Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания"
методическая разработка

Тельнова Анна Георгиевна

Методическая разработка предназначена для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность специальности 31.02.01 Лечебное дело. Правильно назначенное лечение - это результат точной диагностики заболевания. Данный методический материал помогает обучить студентов как правильно провести обследование пациента при заболеваниях органов дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №2»

Люберецкий филиал

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК профессиональных модулей

Протокол №_____ от «______» ___________________ 20___г.

Председатель ЦМК _____________ /   А.Г. Тельнова    /

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(для преподавателя)

ПМ.01. Диагностическая деятельность

Раздел 1.  Пропедевтика и диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 1.3.4. Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания

                               

Специальность 31.02.01. Лечебное дело

Составитель

Тельнова Анна Георгиевна

преподаватель профессиональных модулей

высшей квалификационной категории

Люберцы 2021

Оглавление

стр

Пояснительная записка

3

Технологическая карта занятия

5

Приложения

12

Домашняя работа

49

Заключение

50

Оценочный лист

51

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  специальности   31.02.01. Лечебное дело.

Актуальность данной темы занятия определена тем, что заболевания дыхательной системы составляют значительный удельный вес среди всей патологии внутренних болезней. Для постановки правильного и своевременного диагноза необходимо хорошо владеть методикой физикальных методов обследования дыхательной системы, правильно выделять основные симптомы и синдромы, проводить и интерпретировать методы инструментальной и лабораторной диагностики.

Правильно назначенное лечение—это результат точной диагностике заболевания. Как провести обследование пациента при заболеваниях органов дыхания, и поставить правильный диагноз,  посвящена данная методическая разработка.

На занятии обучающиеся начинают отрабатывать алгоритмы манипуляций на фантоме (стажёре). Самым сложным в этот период является не только точное выполнение манипуляции, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим хорошо использовать на занятиях групповые образовательные технологии, предполагающие организацию совместных действий, работу в команде, коммуникацию, взаимокоррекцию, взаимопомощь.

Блиц-игры, как элемент игровых педагогических технологий, используется на занятии для контроля и закрепления знаний. Блиц-игры способствуют развитию коммуникабельности, целеустремлённости, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся.

Использование информационно-компьютерных технологий на любом занятии позволяет значительно расширить возможности преподавателя относительно подачи материала и разнообразия методов контроля. Мультимедийная презентация, сопровождающая все этапы занятия, повышает интерес обучающихся, помогает визуализировать «сухие» (и иногда не понятные обучающимся при прочтении) алгоритмы манипуляций.

Элементы технология уровневой дифференциации используется для закрепления новых знаний (обучающимся предлагается выбрать решение ситуационных задач или тестовый контроль). Это позволяет преподавателю осуществить на занятии личностно-ориентированный подход в обучении.

Как элемент здоровье сберегающих технологий все студенты на занятии используют индивидуальные средства защиты – маски, обрабатывают руки кожным антисептиком и сидят на расстоянии не менее 1,5м. В ходе занятия предусмотрены динамические паузы для приёма пищи и отдыха обучающихся, проветривания учебной комнаты.

Основная цель методической разработки: обобщить, систематизировать учебную информацию по данной теме.

Технологическая карта занятия

ПМ.01. Диагностическая деятельность

Раздел 1.  Пропедевтика и диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 1.3.4. Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания

2. Занятие №3        

3. Тип и вид занятия: закрепление знаний и форм деятельности /практическое

4.  Время 180 мин.

5. Место проведения: учебный кабинет

6. Курс 2 по специальности 31.02.01. Лечебное дело

7. Цели занятия:

Образовательная цель: формирование практических умений, навыков по субъективному и объективному обследованию пациентов с заболеваниями органов дыхания

После изучения темы студент должен овладеть общими компетенциями (ОК):

  • ОК 1-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2-Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
  • ОК 4- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
  • ОК 5-Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6-Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК12 - Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Овладеть профессиональными компетенциями (ПК):

ПК1.1.Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2.Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию

Студент должен знать:

1.Сбор анамнеза, жалоб, проведение физикальных методов обследования бронхолегочной системы, для выявления патологии легких.

2.Обследование больного с патологией легких и выделение основных симптомов и синдромов.

3.Методику выполнения и уметь оценить результаты дополнительных методов исследования (спирографии, функциональные, нагрузочные пробы, рентгенологические).

Студент должен уметь:

1.Уметь правильно собрать жалобы, анамнез, провести физикальные методы обследования бронхолегочной системы, для выявления патологии легких.

2.Четко представлять программу обследования больного с подозрением на заболевания бронхолегочной системы.

3.Уметь интерпретировать рентгенологические методы исследования, проводимые при подозрении на патологию

4.Уметь интерпретировать данные спирографии, пробу с симпатомиметиками,

5. Владеть методикой пользования пикфлуометром, пульсоксиметром.

Методическая цель:

  • развитие памяти, речи студентов с применением наглядно – иллюстративного метода, использования видеофильма;
  • создание предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов путем использования проблемных ситуаций.

