Исследовательская работа « Язык и гендер»
творческая работа учащихся по русскому языку (9 класс) на тему

Плугатырева -Полях  Ольга Николаевна

Многих заинтересует вопрос: отличается ли  язык мужчины и женщины, кто из них  больше говорит, одинаково  или по-разному  воспринимаются мужчиной и  женщиной значение одних и тех же слов? На эти  и  другие вопросы, связанные с  гендерными различиями,  попробуем ответить в нашей работе.

 

Цель исследования: выявить влияние гендерных различий при употреблении и понимании отдельных понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Исследовательская работа

« Язык и гендер»

Работу подготовил

Степанов Макар, Алымова Анастасия,

обучающиеся 9 Б класса

Руководитель

учитель русского языка и литературы

Плугатырева Ольга Николаевна


Оглавление

1. Введение. Обратимся  к теории .

2. Почему женщины болтливее, чем мужчины?

3.Особенности мужской и женской речи

  • Фонетико-интонационные особенности
  • Лексические особенности
  • Морфологические особенности
  • Синтаксические особенности

4.Влияние гендерных  различий на выбор профессии.

5.Заключение.


Все люди уникальны и неповторимы. Вы ни за что не  найдете двух одинаковых цветков, камней, звезд,  а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза - различия между мужчиной и женщиной. По анатомическим признакам  мы  можем определить  мужчина или женщина перед нами, они также различны в  одежде, в манере держаться, в голосе и еще многое другое отличает  «сильную» половину человечества от «слабой». Но нас заинтересовал вопрос: отличается ли  язык мужчины и женщины, кто из них  больше говорит, одинаково  или по-разному  воспринимаются мужчиной и  женщиной значение одних и тех же слов? На эти  и  другие вопросы, связанные с  гендерными различиями,  попробуем ответить в нашей работе.

Цель исследования: выявить влияние гендерных различий при употреблении и понимании отдельных понятий.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.

2.Есть ли связь между речевым поведением и полом человека?

3.Каковы различия между мужской и женской речью?

4.Почему мужчины и женщины говорят по-разному?

5.Влияние  гендерных различий на выбор профессии.

Предмет исследования: речь мужчин и женщин (мамы и папы), юноши и девушки МБОУ « СОШ с.Красный Яр»).

Гипотеза исследования: мужчины и женщины, употребляя одни и те же слова, подразумевают разные понятия.

        


1.Введение . Обратимся  к теории .

        Прежде чем ответить на основные вопросы исследования отметим , что в 20 веке в российской научной литературе появился термин «гендерные исследования». Этот термин изначально использовался для описания  социальных, культурных, психологических аспектов «женского» в сравнении с

« мужским», то  есть « при выделении всего, что формирует черты , нормы , стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет  как  женщин и мужчин» ( цитата по Пушкаревой , 2000 г.). Первые работы по изучению мужского и женского вербального поведения появились в XVII веке. Ученые пришли  к выводу, что существуют специфические слова и выражения, используемые только мужчинами и женщинами, что в разговоре создает впечатление, будто бы они говорят на разных языках. Уже в первобытном обществе мужчина и женщина выполняли определенные гендерные роли. От мужчины они требовали качеств, необходимых охотнику и войну :смелости, агрессивности, готовности к риску, склонности к лидерству, быстроты и решительности в принятии решений, а от женщин – качеств, необходимых для воспитания потомства :мягкости, способности к сопереживанию, заботливости.

В некоторых обществах различные особенности построения речи у женщин и мужчин соблюдались настолько строго, что появлялись даже особые варианты языка. В чукотском языке, например, некоторые слова запрещено произносить женщинам - чаще всего имена мужа и его родственников, а также слова, по звучанию похожие на их имена. Так до начала ХХ века казашки должны были вместо имени мужа произносить «хозяин огня» или «отец» плюс имя их сына. У алтайцев, если имя мужа значило «шесть», жена не имела права употреблять это числительное и должна была говорить «на один больше пяти». Но не стоит думать, что значительные различия между мужской и женской речью свойственны только народам, где полностью господствуют архаичные традиции. Эти отличия встречаются и в современных развитых странах, сохранивших традиционный уклад жизни. Ярким примером является Япония. Так, в конце предложений японцы постоянно используют разного рода частицы, выражающие эмоции говорящего. Набор этих частиц у мужчин и женщин отличается. В 70-е годы прошлого столетия  во всем мире начинается новая волна интереса к женской речи, связанная с феминистическим движением.

2. Почему женщины болтливее, чем мужчины?

Еще великий поэт 19 века Михаил Юрьевич Лермонтов говорил: «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает. То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков». И действительно, в восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит, у женской половины  большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания, что "мужчина любит глазами, а женщина - ушами".

Мы сравнили речь  девочки и мальчика до  двух лети и  пришли к выводу, что в год-полтора девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики в основном произносят такие слова, как   « би-би», «мама», «баба», они намного позже начинают говорить . Даже в игре девочка в годик  уже качает в руках куклу, разговаривает с ней, а мальчик ползает по полу с машинкой и громко «гудит». Таким образом ,  игра уже существенно влияет  на  коммуникативное  «взросление» девочки .

