профилактика детских болезней
учебно-методический материал

лекции по профилактике детских болезней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика заболеваний органов дыхания у детей и подростков

1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков

К моменту рождения ребенка морфологическое строение органов дыхания несовершенно. Интенсивный рост и дифференцировка дыхательных органов продолжаются в течение первых месяцев и лет жизни. Формирование органов дыхания заканчивается в среднем к 7 годам, и в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Все дыхательные пути у ребенка имеют значительно меньшие размеры и более узкие просветы, чем у взрослого.

Особенностями морфологического строения органов дыхания у детей первых лет жизни являются в следующих данных:

  1. тонкая, нежная, легкоранимая сухая слизистая оболочка с недостаточным развитием желез, со сниженной продукцией секреторного иммуноглобулина A(SIgA) и недостаточностью сурфактанта;
  2. богатая васкуляризация подслизистого слоя, представленного преимущественно рыхлой клетчаткой и содержащего мало эластических и соединительнотканных элементов;
  3. мягкость и податливость хрящевого каркаса нижних отделов дыхательных путей, отсутствие в них и в легких эластической ткани.

Нос и носоглоточное пространствоУ детей раннего возраста нос и носоглоточное пространство малых размеров, короткие, уплощенные из-за недостаточного развития лицевого скелета. Раковины толстые, носовые ходы узкие, нижний формируется только к 4 годам. Пещеристая ткань развивается к 8 –9 годам.

Придаточные полости носаК рождению ребенка сформированы лишь гайморовы пазухи; лобная и решетчатая представляют собой незамкнутые выпячивания слизистой оболочки, оформляющиеся в виде полостей только после 2 лет, основная пазуха отсутствует. Полностью все придаточные полости носа развиваются к 12–15 годам.

Слезно-носовой каналКороткий, клапаны его недоразвиты, выходное отверстие расположено близко от угла век, что облегчает распространение инфекции из носа в конъюнктивальный мешок.

ГлоткаУ детей раннего возраста относительно широкая, небные миндалины при рождении отчетливо видны, но не выступают из-за хорошо развитых дужек. Их крипты и сосуды развиты слабо, что в какой-то мере объясняет редкие заболевания ангиной на первом году жизни. К концу первого года лимфоидная ткань миндалин, в том числе носоглоточной (аденоиды), нередко гиперплазируется, особенно у детей с диатезами. Барьерная их функция в этом возрасте низкая, как у лимфатических узлов. Разросшаяся лимфоидная ткань заселяется вирусами и микробами, образуются очаги инфекции – аденоидит и хронический тонзиллит.

Щитовидные хрящи образуют у маленьких детей тупой закругленный угол, который после 3 лет становится у мальчиков более острым. С 10 лет формируется уже характерная мужская гортань. Истинные голосовые связки у детей короче, чем у взрослых, чем и объясняется высота и тембр детского голоса.

Трахея. У детей первых месяцев жизни чаще воронкообразная, в более старшем возрасте преобладают цилиндрическая и коническая формы. Верхний конец ее расположен у новорожденных значительно выше, чем у взрослых (на уровне IV шейных позвонков), и постепенно опускается, как и уровень бифуркации трахеи (от III грудного позвонка у новорожденного до V–VI в 12–14 лет). Каркас трахеи состоит из 14–16 хрящевых полуколец, соединенных сзади фиброзной перепонкой (вместо эластической замыкающей пластины у взрослых). В перепонке содержится много мышечных волокон, сокращение или расслабление которых меняет просвет органа. Трахея ребенка очень подвижна, что наряду с меняющимся просветом и мягкостью хрящей иногда приводит к щелевидному спадению ее на выдохе (коллапс) и является причиной экспираторной одышки или грубого храпящего дыхания (врожденный стридор). Симптомы стридора обычно исчезают к 2 годам, когда хрящи становятся более плотными.

Бронхиальное деревоК моменту рождения бронхиальное дерево сформировано. Размеры бронхов интенсивно увеличиваются на первом году жизни и в пубертатном периоде. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детстве, не имеющие замыкающей эластической пластинки и соединенные фиброзной перепонкой, содержащей мышечные волокна. Хрящи бронхов очень эластичные, мягкие, пружинят и легко смещаются. Правый главный бронх является обычно почти прямым продолжением трахеи, поэтому именно в нем чаще обнаруживаются инородные тела. Бронхи, как и трахея, выстланы многорядным цилиндрическим эпителием, мерцательный аппарат которого формируется уже после рождения ребенка.

