Методическая разработка для проведения кл. часа к Всемирному дню безопасности пациента
методическая разработка

Рецензия на методическую разработку для проведения классного часа к Всемирному дню безопасности пациента, составленную куратором третьего курса Литвиненко С.А

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №7»

Методическая разработка

для проведения классного часа к Всемирному дню безопасности пациента

тема «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным»

                       

Москва, 2021                      

ОДОБРЕНО

на методическом совете

Протокол №___________

от «____» ________2021г.

ОДОБРЕНА

Методическим объединением

кураторов учебных групп

Протокол № ____________

от «   » _________ 2021 г.

Составитель: Литвиненко С.А. – куратор третьего курса ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 7».

Рецензент:   _______________   ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 7»  

Рецензия

на методическую разработку для проведения классного часа к Всемирному дню безопасности пациента, составленную куратором третьего курса Литвиненко С.А.

Методическая разработка для проведения классного часа к Всемирному дню безопасности пациента, по теме: «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным».

Выбранная тема актуальна и представляет интерес для студентов медицинского колледжа.

Содержание методической разработки направлено на достижение следующих целей:

  1. Информирование обучающихся о безопасности пациентов при оказании медицинской помощи.
  2. Воспитание у студентов необходимых личностно-профессиональных

качеств медицинского работника: умение осознавать ответственность за жизнь пациента.

  1. Развитие навыков самостоятельной работы.
  2. Привитие необходимости обязательного прохождения профилактических обследований

В разработке и подготовке материала активно принимали участие обучающиеся, так как данная тематика представляет для них интерес не только в познавательном аспекте, но и является частью дополнительных знаний, которые они будут использовать в своей учебной деятельности.

Методическая разработка содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;
  2. Цель и задачи классного часа;
  3. Этапы подготовки мероприятия;
  4. Хронологическая карта классного часа;
  5. Необходимое оснащение;
  6. Список участников и организаторов мероприятия;
  7. Место и время проведения классного часа;
  8. Список рекомендуемой литературы;
  9. Перечень приложений.

Данная методическая разработка содержит необходимую и достаточную информацию для подготовки и проведения классного часа, по теме «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным».

Методическая разработка классного часа может быть рекомендована к использованию при проведении классных часов по безопасности пациентов в группах нового набора.

Рецензент:                                     ГБПОУ  ДЗМ  «Медицинский колледж №7»

№ п\п

Содержание

Стр.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Пояснительная записка

Цель и задачи

Этапы подготовки мероприятия

Хронологическая карта  

Необходимое оснащение

Список участников и организаторов мероприятия

Место и время проведения

Сценарий

Список рекомендуемой литературы

Перечень приложений

5

7

8

10

10

10

11

11

22

22

1. Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения классного часа, к «Всемирному дню безопасности пациентов», по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Тема классного часа: «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным».

Актуальность выбора темы связана с тем, что, ежедневно умирает около 810 женщин по определенным причинам, связанными с беременностью и родами, которые можно предотвратить. Кроме того, каждый день умирает около 6700 новорожденных, что составляет 47% всех случаев смерти детей в возрасте до 5 лет. В дополнение к этому каждый год регистрируется порядка 2 миллионов случаев мертворождения, причем более 40% – непосредственно во время родов. Эта проблема усугубилась в условиях пандемии COVID-19, которая привела к перебоям в предоставлении базовой медицинской помощи вследствие прерывания цепочек снабжения, отсутствия у женщин возможности получать необходимую медицинскую помощь и нехватки квалифицированных специалистов здравоохранения.

В большинстве случаев мертворождений, смертей матерей и новорожденных можно избежать посредством обеспечения предоставления безопасной и качественной помощи квалифицированными медицинскими работниками, для которых в свою очередь созданы благоприятные условия труда.

Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

В методической разработке представлен примерный сценарий проведения классного часа с указанием целей и задач, этапов подготовки, списком рекомендованной литературы по теме «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным» и перечнем необходимого технического оснащения.

2. Цель и задачи классного часа

  Цели:

  1. Информирование обучающихся о безопасности пациентов при оказании медицинской помощи.
  2. Воспитание у студентов необходимых личностно-профессиональных
  3. качеств медицинского работника: умение осознавать ответственность за жизнь пациента.
  4. Развитие навыков самостоятельной работы.
  5. Привитие необходимости обязательного прохождения профилактических обследований.