Воспитательная цель:

  • формирование правил поведения во время учебной практики;
  • воспитывать культуру речи;
  • воспитывать у будущих медицинских работников чувства ответственности за действие;
  • воспитывать у будущих медицинских работников умения эффективного общения с больными;
  • воспитывать тактичное, деликатное отношение к пациенту;

Ресурсы:

  • Методические:

        - учебно-методическая разработка;

        - мультимедийная презентация;

  • ТСО:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран

  • Инструментарий и оборудование:

кровать функциональная;

комплект постельного белья

одеяло, подушка

фантом

стул

фонендоскоп

кожный антисептик

салфетки спиртовые

маркер

Литература:

Основная литература:

1. Федюкович Н.И. Внутренние болезни: учебник/Н.И. Федюкович. – Ростов на Дону: Феникс,2018. – 505с.

2. Отвагина Т.В. Терапия (оказание медицинских услуг в терапии): учебное пособие/ Т.В. Отвагина. - Ростов на Дону: Феникс,2018. – 394с.

Дополнительная литература:

  1. Интернет ресурсы: Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] ,режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/2815

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

        

ПМ.01 МДК 01.01. Тема 1.3.4. Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания

Обеспечивающие

Обеспечиваемые

ПМ.01.

МДК.01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

ОП.02.

Анатомия и физиология

человека

ОП.09.

Психология


ОП.03.

Основы патологии

        

ПМ.02.Лечебная деятельность

Оказание терапевтической помощи

        

ПМ.03.Неотложная помощь

№ п/п

Этап занятия

Время, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Наглядные пособия, раздаточный материал

1.

Организационный момент

5

контроль внешнего вида, готовности к занятию; оформление журнала учебных занятий; инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия

Готовятся к занятию

2.

Целеполагание

5

Сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия. Настраиваются на учебную деятельность по приобретению новых знаний и умений.

Мультимедийная презентация к занятию, методическая разработка занятия

3.

Актуализация опорных знаний

20

Проверяет  исходный уровень знаний (проводит блиц –игру)

Отвечают устно на поставленные преподавателем вопросы, обсуждают их, корректируют и дополняют ответы. Заполняют оценочный лист.

Приложение 1 методической разработки,  мультимедийная презентация к занятию

Закрепление опорных знаний

15

Демонстрирует учебные фильмы

«Спирография»

«Пикфлуометрия»

Отвечает на вопросы студентов

Смотрят учебный фильм

Задают вопросы

4.

Мотивация учебной деятельности

5

Раскрывает важность и значимость темы, мотивирует студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность.

Слушают преподавателя, настраиваются на восприятие нового материала

Приложение 2 методической разработки, мультимедийная презентация к занятию

5.

Освоение практических умений

100

Детализация  жалоб пациента с заболеваниями органов дыхания. (15 мин)

Ролевая игра «Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни у пациента с заболеванием органов дыхания»

(20  мин)

Осмотр пациента с заболеваниями органов дыхания. Угадать ассоциацию по картинке.

(10 мин)

Знакомит обучающихся с алгоритмами пальпации, перкуссии и аускультации органов грудной клетки. Демонстрирует их  выполнение.(55 мин)

Отвечают устно на поставленные преподавателем вопросы, обсуждают их, корректируют и дополняют ответы.

Самостоятельно проводят расспрос статиста.

Внимательно смотрят презентацию и угадывают ассоциации, связанные с осмотром пациента

Внимательно слушают преподавателя. Смотрят демонстрацию алгоритмов. Отрабатывают алгоритмы манипуляций и сдают их на оценку

Приложение 3 методической разработки, мультимедийная презентация к занятию  

Приложение 4 методической разработки, мультимедийная презентация к занятию  

Мультимедийная презентация

Приложение 5

Приложение 6 методической разработки, Фантом (стажёр), фонендоскоп, маркер, блокнот, ручка.

6.

Закрепление изученного материала

15

Предлагает студентам решить ситуационную задачу или тестовый контроль (в зависимости от уровня знаний обучающегося). Сверяет ответы с эталоном.

Решают ситуационную задачу или выполняют тестовый контроль (письменно). Проводят взаимоконтроль.

Приложение 6 методической разработки, мультимедийная презентация к занятию  

7.

Рефлексия (обобщение и анализ изученного материала)

5

Предлагает каждому студенту оценить степень усвоения изученного материала. Оценивает степень достижения поставленных целей.

Анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

8.

Итоги занятия

5

Выставляет оценки за занятие согласно баллам, в оценочном листе каждого студента.

Подсчитывают баллы в оценочном листе. Проводят взаимоконтроль.

9.

Домашнее задание

5

Называет тему следующего занятия. Раздаёт вопросы для самоподготовки и задание внеаудиторной самостоятельной работы.

Записывают тему следующего занятия.

Раздаточный материал (вопросы для самоподготовки к следующему занятию)

Общее время занятия (мин)

180 мин

Приложение 1

Определение исходного уровня знаний

(блиц-игра)

Инструкция.

