Методическое пособие "Строение зрительного анализатора"
методическая разработка
Методическое пособие предназначено для проведения теоретического занятия по теме «Строение зрительного анализатора» со студентами специальности 34.02.01 Сестринское дело. На изучение темы отводится два часа аудиторных занятий.
Анатомия и физиология человека по праву считаются важнейшими дисциплинами в любом медицинском учебном заведении. Вместе с тем, анатомия и физиология считаются одними из самых сложных по уровню освоения дисциплин. Современные инновационные средства позволяют в значительной мере повысить наглядность изучаемого материала. Использование презентаций в процессе обучения дает возможность продемонстрировать большое количество материала в виде схем, рисунков, фотографий, которые облегчают восприятие материала, вызывает интерес у студентов и повышает мотивацию к изучению предмета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для теоретического занятия по теме
«Строение зрительного анализатора»
по дисциплине
Анатомия и физиология человека
специальность
34.02.01 Сестринское дело
Москва, 2024
Разработчик:
Ферайберт И.В., преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории, Мытищинский филиал.
Методическое пособие предназначено для проведения теоретического занятия по теме «Строение зрительного анализатора» со студентами специальности 34.02.01 Сестринское дело.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 7
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 8
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………….…
.21
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………..22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие для теоретического занятия по теме «Строение зрительного анализатора» составлено в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Предназначено для студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. На изучение темы отводится два часа аудиторных занятий.
Анатомия и физиология человека по праву считаются важнейшими дисциплинами в любом медицинском учебном заведении. Вместе с тем, анатомия и физиология считаются одними из самых сложных по уровню освоения дисциплин.
Современные инновационные средства позволяют в значительной мере повысить наглядность изучаемого материала. Использование презентаций в процессе обучения дает возможность продемонстрировать большое количество материала в виде схем, рисунков, фотографий, которые облегчают восприятие материала, вызывает интерес у студентов и повышает мотивацию к изучению предмета.
На занятии используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся и реализацию приобретенных умений и навыков.
Информационно – коммуникационные технологии используются на занятии при выполнении студентами индивидуальной работы и для проведения контроля знаний.
ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ
- Цели занятия:
Методическая цель:
апробация элементов информационно-коммуникационной образовательной технологии на теоретическом занятии.
Дидактическая цель:
создание содержательных и организационных условий самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности.
Развивающая цель:
развитие познавательной деятельности обучающихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать; формирование информационной компетентности (осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития).
Воспитательная цель:
развитие навыков коммуникативного общения, совершенствование навыков работы с источниками знаний; воспитание самостоятельного мышления, пропаганда здорового образа жизни.
2. Тип учебного занятия:
комплексного применения знаний и способов деятельности
- Форма учебного занятия:
комбинированный урок
Время проведения занятия 90 минут.
КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
- Техническое оснащение (персональный компьютер, видеопроектор).
- Материальное оснащение (доска).
