"Недоношенный новорожденный"
методическая разработка

Татьяна Олеговна Кузьмичёва

Методическая разработка для преподавателя, по дисциплине "Здоровый человек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_no_2_fo.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

                                                                                               

                                                                                             Рассмотрено и одобрено

                                                                                             на заседании ЦМК медико-                                                                                                                            

                                                                                             профилактической деятельности

                                                                                             Протокол №______от_____2023   г.

                                                                                             Председатель ЦМК Кириченко И.Я.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для преподавателя

Тема: «Недоношенный новорожденный»

По учебной дисциплине ОП.07 ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

31.02.01 Лечебное дело

Курск – 2023

Тема: «Недоношенный новорожденный»

 

1 Тип занятия: занятие закрепления знаний, освоения умений.

2 Место проведения, продолжительность занятия: кабинет доклинической практики.

Продолжительность занятия – 6 ч.

3 Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, практические методы обучения (решение ситуационных задач, ролевые и организационно-деятельностные игры (с использованием приемов: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков); метод стимулирования мотивации к учению (создание ситуации успеха в учении).

4 Цели занятия:

- образовательная осуществлять уход за недоношенным новорожденным,  

-развивающая (ориентирована на развитие творческих способностей обучающихся ходе решения практических задач;)

способствовать развитию творческих способностей обучающихся в ходе решения практических задач; обеспечить формирование у обучающихся ОК, развитие логического мышления, внутренней мотивации, умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения, делать выводы, развивать навыки учебной, самостоятельной деятельности;

-воспитательная (ориентирована на формирование личностных качеств будущего специалиста)

создать условия для формирования личностных качеств обучающихся как будущих специалистов, вовлечения в активную практическую деятельность, совершенствования навыков общения, способствовать воспитанию у обучающихся чувства ответственности за здоровье пациента и результаты своей деятельности, создать основу для воспитания навыка самоорганизации в деятельности.

5 Требования к уровню освоения дидактических единиц:

В соответствии с ПК обучающийся в ходе освоения темы должен:

Знать:

- Понятие о недоношенном ребенке

-Причины недонашивания беременности.

 -Анатомо-физиологические особенности органов и систем недоношенного новорожденного.

- Признаки недоношенности

- Степени недоношенности.

- Основные потребности недоношенного новорожденного и способы их удовлетворения.

-Особенности адаптации недоношенного новорожденного к условиям внеутробной жизни.

-Особенности течения пограничных состояний у недоношенных детей.

-Особенности ухода за недоношенным ребенком.

- Вскармливание недоношенных.

-Критерии готовности к выписке из роддома недоношенного ребенка

Уметь:

- Выявлять основные проблемы недоношенного новорожденного.

-Обучать методам ухода за недоношенным ребенком.

-Осуществлять уход за недоношенным ребенком (расчет разовой и суточной дозы пищи, выбор способа кормления, режима кормления, способа согревания (кувез, грелки) борьба с ателектазами, пользование кувезом, кормление через зонд).

- Ознакомить с правилами проведения вакцинации недоношенных.

- Выявлять факторы риска недонашивания беременности.

- Дифференцировать методы антенатальной диагностики заболеваний плода.

- Проводить беседу на тему: «Профилактика невынашивания и недонашивания беременности».

6 Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой):

ОК:

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ПК:

ПК 4.1.

Участвовать в организации и проведении диспансеризации населения фельдшерского участка различных возрастных групп и с различными заболеваниями.

ПК 4.2.

 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.3.

Осуществлять иммунопрофилактическую деятельность.

ПК 4.4.

Организовывать среду, отвечающую действующим санитарным правилам и нормам.

ПК 6.5.

Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме.

ПК 6.6

Использовать медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в работе.

7 Оснащение занятия:

  • дидактические папки: бланки нормативной документации (таблица расчета разового питания недоношенного новорожденного, бланк неонатального скрининга, национальный календарь профилактических прививок, памятки, история развития новорожденного: лист наблюдения), список компетенций, варианты тестовых заданий, ситуационные задачи, информационные материалы);
  • оборудование на рабочее место студента: фантом «Новорожденный», набор пеленок и распашонок, стерильные перчатки, ветошь, нестерильные перчатки, расходные материалы (салфетки, турунды, ватные шарики), емкость с дез. раствором, флаконы с растворами, спирт, емкости и мешки для отходов класса А и Б, грелки, бутылочки для вскармливания, питательный зонд, лотки, пинцеты, грелки.
  • оборудование кабинета педиатрии: функциональная кровать для новорожденного, пеленальный стол, манипуляционный столик.

8 План занятия (в соответствии с его типом):

Этап занятия

Продолжительность этапа

Организационный момент

3

Мотивация изучаемой темы

4

Совместное целеполагание

3

Контроль уровня знаний обучающихся (проверка домашнего задания, актуализация знаний по вопросам темы)

35

Инструктаж обучающихся по выполнению практических заданий, демонстрация выполнения преподавателем (при необходимости).

