методическая разработка практического занятия по теме: Пограничные состояния
методическая разработка

Павлова Ольга Владимировна

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП ОП.01 Здоровый человек и его окружение.

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю при изучении темы «Пограничные состояния новорожденных».

Занятие, по которому составлена методическая разработка - практическое, 2 часа. Оно включает в себя изучение пограничных состояний новорожденных детей. Подробно разбираются причины, клиническое течение, уход за новорожденным ребенком при пограничных состояниях.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций через применение на занятии приемов развития критического мышления.

Студенты выполняют задания  на  основе кластера, синквейна, что способствует повышению эффективности восприятия информации интереса к изучаемому материалу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ОП.01 Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок.

Тема занятия: «Пограничные состояния новорожденных»

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Кыштым, 2022 год

РАССМОТРЕНО:

на заседании ЦМК ОПД

Протокол №___от «____» ___2022 г.

Председатель_______Т.Ф. Зорина

Утверждаю

Зам. директора по УВР

______И.В. Пасхина

«______» _____2022 г.

Автор:     Павлова Ольга Владимировна,  преподаватель высшей категории

Рецензент:

Удалова Александра Николаевна, методист КФ ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Сумарокова Светлана Ивановна, участковый фельдшер детской поликлиники, ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым

Содержание

Методическое пояснение…………………………………………………………..4

Мотивация темы ……………………………………………………………………5

Методическая цель занятия ………………………………………………………6

Междисциплинарные связи ………………………………………………………7

Внутридисциплинарные связи ……………………………………………………8

Формируемые ОК, ПК ……………………………………………………………10

Внеаудиторная работа ……………………………………………………………11

Хронологическая карта занятия …………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………..16

Приложения …….. ………………………………………………………………..17

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП ОП.01 Здоровый человек и его окружение.

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю при изучении темы «Пограничные состояния новорожденных».

Занятие, по которому составлена методическая разработка - практическое, 2 часа. Оно включает в себя изучение пограничных состояний новорожденных детей. Подробно разбираются причины, клиническое течение, уход за новорожденным ребенком при пограничных состояниях.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций через применение на занятии приемов развития критического мышления.

Студенты выполняют задания  на  основе кластера, синквейна, что способствует повышению эффективности восприятия информации интереса к изучаемому материалу.

Критическое мышление развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности медицинского работника:  способность работать целенаправленно и продуктивно;  способность принимать решения;  способность к аргументированию принятых решений; способность проявлять инициативу;

Критическое мышление есть мышление оценочное и рефлексивное, являющееся главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание. Данный тип мышления необходим для будущей профессиональной деятельности медицинского работника, т.к. на всех этапах лечения требуется использование таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение.

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Пограничные состояния новорожденных – это физиологические реакции, отражающие естественную адаптацию организма новорожденного к новым условиям жизни в неонатальном периоде. Они расцениваются как переходные, транзиторные, которые сохраняются не дольше 3-х недель и представляют для этого возраста физиологическую норму.

Сразу после рождения ребенок попадает в совершенно иные условия существования, нежели те, что окружали его весь период внутриутробного развития. Организм крохи вынужден адаптироваться к значительно более низкой температурной среде; воспринимать зрительные, слуховые и тактильные раздражители; приспосабливаться к новому типу дыхания, питания и выделения и т. д., что ведет к развитию изменений в различных системах организма, т. е. пограничных состояний новорожденных.

В большинстве случаев пограничные состояния новорожденных самостоятельно исчезают к концу неонатального периода и требуют правильного ухода, соблюдения правил вскармливания, личной гигиены. Однако, при нарушении адаптивных возможностей организма ребенка, дефектах ухода, неблагоприятных условиях окружающей среды физиологические процессы могут перерастать в патологические состояния. Медицинским работникам среднего звена необходимо знать физиологические нормы, научиться правилам ухода за новорожденным, тактике ведения ребенка в этом периоде.

