Учебно-методическое пособие по математике для самостоятельной работы студентов "Задачи на проценты"
методическая разработка
Данный сборник заданий по математике предназначен для организации самостоятельной работы студентов первого курса медицинского колледжа
Основная цель пособия — формирование у обучающихся прочных практических навыков решения задач на проценты, которые имеют широкое применение в профессиональной деятельности медицинских работников.
Данный сборник заданий по математике предназначен для организации самостоятельной работы студентов первого курса медицинского колледжа
Основная цель пособия — формирование у обучающихся прочных практических навыков решения задач на проценты, которые имеют широкое применение в профессиональной деятельности медицинских работников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие по математике
для самостоятельной работы студентов первого курса
специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
«Задачи на проценты»
Содержание
Пояснительная записка 2
Вариант 1 (с решениями) 3
Вариант 2 5
Вариант 3 5
Вариант 4 6
Заключение 7
Список используемых источников 7
Ответы 8
Пояснительная записка
Данный сборник заданий по математике предназначен для организации самостоятельной работы студентов первого курса медицинского колледжа по специальностям 34.02.01 «Сестринское дело» и 31.02.01 «Лечебное дело». Основная цель пособия — формирование у обучающихся прочных практических навыков решения задач на проценты, которые имеют широкое применение в профессиональной деятельности медицинских работников.
Задачи данного типа особенно важны для будущих специалистов здравоохранения, поскольку связаны с расчетом дозировок лекарственных препаратов, приготовлением растворов, определением концентраций, обработкой статистических и клинических данных. Умение быстро и точно производить процентные вычисления позволяет минимизировать риск ошибок, что имеет особое значение в условиях медицинской практики.
Материал сборника систематизирован по вариантам и включает как тренировочные задания, так и примеры с подробными решениями, а также ключи с ответами. Это способствует более глубокому пониманию способов вычислений и развитию у студентов самостоятельности, логического мышления и внимательности. Особое внимание уделено заданиям, ориентированным на профессиональный контекст, что обеспечивает междисциплинарную связь математики и медицинских дисциплин.
Сборник может использоваться как на практических и самостоятельных занятиях, так и для подготовки к контрольным работам. Он позволяет студентам закрепить теоретические знания, выработать устойчивые навыки вычислений и повысить уровень готовности к решению профессионально значимых задач.
Вариант 1 (с решениями)
1. В растворе содержится 12 г соли. Масса раствора — 300 г. Найдите процентное содержание соли.
Решение: Воспользуемся правилом 3 – найдем процент соли в растворе. ω = m_вещества / m_раствора × 100% = 12/300 × 100% = 4%.
Ответ: 4%.
2. Пациенту назначено лекарство в дозировке 0,25 г. Таблетка массой 1 г содержит 5% действующего вещества. Какое количество таблеток необходимо принять?
Решение: Воспользуемся правилом 1 – найдем количество вещества в 1 таблетке массой 1 г: 5/100*1 = 0,05 г вещества. Назначено 0,25 г. Тогда искомое количество таблеток: 0,25/0,05 = 5.
Ответ: 5 таблеток.
3. Из 240 студентов колледжа 60% — девушки. Сколько девушек обучается в колледже?
Решение: Воспользуемся правилом 1. Переведем 60% в десятичную дробь. Для этого выполним действие 60/100 = 0,6. Далее умножим величину (количество студентов) на полученную дробь: 240 × 0,6 = 144.
Ответ: 144 девушки.
4. Масса тела пациента уменьшилась на 8% и составила 92 кг. Какова была масса пациента до снижения?
Решение: Из условия задачи видно, что уменьшенная масса тела пациента составляет 92%. Переведем 92% в десятичную дробь и воспользуемся правилом 2: 92/0,92 = 100 кг.
Ответ: 100 кг.
5. В аптеке стоимость препарата повысилась с 250 руб. до 280 руб. На сколько процентов изменилась цена?
Решение: 1 способ. Воспользуемся правилом 3 – найдем процент повышения стоимости. 280/250*100 = 112%. При этом видно, что повышение составило 112-100 = 12%.
Ответ: +12%.
Задания для самостоятельной работы
Вариант 2
1. Раствор глюкозы содержит 40 г вещества в 500 г раствора. Определите процентное содержание глюкозы.
2. Пациенту необходимо ввести 300 мл раствора. Врач назначил 2% раствор, а в наличии имеется 10% раствор. Сколько миллилитров 10% раствора нужно взять для приготовления 2% раствора?
3. В учебной группе 25 студентов, из них 32% учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько человек это составляет?