К началу школы девочки уже активно создают и поддерживают ситуации общения: знакомятся, рассказывают о себе, задают вопросы. Психологи исследовали мальчиков и девочек школьного возраста, и оказалось, что девочки воспринимают мир через эмоции, их обучаемость зависит от положительного контакта с учительницей. Мир мальчиков менее эмоционален,  в нем нет места лишним деталям. Обратите внимание, как мальчик   и девочка  будут рассказывать об одном и том же происшествии: пропажи чего-нибудь. Мальчик просто скажет в одном предложении, что он что-то  потерял. Девочка же начнет обязательно издалека, может добавить несколько незначащих деталей, чтобы финал – пропажа– оказался наиболее драматичным. То же явление   будет наблюдаться и при взрослении.

Вряд ли кто усомнится, что женщины болтливее мужчин – это один из самых известных стереотипов относительно мужской и женской психологии. Мужчины суровы и немногословны, женщины открыты и всегда готовы поделиться всем, что на душе, конечно, в беседах они видят наилучший способ снятия стресса, которым, как и склонностью к слезам, женщины должны быть благодарны своей природе. Именно возможность снять эмоциональное напряжение является неоспоримым преимуществом женщин, увеличивая продолжительность их жизни по сравнению с мужчинами. И уже становясь старше и образуя пары, мужчины и женщины начинают понимать, насколько сильное различие между ними кроется в самом отношении к беседе. Женщина говорит всегда и везде, мужчины даже сочиняют анекдоты про болтливость женщин :

- Слушай, ну и разговорчивая у тебя жена!
- Не то слово, в этом году ездили на море отдыхать, так у неё язык загорел!

- Алло, Серёжка, привет! Правда, что у  твоей Юльки пропал сегодня  кошелек? 
- Света, это кто тебе сказал?! 
- Да Наташка сейчас звонила. Она встретила на улице Ленку, та шла из кафе, где виделась с Дашкой и Ольгой. А они были в гостях у твоей Юльки. Но ты ничего плохого не подумай на Юльку - она сразу сказала им молчать!

Ученые  выяснили, что женщины говорят почти в три раза больше мужчин. Такие данные содержатся в книге "Женский ум" американского психиатра, доктора Луан Бризендин, которая возглавляет женскую клинику в Сан-Франциско. Согласно данным исследований, каждый день американская женщина произносит в среднем 20 тыс. слов - на 13 тыс. больше, чем мужчина. Кроме того, как выяснилось, женщины говорят быстрее мужчин. Это происходит из-за того, что во время разговора женщина использует большее количество клеток головного мозга. У мужчин "разговорные" клетки блокируются гормоном тестостероном.
  Американский психиатр
Луан Бризендин сравнила способность женщины много говорить  с восьмиполосным шоссе, по которому свободно движутся ее эмоции, в то время она отмечает, что  у мужчин для эмоций есть только небольшая проселочная дорога. Луан Бризендин также утверждает, что тестостерон не только уменьшает количество клеток в мужском мозге, отвечающих за склонность к разговору, но и отрицательно воздействует на способность мужчин внимательно слушать. Именно поэтому мужчины зачастую остаются глухи к логическим доводам своих жен и подруг. Ученые нашли сотни генов, которые по-разному включаются и выключаются в мозгу мужчин и женщин.

3.Особенности мужской и женской речи

Фонетико-интонационные особенности

Во всех языках мира речь людей разного пола различается фонетически, и прежде всего интонационно. Женщины в своей речи пользуются звуками 5 тонов (высоких и низких), включая «ахи» и «охи». У мужчин тональность более узкая (3 тона), поэтому они, как правило, говорят монотонно. Для женской фонетики характерно более выразительное участие губ ( в сравнении с мужской артикуляцией тех же губных звуков). Поэтому в женской речи чаще звучат слова с мягкими согласными

Лексические особенности

В лексическом плане женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально оценочной лексики, а мужская лексика чаще стилистически нейтральна. В беглой речи женщины чаще употребляют отрицания и прочие «второстепенные» слова, в которые можно вложить эмоцию. Женщины очень любят формы превосходной степени, «ласкательные» выражения. Если мужчины гораздо чаще употребляют сленговые слова и выражения, нелитературную и ненормативную лексику, то женщины придерживаются слов с нейтральной стилистической окраской.

Морфологические особенности

Еще в конце XX в. (1975г.) лингвист Т.Б.Крючкова установила, что женщины употребляют больше местоимений и частиц, а мужчины - существительных и прилагательных. Лингвисты Д.Гейдж и Н.Бенфорд утверждали, что мужчины используют больше существительных и глаголов, а женщины - прилагательных и наречий.

Приводим проведенную статистику данных ученых

При сопоставительном анализе показателей таблицы видно, что речь женщины более насыщена, в морфологическом плане разнообразна.

