Методическая разработка по теме "Медико-социальные аспекты демографии"
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по МДК.06.01 (Организация профессиональной деятельности) по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
(РУТ (МИИТ)
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия по теме
«Медико – социальные аспекты демографии»
Дисциплина: ПМ.06. МДК 06.01. Организация профессиональной деятельности
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Преподаватель: Байрамов Ш. Б.
Москва, 2025
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК
протокол от «___»_________2025 г.
№________
Председатель:
__________________ / ___________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по методической работе:
_________________М.А. Иванычева
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Аннотация
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Медико – социальные аспекты демографии в соответствии с рабочей программой по ПМ.06. МДК 06.01. Организация профессиональной деятельности для специальности 31.02.01 Лечебное дело. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Методическая разработка предназначена для преподавателей.
Автор-составитель: Байрамов Ш. Б. о., преподаватель первой квалификационной категории Медицинского колледжа РУТ (МИИТ)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………...4
2. Методический блок…………………………………………………..5
2.1. Перечень компетенций……………………………………………..5
2.2. Введение..……………………………………………………………6
2.3. Технологическая карта……………………………………………..7
3.1. Лекционный материал (опорный конспект)……………………..9
4. Контролирующий блок……………………………………………...27
4.1. Вопросы для определения исходного уровня знаний……………27
4.2. Эталоны ответов для устных вопросов…………………………..28
4.3. Тестовые задания для текущего контроля…………..………..31
4.4. Эталоны ответов на тестовые задания…..…………………….37
4.5. Критерии оценок…………………………………………………..38
5. Список литературы………………………………………………….39
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Медико-социальные аспекты демографии» в соответствии с рабочей программой по ПМ.06. МДК 06.01. Организация профессиональной деятельности для специальности 31.02.01 Лечебное дело.
На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.
Методическая разработка структурирована и содержит:
* методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, перечень компетенций согласно ФГОС, мотивация (актуальность темы), оснащение занятия, список литературы, технологическая карта;
* информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализации информации с помощью мультимедийной презентации;
* блок контроля знаний включает вопросы для определения исходного уровня знаний студентов, тестовые задания для закрепления нового материала, эталоны ответов на устные вопросы и на тестовые задания.
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.
Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Предлагаемый материал может быть использован преподавателями для проведения теоретического занятия и для более качественного усвоения информации студентами по данной теме.
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
2.1. Перечень компетенций
В результате изучения данной темы студенты должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы команды.
ПК 6.2.Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.
ПК 6.3. Вести медицинскую документацию
ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики.
ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
2.2. ВВЕДЕНИЕ
Демографический кризис в России, сопровождающийся негативными тенденциями в состоянии здоровья населения, определяет особое внимание государства к состоянию здоровья граждан. Интересы национальной безопасности России диктуют необходимость сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте. Именно поэтому здоровье населения должно быть признано высшим приоритетом государства.
В настоящее время в Российской Федерации складывается не очень благоприятная динамика демографических показателей. Численность населения РФ на 01.01.2025 г. составляет 146028325 чел., на 177675 чел. меньше чем на 01.01.2024 г. Уровень рождаемости оценивается как низкий, уровень смертности средний. Поэтому имеет место отрицательный естественный прирост населения. Основными причинами смертности в нашей стране остаются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, травмы и нечастные случаи, что является следствием нездорового образа жизни и злоупотребления психоактивными веществами – алкоголем, табаком, наркотиками. Для решения медико-социальных проблем особое значение имеет политика государства – реализация программ, направленных на создание благоприятных социальных и природных условий жизнедеятельности населения. Распоряжением Правительства РФ (от 15.03.2025 г.№ 615-Р) утверждена новая «Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года».
Новая Стратегия ориентирована на достижение 13 показателей. К примеру, ожидаемая продолжительность жизни к 2030 году должна составить 78 лет, а к 2036-му - 81 год. Младенческая смертность по плану к 2030 году будет не более 3,9 случая на 1000 детей, а к 2036 году - 3,7 случая (в 2024-м - 3,9). Суммарный коэффициент рождаемости к 2030 году составит не менее 1,6 ребенка на женщину, к 2036-му - не менее 1,8 (в 2024-м - 1,4). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении к 2030 году составит 78 лет, к 2036 году - 81 год. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни к 2030 году составит 68 лет, к 2036 году – 72 года. Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни, к 2030 году составит 13,6 процента, к 2036 году - 15 процентов. Количество многодетных семей к 2030 году составит не менее 2400 тыс., к 2036 году - не менее 2725 тыс.
2.3. Технологическая карта
Дисциплина: МДК 06.01 Организация профессиональной деятельности
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Курс IV Семестр 1
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: урок изучения нового материала
Тема: Медико – соиальные аспекты демографии
Количество часов 2
Цели занятия: Ознакомиться основными показателями медико-демографических процессов в РФ
Требования к результатам усвоения учебного материала:
Обучающиеся должны знать:
Медико-демографическую ситуацию в РФ
Основные медико-социальные проблемы населения РФ.
Проблемы заболеваемости населения болезнями сердечно-сосудистой системы, инфекционными болезнями, проблемы ВИЧ-инфицирования и т. д.
Обучающиеся должны уметь:
Объяснять медико – демографическую ситуацию в РФ
Объяснять от каких факторов зависит общественное здоровье
Пользоваться основными статистическими данными в сфере общественного здоровья.
Формируемые компетенции
ОК: ОК 1 - 13
ПК: ПК 6.1 – 6.5
Обеспечение занятия
Оборудование к занятию
- мультимедийная установка;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Методическое обеспечение: Рабочая программа, тематический план
Учебные материалы: Лекция
Учебная литература:
1. С.И. Двойников, И.А. Фомушкина, Э.О. Костюкова, В.И. Фомушкин Организационно-аналитическая деятельность: учебник/под ред. С. И. Двойникова. – Москва: Изд-во ГЭОТАР – Медиа, 2022 – 480 с. ISBN: 978-5-9704-6885-2
2. Медик В. А., Лисицин В. И. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В. А. Медик, В. И. Лисицин. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-во ГЭОТАР – Медиа, 2021 – 496 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9704-6328-4.
Межпредметные связи: ОП. 08. Общественное здоровье и здравоохранение; ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Содержание занятия
№ | Этап занятия | Содержание и методы обучения | Время (мин) |
1. | Организационный | Проверка санитарного регистрация отсутствующих. | 3 |
2. | Сообщение темы, цели и плана урока Мотивация темы. | Заполнение журнала, сообщение обучающимся темы занятия. Ознакомление с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок. Объяснение актуальности темы. | 5 |