4. Масса пациента составляла 80 кг. После курса лечения она увеличилась на 7%. Найдите новую массу.
5. В результате анализа установлено, что содержание гемоглобина по сравнению с нормой снижено на 15%. Если норма — 140 г/л, найдите фактическое значение.
Вариант 3
1. В 200 мл раствора содержится 10 г активного вещества. Определите массовую долю (%) вещества.
2. Для ребёнка назначено лекарство из расчёта 0,1 мг на 1 кг массы тела. Масса ребёнка — 25 кг. Препарат выпускается в виде раствора 2%. Сколько миллилитров раствора нужно ввести?
3. Из 180 студентов колледжа 72 — юноши. Какой процент составляют девушки?
4. Уровень сахара в крови пациента снизился с 9,0 ммоль/л до 7,2 ммоль/л. На сколько процентов произошло снижение?
5. Цена препарата снизилась с 500 руб. до 425 руб. На сколько процентов уменьшилась стоимость?
Вариант 4
1. Раствор содержит 80 г вещества в 400 г смеси. Определите процентное содержание.
2. Пациенту назначено 1,2 г действующего вещества. Препарат выпускается в таблетках по 300 мг, что составляет 20% от массы таблетки. Сколько таблеток необходимо принять?
3. В группе 30 студентов, из них 18 девушек. Найдите процент девушек.
4. Масса тела пациента увеличилась с 72 кг до 78,5 кг. На сколько процентов изменилась масса пациента? При необходимости ответ округлите до сотых.
5. В растворе содержится 5% действующего вещества. Сколько вещества содержится в 250 мл такого раствора?
Заключение
Решение задач на проценты играет важную роль в подготовке студентов медицинского колледжа, так как данные умения напрямую связаны с будущей профессиональной деятельностью. Умение работать с процентами необходимо при расчёте дозировок лекарственных средств, приготовлении растворов, анализе клинических и статистических данных. Представленный сборник позволяет не только закрепить базовые математические навыки, но и формирует у обучающихся практико-ориентированное мышление, что способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов среднего медицинского звена.
Список используемых источников
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика. Базовый курс: учебное пособие для СПО. — М.: Просвещение, 2020. — 432 с.
- Дорофеев Г. В., Суворова С. Б. Задачи по математике: учебник для колледжей. — М.: Академия, 2019. — 256 с.
- Колмогоров А. Н., Фомин С. В. Элементы теории функций и функционального анализа. — М.: Наука, 2018. — 352 с.
- Лобанов А. И., Кузнецова Е. В. Математика для медицинских колледжей: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2021. — 280 с.
- Якиманская И. С. Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения. — М.: Педагогика, 2020. — 240 с.
Ответы
Вариант 2: 1). 8%; 2). 60 мл; 3). 8 человек; 4). 85,6 кг; 5). 119 г/л
Вариант 3: 1). 5%; 2). 0,125 мл; 3). 60%; 4). 20%; 5). 15%
Вариант 4: 1). 20%; 2). 4 таблетки; 3). 60%; 4). 9,03%; 5).12,5 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для выполнения самостоятельных работ по дисциплине "Экономика"
Данное пособие предназначено для студентов начального профессионального образования по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». В пособии представлены разработанные самостоятельные занятия...

Электронное пособие для обеспечения самостоятельной работы студентов по менеджменту
Электронное пособие выполнено в форме интернет-сайта. Запускается со страницы Index....

Методическое пособие для проведения самостоятельной работы по теме: "Метод координат"
Работа содержит 2 варианта для самостоятельной работы студентов по теме: Метод координат...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебно - методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», Федеральным государственным образовательным стандартом...

Учебно-методическое пособие к выполнению самостоятельной работы обучающихся 2 курса по МДК 05.02 Технология обслуживания в барах. Для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
Данное методическое пособие предназначено обучающимся по МДК 05.02 Технология обслуживания в барах в рамках основной профессиональной образовательной программы среднего профессиональ...
Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания для специальности среднего профессионального образования 43.02.14 Гостиничное дело
В учебно-методическом пособии даны рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания, спе...

Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы по МДК 05.01 Технология обслуживания в ресторанах
Данное учебно-методическое пособие разработано на основе ФГОС СПО по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании» и в соответствии с планом и программой курса...