        Задачи:

  • формирование основ здорового образа жизни;
  • развитие сообразительности, смекалки, воображения;
  • воспитание потребности личного участия в мероприятиях, посвященных важнейшим календарным датам, связанных с охраной здоровья людей;
  • формирование у студентов общих компетенций, включающих готовность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

3. Этапы подготовки к классному часу, театрализованному мероприятию

I. Подготовительный этап:

Преподаватель:

-  выбирает тему, определяют основную концепцию мероприятия и его      актуальность;

- знакомят студентов с выбранной проблемой, формируют у них познавательный интерес к данной теме;

-  формулирует цели и задачи классного часа;

- формирует группу студентов, которые будут участвовать в подготовке и проведении классного часа;

-  составляет план и график работы подготовки мероприятия.  

II. Работа над написанием сценария

Студенты:

- изучают специальную литературу, интернет - ресурсы, подбирают аудио и видеоматериалы по выбранной теме.

Преподаватель:

- помогает в отборе информации;

- формирует специфические навыки анализа и синтеза;

- наблюдает, консультирует и направляет.

Преподаватель совместно со студентами:

 - анализирует полученные данные и составляет сценарий;

-  распределяет роли участников.

III. Этап подготовки и утверждения материалов, необходимых для проведения классного часа

Преподаватель:

 - составляет методическую разработку и предоставляют её на заседании МО кураторов учебных групп для утверждения;

-  предоставляет подготовленные материалы заместителю директора за 15 дней до проведения открытого мероприятия.

IV. Репетиционный этап

Студенты:

- знакомятся с итоговым сценарием и текстом своих выступлений;

- разучивают текст;

- репетируют, готовятся к выступлению

Преподаватель:

- оказывает помощь в подготовке студентов к выступлению;

- проводит репетиции, в том числе - генеральную репетицию в актовом зале.

V этап: Проведение классного часа

4. Хронологическая карта

Планируемое время проведения классного часа - 45 минут

Этапы мероприятия

Краткое содержание

Регламент

Вступительная часть

Вступительные слова ведущих.

-приветствие ведущими присутствующих;

-знакомство их с темой классного часа.

2 минуты

Основная часть

Рассказ ведущих:

- об обеспечении безопасного оказания медицинской помощи матерям и новорожденным;

-  о снижении предотвратимых рисков;

- о мерах профилактики нанесения вреда женщинам и новорожденным.

40 минут

Заключительная часть

Заключительные слова преподавателя.

3 минуты

5. Необходимое материально – техническое и методическое оснащение для проведения открытого классного часа:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  2. Компьютерная презентация, видео - и аудиоматериалы.
  3. Микрофоны, колонки.
  4. Методическая разработка для организации и проведения классного часа

6. Организаторы и участники мероприятия

-  Щербина Е. А.  – библиотекарь ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»

- Литвиненко С.А. –– организатор мероприятия, куратор третьего курса З – 31 С

- участники мероприятия, студенты группы З-31С специальности 34.02.01 Сестринское дело

7. Дата и место проведения мероприятия

Ориентировочный срок проведения: 17.09.2021 г. 

Место проведения: актовый зал ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 7» по адресу: город Москва, Зеленоград Каштановая аллея, дом 4

8. Сценарий классного часа

Организационный момент.

        

Ход мероприятия:

Слайд 1. Заставка

Вступительная часть (2 мин)

Ведущий 1: Добрый день! 

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас на открытом классном часе, который посвящен Всемирному дню безопасности пациентов.

Ведущий 2: Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирная ассамблея здравоохранения объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

Ведущий 1: Общие цели Всемирного дня безопасности пациентов заключаются в том, чтобы расширить понимание проблемы обеспечения безопасности пациентов во всем мире, повысить уровень участия общественности в обеспечении безопасности медицинской помощи и способствовать активизации действий, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире. В основе проведения Всемирного дня безопасности пациентов лежит основополагающий принцип медицины — прежде всего, не навреди.

Слайд 2.