- Методическое оснащение (КТП, технологическая карта, методическое пособие, раздаточный материал)
- Оборудование (фантомы, муляжи, планшеты, плакаты)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Создание делового настроя. Актуализация внимания и образовательной активности | Проверка состояния кабинета к занятию, проверка внешнего вида обучающихся, фиксация отсутствующих | Организационная подготовка к занятию |
Мотивация занятия | Создание рабочей обстановки. Формирование познавательного интереса к занятию | Ознакомление с темой и целями занятия | Концентрация внимания, запись в тетрадях темы и плана занятия |
Актуализация опорных знаний | Проверочное мероприятие | Контроль исходного уровня знаний Фронтальный опрос по вопросам изучаемой темы | Дают ответы на вопросы преподавателя |
Формирование новых знаний и умений | Пояснение преподавателя по изучаемой теме с использованием презентации | Передача новых знаний | Запись конспекта |
Рефлексия, подведение итогов | Обобщение пройденного материала, выполнение тестовых заданий | Формирование положительного настроя обучающихся, выставление оценок, подведение итогов | Выполняют тестовые задания. Участвуют в подведении итогов |
Задание к следующему занятию | Пояснения по выполнению домашнего задания. Федюкович, Н.И., Анатомия и физиология человека: учебник - Ростов-на Дону, Феникс, 2021. – с. 419 -443 | Фиксация домашнего задания |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Время (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
Организационный момент | 5 | Беседа со студентами о готовности к занятию. | Дежурный студент называет дату, фамилии отсутствующих студентов, сообщает о готовности к занятию |
Мотивация занятия | 5 | Сообщение цели, задач занятия, содержания и видов деятельности. Мотивация студентов на изучение темы, запоминание основных терминов и формировании умений общаться по теме в практической деятельности медицинского работника. | Слушают рассказ преподавателя, воспринимают информацию о цели, задачах занятия, критериях оценки деятельности, вникают в ход работы и настраиваются на изучение материала. |
Актуализация опорных знаний | 15 | Устный контроль по пройденной теме. Фронтальная работа: (см. Приложение 1) | Студенты отвечают на вопросы по изучаемой теме «Строение зрительного анализатора» |
Формирование новых знаний и умений | 45 | Объяснение нового материала с использованием презентации по теме «Строение зрительного анализатора» (см. Приложение 2). | Студенты слушают объяснения преподавателя и записывают конспект лекции. |
Закрепление изученного материала | 15 | Выполнение тестовых заданий (см. Приложение 3) | Выполняют тестовые задания. После выполнения сдают преподавателю на проверку. |
Рефлексия. Итоги занятия | 5 | Подводит итоги работы, оценивает работу студентов, объясняет задание на дом. (см. Приложения 4, 5, 6) | Оценивают свою работу на занятии. Записывают задания на дом. |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для обучающихся:
- Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология человека: учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа – 2021. - 560 с.- ISBN 978-5-9704-6228-7
- Федюкович, Н.И., Анатомия и физиология человека : учебник - Ростов-на Дону, Феникс, 2021. – 573 с.: ил. – (среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-30111-1
- Сапин, М. Р. Анатомия человека : атлас : учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Клочкова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 376 с. - ISBN 978-5-9704-6577-6. - Текст: электронный//URL:http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970465776.html
- www.medcollegelib.ru Консультант студента. Электронная библиотека медицинского колледжа.
- https://youtu.be/7UfAe_aTMpA?si=QipcR1CSfkJTeg8L Видео «Спинной мозг».
Для преподавателя:
- Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 672 с.
- Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических занятий: учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7.
- Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь.
Приложение 1
Фронтальный опрос
- Что такое анализатор? Перечислите его части
- Классификация сенсорных систем
- Виды анализаторов
- Виды рецепторов
- Перечислите основные свойства рецепторов
Приложение 2
Опорный конспект
Орган зрения - глаз - важнейший из органов чувств. Он является периферической рецепторной частью зрительного анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующего зрительные ощущения и образы. Воспринимает более 90% информации внешнего мира. Глаз тесно связан с головным мозгом, из которого он развивается.
Глаз располагается в глазнице и состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.
Глазное яблоко имеет округлую форму (форму шара) с несколько выступающим передним отделом. В нем выделяют два полюса: передний и задний. Передний полюс соответствует наиболее выступающей точке роговицы, задний полюс находится латеральнеє места выхода из глазного яблока зрительного нерва. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глаза. Она равна примерно 24 мм. Расстояние от задней поверхности роговицы до сетчатки называется внутренней осью глазного яблока. Оно составляет около 22 мм. При наличии более длинной или более короткой внутренней оси возникают аномалии рефракции, на которых мы остановимся несколько позже.
Масса глазного яблока 7-8 г. Глазное яблоко состоит из трех оболочек и ядра (внутреннего ядра).
