Плугатырева -Полях Ольга Николаевна

Учителями славится Россия, учителя приносят славу ей!

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. (А. Дистервег)

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: филология

Увлечения: музыка, театр, поэзия, цветы

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: с. Красный Яр, Энгельсского района

Место работы: МАОУ " Образовательный центр 4"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/plugatyreva-olga-nikolaevna
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро

Учителям России посвящается…

 

Рано утром свет в её окошке,

В кабинете дремлет тишина,

Мел тихонько крошится в ладошке,

Полчаса до школьного звонка.

 

Вы стучитесь в души молодые,

К каждому находите свой   ключ,

Называя нас детьми своими,

Зажигая знанья светлый луч.

 

День за днем Олимпы покоряя,

Вы к вершинам мудрости ведете,

И порой, усталости не зная,

Не жалеете себя в работе.

 

Всем учителям -поклон земной

За терпенье их, за   пониманье!

И за то, что мы всегда с тобой

Под крылом заботы и вниманья.

 

И недаром так поэт сказал,

Что учителями славится Россия!

И на путь учительский кто встал,

Вам за всё спасибо, дорогие!

Плугатырева О.Н.

О себе

 

Плугатырева Ольга Николаевна,

 

учитель русского языка и литературы

 

МБОУ « СОШ с.Красный Яр» Энгельсского района, Саратовской области .

 

 

      «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»- сказал великий  классик  Лев Николаевич Толстой. Мне кажется, что новая педагогическая концепция  отражена в именно этих словах, хотя они сказаны в конце 19 века.

Уже прошло 24 года,  когда я   впервые услышала фразу в свой  адрес: «Это мой учитель». А теперь мои первые ученики  привели своих детей. Но все годы я вхожу в класс, где меня ожидают «герои своего времени», я понимаю, что за партами сидит Будущее России. И в этом Будущем мне и им  предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Учитель, как известно, профессия круглосуточная. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Пусть кто-то скажет, что я пишу ради красного словца, это его право так думать, но  даже утром , когда я  иду в школу, то мысленно репетирую свой урок. Помню, как была потрясена  рассказом об учителе литературы Евгении Николаевиче Ильине. Однажды он увидел утром  в транспорте беременную женщину, которой никто не уступил место, план урока по роману  Л.Н. Толстого « Война и мир», задуманный вчера, кардинально поменялся, ребятам  было предложено написать сочинение « Как ждать ребенка». Я считаю, что учитель всегда  должен  быть в поиске, если он будет  работать только по методическим пособиям, коих сейчас  бесчисленное множество , он превратиться в педагога  согласно записи в трудовой книжке.

В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – духовное питание, каждый  современный урок должен быть  событием для учеников , он должен  строиться на трех «СО» :СО-обща, СО-вместно, СО-участно , тогда   ученик сам пожелает «открыть» дверь  в самую загадочную и неизведанную страну Знаний. Согласно новым стандартам именно метапредметные универсальные учебные действия будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. 

Еще со студенческой скамьи  помню слова В. Ф. Шаталова, который утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в «рассол», он  обязательно просолится. Как же создать такой рассол?...Каким должен  быть учитель двухтысячного века?...

С кого начнём отвечать на этот  вопрос? Пожалуй, с государства, именно оно смотрит на меня, учителя, глазами Профстандарта и ФГОС. Как прописано в этих государственных документа, для осуществления успешного развития ребенка учитель должен обладать двадцатью различными умениями и трудовыми действиями, для воспитательной работы – двадцатью одним, для обучения - шестнадцатью. Может  быть и нет вообще   таких  учителей , какими  бы хотело нас видеть государство? Конечно, были, есть  и будут  учителя, которые  обладают ёще большими умениями, чем  заявлено в Стандартах, мы привыкли  мгновенно   переходить  на «новые рельсы» преподавания, сохраняя старые традиции. Государство обозначило, что в каждом ребенке мы  должны   воспитать личность, но для этого  учитель сам должен быть Личностью, притом такой, за которой  бы хотелось бы  идти. Он должен быть и строгим, и требовательным, и справедливым, и доброжелательным, обладать чувством юмора, должен быть интересен и внешне, и внутренне. Серые мышки не интересны поколению «Next», которые чаще смотрят  Интернет и молодежные журналы, чем открывают учебники. И чеховские слова, что в человеке должно  быть все прекрасно, относятся именно к современному учителю. Я не имею право  быть неопрятной, как внешне, так и внутренне,  так как требую этого от своих учеников. Учитель – это не только человек, который обучает ребят наукам, но и пример для подражания, во всех смыслах – нравственном, духовном. Чтобы ученики шли в ногу со временем, им нужен современный, технически грамотный «модернизированный», можно сказать,  « мобильный» учитель. На уроках литературы уже никого  не удивишь чтением  статьей в учебнике, заскучают, нужно владеть  компьютерными  технологиями, разбираться в политике, слушать « их» музыку, то есть не отставать  от времени, но ,прежде всего, учитель  должен  глубоко и всесторонне знать  свой предмет на современном научном уровне. Педагог воспитывает в первую очередь своим предметом. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли таких школьных предметов, как русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка. Им принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры.