Основная часть – (40 мин)

Ведущий 2:  

Все стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи, и тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения:

  • нежелательные события, вызванные небезопасным оказанием медицинской помощи, являются одной из 10 основных причин смерти и инвалидности во всем мире;
  • вред, причиняемый в результате ряда нежелательных событий, можно предотвратить почти в 50% случаев;
  • во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется 4 из 10 пациентов;
  • несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25% пациентов;
  • в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий.

          О проблемах при обеспечении безопасности оказываемой медицинской    помощи свидетельствуют и результаты проверок Росздравнадзора.

Приоритетным направлением деятельности Росздравнадзора является эффективный контроль за соблюдением прав граждан на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь.

Сегодня здравоохранение имеет возможность применения кардинально новых технологий, на основе которых удается достичь успехов в лечении.

Слайд 3.

Ведущий 3: Ключевой лозунг текущего года в Российской Федерации: «Культура безопасности – ответственность каждого». Своевременно обращаться за медицинской помощью, информировать медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи. Не стесняться задавать вопросы, если вы пациент или родственник/законный представитель.

Слайд 4.

Ведущий 3: Всемирный день безопасности пациентов был учрежден в 2019 г. с целью углубления глобального понимания проблемы безопасности пациентов, расширения участия общественности в обеспечении безопасного оказания медицинской помощи.

В 2021 г. для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным» 

Цели Всемирного дня безопасности пациентов в 2021 году:

  • повысить осведомленность мировой общественности о проблеме безопасности матерей и новорожденных, особенно во время родов;
  • обеспечить участие широкого круга заинтересованных сторон и принять эффективные и инновационные стратегии, направленные на повышение безопасности матерей и новорожденных;
  • призвать все заинтересованные стороны к неотложным и систематическим действиям в интересах охвата медицинской помощью тех, кто не имеет к ней доступа, и обеспечения безопасного оказания медицинской помощи матерям и новорожденным, особенно во время родов.
  • выступать за внедрение передовой практики в местах оказания медицинской помощи с целью снижения предотвратимых рисков и профилактики нанесения вреда всем женщинам и новорожденным во время родов.

Слайд 5.

Ведущий 1: Вместе с тем, каждый этап, манипуляция, вмешательство в процессе оказания помощи имеет определенную степень безопасности (или риска). С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных манипуляций и процедур пациент должен знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.  

Факторы, угрожающие безопасности

  • Снижение защитных функций организма;
  • Нарушение схемы тела;
  • Нерешительность и противоречивость при принятии решений;
  • Высокий риск осложнений лекарственной терапии;
  • Высокий риск ИСМП;
  • Высокий риск травм и повреждений;
  • Высокий риск ожогов и переохлаждений;
  • Высокий риск поражения электрическим током во время процедур;
  • Пониженная физическая подвижность;
  • Общая слабость;
  • Недостаточная самогигиена.

Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медсестра, в первую очередь, должна ознакомить пациента с распорядком дня, режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением. С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных манипуляций и процедур пациент должен знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.        

Слайд 6.

Ведущий 1: Медицинская сестра, как и весь медицинский персонал несет ответственность за безопасность пациентов. Одним из направлений деятельности медицинской сестры при работе с беременной женщиной, является подготовка беременных к родам.

Слайд 7.

Ведущий 2: Здоровье матери во многом определяет здоровье новорожденного. Во время беременности проводятся следующие основные мероприятия по охране матери и плода:

Слайд 8.

Ведущий 2: 1. Предоставление консультаций, оказание антенатальной помощи.

Первоочередными задачами работников женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов являются: взятие женщин на учет в ранние сроки беременности; тщательное обследование и систематическое наблюдение на протяжении всего срока беременности; выявление ранних форм патологии беременности и общих заболеваний; своевременная госпитализация при отклонениях в течении беременности.

Слайд 9.

Ведущий 3: Первый дородовый патронаж проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка через десять - двенадцать дней после получения сигнала из женской консультации о постановке беременной на учет.

Задачи первого патронажа:

  • выявление факторов риска (сбор и оценка данных генеалогического, биологического и социального анамнезов);
  • прогнозирование состояния здоровья и развития будущего ребенка (группы риска);
  • проведение прогноза и профилактики гипогалактии;
  • информирование беременной о выявленном у будущего ребенка риске;

подбор рекомендаций по профилактике реализации выявленного риска (санитарно-гигиенические условия, режим дня и питание беременной женщины);

  • гигиеническое обучение и воспитание будущих родителей (пропаганда здорового образа жизни, положительный психологический настрой на рождение ребенка, формирование мотивации на длительное грудное вскармливание, посещение занятий в Школе будущих родителей);
  • определение срока второго дородового патронажа.