1) Наружная - фиброзная оболочка самая плотная, выполняет защитную и светопроводящую функцию. Передняя меньшая ее часть прозрачная и называется роговицей. Она имеет вид часового стекла, выпуклого спереди и вогнутого сзади. Диаметр роговицы 12 мм, толщина - около 1мм. Периферический край (лимб) роговицы как бы вставлен в передний отдел склеры, в которую переходит роговица. Роговица богата нервными окончаниями, но не содержит сосудов. Активно участвует в преломлении световых лучей. Сила ее преломления 40 диоптрий и намного превышает преломляющую способность хрусталика (в среднем 18 диоптрий). Задняя большая часть фиброзной оболочки имеет белесоватый цвет, непрозрачная и называется склерой. В ней возле лимба имеется узкий круговой канал, заполненный венозной кровью - венозный синус склеры (шлеммов канал), обеспечивающий отток водянистой влаги из передней камеры глаза. На склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.
2) Средняя - сосудистая оболочка глазного яблока содержит большое количество кровеносных сосудов, обеспечивает питание сетчатки глаза и выделение водянистой влаги. Она регулирует интенсивность светового потока и кривизну хрусталика. В сосудистой оболочке выделяют три части: переднюю - радужку, среднюю - ресничное тело, заднюю - собственно сосудистую оболочку. Радужка по форме напоминает диск, в центре которого имеется круглое отверстие - зрачок. Диаметр зрачка непостоянный: зрачок суживается при сильном освещении и расширяется в темноте, выполняя роль диафрагмы глазного яблока (от 1 до 8 мм, средняя величина зрачка - 3 мм). Радужка имеет две мышцы: сфинктер, суживающий зрачок, и дилататор, обусловливающий его расширение. Она содержит много пигментных клеток, определяющих цвет глаз (голубой, зеленовато-серый или коричневый). Кзади от радужки находится ресничное, или цилиарное, тело - круговой валик шириной около 8 мм, в толще которого находится ресничная, или аккомодационная, мышца. Сокращение ресничной мышцы передается через специальную (циннову) связку на хрусталик, и он меняет свою кривизну. Помимо участия в аккомодации глаза, ресничное тело продуцирует водянистую влагу передней и задней камер глаза и регулирует ее обмен. Собственно сосудистая оболочка, или хориоидея, составляет большую часть сосудистой оболочки и выстилает изнутри заднюю часть склеры. Она образована сосудами и соединительной тканью с пигментными клетками.
3) Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчатка (ретина) плотно прилежит к сосудистой оболочке. В сетчатке различают заднюю зрительную часть и меньшую переднюю - "слепую" часть. Зрительная сетчатка состоит из наружной пигментной части и внутренней нервной части. В последней выделяют до 10 слоев нервных клеток. Важнейшими из них являются фоторецепторы сетчатки: палочки - 130 млн. и колбочки - 7 млн., контактирующие с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Отростки ганглиозных клеток образуют зрительный нерв, место выхода которого называется диском зрительного нерва ("слепое" пятно). Световоспринимающие клетки здесь отсутствуют. Латеральнее диска зрительного нерва расположено желтоватого цвета пятно с небольшим углублением - центральной ямкой. Оно соответствует заднему полюсу глаза и является местом наилучшего видения за счет скопления здесь большого количества колбочек; палочки в этом месте отсутствуют. Палочки более чувствительны к свету; они являются аппаратом сумеречного зрения, находятся в основном на периферии сетчатки. Колбочки менее чувствительны к свету (в 500 раз меньше, чем чувствительность палочек); они являются аппаратом дневного и цветового видения.
Внутреннее ядро глаза состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела, хрусталика и водянистой влаги, наполняющей глазные камеры. Вместе эти среды составляют оптическую систему, благодаря которой попадающие в глаза лучи света фокусируются на сетчатке: на ней получается четкое изображение предметов (в уменьшенном обратном виде). Водянистая влага передней и задней камер участвует в питании роговицы и поддерживает определенное внутриглазное давление, равное в норме у человека 16-26 мм рт.ст. Передняя камера ограничена спереди роговицей, а сзади - радужкой и хрусталиком, задняя - спереди радужкой, а сзади - хрусталиком, ресничным пояском (цинновой связкой) и ресничным телом. Через отверстие зрачка обе камеры сообщаются между собой. Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, состоящую из эпителиальных клеток и их производных - хрусталиковых волокон. Расположен между радужкой и стекловидным телом. По силе преломления он является второй средой (после роговицы) оптической системы глаза (18 диоптрий). Состоит из ядра, коры и капсулы. К последней прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы хрусталик увеличивает свою кривизну, при расслаблении - он уплощается. Стекловидное тело представляет собой прозрачное желеобразное вещество, покрытое мембраной. Как и хрусталик, сосудов и нервов оно не содержит. Показатель преломления стекловидного тела, как и влаги камер, составляет примерно 1,3.