  1. Разделитесь на две команды
  2. Внимательно прослушайте вопрос
  3. Поднимите карточку, если вы знаете правильный ответ
  4. По сигналу ведущего сформулируйте свой ответ
  5. Если вы дали ответ до сигнала ведущего – ответ не засчитывается и балл переходит к другой команде.
  6. Если вы дали неправильный ответ, то другая команда получает право дать свой ответ
  7. Время на обсуждение ответа максимум 15 сек .

Вопросы:

  1. Перечислите органы системы дыхания
  2. Назовите виды дыхания с точки зрения физиологии дыхания и газообмена
  3. Какое давление в плевральной полости  относительно уровня атмосферного давления?
  4. Какие жалобы предъявляют пациенты с заболеваниями органов дыхания?
  5. Что означает anamnesis morbi?
  6. Что означает anamnesis vitae?
  7. Назовите методы обследования пациента.
  8. Перечислите лабораторные методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания.
  9. Перечислите инструментальные методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Правильный ответ – 1 балл

Нет ответа/не правильный ответ – 0 баллов

Эталон ответов к заданию для определения исходного уровня знаний:

  1. В дыхательную систему входят легкие и респираторный тракт (дыхательные пути), который, в свою очередь, включает носовые ходы, гортань, трахею, бронхи, мелкие бронхи и альвеолы. Бронхи разветвляются, распространяясь по всему объему легких, и напоминают крону дерева. Поэтому часто трахею и бронхи со всеми ответвлениями называют бронхиальным деревом
  2. Внешнее, или легочное, дыхание, осуществляющее газообмен между наружной и внутренней средой организма (между воздухом и кровью).

Внутреннее, или тканевое, дыхание, осуществляющее непосредственный процесс клеточного окисления;

  1. Плевральное давление часто называют отрицательным, принимая уровень атмосферного давления за нуль. После спокойного выдоха оно ниже атмосферного примерно на 6 мм рт. ст., а во время спокойного вдоха — на 9 мм рт.ст. Отрицательное давление в плевральной полости стремится сжать 10 грудную клетку.
  2. Пациенты с заболеваниями органов дыхания чаще всего жалуются на:
  • Кашель
  • Отхождение мокроты
  • Кровохарканье
  • Повышение температуры тела
  • Симптомы интоксикации(головная боль, недомогание, боли в мышцах, отсутствие аппетита, нарушение сна и т.д.)
  • Одышка
  • Боль в грудной клетке
  • Ринорея, нарушение дыхания через нос
  • Боль в горле

5. Аnamnesis morbi – история настоящего заболевания.

6. Аnamnesis vitae – краткая медицинская история жизни пациента

7. Назовите методы обследования пациента. Субъективные (расспрос: жалобы, анамнез), объективные (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и дополнительные (лабораторные, инструментальные, медицинская документация)

8. ОАК,ОАМ, общий анализ мокроты, бактериологическое исследование мокроты с определением чувствительности к антибиотикам, исследование мокроты на туберкулез(ВК), исследование плеврального выпота (цитологическое, биохимическое, бактериологическое и биологическое), биохимический анализ крови (С-реактивный белок, фибриноген, глюкоза, общий белок и его фракции, альфа -1-антитрипсин, мочевина, креатинин, электролиты, печеночные ферменты(АСТ,АЛТ, щелочная фосфатаза), билирубин), газовый состав крови ( РаО2, РаСО2)

9. Рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях, спирография, пикфлуометрия, пульсоксиметрия, КТ-органов грудной клетки, бронхоскопия, бронхография.

Приложение 2

МОТИВАЦИЯ

В современных условиях оказания помощи больным фельдшер должен уметь работать быстро, качественно и интенсивно. При выполнении медицинских манипуляций используют сложные и высокотехнологичные методики, многие из которых контролируются компьютерными системами. Но, тем не менее, основой для выполнения своих профессиональных обязанностей медицинскими работниками остается уважительное и внимательное отношение к больному, сострадание и самоотверженность, стремление систематически повышать свою квалификацию.

Для того, чтобы поставить правильный диагноз заболевания, необходимо тщательно провести субъективное и объективное обследование пациента, научиться методике осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации, уметь правильно интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования. Только на совокупности этих данных можно точно диагностировать то или иное заболевание.

Заболевание органов дыхания  широко распространены среди населения, и фельдшеру, работающему на скорой помощи  часто приходится сталкиваться с данной патологией.

Правильно назначенное лечение—это результат точной диагностике заболевания, и поэтому необходимо научиться методам исследования пациента, знать основные симптомы и синдромы при заболеваниях органов дыхания.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ №1

Детализация жалоб пациента с заболеваниями органов дыхания

Инструкция. Преподаватель раздает карточки с жалобами пациента с заболеваниями органов дыхания. Ваша задача детализировать их.

  1. Разделитесь на пары
  2. Получите карточку с заданием. Например, «ОДЫШКА»
  3. Детализируйте полученную жалобу
  4. Если вы дали неправильный ответ, то другая пара получает право дать свой ответ
  5. Время на обсуждение ответа максимум 3 мин .