Слайд 10.

Ведущий 3: Медицинская сестра осуществляет патронаж беременной на дому и решает часть перечисленных задач. Это социальный патронаж, его целью является выяснение условий быта и труда будущей матери, состояния ее здоровья, наличия вредных привычек у нее и у отца будущего ребенка. Медицинская сестра обращает внимание на самочувствие беременной, сон, аппетит, дает рекомендации по режиму труда и отдыха, питанию, гигиене, ношению одежды и обуви. Особое внимание уделяется беседе с беременной, ее мужем и близкими родственниками о создании в семье спокойной, доброжелательной обстановки. По окончании патронажа медицинская сестра приглашает беременную посетить участкового педиатра, кабинет здорового ребенка в детской поликлинике и занятия в «Школе матерей», где будущая мать познакомится с правилами ухода за малышом.

Слайд 11.

Ведущий 1: Во время беременности изменяется потребность в питательных веществах. Возрастает потребность в йоде, фолиевой кислоте, железе, кальции. Доказано, что дополнительный прием фолиевой кислоты женщинами начиная с периода зачатия и во время беременности снижает риск развития дефектов центральной нервной системы плода. Поэтому необходимо проводить консультирование беременных женщин относительно изменения рациона питания.

2. Профилактика дефицита нутриентов (железо, йод, фолиевая кислота и др.) путем их дополнительного введения в пищу в виде витаминов или пищевых добавок.

     Железо входит в состав гемоглобина и обеспечивает нормальный процесс кроветворения. Особенно много железа в твороге.

     Фолиевая кислота (витамин В9) считается одним из главных витаминов для беременной женщины. Дефицит фолиевой кислоты может стать причиной ранних родов или психического недоразвития плода. С другой стороны, В9 предупреждает анемию у будущей мамы и ее ребенка, отвечает за нормальное состояние кожи и слизистых оболочек. Поэтому в рационе беременных женщин особенно в первой половине беременности обязательно должны присутствовать рыба, мясо, сырые овощи и фрукты, молочные продукты.

      Фолиевая кислота разрушается при термической обработке, однако в мясных продуктах и молоке сохраняется лучше.

      Во время беременности изменяется вес. Нормальная прибавка в весе за время беременности составляет 12-14 кг.

      Необходимо тщательно контролировать прибавку в весе. Недостаточная прибавка в весе может быть признаком гипотрофии плода. Чрезмерная прибавка (более 1 кг за неделю) может свидетельствовать о развитии ожирения или отеков у матери. И то, и другое неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья матери и будущего ребенка.

Слайд 12.

Ведущий 2: 3. Ограничение (оптимально – прекращение) курения, употребления алкоголя.

        Риск невынашивания беременности и мертворождения у курящих женщин в 2 -3 раза выше, чем у некурящих. Если женщина, будучи беременной – курит, то большая вероятность того, что ребёнок у неё родится с какими – либо дефектами.

         Беременная женщина, страдающая алкоголизмом, имеет весьма высокий риск рождения ребенка с различными дефектами и аномалиями. Для таких детей характерны черепно – лицевые дефекты, поражения сердечно – сосудистой системы, аномалии развития конечностей, а также внутриутробная и постнатальная задержка роста, веса и психического развития. Всё это результат длительного, систематического приёма алкоголя до беременности и на её протяжении.

Слайд 13.

Ведущий 2: 4. Проведение дородовой диагностики наличия/отсутствия инфекционных заболеваний, которые могут оказать влияние на здоровье плода (ИППП, цитомегаловирусная инфекция, гепатит В и др.).

5. Проведение дородовой ультразвуковой оценки развития плода.

6.При необходимости – проведение генетической оценки риска развития наследственных заболеваний.

Слайд 14.

Ведущий 3: Все указанные мероприятия проводятся с участием медицинских работников среднего звена.