К вспомогательному аппарату глаза относятся:
1) защитные приспособления: брови, ресницы, веки;
2) слезный аппарат, включающий слезную железу и слезоотводящие пути (слезные канальцы, слезный мешок и носослезный проток);
3) двигательный аппарат включает 7 мышц: 4 прямые - верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную; 2 косые - верхнюю и нижнюю; мышцу, поднимающую верхнее веко. Все они поперечнополосатые, сокращаются произвольно.
Глаз, являясь рецепторной частью зрительного анализатора, воспринимает объекты внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. У человека световые колебания воспринимаются фоторецепторами глаза. Нервное возбуждение через проводящие (промежуточные) пути зрительного анализатора: биполярные, ганглиозные клетки, ядра таламуса, латеральных коленчатых тел или верхних холмиков четверохолмия поступает в высший корковый отдел - затылочную долю большого мозга, где возникает зрительное ощущение.
Для хорошего зрения необходимо прежде всего четкое изображение (фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке. Способность глаз к ясному видению разноудаленных предметов называется аккомодацией. Она осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности. Механизм аккомодации глаза связан с сокращением ресничной мышцы, которая изменяет выпуклость хрусталика. Преломление света в оптической системе глаза называется рефракцией. Клиническую рефракцию характеризует положение главного фокуса по отношению к сетчатке. Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция называется соразмерной – эмметропией. Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная - аметропия. Существует две главные аномалии рефракции, которые связаны, как правило, не с недостаточностью преломляющих сред, а с ненормальной длиной глазного яблока.
Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие удлинения глазного яблока фокусируются впереди сетчатки, называется близорукостью - миопией. Отдаленные предметы при этом видны неотчетливо. Для исправления близорукости необходимо использовать двояковогнутые линзы.
Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие укорочения глазного яблока фокусируются позади сетчатки, называется дальнозоркостью - гиперметропией Для коррекции дальнозоркости требуются двояковыпуклые линзы. С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Такая старческая дальнозоркость, развивающаяся у людей после 40-45 лет, называется пресбиопией. Она исправляется с помощью очков с двояковыпуклыми линзами, которые надевают при чтении. Сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракции называется астигматизмом. При астигматизме лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке, и изображение получается расплывчатым. Для исправления астигматизма используют собирательные и рассеивающие цилиндрические линзы.
Под воздействием световой энергии в фоторецепторах сетчатки глаза происходит сложный фотохимический процесс, который способствует трансформации этой энергии в нервные импульсы. В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, в колбочках - йодопсин. Под влиянием света родопсин разрушается, в темноте он восстанавливается. Для этого необходим витамин А. При отсутствии или недостатке витамина А образование родопсина нарушается и наступает гемералопия или куриная слепота, т.е. неспособность видеть при слабом свете или в темноте. Йодопсин под влиянием света также разрушается, но медленнее родопсина (примерно в 4 раза). В темноте он тоже восстанавливается.
Уменьшение чувствительности фоторецепторов глаза к свету называется адаптацией. Адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит в среднем за 4-5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется значительно дольше и происходит в среднем за 40-50 минут.
Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Существует 7 видов колбочек, реагирующих на лучи различной длины и вызывающие ощущение различных цветов. В анализе цвета участвуют не только фоторецепторы, но и ЦНС. Врожденное нарушение цветового зрения называется дальтонизмом. Джон Дальтон (1766-1844), английский химик и физик, первым (1794) описал данный дефект зрения, которым страдал сам. Дальтонизмом страдают примерно 8% мужчин и 0,5% женщин. Люди-дальтоники не могут быть водителями транспорта, так как не различают цветовых дорожных сигналов. Нарушения цветового зрения устанавливают при помощи общедиагностических полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина.