3. | Актуализация опорных знаний. Контроль исходного уровня знаний | Проведение опроса по предыдущей теме материала, проверка домашнего задания в соответствии с ФОС | 25 |
4. | Изучение нового материала | Организация работы обучающихся для изучения новой темы посредством презентаций лекционного материала | 30 |
5. | Обобщение и закрепление изученного материала | Организация работы обучающихся для проведение тестирования с целью выяснения уровня усвоения учебного материала | 20 |
6. | Рефлексия Подведение итогов | Обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей, выставление оценок | 5 |
7. | Задание на дом | Контрольные вопросы по теме | 2 |
3. Информационный блок
3.1. Лекционный материал (опорный конспект)
Основные понятия здоровья населения
В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей. Правильно собранные статистические данные о здоровье населения служат основой для анализа и планирования оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном и муниципальном уровнях, разработки современных форм и методов работы организаций здравоохранения, контроля эффективности их деятельности.
В принятом в 1948 г. Уставе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранении) записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Исследованием здоровья населения занимается медицинская статистика - один из разделов биостатистики, изучающий основные закономерности и тенденции здоровья населения, здравоохранения с использованием методов математической статистики.
Для оценки здоровья определенной группы людей или населения в целом принято использовать следующие группы индикаторов:
- показатели медико – демографических процессов;
- показатели заболеваемости;
- показатели инвалидности;
- показатели физического здоровья.
Медико – социальные аспекты демографии
В оценке общественного здоровья важное значение имеют показатели демографических процессов, которые изучаются демографией. Демография (от греч. demos – народ, grapho – писать) – наука, которая изучает воспроизводство населения как процесс непрерывного изменения его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим. Одним из разделов этой науки является медицинская демография.
Медицинская демография изучает взаимосвязь воспроизводства населения с медико – социальными факторами и разрабатывает на этой основе меры медицинского, социального и правового характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения.
Статистическое изучение воспроизводства населения ведется в двух направлениях:
- статика населения;
- динамика населения.
Статика населения изучается по следующим основным признаком: пол, возраст, социальные группы, профессия, брачное состояние, национальность, образование, гражданство, место жительства, плотность населения на определенный (критический) момент времени.
Перепись населения – всеобщий (сплошной) учет населения, в процессе которого осуществляется сбор данных, характеризующих на определенный момент времени каждого жителя страны или административной территории.
Всего в России проводилось 9 переписей населения: первая перепись населения – в 1926 г., последняя – 2010 г. Очередную перепись планируется проводить осенью 2020 года.
На основании расчета доли лиц в возрасте 0 – 14; 15 – 49; 50 лет и старше можно определить возрастной тип населения. Различают следующие типы возрастных структур населения;
- прогрессивный:
- стационарный;
- регрессивный.
Прогрессивным считается тип населения, в котором доля детей в возрасте 0 – 14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше.
Стационарным называется тип, при котором доля детей равна доле лиц в возрасте 50 лет и старше.
Регрессивным типом принято считать население, в котором доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю детского населения.
Прогрессивный тип народонаселения обеспечивает дальнейшее увеличение численности населения, регрессивный тип угрожает нации депопуляцией. На сегодняшний день в целом по России сложился регрессивный тип населения: доля населения в возрасте 0 – 14 лет составляет 15,0%, а старше 50 лет – 31%.
Динамика населения характеризуется изменением численности и структуры населения в силу следующих основных причин:
- механическое движение населения (миграция);
- естественное движение населения.
Механическое движение населения. Под воздействием миграции меняется численность и возрастно – половой состав населения на отдельных административных территориях и в населенных пунктах. В зависимости от юридического статуса пересекаемых населением границ административных территорий различают:
- внешнюю миграцию населения;
- внутреннюю миграцию населения.
Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономико – географическими районами, населенными пунктами и т. д.
По хронологическим признакам выделяют:
- постоянную (безвозвратную) миграцию;
- временную миграцию;
- сезонную миграцию;
- маятниковую миграцию.
Естественное движение населения. Изменение численности и структуры населения в динамике происходит также из – за его естественного движения, под которым понимается совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих возобновление и смену поколения. Основными показателями естественного движения населения являются:
- рождаемость;
- смертность;
- естественный прирост населения.
Рождаемость – естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени.
Статистический учет рождений. Согласно российскому законодательству, все дети в течение месяца со дня рождения должны быть зарегистрированы в органах ЗАГСа по месту их рождения или месту жительства родителей.
Основным документом для регистрации ребенка в органах ЗАГСа является «Медицинское свидетельство о рождении» (ф. 103/у-08). При многоплодных родах «Медицинское свидетельство о рождении» заполняется на каждого ребенка в отдельности.
В сельской местности в учреждениях здравоохранения, где нет врачей, «Медицинское свидетельство о рождении» может быть выдано акушеркой или фельдшером, принимавшими роды.
В случае мертворождения или смерти ребенка в родильном доме обязательно заполняется «Медицинское свидетельство о рождении», которое предоставляется вместе с «Медицинским свидетельством о перинатальной смерти» (ф. 106-2/у-08) в органы ЗАГСа.
Статистика живорожденности. Учреждения здравоохранения осуществляют регистрацию в медицинской документации всех родившихся живыми и мертвыми, имеющих массу тела при рождении 500 г. и более. В органах ЗАГСа подлежат регистрации как живорожденные:
- родившихся живыми с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 нед. и более);
- родившихся живыми с массой тела от 500 до 999 г в тех случаях, если они прожили более 168 ч. после рождения.
Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности менее 37 нед. и имеющие признаки недоношенности.
Доношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности от 37 до 40 нед.
Переношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности от 41 до 43 нед. и имеющие признаки перезрелости.
В связи с особенностями акушерской тактики и выхаживания детей, родившихся при разных сроках гестации, целесообразно выделение следующих интервалов:
- преждевременные роды в 22 – 27 нед. (масса плода от 500 до 1000 г);
- преждевременные роды в 28 – 33 нед. (масса плода 1000 – 1800 г);
- преждевременные роды в 34 – 37 нед. (масса плода 1900 – 2500 г).
Статистические показатели рождаемости:
- общий коэффициент рождаемости;
- специальный коэффициент рождаемости (плодовитости).
Наиболее широко используемым показателем является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к среднегодовой численности населения за определенный период (чаще всего за год). Это отношение для наглядности умножается на 1000 и измеряется в промилле (%о):