Из-за увеличения толщины подслизистого слоя и слизистой оболочки на 1 мм суммарная площадь просвета бронхов новорожденного уменьшается на 75% (у взрослого – на 19%). Активная моторика бронхов недостаточна из-за слабого развития мышц и мерцательного эпителия. Незаконченная миелинизация блуждающего нерва и недоразвитие дыхательной мускулатуры способствуют слабости кашлевого толчка у маленького ребенка; скапливающаяся в бронхиальном дереве инфицированная слизь закупоривает просветы мелких бронхов, способствует ателектазированию и инфицированию легочной ткани. функциональной особенностью бронхиального дерева маленького ребенка является недостаточное выполнение дренажной, очистительной функции.

Легкие. У ребенка, как и у взрослых, легкие имеют сегментарное строение. Сегменты отделены друг от друга узкими бороздками и прослойками соединительной ткани (дольчатое легкое). Основной структурной единицей является ацинус, но терминальные его бронхиолы заканчиваются не гроздью альвеол, как у взрослого, а мешочком (sacculus). Из «кружевных» краев последнего постепенно формируются новые альвеолы, число которых у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого. Увеличивается диаметр каждой альвеолы (0,05 мм у новорожденного, 0,12 мм в 4 –5 лет, 0,17 мм к 15 годам). Параллельно нарастает жизненная емкость легких. Межуточная ткань в легком ребенка рыхлая, богата сосудами, клетчаткой, содержит очень мало соединительнотканных и эластических волокон. В связи с этим легкие ребенка первых лет жизни более полнокровны и менее воздушны, чем у взрослого. Недоразвитие эластического каркаса легких способствует как возникновению эмфиземы, так и ателектазированию легочной ткани.

Склонность к ателектазу усиливается из-за дефицита сурфактанта, пленки, регулирующей поверхностное альвеолярное натяжение и вырабатываемой альвеолярными макрофагами. Именно этот дефицит является причиной недостаточного расправления легких у недоношенных после рождения (физиологический ателектаз).

Плевральная полостьУ ребенка она легко растяжима в связи со слабым прикреплением париетальных листков. Висцеральная плевра, особенно у новорожденных, относительно толстая, рыхлая, складчатая, содержит ворсинки, выросты, наиболее выраженные в синусах, междолевых бороздах.

Корень легкогоСостоит из крупных бронхов, сосудов и лимфатических узлов (трахеобронхиальных, бифуркационных, бронхопульмональных и вокруг крупных сосудов). Строение и функция их аналогичны периферическим лимфатическим узлам. Они легко реагируют на внедрение инфекции. В средостении помещается также вилочковая железа (тимус), которая при рождении имеет большие размеры и в норме постепенно уменьшается в течение первых двух лет жизни.

Диафрагма. В связи с особенностями грудной клетки диафрагма играет у маленького ребенка большую роль в механизме дыхания, обеспечивая глубину вдоха. Основными функционально – физиологическими особенностями органов дыхания являются: поверхностный характер дыхания; физиологическая одышка (тахипноэ), нередко неправильный ритм дыхания; напряженность процессов газообмена и легкое возникновение дыхательной недостаточности.

1. Глубина дыхания, абсолютный и относительный объемы одного дыхательного акта у ребенка значительно меньше, чем у взрослого. При крике объем дыхания увеличивается в 2 –5 раз. Абсолютная величина минутного объема дыхания меньше, чем у взрослого, а относительная (на 1 кг массы тела) – значительно больше.

2. Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок, компенсирует малый объем каждого дыхательного акта и обеспечивает кислородом организм ребенка. Неустойчивость ритма и короткие (на 3 – 5 мин) остановки дыхания (апноэ) у новорожденных и недоношенных связаны с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра и гипоксией его. Ингаляции кислорода обычно ликвидируют дыхательную аритмию у этих детей.

3. Газообмен у детей осуществляется более энергично, чем у взрослых, благодаря богатой васкуляризации легких, скорости кровотока, высокой диффузионной способности. В то же время функция внешнего дыхания у маленького ребенка нарушается очень быстро из-за недостаточных экскурсий легких и расправления альвеол.

Частота дыхания ребенка новорожденного – 40 – 60 в 1 мин, годовалого – 30 –35, 5 – 6 лет –20 –25, 10 лет – 18 – 20, взрослого – 16 – 18 в 1 мин.

Перкуторный тон у здорового ребенка первых лет жизни, как правило, высокий, ясный, со слегка коробочным оттенком. При крике он может меняться – до отчетливого тимпанита на максимальном вдохе и укорочения на выдохе.

Выслушиваемые нормальные дыхательные шумы зависят от возраста: до года у здорового ребенка дыхание ослабленное везикулярное в связи с его поверхностным характером; в возрасте 2 – 7 лет выслушивается пуэрильное (детское) дыхание, более отчетливое, с относительно более громким и длинным (1/2 от вдоха) выдохом. У детей школьного возраста и подростков дыхание такое же, как у взрослых, – везикулярное.