Перечень жалоб пациента с заболеваниями органов дыхания

  • Кашель
  • Мокрота
  • Кровохарканье
  • Повышение температуры тела
  • Одышка
  • Боль в грудной клетке

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Правильный ответ – 1 балл              Не правильный ответ – 0 баллов

ЭТАЛОН ОТВЕТА

к заданию №1

*Кашель—рефлекторный акт, защитная реакция гортани, трахеи, бронхов.

 Различают: -сухой(ларингит, сухой плеврит, сдавление трахеи опухолью.

                     -влажный с отделением  мокроты

                     -продолжительность:—короткий (сухой плеврит), периодический (грипп,    трахеит, бронхит),

 постоянный—(туберкулёз, ларингит)

 громкость:--громкий, «лающий» (коклюш, опухоль, ларингит)

                       - тихий(сухой плеврит)

                       -тихий, сиплый  (воспаление голосовых связок)  

Кашель - один из специфических признаков заболевания дыхательной системы, но может возникать и при других заболеваниях. Кашель (tussis) — рефлекторный акт, характеризующийся редким нарастанием внутригрудного давлений за счет синхронного напряжения дыхательной и вспомогательной мускулатуры при закрытой голосовой щели с последующим ее открытием и толчкообразным форсированным выдохом, при котором из дыхательных путей активно удаляется их содержимое. Физиологическая роль кашля состоит в очищении дыхательных путей от веществ, попавших в них извне при дыхании или образовавшихся эндогенно, если перистальтические движения мелких бронхов и деятельность реснитчатого эпителия крупных бронхов и трахеи не обеспечивают необходимого дренажа. Частый, относительно постоянный или устойчиво повторяющийся кашель является симптомом патологического процесса, чаще всего связанного с заболеваниями органов дыхания. В подавляющем большинстве случаев кашель обусловлен раздражением рецепторов дыхательных путей и плевры. Выделяют также кашель центрального происхождения (в т.ч. кашель как проявление невроза, или невротический кашель) и рефлекторный кашель, обусловленный раздражением рецепторов слухового прохода, пищевода и другой локализации вне дыхательных путей.

Кашель не является специфическим признаком какой-либо болезни, но его значение как симптома существенно возрастает при оценке характера и особенностей проявления кашля, в частности его силы, постоянства или периодичности, тембра и звучности, болезненности, выделения мокроты (влажный кашель) или ее отсутствия (сухой кашель).

Мокрота (sputum) — выделяемый при отхаркивании патологически измененный трахеобронхиальный секрет с примесью слюны и секрета слизистой оболочки носа и придаточных (околоносовых) пазух. Трахеобронхиальный секрет способствует выведению ингалированных частиц, продуктов метаболизма и клеточного детрита за счет механизма мукоцилиарного клиренса (очищения), обеспечиваемого деятельностью реснитчатого эпителия. Объем трахеобронхиального секрета в норме колеблется от 10 до 100 мл в сутки; все это количество здоровый человек обычно проглатывает. Появление мокроты связано с увеличением количества и изменением состава трахеобронхиального секрета (например, при инфекционном или аллергическом воспалении слизистой оболочки бронхов, действии раздражающих факторов вдыхаемого воздуха), а также с нарушением механизмов его удаления. При воспалительных заболеваниях бронхов меняются реологические свойства трахеобронхиального секрета, что в сочетании с увеличением количества продуцируемой слизи и ослаблением функции реснитчатого эпителия ведет к застою и инфицированию слизи в бронхах.

Количество мокроты  при различных патологических процессах колеблется

от нескольких миллилитров до 1—11/2 л в сутки.

 Цвет мокроты определяется ее составом. Она может быть бесцветной или иметь желтоватый оттенок, особенно при примеси гноя; зеленоватый цвет свидетельствует о застое гнойной мокроты. Мокрота ярко-желтого, так называемого канареечного цвета бывает при наличии в ней большого количества эозинофилов, например при эозинофильном инфильтрате легкого, бронхиальной астме. Ржавый цвет мокроты чаще наблюдается при крупозной пневмонии в связи с появлением гематина, который освобождается при распаде эритроцитов, проникших в просвет альвеол путем диапедеза. Черная мокрота возможна при пневмокониозах, обусловленных вдыханием содержащей частицы угля пыли. Некоторые лекарственные средства (например, рифампицин) окрашивают мокроту в красноватый цвет.

 Обычно мокрота не имеет Запаха. Гнилостный запах она приобретает при абсцессе и гангрене легкого в результате развития гнилостной микрофлоры. По консистенции различают жидкую, густую и вязкую мокроту,

 по характеру — слизистую, слизисто-гнойную, гнойную и кровянистую. Слизистая мокрота — бесцветная, обычно вязкой консистенции; особенно тягучей и прозрачной (стекловидной) она бывает после приступа бронхиальной астмы. Слизисто-гнойная мокрота образуется при многих заболеваниях бронхов и легких (в т. ч. при обструктивном бронхите, инфекционно-аллергической форме бронхиальной астмы), густая слизисто-гнойная мокрота может отходить при кашле в виде слепков бронхов, особенно густая и вязкая слизисто-гнойная мокрота выделяется при муковисцидозе. Гнойная мокрота наблюдается редко, например при прорыве эмпиемы плевры в просвет бронха. Кровянистая мокрота, содержащая прожилки или сгустки крови либо алую пенистую кровь, является признаком легочного кровотечения

  *Кровохарканье—выделение прожилок крови с мокротой во время кашля.

