Особенности психологической диагностики старшеклассников для профильного отбора в медицинские классы
статья
Предварительный просмотр:
Особенности психологической диагностики старшеклассников для профильного отбора в медицинские классы
Выбирая профиль дальнейшего обучения, старшеклассник оказывается в ситуации ответственного выбора, обоснованность которого должна быть объективной, всесторонней, сопоставимой с реальной оценкой своих способностей и вместе с тем соответствовать его интересам. Ведь выбираемая профессия не ограничивается знанием межпредметных дисциплин, обучающиеся должны обладать такими свойствами характера, морально-нравственными качествами, которые позволили бы справляться с будущей, нелегкой медицинской деятельностью в высокой степени эффективно.
Во избежание последствий неверного выбора, довольно эргономично использовать возможности диагностики, для определения психологической готовности к профессиональной деятельности старшеклассников при отборе в профильные классы.
Согласно поставленной цели, акцент диагностики делался нами на исследовании индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.
Опорой в искомом эталоне послужили устоявшиеся требования к личностным качествам медицинских работников, отраженные в научно-практической отрасли психологии – психологии труда. Медицинская деятельность предполагает необходимость присутствия таких личностных характеристик, как устойчивость к стрессовым ситуациям, достаточный уровень коммуникативных навыков, ответственность, эмоциональная устойчивость, задатки лидерства, организаторские способности, эмпатия, в морально-нравственной составляющей первостепенны гуманность, бескорыстность, добросовестность, честность.
С соответствии с целью, подобран блок надежных методик, позволяющих оценить профессионально важные личностные свойства и их соответствие выбранной деятельности. Это индивидуально-типологический опросник ИТДО Л.Н. Собчик; тестовая методика «Социальный интеллект» Г.В.Резапкиной; методика экспресс-диагностики свойств нервной системы «Теппинг-тест» Е.П.Ильиной; дифференциально-диагностический опросник ДДО Е.А. Климовой в модификации А.А, Азбель, а также анкета исследующая мотивы профессионального выбора «Мотивы выбора профессии» Е.А. Климова.
Диагностика проводилась с обучающимися 10 классов, в исследовании приняли участие 22 человека. Из 22 обследованных, у 13 человек сфера профессионального интереса выражена в области «человек-человек», что является важным условием в деятельности, связанной с обслуживанием людей, общением. При этом 8 подростков нацелены в дальнейшем получить высшее медицинское образование, из 14 человек есть те, кто все еще в процессе профессионального самоопределения и те ребята, которые свою профессиональную деятельность видят в другой сфере. У большей части испытуемых отмечается достаточный уровень стрессоустойчивости (19 ч.), но присутствует пока еще недостаточная способность управлять своими эмоциями, в основе которой, с высокой вероятностью могут быть особенности подросткового возраста. Учитывая, что способность к эмпатии является профессионально важным качеством для профессий, связанной с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением, у большей половины исследуемых (17 чел.) данный критерий развит в достаточной степени, что говорит о умение ребят ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей, сочувствовать.
Ведущим мотивом при выборе профессии у ребят (10 чел.) выступает финансовая составляющая (заработок), ориентация на потребности в финансовой защищенности и независимости, потребности в удовлетворении своих желаний и амбиций. Вопрос мотива выбора профессии остается открытым, ведь подросток не всегда осознает собственную мотивацию и личность его динамична, а значит, мотивы выбора профессии со временем могут измениться, аналогично с личностными качествами.
По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что из числа обследуемых, только у 50% испытуемых, предпрофильной выбор можно считать достаточно обоснованным, личностные особенности и мотивы в достаточной степени соответствуют профессиональному выбору. Однако, важно учитывать, что личность испытуемых все еще в процессе формирования и предполагает дальнейшее развитие, становление личностных характеристик. Соответственно, выявленные актуальные на период психологического обследования особенности не подлежат окончательному и неизмененному варианту оценки в перспективе. Для успешного выбора профильного класса необходимо учитывать, как свои интересы, способности, цели и желания, так и дополнительно провести анализ совместно с педагогами и родителями, опираясь на итоговые результаты диагностических мероприятий. Только таким образом можно организовать обучение так, чтобы оно приносило максимальную пользу и удовлетворение.
Педагоги-психологи Кармазь О.С., Огиренко Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (профильн уровень). Разработана Петрашовой В.Н.
Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (профильн уровень). Разработана Петрашовой В.Н....

Программа учебного предмета "История" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В.
Программа учебного предмета "История" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В....

Программа учебного предмета "Обществознание" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В.
Программа учебного предмета "Обществознание" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В....

Программа учебного предмета "Право", "Экономика" для 10-11 классов (профильный уровень). Разработана Ризатдиновой Р. И.
Программа учебного предмета "Право", "Экономика" для 10-11 классов (профильный уровень). Разработана Ризатдиновой Р. И....

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.
Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Выступление на семинаре "Медицинский класс в московской школе" в издательстве "Просвещение" 21.02.2024
Семинар "Медицинский класс в московской школе" в издательстве "Просвещение" 21.02.2024...

16.04.2025 года в Мелитопольском медицинском профильном колледже прошло мероприятие «Медицина России» с участием групп 1 курса ЛД-03 и СД-04.
Каждый год 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья в честь создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения. Тема Всемирного дня здоровья направлена на привлечение внимания к защите прав...
- Мне нравится (1)