Технологическая карта (план) учебного занятия (практическое занятие) № 3 Тема занятия: Обращение с медицинскими отходами в медицинских организациях
учебно-методический материал
Технологическая карта (план) учебного занятия (практическое занятие) № 3
Учебная дисциплина/МДК: «ПМ 01. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»/ МДК 01.01. Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации
Тема занятия: Обращение с медицинскими отходами в медицинских организациях
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 3
Учебная дисциплина/МДК: «ПМ 01. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»/ МДК 01.01. Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело.
Тема занятия: Обращение с медицинскими отходами в медицинских организациях
Вид занятия: информационно – развивающий.
Время проведения: 270 минут
Место проведения: Симуляционный кабинет сестринского ухода
Цели занятия:
Образовательные: сформировать у обучающихся системное представление о классификации медицинских отходов (классы А, Б, В, Г, Д) и их эпидемиологической значимости;
изучить нормативно‑правовую базу обращения с медицинскими отходами (СанПиН, федеральные законы, локальные регламенты);
освоить алгоритмы сбора, хранения, транспортировки и утилизации отходов каждого класса;
познакомить с оборудованием и расходными материалами для безопасного обращения с отходами (контейнеры, пакеты, маркировка);
обучить мерам профилактики профессионального заражения при работе с отходами (СИЗ, дезинфекция, действия при аварийных ситуациях);
выработать навыки документирования процессов обращения с отходами (журналы учёта, акты утилизации).
Развивающие: развить аналитическое мышление: умение классифицировать отходы по степени опасности и выбирать соответствующий способ обращения;
сформировать навыки принятия решений в нестандартных ситуациях (разлив/рассыпание отходов, повреждение упаковки);
совершенствовать внимание к деталям при соблюдении требований маркировки и герметичности упаковки;
развить способность к самоконтролю при выполнении манипуляций, снижающих риск инфицирования;
стимулировать познавательную активность через анализ реальных кейсов и аварийных ситуаций;
развить коммуникативные навыки при работе в команде (распределение обязанностей при сборе и транспортировке отходов);
сформировать организационные умения по планированию рабочего процесса с учётом требований безопасности.
Воспитательные: воспитать ответственное отношение к соблюдению санитарно‑эпидемиологических норм как основы безопасности пациентов и персонала;
укрепить профессиональную этику: осознание личной ответственности за предотвращение распространения инфекций;
сформировать бережное отношение к окружающей среде через понимание экологических последствий неправильной утилизации отходов;
развить дисциплинированность и аккуратность при выполнении рутинных процедур (маркировка, герметизация, учёт);
воспитать толерантность и взаимопомощь при работе в коллективе (контроль действий коллег, оказание помощи в аварийных ситуациях);
способствовать осознанию ценности жизни и здоровья через анализ последствий нарушений правил обращения с отходами;
привить привычку к рефлексии: оценка собственных действий на соответствие стандартам безопасности.
Формируемые общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Умения:
У1 организовывать рабочее место;
У5 осуществлять сбор, обеззараживание и временное хранение медицинских отходов в местах их образования в медицинской организации;
У6 соблюдать требования охраны труда при обращении с острыми (колющими и режущими) инструментами, биологическими материалами;
Знания:
З1 санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала);
З5 санитарные правила обращения с медицинскими отходами;
Интеграционные связи:
СГ.05 Основы бережливого производства; ОП.05 Основы микробиологии и иммунологии; ПМ.02 Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала; ПМ.03 Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни; ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях
Оснащение занятия:
- Методическая разработка, поурочный план практического занятия
- Мультимедийная установка
- Действующие приказы и постановления практического здравоохранения
- Презентация по теме
Литература:
Основные печатные издания:
1. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3
2. Гордеев, И. Г. Сестринское дело. Практическое руководство: учебное пособие / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2022. Архивировано 30 августа 2022 года.
4. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2022. Архивировано 22 сентября 2022 года.
5. Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др.]; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
6. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
Основные электронные издания
1. Минприроды России от 02.11.2020 N 25-47/28897 "О рассмотрении обращения по вопросу регулирования деятельности в области обращения ТКО" \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 30 августа 2022. Архивировано 30 августа 2022 года.
ФАС России от 12.11.2020 N 17/99041/20 "О рассмотрения обращения" \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 30 августа 2022. Архивировано 30 августа 2022 года.
2. Медотходы класса А с санитарной точки зрения – это, по сути, ТКО. www.garant.ru. Дата обращения: 31 августа 2022. Архивировано 21 мая 2022 года.
3. Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др.] ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 512 с.: ил. - 512 с. - ISBN 978-5-9704-6455-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970464557.html (дата обращения: 03.01.2023). -
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Содержание (формы и методы работы) | Действия студентов | Методическое обоснование | Результаты (освоенные ПК и ОК) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |||
1. Организационный момент. (5 мин) Преподаватель:
-приветствует студентов;
-обращает внимание на внешний вид и готовность аудитории к занятию; -отмечает присутствующих;
-сообщает тему, цели, план практического занятия; -отмечает актуальность данного занятия в их будущей профессиональной деятельности. | Студенты: -приветствуют преподавателя; -занимают рабочие места; -слушают преподавателя -записывают в тетрадь тему, цели занятия, знакомятся с планом занятия, ставят перед собой цели. | Реализация воспитательных и образовательных целей. Проводится с целью создания рабочей обстановки. Приучает к выполнению единых требований в процессе обучения, активизирует на целенаправленную деятельность | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Соблюдение морально- этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения | Наблюдение и оценивание в процессе организационного момента. | |||
2. Актуализация опорных знаний. (35 мин) Цель: активизировать студентов на всех этапах лекции путем постановки проблемных вопросов, используя междисциплинарные связи. | Участвуют в обсуждении | Реализация воспитательных и образовательных целей. Проводится с целью создания рабочей обстановки. Приучает к выполнению единых требований в процессе обучения, активизирует на целенаправленную деятельность | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Соблюдение морально- этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения | ||||
3. Изучение нового материала (200 мин) План лекции: 1. Теоретический блок с демонстрацией: Классификация отходов: класс А, Б, В, Г, Д. Демонстрация: образцы цветовой маркировки пакетов и контейнеров. 2. Сбор, обеззараживание и временное хранение медицинских отходов в местах их образования в медицинской организации |
| Реализация воспитательных и образовательных целей. Проводится с целью создания рабочей обстановки. Приучает к выполнению единых требований в процессе обучения, активизирует на целенаправленную деятельность | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Оценка эффективности и качества выполнения заданий. | Наблюдение и оценивание в процессе проведения устного опроса. | |||
4. Подведение итогов занятия. (30 мин) Преподаватель обращает внимание на положительные и отрицательные стороны деятельности студента, комментирует работу каждого, отмечает вопросы, которые требуют дополнительной подготовки, определяет степень достижения целей, выставляет оценки за занятие по пятибалльной системе. Следит за ведение учебной документации, за поддержанием комфортной психологической атмосферы на занятии. | Студенты делают выводы, ставят перед собой цели для дальнейшего совершенствования знаний и умений. | Реализация воспитательных, образовательных и развивающих целей. Способствует адекватному самовосприятию студентами своей учебной деятельности. Способствует выявлению уровня усвоения пройденного материала, закреплению изученной темы. | ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Оценка эффективности и качества выполнения заданий. | Оценивание результатов практического занятия. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по теме "Правила обращения с медицинскими отходами" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело
Одна из важнейших задач, стоящих перед любым учреждением или компанией медицинского направления — утилизация медицинских отходов. Они представляют особую опасность для людей. Ведь в этих отходах...

Технологическая карта практического учебного занятия Проведение общего анализа мочи, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Технологическая карта практического учебного занятия Проведение общего анализа мочи, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Комплект технологических карт к теоретическим и практическим занятиям по ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
Комплект методического обеспечения из технологических карт для теоретических и практических занятий....
Комплект технологических карт по теоретическим и практическим занятиям по УД "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Комплект технологических карт по теоретическим и практическим занятиям по УД "Генетика человека с основами медицинской генетики"...

Технологическая карта (план) учебного занятия (лекция) № 1.Тема занятия: Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП)
Технологическая карта (план) учебного занятия (лекция) № 1Учебная дисциплина/МДК: «ПМ 01. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»/ МДК 01...

Технологическая карта (план) учебного занятия (лекция) № 6. Тема занятия: Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения
Технологическая карта (план) учебного занятия (лекция) № 6Учебная дисциплина/МДК: «ПМ 01. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»/ МДК 01...

Технологическая карта (план) учебного занятия (практическое занятие) № 2. Тема занятия: Дезинфекция
Технологическая карта (план) учебного занятия (практическое занятие) № 2Учебная дисциплина/МДК: «ПМ 01. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи...