Методическая цель занятия:

Формирование общих и профессиональных компетенций через применение на занятии приемов развития критического мышления

Цели занятия:

Дидактические:

  • 2 уровень усвоения: 
  • Изучение особенностей ухода при пограничных состояниях новорожденных (ОК 1; ОК 5; ПК 1.1,)
  • Формирование умений проведения диагностики пограничных состояний и ухода за новорожденным ребенком (ПК1.1)

3 уровень усвоения:

  • Выполнение манипуляций по уходу за новорожденным ребенком (ПК1.1)

Развивающие:

  1. Развитие у студентов клинического и логического мышления (ОК 1, ОК 3)
  2. Развитие чувства ответственности к избранной профессии, профессиональной аккуратности, исполнительности, (ОК 1, ОК 6, ОК 8, ПК 1.1)
  3. Развитие профессиональной наблюдательности (ОК 3, ОК 6, ПК 1.1)
  4. Развитие умения общаться с пациентами и их близкими (ОК 6, ПК 1.1)

Воспитательные:

  1. Воспитание  любви к своей профессии (ОК 1, ОК 2, ПК 1.1)
  2. Воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни (ОК 13)

Место проведения занятия:  кабинет доклинической практики

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ПМ. 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела

ПТР в нормальном дыхании, адекватном питании  и питье

ПТР пациента в физиологических отправлениях

ПТР пациента в поддержании температуры тела, безопасной окружающей среды

Сопутствующие

ОП.03Анатомия

Строение и функции печени.

Почки: Строение и функции

Строение и функции кожи

ОП. 08 Основы патологии

Нарушение терморегуляции

Защитно-приспособительные и компенсаторные реакции организма

Последующие

ПМ.01 Диагностическая деятельность

Раздел 1

Проведение методики обследования пациентов различных возрастных групп

МДК01.01

Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 1.1

Пропедевтика внутренних болезней

Проведение объективного обследования детей по системам и органам

Раздел 2

Проведение методики обследования пациентов различных возрастных групп

Тема 5.1

Диагностика детских болезней

Заболевание периода новорожденности

ПМ.02 Лечебная деятельность

Раздел 4

Организация лечебной деятельности и дифференциальной диагностики в педиатрии

МДК 02.04.

Лечение пациентов детского возраста

Проведение диф. диагностики заболеваний периода новорожденности

Внутридисциплинарные связи:

Связи

Темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Раздел 1. Здоровье. Потребности человека. Рост и развитие

«Основные потребности человека в разные возрастные периоды».

«Основные закономерности роста и развития человека».  

Последующие

Раздел 3. Здоровье семьи.

«Послеродовый период».

Оснащение

  • Компьютер
  • Экран
  • Проектор
  • Презентация

Методы обучения и методические приемы:

Методы:

1 уровень – М – объяснительно-иллюстративный;

                 МП –рассказ, беседа

                                наглядные: демонстрация презентаций, манипуляций.

2 уровень –  МП – работа по алгоритму, выполнение манипуляций, решение ситуационных задач;

3 уровень – МП –выявление проблем пациента

                 

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Уметь:

- оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;

- выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды;

- обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи

Знать:

- основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды; периоды жизнедеятельности человека;

- анатомо-физиологические и психологические особенности человека;

Формируемые ОК:

ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководством.

ОК 3- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.                                        

ОК 8- соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

ОК 13 - Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Формируемые ПК:

ПК 1.1Планирование обследования пациента разные возрастные группы

Внеаудиторная работа:

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Составить кроссворд по теме: «Новорожденный ребенок».

1

В кроссворде должно быть не менее 15 слов, с правильно составленными вопросами.

Закрепление пройденного материала

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этап

Время

Содержание

Цель

Реализация

ОК и ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационный момент

2мин.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся и аудитории к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, староста называет отсутствующих, опаздывающих, объясняет причину.

Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку. Прививать ответственность, аккуратность к себе и товарищам.

ОК 1,12

Цели и план занятия

3 мин

Сообщает тему, её актуальность, цели и план занятия.