Рассматривание предметов обоими глазами называют бинокулярным зрением. Когда мы смотрим на какой-либо предмет обоими глазами, то у нас не получается восприятия двух одинаковых предметов. Это связано с тем, что изображения от всех предметов при бинокулярном зрении падают на соответствующие, или идентичные, участки сетчатки, в результате чего в представлении человека эти два изображения сливаются в одно. Бинокулярное зрение имеет большое значение в определении расстояния до предмета, его формы, рельефности изображения и т.д.
Важным параметром зрительных функций глаза является острота зрения. Под остротой зрения понимают способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1), принята обратная величина угла зрения 1 угловой минуты (Г). Если этот угол будет больше (например, 5'), то острота зрения уменьшается (1/5 = 0,2), а если он меньше (например, 0,5'), то острота зрения увеличивается вдвое (visus = 2,0) и т.д.
Для исследования остроты зрения в клинической практике широко применяются таблицы Д.А.Сивцева с буквенными оптотипами (специально подобранными знаками-буквами), а также таблицы, составленные из колец Х.Ландольта.
Приложение 3
Тестовые задания по теме
«Строение зрительного анализатора»
Выберите один правильный ответ.
В – 1
- К вспомогательному аппарату глаза не относят:
- защитные приспособления
- слезный аппарат
- стекловидное тело
- Масса глазного яблока составляет в (г):
- 3 – 4
- 7 – 8
- 10 – 12
- Передняя часть фиброзной оболочки называется:
- радужка
- склера
- роговица
- Глазодвигательные мышцы прикрепляются на:
- склере
- роговице
- хрусталике
- В состав сосудистой оболочки не входит:
- ресничное тело
- радужка
- склера
- Аккомодационная мышца находится в толще:
- радужки
- ресничного тела
- хрусталика
- Аппаратом сумеречного зрения являются:
- палочки
- колбочки
- ганглиозные клетки
- Пигмент колбочек называется:
- родопсин
- йодопсин
- меланин
- Хрусталик расположен между:
- радужкой и стекловидным телом
- хориоидеей и сетчаткой
- склерой и радужкой
10. Двигательный аппарат глаза включает мышцы:
1) 2
2) 4
3) 7
11. Способность глаза ясно видеть разноудаленные предметы называется:
- рефракция
- аккомодация
- адаптация
12. Для коррекции миопии необходимо использовать линзы:
1) двояковогнутые
2) двояковыпуклые
3) цилиндрические
13. При отсутствии или недостатке витамина А наступает:
1) гемералопия
2) пресбиопия
3) дальтонизм
14. Аномалия рефракции при которой световые лучи фокусируются позади сетчатки называется:
1) эмметропия
2) миопия
3) гиперметропия
15. Высший корковый центр зрительного анализатора находится в:
1) затылочной доле большого мозга
2) лимбической системе
3) продолговатом мозге
Тестовые задания по теме
«Строение зрительного анализатора»
Выберите один правильный ответ.