Специальный коэффициент рождаемости (плодовитости) рассчитывается как отношение числа родившихся за год с среднегодовой численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) и выражается в промилле (%о):

Численность населения РФ на 01 января 2020 г. - 146745098 чел.,
на 35622 чел. (0,02%) меньше чем на 01.01.2019 г.
Смертность населения – процесс вымирания населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом смертей в конкретной популяции за определенный период времени.
Организация учета случаев смерти. В соответствии с законодательством РФ все случаи смерти подлежат регистрации в органах ЗАГСа по месту жительства умершего или по месту наступления смерти. Для регистрации случаев смерти врач или фельдшер заполняет «Медицинское свидетельство о смерти» (ф. 106/у-08), без которого выдача трупа из патологоанатомического отделения больницы или бюро судебно – медицинской экспертизы запрещается.
Статистические показатели смертности. Чтобы получить полное представление о состоянии смертности населения, рассчитывают и анализируют следующие показатели:
- общий коэффициент смертности;
- коэффициент материнской смертности;
- показатели детской смертности:
- Коэффициент младенческой смертности;
- Коэффициент перинатальной смертности;
- Коэффициент мертворождаемости;
- показатели летальности.
Общий коэффициент смертности рассчитывается как отношение общего числа умерших за год к среднегодовой численности населения. Это отношение умножается на 1000 и измеряется в промилле (%о):

Начиная с 2004 г., смертность населения сохраняет тенденцию к снижению и в 2018 г. составил 12,5 на 1000 населения (таб. 1.1.). Уровень смертности настоящее время оценивается как средний.

Помимо общего коэффициента смертности рассчитываются коэффициенты смертности от отдельных заболеваний: ишемической болезни сердца, травм и отравлений, злокачественных новообразований и др. Например, смертность от острого инфаркта миокарда исчисляется как отношение числа умерших от данного заболевания к среднегодовой численности населения и выражается в промилле (‰

Умершие в трудоспособном возрасте по полу и основным классам причин смерти 2018 г..
(в процентах от общего числа умерших соответствующего пола и возраста)
55,4 % - от болезней системы кровообращения;
43,7 % - от внешних причин смерти;
36,7 % - от новообразований;
20,3 % - от болезней органов пищеварения;
20 % - от прочих болезней;
16,7 % - от некоторых инфекционных и паразитарных болезней;
7.2 % - от болезней органов дыхания.
Материнская смертность – смерть женщины, наступившая в период беременности, независимо от ее продолжительности и локализации, или в течение 42 дней после ее окончания от какой – либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею или ее ведением, но не от нечастного случая или внезапно возникшей причины.
Коэффициент материнской смертности рассчитывается по следующей формуле и измеряется в сантимилле:

Коэффициент материнской смертности последние 18 лет снижается, в 2018 г. составил 9,1 случаев (на 100000 родившихся живыми)
Детская смертность. Показатели детской смертности характеризуют нне только состояние здоровья детского населения, но и уровень социально – экономического благополучия общества в целом.
Детская смертность имеет сложную структуру, которая определяется, в основном, причинами смерти и возрастом умерших детей. В статистике детской смертности принято выделять следующие группы показателей:
- показатели смертности детей на первом году жизни (младенческая смертность);
- показатели смертности детей в возрасте от 1 года до 17 лет включительно.
Младенческая смертность, будучи важнейшей составляющей детской смертности, рассчитывается по следующей формуле и выражается в промилле (%о)):

Смертность детей в перинатальном периоде характеризуется коэффициентом перинатальной смертности, который рассчитывается как отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа умерших в первые 168 ч жизни к числу родившихся живыми и мертвыми:

Смертность в антенатальном и интранатальном периоде в сумме дают мертворождаемость, коэффициент которой рассчитывается по следующей формуле:

Основные причины мертворождаемости в РФ: осложнения со стороны плаценты и пуповины, осложнения беременности и родов у матери, инфекции, врожденные аномалии развития плода, а также состояния матери, не связанные с настоящей беременностью.
Для регистрации смерти в перинатальном периоде заполняется «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти» (ф. 106 -2/у-08).
Заболеваемость
Заболеваемость населения является важнейшей составляющей комплексной оценки здоровья населения. Анализ заболеваемости необходим для выработки управленческих решений как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях управления системой здравоохранения. Показатели заболеваемости служат одним из критериев оценки качества работы медицинских учреждений, системы здравоохранения в целом.
Основными источниками получения информации о заболеваемости населения являются следующие:
- регистрация случаев заболеваний при обращении населения за медицинской помощью в организации здравоохранения;
- регистрация случаев заболеваний при проведении медицинских осмотров;
- регистрация случаев заболеваний и причин смерти по данным патологоанатомических и судебно – медицинских исследований.
Учет заболеваемости по данным обращаемости населения за медицинской помощью в организации здравоохранения ведется на основании разработки «Талона амбулаторного пациента» (ф. 025-6(7)/у-89; 025-10/у-97; 025-11/у-02; 025-1/у) или «Единого талона амбулаторного пациента» (ф. 025-8/у-95).
В зависимости от поставленных задач и используемых организационных технологий медицинские осмотры подразделяют на:
- предварительные медицинские осмотры;
- периодические медицинские осмотры;
- целевые медицинские осмотры.
Предварительные медицинские осмотры проводят при поступлении на работу или учебу с целью определения соответствия состояния здоровья требованиям профессии или обучения, а также выявления заболеваний, которые могут прогрессировать в условиях работы с профессиональными вредностями или в процессе учебы.
Цель периодических медицинских осмотров заключается в динамическом наблюдении за состоянием здоровья работающих в условиях воздействия профессиональных вредностей, своевременном установлении начальных признаков профессиональных заболеваний, выявлении общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными опасными веществами и производственными факторами.
Целевые медицинские осмотры проводятся, как правило, для выявления ранних форм социально-значимых заболеваний (злокачественные новообразования (ЗН), туберкулез, сахарный диабет и др.) и охватывают различные группы организованного и неорганизованного населения.
Скрининг – массовое обследование населения и выявление лиц с заболеваниями или с начальными признаками заболеваний. Основная цель скрининга – провести первичный отбор лиц, требующих углубленного обследования, консультации узких специалистов, формирования групп повышенного риска заболевания тем или иным видом патологии.
В результате проводимых медицинских осмотров рассчитывают показатель патологической пораженности:


Патологическая пораженность - все случаи заболеваний, обнаруженные на медицинских осмотрах.
Среди показателей для работающего населения выделяют заболеваемость профессиональными болезнями и заболеваемость с временной утратой трудоспособности, которые занимают особое место в статистике заболеваемости в силу большой социально-экономической значимости.
Основным нормативным документом, который используется во всех странах мира для изучения заболеваемости и причин смертности, служит МКБ. МКБ – это система группировки болезней и патологических состояний, которая пересматривается и утверждается ВОЗ примерно каждые 10 лет.
НАИМЕНОВАНИЯ КЛАССОВ ПРИЧИН СМЕРТИ,
ПРИНЯТЫХ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ И ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ СО ЗДОРОВЬЕМ, X ПЕРЕСМОТРА (1989 г.)
Класс I Некоторые инфекционные и паразитарные болезни. (Коды A00 – B99)
Класс II Новообразования. (Коды C00 – D48)
Класс III Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм. (Коды D50 – D89)
Класс IV Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. (Коды E00 – E90)
Класс V Психические расстройства и расстройства поведения. (Коды F00 – F99)
Класс VI Болезни нервной системы. (Коды G00 – G99)
Класс VII Болезни глаза и его придаточного аппарата. (Коды H00 – H59) Класс VIII Болезни уха и сосцевидного отростка. (Коды H60 – H95) Класс IX Болезни системы кровообращения. (Коды I00 – I99)
Класс Х Болезни органов дыхания. (Коды J00 – J99)
Класс XI Болезни органов пищеварения. (Коды K00 – K93)
Класс XII Болезни кожи и подкожной клетчатки. (Коды L00 – L99)
Класс XIII Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. (Коды M00–M99)
Класс XIV Болезни мочеполовой системы. (Коды N00–N99)
Класс XV Осложнения беременности, родов и послеродового периода. (Коды O00 – O99)
Класс XVI Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. (Коды P00 – P96)
Класс XVII Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения. (Коды Q00 – Q99)
Класс XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках. (Коды R00 – R99)
Класс XIX Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин. (Коды S00 – T98)
Класс XX Внешние причины смерти. (Коды V01 – Y98)
С учетом источников и методов получения данных в статистике заболеваемости рассчитывает следующие основные показатели:
- первичная заболеваемость;
- общая заболеваемость (распространенность, болезненность);
- исчерпанность (истинная) заболеваемость.
Первичная заболеваемость – это совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году зарегистрированных при обращении населения за медицинской помощью случаев заболеваний.
Показатель первичной заболеваемости рассчитывают по следующей формуле:


Уровень первичной заболеваемости взрослого населения РФ колеблется в пределах 500 – 600 %о. Уровень первичной заболеваемости детей находится в пределах 1800 – 1900 %о.
Общая заболеваемость (распространенность, болезненность) – это совокупность первичных в данном году случаев обращений населения за медицинской помощью по поводу заболеваний, выявленных как в данном, так и в предыдущие годы.
Показатель общей заболеваемости по обращаемости рассчитывается по следующей формуле:

Уровень общей заболеваемости взрослого населения РФ составляет в среднем 1300 – 1400 %о, а детского населения находится в пределах 2300 – 2400 %о.
В последнее десятилетие сохраняется тенденция роста первичной и общей заболеваемости как взрослого, так и детского населения.
Структура общей заболеваемости взрослого населения Российской Федерации (2018 г.).
25,1% - болезни органов дыхания;
15,2% - болезни органов кровообращения;
12,2% - болезни нервной системы и органов чувств;
8,2% - болезни костно – мышечной системы и соединительной ткани;
7,0% - болезни органов пищеварения;
5,4% - травмы отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
26,9% - прочие.
Инвалидность
Не все заболевания можно вылечить, поэтому в отдельных случаях болезнь приводит человека к инвалидности. Показатели инвалидности являются важным медико-социальным индикатором общественного здоровья, характеризуют экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий, уровень социально – экономического развития общества.
По оценкам ВОЗ, инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них – более 100 млн. детей. В РФ на учете в органах социальной защиты населения состоит свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн человек.
Слово инвалид происходит от латинского invalidus – слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание человека инвалидом возможно только при проведении медико – социальной экспертизы (МСЭ). Которую осуществляют федеральные государственные учреждения – бюро МСЭ. В зависимости от степени нарушения функций организма и жизнедеятельности устанавливают три группы инвалидности.
- I группа инвалидности: стойкие и значительно выраженные нарушения функций организма, обусловливающие необходимость в постоянной помощи, уходе или надзоре. В некоторых случаях инвалиды I группы могут выполнять отдельные виды труда в специально созданных условиях.
- II группа инвалидности: стойкие выраженные функциональные нарушения, которые не вызывают необходимость в постоянной посторонней помощи. Больные полностью и длительно нетрудоспособны; в отдельных случаях больным разрешают труд в специально созданных условиях или на дому.
- III группа инвалидности; стойкие и незначительно выраженные расстройства функций организма, приводящие к снижению трудоспособности. Такие больные нуждаются в изменении условий труда.
В структуре инвалидности I группа составляет 16,5%, II группа – 40,1%, III – группа 43,4% случаев.
В зависимости от обстоятельств наступления инвалидности при проведении МСЭ определяют следующие причины инвалидности.
- Инвалидность вследствие общего заболевания. Общее заболевание является наиболее частой причиной инвалидности, за исключением случаев, непосредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудовым увечьем, военной травмой и т.д.
- Инвалидность в связи с «трудовым увечьем». «Трудовое увечье» как причину инвалидности устанавливают гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья из-за несчастного случая на производстве.
- Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливают гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.
- Инвалидность с детства. Лицо в возрасте до 18 лет, признанное инвалидом, получает статус «ребенок-инвалид». При достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливают «инвалидность с детства».
- Инвалидность у бывших военнослужащих. Устанавливают при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обязанностей.
- Инвалидность вследствие радиационных катастроф. Устанавливают гражданам, инвалидность которых наступила вследствие ликвидации аварии на объектах с радиоактивной опасностью.
При наличии показаний к направлению больного на МСЭ лечебно – профилактические учреждения оформляют «Направление на МСЭ» (ф. 088/у-97).
Для анализа инвалидности рассчитывают следующие основные показатели:
- первичная инвалидность;
- структура первичной инвалидности по заболеваниям.