Внимательно слушают преподавателя, записывают тему урока в тетрадь, ставят перед собой цели.

Мобилизовать внимание обучающихся на изучение и закрепление материала данной темы, вызвать познавательный интерес

ОК 1,2

Проверка домашнего задания

10 мин

Студентам заранее преподаватель дает задание: Подготовить презентации по следующим темам:

- Физиологическая убыль массы тела

- транзиторная желтуха

-транзиторная лихорадка

- гормональный криз

-мочекислый инфаркт почек

-транзиторная эритема кожи

После защиты презентаций преподаватель задает вопросы:

- Когда проявляются пограничные состояния?

- На какие сутки должны проходить пограничные состояния?

- В чем будет заключаться уход при пограничных состояниях?

- защищают презентации

-

Отвечают на вопросы преподавателя

Оценка качества домашней подготовки и степени усвоения материала.

ОК 5,

ПК 1.1

Самостоятельнаяработа студентов

60 мин

Дает задание выполнить следующие задания:

  • Вставить пропущенные слова.

  • «Кластер»

  • Решить ситуационные задачи, с элементами отработки манипуляций по уходу за новорожденным ребенком:
  • - Пеленание новорожденного ребенка

- взвешивание ребенка

-Определение физиологической потери массы тела

-Проведение утреннего туалете новорожденному

-Проведение обработки пупочной ранки

- Проведение подмывания новорожденного ребенка

На протяжении всего занятия  на экран выведена презентация с заданиями, которые выполняют студенты

Работают малыми группами. Внимательно слушают преподавателя, выполняют задания преподавателя  в тетради.

Студенты решают ситуационные задачи, отрабатывают манипуляции на фантомах.

Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся

ОК 2,3,4,6,12,13

ПК 1.1

Приложение №1

Приложение

№ 2

Приложение

№ 3

Приложение

№ 4

Закрепление материала

10 мин

Дает задание составить синквейн  «Здоровый ребенок»

Составляют «Синквейн» в тетрадях, зачитывают преподавателю

Закрепление и систематизация пройденного материала посредством написания памятки.

ПК 1.1             ОК 2,4

Итоги. Задание на дом

5 мин

Задает вопросы: понравилось занятие? Что нового узнали на занятии? Что не понятно осталось?

Подводит итоги занятия, выставляет оценки, озвучивает домашнее задание: подготовить теоретический материал по теме: Доношенный новорожденный. Учебник Д.А. Крюкова Здоровый человек и его окружение. Ростов н/Дону Феникс,2017 год стр. 80-101

Записывают в тетради

Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени достижения целей, результатов своей работы.

Систематическая домашняя подготовка к занятиям.

ОК 1, 2, 8

Приложение № 1

Задание:  Вставьте пропущенные слова:

  1. Появление желтушного окрашивание кожи и слизистых оболочек без нарушения самочувствия свойственно для…
  2. При …. обнаруживается симметричное нагрубание молочных желез
  3. Физиологическая убыль массы тела составляет … % от первоначальной массы тела
  4. Реактивная краснота кожи - …
  5. …- это переход эстрогенов матери в кровь плода
  6. …является  своеобразной аллергической реакцией кожи новорожденных
  7. ….развивается в результате неустойчивости водного обмена и несовершенства терморегуляции.
  8. … - это отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просеете мочевых канальцев
  9. Наблюдается у 100% новорожденных…
  10. Отек мошонки у мальчиков относиться к …

Приложение 1а

Задание:  Вставьте пропущенные слова:

  1. Появление желтушного окрашивание кожи и слизистых оболочек без нарушения самочувствия свойственно для транзиторной желтухи
  2. При физиологической мастопатии обнаруживается симметричное нагрубание молочных желез
  3. Физиологическая убыль массы тела составляет 10% от первоначальной массы тела
  4. Реактивная краснота кожи – транзиторная эритема 
  5. Гормональный криз- это переход эстрогенов матери в кровь плода
  6. Простая эритема является  своеобразной аллергической реакцией кожи новорожденных
  7. Транзиторная лихорадка развивается в результате неустойчивости водного обмена и несовершенства терморегуляции.
  8. Мочекислый инфаркт почек - это отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просеете мочевых канальцев
  9. Наблюдается у 100% новорожденных физиологическая убыль массы тела
  10. Отек мошонки у мальчиков относиться к гормональному кризу

Приложение № 2

Кластер «Физиологическая убыль массы тела»

Кластер «Транзиторная эритема кожи»

Кластер «Транзиторная лихорадка»

Кластер «Транзиторная желтуха»

Кластер «Гормональный криз»

Кластер «Мочекислый инфаркт почек»

Эталон

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон

Кластер «Транзиторная желтуха»

Эталон

Кластер «Мочекислый инфаркт почек»

Приложение № 3

Решите следующие ситуационные задачи по теме:

«Пограничные состояния новорожденного ребенка».

Задача № 1

Новорожденному 3 дня. Масса тела 3200 г ( при рождении была 3400 г). Общее состояние не нарушено. За сутки ребенок мочился 4 раза. Моча мутная, желто-коричневая, ярко окрашена. На пеленках остаются пятна с осадком в виде песка.

  1. Как называют такое состояние?
  2. Какова причина возникновения этого состояния?
  3. Продемонстрируйте пеленание ребенка

Задача № 2

Масса тела ребенка при рождении 3100г. срок его гестации 39 недель.

В настоящее время малышу исполнилось  3 дня. Масса тела его составляет 2800г                    

  1. Какое состояние развилось  у ребенка?
  2. Перечислите возможные причины развития этого состояния.
  3. Продемонстрируйте взвешивание ребенка первого года жизни

Задача № 3

Ребенку 4 дня. Срок  его гестации 40 недель. Масса тела при рождении 3400 г, в настоящее время составляет 2900.

1. Определите, физиологическая ли это потеря массы тела?

Задача № 4

На 4-й день жизни у новорожденного обнаружены на коже гиперемированные пятна, папулы, везикулы. На ладонях , стопах и слизистых  оболочках высыпаний нет. В последующие дни на коже появились новые элементы сыпи.

  1. О каком состоянии идет речь?                        
  2. Какова возможная причина этих проявлений?
  3. Продемонстрируйте утренний туалет новорожденного

Задача № 5

Новорожденному ребенку 3 дня. Во время утреннего обхода вы обнаружили у него желтушную окраску кожных покровов и слизистых оболочек. Общее состояние не нарушено. Печень и селезенка не увеличены. Кал и моча обычного цвета.

  1. Что случилось с ребенком?                                                        
  2. Какие признаки это подтверждают?
  3. Продемонстрируйте обработку пупочной ранки

Задача № 6

Во время пеленания новорожденного малыша (ему 4 дня) вы обнаружили симметричное увеличение молочных желез. Кожа над ними без видимых изменений. Из желез выделяется молочного цвета секрет. Наблюдает отек сосков и мошонки. Температура тела 36,7. ребенок активно сосет грудь.

  1. Назовите состояние новорожденного ребенка
  2. Какие причины могли вызвать это?
  3. Расскажите о проведение подмывания новорожденного ребенка

  1. Физиологическая убыль массы тела

Наблюдается у 100% новорожденных к 3-4 дню жизни и составляет максимально10% от первоначальной массы тела. Восстановление наступает к 7-10 дню жизни.

Причины:

  • недоедание в первые дни жизни;
  • выделение воды через кожу и легкие;
  • потери воды с мочой и стулом;
  • недостаточное потребление жидкости;
  • срыгивание околоплодных вод;
  • усыхание пупочного остатка.

Тактика:

  • раннее прикладывание к груди:
  • кормление по требованию ребенка;
  • борьба с гипогалактией;
  • контроль веса ребенка;
  1. Транзиторная  эритема кожи

Простая эритема – реактивная краснота кожи. Причина – рефлекторное паретическое расширение сосудов кожи вследствие мощеного воздействия факторов внешней среды на кожные рецепторы новорожденного. У зрелых доношенных новорожденных сохраняется несколько часов, реже 1-2 дня.

Токсическая эритема является своеобразной аллергической реакцией кожи новорожденного. В отличие от простой эритемы возникает не сразу после рождения, а на 2-5 день жизни. Проявляется в виде гиперемированные пятен, папул, везикул на всей коже, кроме ладони и стоп. Сыпь угасает через 2-3 дня. Эритема по мере угасания переходит в шелушение.

Тактика:

  • тщательный уход за кожей;
  • гигиеническая ванна с раствором калия перманганата
  1. Транзиторная лихорадка

 Развивается в результате неустойчивости водного обмена и несовершенства терморегуляции. Проявляется на 3-5 день жизни в виде лихорадки с температурой 38-39 , беспокойства, жажды, сухости слизистых и кожи.

Через  1-2 дня температура нормализуется.

Причины:

  • недостаточное количество поступления жидкости в организм;
  • высокое содержание белка в молозиве;
  • перегревание ребенка;
  • попадание эндотоксинов кишечной палочки при первичном заселении кишечника микрофлорой.

Тактика: дополнительное питье 5% глюкозы.

  1. Транзиторная желтуха –появление желтушного окрашивания кожи и слизистых без нарушения самочувствия. Проявляется на 3 сутки, достигает максимума к 4-5 дню и к 7-10 дню жизни исчезает.

Причина – сочетание, с одной стороны, недоразвитие ферментных функций печени, в которой происходит гибель и переработка эритроцитов, и с другой стороны – массивное разрушение фетальных эритроцитов. В результате такого сочетания факторов не успевший переработаться пигмент эритроцитов накапливается в коже и слизистых, окрашивая их в желтый цвет.

Тактика:

  • контроль за состоянием ребенка
  • дополнительное питье 5% глюкозы
  1. Гормональный  криз – обусловлен переходом эстрогенов матери в кровь плода в антенатальном и интронатальном периодах и поступлением их к новорожденному с молоком матери.

Может проявляться в виде:

  1. физиологической мастопатии у мальчиков и девочек. При этом у ребенка обнаруживается симметричное нагрубание молочных желез без признаков воспаления. Из сосков сожжет быть сероватое отделяемое. Проявляется на 3-4 день, достигает максимума к 7-8 дню и исчезает к концу 2-3 недели.
  2. отека мошонки у мальчиков, который тоже симметричен и проходит без лечения.
  3. десквамативного вульвовагинита у девочек. При этом появляются выделения их половой щели серовато-белого, а иногда коричневого цвета. Проявляется так же, как и отек мошонки у мальчиков, в 1-е дни жизни и к 3 дню исчезают.

  Тактика: тщательный уход за ребенком.

  1. Мочекислый инфаркт почек – это отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев.

Причины:

  • усиленный распад большого количества клеток;
  • особенности белкового обмена.

   Проявляются изменением мочи. Она становится мутной, желтовато – коричневого цвета. После высыхания такой мочи на пеленках остаются коричневые пятна и песок. Обнаруживается на 3-4 день жизни на фоне физиологической олигурии. По мере нарастания диуреза и вымывания кристаллов исчезает.

Тактика: дополнительное питье 5% глюкозы.

Перечисленные состояния названы пограничными, так как для всех систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к развитию заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме "Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей"

Методическая разработка практического занятия "Решение задач на перпедикулярность прямых и плоскостей" предназначена для учителей школ и преподавателей 1 курса учреждений СПО. Образовательные задачи д...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"

Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Коматозные состояния»

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по МДК 0302 «Реаниматология» для специальности 31. 02.01 «Лечебное дело». В разработке предложено исп...

Методическая разработка практического занятия по теме "Создание видео ролика на тему «День веб-мастера» в приложении Movie Maker"

В данной разработке представлена теоретическая часть, краткое описание программы, и практическая часть направленная на создание видеоролика по заданной теме....