20

Самостоятельная работа обучающихся (70%)

189

Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия)

3

заполнение документации

5

Подведение итогов занятия. Выставление оценок

3

Задание на дом

5

всего

270

9 Ход занятия (в соответствии с планом занятия):

  1. Организационный момент. Преподаватель проверяет присутствие студентов на занятии, предлагает студентам проверить готовность свою, друг друга и каждого рабочего места к занятию, провести необходимую коррекцию подготовки рабочего места.
  2. Мотивация темы: Международный день недоношенных детей – отмечается ежегодно 17 ноября по всему миру, чтобы повысить осведомлённость о преждевременных родах и привлечь внимание к проблемам недоношенных детей и их семей.

Проблема недоношенности является одной из важнейших в неонатологии педиатрии в целом. Россия перешла на новые медицинские критерии рождения, в частности выхаживания плода с массой 500 г. и др. Этому способствовало совершенствование перинатальной помощи в стране, внедрение новых организационных и медицинских технологий выхаживания глубоко недоношенных младенцев. Однако здоровье детей, родившихся с очень низкой массой тела (ОНМТ) и экстремально низкой массой тела (ЭНМТ), вызывает тревогу у многих специалистов как медицинской, так и социальной сфер в связи со значительным процентом среди данной категории пациентов инвалидов, детей с тяжелыми соматическими заболеваниями, с патологией нервной системы. Одним из важнейших этапов улучшения состояния недоношенных является уход.

  1. Совместное целеполагание. Студенты, опираясь на имеющийся перечень ПК и ОК, вместе с преподавателем формулируют для себя цели занятия. Основные из них — усвоить принципы и правила организации выхаживания недоношенных новорожденных.

  1. Контроль уровня знаний студентов осуществляется путем проверки домашнего задания через решение заданий в таблице (приложение 1).

      Актуализация знаний по вопросам темы выполняется решением ситуационной задачи (приложение 2).        

  1. Инструктаж студентов по выполнению практических заданий. Преподаватель акцентирует внимание студентов на особенностях самостоятельной работы, на применение знаний по соблюдению инфекционной безопасности, на работу фельдшера по ГОСТ, СанПиН  3678-20 и алгоритмам.

Отдельное внимание следует уделять коммуникативным навыкам общения с родильницами при их обучении элементам ухода за ребенком (пеленанию разными способами), соблюдению требований СанПиН и профилактике ВБИ.

  1. Организуется работа в парах «мама с ребенком – фельдшер на патронаже (это практическая работа в микрогруппах с элементами самоанализа действий: отработка умений общаться с родильницами, оказать необходимую помощь и обучить мать уходу за недоношенным новорожденным. Обучать проведению навыков ухода за недоношенным ребенком (расчет разовой и суточной дозы пищи, способы кормления, режим кормления, способы   согревания в домашних условиях. Правила проведения вакцинации недоношенных. Самостоятельная работа студентов в динамических парах отработка манипуляций (расчет разовой и суточной дозы пищи, выбор способа кормления, режима кормления, способа согревания (кувез, грелки) борьба с ателектазами, пользование кувезом, кормление через зонд).

Самостоятельная работа студентов проводится в виде составление плана – конспекта беседы на тему: «Профилактика невынашивания и недонашивания беременности». (Приложение 3)

Преподаватель следит за деятельностью студентов, не вмешиваясь, однако фиксируя совершаемые студентами ошибки для последующего обсуждения.

По окончании работы каждого студента в паре проводится разбор ошибок и дается оценка выполненных действий.

Оценка результатов самостоятельной работы проводится в соответствии со степенью достижения целей.

  1. Рефлексия, само- и взаимооценка работы на занятии. Проводится с целью определения степени достижение цели занятия. Студенты заполняют лист рефлексии, отвечая на вопросы:

Студенты заполняют рефлексивные карты

1 На занятии я работал_____________________ активно\пассивно

2 Своей работой на занятии я_____________ доволен\ не доволен

3.Материал занятия мне был_______________ понятен \не понятен

4.Мои главные результаты ( что понял , чему научился)

8. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

8.   Преподаватель объявляет результаты деятельности студентов на занятии с учетом активности, самостоятельности, степени сформированности необходимых умений.

Выставление отметок преподавателем в журнал.

10 Приложение дидактического материала для обеспечения деятельности преподавателя и обучающихся (тесты, задачи, задания и др.).

               

Приложение № 1

Заполни таблицу

Критерии

Недоношенный новорожденный

Доношенный новорожденный

Срок гестации

Масса тела

Рост

Цвет кожных покровов

Мышечный тонус

Половые органы

Пупочное кольцо

Подкожно жировой слой

Ногтевая пластина

Рефлексы

Крик

Критерии

Недоношенный новорожденный

Доношенный новорожденный

Срок гестации

До 37 недель

После 37 недель

Масса тела

Менне 2500 гр.