В 2018 г. в РФ первичная инвалидность составил 64,1 на 10 тыс. населения.

В структуре первичной инвалидности взрослого населения первое место занимают болезни системы кровообращения, далее идут, злокачественные новообразования, болезни костно – мышечной системы и соединительной ткани, травмы всех локализаций, психические расстройства, которые составляют около 80% в структуре всех причин
Численность инвалидов
(на 1 января, тысяч человек)
тыс. чел.
13400
13200
13000
12800
12600
12400
12200
12000
11800
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Физическое здоровье
Физическое здоровье является важным признаком, определяющим уровень здоровья населения. Показатели физического здоровья используют для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей.
Уровень физического здоровья населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического здоровья снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического здоровья.
Основные методы изучения физического здоровья человека:
- антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);
- антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);
- антропофизиометрия (определение физического состояния, функциональных возможностей организма).
Антропоскопию проводят на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оценивают тип телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, степень развития мускулатуры, отложения жира, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивают по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяют по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек.
Антропометрию проводят с помощью предназначенных для этого инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т. д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным относят: рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки. К дополнительным антропометрическим показателям относят: рост в положении сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагитальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.
Атропофизиометрию проводят с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.), оценивая, например, силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких (ЖЭЛ), физическую работоспособность человека и др.
Оценка физического здоровья индивидуума или группы населения осуществляется путем сравнения их показателей с региональными стандартами и определения степени отклонений от средних величин. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, а также этнические особенности во многом определяют различия физического здоровья населения.
Различные методические подходы к оценке морфологических и функциональных особенностей организма человека привели к созданию многочисленных классификаций конституциональных типов. В медицинской практике набольшее распространение получила классификация, согласно которой выделяют три основных типа телосложения:
- нормастенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;
- астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей – над длиной туловища;
- гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.
Анализ данных о тенденциях физического здоровья послужил основанием для разработки концепций акселарации (ускоренного физического развития) и ретардации (замедленного физического развития).
Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) – ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом. Процессы акселерации наиболее четко проявились во второй половине XX в.
Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы акселерационных сдвигов:
- улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);
- более интенсивная инсоляция;
- урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает центральную нервную систему и активизирует ее гонадотропные функции);
- генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и др.).
Акселерация ставит много проблем перед современной медициной и обществом:
- более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост количества «юных» матерей, абортов у несовершеннолетних и т. д.);
- необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.;
- нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией.
Процессы акселерации носят циклический характер и имеют кратковременные периоды стабилизации.
Качество жизни, связанные со здоровьем
В последние годы оценки уровня социально-экономического благополучия в обществе все чаще стали использовать понятие качество жизни как интегральную оценку индивидуумов своего положения в жизни общества, соотношения этого положения со своими целями и возможностями. Другими словами, качество жизни отражает уровень комфортности человека в обществе и базируется на следующих основных компонентах:
- условиях жизни – объективной, не зависящей от самого человека стороне его жизни (природная, социальная среда и др.);
- образе жизни – субъективной, создаваемой самим человеком стороне жизни (общественная, трудовая, физическая, интеллектуальная активность);
- удовлетворенности условиями и образом жизни.
Применительно к медицине оценка «качество жизни» связана со здоровьем как интегральная характеристика физического, психологического и социального состояния человека, основанная на его субъективном восприятии действительности.
Исследования качества жизни, связанного со здоровьем, позволяют изучить влияние заболевания и результатов его лечения на показатели качества жизни больного в целом.
Самым эффективным методом оценки качества жизни служит социологический опрос населения путем получения стандартных ответов на стандартные вопросы. Для этого используют различные опросники (анкеты). Причем, задача медицинской сестры (фельдшера, акушерки) – научиться под руководством врача правильной организации заполнения этих анкет пациентами и интерпретации полученных данных.
При изучении качества жизни, связанного со здоровьем, необходимо учитывать то обстоятельство, что имеются значительные несоответствия между показателями качества жизни, оцененными самими пациентами и «сторонними наблюдателями», например родственниками, друзьями. В первом случае, когда родные и близкие излишне драматизируют ситуацию. Срабатывает так называемый синдром телохранителя. Во втором случае проявляется «синдром благодетеля», реальный уровень качества жизни у больного завышается. Поэтому в большинстве случаев только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо в оценке его состояния.
Распространенной ошибкой служит использование показателя качества жизни, связанного со здоровьем, в качестве критерии оценки степени тяжести заболевания. Нельзя строить заключение о влиянии какого-либо метода лечения на качество жизни больного, основываясь на динамике клинических показателей. Важно помнить, что качество жизни отражает не тяжесть течения процесса, а то, как пациент воспринимает свое заболевание.