Мероприятия по укреплению здоровья матерей могут быть направлены на повышение мотивации матерей на ранее обращение за помощью в женскую консультацию. Оптимально, чтобы это обращение было до наступления беременности (регулярное посещение женской консультации). Во время беременности, чем раньше женщина обратится за квалифицированной медицинской помощью, тем больше вероятность рождения здорового ребенка.

Если женщина приняла решение сохранить плод, то важно провести индивидуальную беседу о необходимости родов в медицинском учреждении.

Роды вне ЛПУ сопряжены с большим риском развития осложнений как для матери, так и для ребенка.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациентку и создать в МО такие условия, которые обеспечат пациентке безопасность на все время её пребывания. Медсестра, в первую очередь, должна ознакомить пациентку с распорядком дня, режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением.

Сестринские вмешательства, направленны на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур. Для профилактики внутрибольничного инфицирования медсестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациентки.

Обеспечение безопасности пациентки, находящейся в МО – это многогранная проблема. И далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности пациентки.

Слайд 15.

 Ведущий 1: Мероприятия по предупреждению воздействия факторов, угрожающих безопасности жизнедеятельности:

  • кровать, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова;
  • для предупреждения падений в помещениях МО не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов под ногами;
  • лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены;
  • после попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытирать, чтобы пациентки не поскользнулись на мокром полу;
  • обувь пациентки должна быть удобная, с нескользящей подошвой;
  • все средства передвижения пациентки, имеющие колеса: каталка, кресло-каталка, функциональная кровать и др. – должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств медицинская сестра должна убедиться, что они исправны. Во время пересаживания или перекладывания пациентки, тормоза должны быть зафиксированы;
  • в больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий сориентироваться в обстановке;
  • пациентке необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения;
  • при вставании или, наоборот, усаживании в ванной нельзя пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы пациентка может получить ожоги;
  • обеспечить пациентке возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры;
  • лекарственные средства и дезинфицирующие вещества хранить в местах, недоступных для пациентов.

Слайд 16.

Ведущий 2: После родов и наблюдения в медицинском учреждении, женщина и ребенок выписываются на дом.

В профилактике развития заболеваний у новорожденных большую роль играет наблюдение, которое, в том числе, осуществляется и медицинской (патронажной) сестрой. При этом медицинский работник среднего звена проводит:

  • оценку физического развития ребенка по параметрам рост/вес;
  • оценку психологического развития ребенка по началу гуления, реакции на звуки и т.д.;
  • консультирование по вопросам питания и физической активности;
  • прививки (по назначению врача).

Слайд 17.

Ведущий 2: Обеспечение рационального питания

Рациональное питание лежит в основе формирования здоровья матери и ребенка. Плохое питание и нарушения здоровья являются элементами одного «порочного круга»: нарушения питания ведут к ухудшению состояния здоровья, а ухудшение здоровья приводит к нарушению питания.

«Порочный круг» нарушения питания и здоровья

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Дети раннего возраста особенно чувствительны к последствиям неправильного питания, так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время. В период новорожденности закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. В детском возрасте формируются пищевые привычки, определяющие впоследствии здоровье и характер питания в течение всей жизни.

Нарушения питания приводит к отставанию в физическом и умственном развитии детей. Дети, получающие неполноценное питание, чаще заболевают инфекционными заболеваниями, во взрослом возрасте у них больше риск развития хронических неинфекционных заболеваний.

Слайд 18.

Ведущий 3: После рождения проводится консультирование матерей о необходимости грудного вскармливания. Оптимально, если грудное вскармливание продолжается хотя бы до 6 мес. Дети, не получающие грудного вскармливания, в 6 раз имеют более высокий риск смерти в течение первого месяца жизни, чем получающие грудное питание хотя бы частично.

Грудное вскармливание - чрезвычайно важный процесс. Состояние здоровья ребенка в течение всей его жизни во многом зависит от того, вскармливался ли он грудью, и как долго это продолжалось. Матерям, особенно в период становления процесса лактации, необходима активная поддержка, как со стороны близких, так и со стороны медицинского персонала.

На сегодняшний день нет данных о возможности передачи коронавируса через грудное молоко. Матери с COVID-19 при соблюдении специальных требований могут сцеживать грудное молоко, чтобы неинфицированный персонал кормил им новорожденных.  

        Слайд 19.

