Презентация Психологические особенности овладения профессией
презентация к уроку

Кишова Аминат Гаджиевна

Раздел Общая психология учебный материал в презентации Психологические особенности овладения профессией для студентов медицинского училища

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.8.pptx963.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Психологические особенности овладения профессией. Раздел : Общая психология ЗАНЯТИЕ №12.

Слайд 2

Цель занятия: Изучить психологическую классификацию профессий, профессиональную пригодность, фазы развития профессионала. Знать: ознакомить с типами профессий по Е.А.Климову; сформировать понятия профессиональной пригодности, профессиональной деформации личности ; рассмотреть фазы развития профессионала, индивидуальный стиль деятельности. Уметь: определить тип профессии при профотборе; выявить нарушения профессионального развития.

Слайд 3

ОК 1 . Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации ОК9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Слайд 4

Труд. Профессия. Труд – это процесс преобразования человеком окружающей действительности с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. Труд – это разновидность деятельности человека. В ходе развития общества и появления разделения труда возникли профессии. Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий : профессия, специальность, квалификация, должность и карьера. Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

Слайд 6

Классификация профессий. В настоящее время наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А.Климовым (1998). Это четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда. 1. Человек - живая природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар… 2. Человек – техника. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик… 3. Человек – человек . Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения. Примеры: продавец, парикмахер, учитель, врач… 4. Человек – знаковая система. Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: программист, математик, языковед… 5. Человек – художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, концертный исполнитель…

Слайд 7

Выбор профессии «стоит на трех китах» Хочу – личные цели, интересы, потребности Могу – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья Надо – потребности рынка труда.

Слайд 8

Понятие профессиональной пригодности, ее виды и значение. Профессиональная пригодность характеризуется совокупностью психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлимой эффективности в той или иной профессии. Основой профотбора являются конкретные нормативные характеристики профессии: 1) социальные (функции, задачи, цели); 2) операциональные (точность исполнения, временные, пространственные, логические характеристики); 3) организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда).

Слайд 9

Внутренние психологические условия профессиональной деятельности. Профессионализм следует понимать не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую многие компоненты.

Слайд 10

Фазы развития профессионала. Е.А.Климов (1998) выделяет основные фазы, стадии жизненного пути профессионала. 1. Фаза оптанта или оптации (осознанная подготовка к труду, планирование профессионального жизненного пути). Этот период примерно соответствует подростковому возрасту и ранней юности (от 11 -12 до 14-18 лет). 2. Фаза адепта. Возрастные рамки от 15-18 до 16-23 лет. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал приверженцем некоторой профессиональной общности. 3. Фаза адаптанта (привыкание молодого специалиста к работе). 4. Фаза интернала . Это уже опытный работник, который и устойчиво любит свое дело и может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. 5. Фаза мастера или мастерства. Работник обрел определенный индивидуальный стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание). 6. Фаза авторитета. Это мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами. 7. Фаза наставника. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, подражателями.

Слайд 11

Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это устойчивая индивидуально – специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности.

Слайд 13

Нарушения профессионального развития. Нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса: 1) профессиональную деятельность – выпадение отдельных звеньев в профессиональной деятельности; 2) личность профессионала – под влиянием условий труда или возраста у человека ослабевают, угасают некоторые позитивные психические качества; 3) профессиональное общение – сужение круга общения, неумение срабатываться с коллегами, несовместимость и конфликтность.

Слайд 14

А.К.Маркова (1996) выделяет следующие виды и проявления профессиональной деформации личности: 1. Состояние утомления человека в процессе труда – комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Длительное утомление без периодов восстановления приводит к : - хроническому утомлению - переутомлению. Усталость – психическое состояние при утомлении. В психологии различают различные виды утомления: физическое, умственное, эмоционально-мотивационное. 2. Монотония – негативное психическое состояние, возникающее в условиях монотонной работы. 3. Психическая напряженность – является неблагоприятным фактором в профессиональной деятельности, проявляется в результате трудных условий деятельности, конфликтов, предвосхищения неблагоприятного развития событий и сопровождается дискомфортом, тревогой, фрустрацией. В неблагоприятных условиях труда у человека могут возникать профессиональные заболевания – заболевания , вызванные неблагоприятными факторами производственной среды.

Слайд 15

Самостоятельная работа Описать профессиональный путь кого-либо из своих знакомых или родственников. Сравнительный анализ профессий системы здравоохранения с точки зрения объекта и субъекта труда.

Слайд 16

Профессиональные кризисы. Смена профессии. Одним из проявлений деформации личности являются профессиональные этические ошибки: врачебные ошибки, судебные ошибки. Например, ятрогения в медицине, когда неосторожное высказывание или действие медработника оказывает на больного отрицательное влияние, или дидактогения в школе, когда из-за авторитарных приемов учителя у учащихся развивается неприязнь к учению. Смена и потеря работы сопровождается: 1. Ситуация изменения или утраты социального статуса, ранга – в этих условиях могут активизироваться негативные характеристики человека и закладываться новые позитивные качества. 2. Ситуация вхождения в новую профессиональную среду – наблюдается при вынужденной смене работы, необходимости переучиваться, при переездах в другой город. Это может вызвать у человека профессиональный, социальный и культурный шок.

Слайд 17

Профессиональные кризисы. Смена профессии. 3. Ситуация потери работы – вызывает негативные состояния страха, утраты перспективы, которые имеют несколько фаз: - фаза неопределенности и шока; - фаза наступления субъективного облегчения и конструктивного приспособления к ситуации; - фаза утяжеления и угнетения (после 6 месяцев – нет активного поиска новой работы, разрушение жизненных привычек, целей); - фаза беспомощности и примирения, апатия; - непредсказуемые действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой ж...

статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"

Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества"

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности  развития детей в период новорожденности и младенчества"...

Социально-психологические особенности студенческого возраста

Статьтя выявляет особенности  студенческого возраста с точки зрения пчихологии и педагогики....

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...

Мотивация обучающихся на овладение профессией как фактор развития профессионального образования.

Мотивация к овладению профессии на примере одного обучающегося.Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и не...

Презентация урока по МДК04 профессия 19.01.04 Пекарь Особенности выпечки хлебобулочных изделий различного ассортимента

Для спецдисциплин. Температурный режим выпечки подового и формового хлеба и булочных изделий, Устройство оборудования для выпечки хлебе и булочных изделий. Обжарка хлеба. ...