Таким образом, исследование качества жизни, связанного со здоровьем служит достаточно эффективным инструментом оценки состояния больного, планирования его лечения.
4. Контролирующий блок
4.1. Вопросы для определения исходного уровня знаний (устно).
Тема: Основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье
1. Дайте определение понятия «здоровье», сформулированного в Уставе ВОЗ.
2. Что изучает Общественное здоровье и здравоохранение как наука?
3. Перечислите основные принципы охраны здоровья населения в соответствии с ФЗ РФ №323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья о граждан в Российской Федерации».
4. Перечислите 4 уровня изучения общественного здоровья.
5. Что такое фактор риска заболевания?
6. Назовите классификацию факторов, определяющих состояние здоровье населения.
7. Назовите 5 групп здоровья, используемых для комплексной оценки здоровья отдельных пациентов и населения.
8. Что такое медицинская профилактика. Виды профилактики.
4.2. Эталоны ответов для вопросов исходного контроля
1. Дайте определение понятия «здоровье», сформулированного в Уставе ВОЗ.
В принятом в 1948 г. Уставе ВОЗ записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
2. Что изучает Общественное здоровье и здравоохранение как наука?
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.
3. Перечислите основные принципы охраны здоровья населения в соответствии с ФЗ РФ №323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья о граждан в Российской Федерации».
Основными принципами охраны здоровья населения в соответствии с Федеральным законом РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны.
4. Перечислите 4 уровня изучения общественного здоровья.
В медико – социальных исследованиях при оценке здоровья выделяют 4 уровня:
1 уровень – здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье;
2 уровень – здоровье социальных и этнических групп - групповое здоровье;
3 уровень – здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;
4 уровень – здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.
5. Что такое фактор риска заболевания?
Факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний, называются факторами риска. В отличие от непосредственных причин заболеваний (вирусы, бактерии и т. д.), факторы риска действуют опосредованно, создавая неблагоприятный фон для возникновения и развития болезней.
По мнению известного ученого академика Ю. П. Лисицына, принято считать, что здоровье на 50% и более зависит от условий и образа жизни, на 20% - от состояния (загрязнения) окружающей среды, на 20% - от генетических факторов и на 10% - от состояния здравоохранения.
6. Назовите классификацию факторов, определяющих состояние здоровье населения.
В настоящее время, принята следующая классификация факторов, определяющих состояние здоровья населения:
- социально-экономические (образ жизни, условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т. д.);
- социально-биологические (возраст, пол, наследственность и т. д.);
- эколого-климатические (состояние воздуха, воды, почвы, уровень солнечной радиации и т. д.);
- медико-организационные (качество-эффективность, доступность медико-социальной помощи и т. д.)
7. Назовите 5 групп здоровья, используемых для комплексной оценки здоровья отдельных пациентов и населения.
Для комплексной оценки здоровья отдельных пациентов и населения в целом выделяют следующие 5 групп здоровья:
I группа – здоровые;
II группа – здоровые лица, у которых отсутствует какая – либо хроническая болезнь, но наблюдаются различные функциональные отклонения, снижение иммунологической резистентности, частые острые заболевания и др.;
III группа – больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями при сохраненных, в основном, функциональных возможностях организма;
IV группа – больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями со снижением функциональных возможностей организма;
V группа – тяжелые больные, нуждающиеся в соблюдении постельного режима.
8. Что такое медицинская профилактика. Виды профилактики.
Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию.
Первичная профилактика – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных отклонений в состоянии здоровья и заболеваний. Первичная профилактика включает в себя:
- меры по снижению влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, воды, почвы, качества питания, условий труда, быта и отдыха снижение стресса и других факторов, отрицательно влияющих на качество жизни);
- меры по формированию ЗОЖ;
- меры по предупреждению профессиональных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;
- проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.
Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а также предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию.
Вторичная профилактика включает в себя:
- целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья, сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь);
- проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;
- проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.
Третичная профилактика, или реабилитация, - это комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса больного. Это достигается путем развития сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.
4.3. Тестовые задания для текущего контроля
Тема. Медико – социальные аспекты демографии
Вариант I
Инструкция. Внимательно прочитайте тестовые задания и выберите только один правильный ответ.
1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как:
а) состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции;
б) состояние организма, при котором он функционирует оптимально без признаков заболевания или какого-либо нарушения;
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;
г) гармоническое единение биологических и социальных качеств.
2. Для оценки состояния здоровья населения применяются показатели:
а) физического развития;
б) заболеваемости, инвалидности;
в) демографические, заболеваемости;
г) демографии, заболеваемости, физического развития, инвалидности.
3. Для детей какой возрастной группы определяется показатель: «Младенческая смертность»:
а) до 1-го года;
б) старше 1 месяца;
в) в первые 28 дней жизни;
г) на 2-4-й неделе жизни.
4. Основные направления демографии:
а) состав и миграция населения;
б) статика и динамика населения;
в) маятниковая и внутренняя миграция;
г) естественное и механическое движение населения.
5. Статика населения изучает:
а) миграцию в различных регионах страны;
б) плодовитость населения по полу, возрасту;
в) рождаемость, смертность и воспроизводство населения;
г) численность и состав населения по социальным и биологическим признакам.
6. Динамика населения изучает:
а) механическое и естественное движение населения;
б) естественное движение и рождаемость населения;
в) естественное движение и рождаемость населения;
г) воспроизводство населения.