2. Заболевания органов дыхания

К факторам, определяющим характер патологического процесса, относят:

  • Возбудители инфекционных болезней;
  • Химические и физические агенты.

В первой группе ведущую роль отводят таким возбудителям, как пневмококки, стрептококки, стафилококки, микобактерии туберкулеза, вирусы гриппа, группа морфологически и клинически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания.

Болезни и травмы органов дыхания могут возникать при контакте с бытовыми аллергенами, пыльцой растений. Травмам могут послужить профессиональные факторы, к примеру, электросварка – соли никеля, испарения стали; попадание инородного тела.

В целом, заболевания органов дыхательной системы классифицируют на группы, в зависимости от причины их возникновения:

  • Инфекционные. Попадая в организм, патогенный фактор вызывает воспалительный процесс (пневмония, бронхит);
  • Аллергические. Реакция организма на контакт с аллергеном (бронхиальная астма);
  • Аутоиммунные. Зачастую относятся к наследственным разрушениям органов и тканей под действием собственной иммунной системы (муковисцидоз, идеопатический гемосидероз легких).

Рассматривая причины возникновения заболевания дыхательной системы человека, нельзя не отметить нынешний образ жизни: курение, злоупотребление алкоголем, трудоголизм. Большинство проводят рабочие дни в непроветриваемых помещениях, переполненных людьми, и дышат воздухом из кондиционеров. Неправильно организованный режим дня способствует снижению защитных функций организма, провоцируя развитие аллергических, инфекционно-воспалительных недугов органов дыхания.

Болезни органов дыхания занимают ведущее место среди патологий, развивающихся в детском возрасте. Организм ребенка так же, как и взрослый может столкнуться с инфекционными возбудителями, которые размножаются в слизистых оболочках дыхательных путей, вызывая разнообразные виды недугов. Рассмотрим основные болезни органов дыхания у детей.

Ринит – воспалительный процесс в слизистой оболочке носовых пазух. Выделяют три формы:

  • острая;
  • хроническая;
  • аллергическая.

Ринит аллергического характера представляет собой нарушение тонуса сосудов слизистой носа, вызванное раздражением рефлексогенных зон под влиянием аллергенов различной природы.

Острая форма обычно проявляется на фоне респираторных инфекций (ОРВИ, корь, дифтерия и др.). Причиной появления хронической формы является длительный или периодически возникающий острый ринит.

К заболеваниям органов дыхания у детей относят трахеит, фарингит, ларингит, бронхит, которые зачастую имеют причинно-следственную связь между собой. Если трахеит сочетается с ларингитом или бронхитом – это ларинготрахеит и трахеобронхит соответственно.

Поставить диагноз и назначить грамотное лечение может только врач-педиатр.

ОРВИ при несвоевременном лечении всегда вызывают осложнения, связанные с поражением дыхательной системы, и пневмония у ребенка тоже не редкость.

Дети в младшем возрасте подвергнуты влиянию так называемых детских болезней, сопровождающиеся сбоями в органах дыхания: коклюш, дифтерия, круп.

Следует отметить, что дыхательные пути у ребенка отличаются меньшими размерами и более узкими проходами, нежели у взрослых, поэтому больше подвержены воздействию различных факторов, способствующих развитию болезни органов дыхания и их предупреждение должно быть своевременным.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Система дыхания – совокупность органов, обеспечивающих подачу кислорода в организм и имеющая собственные механизмы защиты, предотвращающие сбои в функционировании системных процессов.

Профилактика заболеваний органов дыхания – необходимая поддержка, в которой нуждаются физиологические процессы для нормального функционирования.

Профилактические действия в первую очередь заключаются в закаливании организма, и не имеет значение взрослый это или ребенок. Включает в себя ряд процедур, направленных на повышение устойчивости организма к резким перепадам температуры (переохлаждение, перегревание).

Мероприятия, связанные с мобилизацией внутренних сил человека, повышают иммунитет, вырабатывают стойкость к влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Профилактика болезней органов дыхания заключается в нехитрых общих действиях:

  • организация правильного образа жизни;
  • соблюдение рациона питания;
  • занятия спортом;
  • закаливающие процедуры;
  • дыхательная гимнастика.

Это общие рекомендации, соблюдая которые можно повысить сопротивляемость организма к воздействию внешних факторов.

Если были замечены признаки возникновения простудного недуга, дабы избежать обострений, хорошей профилактикой заболеваний дыхательной системы станут ингаляции. И совсем не обязательно часами сидеть над кастрюлей с вареной картошкой, дыша ее парами. Современные ингаляторами (небулайзеры) имеют небольшие размеры, обеспечивают распыление препарата малыми фракциями в самые отдаленные участки дыхательных путей, где и достигается наилучший результат.