В – 2
1. К наружной оболочке глазного яблока относят:
1) сосудистую
2) фиброзную
3) сетчатку
2. Богата нервными окончаниями, но не содержит кровеносных сосудов:
1) радужка
2) склера
3) роговица
3. Содержит много пигментных клеток и определяет цвет глаз:
1) сетчатка
2) ресничное тело
3) радужка
4. Сила преломления световых лучей роговицы составляет (в диоптриях):
1) 18
2) 1,3
3) 40
5. Аппаратом дневного и цветового видения являются:
1) ганглиозные клетки
2) палочки
3) колбочки
6. Место выхода зрительного нерва называется:
1) слепое пятно
2) желтое пятно
3) шлемов канал
7. Количество фоторецепторов сетчатки глаза – колбочек составляет (в млн.):
1) 7
2) 10
3) 130
8. Циннова связка прикрепляется к части хрусталика:
1) ядру
2) капсуле
3) коре
9. В составе внутреннего ядра глазного яблока отсутствует:
1) роговица
2) хрусталик
3) стекловидное тело
10.Пигмент палочек называется:
1) родопсин
2) тироксин
3) йодопсин
11. Преломление света в оптической системе глаза называется:
1) аккомодация
2) рефракция
3) адаптация
12.Участвует в аккомодации глаза, продуцирует водянистую влагу и регулирует ее обмен:
1) хрусталик
2) стекловидное тело
3) ресничное тело
13. Аномалия рефракции, при которой световые лучи фокусируются перед сетчаткой называется:
1) миопия
2) эмметропия
3) гиперметропия
14. Для коррекции гиперметропии необходимо использовать линзы:
1) двояковогнутые
2) двояковыпуклые
3) цилиндрические
15. Подкорковый центр зрительного анализатора находится в:
1) лимбической системе
2) подушках таламуса, латеральных коленчатых телах и верхних холмиках четверохолмия
3) продолговатом мозге
Приложение 4
Эталоны ответов к вопросам фронтального опроса
- Анализатор (термин, введенный И.П.Павловым в 1909 году для обозначения совокупности образований, деятельность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического воспринимающего прибора, содержащего рецепторы;
2) проводящих путей и центров мозга;
3) высших корковых центров головного мозга, куда проецируется импульсация.
- Выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную, проприоцептивную и вестибулярную сенсорные системы.
- Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним анализаторам относятся: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный (тактильный, болевой, температурный). К внутренним анализаторам относятся: двигательный, вестибулярный и висцероцептивный.
- Рецепторы внешних анализаторов называются экстерорецепторами, внутренних анализаторов - интерорецепторами. К интерорецепторам относятся: хеморецепторы, осморецепторы, волюмрецепторы, проприорецепторы, вестибулорецепторы, висцерорецепторы и др. Кроме того, все рецепторы внешних анализаторов делятся на две большие группы: дистантные рецепторы (зрительные - фоторецепторы, слуховые, обонятельные) и контактные рецепторы (тактильные, температурные, вкусовые, болевые).
- Рецепторы обладают рядом общих свойств.
1) Все они имеют очень высокую возбудимость. Порог раздражения рецепторов, т.е. количество энергии, которое необходимо для возникновения возбуждения, чрезвычайно низок.
2) С увеличением силы раздражения возрастает интенсивность ощущения
3) Почти все рецепторы обладают свойством адаптации, т.е. приспособления к силе действующего раздражителя (например, к шуму, запаху, давлению). Свойства адаптации нет у вестибуло- и проприорецепторов.
4) Энергия внешнего раздражения в рецепторах трансформируется в нервные импульсы.
Приложение 5
Эталоны ответов тестовых заданий по теме
«Строение зрительного анализатора»
В – 1 В – 2
- 1.2
- 2.3
- 3.3
- 4.3
- 5.3
- 6.1
- 7.1
- 8.2
9.1 9.1
10.3 10.1
11.2 11.2
12.1 12.3
13.1 13.1
14.3 14.2
15.1 15.2
Приложение 6
Критерии оценки тестовых заданий
- ошибок – «5»
1 – 3 ошибки – «4»
3 – 5 ошибок – «3»
Более 5 ошибок – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».
Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...

Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор"
Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор", с экспериментами...
Зрительный анализатор
Рассмотр зрительного анализатора...

Учебно-методическая разработка для самостоятельного изучения темы "Зрительный анализатор"
Учебно-методический материал к самостоятельному изучению темы «Строение и работа зрительного анализатора» для студентов очно-заочной формы обучения p { margin-bottom: 0.25cm; direction:...

Презентация к методическому пособию "Строение зрительного анализатора"
Презентация к методическому пособию "Строение зрительного анализатора" предназначена для проведения теоретического занятия со студентами II курса специальности 34.02.01 Сестринское...