Ведущий 3: Система обеспечения безопасности при оказании помощи матерям и новорожденным в медицинских организациях.

Соблюдение правил безопасности при ведении беременности, родов и в ранний послеродовый период, включают такие аспекты, как:

  • безопасное применение лекарственных препаратов:
  • не допускается прием лекарств с истекшим сроком годности;
  • не допускается самолечение;
  • принимать только те лекарства, которые назначил лечащий врач;
  • строго соблюдать правила приема лекарственных препаратов, время приема (до или после еды), дозировка и интервалы между приемами.

Слайд 20.

           Ведущий 1: 

  • безопасное перемещение беременной пациентки:
  • подготовить площадку для перемещения;
  • выбрать оптимальный метод перемещения;
  • поставить оборудование на тормоз;
  • правильно поставить ноги, создать себе хорошую устойчивую опору в направлении движения;
  • держать пациентку как можно ближе к себе.

Слайд 21.

Ведущий 1: Безопасность при хирургических вмешательствах

Одной из проблем обеспечения безопасности пациентов является предупреждение ошибок при выборе места хирургического вмешательства.

Она решается:

  • детальным планированием операции пациента;
  • тщательной предоперационной проверкой идентификации пациента, места проведения оперативного вмешательства и правильности выбора предполагаемой процедуры;
  • правильной и надежной разметкой операционного поля;
  • установкой камер видеонаблюдения и их использованием в контроле хода диагностических и хирургических вмешательств.

Слайд 22.

Ведущий 2: Безопасность при парентеральном введении

Проведение инъекций — это самая частая работа медсестры, и хорошая техника инъекций может сделать эту манипуляцию относительно безболезненной для пациентов. Однако, техническое мастерство без понимания манипуляции подвергает пациента ненужному риску осложнений. Изначально выполнение инъекций было врачебной манипуляцией, но, с изобретением пенициллина в сороковые годы, обязанности медсестры значительно расширились (Beyea and Nicholl 1995). В настоящее время большинство медсестер выполняют эту манипуляцию автоматически.

У пациентов может быть сильная боязнь инъекций и игл, страх, беспокойство — все это значительно усиливает болезненность при инъекциях (Pollilio и Kiley 1997). Хорошая техника выполнения процедуры, адекватное информирование пациента и спокойная, уверенная медсестра — лучший путь к уменьшению болезненности манипуляции и уменьшению реакции пациента.

Медицинские сестры должны понимать, что пациенты могут даже переживать синкопальные состояния или обмороки после обычных инъекций, даже если в остальном они вполне здоровы. Нужно выяснить, было ли такое ранее, и желательно, чтобы рядом была кушетка, на которую пациент может прилечь — это уменьшает риск травм.

Если препарат введен парентерально, то «вернуть» его уже никак нельзя. Поэтому всегда надо проверять дозу, правильность назначения, и уточнять у пациента его фамилию, чтобы не перепутать назначения. Все препараты надо готовить исключительно по инструкции производителя. Все медсестры должны знать действие этих препаратов, показания к их применению, противопоказания и побочные действия. Медицинская сестра должна оценить, а можно ли вообще применять препарат у данного пациента в данное время. Необходимо нужное лекарство - нужному пациенту, в нужной дозе, в нужное время, и нужным способом — это позволит избежать медицинских ошибок.

Безопасное выполнение инъекций — одна из основных функций медицинской сестры, оно требует знания анатомии и физиологии, фармакологии, психологии, навыков общения, и практического опыта.

Слайд 23.

Ведущий 3: Радиационная безопасность.

Основные принципы обеспечения радиационной безопасности.

        Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральным законом от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

Радиационная безопасность пациентов при медицинском облучении обеспечивается:

  • обоснованием целесообразности рентгенологического исследования или лечебной процедуры;
  • оптимизацией радиационной защиты пациента.

Слайд 24.

Ведущий 3: Безопасное использование медицинского оборудования.

С началом 2020 года в силу вступили новые санитарно-эпидемиологические нормативы для содержания медучреждений. В том числе правила изменились для родильных домов и перинатальных центров.

СанПиН 2.1.7.3550-19 содержит указания по оборудованию помещений, в которых будут содержаться роженицы, и матери с детьми. Нормы и правила направлены на поддержание благоприятной для пациентов и сотрудников обстановки, обеспечивающей, в первую очередь, их безопасность.