Размышляем  дальше… Рассмотрим  позицию «Я – учитель» глазами родителя. Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Собственный опыт показывает, что нередко встречается позиция сугубо потребительская: «Вот вам мое чадо , и ,уж будьте добры, дайте мне готовый результат на выходе из школы».Таких родителей много, но еще  больше тех, кто заинтересован в том, чем и как живут их дети и чем живёт школа. А еще родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. Родители выбирают учителя…  Для многих педагогов это слышать оскорбительно, но если рассуждать с позиции родителя, то и мне было  важно, когда училась моя дочь,  какой учитель будет учить моего ребенка какую роль сыграет в становлении ее как личности,  Почему же я не должна уважать мнение родителей, которым  необходимо, чтобы мы, учителя, могли чувствовать ребенка, уважать его мнение .

А ещё есть самый главный для меня участник образовательного процесса (как принято говорить на языке Стандарта) и самый главный человек в школе-это Ученик. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» повествование ведется от лица мальчишки, пережившего трудное военное время. Зачем ему какой-то французский? Но учительница Лидия Михайловна, разглядев в ученике способности и характер, без устали помогала герою, ее уроки французского стали уроками доброты, уроками жизни. Когда ребят спрашиваешь, какими они видят  идеального учителя, то ответ один: «Учитель должен  в каждом ученике видеть личность». Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает несправедливо поставленная оценка.  Мой дедушка, бывший педагог, говорил, когда учитель ставит   ученику « двойку», он ставит ее себе. Именно   он  передал мне по наследству бесценный рецепт учительского успеха – Доброта, Честность, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм! Современный учитель  должен найти все   возможные способы, методы, формы, технологии, я еще много могу перечислить  педагогических инструментариев, чтобы  этой позорной  оценки в журнале не стояло. Для каждого ученика умелый учитель найдет  его индивидуальную траекторию развития.

Учитель по природе своей профессии - творец, ибо творит он Человека. Каким будет этот Человек, что после себя оставит – это и есть  результат профессиональной деятельности современного педагога. Мне вспоминается диалог из  знаменитого фильма « Ирония судьбы, или с легким паром»:

-Я врач, а ошибки врачей дорого обходятся.
-Ошибки учителей менее заметны, но обходятся они не менее дорого. 

Действительно, учителю нужно создать все  условия для саморазвития и самореализации ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить,  имея для этого силы, желание, здоровье.

Я часто задумываюсь, какой  я  учитель? Конечно, судить  объективно не мне, но попробую.   В общении с детьми стараюсь быть в меру требовательной, действительно, в меру, чтобы ученики не боялись спросить о чем- то, всегда прошу их высказывать свое мнение, пусть оно полностью противоположно моему.  Свой урок  уже не представляю  без использования ИКТ, потому что вижу, что ученикам это помогает в освоении  огромного потока  информации. Еще несколько лет назад для меня было  новым  освоение Интернета, я неумело водила  «мышкой», а сейчас он мой первый помощник. Я участвую в  Интернет-конференциях, дистанционных  конкурсах, имею свой персональный и  мини-сайты, странички на образовательных порталах,  все это помогает мне   распространять педагогический опыт на бескрайних просторах информационного пространства и накапливать  в своей методической « копилке» опыт коллег. Я считаю, что учитель должен постоянно находиться в состоянии конкуренции между собой вчерашним, сегодняшним и завтрашним, поэтому я всегда самокритична, только анализируя, оценивая, подвергая критике свою деятельность, учитель развивается 

Я творческий человек, сочиняю стихи, играю на аккордеоне, пою , в нашей семье песня-это главное,  ни один концерт в сельском клубе не обходится  без моего участия, сельчане уважают меня, а ребята гордятся. Мой класс самый лучший , звучит эгоистично, но это так, мы ходим в походы , проводим  вечера  вместе с родителями, празднуем вместе  дни рождения, я знаю их секреты, первые удачи  и неудачи, стараюсь  следовать клятве Гиппократа : « Не навреди»,-советом , педагогической проповедью.. Ученики радуют меня своими успехами, многие из них стали призерами  конкурсов различных уровней, я воспитала  шесть медалистов, но не это главное, главное - я завоевала любовь  детей, а это ничем  не купишь. Мое счастье, как любого другого педагога, в том,  чтобы  увидеть плоды своего нелегкого труда.

У меня очень дружная, большая семья: родители, три сестры, дочь, муж, племянницы, а если отметить, что в семье папы  было девять  детей, то представьте, за каким огромные столом  мы  собираемся все вместе. Я их очень люблю, но всегда перед ними в неоплаченном долгу, так как  больше времени провожу на работе или  нахожусь в состоянии работы. Мне часто  вспоминаются слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведёшь все уроки, и думаешь, что ты на износе,  но я выбрала самую  благородную, самую  необходимую профессию, ведь все профессии  от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Эта мудрость лежит в самом сердце моей педагогической философии.

 

И каждый час и каждую минуту

О чьих- то судьбах вечная забота,

Кусочек сердца отдавать кому-то-

Такая брат у нас с тобой работа..

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. Грин. "Алые паруса"

Б. Васильев. " Кони мои летят"

М. Шолохов "Тихий Дон", " Судьба человека"

 

Моё портфолио

 

Добро пожаловать!

Данный сайт, надеюсь, будет интересен учителям русского языка и литературы.

Здесь вы найдёте разработки уроков, презентации к ним, информацию о ЕГЭ и ГИА .

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Литература
Разное
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио