Городской отрытый круглый стол "Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени"
статья

Соловьева Ирина Ефимовна

В рамках данного круглого стола был сделан доклад "Анализ результатов исследования представлений студентами колледжа образа медицинского работника будущего через профессиональную и психологическую идентичность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medrabotnik_budushchego_doklad.doc972.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

«Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени

2022г.

    Представления о психологическом портрете медицинского работника будущего невозможно без изучения мнений обучающихся и сформированности их профессиональной идентичности

    Профессиональная идентичность – это системная, многоуровневая динамическая структура, включающая потребности, интересы, установки и другие компоненты различных сфер личности. Важным фактором в процессе формирования комплексного психологического портрета медицинского работника будущего, профессиональной идентичности является психологическое сопровождение.

    Система психологического сопровождения профессионального становления и формирования профессиональной идентичности студентов в условиях учебного медицинского заведения дает им возможность приблизится к последующему самоопределению и конструированию своего жизненного пути.  

    Целью нашего исследования является изучение особенностей сознательного выбора будущими студентами-медиками профессиональных ценностей и профессиональной ориентации в процессе  этико-психологической подготовки будущего специалиста - медика.

Результатом психологической подготовки студентов –медиков должна стать сформированность гуманистического мировоззрения будущего медработника и достаточного уровня его психологической культуры.

Профессионально-психологическая культура медработника включает в себя два основных блока. Первый – результаты теоретической деятельности, а второй связан с его собственный внутренним миром.

        Между системой профессиональных ценностей и медицинской деятельностью существует четкая взаимосвязь, которая отражается в формировании мотивационной сферы и ценностных ориентаций будущего медработника. Система ценностей определяет потребности и интересы, выступая при этом одним из важнейших мотиваторов медицинской деятельности.  

   Мы предположили, что изучение образа медицинского работника будущего позволит получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности, профессиональную  идентичность. Поэтому мы поставили перед собой задачу, изучить, на какой идеал медработника ориентированы будущие специалисты системы здравоохранения.

    В ходе исследования, которое проводилось в 2022 году (январь-февраль), было опрошено 290 человек.

    Качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, позволяет констатировать, что в  содержание понятия «Медицинский работник будущего» студенты вкладывают характеристики, отражающие специфику профессиональной роли и индивидуально - психологические особенности личности.

     Эти характеристики относятся к различным сферам психологии личности: межличностно-социальной, морально-нравственной, действенно- практической, когнитивно-познавательной, потребностно-мотивационной. экзистенциально- бытийной, эмоционально-волевой.  

    Изучая результаты формирования  профессиональной идентичности студентов к будущей специальности, мы выделили следующие уровни :

- высокий уровень должен включать адекватное представление о себе как о будущем медработнике, осознающем перспективы своей будущей профессиональной деятельности и определяющем смысложизненные цели, удовлетворенность выбранной профессией, позитивное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, позитивный эмоциональный настрой, активность и креативность, направленные на приобретение профессии;

- средний уровень будет проявляться в освоении ведущих профессиональных знаний, требований к профессии, но  в нечетком осознании своих возможностей, нечетком представлении о себе как о будущем медработнике, противоречивом отношении к выбранной профессии и к профессиональным знаниям и убеждениям, в неуверенности, в не до конца осознаваемых перспективах профессиональной деятельности; 

- низкий уровень может раскрываться в недостаточном усвоении необходимых знаний и требований к профессиональной деятельности, заниженная самооценка, неуверенность, нечеткое представление о себе как о будущем медицинском работнике, непонимание перспектив и смыслов и жизненных целей в приобретении профессии медицинского работника среднего звена, равнодушное отношение к выбранной профессии, негативное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, пассивное приобретение профессии.

Будущие медицинские работники отмечают следующие качества  

Какие же качества обучающиеся выделили в межличностно-социальной сфере

По мнению студентов очень важны межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения.  Идеальный медицинский работник – это в первую очередь очень понимающий человек, который может посочувствовать другому человеку и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации. Необходимо также умение работать с коллегами, найти индивидуальный подход к пациенту.

Среднее значение уровней сформированности профессиональной ид.

Морально-нравственная  сфера        

Эта сфера включает в себя морально-нравственные состояния, действия, поступки и свойства личности. Наиболее часто студентами отмечаются такие личностные качества, как доброжелательность, интеллигентность, ответственность. Осознание того, что  медицинский работник несет ответственность за своего пациента.Среднее значение уровня сформированности качеств

К Действенно- практической сфере студенты относят проявления медицинского работника, соблюдающего все правила медицинской этики, хорошо подготовленного и с наибольшим эффектом и пользой выполняющего свою работу , как специалиста, не делающий поспешных выводов и умеющий быстро принимать правильные решения в критических ситуациях

        Среднее значение уровня сформированности профессиональной идентичности

Когнитивно-познавательная сфера

Эта сфера наполнена характеристиками, относящимися к профессиональным знаниям.  Медицинский работник«Должен в совершенстве знать специальность, обладать компетентностью во всех вопросах, иметь знания по медицине и психологии и применять их на практике».

Среднее значение сформированности профессиональной идентичности

Потребностно – мотивационная сфера

В содержание понятия «Медработник будущего» обучающиеся включают профессиональное самосовершенствование, любовь к своей профессии, полную отдачу профессии, увлеченность своим делом, ценность и уважение к собственной жизни и здоровью, к жизни пациента

Среднее значение сформированности профессиональной идентичности 

Экзистенциально- бытийная сфера

Профессиональная идентичность проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях о своей причастности ко всему, что происходит в мире, обладающий чувством самоуважения». Медицинский работник, уважающий самостоятельность других людей, понимающий, какое впечатление он оказывает на пациента и обладающий высокой самооценкой.

Уровни сформированности профессиональной идентичности

Эмоционально -  волевая сфера

Большое значение в формировании профессиональной идентичности играет  формирование качеств личности в эмоционально-волевой сфере.   Определенная  роль в понятии «медицинский работник будущего» отведена имиджу медицинского специалиста.

Уровни сформированности профессиональной идентичности

    Выводы:

Таким образом, очевидна потребность в специалисте медицинского профиля нового формата, который обладает набором профессионально-значимых качеств, соответствующих современным требованиям. Необходимо обладать достаточным уровнем знаний и умений, позволяющих переживать собственную ценность как специалиста, чувствовать сопричастность к происходящему. Наличие действенно-практически, морально-нравственных, экзистенциально-бытийных сфер позволяет достичь самоактуализации, быть успешным в своей профессиональной деятельности, внести определенный вклад в развитие медицины.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гурылева Л.В., Белозерова Л.А. Направления профилактики социально-психологической дезадаптации студентов в процессе профессионализации в вузе.Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2017.Т.8т № 12-2 с.55-61.  
  2. Дуброва В.П. Терапевтическое взаимодействие: психологические аспекты подготовки врача.Материалы VII Междунар.конф./Ред.кол.: Л.А. пергаменщик, И.А.Фурманов, Т.В. Мейкшане.Мн.. 2000.
  3. Дуброва В.П., КирпиченкоА.А. Психологизация медицинского образования: актуальность проблемы// Медицинское образование XXI века: СБ. науч. Тр. Материалы междунар. конф./ ред. Кол.: А.Н. Косинец, М.А. Никольский, Н.Ю. Коневалова, Н.С. Турина. Витебск, 2000.
  4. Каташев В.Г. Изучение учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов.М.,2016.с.94.
  5. Макоева А.Ю., Накохова Р.Р. Особенности психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена. М., 2017.с210.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологический портрет личности.

Тема: «Социально-психологический портрет личности». Цель:   изучить свои доминирующие черты характера, типологических особенностей личности и наличие профессиональных особенностей...

Творчество К Васильева сквозь призму музыки

Материал о творчестве К.Васильева...

Спицин Юрий Сергеевич КОНЦЕПЦИИ О ВОСПИТАНИИ В ИСПАНИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕН

Аннотация: В статье раскрывается значимость теоретического обоснования и практической реализации идей гражданского воспитания  на исторических основах и традициях Испании. Определены и охарактери...

Экологический альманах "Рекреационные объекты луганщины сквозь призму времени"

Существует множество способов активизации познавательной деятельности студентов. Изучение истории родного края – один из множества факторов, способствующих повышению интереса к изучаемой дисципл...

Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени» 2022 г.

В марте 2022 года организационным коммитетом, в составе которого я входила было подготовлено городское меториятие.17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ состоялся Городской открытый круглый стол «Медици...

Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени»

17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» состоялся Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени». Актуальность т...

Групповой проект "Взгляд сквозь призму"

Проект затрагивает тему проблем со зрением....