Например,         -алая кровь (туберкулёз, бронхоэктазы)

                           -«ржавая» (крупозная пневмония)

                           - «шоколадная» (гангрена лёгкого)

    *Одышка—нарушение частоты, глубины и ритма дыхания

  Одышка, как и приступы удушья, — признак не только заболеваний дыхательной системы, но и системы кровообращения; в связи с этим особенно важно оценить

  • ощущение больным затрудненного вдоха или выдоха (инспираторная и экспираторная одышка, смешанная),
  • время и условия возникновения одышки,
  • связь с кашлем,
  • динамику под влиянием применения бронхолитиков и других лекарственных средств.

При осмотре больного оценивают цвет кожи и слизистых оболочек (для выявления диффузного цианоза, багровоцианотичной окраски кожи при полицитемии и т.д.), набухание шейных вен  и  динамику в разные фазы дыхания, частоту дыхания, соотношение времени вдоха и выдоха, изменения грудной клетки (бочкообразная, плоская, грушевидная, рахитическая, воронкообразная, ладьевидная, кифотическая, лордотическая, сколиотическая), симметричность ее участия в дыхании.

*Удушье—сильная одышка с исходом в асфиксию (отёк лёгких, бронхиолит)

                  -Приступообразное удушье—астма

                   -Сердечная—затруднён вдох

                   -Бронхиальная—затруднён выдох

*Боли в грудной клетке, связанные с заболеванием дыхательной системы, обусловлены в основном поражением плевры. Для того чтобы отличить их от болей при заболеваниях сердца, средостения и других органов, необходимо установить

  • характер болей,
  • их связь с дыханием и кашлем,
  • продолжительность,
  • время и условия, при которых они возникают
  • время и условия , при которых они уменьшаются

                - «боль в боку»--при дыхании и кашле (сухой плеврит, долевая пневмония)

                 -боль в животе—при воспалении диафрагмальной плевры

                 -боль за грудиной—при стенокардии

                  -боль постоянная , интенсивная—при опухоли средостения

 *

Повышение температуры тела свыше 37 ºС дает основание для ее дальнейшей динамической регистрации через короткие промежутки времени. Анализ температурной кривой за несколько дней позволяет определить тип лихорадки. Постоянные колебания температуры тела в пределах 37–38 ºС — субфебрильная температура, 38–39 ºС — фебрильная, 39–40 ºС — умеренно высокая, 40–41 ºС — высокая, 41–42 ºС — гиперпиретическая.

В зависимости от типов колебания температуры тела в течение суток выделено шесть типов температурных кривых.Например,

                            -постоянная лихорадка—при крупозной пневмонии

                            -гектическая—при абсцессе до вскрытия

                            - субфебрильная—хр.бронхит, туберкулёз

По характеру снижения лихорадки выделяют быстрое снижение тем- пературы до нормальных цифр в течение одного дня (кризис) и постепен- ное — до 36,6 ºС за несколько суток (лизис). При продолжении лихорадки более 45 дней ее называют хронической, менее 15 дней — острой.

Приложение 4

ЗАДАНИЕ №2

Особенности сбора анамнеза у пациента с заболеваниями органов дыхания (ролевая игра)

Инструкция.

1. Разделитесь на две команды .

2. Проведите расспрос пациента-статиста ( сбор жалоб, анамнеза заболевания  и жизни) согласно представленной схеме.

3. Проведите оценку команды-соперницы

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критерии оценки

баллы

Медицинский работник представился (Ф.И.О. и должность)

1

Познакомился с пациентом

1

Спросил согласие на проведение расспроса

1

Собрал жалобы и детализировал их

1-2

Собрал анамнез заболевания согласно схеме

0-1

Собрал  анамнез жизни согласно схеме

0-1

«Отлично» -7 баллов

«Хорошо» - 5-6 баллов

«удовлетворительно» - 3-4 балла

«неудовлетворительно» - менее 3 баллов

Анамнез настоящего заболевания

1. В течение какого времени считает себя больным (или является больным)?

2. Где и при каких обстоятельствах впервые проявилось данное заболевание?

3. С появлением каких признаков (симптомов или синдромов) началось настоящее заболевание?

4. Когда и где имело место первое обращение к врачу, каковы результаты проводившихся исследований, диагноз заболевания, характер и результаты проводившегося тогда лечения?

5. Последующее течение заболевания:

а) динамика начальных симптомов, появление новых симптомов;

б) частота обострений, длительность ремиссий, осложнения заболевания;

в) предыдущие госпитализации по данному поводу;

г) применявшиеся лечебные мероприятия (медикаментозные средства, физиотерапия, санаторно-курортное лечение), результаты диагностических исследований (анализы крови, мочи, ЭКГ, данные рентгенологического исследования и т. д.), эффективность лечения.

6. Когда и всвязи с чем наступило ухудшение состояния? Каковы результаты проводившегося лечения и обследования?