7. Показатели, характеризующие естественное движении населения:
а) брачная плодовитость, общая смертность, рождаемость, патологическая пораженность;
б) естественный прирост, средняя продолжительность предстоящей жизни, заболеваемость, смертность;
в) рождаемость, смертность, естественный прирост населения, средняя продолжительность предстоящей жизни;
г) рождаемость, смертность, первичная заболеваемость, общая заболеваемость.
8. Для вычисления общего коэффициента рождаемости необходимы данные:
а) число родившихся живыми и мертвыми в данном году, число родившихся живыми в данном году;
б) число родившихся живыми в данном году, среднегодовая численность населения;
в) число родившихся живыми в данном году, число родившихся живыми в предыдущем году;
г) число родившихся живыми и мертвыми в данном году, среднегодовая численность населения.
9. Демографическая ситуация в Российской Федерации в настоящее время характеризуется:
а) увеличением естественного прироста
б) нулевым естественным приростом
в) отрицательным естественным приростом
г) демографическим взрывом
10. Первичный статистический документ, служащий источником информации о рождении:
а) история родов (ф. 096/у);
б) история развития новорожденного (ф. 097/у);
в) медицинское свидетельство о рождении (ф. 103/у);
г) индивидуальная карта беременной и родильницы (ф. 111/у).
11. Данные необходимые для вычисления общего коэффициента смертности:
а) 2/3 умерших в данном году + 1/3 умерших в предыдущем году, численность населения;
б) средняя численность населения в данном году, средняя численность населения в предыдущем году;
в) число умерших в данном году, число родившихся живыми и мертвыми в данном году, численность населения в определенном возрасте;
г) число умерших в данном году, среднегодовая численность населения.
12. Для расчета показателя структуры причин смертности необходимо знать:
а) число умерших от определенной причины за год, среднегодовую численность населения;
б) число умерших от всех причин, общее число родившихся и умерших за год;
в) общее число умерших в данном году, среднегодовую численность населения;
г) число умерших от отдельной причины за год, общее число умерших за год.
13. С помощью какого показателя можно оценить физическую работоспособность человека:
а) коэффициент становой динамометрии;
б) показатель Эрисмана;
в) индекс Кегеля;
г) проба Руфье.
14. Причины смерти, занимающие первые тир ранговых места в структуре смертности населения РФ:
а) болезни органов дыхания, болезни эндокринной системы, травмы и отравления;
б) болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления;
в) инфекционные и паразитарные болезни, новообразования, травмы и отравления;
г) болезни органов пищеварения, болезни системы кровообращения, болезни крови.
15. Назовите основные компоненты качества жизни:
а) уровень социальной обеспеченности; удовлетворенность условиями и образом жизни
б) образ жизни; уровень социальной обеспеченности
в) условия жизни; образ жизни; удовлетворенность условиями и образом жизни
г) условия жизни; уровень образования; уровень социальной обеспеченности
Тема. Медико – социальные аспекты демографии
Вариант II
Инструкция. Внимательно прочитайте тестовые задания и выберите только один правильный ответ.
1. Дайте правильное определение физического здоровья индивидуума:
а) интегральный показатель жизнедеятельности индивидуума, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды;
б) комплекс изменяющийся индивидуальных особенностей размеров частей тела, массы, силы, уровня работоспособности и других физических характеристик человека в отдельных возрастных периодах жизни индивида;
в) комплекс непрерывно происходящих в организме биологических процессов и меняющихся особенностей размеров частей тела, массы, силы, уровня работоспособности и других физических параметров человека;
г) комплекс непрерывно меняющихся физико-биологических процессов, проявлением которых являются индивидуальные антропоскопические физические характеристики человека;
2. Назовите основные методы изучения физического здоровья человека:
а) визуальные, тестовые, инструментальные, антрометрические;
б) комплексные, инструментальные, антрометрические;
в) антропоскопические, антропометрические, антропофизиометрические;
г) антропоскопические, визуальные, комплексные, тестовые.
3. Данные необходимые для расчета коэффициента младенческой смертности:
а) число умерших на 1-м месяце жизни в данном году, число родившихся живыми в данном году;
б) число умерших на 1-й неделе жизни в данном году, число родившихся живыми в данном году;
в) число умерших в на 1-м году жизни, число родившихся живыми в данном календарном году;
г) число родившихся живыми в данном году, число родившихся живыми и умершими в первые 6 дней, среднегодовая численность населения.
4. Первичный статистический документ, на основании которого изучается смертность населения:
а) медицинское свидетельство о смерти (ф. 106/у-08);
б) статистическая карта выбывшего из стационара (ф. 066/у);
в) статистический талон регистрации случая смерти (Ф. 213/у);
г) сведения о лечебно – профилактическом учреждении (ф. 30).
5. Необходимые данные для вычисления коэффициента перинатальной смертности:
а) число умерших на 1-й неделе жизни, число родившихся мертвыми, число родившихся живыми;
б) число родившихся живыми, число родившихся мертвыми, число умерших на 1-м месяце жизни;
в) число умерших на 1-й неделе жизни, общее число родившихся в данном году;
г) число родившихся живыми, число родившихся мертвыми, средняя годовая численность населения.
6. Первое место в структуре общей смертности по Российской Федерации занимают:
а) травмы
б) болезни органов кровообращения
в) болезни органов дыхания
г) онкологические заболевания
7. Для определения общего коэффициента естественного прироста
населения необходимо знать:
а) общий коэффициент рождаемости и общий коэффициент плодовитости;
б) общий коэффициент смертности и коэффициент мертворождаемости;
в) общий коэффициент смертности и общий коэффициент рождаемости;
г) общий коэффициент младенческой смертности и общий коэффициент рождаемости.
8. Для вычисления специального коэффициента рождаемости (плодовитости) необходимо знать:
а) число родившихся живыми в данном году, среднегодовую численность женщин в возрасте 15 – 49 лет;
б) число родившихся живыми в данном году у женщин в возрасте 15 – 49 лет, среднегодовую численность населения;
в) численность женщин в возрасте 15 – 49 лет, среднегодовую численность населения
г) число родившихся живыми в данном году у женщин в возрасте 15 – 49 лет, общий коэффициент младенческой смертности.
9. Назовите данные, необходимые для вычисления патологической пораженности:
а) число всех зарегистрированных заболеваний; число обратившихся за медицинской помощью;
б) число заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году; среднегодовая численность населения;
в) число заболеваний, выявленных на медицинском осмотре; число осмотренных;
г) число заболеваний, выявленных на медицинском осмотре; среднегодовая численность населения.
10. Назовите первичной статистический документ, который используется для изучения первичной инвалидности:
а) Талон амбулаторного пациента;
б) Направление на МСЭ;
в) Экстренное извещение об инвалидности;
г) Карта направления больного на МСЭ.
11. Назовите виды медицинских осмотров:
а) организованный; целевой; плановый; периодический;
б) предварительный; плановый; внеплановый;
в) предварительный; периодический; целевой;
г) целевой; плановый; организованный.
12. Назовите нормативный документ, использование которого является обязательным при статистической разработке заболеваемости и причин смертности:
а) Единая статистическая классификация болезней и случаев смерти;
б) Международная номенклатура заболеваний;
в) Международная классификация заболеваний и травм;
г) Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.
13. Назовите заболевания, занимающие первые три ранговых места в структуре инвалидности:
а) болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций, психические расстройства;
б) болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций;
в) травмы всех локализаций, ЗН, болезни органов дыхания;
г) болезни системы кровообращения, ЗН, болезни костно-мышечной системы.
14. К показателям заболеваемости относятся все перечисленные, кроме:
а) общей заболеваемости;
б) патологической пораженности;
в) первичной заболеваемости;
г) общей смертности.
15. Для расчета структуры заболеваемости необходимо знать:
а) число случаев определенного заболевания; среднегодовую численность населения;
б) число всех зарегистрированных в данном году заболеваний; среднегодовую численность населения;
в) число случаев определенного заболевания; общее число случаев всех заболеваний;
г) число заболеваний, выявленных при медосмотрах в данном году; общее число всех обращений по поводу заболеваний в данном году.
4.4. Эталоны ответов тестового контроля
Вариант I | Вариант II | ||
1 | в | 1 | а |
2 | г | 2 | в |
3 | а | 3 | г |
4 | б | 4 | а |
5 | г | 5 | а |
6 | а | 6 | б |
7 | в | 7 | в |
8 | б | 8 | а |
9 | в | 9 | в |
10 | в | 10 | б |
11 | г | 11 | в |
12 | а | 12 | г |
13 | г | 13 | а |
14 | б | 14 | г |
15 | в | 15 | в |
4.5. Критерии оценок
Тестового контроля
94 % ----- 100% (14 – 15 правильных ответов ) - 5 «отлично»
80 % ----- 93 % (12 – 13 правильных ответов ) - 4 «хорошо»
67 % ----- 79 % (10 – 11 правильных ответов ) - 3 «удовлетворительно»
66 % и менее (9 и менее правильных ответов) - 2 «неудовлетворительно»
Критерии выставления отметок за устные ответы
Оценка 5 «отлично» выставляется, если обучающийся демонстрирует:
- уверенное знание и понимание учебного материала;
- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и
привести примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;
-излагает ответы на вопросы по теме последовательно и правильно.
- соблюдение культуры устной речи.
Оценка 4 «хорошо» выставляется, если обучающийся демонстрирует:
- знание основного учебного материала;
- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и
привести примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;
- недочеты при воспроизведении ответа на вопросы по теме;
- соблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся
демонстрирует:
- знание учебного материала на уровне минимальных требований ;
- умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе
на вопросы в измененной формулировке;
- наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при
воспроизведении изученного материала;
- несоблюдение отдельных правил культуры устной речи.
Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся
демонстрирует :
- знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований,
фрагментарные представления об изученном материале;
- отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения
при ответе на вопросы;
- наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала;
- несоблюдение основных правил культуры устной речи.
5. Список литературы
Основная литература:
1. Двойников С. И. Организационно – аналитическая деятельность: [Электронный ресурс]: учебник. С. И. Двойников. М.: – ГЭОТАР – Медиа, 2022.-480 с.
2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: [Электронный ресурс]: учебник. В.А.Медик, В.И. Лисицин. М.: ГЭОТАР–Медиа, 2021.- 496с.
3. Здравоохранение в России. 2023: Стат. Сб./Росстат. – М., 2023. – 170 с.
Нормативно – правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. ( с поправ. по 2018 г.).
2.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326 – ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
Интернет ресурсы:
1 .ЭБС Консультант студента.
2. http://www.minzdrav.ru (Министерство здравоохранения РФ).
3. http://www.rospotrebnadzor.ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
4. www.consultant.ru (Правовая система Консультант плюс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"...
методическая разработка на тему "Эффективное образование, от компетентности учителя к компетенции ученика через аспекты современных инновационных технологий"
Сложный процесс освоения знаний, умений и навыков обучающихся на современном этапе предполагает наличие высоких требований к учителю, т.к. только в комплексе и сотрудничестве «компетентный учите...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Онлайн-конференция «Вызовы современной российской экономики (микроэкономический аспект) и стратегии развития российской экономической науки в условиях новой реальности»
Преподаватели/ФИО: Хуссейн Инга Джумшудовна, Некрасова Евгения ВикторовнаСпециальности: 43.02.14 «Гостиничное дело», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Экологические аспекты микробной деконтаминации в ЛПУ и быту"
Устный журнал «Экологические аспекты микробной деконтаминации» расширяет понимание обучающимися значимости проблемы биологического загрязнения окружающей среды и необходимости решения насу...

Презентация к теоретическому занятию на тему "Медико-социальные аспекты демографии"
Презентация к теоретическому занятию на тему "Медико-социальные аспекты демографии"...

Методический доклад «Психологические и физиологические аспекты работы хореографа с детским хореографическим коллективом. Выбор репертуара»
Хореографическое искусство является одним из важнейших средств воспитания широкого профиля, его специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец дает не только эстетическое и духо...
Методическая разработка для студентов по дисциплине СГ.02 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» на тему: «Этические аспекты работы медицинских специалистов»
Методическая разработка для студентов по дисциплине СГ.02 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» на тему: «Этические аспекты работы медицинских специалистов»...