Слайд 25.

Ведущий 2: Санитарная обработка и профилактика инфекций.

Санитарная обработка поверхностей в помещениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции (ВБИ) ИСМП.

В помещениях различных структурных подразделений акушерского стационара проводят текущие и генеральные уборки. В приемно-смотровом, родовом, обсервационном отделениях и отделении новорожденных ежедневно должна проводиться текущая уборка с применением раствора дезинфицирующего средства

Текущие уборки в помещениях проводят по режимам, обеспечивающим гибель бактериальной микрофлоры.  При дезинфекции объектов, загрязненных кровью и другими биологическими субстратами, представляющими опасность в распространении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, следует применять дезинфицирующие средства по противовирусному режиму.

Генеральные уборки в операционных блоках, родильных залах, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных проводят дезинфицирующими средствами с широким спектром антимикробного действия по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов рода Кандида.

После родов все объекты, применяемые при родах, обрабатывают с применением дезинфицирующих средств по режимам, эффективным для профилактики парентеральных вирусных гепатитов. После взвешивания и одевания новорожденного весы и пеленальный стол протирают раствором дезинфицирующего средства. Всё оборудование, используемое при оказании первичной помощи новорожденному, обеззараживают дезинфицирующими растворами по режиму, обеспечивающему гибель бактерий, вирусов и грибов.

Заключительную дезинфекцию проводят в отсутствии пациентов, при этом персонал, выполняющий обработку, должен использовать средства индивидуальной защиты.

Чтобы провести полноценную обработку всех помещений, тщательно помыть с особыми средствами все поверхности и приборы, провести ремонтные или иные мероприятия, роддома закрываются на дезинфекцию. Дезинфекция проводится по заранее разработанному графику.

Слайд 26.

Заключительная часть (3 мин)

Ведущий 1: Согласно концепции ВОЗ, обеспечение безопасности пациентов должно проводиться по нескольким направлениям:

  • профилактика медицинских ошибок и нежелательных событий;
  • выявление;
  • уменьшение последствий в случаях, когда они все-таки происходят.

Чтобы определить приоритетные цели, выявить наиболее острые проблемы, провести мониторинг изменений и оценку эффективности мероприятий, необходимо использовать методики, обладающие способностью измерить определенные характеристики медицинских ошибок и нежелательных событий, а также обеспечить устойчивость полученных результатов, чтобы периодически сравнивать их.

Заключительные слова: библиотекарь- организатор, преподаватель.

9. Список рекомендуемой литературы

1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации 01 ноября 2012г. № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)”»

2.  Проведение профилактических мероприятий: учеб. Пособие/С.И. Двойников и др.; под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2017. – 448с.: ил.

3. Клинические рекомендации: Г.М. Савельева, В.Н. Серов, Г.Т. Сухих, Акушерство и гинекология. М.: ГЭОТАР-Медиа,2016г.  

4.  Акушерство: учебник\под редакцией В.Е. Радзинского и А.М. Фукса. -

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016г.  

5. В ожидании ребенка. Руководство для будущих матерей и отцов / А. Эйзенберг, Х. Муркофф, С. Хатавей - М.: Издательство АСТ, Астрель 2016 - 608 с

6. http://www.gks.ru

10. Приложения:

1. Мультимедийная презентация

2. Необходимые   аудио и видеоматериалы, используемые в ходе классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН»

Сценарий (методическая разработка) адресован для проведения воспитательных часов,  формированию нравственных ценностей, бережного отношения к женщине, закреплению семейных устоев, особо отметить ...

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...

Методическая разработка по проведению классного часа. Сквернословие

Методическая разработка по проведению классного часа...

Методическая разработка к проведению классного часа "Россия нам дана...", посвященного Дню народного единства.

Классный час - одна из важнейших форм воспитательной работы, который формирует у молодого поколения чувство ответственности за судьбу своей Родины....

Методическая разработка для проведения классного часа "Вирус сквернословия"

Материал предназначен для классных руководителей, кураторов групп и может быть использован  в воспитательной работе по профилактике употребления обучющимися ненормативной и нецензурной  лекс...

Методическая разработка по проведению воспитательных часов для студентов СПО

Методическая разработка воспитательных часов для студентов СПО...