Анамнез жизни

1. Краткие биографические данные. Год и место рождения, в ка-кой семье родился, каким ребенком по счету, как рос и развивался. Обра-зование. Отношение к военной службе, пребывание на фронте (если был освобожден или демобилизован, то указать – по какой причине). Профессия. Постоянное место жительства.

2. Перенесенные заболевания. В хронологической последователь-ности излагаются все перенесенные заболевания, травмы, операции, ране-ния с указанием возраста пациента, длительности и тяжести этих заболеваний , их осложнений и проводившегося лечения. Особо следует указать на перенесенные инфекционные заболевания, туберкулез, гепатит, венерические болезни.

 3. Вредные привычки. Курение (с какого возраста, в каком коли-честве). Употребление алкоголя (с какого возраста, в каком количестве). Употребление наркотиков.

4. Семейный анамнез. Семейное положение в данный момент. Состав семьи.

5. Акушерский анамнез. Время появления менструаций, их перио-дичность, продолжительность, количество выделений. Возраст вступления в брак; беременности, роды и аборты (самопроизвольные и искусственные), их сроки, количество, исходы и осложнения. Климакс и его течение.

6. Наследственность. Родители, братья, сестры, дети: состояние их здоровья, заболевания. Причины смерти (указать, в каком возрасте). Отяго-щенная наследственность. Наличие у ближайших родственников злокачест-венных новообразований, сердечно-сосудистых заболеваний (стенокардия, артериальная гипертония, перенесенные инсульты, инфаркт миокарда).

7. Страховой анамнез. Длительность нахождения на листе времен-ной нетрудоспособности. Наличие инвалидности и ее причина, группа, по какому заболеванию, с какого времени.

8. Социально-бытовой анамнез. С какого возраста, кем и где начал работать. Дальнейшая трудовая деятельность в хронологическом порядке с указанием мест работы и должностей. Условия и режим труда (ночные смены, подверженность влиянию метеофакторов, длительное статическое, физическое и психоэмоциональное напряжение, температурный режим и т.д.). Профессиональные вредности с указанием длительности их воз-действия (токсические химические соединения, пыли, ионизирующей ра-диации и других факторов, контакты, с которыми связан по роду профес-сиональной деятельности пациента).

Жилищные и санитарно-гигиенические условия в быту (характерис-тика квартиры, наличие удобств). Количество проживающих на данной жилплощади лиц. Климатические условия. Пребывание в экологически неблагоприятных зонах.

Питание. Режим и регулярность питания. Характер, калорийность и разнообразие пищи.

9. Аллергологический анамнез и непереносимость препаратов. Отметить наличие непереносимости пищевых продуктов, медикаментов, вакцин и сывороток с указанием характера болезненных явлений при их употреблении. Наличие разнообразных аллергических реакций с указанием их сезонности и/или связи с другими внешними факторами. Отметить, переливалась ли ранее кровь или ее заменители, и были ли реакции (какие?) на эти трансфузии. Проводилось ли парентеральное введение лекарств в течение последних 6 мес?

Приложение 5

Задание №3

Осмотр пациента с заболеваниями органов дыхания

Инструкция.

1. Работайте в команде

2.Внимательно рассмотрите слайд-иллюстрацию.

3. Постарайтесь догадаться, какой признак изображен на рисунке или что подразумевает данная ассоциация.

Критерии оценки

Один правильный ответ – 1 балл

«Отлично» -7 баллов

«Хорошо» - 5-6 баллов

«удовлетворительно» - 3-4 балла

«неудовлетворительно» - менее 3 баллов

Эталон ответа к заданию №3

Осмотр пациента с заболеваниями органов дыхания

  1. Лицо лихорадочного пациента (гиперемия , блеск в глазах)
  2. Цианоз носогубного треугольника
  3. Мраморность кожных покровов
  4. «Барабанные палочки», «часовые стекла»  - пальцы Гиппократа
  5. Набухание яремных вен (признак лёгочной гипертензии)
  6. Положение ортопноэ
  7. Три варианта нормальной формы грудной клетки: нормостеническая, астеническая, гиперстеническая
  8. Эмфизематозная («бочкообразная») грудная клетка
  9. Рахитическая грудная клетка ( «Куриная грудь»)
  10. Воронкообразная грудная клетка(«грудь сапожника»)
  11. Кифоз
  12. Лордоз
  13. Увеличение лимфатических узлов

Приложение 6

ЗАДАНИЕ №4

Пальпация, перкуссия и аускультация пациента с заболеваниями органов дыхания

Инструкция:

  1. Внимательно ознакомьтесь с алгоритмом манипуляции (используется метод опережающего обучения, т.е. данная деятельность выполняется в виде внеаудиторной самостоятельной работы)
  2. Внимательно посмотрите демонстрацию манипуляции преподавателем (возможна демонстрация видеоматериала)
  3. Самостоятельно отработайте манипуляцию на фантоме(статисте)

Алгоритмы манипуляций расположены на сайте Методического центра аккредитации специалистов https://fmza.ru/

Приложение №7

ЗАДАНИЕ №4

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

I. Решение ситуационных задач

Инструкция:

  1. Внимательно прочитайте задачу
  2. Ответьте на поставленный вопрос (устно или письменно)

Задача 1
У больного приступ удушья при БА (спазм___________?).
А) Укажите характер одышки .
Б) Назовите положение, которое занимает больной.
В) Особенности кашля и мокроты при этом заболевании.
Г) Охарактеризуйте мокроту при микроскопическом исследовании.

