

Неуд.

Тема Некроз

1 Заполните логико-дидактическую схему Некроз

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970437704-0003,pic_0019.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

2 Задания в тестовой форме

1. Все формы некроза охарактеризованы правильно, за исключением:

а) сухой некроз сопровождается уплотнением и обезвоживанием ткани

б) влажный некроз - ферментативное размягчение и расплавление ткани

в) творожистый некроз - разновидность сухого некроза, возникающего при туберкулезе

г) гангрена - некроз тканей, соприкасающихся с внешней средой, всегда черного цвета

д) секвестр - ишемический некроз

3 Каждый вид некроза правильно соотнесен с органами, для которых он типичен, за исключением:

а) влажный некроз: селезенка, легкое

б) сухой некроз: сердце, почки

в) творожистый некроз: самые разные органы

г) фибриноидный некроз: стенки сосудов

4 Выберите положения, верные в отношении гангрены

а) гангрена - некроз тканей, соприкасающихся с внешней средой

б) секвестр - разновидность гангрены

в) гангрена кишки всегда влажная

г) гангрена конечности может быть как сухой, так и влажной

5 Для каждого инфаркта выберите характерные признаки:

1) инфаркт миокарда

2) инфаркт легкого

3) инфаркт головного мозга

4) инфаркт тонкого кишечника

а) сосудистый некроз

б) может приводить к изъязвлению

в) приводит к образованию кисты

г) замена некроза соединительной тканью и формирование рубца

д) образуется дефект слизистой оболочки

6 Ситуационная задача

 У пожилого больного, страдающего атеросклерозом, появились боли в левой стопе. К врачу не обращался. К моменту осмотра: стопа увеличена в объеме, ткани дряблые, черного цвета, кожные покровы мацерированы. Демаркационная зона не выражена.

Все положения верны в данной ситуации, за исключением:

а) диагноз - влажная гангрена

б) наиболее частая причина развития - тромбоз или эмболия мезентеральной артерии

в) цвет тканей связан с накоплением сернистого железа

г) нечеткое отграничение пораженных участков - благоприятный прогностический признак

д) в развитии изменений имело значение присоединение гнилостной инфекции

Эталоны ответов

1- д                                                                                                                                                      Секвестр - участок некроза, который не подвергается аутолизу

2 – а                                                                                                                                                               Как правило, в селезенке и легких, как и в сердце и почках, развивается сухой некроз. Влажный некроз характерен для головного мозга. Творожистый - для туберкулеза.

3 - а, в, г

4 - 1 а, г; 2 а; 3 а, в; 4 а, б, д.                                                                                                                Инфаркт - сосудистый некроз (вне зависимости от локализации). В исходе некроза головного мозга образуется киста. Инфаркт тонкой кишки часто называют гангреной. Он зачастую изъязвляется с образованием дефекта слизистой оболочки на месте некроза.

5 – г                                                                                                                                                              Нечеткое отграничение пораженного участка при влажной гангрене не может быть благоприятным прогностическим признаком.

Тема Нарушение терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия

1 Вопросы для устного контроля:

1. Каковы основные механизмы терморегуляции человеческого организма?                                                

2. В чем различия гипертермии и лихорадки?  

3. Каково происхождение пирогенов?                                                                                                                                4. Каковы основные стадии лихорадки                                                                                                                 5. На какие виды подразделяется лихорадка в зависимости от степени повышения температур                                                                                                                                                                                    

6.   Каковы основные виды колебаний температуры при лихорадке (типы  температурных кривых)

                                               

  1. Задание                                                                                                                                                  Дайте определение

Гипертермия – это .......................................................................................................

.................................................................................................................................................................................................................................................................................

2. Заполните таблицу Виды гипертермии

Экзогенная гипертермия

      Эндогенная гипертермия

3. Заполните таблицу и найдите общие проявления и отличия теплового от солнечного удара

Тепловой удар

Солнечный удар

     3      Задача 1

Определите цепь последовательных звеньев рефлекторной дуги при понижении температуры окружающей среды

A. Окисление в мышцах с образованием тепла

Б. Раздражение холодовых рецепторов

B. Раздражение тепловых рецепторов

Г. Проведение информации по чувствительным нервным волокнам в центре терморегуляции

Д. Проведение информации по двигательным волокнам к рабочим органам

Е. Возбуждение центра теплообразования

          Задача 2

Определите цепь последовательность развития лихорадки

A. Изменение чувствительности центра теплообразования.

Б. Возбуждение нейронов гипоталамуса

B. Нейтрофильный фагоцитоз токсинов

Г. Выделение эндогенного пирогена (вторичного пирогена).

Д. Повышение окисления в мышцах.

Найдите соответствие: I, II; 1, 2; А, Б

I. Лихорадка

II. Гипертермия

1. Пассивная реакция системы терморегуляции

2. Активная реакция системы терморегуляции

А. Зависит от температуры окружающей среды

Б. Не зависит от температуры окружающей среды                                                                                        

Задания в тестовой форме

Инструкция: в зависимости от задания допишите или выберите правильные ответы из числа предложенных                                                                                                                                              1. Постоянством температуры тела называют-

2. Тепло образуется главным образом:

а) в почках

б) в мышцах

в) в печени

3. Отдача тепла в окружающую среду происходит тремя способами: а, б, в

4. Переохлаждением с понижением температуры тела называют-

5. Способствуют перегреванию организма:

а) ветер

б) отсутствие движения воздуха

в) высокая влажность

г) низкая влажность

6. Теплоотдача путем конвекции и радиации невозможна при температуре окружающей среды выше температуры тела:

а) да

б) нет

7. Теплоотдача повышается при:

а) расширении сосудов кожи и усилении притока крови

б) сужении сосудов кожи и уменьшении притока крови

8. Токсины и продукты распада белка, вызывающие лихорадку, называют -

9. Различают три стадии лихорадки: а, б, в.

10. Для суточных колебаний температуры при лихорадке подберите соответствующие характеристики

1. кризис

2. лизис

а) постепенное падение температуры в течение нескольких дней

б) резкое падение температуры в течение дня

11. Тип температурной кривой с разницей температуры между утренней и вечерней не более 1 °С:

а) послабляющая лихорадка

б) постоянная лихорадка

в) перемежающаяся лихорадка

г) изнуряющая лихорадка

Эталоны ответов

Задачи                                                                                                                                                                    1. Б, Г, Е, Д, А

2. В, Г, Б, А, Д

3. I, 2, Б; II, 1, А

 Задания в тестовой форме                                                                                                                                                  1 – изотермией                                                                                                                                                      2 - б.                                                                                                                                                      путем конвекции, излучения и испарения                                                                              4 гипотермия                                                                                                                                                5 - б, в                                                                                                                                                                 6 – а                                                                                                                                                                  7 – а                                                                                                                                                         8 – пирогенами                                                                                                                                          9 - подъем температуры, стояние, спад                                                                                                        10 - 1 б; 2 а                                                                                                                                                   11 - б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы философии».

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы философии». Содержание и структура КОС ра...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Основы материаловедения" профессия "Швея"

Данный материал предназначен для итогового контроля по учебной тдисциплине "Основы материаловедения" профессия "Швея"...

КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности  49.02.01...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Основы технической механики"

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Основы технической механики" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

паспорт фонда оценочных средств по учебной дисциплине "Основы патологии"

Данный паспорт фонда оценочных средств (составлен согласно требованиям образовательных стандартов третьего поколения) окажет существенную помощь в подготовке, организации, проведении теоретических и п...