Синтаксические особенности

Мужская речь более книжна ,чем женская, сложнее по синтаксису и более насыщена интеллектуально, но не эмоционально. Мужчины в речи чаще употребляют подчинительную, а не сочинительную синтаксическую связь. Причем они часто используют придаточные времени, места и цели, тогда как в речи женщин в основном преобладают придаточные степени и уступительные. У мужчин предложения короче. Обычно они дают вводную часть, ясно излагают суть и делают выводы. Женщина в своей речи ведет несколько линий, структура ее речи многопланова. В женской речи чаще встречаются восклицательные и вопросительные предложения, обратный порядок слов.

Придем к выводу, значит  речь лучше развита у девочек и женщин? Оказывается, это утверждение спорно. Что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи, несомненно, лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов,—лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин — способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

Перед нами встал вопрос: «Почему, если юноша и девушка употребляют одни и те же слова, это не означает, что они подразумевают одно и то же?» Нами было проведено небольшое исследование. Обучающимся  МБОУ « СОШ с.Красный Яр» юношам и девушкам были предложены следующие слова и выражения  «козлик», «мышь», «ден», «соня», «нечего надеть».

Результаты нашего исследования отражены в следующей таблице:

Юноши

Девушки

козлик

 Машина.

1. Молодой козел.

2. Персонаж сказки

мышь

Деталь компьютера

Представитель семейства грызунов

Ден

Сокращение от мужского имени Денис

Плотность колгот.

соня

Человек, который любит поспать

Женское имя

Мне нечего надеть

Нет ничего чистого

Нет ничего нового

Результаты показывают, что юноши и девушки, как и мужчины и женщины, по-разному понимают одни и те же слова, вследствие чего, между ними часто возникает непонимание.

4.Влияние гендерных  различий на выбор профессии.

 И в завершении мы хотели ответить на вопрос :влияют ли гендерные  различия на выбор профессии? Этот  вопрос нас  заинтересовал еще и  потому, что мы , девятиклассники, стоим на пороге профессиональной ориентации. Еще в прошлом веке  выделялись «мужские профессии»: водитель, шофер, дальнобойщик, шахтер, строитель, военный, грузчик, сварщик, тракторист, комбайнер, летчик, металлург, сталевар, слесарь, моряк, подводник, водолаз, токарь, сантехник, машинист, электрик, крановщик, бульдозерист и др., а к «женским» профессиям можно  было отнести такие профессии, как воспитатель, учитель, педагог, врач, швея, портниха, продавец, кассир, няня, парикмахер, повар, кондитер, бухгалтер, экономист, медсестра, маникюрша. Из выше сказанного, можно прийти  к выводу, что гендерные роли и стереотипы в 20 веке  влияли  на выбор профессии .

Проведя анкеты  среди обучающихся 8- 11 классов  о выборе профессии, мы пришли  к выводу, что сегодня юноши выбирают «женские» профессии (повар, кондитер, парикмахер и так далее), а девушки, в свою очередь, «мужские» профессии (автомеханик, технология машиностроения). Таким образом, исходя их полученных результатов, можно сказать, что деление профессий на «мужские» и «женские» в настоящее время можно считать условным.


Заключение

Таким образом , мы пришли в выводу, что мужчины и женщины, юноши и девушки, употребляя одни и те же слова, подразумевают разные понятия. Что и подтверждает нашу гипотезу. Женщины  говорят больше и эмоциональнее, чем мужчины. Гендерные роли и стереотипы с одной стороны оказывают влияние на выбор профессии, а с другой стороны не являются основным фактором при выборе профессии, поэтому разделение профессий по гендерному принципу условно.

Стиль общения юноши можно считать деловым, рациональным, лаконичным; коммуникативный стиль девушки –эмоциональный, многословный. Между юношами и девушками часто возникает недопонимание в связи с тем, что, употребляя одни и те же слова, они думают о разных вещах.

Тема женского  и мужского языка неисчерпаема.Здесь не все логично, но все очень интересно.


Используемая литература

1.Денисова А.А. Словарь гендерных терминов / Н.И. Ажгихина и др. / под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты» – М., 2002. URL: 2.Городникова М. Д. Гендерный аспект обращений как фактор речевого регулирования // Гендер как интрига познания: Сб. ст. М., 2000.

3.Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык и его функционирование / под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелевой. – М., 1993.

4.Луан Бризендин,  "Женский ум"

Сайты

http://www.owl.ru/gender/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Буклет к исследовательской работе "Язык смайликов"

Буклет к исследовательской работе "Язык смайликов"Выполнил: Столбинский Иван...

Проектно-исследовательская работа по английскому языку «Английский язык – язык парадоксов».

Английский язык – это язык парадоксов. К этому мнению я пришла после попыток объяснить все «невероятности», которые мне пришлось встретить на своей практике....

Исследовательская работа "Язык современного подростка"

Ссылаясь на исследовательскую работу по данной теме, было выявлено, что такую проблему исследуют учащиеся совместно со своими руководителями. Все опрошенные ребята отметили, что жаргоны считают распро...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...