Эталон ответа

У больного приступ удушья при БА (спазм мелких бронхов и бронхиол).

А) экспираторная

Б) ортопное (вынужденное)

В)Мучительный кашель, сухой, скудное количество мокроты: светлая, прозрачная, вязкая, трудноотделимая

Г) слизистая,вязкая,без запаха, большое количество эозинофилов, кристаллы Шарко-Лейдена, спирали Куршмана.


Задача 2
У больного резко снижена эластичность лёгочной ткани и повышена её воздушность.
А) Назовите форму грудной клетки, её участие в акте дыхания.
Б) Опишите состояние межрёберных промежутков и надключичных ямок.

В) при каком заболевании характерны эти симптомы

Эталон ответа

А) Эмфизематозная, «бочкообразная»

Б) межреберные промежутки расширены, надключичные ямки выбухают

В) ХОБЛ, эмфизема лёгких

Задача 3
У больного длительная температура (в течение 7-9 дней) в пределах 38-39 (с колебаниями в 1).
А) Определите тип лихорадки. Назовите её по-латыни.
Б) Укажите, при каких заболеваниях она наблюдается.

Эталон ответа

А) постоянная (febris continua).

Б) Встречается при брюшном и сыпном тифе, долевой пневмонии, многих инфекционных заболеваниях.


Задача 4

У больного высокая лихорадка (до 40) с предшествующим ознобом и большими суточными колебаниями (в 3-5) и снижением температуры до нормальных или субфебрильных цифр с сопровождающимся обильным потоотделением.
А) Как называется такая температурная кривая (определение по-русски и по-латыни)?
Б) Перечислите заболевания, при которых она наблюдается.
Эталон ответа

А) Гектическая. истощающая (febris hecticа)

Б) Наблюдается при тяжелых формах туберкулеза, сепсисе и лимфогранулематозе.

Задача 5 
В альвеолах нижней доли правого лёгкого имеется и воздух и жидкость.
А) Опишите характер перкуторного звука в данной области.
Б) Назовите заболевания , при которых он наблюдается

Эталон ответа

А) притупление перкуторного звука

Б) пневмония, отёк лёгкого

Задача 6 
У больного эмфизема лёгких.
А) Охарактеризуйте особенности перкуторного звука.
Б) Назовите условия для его возникновения.
Эталон ответа

А) коробочный

Б) повышенная воздушность альвеол

Критерии оценки

2 балла

Ответ развернутый, полный

1 балл

Ответ неточный, требует дополнений

0 баллов

 Ответ неправильный

10-12 баллов

7-9 баллов

5-6 баллов

Менее 5 баллов

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

неудовлетворительно

II. Тестовый контроль

1 вариант

Инструкция: выберите один правильный ответ.

1.  ПОСЛОЙНОЕ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕГКИХ

А) томография

Б) бронхография

В) спирография

Г) пневмотахометрия

2.  НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ЛЕГКИХ ПО ПЕРЕДНЕЙ ПОДМЫШЕЧНОЙ

ЛИНИИ СООТВЕТСТВУЕТ РЕБРУ

А) 8

Б) 7

В) 6

Г) 5

3. ЗАМЕЩЕНИЕ ТКАНИ ЛЕГКОГО НА СОЕДИНИТЕЛЬНУЮ НАЗЫВАЕТСЯ

А) пневмония

Б) ателектаз

В) пневмосклероз

Г) эмфизема

4. ШУМ ТРЕНИЯ ПЛЕВРЫ

А) выслушивается только на вдохе

Б) исчезает после откашливания

В) сохраняется при имитации дыхательных движений

Г) при надавливании фонендоскопом не изменяется

5.  УМЕНЬШЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ НИЖНЕГО КРАЯ ЛЕГКИХ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИ СИНДРОМЕ

А) ) скопления воздуха в полости плевры

Б) бронхиальной обструкции

В) крупа

Г) скопления жидкости в полости плевры

6.   КОЛИЧЕСТВО СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ЗА ОДНУ МИНУТУ

В НОРМЕ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА СОСТАВЛЯЕТ

А) 40-60

Б) 90-100

В) 50-60

Г) 60-80

7.   РАЗНИЦА МЕЖДУ СИСТОЛИЧЕСКИМ И ДИАСТОЛИЧЕСКИМ

АРТЕРИАЛЬНЫМ ДАВЛЕНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ

А) венозным

Б) максимальным

В) минимальным

Г) пульсовым

8.  УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ БОЛЬНОЙ НЕ

ОТВЕЧАЕТ НА РАЗДРАЖИТЕЛИ, НО РЕФЛЕКСЫ СОХРАНЕНЫ,

НАЗЫВАЕТСЯ

А) клиническая смерть

Б) ступор

В) кома

Г) сопор

9.  ТЕРМОМЕТРИЯ ПРОВОДИТСЯ

А) каждый день утром и вечером

Б) каждый день утром

В) каждый день вечером

Г) через день вечером

10.  ДРЕНАЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИДАЕТСЯ ПАЦИЕНТУ ДЛЯ

А) улучшения отхождения мокроты

Б) снижения лихорадки

В) уменьшения одышки

Г) расширения бронхов

2 вариант

Инструкция: выберите один правильный ответ.