Разнообразие моделей позволяет подобрать необходимое устройство, которое может стать незаменимым помощником для профилактики бронхиальной астмы, лечения бронхитов, трахеитов, ларингитов и др. В качестве лекарства используют средства, назначенные врачом или обычный физиологический раствор.

Профилактика заболеваний органов дыхания у детей заключается в своевременном и правильном лечении простудных заболеваний. То есть не стоит пренебрегать первыми симптомами проявления ОРЗ/ОРВИ, требуется обеспечить должный уход за ребенком, проветривать помещение, следовать рекомендациям врача-педиатра.

При отсутствии высокой температуры обязательно прогуливаться на свежем воздухе, организовать питьевой режим.

Лечение заболеваний органов дыхания

Недуги, которым подвергается дыхательная система человека, имеют различную природу возникновения. Очаг воспаления и его масштабы распространяются на области воздухоносных путей, легких и плевры.

Несмотря на схожесть симптоматики каждой болезни, ее правильная трактовка обеспечит постановку точного диагноза с последующим назначением комплексного лечения заболеваний органов дыхания:

  • этиотропная терапия направлена на устранение основной причины появления недуга;
  • симптоматическое лечение (снижение проявлений основных симптомов);
  • поддерживающая терапия (восстановление отдельных функций организма, нарушенных в ходе патологического процесса).

В зависимости от природы возникновения, характера протекания, масштаба поражения и возраста больного назначаются следующие виды лекарственных препаратов:

  • антибактериальные;
  • жаропонижающие;
  • муколитические;
  • бронхолитические;
  • антигистаминные;
  • мочегонные;
  • стимуляторы дыхания.

Лор-заболевания сопровождаются использованием компрессов на горло, полосканием, применением лекарств-распылителей.

Помимо этого, в комплекс мер, направленных на выздоровление, входит дыхательная гимнастика, массаж при заболеваниях органов дыхания.

Упражнения подразделяют на три основные группы:

  • динамические;
  • статические;
  • специальные.

Целью является оказание тонизирующего влияния с дальнейшей нормализацией дыхательных функций.

Массаж носа и носогубного треугольника стимулирует рефлекс, способствующий более глубокому дыханию. Массаж грудной клетки обеспечивает укрепление дыхательной мышцы, повышая ее эластичность, устраняя застойные явления.

Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания назначается в зависимости от их вида и стадии протекания.

Основные задачи:

  • активизация обменных процессов;
  • стимуляция крово- и лимфообращения;
  • устранение бронхоспазмов;
  • предотвращение прогрессирования недуга.

Мероприятия такого рода имеют и свои противопоказания, в частности гнойные процессы, сложное протекание, легочно-сердечная недостаточность. В любом случае комплексный подход к выздоровлению назначает опытный врач.

Дыхательный комплекс органов включает воздухоносные пути и респираторный отдел. В зависимости от локализации патологического процесса, выделяют три основные группы.

Классификация болезней дыхательной системы:

1. Заболевания верхних дыхательных путей

Болезни горла:

  • Ларингит;
  • Фарингит;
  • Ангина (острый тонзиллит);
  • Болезни носа и околоносовых пазух:
  • Ринит;
  • Синуситы (гайморит, фронтит, этмоидит, сфеноидит);

2. Заболевания нижних отделов дыхательных путей

  • Бронхит;
  • Бронхиальная астма;
  • Бронхоэктатическая болезнь;

3. Заболевания легких

  • Пневмония;
  • Плеврит;
  • Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

http://medportal.net/assets/images/bolezni-organov/bolezni-organov-dyhaniya/1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) "Методика профилактики гинекологических болезней крупного рогатого скота"

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) «Методика профилактики гинекологических болезней крупного рогатого скота в ООО УК «ДОН-АГРО» г. Россошь Воронежской области. Выпо...

Организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей первого года жизни

Правильная организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей,  позволит избежать тяжелых поствакцинальных осложнений и реакций., способствует снижению частоты заболеваемо...

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ и НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ. ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА.

План:1)Травмы.2)Виды травматизма.3)Профилактика травматизма.Травмой называется анатомическое и функциональное нарушение тканей и органов, возникающее в результате действия факторов внешней среды....

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: «Детские болезни»

Ребенок постоянно растет и развивается. На каждом возрастном этапе своей жизни он предстает в своем морфологическом, физическом и психологическом качестве. В процессе человеческого онтогенеза выделяет...

Рабочая тетрадь "Детские болезни. Модальные глаголы"

Рабочая тетрадь разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация и рабочей программы общеобразов...

Учебно-методический комплекс по теме «Детские болезни. Модальные глаголы»

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения аудиторных занятий по английскому языку среди студентов 3 курса, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена по специальности ...