Более 2500 (3600-3400)

Рост

Менее 47 см.

Более 47 (54-56см)

Цвет кожных покровов

Красная

Розовая, нежная, бархатистая

Мышечный тонус

Заметно снижен

Активные движения

Половые органы

У мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет

У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые, половая щель не зияет

Пупочное кольцо

Пупочное кольцо смещено к лону

Находится между мечевидным отростком и лонным лоном

Подкожно жировой слой

Слабо выражен

Хорошо развит

Ногтевая пластина

Недоразвитие или отсутствие

Доходит до края ногтевого ложа

Рефлексы

Снижены или отсутствуют

Хорошо вызываются

Крик

Слабый или отсутствует

Громкий

Приложение № 2

Ситуационные задачи

Задача №1

Новорожденный ребенок родился на сроке беременности – 31 недели, поступил в отделение недоношенных в возрасте 3 суток. Масса тела при рождении 1000 гр. длинна тела 39,5 см. Сосательный рефлекс отсутствует, состояние тяжелое, тепло не удерживает.

Задание:

  1. Определите степень недоношенности
  2. Подберите оптимальный способ вскармливания новорожденного и продемонстрируйте  
  3. Подберите метод дополнительного согревания новорожденного
  4. Рассчитайте суточный и разовый объем кормлений

Задача №2

Новорожденный ребенок родился на сроке беременности 36 недель, поступил в отделение недоношенных в возрасте 3 суток. Масса тела при рождении 2400 гр. длинна тела 44,5 см. Сосательный рефлекс сохранен тепло сохраняет.

Задание:

  1. Определите степень недоношенности
  2. Подберите оптимальный способ вскармливания новорожденного
  3. Подберите метод дополнительного согревания новорожденного и продемонстрируйте
  4. Рассчитайте суточный и разовый объем кормлений

Эталон ответов:

Задача №1

  1. 3 степень
  2. Способ вскармливания –через зонд
  3. Метод согревания –кувез
  4. Суточный объем кормлений -200 мл.
  5. Разовый объем -20 мл.

Задача № 2

  1. 1 степень
  2. Способ вскармливания –грудь матери
  3. Метод согревания – теплые пеленки, матрас с подогревом, лучистый источник тепла, грелки …
  4. Суточный объем кормления 312 мл.
  5. Розовый объем кормлений 30 мл.

Задача №3

При осмотре новорожденного в возрасте 2 суток получили следующие данные:

Кожные покровы ярко красного цвета, цианоз стоп, ладоней, периоральный и периорбитальный цианоз.

Дыхание смешанного типа, грудная клетка и передняя брюшная стенка синхронно участвуют в дыхании, грудина не западает, дыхание неритмичное, поверхностное, ЧДД 60 в минуту, участия в дыхании вспомогательных мышц нет, рот закрыт, хрипов не выслушивается. ЧСС 160 в минуту, сердцебиения неритмичные.

Ребенок вскармливается грудным молоком из бутылочки, сосет вяло, срыгивает нествороженным молоком. Вес 2500 г, рост 45 см. Пупочное кольцо расположено ближе к лону. Мочеиспускание свободное, моча желтого цвета, прозрачная.  Яички не опущены в мошонку. Температура 37,8°С. Двигательная активность снижена, рефлексы снижены, мышечный тонус снижен — частичное сгибание конечностей, ногти на пальцах рук и ног мягкие, не достигают краев ногтевого ложа, Спит беспокойно, часто просыпается.

Задания:

1. Проведите первичную оценку состояния новорожденного.

2. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.

3. Составьте план ухода с мотивацией.

Приложение № 3

При патронаже к беременной выяснилось: женщина 32 года (12 недель), 2 беременность, первая закончилась самопроизвольным выкидышем в связи с профессиональными вредностями (работа грузчиком на складе), на данный момент общее состояние удовлетворительное.

Задание:

Проводите беседу на тему: «Профилактика невынашивания и недонашивания беременности, методами антенатальной диагностики заболеваний плода».

Преподаватель: Кузьмичёва Т.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"

Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической  разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...

Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело

В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...

Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.

Методическая разработка учебного занятия по теме «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.» создана с целью обеспечения учебно-методической...

Роль медицинской сестры на начальном этапе жизни недоношенного ребенка.

Статья для студентов медицинского колледжа по предмету "Сестринский уход  в педиатрии"...

Электронное учебное пособие по Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Особенности сестринской деятельности по уходу за недоношенными новорожденными на амбулаторно-поликлиническом этапе выхаживания"

Методической пособие для ЭО по ДПП ПК "Особенности сестринской деятельности по уходу за недоношенными новорожденными" составлено на основании тебований Федерального закона от 21 ноября 2011 ...

Презентация "Доношенные и недоношенные новорожденные дети"

В презентации представлена характеристика доношенных и недоношенных новорожденных детей; организация лечебно-профилактической помощи детям. Описана первая помощь новорожденному в родильном зале и оцен...