1.  ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ЛЕГКИХ СПЕРЕДИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

А) 3-4 см выше ключицы

Б) на 1-2 см ниже ключицы

В) на 1-2 см выше ключицы

Г) 3-4 см ниже ключицы

 2.  ШУМ ТРЕНИЯ ПЛЕВРЫ ВЫСЛУШИВАЕТСЯ

А)  при форсированном выдохе

Б) на вдохе и выдохе  

В) на выдохе

Г) на вдохе

3.  КРОВОТЕЧЕНИЕ В ПЛЕВРАЛЬНУЮ ПЛОТНОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ

А) пневмоторакс

Б) гемоперитонеум

В) гемоторакс

Г) пельвиоперитонеум

4.   ТУРГОР МЯГКИХ ТКАНЕЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК

А) ощущение своеобразного треска крепитации при надавливании

Б) ощущение сопротивления, получаемого при сдавливании кожи и подкожной

клетчатки

В) ощущение, возникающее при придавливании мягких тканей к близко лежащей

кости

Г) ощущение сопротивления, получаемого при сдавливании мышечной ткани

5. СИМПТОМЫ «БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ» И «ЧАСОВЫЕ СТЕКЛА» ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКАМИ

А) хронической интоксикации

Б) хронической гипоксии

В) острой интоксикации

Г) острой гипоксии

6.  ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ СИМПТОМОМ СИНДРОМА

А) бронхиальной обструкции

Б) поражения верхних дыхательных путей

В) крупа

Г) сдавления бронхов

7.  КОЛИЧЕСТВО ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ЗА ОДНУ МИНУТУ В НОРМЕ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА СОСТАВЛЯЕТ

А) 28-32

Б) 30-36

В) 22-28

Г) 16-20

8.  ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ КРОВЬ

А) ) темно-вишневого цвета

Б) типа «кофейной гущи»

В) темная, сгустками

Г) алая пенистая

9.  КРАЙНЕЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ СЧИТАЕТСЯ

А) сопор

Б) кома I стадии

В) оглушение

Г) кома III стадии

10. МОКРОТУ ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СОБИРАЮТ В

А) стерильную банку

Б) сухую банку

В) стерильную пробирку

Г) сухую пробирку

Критерии оценки

10-9 правильных ответов – «5» баллов

8 правильных ответов -        «4» балла

7 правильных ответов -         «3» балла

6 и менее правильных ответов – 0 баллов

Эталон ответа

1 вариант

2 вариант

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

3

4

2

5

3

5

2

6

4

6

3

7

4

7

4

8

4

8

4

9

1

9

4

10

1

10

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное практическое занятие вызывает интерес у обучающихся, поскольку максимально практикоориентировано и непосредственно связано с будущей профессиональной деятельностью. Кроме того, студенты наглядно видят, что, несмотря на простоту, такие методы обследования пациента как расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация требуют определенных навыков .

Включение в изучаемый материал вопросов, затрагивающих интересы каждого студента, способствуют повышению интереса, лучшему восприятию нового материала, к росту самостоятельной поисковой активности у студентов.

Занятие способствовало не только формированию ключевых профессиональных компетенций, но и развитию таких качеств личности как способность к эффективному общению, критическому мышлению, самостоятельность и ответственность, способность к самооценке и самоанализу.

Использование игровых технологий позволило создать с самого начала занятия партнёрский стиль отношений педагога и обучающихся. А применение средств мультимедиа в образовательном пространстве медицинского колледжа позитивно отразилось сразу на нескольких аспектах учебного процесса, способствуя:

1) стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;

2) повышению мотивации студентов к изучению нового материала;

3) лучшему восприятию нового материала;

          4) развитию у студентов более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, формированию более глубокого понимания изучаемого материала

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  

Ф.И.О. СТУДЕНТА(КИ)________________________________________

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

БАЛЛЫ

ОЦЕНКА

1. БЛИЦ ИГРА

2. ЖАЛОБЫ ПАЦИЕНТА

3. ОПРОС ПАЦИЕНТА

4. ОСТМОТР ПАЦИЕНТА

5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

6. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ИТОГО

39 И БОЛЕЕ  БАЛЛА   -  «5» ОТЛИЧНО

30-38 БАЛЛА   -  «4» ХОРОШО

22-29 БАЛЛОВ  -  «3» УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

28  И МЕНЕЕ БАЛЛОВ   -  «2» НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".

Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка теоретического занятия Тема 9. Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности  34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации.»

Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной  обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации....

Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...

презентация для практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность специальность 31.02.01. Лечебное дело Тема занятия "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания"

презентация для практического занятия по теме "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания" ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01 Лечебное дело...